Консультация для родителей на тему: "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством LEGO-конструирования"
консультация (старшая группа)

Евдокимова Ирина Викторовна

В консультации представлены основные принципы использования LEGO-технологий,  этапы развития способностей к конструированию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством

LEGO-конструирования»

Развитие речи ребенка является важным этапом в полноценном развитии личности человека в целом. Следует понимать, что речь является основой любой умственной деятельности, именно это умение обеспечивает реализацию успешной коммуникации ребенка с обществом, обеспечивает определенную успешность в учебной деятельности в школе.

Главной задачей дошкольного детства является всестороннее развитие личности ребенка, и от использования конкретных форм деятельности во многом зависит успешность данного процесса. Развитие речи тесно связано с сенсорными способностями ребенка, которые  обусловливают значительную двигательную активность ребёнка, и, поскольку, движение является естественным состоянием ребенка, способствующим его интеллектуальному развитию, особенно важно грамотно организовать окружающую предметную среду.

Наряду с применением традиционных методик обучения в последнее время возрастает роль LEGO-технологии в  коррекционно-педагогическом процессе. Хочется отметить, что внедрение в  практическую работу с детьми наборов LEGO позволяет в более короткие сроки достичь устойчивых положительных результатов в коррекции  нарушений речи.

LEGO -конструирование направлено на развитие следующих процессов у детей:

психическое развитие: формирование творческого воображения, пространственного, логического и проектного мышления, памяти;

развитие речи: активизация активного и пассивного словаря, развитие лексико-грамматического строя, связной речи, навыков коммуникативного общения;

физиологическое развитие: развитие мелкой моторики движений, координации рук и глаз;

личностные качества: любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, навыки продуктивного сотрудничества.

Во время выполнения практических заданий с конструктором включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы. Тренируя пальцы, оказывается мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи.

Приведу  несколько игр с использованием LEGO-конструктора, которые применяю в своей практической деятельности.

Игра «Сосчитай и назови»

Цель: учить детей  различным грамматическим конструкциям: согласование  существительных с числительными, употребление существительных единственного и множественного числа. Закреплять элементарные навыки счета.

Материал: детали Лего-конструктора, различные постройки из Лего-конструктора.

Ход игры. Взрослый: 

– Поиграем в игру, у меня одна лего-елка, а скажи, как будет много?

Например: один кубик, а много будет – кубиков.

одна пластина – много пластин,

одна арка – много арок,

одна балка – много балок,

одна шестирёнка – много шестирёнок и т.д.

– У меня одна елка, сколько елок у вас?

– Сколько ёлок у Кати?(5)

– Катя, посчитай все елки. (Одна елка, две елки, три елки, четыре елки, пять елок)

– Катя, подари одну ёлку Лизе. Сколько ёлок стало у Лизы?

– Посчитай, сколько всего у тебя елок?

Игра «Башня»

Цель:  учить детей употреблять в речи простые и сложные предлоги  (на, под, между, из-под, за, из-за и др.), развивать пространственные представления, конструкторские способности детей,  мелкую моторику рук.

Материал: детали Лего-конструктора.

Ход игры. Взрослый: 

–  У вас на столе кирпичики разного цвета.

–  Поставьте кирпичики на кирпичик, постройте башенку (предлог на).

–  Под красным кирпичиком находится желтый. (предлог под).

– Поставьте кирпичик так, чтобы синий кирпичик, был между красным и зеленым кирпичиком (предлог между).

– Теперь мы с тобой расскажем о твоей конструкции: на столе лежит желтый кирпичик, под красным лежит желтый кирпичик, между красным и зеленым лежит синий кирпичик.

                                                     Игра «Четвертый лишний»C:\Users\ЛОГОПЕД\Desktop\Новая папка\IMG_20230420_120345.jpg

Цель: развивать  внимание, сообразительность, память, умение выделять лишний признак, объясняя свой  выбор, учить составлять сложноподчиненные предложения с союзом потому что.

Материал: детали Лего-конструктора, различные постройки из Лего-конструктора.

Ход игры. Взрослый: посмотрите и скажите, какая деталь (или постройка) лишняя.

   

  Игра «Где птичка?» 

Цель: активизировать  словарный запас, побуждать детей использовать в речи предлоги: на, около, за, перед, развивать пространственные представления, мелкую моторику рук.

Материал:  дерево и птичка, построенные из конструктора «Лего».

Ход игры: ребенок располагает птицу на дереве и составляет предложения с предлогами в зависимости от местоположения птицы.

Например:  Птица сидит на ветке. 

Птица слетела с ветки.

                               Птица залетела за дерево.

                               Птица летит около дерева. 

Птица летит перед деревом и т.д.

Игра «Цветные детали»

Цель: активизировать  словарный запас, развитие внимания, сенсорных представлений, мелкой моторики рук.C:\Users\ЛОГОПЕД\Desktop\Новая папка\IMG_20230420_120452.jpg

Материал: корзинки разных цветов, детали Лего-конструктора.

Ход игры:  детям предлагается конструктор разных цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий) и корзинки, нужно разложить конструктор одинакового  цвета в разные корзинки, составляя при этом предложения.

Например: Это красная пластина. Я положу ее  в корзинку красного цвета.

Игра «Что изменилось?»

Цель: развитие внимания, памяти, связной речи, умения описывать предметы.

Материал: детали Лего-конструктора, различные постройки из Лего-конструктора.

Ход игры: на столе расположены лего-предметы в определенной последовательности.

Взрослый: посмотрите внимательно на предметы. Запомните,  как они расположены. Потом, когда вы отвернетесь, я что-то изменю. Когда вы повернетесь обратно, вы должны внимательно посмотреть, как лежат предметы, и сказать мне что изменилось?

Усложнение: описать предмет, которого не стало. Рассказать о месте, где он стоял. На какой звук начиналось название этого предмета? В названии каких предметов есть этот звук?

Игра «Опиши деталь»

Цель: закреплять умения детей выделять признаки предмета, активизировать  словарный запас,  учить составлять рассказ-описание о предметах, закреплять понятия о величине, форме и цвете.

Материал: детали Лего-конструктора.

Ход игры: перед ребенком находится несколько деталей конструктора Лего. Педагог показывает деталь, ребёнок должен описать эту деталь.

Вопросы: Какая она? Какого цвета? Какой формы? На что похожа?

Например:  «Это пластина. Она прямоугольная, красная, пластмассовая…»

Игровое упражнение «Закончи сам»

Цель:  активизировать  словарный запас, развитие у детей связной речи, воображения, конструкторских способностей  у детей.

Материал: различные постройки из Лего-конструктора, дополненные элементами и игрушками из других тематических наборов.

Ход игры: дети выкладывают из деталей-Лего различные постройки. Педагог рассказывает детям начало сказки или рассказа с использованием построек, а детям дается задание продолжить или придумать концовку.

Игра «Расскажи сказку»

Цель: активизировать  словарный запас,  развивать связную речь, формировать умение составлять рассказ в логической последовательности, используя три структурные части повествования (зачин, развитие действия, концовка); развивать воображение и словесное творчество детей, развивать конструкторские способности детей, мелкую моторику рук.

Материал: основной набор  Лего-конструктора, различные постройки из Лего-конструктора, дополненные элементами и игрушками из других тематических наборов.

Ход игры: дети выкладывают из деталей-Лего различные постройки и придумывают описательный рассказ по своей постройке.

«Вспомни и собери» (работа в команде)

Цель: развитие памяти, внимания, сенсорных представлений, конструкторских  способностей  детей, мелкой моторики рук, умения отвечать на заданные вопросы полным предложением.

Материал: готовая постройка и детали Лего-конструктора.

Ход игры: Внимательно посмотрите на мою фигуру, запомните и постройте такую же.

-Какого цвета у вас первый ряд?

-На какую геометрическую фигуру похожа твоя деталь?

-Сколько окошек у дома?

-Какой геометрической фигуры крыша у дома?

Игра «Собери животное»

Цель:  активизация словарного запаса, учить детей составлять описательный рассказ, развивать конструкторские способности детей,  

Материал: детали Лего-конструктора, схемы построек.

Ход игры: детям предлагается придумать и построить животное, составить о нём описательный рассказ.

Игра «Дом. Мебель»

Цель:  учить детей строить различные предметы мебели по схемам и по представлению, закреплять умение употреблять в речи простые и сложные предлоги (на, под, между, из-под, за, из-за и др.).  Активизировать  словарный запас, развивать связную речь, пространственные представления, конструкторские способности детей, мелкую моторику рук.

Материал: детали Лего-конструктора, схемы построек.

Ход игры: дети придумывают различные виды мебели, способы её сборки. Затем эти поделки обыгрываются в разных заданиях и ситуациях.

Например, ребёнок выполняет инструкцию педагога: «Положи кубик под стол, на кровать, между столом и креслом» и т.д.

Игра «Выложи схему слова»

Цель: формировать умение осуществлять звуковой анализ слов, учить выкладывать схему слова из деталей Лего-конструктора; закреплять представление о понятиях «слово», «звук», «буква», развивать мелкую моторику рук.

Материал: квадратные элементы Лего-конструктора красного, синего, зеленого цвета, плата для выкладывания звуковой схемы слова.

Ход игры: перед детьми лежат платы и детали Лего-конструктора. Дети выкладывают схему слова, обозначая гласные звуки деталями конструктора «Лего» красного цвета, согласные твердые деталями синего цвета, согласные мягкие деталями зеленого цвета.

                                         Игра «Построй букву и назови слово»C:\Users\ЛОГОПЕД\Desktop\Новая папка\IMG_20230330_122616.jpg

Цель:  развивать фонематические представления, учить детей звуковому анализу и синтезу слов,  формировать образ букв, автоматизировать определенный звук в речи, закреплять умение называть как можно больше слов на определенный звук, умение строить по предложенным схемам, развивать мелкую моторику рук, творческое воображение. 

Материал: детали Лего-конструктора,  схемы букв.

Ход игры: дети по предложенным схемам строят предложенные буквы из деталей конструктора «Лего» и называют как  можно больше слов, которые начинаются с этой буквы.

Игра «Подбери картинку к букве»

Цель:  развивать фонематические представления, учить детей подбирать картинку к построенной букве, определяя первый звук в названии картинки. Закреплять представление о понятиях «слово», «звук», «буква», развивать мелкую моторику рук, творческое воображение.

Материал: детали Лего-конструктора, различные картинки.

Ход игры: дети самостоятельно строят предложенные буквы из деталей конструктора «Лего» и подбирают к ним соответствующие картинки.

Сделав постройку или мини-проект, дети не просто описывают и рассказывают о назначении своих моделей, но и отвечают на вопросы по ходу строительства, придумывают сюжет к своей постройке, воспроизводят действия персонажей с их озвучиванием. В совместной деятельности дети интересуются тем, что и как делают другие, обмениваются деталями или даже объединяют свои модели для общей большой конструкции, а также получают или дают совет о способах крепления – это и развивает коммуникативные навыки. Совершая самостоятельные действия с элементами конструктора, описывая  и сравнивая их, у детей формируется взаимосвязанный комплекс семантических, звуковых, морфологических и ритмических операций. C:\Users\ЛОГОПЕД\Desktop\Новая папка\IMG_20230330_122600.jpg

LEGO-конструирование можно считать одним из эффективных средств развивающего обучения с детьми дошкольного возраста. Оно способствует развитию не только исследовательской активности детей, приобщает дошкольников к формированию первоначальных технических навыков, но и влияет, на социально-коммуникативное, физическое, речевое, художественно-эстетическое и познавательное развитие детей.

В процессе применения дидактических  игр с использованием LEGO-конструктора у детей с речевыми нарушениями формируются представления о форме предметов, размере, цвете, количестве; развивается лексико-грамматический строй, связная речь, фонетико-фонематические представления,

тренируются тонкие дифференцированные движения пальцев и кистей рук, оказывая тем самым, стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

самообразование на тему "Развитие диалоговой речи детей среднего дошкольного возраста посредством театральной деятельности"

План со самообразованию на тему "Развитие диалоговой речи детей среднего дошкольного возраста посредством театральной  деятельности" + отчет по самообразованию + презентация к отчету....

План по самообразованию на тему: «Развитие могологической речи детей старшего дошкольного возраста посредством пересказа литературных произведений».

Целью работы является: Развитие монологической речи детей старшего дошкольного возраста посредством пересказа литературных произведений, повышение уровня речевой активности детей....

Методические рекомендации по теме: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности»

На основе проведенной мною работы были составлены рекомендации для педагогов детскких учреждений, по руководству театральными играми с целью развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста п...

Консультация для родителей на тему: «Развитие пространственного мышления детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Легоконструирования»

Консультация для родителей на тему:«Развитие пространственного мышления детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Легоконструирования» Дошкольный возраст &nda...