Консультация для родителей на тему: "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством LEGO-конструирования"
консультация (старшая группа)
В консультации представлены основные принципы использования LEGO-технологий, этапы развития способностей к конструированию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta_posredstvom_lego-konstruirovaniya.docx | 425.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему:
«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством
LEGO-конструирования»
Развитие речи ребенка является важным этапом в полноценном развитии личности человека в целом. Следует понимать, что речь является основой любой умственной деятельности, именно это умение обеспечивает реализацию успешной коммуникации ребенка с обществом, обеспечивает определенную успешность в учебной деятельности в школе.
Главной задачей дошкольного детства является всестороннее развитие личности ребенка, и от использования конкретных форм деятельности во многом зависит успешность данного процесса. Развитие речи тесно связано с сенсорными способностями ребенка, которые обусловливают значительную двигательную активность ребёнка, и, поскольку, движение является естественным состоянием ребенка, способствующим его интеллектуальному развитию, особенно важно грамотно организовать окружающую предметную среду.
Наряду с применением традиционных методик обучения в последнее время возрастает роль LEGO-технологии в коррекционно-педагогическом процессе. Хочется отметить, что внедрение в практическую работу с детьми наборов LEGO позволяет в более короткие сроки достичь устойчивых положительных результатов в коррекции нарушений речи.
LEGO -конструирование направлено на развитие следующих процессов у детей:
–психическое развитие: формирование творческого воображения, пространственного, логического и проектного мышления, памяти;
–развитие речи: активизация активного и пассивного словаря, развитие лексико-грамматического строя, связной речи, навыков коммуникативного общения;
–физиологическое развитие: развитие мелкой моторики движений, координации рук и глаз;
–личностные качества: любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, навыки продуктивного сотрудничества.
Во время выполнения практических заданий с конструктором включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы. Тренируя пальцы, оказывается мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи.
Приведу несколько игр с использованием LEGO-конструктора, которые применяю в своей практической деятельности.
Игра «Сосчитай и назови»
Цель: учить детей различным грамматическим конструкциям: согласование существительных с числительными, употребление существительных единственного и множественного числа. Закреплять элементарные навыки счета.
Материал: детали Лего-конструктора, различные постройки из Лего-конструктора.
Ход игры. Взрослый:
– Поиграем в игру, у меня одна лего-елка, а скажи, как будет много?
Например: один кубик, а много будет – кубиков.
одна пластина – много пластин,
одна арка – много арок,
одна балка – много балок,
одна шестирёнка – много шестирёнок и т.д.
– У меня одна елка, сколько елок у вас?
– Сколько ёлок у Кати?(5)
– Катя, посчитай все елки. (Одна елка, две елки, три елки, четыре елки, пять елок)
– Катя, подари одну ёлку Лизе. Сколько ёлок стало у Лизы?
– Посчитай, сколько всего у тебя елок?
Игра «Башня»
Цель: учить детей употреблять в речи простые и сложные предлоги (на, под, между, из-под, за, из-за и др.), развивать пространственные представления, конструкторские способности детей, мелкую моторику рук.
Материал: детали Лего-конструктора.
Ход игры. Взрослый:
– У вас на столе кирпичики разного цвета.
– Поставьте кирпичики на кирпичик, постройте башенку (предлог на).
– Под красным кирпичиком находится желтый. (предлог под).
– Поставьте кирпичик так, чтобы синий кирпичик, был между красным и зеленым кирпичиком (предлог между).
– Теперь мы с тобой расскажем о твоей конструкции: на столе лежит желтый кирпичик, под красным лежит желтый кирпичик, между красным и зеленым лежит синий кирпичик.
Игра «Четвертый лишний»
Цель: развивать внимание, сообразительность, память, умение выделять лишний признак, объясняя свой выбор, учить составлять сложноподчиненные предложения с союзом потому что.
Материал: детали Лего-конструктора, различные постройки из Лего-конструктора.
Ход игры. Взрослый: посмотрите и скажите, какая деталь (или постройка) лишняя.
Игра «Где птичка?»
Цель: активизировать словарный запас, побуждать детей использовать в речи предлоги: на, около, за, перед, развивать пространственные представления, мелкую моторику рук.
Материал: дерево и птичка, построенные из конструктора «Лего».
Ход игры: ребенок располагает птицу на дереве и составляет предложения с предлогами в зависимости от местоположения птицы.
Например: Птица сидит на ветке.
Птица слетела с ветки.
Птица залетела за дерево.
Птица летит около дерева.
Птица летит перед деревом и т.д.
Игра «Цветные детали»
Цель: активизировать словарный запас, развитие внимания, сенсорных представлений, мелкой моторики рук.
Материал: корзинки разных цветов, детали Лего-конструктора.
Ход игры: детям предлагается конструктор разных цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий) и корзинки, нужно разложить конструктор одинакового цвета в разные корзинки, составляя при этом предложения.
Например: Это красная пластина. Я положу ее в корзинку красного цвета.
Игра «Что изменилось?»
Цель: развитие внимания, памяти, связной речи, умения описывать предметы.
Материал: детали Лего-конструктора, различные постройки из Лего-конструктора.
Ход игры: на столе расположены лего-предметы в определенной последовательности.
Взрослый: посмотрите внимательно на предметы. Запомните, как они расположены. Потом, когда вы отвернетесь, я что-то изменю. Когда вы повернетесь обратно, вы должны внимательно посмотреть, как лежат предметы, и сказать мне что изменилось?
Усложнение: описать предмет, которого не стало. Рассказать о месте, где он стоял. На какой звук начиналось название этого предмета? В названии каких предметов есть этот звук?
Игра «Опиши деталь»
Цель: закреплять умения детей выделять признаки предмета, активизировать словарный запас, учить составлять рассказ-описание о предметах, закреплять понятия о величине, форме и цвете.
Материал: детали Лего-конструктора.
Ход игры: перед ребенком находится несколько деталей конструктора Лего. Педагог показывает деталь, ребёнок должен описать эту деталь.
Вопросы: Какая она? Какого цвета? Какой формы? На что похожа?
Например: «Это пластина. Она прямоугольная, красная, пластмассовая…»
Игровое упражнение «Закончи сам»
Цель: активизировать словарный запас, развитие у детей связной речи, воображения, конструкторских способностей у детей.
Материал: различные постройки из Лего-конструктора, дополненные элементами и игрушками из других тематических наборов.
Ход игры: дети выкладывают из деталей-Лего различные постройки. Педагог рассказывает детям начало сказки или рассказа с использованием построек, а детям дается задание продолжить или придумать концовку.
Игра «Расскажи сказку»
Цель: активизировать словарный запас, развивать связную речь, формировать умение составлять рассказ в логической последовательности, используя три структурные части повествования (зачин, развитие действия, концовка); развивать воображение и словесное творчество детей, развивать конструкторские способности детей, мелкую моторику рук.
Материал: основной набор Лего-конструктора, различные постройки из Лего-конструктора, дополненные элементами и игрушками из других тематических наборов.
Ход игры: дети выкладывают из деталей-Лего различные постройки и придумывают описательный рассказ по своей постройке.
«Вспомни и собери» (работа в команде)
Цель: развитие памяти, внимания, сенсорных представлений, конструкторских способностей детей, мелкой моторики рук, умения отвечать на заданные вопросы полным предложением.
Материал: готовая постройка и детали Лего-конструктора.
Ход игры: Внимательно посмотрите на мою фигуру, запомните и постройте такую же.
-Какого цвета у вас первый ряд?
-На какую геометрическую фигуру похожа твоя деталь?
-Сколько окошек у дома?
-Какой геометрической фигуры крыша у дома?
Игра «Собери животное»
Цель: активизация словарного запаса, учить детей составлять описательный рассказ, развивать конструкторские способности детей,
Материал: детали Лего-конструктора, схемы построек.
Ход игры: детям предлагается придумать и построить животное, составить о нём описательный рассказ.
Игра «Дом. Мебель»
Цель: учить детей строить различные предметы мебели по схемам и по представлению, закреплять умение употреблять в речи простые и сложные предлоги (на, под, между, из-под, за, из-за и др.). Активизировать словарный запас, развивать связную речь, пространственные представления, конструкторские способности детей, мелкую моторику рук.
Материал: детали Лего-конструктора, схемы построек.
Ход игры: дети придумывают различные виды мебели, способы её сборки. Затем эти поделки обыгрываются в разных заданиях и ситуациях.
Например, ребёнок выполняет инструкцию педагога: «Положи кубик под стол, на кровать, между столом и креслом» и т.д.
Игра «Выложи схему слова»
Цель: формировать умение осуществлять звуковой анализ слов, учить выкладывать схему слова из деталей Лего-конструктора; закреплять представление о понятиях «слово», «звук», «буква», развивать мелкую моторику рук.
Материал: квадратные элементы Лего-конструктора красного, синего, зеленого цвета, плата для выкладывания звуковой схемы слова.
Ход игры: перед детьми лежат платы и детали Лего-конструктора. Дети выкладывают схему слова, обозначая гласные звуки деталями конструктора «Лего» красного цвета, согласные твердые деталями синего цвета, согласные мягкие деталями зеленого цвета.
Игра «Построй букву и назови слово»
Цель: развивать фонематические представления, учить детей звуковому анализу и синтезу слов, формировать образ букв, автоматизировать определенный звук в речи, закреплять умение называть как можно больше слов на определенный звук, умение строить по предложенным схемам, развивать мелкую моторику рук, творческое воображение.
Материал: детали Лего-конструктора, схемы букв.
Ход игры: дети по предложенным схемам строят предложенные буквы из деталей конструктора «Лего» и называют как можно больше слов, которые начинаются с этой буквы.
Игра «Подбери картинку к букве»
Цель: развивать фонематические представления, учить детей подбирать картинку к построенной букве, определяя первый звук в названии картинки. Закреплять представление о понятиях «слово», «звук», «буква», развивать мелкую моторику рук, творческое воображение.
Материал: детали Лего-конструктора, различные картинки.
Ход игры: дети самостоятельно строят предложенные буквы из деталей конструктора «Лего» и подбирают к ним соответствующие картинки.
Сделав постройку или мини-проект, дети не просто описывают и рассказывают о назначении своих моделей, но и отвечают на вопросы по ходу строительства, придумывают сюжет к своей постройке, воспроизводят действия персонажей с их озвучиванием. В совместной деятельности дети интересуются тем, что и как делают другие, обмениваются деталями или даже объединяют свои модели для общей большой конструкции, а также получают или дают совет о способах крепления – это и развивает коммуникативные навыки. Совершая самостоятельные действия с элементами конструктора, описывая и сравнивая их, у детей формируется взаимосвязанный комплекс семантических, звуковых, морфологических и ритмических операций.
LEGO-конструирование можно считать одним из эффективных средств развивающего обучения с детьми дошкольного возраста. Оно способствует развитию не только исследовательской активности детей, приобщает дошкольников к формированию первоначальных технических навыков, но и влияет, на социально-коммуникативное, физическое, речевое, художественно-эстетическое и познавательное развитие детей.
В процессе применения дидактических игр с использованием LEGO-конструктора у детей с речевыми нарушениями формируются представления о форме предметов, размере, цвете, количестве; развивается лексико-грамматический строй, связная речь, фонетико-фонематические представления,
тренируются тонкие дифференцированные движения пальцев и кистей рук, оказывая тем самым, стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразование на тему: «Развитие диалоговой речи детей среднего дошкольного возраста посредством театральной деятельности»
Отчет по теме самообразования для воспитателей...
самообразование на тему "Развитие диалоговой речи детей среднего дошкольного возраста посредством театральной деятельности"
План со самообразованию на тему "Развитие диалоговой речи детей среднего дошкольного возраста посредством театральной деятельности" + отчет по самообразованию + презентация к отчету....
План по самообразованию на тему: «Развитие могологической речи детей старшего дошкольного возраста посредством пересказа литературных произведений».
Целью работы является: Развитие монологической речи детей старшего дошкольного возраста посредством пересказа литературных произведений, повышение уровня речевой активности детей....
Система работы Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности». Приложение 4.
Приложение 4....
Методические рекомендации по теме: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности»
На основе проведенной мною работы были составлены рекомендации для педагогов детскких учреждений, по руководству театральными играми с целью развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста п...
АПО "Повышение познавательной активности детского творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством LEGO - конструирования"
Актуальный педагогический опыт...
Консультация для родителей на тему: «Развитие пространственного мышления детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Легоконструирования»
Консультация для родителей на тему:«Развитие пространственного мышления детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Легоконструирования» Дошкольный возраст &nda...