Сообщение из опыта работы «Обучение детей речевому этикету посредством дидактической игры»
статья
Сообщение из опыта работы «Обучение детей речевому этикету посредством дидактической игры»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сообщение из опыта работы | 32.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад «Алёнка» г. Советский»
«Обучение детей речевому этикету посредством дидактической игры»
(из опыта работы)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад «Алёнка» г. Советский»
«Обучение детей речевому этикету посредством дидактической игры»
(из опыта работы)
Фурсова Елена Александровна
воспитатель
г. Советский, 2019 г.
Фурсова Елена Александровна - воспитатель
Образование - высшее
Название учебного заведения, год окончания – ШГПИ , 2011г.
Педагогический стаж – 24 года
Квалификационная категория – высшая
Содержание
Введение
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушным холодом дышать,
Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.
Я. Козловский.
Актуальность
Тема моего самообразования «Обучение детей речевому этикету посредством дидактической игры», она выбрана мной не случайно.
Проблема формирования речевого этикета и этического поведения детей сейчас очень актуальна. В настоящее время родители стремятся предоставить детям большую свободу во взаимоотношениях с окружающими, к сожалению, они достаточно инертны в воспитании у детей культуры общения с другими людьми. Дети всё больше времени проводят у телевизора, компьютера, играют в планшет и другие гаджеты , они не умеют общаться между собой.
Федеральные государственные основные стандарты к структуре образовательной программы дошкольного образования определяют содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и ориентируют на формирование общей культуры и личностных качеств ребенка-дошкольника.
В настоящее время наблюдается существенный недостаток нравственности среди детей, подростков и взрослых. Невысокий уровень сформированности культуры поведения – больное место в жизни нашего общества. Человеческая жестокость, наглость, равнодушие порождают все большее количество конфликтов в обществе.
И этикет – как важная часть общечеловеческой культуры, выработанная на протяжении многих веков всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, нравственности, а также, красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности, встает на первое место.
Современный этикет – это своеобразный кодекс хороших манер и правил поведения. Этические нормы и правила отражают представления о должном поведении людей в обществе.
Дошкольный период – ответственный этап в жизни человека. В этот период закладывается фундамент будущей личности, формируются важнейшие нравственные чувства и привычки, некоторые моральные представления и нормы поведения, начинают складываться черты характера. Каждый ребенок воспитывается в определенном социуме, который может нести в себе как положительный, так и отрицательный заряд. Дети часто не склонны к глубокому осмыслению ситуации, что приводит их к случайным решениям. Этикет является общепринятым поведенческим критерием. В русле последних концепций дошкольного образования особое значение приобретает развитие этикетного поведения.
Определив тему работы: «Обучение детей речевому этикету посредством дидактической игры»
поставила перед собой следующие задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путём изучения научной и методической литературы по проблеме обучения речевому этикету детей дошкольного возраста.
- Разработать и внедрить перспективный план работы с детьми по использованию дидактических игр для обучения речевому этикету.
- Оформить картотеку дидактических игр по возрастам «Речевой этикет».
- Вовлечь родителей в работу по формированию речевого этикета у детей на основе использования дидактических игр.
Анализ изученной литературы, программно-методических материалов, диагностики, позволил установить причины низкой сформированности навыков культуры поведения на основе обучения этикету детей дошкольного возраста.
Определила цель работы: сформировать у дошкольников этическую культуру, т.е. образ жизни, ориентирующий растущего человека на нравственные ценности, предполагающие дружелюбие и вежливость, уважение и чуткость по отношению к другим людям, сострадание и помощь слабому.
Поставила задачи:
1.Обогатить и расширить знания детей об этикете (социальная компетентность).
2.Сформировать положительное отношение к правилам этикета.
3.Развивать способность использовать в жизни усвоенные правила этикета (социальное экспериментирование); способствовать развитию женственности у девочек и мужественности у мальчиков.
Работая по развитию речевого этикета у обучающихся, использовала методы и приемы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности:
- наглядный;
- словесный;
- практический;
- проблемно-поисковый;
- исследовательский;
- сюрпризный момент;
- элемент загадочности;
- создание воображаемой ситуации;
- использование музыки;
- презентации.
Спрогнозировала предполагаемый результат:
- сформированы навыки культуры поведения на основе обучения этикету детей дошкольного возраста в условиях ДОО посредством дидактической игры.
- родители вовлечены в образовательный процесс, используют приемы формирования у детей культуры поведения. - сформировано умение детьми использовать нормы речевого этикета в повседневной жизни.
Новизна: выстроена система дидактических игр для обучения детей речевому этикету.
Научное обоснование темы:
«Культурно - речевое воспитание детей – дело большой социальной значимости. «Там, где дети усиленно учатся говорить, там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому что лучше понимают друг друга», - говорил А.М. Пешковский.
Чем раньше начинается речевое обучение ребёнка, тем больше возможностей для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями».
Культура общения – это та часть поведения, которая выражается главным образом в речи.
Знание правил этикета и умение их использовать даёт возможность человеку вести себя более уверенно, непринужденно, достойно при любых обстоятельствах.
Речевая форма этикета является не только значительным структурным подразделением поведенческого порядка, но и важным инструментом речевого общения. Соблюдение его правил необходимо личности, желающей владеть речью в той степени, при которой она характеризуется как культурная. Чтобы это соблюдение стало органичной потребностью личности, следует уже в дошкольном возрасте, когда закладываются личностные основы, обучать детей правилам речевого этикета.
Отечественные педагоги Ф.С. Левин-Ширина, В.Г. Нечаева, В.А., Горбачева и др., психологи В.С. Мухина, Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон в педагогических исследованиях доказали, что дети дошкольного возраста способны осознанно усваивать не только правила, но и нормы поведения и взаимоотношений.
Пути воспитания культуры поведения дошкольников рассматривали такие исследователи, как С.В. Петерина, И.Н. Курочкина, Т.В. Черник, Л. Васильева – Гангус и др.
Проблемы обучения детей дошкольного возраста этикету стали
предметом исследований Н.Пикулевой, Л.Стрелковой, Л.Островской и др.
Культуре речи и общения дошкольников посвящены работы
Г.Лаврентьевой, Е.Демуровой, Е.Смирновой, М.Витюк и др.
Типичны случаи, когда ребята знают правила поведения, но не выполняют их.
Причин этому несколько:
1.Дети просто не знают некоторых правил. Однако незнание правил - причина простая и легко устранимая.
2.Некоторые правила поведения ребята знают, однако не умеют их правильно выполнять. Значит, у них не выработалась привычка, которая формируется неоднократным упражнением.
3.Иногда ребенок знает правила поведения, знает, как их выполнять, но... не выполняет. Вероятнее всего это происходит из-за отсутствия у него волевого усилия в достижении чего-то.
4. Часто ребята не выполняют правила, считая их ненужными, неважными, что их просто придумали взрослые.
Организация работы с детьми по теме «Обучение детей речевому этикету посредством дидактической игры»
Этапы работы:
I этап - Организационный (2015-2016 г.)
1.Изучение научной и методической литературы.
2.Диагностика.
3.Оформление предметно-развивающей среды в группе.
4.Разработка перспективных планов по работе с детьми (с 3 до 7 лет)
5. Планирование работы с родителями.
II этап - Внедренческий (2015-2019 г.)
1.Реализация системы работы.
2.Пополнение, обновление методических пособий, разработок.
3.Обновление, дополнение развивающей среды группы.
4.Промежуточный мониторинг.
III этап - Результативный (2019 г.)
1.Итоговый мониторинг.
2.Анализ, обобщение и распространение опыта.
3.Презентация долгосрочного проекта «Этикет с детских лет. Что такое этикет?»
Разработаны перспективные планы на каждый возраст, система дидактических игр и пособий, рекомендации для родителей и педагогов.
Использовала основные приёмы обучения:
показ с пояснением;
игровые приемы;
организация самостоятельной поисковой деятельности;
ситуативные, сюжетно-ролевые, игровые задачи, вопросы к детям и др.
Использовала основные виды деятельности :
игровая деятельность;
познавательно-исследовательская деятельность;
показ воспитателем особенностей речевой деятельности;
рассматривание изобразительного материала;
пятиминутки речевой гимнастики;
импровизационные игровые задачи;
психолого-эмоциональная разгрузка (физкультминутки) и др.
Основными достижениями работы являются, во-первых, успехи ребят в развитии речи, во-вторых, умения и навыки речевой деятельности, которая способна кардинально преобразить речь ребенка.
Личностно-ориентированная основа деятельности способствует осознанию дошкольником своего отличия от других, своей слабости и силы (речевой, эмоциональной, коммуникабельной, творческой), самостоятельному продвижению в дифференцированном образовании, выборе собственного смысла жизни.
В качестве существенного показателя развития, безусловно, выступает самооценка. От ее уровня зависит активность ребенка, его участие в деятельности коллектива, стремление к самовоспитанию, потому что чувства к самому себе формируются и подкрепляются у детей благодаря реакциям других.
Для организации работы в данном направлении разработала методическое пособие, которое включает в себя систему работы с детьми и родителями на каждую возрастную группу.
Диагностика, проведенная на первом этапе, была направлена на выявление особенностей речевого этикетного поведения у детей, были использованы следующие методы диагностики: наблюдение за особенностями поведения дошкольников в различных ситуациях.
Использовала диагностику автора Брянской Е.И. «Диагностические особенности выявления уровня коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста»
По результатам диагностики можно отметить, что уровень развития речевого этикета посредством дидактической игры обучающихся повысился на 25 %.
Для достижения основной цели были определены следующие задачи работы с детьми:
1.Обогатить и расширить знания детей об этикете (социальная компетентность).
2.Сформировать положительное отношение к правилам этикета.
3.Развивать способность использовать в жизни усвоенные правила этикета (социальное экспериментирование); способствовать развитию женственности у девочек и мужественности у мальчиков.
Дети старшего дошкольного возраста должны знать, что люди создали этикет — порядок поведения, который помогает поддерживать друг с другом хорошие, добрые отношения. Человек, соблюдающий этикет, приятен и интересен окружающим, у него много друзей, его любят родные. Хорошо воспитанный человек всегда придерживается правил этикета в своем поведении. Соблюдение правил этикета позволяет ему демонстрировать эти качества по отношению к окружающим.
В старшей группе формируются дружеские взаимоотношения, отрабатывается привычка играть вместе и дружно, подчиняться общим интересам, требованиям взрослого и установленным правилам поведения.
В подготовительной группе происходит углубление и расширение поведенческих знаний, приобретенных детьми ранее. Углубление происходит по линии воспитания моральных чувств в отношении к людям, их деятельности, взглядам и интересам.
Обучение дошкольников этикету предполагает формирование у них следующих умений и навыков:
• Научиться выбирать форму этикета, уместную в данной ситуации (например, при встрече говорить приветственные обороты: «добрый день», «здравствуйте» и т.д.)
• Учить говорить комплименты
• Проявлять вежливое отношение к окружающим, показывая это мимикой, жестами (например, улыбка, наклон головы и др.)
Для воспитания этикетного поведения необходимы следующие условия:
Позитивный настрой ребенка. Этот настрой создается, прежде всего, разумно-доброжелательным отношением воспитателя к детям. Нельзя забыть или обидеть никого из воспитанников. Доброжелательное обращение по именам, похвала за детские успехи, победные и утешительные призы и прочие увлекающие детей приемы обучения способствуют появлению у ребенка желания обучаться правилам поведения и соблюдать их.
Пример взрослых (прежде всего, родителей и воспитателя). Ребенок всегда оценивает поступки взрослых, прощает или не прощает допущенные ими ошибки. Поэтому воспитателю желательно оценивать свое поведение с позиций доказательности разумности и необходимости соблюдения этикета, соответствия своего поведения тем поучительным словам, которые он направляет к воспитанникам.
3. Связь с семьей. Это необходимое условие, позволяющее сохранить единство требований взрослых к ребенку и преемственность воспитания. Общая цель семьи и детского сада — хорошо воспитанный, культурный и образованный человек, которого мы вместе создаем из малыша, являясь союзниками в этом важнейшем деле.
Формы работы: анкетирование родителей;
изготовление совместно с родителями книги - самоделки «Наши добрые дела»;
организация фотовыставки «Добрый поступок»;
Слайдовая презентация «Как я маме помогаю»
Изготовление семейных альбомов «Я и моя семья» с фотографиями, рисунками, любимыми художественными произведениями и т.д.
Родительские собрания «Роль этикета в воспитании детей».
Семинар – практикум «День рождения».
Беседы «Расскажите ребенку о вежливости», «Как познакомить ребенка с этикетом» и т.д.
Консультации: «Речевой этикет», «Правила поведения за столом», «Актуальность исследования проблемы воспитания речевого этикета у дошкольников», «Речевой этикет дошкольника»
Организация информационного стенда «Этикет за столом».
Папки – передвижки «Как вести себя в гостях», «Правила хорошего тона».
Выставки «Что такое хорошо и что такое плохо».
Памятки «Дидактические игры по речевому этикету»
Совместные праздники «День рождения», «Мамин праздник» и т.д.
Вывод: В последнее время роль этикета в нашем обществе как части поведенческой культуры неизмеримо возрастает, поскольку этикет создает условия, благоприятные для общения и существования людей, различных по национальному и социальному положению, психологическим и возрастным особенностям, взглядам и образовательному уровню, по ролевым установкам. Высокий уровень культуры общения является основным условием успешной адаптации человека в любой социальной среде. Потребность в общении с окружающими - одна из важнейших социальных потребностей человека. Анализ результатов проведенной работы свидетельствует о том, что своевременное и правильное применение дидактических игр в развитии речевого этикета обеспечивает решение задач в наиболее приемлемой для детей форме. Дидактические игры создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта ребенка. Дидактические игры способствуют подготовке дошкольников к обучению в школе; развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ, точно и чётко и правильно формировать свои мысли.
Приложения
Перспективный план работы на каждый возраст
Диагностика (текст)
План работы с родителями каждой возрастной группы
Практические материалы: конспекты, сценарии, рекомендации, консультации
для родителей по данному направлению и др.
Грамоты, дипломы, подтверждающие достижения детей и педагога
(по желанию)
Наглядное приложение (по желанию)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ « Развитие музыкальных способностей дошкольника посредством обучения игры на музыкальных инструментах»
Игра на музыкальных инструментах-один из видов детского исполнительства....
Перспективный план работы по теме: «Обучение детей речевому этикету посредством дидактической игры» с детьми младшей группы
Перспективный план работы по теме: «Обучение детей речевому этикету посредством дидактической игры» с детьми младшей группы...
Перспективный план работы по теме: «Обучение детей речевому этикету посредством дидактической игры» с детьми средней группы
Перспективный план работы по теме: «Обучение детей речевому этикету посредством дидактической игры» с детьми средней группы...
Перспективный план работы по теме: «Обучение детей речевому этикету посредством дидактической игры» с детьми старшей группы
Перспективный план работы по теме: «Обучение детей речевому этикету посредством дидактической игры» с детьми старшей группы...
Сообщение из опыта работы Обучение детей правилам дорожного движения посредством физкультурных досугов и развлечений.
Дороги, транспорт – реалии сегодняшней жизни. Скорость движения, интенсивность транспортных потоков на улицах нашей...
Сообщение из опыта работы на Педагогических чтениях на тему «Обучение детей речевому этикету посредством дидактической игры»
Сообщение из опыта работы на Педагогических чтениях на тему «Обучение детей речевому этикету посредством дидактической игры»...
Сообщение из опыта работы на тему "Формирование экологических представлений у детей раннего возраста посредством дидактической игры".
Природа окружает ребёнка с ранних лет. Задача педагога состоит в том, чтобы воспитать отзывчивых, милосердных детей, научить их экологически грамотному отношению ко всему живому....