Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности).Тема: «Деревья, кустарники, травы».
план-конспект занятия (старшая группа)

Мищанин (Носарева) Татьяна Анатольевна

Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой. Тип исследования— коллекционирование (классификация). Тема по комплексно-тематическому планированию «Осень». В ООД используются социо-игровые подходы к педагогике Е. Е. Шулешко, А. П. Ершовой, В. М. Букатова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood.docx17.02 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Деревья, кустарники, травы».

Цель (как предполагаемый результат): дети перечисляют признаки дерева, кустарника, трав; дети сравнивают деревья, кустарники, травы, выявляя общие и отличительные признаки; дети классифицируют растения по их отличительным признакам.

Образовательная среда: мяч, предмет-заместитель видеокамеры, веточка вербы, доска, картинки  А4 1 дерева, 1 кустарника, 1 травы, произрастающих в Красноярском крае, 3 вида осенних листочков по количеству детей, листы формата А3 (3 шт.), клей-карандаш (3 шт.), мелкие карточки деревьев, кустарников и трав Красноярского края (30 шт.).

Форма организации: фронтальная, групповая.

Характер взаимодействия: совместная деятельность педагога и детей, самостоятельная деятельность детей.

Ход (руководство деятельностью)

1.Потребностно-мотивационно-целевой этап.

Дети встают в круг. Игра-приветствие «Назови растением». Цель: развитие произвольного внимания, связной речи, преодоление барьеров в общении. Ребёнок, передавая мяч по кругу, называет своего соседа растением, с которым он его ассоциирует. Например: «Дарина, ты сегодня‒ ёлочка».

Воспитатель передаёт просьбу ребят из соседнего детского сада: « На территории их садика образовался небольшой пустырь. Они хотят посадить на нём рощу и спрашивают о том, какие виды растений будут благополучно расти в данных условиях».  Педагог предлагает выяснить этот вопрос на занятии, сделать его видеозапись и отправить её в соседний детский сад.

2. Практический этап (набор дел для реализации цели).

Социо-игра для рабочего настроя «Волшебная веточка». Дети стоят в полукруге перед доской, передают друг другу веточку вербы; отвечает на вопрос педагога тот, у кого в руках веточка. Воспитатель, прикрепляя по очереди картинку дерева, затем кустарника, далее травы на доску, задаёт один вопрос одному ребёнку: «Что это? Назовите его признаки». Ребята называют по 1 признаку, знают, что повторяться нельзя. Однако, если не могут не повториться при назывании признаков, то пропускают ход, передавая веточку следующему.

Ответы. Понятие «кустарник» новое для дошкольников, его вводит педагог, если никто из детей не знает его. Перечисляя признаки, обращаем внимание на корень, ствол-стебель, листья, плоды-семена, величину.

‒ Дидактическая игра в кругу с мячом «Сравнение». Цель: формируем умение сравнивать деревья, кустарники, травы, выявляя общие и отличительные признаки. Воспитатель просит назвать общие, а затем отличительные признаки растений, только что рассмотренных на доске, кидая мяч одному из детей. Ребёнок, которому был адресован мяч, называет 1 признак.

Ответы. Общее у всех растений: корень, ствол-стебель, листья, плоды-семена. Отличительные признаки: величина, характер стебля.

‒ Физминутка ‒ социо-игра из вольных игр «Превратился сам». Детям предлагается превратиться  в растения и их части в соответствии с текстом, произносимым педагогом.

«Мы входим в осеннюю рощу. Вокруг нас стоят …деревья.  Начался проливной дождь, и… мокрая листва опала с деревьев. Рядом с деревьями росли …кусты. Подул сильный ветер, и … ветки кустов с силой начали качаться из стороны в сторону. Под напором дождя и ветра …травы задрожали и начали клониться к земле.»

‒ Воспитатель предлагает ребятам с помощью осенних листочков объединиться в 3 группы. На столах лежит по одному листу формата А3, по одной картинке с доски (дерево, куст или трава), по 10 мелких карточек  знакомых детям деревьев, кустарников и трав Красноярского края, по одному клею-карандашу. Задание: У каждой группы на столе лежит картинка с доски, определяющая тот вид растений, с которым дети будут работать (дерево, кустарник или трава). Из всех мелких карточек нужно выбрать те, которые относятся к тому виду растений, с которым работает ваша группа, и приклеить их на лист формата А3. Подготовить устный ответ на вопросы: «Назвав вид растений, объяснить, почему растения, изображённые на мелких карточках, приклеенных на листе формата А3, вы объединили в одну группу?» Отвечающего выбрать по договорённости или по считалке.

По окончании работы в группе отвечающие по очереди прикрепляют лист А3 к доске, излагают устный ответ. Если кто-либо из слушающих не согласен с ответом, то он делает замечания. В результате ответов детей на доске появляется таблица «Мир растений»: деревья, кустарники, травы.

3. Результативный этап.

Ребята собираются в круг. Педагог обещает видеозапись занятия оправить в соседний детский сад, для того чтобы дети смогли выбрать растения для своей рощи. Ребята, передавая друг другу вербу, заканчивают по желанию предложение: «Мне сегодня понравилось (дело)…»  

Источник игры-приветствия:

http://www.maam.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Африка".

Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой. Тип исследования— путешествие по карт...

Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Свет и цвет".

Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой, с использованием книги О.В. Дыбиной, Н.П. Р...

Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Дети войны".

Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой. Тип исследования— путешествие по &quo...

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область: «Познавательное развитие» Раздел: «Познавательно-исследовательская деятельность» Тема: «Куличики для Кати». Возрастная группа: младшая

Конспект организованной образовательной деятельностиОбразовательная область: «Познавательное развитие»Раздел: «Познавательно-исследовательская деятельность»Тема: «Куличик...

Конспект организованной образовательной деятельности во второй младшей группе по Познавательному развитию (развитие познавательно-исследовательской деятельности) Тема: «Где мы живем»

Познакомить детей с достопримечательностями города Благодарного, расширить представление детей о своём городе. Развивать  воображение, творческие способности, навыки речевого общения. Развивать у...

Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Наш детский сад".

Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой. Тип исследования— путешествие по карт...