Познавательно-исследовательский проект «Лед, снег, вода"
проект (подготовительная группа)
Познавательно-исследовательский проект «Лед, снег, вода» старшей и подготовительной групп
«Знайки» и «Озорники»
Подготовила: Лобунцова Г.И.
Участники проекта: Ермоленко К.Н.
Никульченко Л.А.
Касьянова Д.В.
Г.Ростов-на-Дону 2021г.
Актуальность:
В период дошкольного детства у детей закладываются основы личностной культуры. Поэтому необходимо заинтересовывать детей в происходящих вокруг них природных явлениях. Красота зимней природы, множество народных традиций даёт возможность стимулировать интерес и детей и взрослых к совместной деятельности (игры, забавы, эксперименты) и позволяет устанавливать причинно – следственные связи.
Тема проекта способствует созданию необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о зиме; для общения ребенка с миром природы; развитию у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Опыты используются для ознакомления детей со свойствами живой и неживой природы, природными явлениями.
Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Задача ставится взрослым.
Она должна быть правильно и конкретно поставлена.
Заключительным моментом опыта является формирование и фиксация выводов на основе полученных результатов.
Образовательная область: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Тип проекта: познавательно- исследовательский, творческий.
Участники проекта: Дети старшей и подготовительной группы, родители, педагоги групп.
Продолжительность: две недели ( с 11.01. по 25.01.)
Объект исследования: снег, лед, вода.
Цель проекта: Развитие творческой и познавательной активности дошкольников в процессе исследовательской деятельности.
Задачи проекта: Расширить представления о свойствах снега, воды, льда через познавательно-исследовательскую деятельность, формировать познавательную активность детей при проведении экспериментов; развивать любознательность, наблюдательность; учить детей анализировать, делать выводы.
Форма работы: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.
Этапы реализации проекта:
1.Подготовительный
Выбор темы исследования.
Разработка и накопление методических материалов.
Постановка проблемы, определение цели, задач.
Создание развивающей среды.
Подборка энциклопедий.
Чтение художественной литературы.
Беседы с детьми по данной теме.
Наблюдения на прогулках.
2.Опытно-экспериментальная деятельность
Опыты эксперименты, продуктивная деятельность.
3.Заключительный
Дети с удовольствием участвовали во всех видах деятельности. Учились наблюдать, собирать и
анализировать информацию.
3.Практические результаты
В процессе исследования мы:
Познакомились со свойствами воды.
Научились проводить интересные опыты и анализировать результаты.
Проблемные вопросы:
Бывает лед другого цвета? обычный лёд?
Что будет, если заморозить крашенную воду?
Что будет если лед растает?
Лопнет мыльный пузырь на снегу?
Что будет если крашенный лед опустить в воду?
Основной этап
Беседы: «Что такое снег»
«Почему снег хрустит под ногами»
«Что такое лед?»
«Почему лед скользкий»
НОД:
1.«Как случилось, что вода неподвижна и тверда»
2.«Сравнение снега и льда»
Наблюдения в природе:
За снегом, инеем, льдом.
Рассматривание снежинок на рукаве при помощи лупы, рассматривание морозных узоров
на окне.
Опыты:
1. «Лед – твердая вода».
2. «Лед – легче воды».
3.«Цветные льдинки».
4.«Защитные свойства снега».
«Разноцветные шарики»
5. «Где быстрее тает снег».
Зимние поделки из снега (торт, пирог, пирожные).
Подвижные и дидактические игры:
«Два Мороза», «Попади в цель», «Цепи кованные», «Заморожу».
«Было-будет», «Какой лед?», «Когда это бывает?»
Физ. упражнения
1. Скольжение по ледяным дорожкам.
2. Кто дальше метнет снежный комок.
Труд
Расчистка снежных дорожек, укрывание корней деревьев снегом.
Работа с родителями:
Консультации для родителей, используемые в работе над проектом.
«Зимние игры и забавы».
Зима любимое время года детей. Постарайтесь, чтобы ваши дети получали удовольствие от зимы, поэтому как можно раньше объясните им, что если выпал снег, это вовсе не означает, что они должны оставаться дома - но, конечно, для прогулок у них должна быть подходящая верхняя одежда, чтобы они не замерзали и всегда оставались сухими. Не секрет, что для физического развития, укрепления организма детям необходимо как можно больше времени проводить на свежем воздухе. И зима - не исключение из этого правила! А чтобы холод принес пользу и не помешал малышам получить удовольствие от прогулки, они должны быть заняты интересным делом. Необходимо лишь следить за тем, чтобы более интенсивные движения сменялись более спокойными. Санки и снег неразделимы. Придумайте разные забавные способы катания.
Кататься с горки можно не только на санках - для этой цели прекрасно подходят, например, ледянки, снегокаты.
Подберите специальные игры, задания, забавы, подходящие для зимних условий. Ведь только зимой есть снег, лед, ледяные дорожки! Не упускайте возможность использовать снежные постройки: горки, ледяные дорожки, валы, - лыжные трассы и специальный инвентарь для игр со снегом: лопаты. Итак, для зимних игр и забав необходимы следующие условия:
не предлагайте игр, где нужно долго и интенсивно бегать, чтобы дети не вспотели (для бега нужно ограничивать пространство);
игры со снегом следует проводить в теплую погоду, когда снег мягкий;
для игр со снегом рекомендуются непромокаемые варежки;
зимние игры, забавы, развлечения проводятся на утрамбованной площадке.
"Поиск клада"
Эта увлекательная игра требует небольшой подготовительной работы. Вам надо будет заранее купить в ближайшем магазине "клад". Это может быть угощение (маленькая шоколадка, конфетка), игрушка или сувенир. "Сокровище" нужно положить в непромокаемую коробочку (пакетик) и спрятать под снегом в определенном месте. Лучше всего прятать клад в лесу, в парке или во дворе собственного (частного) дома (дачи). По заданию ребенок должен найти клад, руководствуясь вашими подсказками. Подсказки могут быть простые, например, горячо-холодно или более сложные: сделай два шага налево, потом три шага вперед и т.д.
"Снежная крепость"
Дети любого возраста с радостью увлекаются постройкой снежных крепостей. Нам не раз приходилось наблюдать, как безумно счастливые мальчишки целый день напролет проводят за постройкой своих "грозных" крепостей. Ваша задача - проследить за тем, чтобы сооружение крепости началось в тихом месте, где у нее будет шанс сохраниться в течение нескольких дней, а не где-нибудь на дороге или у крыльца дома. Предложите вашим снежным архитекторам такое место, куда меньше попадают прямые солнечные лучи, иначе цитадели будет грозить опасность слишком быстро растаять. При постройке крепости некоторые дети любят использовать ведерко, набивая в него снег; другие, чтобы построить стенку, делают большие снежные шары и, спрессовывая, кладут их один на другой; иные же просто прыгают в середину сугроба, прорывая в нем ходы, и там прячутся. Крепость можно построить не только из снега, но и изо льда.
Подвижные игры.
Чтобы согреться в морозный день на улице, как нельзя лучше подойдут подвижные игры на свежем воздухе. Конечно, катаясь с горки на санках или ледянке, ребенок постоянно двигается, поэтому вряд ли замерзнет. Но если ему надоест это занятие, то предложите группе детей поиграть в футбол на снегу.
"Зимние вышибалы"
С любимой игрой можно не расставаться и зимой, сменив мяч на снежки. Невысоким снежным валиком обозначается круг диаметром 4-5 м. В нем собирается группа играющих. Водящий становится на расстоянии 2-3 м от круга, на этом расстоянии он может передвигаться вдоль него. В руках у него – корзинка со снежками. По сигналу водящий старается попасть в кого-нибудь из увертывающихся в кругу игроков. Когда из круга выбывают все, водящий меняется на первого выбывшего. Выигрывает тот, кто, «очистив» круг, обойдется минимальным запасом снежков. Кстати, эта игра обычно увлекает и взрослых. Начните, чтобы показать детям пример – и, возможно, не захотите прекращать.
"Кто дальше?"
Играющие становятся в шеренгу, в каждой руке у них по снежку. По команде взрослого «Бросай!» - все одновременно стараются бросить снежок как можно дальше по направлению к забору, дереву или другому ориентиру. Чей снежок пролетит дальше других, тот считается выигравшим.
«Зимние забавы активный отдых в семье».
Вспомните, как радовались мы первому снегу, пытаясь ладошкой, одетой в пушистую варежку, поймать падающие снежинки. С каким удивлением, восхищенно рассматривали мы необычный рисунок благосклонно посетившей нас небесной странницы. А морозные узоры на окнах, этот необыкновенный подарок зимы, который мы изо всех сил старались запомнить, и, водя застывшим пальчиком по стеклу, пытались повторить его замысловатые изгибы...
Многие из нас, живущих в больших городах, лишены элементарной возможности поиграть в снежки, вдоволь повозиться в снегу, слепить из снега несложную скульптуру или построить снежный городок. А ведь это всегда было традиционной забавой в зимнее время года.
Сегодня картина иная. С работы возвращаемся поздно, сильно устаем, а надо еще зайти в садик за ребенком, успеть купить продуктов в магазине, и что-то приготовить на ужин. С утра дворники разметут весь снег, и к следующему вечеру на чистом асфальте от него не останется и следа. Какие уж тут снежки и игры! Но не забывайте, что у вас остаются еще и ваши законные выходные. И если они пришлись на ясный, солнечный, погожий зимний денек, не раздумывайте ни секунды поскорее вытаскивайте запылившиеся лыжи, собирайте все необходимое, и в лес, на природу.
Вряд ли стоит забираться слишком далеко, тратя на дорогу драгоценное время. Вполне достаточно, парковой зоны, расположившейся неподалеку от вашего дома, лесополосы или просто небольшой горки поблизости. Да все что угодно, выбирайте любые, даже самые непритязательные условия, лишь бы не сидеть дома в выходные, уныло глядя в телевизор да изредка выглядывая в окно. Вариантов может быть огромное множество, в зависимости от ваших возможностей и желаний. Можно навестить свой дачный участок за городом, выбрать неплохое местечко в лесу для катания на лыжах. Зимой самое время поучить ребенка кататься на коньках. И для него будет огромной радостью, если первым шагам на льду его научите именно вы.
Зимние прогулки должны быть насыщены активной физической деятельностью, движением. Даже если вы решили просто расчистить во дворе дорожки от снега, ребенок не должен неподвижно наблюдать за вами. Вручите и ему маленькую лопатку, пусть помогает в меру своих возможностей. Самой большой радостью для детей во время зимних прогулок, конечно же, является лепка снежной бабы или снеговика. Не упустите того момента, когда снег отлично лепится, собирайтесь и бегом во двор вместе с ребенком. Только не забудьте заранее прихватить морковку. Вообще из снега можно слепить все, что угодно. Главное — это свежий воздух и общая атмосфера радости и веселья. А ваш малыш будет просто счастлив, покататься на санках даже с самого незначительного бугорка. Детям тесно в квартирах, и хотя бы иногда нужно проводить с ними весь день на воздухе.
Ребенок наберется впечатлений, которые можно использовать во время индивидуальных занятий с ним. Спустя какое-то время, он с удовольствием изобразит на бумаге самые яркие моменты выходного дня, ему будет, чем поделиться со сверстниками.
Итак, даже если на улице зима, провести семейный досуг на свежем воздухе Вам теперь точно захочется. А уж воспоминаний после такого выходного дня у ребенка хватит надолго, может быть — на всю жизнь!
Беседы по безопасности:
«Зимой одевайся по погоде, а не по моде»
« Снег и сосульки»
«Что нельзя делать на морозе»
«Правила поведения на горке»
«Осторожно, гололед»
«Первая помощь при обморожении
Рассматривание иллюстраций, картинок по правилам безопасного поведения
зимой.
Заключительный этап
Оформление и презентация проекта для родителей и педагогов.
Заключительная часть.
Вывод:
Вследствие реализации проекта у дошкольников выработалось представление о зиме, ее признаках, жизни диких животных, зимующих и перелетных птиц, появилось желание каждодневно подкармливать птиц зимой в д\ с и дома. Знакомы с произведениями поэтов, писателей и художников на тему зимы. Владеют расширенным словарным запасом. Имеют представления о природе родного края. Знакомы с правилам безопасного поведения на природе. Дети с удовольствием участвовали во всех видах деятельности. Учились наблюдать, экспериментировать, собирать и анализировать информацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект познавательно-исследовательской деятельности на тему "Чудо - вода"
Проект направлен на достижение следующих результатов: 1 .Повысится познавательный интерес к исследовательской деятельности.2.Сформируются знания детей о значении воды в на...
Конспект в области Познавательное развитие (познавательно – исследовательская деятельность) На тему: «Снег и его свойства» средняя группа
Данный конспект подготовлен для детей среднего возраста. Познакомить детей со свойством снега через экспериментальную деятельнось....
Познавательно-исследовательский творческий проект в средней группе "Солнышко" "Вода нужна всему живому"
Вид проекта: познавательный, исследовательский, творческийПродолжительность: средней длительности (два месяца)Актуальность темы: в любое время года детей интересует, что происходит с водой в природе, ...
«Познавательно – исследовательская деятельность с элементами экспериментирования «Вода, снег, лед и их свойства»
Это занятие-исследование. Построено с учётом ФГОС....
Экологический проект «Секреты воды» Тип проекта: познавательно-исследовательский. Продолжительность проекта: краткосрочный (05.12 -20.12).
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 18 «Рябинушка» города Кулебаки [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14033891","at...
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...
Проект по познавательно-исследовательской деятельности «Куда делся снег?»
В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основном в наглядно-образ...