«Познавательно – исследовательская деятельность с элементами экспериментирования «Вода, снег, лед и их свойства»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 181» города Иваново
Конспект непосредственно образовательной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста.
Название работы «Познавательно – исследовательская деятельность с элементами экспериментирования «Вода, снег, лед и их свойства»
Автор работы: Октямова Елена Александровна
место работы: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №181»
должность: воспитатель
Познавательно – исследовательская деятельность с элементами экспериментирования «Вода, снег, лед и их свойства»
НОД
Образовательная область «Познавательное развитие»
Цель: Развивать интерес к исследовательской деятельности детей. Обогатить и расширить представление детей о свойствах воды, снега, льда.
Задачи.
Образовательные.
Уточнить и расширить представления о снеге и льде, помочь понять изменение их свойств. Учить детей анализировать, делать выводы.
Развивающие.
Развивать понимание речи и активизировать словарь, развивать мышление, интерес к зимним явлениям неживой природы.
Воспитательные.
Воспитывать дружелюбие, умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам других.
Приобщение родителей к совместной деятельности с детьми.
Оборудование: ИКТ(ноутбук), пластиковые стаканчики, салфетки, теннисные шарики, камешки, снег, лед, бумажная капелька, снежинка и льдинка, аудиозапись, лупа.
Словарная работа: прозрачная, плавает, тонет, твердый, рыхлый, мокрый.
3. Содержательная часть:
- Конспект занятия (в таблице).
Деятельность воспитателя с указанием номера слайда (при наличии презентации) | Деятельность воспитанника |
Этап 1 урока/занятия (Подготовительный этап, его продолжительность) | |
Цель этапа: создание психологического настроя на занятие и активизация внимания детей. | Цель этапа (ученика): Активизация внимания |
Деятельность 1. Дети, посмотрите в окно и скажите: какая сегодня погода? Какое настроение навевает на человека пасмурная погода? Что делает человек в таком настроении? Чтобы пасмурное настроение не поселилось у нас в группе, предлагаю вам взяться за руки и проговорить: «Доброе утро я вам говорю! Доброе утро. Я вас всех люблю! Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся» Ребята, какое у вас теперь настроение? Что вы почувствовали?
| Деятельность 1 Ответы детей: Пасмурная. Грустное, печальное, тоскливое… Скучает, хмурится … Дети проговаривают вместе с воспитателем. Мы почувствовали тепло рук друзей. Настроение улучшилось. |
Деятельность 2 Включает фонограмму с шумом дождя. Ребята, что это шумит? | Деятельность 2 Вслушиваются в фонограмму. Дождь. |
Этап 2 урока/занятия (название этапа, его продолжительность) | |
Цель этапа(воспитателя): Познакомить детей со свойствами воды, снега и льда. 2.Продолжить обучение практическому исследованию природных объектов и явлений. 3.Развивать исследовательские умения, умения проводить наблюдения, делать выводы. | Цель этапа (ученика): В исследовательской лаборатории «Почемучка» провести исследование о свойствах воды, снега и льда. |
Деятельность 3 А из чего состоит дождь? А из чего состоит вода, вы узнаете, отгадав загадку: В ручьях и океанах обитает, (Слайд 2) Вот какая капелька, ей стало скучно на облачке и она решила спуститься к нам в детский сад, чтобы рассказать о себе и немного с нами поиграть. Раздает макеты капель просит прикрепить их к магнитной доске. | Деятельность 3 Отвечают на вопросы воспитателя: из воды, из капель. С помощью магнитов прикрепляют макеты капелек на доску. |
Деятельность 4 Хотите поиграть с капелькой? Давайте вспомним правила работы с водой. Покажите мне стаканчик с водой? Опустите пальчик в воду и скажите, какая она? Какая вода еще бывает? А теперь потрогайте бутылочку с водой. Что вы чувствуете?
Какой можно сделать вывод? Какая бывает вода? А теперь давайте выльем воду из наших стаканчиков в таз. Посмотрите, что еще лежит на столе? Возьмите в руки теннисный шарик и скажите, какие они легкие или тяжелые? Опустите их в воду. Что происходит? Какой можно сделать вывод? Возьмите в руки камешки. Какие они? Опустите камешки в воду. Что с ними случилось? Какой можно сделать вывод? (Слайд 3) Ребята, а вы видите камешки на дне? Почему? (Слайд 4) Давайте понюхаем воду. Она имеет запах? (Слайд5) А теперь давайте попробуем перелить воду из стакана в стакан. (Слайд6) Молодцы, какой можно сделать вывод? Какая вода? А кто догадается, как можно придать вкус воде? Что надо сделать? Ребята, а кто мне скажет, какое сейчас время года? Назовите мне признаки зимы? Деятельность 5 (Слайд7) Посмотрите, что у меня на тарелке? Молодцы, ребята, а теперь давайте возьмем лупу и посмотрим из чего же состоит снег? Воспитатель читает загадку. Когда приходят холода Кружит она, летает. Она красива, как звезда, А на ладошке тает. (Слайд8,9) Воспитатель раздает детям снежинки, они прицепляют их на доску рядом с капельками. Деятельность 6 Ребята, а у нас в группе тепло? А на улице? А что будет со снегом, если мы его оставим в нашей группе, где тепло? А давайте проверим? А как вы думаете, какой снег быстрее тает – рыхлый (снежинки) или плотный (снежный комок)? У меня целый тазик снега. Возьмите себе ложной снег и положите его в тарелку с №1, а теперь возьмите еще снег и слепите из него комочек и положите в тарелку №2. А пока проводим наш эксперимент , мы немного отдохнем. Физкультминутка (под музыку) Мы ладошки выставляем, Ловить снежинки начинаем! Раз, поймали, два, поймали! Не устали? Не устали! Раз, поймали, два, поймали! И конечно, не устали! А снежинок много-много! И растут везде сугробы. Снег в ладошки наберём и лепить снежки начнем! Лепим, лепим, лепим ком И бросаем вверх потом! Поиграли без заботы, А теперь спешим к работе! Молодцы, хорошо отдохнули. А теперь давайте вернемся к нашему эксперименту. (Слайд10)Что вы видите? Какой снег растаял быстрее? (Слайд11) Какой можно сделать вывод? Вот обратите внимание, весной дворники разваливают снежные сугробы для того, чтобы снег быстрее таял. Деятельность 7 Включает фонограмму с хрустом льда. Ребята, что это хрустит? Он холодный и блестит, Стукнешь-сразу захрустит. Из воды свой род берет Ну, конечно, это … (Слайд 12) (Слайд13)Посмотрите на свои ладошки, какие они – мокрые или сухие? Возьмите лед в руки и скажите, какой он? А что стало с ладошками? Какой можно сделать вывод? Посмотрите через льдинку? Какой вывод можно сделать? (Слайд14)А теперь, ребята, положите кусочки льда на тарелку и попробуем их разбить. Что случилось со льдом? (Слайд15,16)Давайте сделаем вывод. Какой лед? Деятельность 8 (Слайд 17) Наше занятие подходит к концу. Ребята, вам интересно было наблюдать за водой, снегом и льдом? -Давайте теперь объединим всё, что мы узнали о воде, снеге и льде? (Слайд18)Ребята, сделайте вывод. Откуда берутся снег и лед? | Деятельность 4 1. Коль с водой имеешь дело, Рукава засучим смело. 2. Пролил воду - не беда: Тряпка под рукой всегда. 3. Фартук - друг, он нам помог И никто здесь не промок. Дети одевают фартуки. Воспитатель помогает. Отвечают на вопросы воспитателя: холодная. Тёплая, горячая. Дети делают вывод: Вода бывает холодная, тёплая и горячая. На столе лежат теннисные шарики и камушки. Шарики лёгкие. Они легче воды. Они тяжёлые. Опустились на дно. Легкие предметы плавают в воде, а тяжелые предметы в воде тонут. Видим, потому что вода прозрачная. Она не имеет запаха и обладает текучестью. Добавить сахарный песок, она будет сладкой, добавить соль - будет солёной. Зима. На деревьях нет листьев, стало холодно, падает снег, солнце светит , но не греет, дети играют в снежки, катаются на лыжах, на коньках, на санках. Снег. Дети рассматривают снежинки. С помощью магнитов прикрепляют макеты снежинок на доску. Тепло. На улице холодно. Он растает. Рыхлый. Дети берут снег рыхлый и снежный комок и раскладывают по тарелкам. Дети под музыку выполняют движения. Дети видят, что рыхлый снег в тарелке №1 растаял быстрее, чем в тарелке №2. Рыхлый снег тает быстрее плотного. Дети вслушиваются в звук и делают вывод, что это лед. Дети отвечают, что ладошки сухие. И берут кусочки льда в руки. Лед холодный и тает в руках. Дети делают вывод, что лед прозрачный. Он рассыпался на осколки – кусочки. Дети делают вывод, что лед прозрачный, хрупкий, бесцветный и тает в тепле. Вода – прозрачная, без запаха, без вкуса, обладает текучестью. Снег – белый, непрозрачный, рыхлый, сыпучий, под действиемтепла превращается в воду. Лёд – бесцветный, прозрачный, хрупкий, под действием тепла превращается в воду. Дети делают вывод: Снег и лед образуются из воды. Снег и лед- это замерзшая вода. |
Цель этапа: оценка содержания занятия Мобилизация детей на самооценку. | Цель этапа: Самооценка детьми своей работоспособности, психологического состояния, причин некачественной работы, результативности работы, содержания и полезности учебной работы. Проектирование детьми собственной деятельности на последующих занятиях. |
Деятельность 9.(Слайд 19,20) Рефлексия. У меня в корзинке льдинки и снежинки. Я предлагаю вам выбрать что-то одно: если в ваших исследованиях и экспериментированиях не возникло никаких трудностей, если вам были понятны и интересны вопросы и задания, выберете веселую снежинку. А если что-то не понравилось, было трудно или неинтересно, выберете грустную льдинку. Посмотрите, ребята, а зима не такое уж грустное время года. Сегодня все ребята были активными и все получают подарки. Список используемой литературы:
| Дети выбирают картинки и прикрепляют на магнитную доску в уголок рефлексии. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательное занятие с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Металл, его качества и свойства».
Учить детей узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики и свойства (теплопроводность, металлический блеск)....
Конспект НОД в подготовительной группе по познавательному развитию с элементами экспериментирования по теме: «Воздух и его свойства».
Автор: Кузнецова Наталья Владимировна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №10 Ладушки», город Торжок.Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности дл...
Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования.Тема:"Воздух и его свойства"
Экспериментирование в подготовительной группе...
Конспект занятия по экологии (с элементами экспериментирования) «Вода и его свойства»
Открытое занятие по экологии для подготовительной группы на тему: "Вода и его свойства"...
Конспект образовательной деятельности с элементами экспериментирования в старшей группе Тема «Удивительные свойства воды».
Цель: Овладение детьми новыми способами экспериментирования с водойЗадачи:1. Создать образовательную ситуацию для обеспечения эмоционального подъема и мотивации детей на предстоящую деятельность.2. Ут...
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования для детей среднего возраста Тема: "Свойства воды"
Цел: обогатить представления детей о свойствах воды путем экспериментальной деятельности....
Интегрированное занятие с элементами экспериментирования «Вода и ее свойства»
Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека...