LEGO-Конструирование
материал (старшая, подготовительная группа)
С помощью лего-конструктора малыши могут создавать свой уникальный мир, попутно осваивая сложнейшие математические знания, развивая двигательную координацию, мелкую моторику, тренируя глазомер. Занятия по конструированию стимулируют любознательность, развивают образное и пространственное мышление, активизируют фантазию и воображение, пробуждают инициативность и самостоятельность, а также интерес к изобретательству и творчеству. Перед педагогом стоит важнейшая задача — создать необходимые условия для вовлечения детей в увлекательный вид деятельности, позволяющий раскрыть потенциальные способности своих воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_legovichok_pasport.doc | 163 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского района - детский сад «Аленький цветочек»
ПРИНЯТО:
на заседании
Педагогического совета №1
Протокол от «_____» ________ 2020 г.
Рабочая программа кружка
«ЛЕГОВИЧОК»
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе технической направленности для детей от 5 до 7 лет,
срок реализации программы: 2020 – 2021 гг.
Составила:
Воспитатель
Прокопьева С.С.
Куйбышев, 2020 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Целевой раздел: | |
1.1 | Пояснительная записка. | |
1.2 | Цель и задачи реализации программы. | |
1.3 | Планируемые результаты освоения программы | |
2. | Содержательный раздел: | |
2.1 | Образовательная область «Позновательное развитие» | |
2.2 | Описание вариативных форм, способов и методов реализации программы | |
2.3 | Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности с детьми 5-7 лет | |
2.4 | Особенности взаимодействия с семьями воспитанников | |
3. | Организационный раздел | |
3.1 | Учебный план | |
3.2 | Кадровый состав | |
3.3 | Организация развивающей предметно-пространственной среды Методическое обеспечение программы |
1. Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка.
Введение ФГОС дошкольного образования предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии, соответствующие принципам:
- развивающего образования;
- научной обоснованности и практической применимости;
- соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
- единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- интеграции образовательных областей;
- решения программных образовательных задач в совместной деятельности и самостоятельной деятельности взрослого и детей;
- учета ведущего вида деятельности дошкольника – игры.
Предлагаемая модель воспитательно–образовательной работы в детском саду включает в себя ЛЕГО - технологии.
Игра – важнейший спутник детства. ЛЕГО позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре.
Кубики ЛЕГО используются строителями разных поколений уже на протяжении нескольких десятилетий. Однако за это время, об этой уникальной системе строительства и ее огромных возможностях было написано на удивление, мало. Правда, предлагалось немало строительных инструкций, однако они касались лишь одной, двух готовых моделей.
В последние годы стали появляться книги и статьи, предлагающие информацию о робототехнике ЛЕГО, виртуальному компьютерному дизайну и т. д.
И все-таки, среди всего этого многообразия, и популярности ЛЕГО, надо сказать, что до сих пор нет готовой книги, или информации, которую можно взять и четко по ней работать.
ЛЕГО - педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.
ЛЕГО - педагогика крайне актуальна в современном мире.
Основной идеей создания кружка «Lego», послужила реализация возможностей детей строить, не только по готовым схемам и образцам, но и воплощать в жизнь свои идеи, фантазии, так чтобы эти постройки были понятны не только самим детям, но и окружающим.
Принципы и подходы к формированию Программы
- все дети обладают творческим началом и потенциалом к развитию своих способностей;
- способности формируются в деятельности;
- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.
1.2.Цель и задачи программы
Цель: создание организационных и содержательных условий, обеспечивающих развитие у дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе Lego конструирования.
Задачи:
• развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;
• обучать конструированию по образцу, чертежу, условиям, по собственному замыслу;
•формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
• пробуждать творческую активность и воображение ребенка, желание включаться в творческую деятельность;
• развивать пространственное и техническое мышление, активизировать мыслительные процессы дошкольников (творческое решение поставленных задач, изобретательность, поиск нового и оригинального).
• совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением;
• развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.
1.3. Планируемые результаты освоения Программы
К концу года дети должны знать:
- Об истории возникновения конструкторов LEGO, о профессиях архитектора и инженера – конструктора.
- О простых архитектурных формах и их вариативности
- Об устройстве и функциях различных объектов и строений
- О понятиях входа-выхода, положения, устойчивости, движения…
- Об архитекторах и инженерах-конструкторах, чем занимаются.
- О правилах работы в команде
- Сенсорные эталоны (цвет, форма, размер), цифры и числа
- О приёмах работы с простыми инструментами и простыми механизмами.
Дети должны уметь:
- Строить на основе самостоятельного анализа предлагаемого образца или словесной инструкции.
- Создавать различные варианты конструкций (моделей) по образцу, карте – схеме, инструкции или замыслу.
- Самостоятельно определять этапы будущей конструкции и творчески реализовывать свои собственные замыслы.
- Видеть взаимосвязи между назначением предмета и его строением.
- Располагать конструкции в нужной плоскости, точно соединять и скреплять её детали. Сооружать устойчивые, симметричные конструкции; использовать перекрытия, надстройки .
- Работать в парах и группах, общаясь в процессе работы.
- Использовать в речи конструкторские и технические термины.
- Передавать форму объектов посредством конструкторов LEGO.
- Использовать знакомые технические термины при описании конструкций и моделей.
- Определять категории животных, техники, построек.
- Создавать простые движущиеся конструкции.
- Изменять пространственное положение объекта и его частей
- Различать и называть детали LEGO – конструкторов.
- Объединять постройки по сюжету и обыгрывать их.
Осуществляется с целью, выявить уровни сформированности технических способностей у детей, в процессе работы с конструкторами LEGO.
Включает в себя: первичный мониторинг (на начальном этапе работы с конструкторами LEGO, или в начале учебного года); промежуточный (по мере необходимости) и итоговый мониторинг (в конце учебного года).
Результаты мониторинга позволяют определять «зону ближайшего развития» для каждого ребёнка индивидуально, а так же, выстраивать или корректировать перспективы дальнейшей работы с детьми, по развитию технических способностей.
Используемая литература:
1. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений объектов реального мира средствами конструктора LEGO): методическое пособие /Л. Г. Комарова – М.: Линка-Пресс, 2001.
2. Фешина Е. В. Лего –конструирование в детском саду: Пособие для педагогов. - М.:Сфера, 2011. – 243 с.
3. Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: пособие для педагогов-дефектологов/ Т. В Лусс, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова. - М.: ВЛАДОС,2003г.
Ф.И. воспитанника | ТАБЛИЦА ДИАГНОСТИКИ | ||||||||||||||||||||||||
Называет детали конструктора | Работает по схемам | Строит сложные постройки | Строит по творческому замыслу | Строит подгруп пами | Строит по образцу | Строит по инструкции | Умение рассказать о постройке | Строит по модели | |||||||||||||||||
о | м | о | м | о | м | о | м | о | м | о | м | о | м | о | м | о | м | ||||||||
2. Содержательный раздел
2.1. Описание вариативных форм, способов и методов реализации программы
ИНТЕГРАЦИЯ (взаимодополняемость) | |||||
«Социально-коммуникативное развитие» | «Познавательное развитие» | «Речевое развитие» | «Художественно-эстетическое развитие» | «Физическое развитие» | |
Детских видов деятельности | Игра (игра с правилами, сюжетно-ролевая), познавательная, творческая активность, общение, предметная деятельность, двигательная, труд, рассматривание картинок, сказок, стихов, коммуникативная. | ||||
Форм организации | Групповая (занятие кружка) | ||||
Методов и приёмов поддержки детской инициативы | Наглядные: показ, имитация, зрительные ориентиры, непосредственная помощь воспитателя, пример, наблюдение и др. Словесные: объяснение, пояснение, подача команд, вопрос, рассказ, беседа, словесная инструкция, чтение, заучивание, пересказ Практические: повторение упражнения, поручения, игра | ||||
Модель образовательного процесса | |||||
Совместная деятельность взрослого и ребенка (взаимодействие детей с педагогом в разных видах деятельности и культурных практик) | Самостоятельная деятельность детей (создание развивающей предметно- пространственной среды) | Взаимодействие с семьей | |||
Двигательная Творческая Речевая Труд Игровая | Группа | Конструирование
|
2.2. Перспективное планирование
№ | Тема | Цель |
Октябрь | ||
1 | «В гостях у ЛЕГО» | - Техника безопасности; -Закрепление названий деталей, -Д/и «Разложи детали по местам» Цель: закреплять название деталей конструктора LEGO; -Д/и «Таинственный мешочек» Цель: учить отгадывать детали конструктора на ощупь. |
2 | «А у нас во дворе» | -Закреплять полученные навыки; -Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки; - Учить работать в парах создавая единый проект; - Развивать творческую инициативность |
3 | «ЛЕГО – мозайка» | - Познакомить с пластинами-основаниями, с плоскими LEGO-деталями, разделителем LEGO- деталей, - Закреплять умение работать по схеме, - Закреплять состав числа, - Развивать мелкую моторику, - Развивать образное внимание, умение концентрировать внимание. |
4 | «Разные домики» | -Познакомить с архитектурой домов в разные годы, - Обсудить строительные материалы для постройки домов, - Познакомить с различными видами крепежа стен, кладка крыши, - Учить строить домики разной величины и длины, - Развивать способность анализировать, делать выводы. |
Ноябрь | ||
1 | «Беседка» | 1. - Закреплять представление о назначении и строении беседок, об их частях (крыша, колонны). - Учить строить беседку. |
2 | Лего-мозайка «Избушка на курьих ножках» | - Продолжать учить пользоваться разделителем LEGO-деталей, - Закреплять состав числа, - Развивать мелкую моторику рук, - Развивать внимание, усидчивость. - Учить работать чётко и быстро, не допуская ошибок. |
3 | Конструирование по замыслу | - Закреплять полученные навыки в прошлом году, - Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание, - Развивать творческую инициативность и самостоятельность. |
4 | «Домашние животные» (собака, кошка, овца) | - Вызвать положительные эмоции от прослушивания стихотворений о животных В. Степанова: «Кошка», «Барашек», - Закреплять знания о домашних животных об их пользе для людей, - Учить конструировать животных по образцу и схеме, - Учить работать парами. |
Декабрь | ||
1 | Конструирование по замыслу | - Закреплять полученные навыки, - Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание, - Развивать творческую инициативность и самостоятельность. |
2 | «Ёлка новогодняя» | -Познакомить с традициями празднования Нового года в России, - Закрепить знание о хвойных деревьях, - Познакомить с разными способами сборки LEGO –ёлки из конструктора LEGO – «Duplo», - Создать Праздничное, предновогоднее настроение |
3 | «Дед Мороз и Снегурочка спешат к нам в гости» | - Продолжать знакомить с символами Нового года в России, - Учит строить Деда Мороза и Снегурочку; - Создать праздничное, предновогоднее настроение |
Январь | ||
1 | «Водный транспорт» (катер, пароход) | - Закреплять знания о водном транспорте - Учить выделять в постройке ее функциональные части(борт, корму, нос, капитанский мостик, трубы), - Совершенствовать умение анализировать образец, графическое изображение постройки, выделять в ней существенные части, - Обогащать речь обобщающими понятиями: «водный, речной, морской транспорт). |
2 | Конструирование подвижных моделей качели (качели, карусели). | - Учить строить подвижные модели из конструктора LEGO по образцу. |
3 | Светофор, регулировщик | - Закреплять знания о светофоре, - Познакомить с профессией «Регулировщик», -Развивать творческую инициативность и самостоятельность. |
Февраль | ||
1 | «Самолет» | - Закреплять знания о воздушном транспорте, - Познакомить с профессией летчика, - Учить строить самолет по схеме из конструктора LEGO |
2 | «Аквариум» | - Познакомить с обитателями аквариума, - Учить конструировать аквариум, - Учить конструировать рыб из конструктора LEGO - Развивать навыки конструирования, мелкую моторику рук, - Развивать усидчивость. |
3 | Лего-мозаика «Танк в подарок папе» | - Познакомить с историей возникновения праздника 23 февраля, - Рассказать о защитниках нашего Отечества - Воспитывать патриотизм и любовь к Родине, - Закреплять умение быстро и без ошибок переносить конструкцию со схемы на пластину. |
4 | Мозаика «Бабочка» | - Закрепить знания о насекомых, - Рассказать, что у бабочки на крыльях симметричный рисунок, - Учить конструировать симметричный рисунок. |
Март | ||
1 | «Цветок для мамы» | - Познакомить с историей возникновения Международного женского дня, - Воспитывать любовь и уважение к маме, бабушке, - Учить конструировать по условиям. |
2 | «Моя улица» | - Дать детям основные понятия городского пейзажа, вспомнить особенности городских построек; - Развивать умение передавать форму объекта средствами конструктора; - Закрепить навык скрепления. |
3 | Конструирование по замыслу | -Закреплять полученные навыки, - Учит заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание, - Развивать творческую инициативность и самостоятельность. |
4 | «Животные на ферме» | -Закреплять знания о домашних животных; - Учить анализировать образец, выделять основные части животных; - Развивать конструктивное воображение детей. |
Апрель | ||
1 | «Мы построим новый дом» | - продолжать знакомить с новыми деталями конструкторов; - учить самостоятельному конструированию модели дома; -закрепить знания о строении дома; - знакомить с новыми возможностями крепления кирпичиков ЛЕГО |
2 | «Космическая ракета к взлету готова» | - Познакомить с первым космонавтом нашей страны, - Познакомить с профессией космонавта, - Рассказать о космосе и о планетах, - Учить конструировать ракету при помощи конструктора LEGO по схеме. |
3 | Конструирование по замыслу « Азбука безопасности» | - повторить правила дорожного движения; - закрепить умение строить разные виды городского транспорта; - учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, давать ей описание; - развивать творческую инициативу и самостоятельность |
4 | «Пожарная часть» | - Рассказать о профессии пожарного, - Учит строить пожарную машину и пожарную часть, - Выучить телефон пожарной части, - Проговорить правила поведения при пожаре. |
Май | ||
1 | Коллективный проект «Парад Победы» | - Познакомить с историей праздника 9 мая, - Учить конструировать военные машины по схеме, - Конструирование площади для парада по условиям, - Закреплять умение работать в команде, - Воспитывать патриотизм и любовь к своей Родине, благодарность ветеранам войны. |
2 | Заключительное занятие. | - Подготовить легокабинет к новому учебному году -Рассматривание альбома фотографий с постройками - Подведение итогов за учебный год |
3. Организационный раздел
3.1. Учебный план
Учебный план Программы отображает объем и распределение базовых видов деятельности по реализации части, формируемой участниками образовательных отношений ООП ДО
Максимальный объём образовательной нагрузки, представленной в учебном плане, соответствует правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 согласно Постановлению Министерства здравоохранения РФ от 29 мая 2013 г. № 28564.
Продолжительность организованной образовательной деятельности:
для детей от 5 до 6 лет - не более 25 минут,
а для детей от 6 до 7 лет - не более 30 минут.
Кол-во занятий в неделю | Кол-во занятий в месяц | Кол-во занятий в год | Длительность занятий, мин. | Кол-во воспитанников |
1 | 4 | 32 | 25 -30 | 10 |
3.2. Кадровый состав
Руководитель кружка: Окунева Татьяна Юрьевна, воспитатель
Списочный состав детей
№ | ФИО ребёнка | Дата рождения |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 | ||
7 | ||
8 | ||
9 | ||
10 | ||
11 | ||
12 | ||
13 | ||
14 |
3.3. Описание обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Методическое оснащение: Проигрыватель, конструктор LEGO .
Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность 25 - 30 минут. В месяц 4 занятия, 32 занятия в год.
Основные методы работы:
-словесные (рассказ, беседа, инструктаж),
-наглядные (демонстрация),
-репродуктивные (применение полученных знаний на практике),
-практические (конструирование),
-поисковые (поиск разных решений поставленных задач).
Основные приёмы работы:
-беседа,
-ролевая игра,
-познавательная игра,
-задание по образцу (с использованием инструкции),
-творческое задание,
- работа со схемами,
- проект.
Доведено до сведения родителей.
Протокол родительского собрания №1 от .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность по LEGO-конструированию во второй младшей группе «Построим туннели для машин».
Задачи:Расширение и активизация словаря по темам "Транспорт", "Здания".Учить выполнять простейшую конструкцию в соответствии с заданными условиями (ворота для машин).Формирование представлений о высот...
Доклад для LEGO-конференции «Lego-конструирование как средство формирования прединженерного мышления у старших дошкольников»
В связи с качественным скачком развития новых технологий в XXI веке обществу требуются люди, способные нестандартно решать актуальные проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности....
Конспект занятия по "Lego-конструированию" тема: «Конструирование башни»
Тема занятия: «Конструирование башни»Цель: продолжить обучение построению зданий – конструирование башни. Задачи: Предметные:Научить конструированию башни из «Lego-ко...
Секреты мастерства «Как эффективно провести занятие по LEGO – конструированию» Конспект НОД по LEGO - конструированию в подготовительной к школе группе
Тема: «А давайте поиграем в футбол»Применяемый образовательный набор: Lego Wedo 2.0, Lego «Простые механизмы», Lego классический.Возрастная группа: подготовительная к школе гру...
Технологическая карта совместной деятельности воспитанников старшей группы по познавательному развитию с использованием технологий LEGO-конструирования и робототехники «Путешествие в страну LEGO»
Цель: Создать условия для познавательного развития с использованием технологий LEGO-конструирования и робототехники в процессе представления детей программировать робомышь, конструировать мост с помощ...
Конспект занятия по LEGO -конструированию в старшей группе «Путешествие в страну LEGO»
Создание известных повсюду в мире «цепляющихся друг за друга кирпичиков» «LEGO» поистине можно назвать одним из гениальных изобретений ХХ века. Бравые датские плотники и с...
Мастер-класс «Новые виды конструирования как средство для всестороннего развития детей дошкольного возраста в условиях ФГОС. LEGO – конструирование и робототехника»
Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активной педагогической работы по конструктивно-модельной деятельности....