LEGO-Конструирование
материал (старшая, подготовительная группа)

Прокопьева Светлана Сергеевна

С помощью лего-конструктора малыши могут создавать свой уникальный мир, попутно осваивая сложнейшие математические знания, развивая двигательную координацию, мелкую моторику, тренируя глазомер. Занятия по конструированию стимулируют любознательность, развивают образное и пространственное мышление, активизируют фантазию и воображение, пробуждают инициативность и самостоятельность, а также интерес к изобретательству и творчеству. Перед педагогом стоит важнейшая задача — создать необходимые условия для вовлечения детей в увлекательный вид деятельности, позволяющий раскрыть потенциальные способности своих воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_legovichok_pasport.doc163 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского района -  детский сад «Аленький цветочек»

ПРИНЯТО:

 на заседании

Педагогического совета №1

Протокол от «_____» ________ 2020 г.

Рабочая программа кружка

«ЛЕГОВИЧОК»

по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе технической направленности для детей от 5 до 7 лет,

срок реализации программы: 2020 – 2021 гг.

Составила:

Воспитатель

Прокопьева С.С.

Куйбышев, 2020 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Целевой раздел:

1.1

Пояснительная записка.

1.2

Цель и задачи реализации программы.

1.3

Планируемые результаты освоения программы

2.

Содержательный раздел:

2.1

Образовательная область «Позновательное развитие»

2.2

Описание вариативных форм, способов и методов реализации программы

2.3

Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности с детьми 5-7 лет

2.4

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

3.

Организационный раздел

3.1

Учебный план

3.2

Кадровый состав

3.3

Организация развивающей предметно-пространственной среды Методическое обеспечение программы

1. Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка.

Введение ФГОС дошкольного образования предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии, соответствующие принципам:

- развивающего образования;

- научной обоснованности и практической применимости;

- соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;

- единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

- интеграции образовательных областей;

- решения программных образовательных задач в совместной деятельности и самостоятельной деятельности взрослого и детей;

- учета ведущего вида деятельности дошкольника – игры.

Предлагаемая модель воспитательно–образовательной работы в детском саду включает в себя ЛЕГО - технологии.

Игра – важнейший спутник детства. ЛЕГО позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре.

Кубики ЛЕГО используются строителями разных поколений уже на протяжении нескольких десятилетий. Однако за это время, об этой уникальной системе строительства и ее огромных возможностях было написано на удивление, мало. Правда, предлагалось немало строительных инструкций, однако они касались лишь одной, двух готовых моделей.

В последние годы стали появляться книги и статьи, предлагающие информацию о робототехнике ЛЕГО, виртуальному компьютерному дизайну и т. д.

И все-таки, среди всего этого многообразия, и популярности ЛЕГО, надо сказать, что до сих пор нет готовой книги, или информации, которую можно взять и четко по ней работать.

ЛЕГО - педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.

ЛЕГО - педагогика крайне актуальна в современном мире.

Основной идеей создания кружка «Lego», послужила реализация возможностей детей строить, не только по готовым схемам и образцам, но и воплощать в жизнь свои идеи, фантазии, так чтобы эти постройки были понятны не только самим детям, но и окружающим.

Принципы и подходы к формированию Программы

- все дети обладают творческим началом и потенциалом к развитию своих способностей;

- способности формируются в деятельности;

- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;

-  предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.

1.2.Цель и задачи программы

Цель: создание организационных и содержательных условий, обеспечивающих развитие у дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе Lego конструирования.

Задачи:

• развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;

• обучать конструированию по образцу, чертежу, условиям, по собственному замыслу;

формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;

• пробуждать творческую активность и воображение ребенка, желание включаться в творческую деятельность;

• развивать пространственное и техническое мышление, активизировать мыслительные процессы дошкольников (творческое решение поставленных задач, изобретательность, поиск нового и оригинального).

• совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением;

• развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.

1.3. Планируемые результаты  освоения Программы

К концу года дети должны знать:

  • Об истории возникновения конструкторов LEGO, о профессиях архитектора и инженера – конструктора.
  • О простых архитектурных формах и их вариативности
  • Об устройстве и функциях различных объектов и строений
  • О понятиях входа-выхода, положения, устойчивости, движения…
  • Об архитекторах и инженерах-конструкторах, чем занимаются.
  • О правилах работы в команде
  • Сенсорные эталоны (цвет, форма, размер), цифры и числа
  • О приёмах работы с простыми инструментами и простыми механизмами.

Дети должны уметь:

  • Строить на основе самостоятельного анализа предлагаемого образца или словесной инструкции.
  • Создавать различные варианты конструкций (моделей) по образцу, карте – схеме, инструкции или замыслу.
  • Самостоятельно определять этапы будущей конструкции и творчески реализовывать свои собственные замыслы.
  • Видеть взаимосвязи между назначением предмета и его строением.
  • Располагать конструкции в нужной плоскости, точно соединять и скреплять её детали. Сооружать устойчивые, симметричные конструкции; использовать перекрытия, надстройки .
  • Работать в парах и группах, общаясь в процессе работы.
  • Использовать в речи конструкторские и технические термины.
  • Передавать форму объектов посредством конструкторов LEGO.
  • Использовать знакомые технические термины при описании конструкций и моделей.
  • Определять категории животных, техники, построек.
  • Создавать простые движущиеся конструкции.
  • Изменять пространственное положение объекта и его частей
  • Различать и называть детали LEGO – конструкторов.
  • Объединять постройки по сюжету и обыгрывать их.

Осуществляется с целью, выявить уровни сформированности технических способностей у детей, в процессе работы с конструкторами LEGO.

Включает в себя: первичный мониторинг (на начальном этапе работы с конструкторами LEGO, или в начале учебного года); промежуточный (по мере необходимости) и итоговый мониторинг (в конце учебного года).

Результаты мониторинга позволяют определять «зону ближайшего развития» для каждого ребёнка индивидуально, а так же, выстраивать или корректировать перспективы дальнейшей работы с детьми, по развитию технических способностей.

Используемая литература:

1. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений объектов реального мира средствами конструктора LEGO): методическое пособие /Л. Г. Комарова – М.: Линка-Пресс, 2001.

2. Фешина Е. В. Лего –конструирование в детском саду: Пособие для педагогов. - М.:Сфера, 2011. – 243 с.

3. Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: пособие для педагогов-дефектологов/ Т. В Лусс, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова. - М.: ВЛАДОС,2003г.

Ф.И. воспитанника

ТАБЛИЦА ДИАГНОСТИКИ

Называет детали конструктора

Работает по схемам

Строит сложные постройки

Строит по творческому замыслу

Строит подгруп пами

Строит по образцу

Строит по инструкции

Умение рассказать о постройке

Строит по модели

о

м

о

м

о

м

о

м

о

м

о

м

о

м

о

м

о

м

2. Содержательный раздел

2.1. Описание вариативных форм, способов и методов реализации программы

ИНТЕГРАЦИЯ (взаимодополняемость)

«Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

«Физическое

развитие»

Детских видов деятельности

Игра (игра с правилами, сюжетно-ролевая), познавательная, творческая активность, общение, предметная деятельность, двигательная, труд, рассматривание картинок, сказок, стихов, коммуникативная.

Форм организации

Групповая (занятие кружка)

Методов и приёмов поддержки детской инициативы

Наглядные: показ, имитация, зрительные ориентиры, непосредственная помощь воспитателя, пример, наблюдение и др.

Словесные: объяснение, пояснение, подача команд, вопрос, рассказ, беседа, словесная инструкция, чтение, заучивание, пересказ

Практические: повторение упражнения, поручения, игра

Модель образовательного процесса

Совместная деятельность взрослого и ребенка (взаимодействие детей с педагогом в разных видах деятельности и культурных практик)

Самостоятельная деятельность детей (создание развивающей предметно- пространственной среды)

Взаимодействие с семьей

Двигательная

Творческая

Речевая

Труд

Игровая

Группа

Конструирование

 

2.2. Перспективное планирование

Тема

Цель

Октябрь                                                             

1

«В гостях у ЛЕГО»

-  Техника безопасности;

-Закрепление названий деталей,

-Д/и «Разложи детали по местам»

Цель: закреплять название деталей конструктора LEGO;

-Д/и «Таинственный мешочек»

Цель: учить отгадывать детали конструктора на ощупь.

2

«А у нас во дворе»

-Закреплять полученные навыки;

-Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки;

- Учить работать в парах создавая единый проект;

- Развивать творческую инициативность

3

«ЛЕГО – мозайка»

- Познакомить с пластинами-основаниями, с плоскими LEGO-деталями, разделителем LEGO- деталей,

- Закреплять умение работать по схеме,

- Закреплять состав числа,

- Развивать мелкую моторику,

- Развивать образное внимание, умение концентрировать внимание.

4

«Разные домики»

-Познакомить с архитектурой домов в разные годы,

- Обсудить строительные материалы для постройки домов,

- Познакомить с различными видами крепежа стен, кладка крыши,

- Учить строить домики разной величины и длины,

- Развивать способность анализировать, делать выводы.

Ноябрь                                                                    

1

 «Беседка»

1. - Закреплять представление о назначении и строении беседок, об их частях (крыша, колонны).

- Учить строить беседку.

2

Лего-мозайка «Избушка на курьих ножках»

- Продолжать учить пользоваться разделителем LEGO-деталей,

- Закреплять состав числа,

- Развивать мелкую моторику рук,

- Развивать внимание, усидчивость.

- Учить работать чётко и быстро, не допуская ошибок.

3

Конструирование по замыслу

- Закреплять полученные навыки в прошлом году,

- Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание,

- Развивать творческую инициативность и самостоятельность.

4

«Домашние животные» (собака, кошка, овца)

- Вызвать положительные эмоции от прослушивания стихотворений о животных В. Степанова: «Кошка», «Барашек»,

- Закреплять знания о домашних животных об их пользе для людей,

- Учить конструировать животных по образцу и схеме,

- Учить работать парами.

Декабрь

1

Конструирование по замыслу

- Закреплять полученные навыки,

- Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание,

- Развивать творческую инициативность и самостоятельность.

2

«Ёлка новогодняя»

-Познакомить с традициями празднования Нового года в России,

- Закрепить знание о хвойных деревьях,

- Познакомить с разными способами сборки LEGO –ёлки из конструктора LEGO – «Duplo»,

- Создать Праздничное, предновогоднее настроение

3

«Дед Мороз и Снегурочка спешат к нам в гости»

Продолжать знакомить с символами Нового года в России,

- Учит строить Деда Мороза и Снегурочку;

- Создать праздничное, предновогоднее настроение

Январь                                                                      

1

«Водный транспорт» (катер, пароход)

- Закреплять знания о водном транспорте

- Учить выделять в постройке ее функциональные  части(борт, корму, нос, капитанский мостик, трубы),

- Совершенствовать умение анализировать образец, графическое изображение постройки, выделять в ней существенные части,

- Обогащать речь обобщающими понятиями: «водный, речной, морской транспорт).

2

Конструирование подвижных моделей качели (качели, карусели).

- Учить строить подвижные модели из конструктора LEGO по образцу.

3

Светофор, регулировщик

- Закреплять знания о светофоре,

- Познакомить с профессией «Регулировщик»,

-Развивать творческую инициативность и самостоятельность.

Февраль                                                                      

1

«Самолет»

- Закреплять знания о воздушном транспорте,

- Познакомить с профессией летчика,

- Учить строить самолет по схеме из конструктора LEGO

2

«Аквариум»

- Познакомить с обитателями аквариума,

- Учить конструировать аквариум,

- Учить конструировать рыб из конструктора LEGO

- Развивать навыки конструирования, мелкую моторику рук,

- Развивать усидчивость.

3

Лего-мозаика  «Танк в подарок папе»

- Познакомить с историей возникновения праздника 23 февраля,

- Рассказать о защитниках нашего Отечества

- Воспитывать патриотизм и любовь к Родине,

- Закреплять умение быстро и без ошибок переносить конструкцию со схемы на пластину.

4

Мозаика «Бабочка»

- Закрепить знания о насекомых,

- Рассказать, что у бабочки на крыльях симметричный рисунок,

- Учить конструировать симметричный рисунок.

Март                                                                        

1

«Цветок для мамы»

- Познакомить с историей возникновения Международного женского дня,

- Воспитывать любовь и уважение к маме, бабушке,

- Учить конструировать по условиям.

2

«Моя улица»

- Дать детям основные понятия городского пейзажа, вспомнить особенности городских построек;

- Развивать умение передавать форму  объекта средствами конструктора;

- Закрепить навык скрепления.

3

Конструирование по замыслу

-Закреплять полученные навыки,

- Учит заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание,

- Развивать творческую инициативность и самостоятельность.

4

«Животные на ферме»

-Закреплять знания о домашних животных;

- Учить анализировать образец, выделять основные части животных;

- Развивать конструктивное воображение детей.

Апрель                                                                        

1

«Мы построим новый дом»

- продолжать знакомить с новыми деталями конструкторов;

- учить самостоятельному конструированию  модели дома;

-закрепить знания о строении дома;

- знакомить с новыми возможностями крепления кирпичиков ЛЕГО

2

«Космическая ракета к взлету готова»

- Познакомить с первым космонавтом нашей страны,

- Познакомить с профессией космонавта,

- Рассказать о космосе и о планетах,

- Учить конструировать ракету при помощи конструктора LEGO по схеме.

3

Конструирование по замыслу « Азбука безопасности»

- повторить правила дорожного движения;

- закрепить умение строить разные виды городского транспорта;

- учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, давать ей описание;

- развивать творческую инициативу и самостоятельность

4

«Пожарная часть»

- Рассказать о профессии пожарного,

- Учит строить пожарную машину и пожарную часть,

- Выучить телефон пожарной части,

- Проговорить правила поведения при пожаре.

Май                                                                

1

Коллективный проект «Парад Победы»

- Познакомить с историей праздника 9 мая,

- Учить конструировать военные машины по схеме,

- Конструирование площади для парада по условиям,

- Закреплять умение работать в команде,

- Воспитывать патриотизм и любовь к своей Родине, благодарность ветеранам войны.

2

Заключительное занятие.

- Подготовить легокабинет к новому учебному году

-Рассматривание альбома фотографий с постройками

- Подведение итогов за учебный  год

 

3. Организационный раздел

3.1. Учебный план

Учебный план Программы отображает объем и распределение базовых видов деятельности по реализации части, формируемой участниками образовательных отношений ООП ДО

Максимальный объём образовательной нагрузки, представленной в учебном плане, соответствует правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 согласно Постановлению Министерства здравоохранения РФ от 29 мая 2013 г. № 28564.

Продолжительность организованной  образовательной деятельности:

для детей от 5 до 6 лет - не более 25 минут,

а для детей от 6 до 7 лет - не более 30 минут.

Кол-во занятий в неделю

Кол-во занятий в месяц

Кол-во занятий в год

Длительность занятий, мин.

Кол-во воспитанников

1

4

32

25 -30

10

3.2. Кадровый состав

Руководитель кружка: Окунева Татьяна Юрьевна, воспитатель

Списочный состав детей

ФИО ребёнка

Дата рождения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

3.3. Описание обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Методическое оснащение: Проигрыватель, конструктор LEGO .

Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность 25 - 30 минут. В месяц 4 занятия, 32 занятия в год.

Основные методы работы:

-словесные (рассказ, беседа, инструктаж),

-наглядные (демонстрация),

-репродуктивные (применение полученных знаний на практике),

-практические (конструирование),

-поисковые (поиск разных решений поставленных задач).

Основные приёмы работы:

-беседа,

-ролевая игра,

-познавательная игра,

-задание по образцу (с использованием инструкции),

-творческое задание,

- работа со схемами,

проект.

Доведено до сведения родителей.

Протокол родительского собрания №1         от                                .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по LEGO-конструированию во второй младшей группе «Построим туннели для машин».

Задачи:Расширение и активизация словаря по темам "Транспорт", "Здания".Учить выполнять простейшую конструкцию в соответствии с заданными условиями (ворота для машин).Формирование представлений о высот...

Доклад для LEGO-конференции «Lego-конструирование как средство формирования прединженерного мышления у старших дошкольников»

В связи с качественным скачком развития новых технологий в XXI веке обществу требуются люди, способные нестандартно решать актуальные проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности....

Конспект занятия по "Lego-конструированию" тема: «Конструирование башни»

Тема занятия: «Конструирование башни»Цель: продолжить обучение построению зданий – конструирование башни. Задачи: Предметные:Научить конструированию башни из «Lego-ко...

Секреты мастерства «Как эффективно провести занятие по LEGO – конструированию» Конспект НОД по LEGO - конструированию в подготовительной к школе группе

Тема: «А давайте поиграем в футбол»Применяемый образовательный набор: Lego Wedo 2.0, Lego «Простые механизмы», Lego классический.Возрастная группа: подготовительная к школе гру...

Технологическая карта совместной деятельности воспитанников старшей группы по познавательному развитию с использованием технологий LEGO-конструирования и робототехники «Путешествие в страну LEGO»

Цель: Создать условия для познавательного развития с использованием технологий LEGO-конструирования и робототехники в процессе представления детей программировать робомышь, конструировать мост с помощ...

Конспект занятия по LEGO -конструированию в старшей группе «Путешествие в страну LEGO»

Создание известных повсюду в мире «цепляющихся друг за друга кирпичиков» «LEGO» поистине можно назвать одним из гениальных изобретений ХХ века. Бравые датские плотники и с...

Мастер-класс «Новые виды конструирования как средство для всестороннего развития детей дошкольного возраста в условиях ФГОС. LEGO – конструирование и робототехника»

Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активной педагогической работы по конструктивно-модельной деятельности....