Поэтапно – перспективный творческий план работы по проблеме: «Технология культурных практик формирования у дошкольников направленности на мир семьи»
методическая разработка (средняя группа)
Поэтапно-перспективный творческий план работы по проблеме: "Технология культурных практик формирования у дошкольников направленности на мир семьи"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Поэтапно – перспективный творческий план работы по проблеме:
«Технология культурных практик формирования у дошкольников направленности на мир семьи»
Группа общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет.
Цель:
- Воспитание у детей интереса к миру семьи, отображенному в произведениях художественной литературы, устного народного творчества, в коллекциях.
Задачи:
- Расширять знания детей о формах общения, взаимоотношениях в семье.
- Продолжать учить детей использовать имеющийся литературный опыт; образцы поведения героев литературных произведений; малые фольклорные формы при решении проблемных ситуаций в семье.
- Сформировать у детей представление о семейных ценностях, закрепленных в литературных произведениях и малых фольклорных формах, в предметах коллекционирования.
- Сформировать у детей умение понимать и оценивать переживания и мотивы поведения других членов семьи.
- Сформировать у детей мотивацию к сбору семейных коллекций.
- Воспитывать у детей любовь и уважение к истории и культуре своего народа.
Месяц | План работы | Направление | Предполагаемый результат | ||
Педагоги | Дети | Родители | |||
Сентябрь | Планирование работы на новый учебный год; подбор и изучение литературы по теме; сделать подборку произведений художественной литературы, устного народного творчества; составление библиографии. | Подбор и изучение литературы по проблеме. Оформление наглядной информации для родителей «Как приобщить ребенка к чтению». | Индивидуальные беседы с детьми нравственного содержания. | Консультация для родителей «Что, как и когда читать детям». | Осознание родителями значимости и актуальности проблемы. Интерес детей и родителей к теме. |
Октябрь | Познакомить родителей - с понятием «грамотный читатель», - с задачами воспитания грамотного читателя, - с приемами анализа художественного текста. | Памятка «Маленькие хитрости для мотивации большого слушателя». | Выставка «Любимая семейная книга». | Разработка и оформление памяток для родителей по организации чтения детям. Дискуссия с родителями «Поговорим о чтении вслух». | Эмоционально положительное отношение ребенка к слушанию любимых сказок. |
Ноябрь | Работа со словарями (поиск слов, толкование слов из фольклора). Создавать условия, в которых ребенок имеет возможность транслировать опыт семейных отношений, отраженный в фольклорных произведениях. | Дидактические игры «Моя семья», «Назови сказочного персонажа», «Как бы поступил фольклорный персонаж?». | Художественно – творческая деятельность по мотивам русского фольклора: рисование, лепка, аппликация. | Подбор картотеки пословиц, поговорок, потешек, прибауток о семье. | Совместная деятельность с детьми «В мире фольклора». |
Декабрь | Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания пословиц, поговорок, потешек, прибауток о семье. | Оформление в группе мини выставки «Потешки и прибаутки». | Прослушивание аудиозаписи колыбельных песен, потешек. Работа над выразительностью чтения перед слушателями. | Памятка «Как правильно заучивать пословицы, поговорки, потешеки, прибаутки о семье». | Конкурс чтецов «Потешки и прибаутки». |
Январь | Способствовать развитию партнерских отношений между родителями и педагогами по вопросам воспитания детей. Способствовать обобщению и распространению опыта семейного воспитания. Повышать педагогическую грамотность родителей. | Изготовление памяток «Это интересно». | Беседа о любимых сказках (кто и когда им читает дома) Художественно – творческая деятельность: рисование. | Беседа с родителями о форме представления опыта семейного воспитания, обсуждение вопросов, связанных с организацией и ходом мероприятия. Посещение родителей вместе с детьми библиотеки. Подбор книг. | Семейные посиделки «Чтение перед сном – наша семейная традиция». |
Февраль | Прививать интерес к коллекционированию. Воспитывать умение видеть красоту ракушек, выражать свои чувства в речи. Развивать творческое воображение. | Консультация для педагогов на тему: «Как привить интерес детей к коллекционированию». | Рассматривание с детьми иллюстраций к книге Р. Буруковского «О чем поют ракушки?». Выкладывание фигурок (рыбки, собачки, черепашки, кораблика) из ракушек разных форм. | Рекомендовать родителям: - для семейного чтения сказку Г.Х. Андерсена «Улитка и роза»; - для семейного просмотра фильм «Подводный мир - моллюски». | Совместная деятельность по составлению мини коллекции «Морские раковины». |
Март | Обогатить знания детей: -об истории возникновения русской матрешки; - о видах матрешек; - о том, как матрешек изготовляют, расписывают. | Презентация «История возникновения матрешки». Дидактическая игра «Матрешк». | Беседа с детьми об истории возникновения матрешки. Рассматривание фото, иллюстраций русских матрешек. Составление рассказов о матрешках, придумывание загадок. Изготовление матрешек. | Папка передвижка «Русская матрешка. История и виды». | Совместная деятельность по составлению мини коллекции «Русская красавица» (матрешка). |
Апрель | Способствовать развитию у детей действенного чувства любви к родным и привязанности к семье. Стимулировать детей желание радовать родных хорошими поступками, рассказывать об этом. | Подбор пословиц и поговорок о семье. Подбор художественной литературы для чтения. | Создать условия, в которых ребенок имеет возможность проанализировать поступки литературных персонажей, сопоставив себя с литературным героем, и предложить пути разрешения проблемной ситуации. | Изготовление семейных коллажей «Любимые занятия мамы и папы». | Семейный досуг «Скажем друг другу добрые слова». |
Май | Способствовать приобщению детей и родителей к традициям чаепития своего народа и семьи. Воспитывать у детей любовь и уважение к истории и культуре своего народа и семьи. | Дидактические игры «Угадай, что за чай», «Самовар», «Загадки». | Чтение рассказов о чае. Художественно – творческая деятельность: рисование и украшение чашек, лепка блюдец. Составление рассказов о посуде, самоваре. | Рекомендовать для семейного просмотра фильм «О самоваре и не только». Создание мини – музея «Мы за чаем не скучаем». | Семейный досуг «Мы за чаем не скучаем». |
Реализация технологии культурных практик формирования у детей направленности на мир семьи позволила научить детей с помощью взрослого способам действий по присвоению, сохранению и приумножению культурного опыта семьи в процессе работы с литературными произведениями, овладениями фольклорными формами и приобщением к коллекционированию.
Работая над данной проблемой, я сделала вывод, чем богаче и правильнее представление ребенка о мире семье, о его взаимосвязи с семьей тем прочнее его эмоционально-положительное отношение к миру семьи.
Список использованной литературы:
1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и русский фольклор / В.П. Аникин. – М., 1957. – 207 с.
2 . Белоусова Л.Е.Удивительные истории (ТРИЗ) / Л.Е. Белоусова. – СПб.: Детство- пресс, 2003.
3. Виноградов Д.С. Русский детский фольклор. Кн. 1. / Д.С. Виноградов. – Иркутск, 1930. – 210 с.
4 . Гербова В.В. Книга для чтения в детском саду и дома:2-4 года: пособие для воспитателей детского сада и родителей / В.В. Гербова (и др.). – М.: Оникс, 2005.- 272 с.
5. Гриценко З.А. Положи твое сердце у чтения: пособие для родителей по организации чтения дошкольникам / З.А. Гриценко.- М.: Просвещение, 2003.
6 . Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго…: пособие для чтения и рассказывания детям 4-6 лет (с методическими рекомендациями) / З.А. Гриценко.- М.: Просвещение, 2001.
7. Даль В.И. Пословицы русского народа / В.И. Даль.- М.: ЭКСМО – Пресс, 2000. – 616 с.
8 . Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое воспитание дошкольников: методическое пособие / Т.Н Доронова. - М.: Просвещение, 2008. – 189 с.
9 . Зуб А. О роли малых фольклорных жанров в жизни детей раннего возраста / А.Зуб // Дошкольное воспитание – 1998.-№2 – С 19-29.
10. Ильчук Н.П. Хрестоматия для дошкольников 4-5 лет. Пособие для воспитателей детского сада и родителей / Н.П. Ильчук (и др.). – М.: АСТ, 1998 – 608 с.
11. Новгородцева Н.В. Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н.В. Новгородцева. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 109 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поэтапно-перспективный творческий план по самообразованию "Познаем окружающий мир через игры и эксперименты"
Дошкольники очень любят экспериментировать. это обусловленно тем, что у детей преобладает наглядно-действенное мышление. соответственно экспериментирование можно рассматривать как метод, всецело отвеч...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по программе «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК (КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ) В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО»
Данная разработка включает в себя технологическую карту и конспект занятия...
проектирование образовательной работы по реализации технологии культурных практик в профессиональной деятельности воспитателя ДОО
Перспективный план образовательной работы по коллекционированию. Тема коллекции "Открытки". Основание: Историческое, 1 и 9 мая...
«ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК (КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ) В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО»
цувцййвццйвйцввйцццццц...
План по самообразованию на тему: «Игровая технология формирования у дошкольников направленности на мир семьи».
План по самообразованию на 2016 - 2017г. Тема: «Игровая технология формирования у дошкольников направленности на мир семьи»....
Перспективный план образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста на основе реализации технологии культурных практик (коллекционирование)
Формирование у детей старшего возраста направленности на мир общественных отношений в ходе реализации технологии культурных практик (коллекционирование) Коллекция «Магниты». Основание – пут...
Поэтапно-перспективный творческий план
Художественно-продуктивная деятельность...