Поэтапно – перспективный творческий план работы по проблеме: «Технология культурных практик формирования у дошкольников направленности на мир семьи»
методическая разработка (средняя группа)

Поэтапно-перспективный творческий план работы по проблеме: "Технология культурных практик формирования у дошкольников направленности на мир семьи"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Поэтапно – перспективный творческий план работы по проблеме:

«Технология культурных практик формирования у дошкольников направленности на мир семьи»

Группа общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет.

Цель:

  • Воспитание у детей интереса к миру семьи, отображенному в произведениях художественной литературы, устного народного творчества, в коллекциях.

Задачи:

  • Расширять знания детей о формах общения, взаимоотношениях в семье.
  • Продолжать учить детей использовать имеющийся литературный опыт; образцы поведения героев литературных произведений; малые фольклорные формы при решении проблемных ситуаций в семье.
  • Сформировать у детей представление о семейных ценностях, закрепленных в литературных произведениях и малых фольклорных формах, в предметах коллекционирования.
  • Сформировать у детей умение понимать и оценивать переживания и мотивы поведения других членов семьи.
  • Сформировать у детей мотивацию к сбору семейных коллекций.
  • Воспитывать у детей любовь и уважение к истории и культуре своего народа.

Месяц

План работы

Направление

Предполагаемый результат

Педагоги

Дети

Родители

Сентябрь

Планирование работы  на новый учебный год; подбор и изучение литературы по теме; сделать подборку произведений художественной литературы, устного народного творчества; составление библиографии.

Подбор и изучение литературы по проблеме.   Оформление наглядной информации для родителей «Как приобщить ребенка к чтению».                                                                                                                                                                                                                                              

Индивидуальные беседы с детьми нравственного содержания.

 Консультация для родителей «Что, как и когда читать детям».

Осознание родителями значимости и актуальности проблемы. Интерес детей и родителей к теме.

Октябрь

Познакомить родителей

- с понятием «грамотный читатель»,

- с задачами воспитания грамотного читателя,

- с приемами анализа художественного текста.

 Памятка «Маленькие хитрости для мотивации большого слушателя».

Выставка «Любимая семейная книга».

Разработка и оформление памяток для родителей по организации чтения детям.

Дискуссия с родителями «Поговорим о чтении вслух».

Эмоционально положительное отношение ребенка к слушанию любимых сказок.

Ноябрь

Работа со словарями (поиск слов, толкование слов из фольклора).

Создавать условия, в которых ребенок имеет возможность транслировать опыт семейных отношений, отраженный в фольклорных произведениях.

Дидактические игры «Моя семья», «Назови сказочного персонажа», «Как бы поступил фольклорный персонаж?».

Художественно – творческая деятельность по мотивам русского фольклора: рисование, лепка, аппликация.

Подбор картотеки пословиц, поговорок, потешек, прибауток о семье.

Совместная деятельность с детьми «В мире фольклора».

Декабрь

Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания пословиц, поговорок, потешек, прибауток о семье.

Оформление в группе мини выставки «Потешки и прибаутки».

Прослушивание аудиозаписи колыбельных песен, потешек. Работа над выразительностью чтения перед слушателями.

Памятка «Как правильно заучивать пословицы, поговорки, потешеки, прибаутки о семье».

Конкурс чтецов «Потешки и прибаутки».

Январь

Способствовать развитию партнерских отношений между родителями и педагогами по вопросам воспитания детей. Способствовать обобщению и распространению опыта семейного воспитания. Повышать педагогическую грамотность родителей.

Изготовление памяток «Это интересно».

Беседа о любимых сказках (кто и когда им читает дома)

Художественно – творческая деятельность: рисование.

Беседа с родителями о форме представления опыта семейного воспитания, обсуждение вопросов, связанных с организацией и ходом мероприятия. Посещение родителей вместе с детьми библиотеки. Подбор книг.

Семейные посиделки «Чтение перед сном – наша семейная традиция».

Февраль

Прививать интерес к коллекционированию.

Воспитывать умение видеть красоту ракушек, выражать свои чувства в речи.

Развивать творческое воображение.

Консультация для педагогов на тему: «Как привить интерес детей к коллекционированию».

Рассматривание с детьми иллюстраций к книге Р. Буруковского «О чем поют ракушки?».

Выкладывание фигурок (рыбки, собачки, черепашки, кораблика) из ракушек разных форм.

Рекомендовать родителям:

- для семейного чтения сказку Г.Х. Андерсена «Улитка и роза»;

- для семейного просмотра фильм «Подводный мир - моллюски».

Совместная деятельность по составлению мини коллекции «Морские раковины».

Март

Обогатить знания детей:

-об истории возникновения русской матрешки;

- о видах матрешек;

- о том, как матрешек изготовляют, расписывают.

Презентация «История возникновения матрешки». Дидактическая игра «Матрешк».

Беседа с детьми об истории возникновения матрешки. Рассматривание фото, иллюстраций русских матрешек. Составление рассказов о матрешках, придумывание загадок. Изготовление матрешек.

Папка передвижка «Русская матрешка. История и виды».

Совместная деятельность по составлению мини коллекции «Русская красавица» (матрешка).

Апрель

Способствовать развитию у детей действенного чувства любви к родным и привязанности к семье.

Стимулировать детей желание радовать родных хорошими поступками, рассказывать об этом.

Подбор пословиц и поговорок о семье.

Подбор художественной литературы для чтения.

Создать условия, в которых ребенок имеет возможность проанализировать поступки литературных персонажей, сопоставив себя с литературным героем, и предложить пути разрешения проблемной ситуации.

Изготовление семейных коллажей «Любимые занятия мамы и папы».

Семейный досуг «Скажем друг другу добрые слова».

Май

Способствовать приобщению детей и родителей к традициям чаепития своего народа и семьи.

Воспитывать у детей любовь и уважение к истории и культуре своего народа и семьи.

Дидактические игры «Угадай, что за чай», «Самовар», «Загадки».

Чтение рассказов о чае.

Художественно – творческая деятельность: рисование и украшение чашек, лепка блюдец.

Составление рассказов о посуде, самоваре.

Рекомендовать для семейного просмотра фильм «О самоваре и не только».

Создание мини – музея «Мы за чаем не скучаем».

Семейный досуг «Мы за чаем не скучаем».

Реализация технологии культурных практик формирования у детей направленности на мир семьи позволила научить детей с помощью взрослого способам действий по присвоению, сохранению и приумножению культурного опыта семьи в процессе работы с литературными произведениями, овладениями фольклорными формами и приобщением к коллекционированию.

Работая над данной проблемой, я сделала вывод, чем богаче и правильнее представление ребенка о  мире семье, о его взаимосвязи с семьей тем прочнее его эмоционально-положительное отношение к миру семьи.

Список использованной литературы:

1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и русский фольклор              / В.П. Аникин. – М., 1957. – 207 с.

2 . Белоусова Л.Е.Удивительные истории (ТРИЗ) / Л.Е. Белоусова. – СПб.: Детство-         пресс, 2003.

3. Виноградов Д.С.  Русский детский фольклор. Кн. 1. / Д.С. Виноградов. – Иркутск, 1930. – 210 с.

4 . Гербова В.В. Книга для чтения в детском саду и дома:2-4 года: пособие для воспитателей детского сада и родителей / В.В. Гербова (и др.). – М.: Оникс, 2005.- 272 с.

5. Гриценко З.А. Положи твое сердце у чтения: пособие для родителей по организации чтения дошкольникам / З.А. Гриценко.- М.: Просвещение, 2003.

6 . Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго…: пособие для чтения и рассказывания детям 4-6 лет (с методическими рекомендациями) / З.А. Гриценко.- М.: Просвещение, 2001.

7. Даль В.И. Пословицы русского народа / В.И. Даль.- М.: ЭКСМО – Пресс, 2000. –   616 с.

8 . Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое воспитание дошкольников: методическое пособие / Т.Н Доронова. - М.: Просвещение, 2008. – 189 с.

9 . Зуб А. О роли малых фольклорных жанров в жизни детей раннего возраста / А.Зуб  // Дошкольное воспитание – 1998.-№2 – С 19-29.

10. Ильчук Н.П. Хрестоматия для дошкольников 4-5 лет.  Пособие для воспитателей детского сада и родителей / Н.П. Ильчук (и др.). – М.: АСТ, 1998 – 608 с.

11. Новгородцева Н.В. Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н.В. Новгородцева. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 109 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поэтапно-перспективный творческий план по самообразованию "Познаем окружающий мир через игры и эксперименты"

Дошкольники очень любят экспериментировать. это обусловленно тем, что у детей преобладает наглядно-действенное мышление. соответственно экспериментирование можно рассматривать как метод, всецело отвеч...

проектирование образовательной работы по реализации технологии культурных практик в профессиональной деятельности воспитателя ДОО

Перспективный план образовательной работы по коллекционированию. Тема коллекции "Открытки". Основание:  Историческое, 1 и 9 мая...

План по самообразованию на тему: «Игровая технология формирования у дошкольников направленности на мир семьи».

План по самообразованию на 2016 - 2017г. Тема: «Игровая технология формирования у дошкольников направленности на мир семьи»....

Перспективный план образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста на основе реализации технологии культурных практик (коллекционирование)

Формирование у детей старшего возраста направленности на мир общественных отношений  в ходе реализации технологии культурных практик (коллекционирование) Коллекция «Магниты». Основание – пут...

Поэтапно-перспективный творческий план

Художественно-продуктивная деятельность...