Перспективный план образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста на основе реализации технологии культурных практик (коллекционирование)
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
Формирование у детей старшего возраста направленности на мир общественных отношений в ходе реализации технологии культурных практик (коллекционирование)
Коллекция «Магниты». Основание – путешествие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
magnity_puteshestvie.docx | 39.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование у детей старшего возраста направленности на мир общественных отношений в ходе реализации технологии культурных практик (коллекционирование)
Коллекция «Магниты». Основание – путешествие
Перспективный план образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста
на основе реализации технологии культурных практик (коллекционирование)
Коллекция « Магниты ». Основание – путешествие
Группа старшая
1. Ценностно-ориентационный шаг Цель: развитие у детей интереса к миру общественных отношений, отраженному в коллекциях. Задачи работы с детьми 1. Расширять кругозор детей 2. Способствовать проявлению индивидуальных склонностей к коллекционированию 3. Помочь в выборе тематики коллекции | ||||||
Совместная деятельность педагога и детей | Организация развивающей предметно-пространственной среды | Взаимодействие с родителями | ||||
Образовательная деятельность в режимных моментах | ||||||
Утро. Беседа по ознакомлению с окружающим «Коллекционирование». Цель: заинтересовать детей новым видом деятельности – коллекционированием. Активизировать в словаре понятие «коллекционирование», «хобби». Познакомить детей с основными правилами и этапами сбора коллекции, уточнить, по какому основанию будет собираться групповая коллекция. Сформировать у детей представления о том, что каждый экспонат коллекции, должен иметь историю. Встреча с интересными людьми: «Семья Руковишниковых - коллекционеры матрешек». Цель: развивать у детей интерес к коллекционированию, обогащать опыт детей знаниями и представлениями о мире коллекции. Экскурсия в группу№8 детского сада «Коллекция группы» Цель: показать детям на практике как должна выглядеть коллекция, закрепить умение детей выделять основание уведенных коллекций. Формировать наблюдательность детей, умение в элементарной форме анализировать и обобщать зрительные впечатления, а так же осмыслять увиденное. Способствовать появлению большего интереса к коллекционированию и созданию своей групповой коллекции. Дидактическая игра «Рассуждалки» («Магнит, с каким изображением, можно привезти с моря, с поездки на горнолыжный курорт, и т.д.) Цель: Продолжать учить детей анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, делать простые умозаключения. Развивать способности к логическим действиям и операциям Прогулка Беседа с детьми о сувенирах, привезенных из поездок в другие города Цель: развивать у детей интерес к коллекционированию. Расширять кругозор детей. Подвижная игра «Самолеты» Цель: формировать умение действовать в коллективе, выступать в качестве водящего и ведущего игры; повышать речевую и двигательную активность, развивать быстроту реакции на сигнал. Вечер Сюжетно-ролевая игра «Путешествие», сюжет «Едем к морю» Цель: Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Формировать у детей умение организовывать игру в различных условиях, видоизменять сюжет, поддерживать интерес к игре. Просмотр мультфильма «Смешарики» - «Ёжик-коллекционер» Цель: вызвать положительно-эмоциональный отклик у детей, развивать интерес к коллекционированию. Чтение главы из книги А. Вестли «Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик» «Немножечко летних каникул» о путешествии семьи к морю Цель: расширять кругозор детей, делиться впечатлениями от своих поездок и рассказывать о сувенирах, привезенных на память Решение проблемной ситуации: «Какие экспонаты войдут в нашу коллекцию?» Цель: учить детей анализировать и обобщать свои впечатления. Способствовать появлению большего интереса к коллекционированию и созданию своей групповой коллекции. | - Интерактивная рамка со слайдами. - Коллекция матрешек - Коллекции камней, ракушек, часов - Картинки семейного отдыха летом и зимой - Атрибуты к игре, предметы заместители - Ноутбук с видеозаписью мультфильма «Смешарики» - «Ёжик-коллекционер» - книга А. Вестли «Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик» | Анкетирование родителей «Увлечения семьи» Цель: определить уровень заинтересованности родителей по вопросу коллекционирования Собеседование «Коллекционирование – это увлекательно». Цель: познакомить родителей с коллекционированием; рассказать о развивающих и воспитательных возможностях данных форм работы | ||||
2. Содержательный шаг Цель: формирование у детей с помощью взрослого способов действий по присвоению, сохранению и приумножению культурного семейного опыта в процессе приобщения к коллекционированию; овладение детьми способами действий по присвоению и сохранению культурного семейного опыта. | ||||||
2.1 «Ознакомление» Цель: обогащение опыта детей представлениями о мире общественных отношений, расширение границы познания мира общественных отношений, осознание детьми мира общественных отношений через установление духовной взаимосвязи ребенка между собой и предметами коллекционирования Задачи работы с детьми 1. Обогащать опыт детей представлениями о мире семьи, расширить границы познания мира общественных отношений (мира взрослых, мира семьи и др.). 2. Транслировать детям культурный опыт поддержания традиций и обычаев в своей семье, связанный с коллекционированием. 3. Формировать у детей умение выявлять ассоциативные связи (ребенок – предмет коллекции, предмет коллекции – общественное (семейное) событие). 4. Развивать познавательные интересы и потребности детей в коллекционировании. | ||||||
Совместная деятельность педагога и детей | Организация развивающей предметно-пространственной среды | Взаимодействие с родителями | ||||
ООД | Образовательная деятельность в режимных моментах | |||||
Познавательное развитие Игра – путешествие: «Путешествие за ценными находками» Цель: расширить границы познания мира общественных отношений (мира взрослых, мира семьи и др.).
Рисование (создание иллюстраций к художественному детскому журналу) «Любимые места отдыха» (коллективная работа) Цель: формировать у детей навыки групповой работы (распределять работу между собой, принимать участие в обсуждении композиции), отражать в рисунке свои знания и представления о разных городах, о семейном отдыхе. Развитие речи «Как мы отдыхаем с семьей» Цель: Расширить представление детей о семье как о людях, которые живут вместе, уточнить понятия «семья», «родственники». Совершенствовать умение составлять короткий рассказ, употреблять в речи имена и отчества родных. Повышать интерес к созданию коллекции магнитов.
| Утро Ритуал «Новый экспонат в группе» Цель: повышать интерес к созданию коллекции магнитов Рассказ ребенка «История моего экспоната» Цель: формировать умение детей составлять небольшие рассказы - описания об экспонате, опираясь на его внешний вид, форму и то, что на нем изображено. Просмотр презентации «Как я отдыхала с родителями на Кипре» Цель: Обогащать, расширять представления детей о формах общения, особенностях взаимоотношений в семье, на примере предметов коллекционирования. Повышать интерес к созданию коллекции магнитов. Дидактическая игра «На чем можно отправиться в путешествие» Цель: обогащать знания и опыт детей о транспорте, на котором можно отправиться в семейное путешествие. Сюжетно-ролевая игра «Путешествие» сюжет «Выбор сувениров» Цель: формировать умение творчески развивать сюжет игры. Совершенствование умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку Прогулка Дидактическая игра «Опиши, я отгадаю» Цель: обучать детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет. Сюжетно-ролевая игра «Семья» сюжет «Едем в гости» Цель: формировать умение творчески развивать сюжет игры. Предложить детям выбрать для себя подходящий транспорт для визита в гости. Вечер Презентация «Такие разные города» Цель: познакомить детей с разными городами, изображёнными на магнитах, которые дети привезли из семейного отпуска. Словесная игра «Куда можно поехать отдыхать» Цель: расширять кругозор детей, расширять словарный запас. Повышать интерес к созданию коллекции магнитов. Оформление совместно с детьми журнала «Любимые места отдыха с семьей» Цель: повышать интерес к коллекции магнитов Настольно-печатная игра: «Собери чемодан в поездку на отдых » Цель: формировать у детей устойчивый интерес к коллекционированию. Развивать умение классифицировать и обобщать. | -Магниты - фотографии из семейных альбомов, магниты - Ноутбук с презентацией поездки на Кипр - Картинки с изображением разного вида транспорта - Атрибуты к игре, предметы заместители, магниты - Атрибуты к игре, предметы заместители - ноутбук с презентацией о городах семейного отдыха - Бумага, цветные карандаши, восковые мелки, ножницы, клей - карты с изображением зимнего и летнего отдыха с семьей, карточки с разными предметами, в том числе и предметами для отдыха | Беседа-рассказ с детьми о «семейной истории» связанной с экспонатом. Цель: обогащать семейные отношения способствовать осознанию родителями важности сбора семейных коллекций.
Оформление «Семейной истории экспоната » Цель: способствовать становлению продуктивных детско-родительских отношений. Подбор картинок для коллажа «Семейный отдых» Цель: способствовать развитию художественно-эстетического вкуса взрослых и детей. | |||
2.2 «Освоение» Цель: Присвоение детьми определенных знаний о семейном отдыхе, как объекте идентификации в процессе сбора коллекций. Задачи работы с детьми 1. Закреплять представления и знания детей о семье, используя предметы коллекционирования. 2. Познакомить детей со способами действия с экспонатами коллекции. | ||||||
Совместная деятельность педагога и детей | Организация развивающей предметно-пространственной среды | Взаимодействие с родителями | ||||
ООД | Образовательная деятельность в режимных моментах | |||||
Создание коллажа «Семейный отдых» Цель: Учить детей создавать коллаж об отдыхе всей семьей. Создать условия для хранения экспонатов коллекции Конструирование «Коробочки для хранения магнитов» Цель: учить детей делить альбомный лист на равные 16 клеточек путем сгибания, надрезать по линии сгиба с двух сторон. Закрепить умение правильно склеивать детали. Создавать условия для хранения экспонатов коллекции «Магниты» | Утро Игровое упражнение «Придумай название коллекции» Цель: активизация детей на осознание ими мира общественных отношений Создание проблемной ситуации «Где и как будем хранить коллекцию?» Цель: Закреплять умение детей находить решение данной проблемы, высказывать своё мнение по этому поводу. Рассматривание фотографий «Способы хранения и оформления коллекций ». Цель: обогатить представления детей о способах хранения и оформления разных коллекций Игра «Знатоки» Цель: закрепить умение классифицировать предметы Оформление коллекции магнитов Цель: Совместно с детьми определить, какой способ хранения подходит лучше всего для групповой коллекции, выбрать место в группе, где будет храниться коллекция. Прогулка Игра – описание: «Радио» Цель: обучать детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет. Подвижная игра «Цветные автомобили» Цель: закрепить умение ориентироваться в пространстве Вечер Сюжетно-ролевая игра «Магазин сувениров» Цель: Формировать у детей умение организовывать игру в различных условиях, видоизменять сюжет, поддерживать интерес к игре. Игровой прием « Нам не хватает экспоната - что делать». Цель: Формировать умение детей находить решение в сложившейся ситуации, высказывать свои предложения. Разгадывание кроссворда на тему отдыха с семьей Цель: расширять кругозор детей, развивать интеллектуально-познавательные способности детей. Эвристическая беседа «Для чего делаются магниты». Цель: Уточнить представления детей о том, для чего делаются магниты и о назначении магнитов, собранных в групповой коллекции. Дидактическая игра, «Какой магнит лишний?». Цель: Закреплять умение детей видеть лишний магнит, который не соответствует тематике нашей коллекции. Составление каталога «Наша коллекция» Цель: Формировать у детей навыки культуры оформления коллекций | - Магниты из поездок на семейный отдых; - Фотоальбом «Способы хранения и оформления коллекции магнитов»; - карточки с предметными картинками на классификацию - Магниты с семейного отдыха - атрибуты к игре «Магазин», предметы заместители, магниты - кроссворд, карандаши - Магниты с семейного отдыха - Магниты с семейного отдыха - бумага, фотографии магнитов, клей, ножницы | Привлечь родителей к оформлению коллекции магнитов Цель: Формировать интерес к совместной творческой деятельности. Оформить игры «Сложи картинку», «Сложи кубики» Цель: способствовать становлению продуктивных детско-родительских отношений. Формировать интерес к совместной творческой деятельности. | |||
2.3 «Проживание» Цель: формирование у детей стремления к «проживанию» мира общественных отношений и интериоризации (присвоению) определенных характеристик мира общественных отношений, как объекта идентификации, через проекцию в предметах коллекционирования. Задачи работы с детьми 1. Формировать у детей умение раскрывать и передавать свое эмоциональное отношение к экспонатам коллекции. 2. Формировать у детей мотивацию сбора семейных коллекций. | ||||||
Совместная деятельность педагога и детей | Организация развивающей предметно-пространственной среды | Взаимодействие с родителями | ||||
Образовательная деятельность в режимных моментах | ||||||
Составление алгоритма работы с коллекцией и ее экспонатами, использование алгоритма в совместной деятельности Цель: закрепить умение классифицировать предметы. Формировать у детей умение использовать предметы коллекционирования в свободной (самостоятельной) деятельности Дидактическая игра-задание: «Как пополнить коллекцию» Цель: Формировать у детей умение использовать имеющийся опыт коллекционирования при решении проблемных ситуаций. Беседа «Что я могу делать с коллекцией». Цель: Формировать у детей умение использовать имеющийся опыт коллекционирования при решении проблемных ситуаций. Прогулка Наблюдение за транспортом Цель: продолжать различать автомобили по их назначению, уметь оценивать перспективу путешествия на разных видах транспорта. Подвижные игры с мячом «Я знаю разные города» Цель: Упражнять детей в классификации предметов, закрепить названия разных городов Вечер Конкурс экскурсоводов Цель: Формировать у детей умение применять представления и опыт, полученные в коллекционировании на практике. Способствовать возникновению у детей гордости и эмоционального отклика на собранную коллекцию. Желание поделиться своим опытом с другими. Создание афиши и пригласительных билетов на «Выставку магнитов» Цель: Формировать у детей умение применять представления и опыт, полученные в коллекционировании, в других видах творческой деятельности. Формировать у детей навыки культуры оформления коллекций. | - Алгоритм для составления описательного рассказа - Экспонаты коллекции; - Экспонаты коллекции; - ватман, восковые мелки, цветная бумага, ножницы, трафарет, клей, ножницы | Привлечь родителей к подготовке экскурсоводов Цель: Формировать интерес к совместной деятельности. | ||||
3. Рефлексирующий шаг Цель: формирование у детей осознанных представлений и собственного отношения к семейному отдыху; укрепление (упрочение) эмоционально-положительного отношения к семье на основе представлений, полученных в ходе знакомства с предметами коллекционирования. Задачи работы с детьми 1. Формировать у детей умение проецировать эмоциональное отношение к предметам коллекционирования на отношение (сочувствие, поддержку) других людей (взрослых, сверстников, членов своей семьи). 2. Формировать у детей умение использовать предметы коллекционирования в свободной (самостоятельной) деятельности. | ||||||
Совместная деятельность педагога и детей | Организация развивающей предметно-пространственной среды | Взаимодействие с родителями | ||||
Образовательная деятельность в режимных моментах | ||||||
Утро Эвристическая беседа «Что я могу делать с коллекцией» Цель: Формировать умение детей работать с коллекцией и её экспонатами, а также использовать имеющийся опыт коллекционирования при организации самостоятельной деятельности. Настольно-печатная игра «Одень куклу в путешествие». Цель: Закрепить представления детей о том, какая одежда необходима на отдыхе на море, на горнолыжном курорте, в турпоходе и т.д.. Беседа-рассуждение с детьми на тему: «Какую следующую коллекцию мы можем собрать в группе?» Цель: Формировать умение детей выделять другие основания, на которые можно разделить групповую коллекцию. Дидактические игры «Опиши магнитик» Цель: формировать умение выделять признаки предметов, использовать в речи качественные прилагательные. Прогулка Прогулка Сюжетно-ролевая игра «Семья», сюжет «Путешествие с семьей на корабле (поезде, автомобиле)» Цель: формировать умение творчески развивать сюжет игры. Формировать у детей умение применять представления и опыт, полученные в коллекционировании, в других видах творческой деятельности Д/и «Выложи из магнитов фигуру» Цель: Формировать у детей умение использовать предметы коллекционирования в различных видах деятельности. Вечер Дидактическая игра с мячом «Кто подберет больше слов». Цель: Упражнять детей в умение подбирать слова, касающиеся коллекции, и ее экспонатов (красивая, большая, важная, интересная и т.д.). Презентация коллекции Цель: Закреплять у детей умение презентовать свою коллекцию, используя полученный опыт по коллекционированию. Вызвать у детей чувство гордости и удовлетворенности от проделанной работы. Награждение участников коллекции Цель: способствовать возникновению у детей гордости и эмоционального отклика на собранную коллекцию. | - «Интерактивная книга» с набором дидактических игр и наглядно- демонстрационного материала по теме «Отдых с семьей»; - бумажная кукла и набор одежды для нее из бумаги - экспонаты коллекции - атрибуты к игре, предметы заместители - экспонаты коллекции - мяч - магнитная доска с коллекцией магнитов, афиша, пригласительные билеты - Набор медалек «Я – коллекционер» | Экспресс-опрос на тему: «Может ли коллекционирование увлечь дошкольников» Цель: способствовать осознанию родителями важности семейных коллекций, обеспечивающих развитие познавательных интересов и позитивных эмоций. Посещение выставки коллекции магнитов Цель: способствовать возникновению у родителей гордости и эмоционального отклика на собранную коллекцию. | ||||
4. Шаг совершенствования Цель: формирование у детей умения реализовывать представления о семье и семейном отдыхе, полученные в ходе знакомства с предметами коллекционирования, в разных видах детской деятельности. Самостоятельная деятельность детей по преобразованию мира общественных отношений. Задачи работы с детьми 1. Формировать у детей умение использовать имеющийся опыт коллекционирования при решении проблемных ситуаций. 2. Формировать у детей навыки культуры оформления коллекций магнитов о семейном отдыхе. 3. Формировать у детей умение применять представления и опыт, полученные в коллекционировании о семейном отдыхе, в других видах творческой деятельности. | ||||||
Совместная деятельность педагога и детей | Организация развивающей предметно-пространственной среды | Взаимодействие с родителями | ||||
Образовательная деятельность в режимных моментах | ||||||
Утро Эвристическая беседа «Мой вклад в общее дело» Цель: Формировать у детей умение использовать имеющийся опыт коллекционирования при решении проблемных ситуаций. Уметь детей рассуждать, логически мыслить. Классификация экспонатов коллекции Цель: Формировать у детей умение использовать имеющийся опыт коллекционирования при классификации экспонатов. Дидактическая игра «Расскажи из какого города магнит» Цель: развивать умение составлять описательный рассказ; определять назначение предмета. Дидактическая игра: «Собери картинку» Цель: Развивать умение собирать целое из частей. Формировать у детей умение применять представления и опыт, полученные в коллекционировании о семейном отдыхе, в других видах творческой деятельности. Прогулка Наблюдение за изменениями, происходящими на участке детского сада, весной. Цель: учить видеть изменения в природе с приходом весны, уметь рассуждать на тему: «Куда можно поехать отдыхать с семьей весной?» Дидактическая игра «Придумай свой магнит» Цель: совершенствовать умение подбирать прилагательные к существительному Вечер Составление загадок об экспонатах коллекции. Цель: Закреплять умение детей составлять загадки об экспонатах коллекции, применяя полученные имеющиеся знания Творческая мастерская «Красивые магниты на память» Цель: Формировать у детей умение применять представления и опыт, полученные в коллекционировании, в других видах творческой деятельности Игра «Знатоки» Цель: Закреплять умение детей самостоятельно придумывать вопросы об экспонатах коллекции и задавать их друг другу. | - магнитная доска с коллекцией магнитов - магнитная доска с коллекцией магнитов - фотографии магнитов, сделанных в виде пазлов - магнитная доска с коллекцией магнитов - соленое тесто, магниты, стеки, бисер, бусинки, стразы | «Домашняя мастерская по изготовлению магнитов» Цель: Формировать интерес к совместной творческой деятельности. |
Список используемой литературы:
- Дыбина О.В., Анфисова С.Е., Кузина А.Ю., Ошкина А.А., Сидякина Е.А. Алгоритмы реализации регионального компонента «патриотическое воспитание» ООП ДО в ДОУ: учебно-методическое Пособие./ О.В. Дыбина. – Ульяновск: 2013.
- Дыбина О.В., Сидякина Е.А., Киреева Т.И. Рабочая образовательная программа по образовательной области «Социально- коммуникативное развитие»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста по социализации личности ребенка на основе организации взаимодействия с детской библиотекой района на учебный год.
Одной из форм организации работы по социализации личности ребёнка в детском саду № 868 стала организация взаимодействия с детской библиотекой № 74 района Ивановское ВАО г. ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнидеятельности с использованием здоровьесберегающих технологий по теме "Правила дорожного движения".
В конспекте непосредственно-образовательной деятельности закрепляются знания некоторых знаков дорожного движения, уделяется внимание правилам перехода дорог. Дети, вместе с воспитателем, должны дойте ...
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности.
План работы с детьми по ОБЖ на год. Старшая группа детского сада....
Перспективный тематический план воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с родным краем
Представлено перспективное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с родным краем....
Использование игровой технологии квест – игры в работе с детьми старшего дошкольного возраста при ознакомлении с национальным, культурным и историческим наследием страны.
Данный материал предназначен для воспитателей дошкольных учреждений, материал может быть использован при подготовке квеста для воспитанников....
Перспективный план профориентационной работы с детьми старшего дошкольного возраста
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по профориентации...
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию представлений о культурном наследии нашей Родины.
План работы по формированию чувства привязанности к семье,детскому саду, городу, стране через изобразительную деятельность и создание мини-музеев....