Перспективный план образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста на основе реализации технологии культурных практик (коллекционирование)
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Формирование у детей старшего возраста направленности на мир общественных отношений  в ходе реализации технологии культурных практик (коллекционирование)

 Коллекция «Магниты». Основание – путешествие

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл magnity_puteshestvie.docx39.78 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование у детей старшего возраста направленности на мир общественных отношений  в ходе реализации технологии культурных практик (коллекционирование)

 Коллекция «Магниты». Основание – путешествие

Перспективный план образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста

на основе реализации технологии культурных практик (коллекционирование)

Коллекция « Магниты ».  Основание – путешествие

Группа старшая

1. Ценностно-ориентационный шаг

Цель: развитие у детей интереса к миру общественных отношений, отраженному в коллекциях.

Задачи работы с детьми

1. Расширять кругозор детей

2. Способствовать проявлению индивидуальных склонностей к коллекционированию

3. Помочь в выборе тематики коллекции

Совместная деятельность педагога и детей

Организация развивающей предметно-пространственной среды

Взаимодействие

с родителями

Образовательная деятельность

в режимных моментах

Утро.

Беседа по ознакомлению с окружающим  «Коллекционирование».

Цель: заинтересовать детей новым видом деятельности – коллекционированием. Активизировать  в словаре понятие «коллекционирование», «хобби». Познакомить детей с основными правилами и этапами сбора коллекции, уточнить, по какому основанию будет собираться групповая коллекция. Сформировать у детей представления о том, что каждый экспонат коллекции,  должен иметь историю.  

Встреча с интересными людьми: «Семья Руковишниковых - коллекционеры матрешек».

Цель: развивать у детей интерес к коллекционированию, обогащать опыт детей знаниями и представлениями о мире коллекции.

Экскурсия в  группу№8 детского сада «Коллекция группы»

Цель:  показать детям на практике как должна выглядеть коллекция, закрепить умение детей выделять основание уведенных коллекций. Формировать наблюдательность детей, умение в элементарной форме анализировать и обобщать зрительные впечатления, а так же осмыслять увиденное. Способствовать появлению большего интереса к коллекционированию и созданию  своей групповой коллекции.  

Дидактическая игра «Рассуждалки»  

(«Магнит, с каким изображением, можно привезти с моря, с поездки на горнолыжный курорт, и т.д.)

Цель: Продолжать учить детей анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, делать простые умозаключения. Развивать способности к логическим действиям и операциям

Прогулка

Беседа с детьми  о сувенирах, привезенных из поездок в другие города

Цель: развивать у детей интерес к коллекционированию. Расширять кругозор детей.

Подвижная игра «Самолеты»

Цель: формировать умение действовать в коллективе, выступать в качестве водящего и ведущего игры; повышать речевую и двигательную активность, развивать быстроту реакции на сигнал.

Вечер

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие», сюжет «Едем к морю»

Цель: Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Формировать у детей умение организовывать игру в различных условиях, видоизменять сюжет, поддерживать интерес к игре.

Просмотр мультфильма «Смешарики» - «Ёжик-коллекционер»

Цель: вызвать положительно-эмоциональный отклик у детей, развивать интерес к коллекционированию.    

Чтение главы из книги А. Вестли «Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик» «Немножечко летних каникул» о путешествии семьи к морю

Цель: расширять кругозор детей, делиться впечатлениями от своих поездок и рассказывать о сувенирах, привезенных на память

Решение проблемной ситуации: «Какие экспонаты войдут в нашу коллекцию?»

Цель: учить детей анализировать и обобщать свои впечатления. Способствовать появлению большего интереса к коллекционированию и созданию  своей групповой коллекции.  

- Интерактивная рамка со слайдами.

- Коллекция матрешек

- Коллекции камней, ракушек, часов

- Картинки семейного отдыха летом и зимой

- Атрибуты к игре, предметы заместители

- Ноутбук с видеозаписью мультфильма  «Смешарики» - «Ёжик-коллекционер»

- книга А. Вестли «Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик»

Анкетирование родителей «Увлечения семьи»

Цель: определить уровень заинтересованности родителей по вопросу коллекционирования

Собеседование «Коллекционирование – это увлекательно».

Цель: познакомить родителей с коллекционированием; рассказать о развивающих и воспитательных возможностях данных форм работы

2. Содержательный шаг

Цель: формирование у детей с помощью взрослого способов действий по присвоению, сохранению и приумножению культурного семейного опыта в процессе приобщения к коллекционированию;

овладение детьми способами действий по присвоению и сохранению культурного семейного опыта.

2.1 «Ознакомление»

Цель: обогащение опыта детей представлениями о мире общественных отношений, расширение границы познания мира общественных отношений, осознание детьми мира общественных отношений через установление духовной взаимосвязи ребенка между собой и предметами коллекционирования

Задачи работы с детьми

1. Обогащать опыт детей представлениями о мире   семьи, расширить границы познания мира общественных отношений (мира взрослых, мира семьи и др.).

2. Транслировать детям культурный опыт поддержания традиций и обычаев в своей семье, связанный с коллекционированием.

3. Формировать у детей умение выявлять ассоциативные связи (ребенок – предмет коллекции, предмет коллекции – общественное (семейное) событие).

4. Развивать познавательные интересы и потребности детей в коллекционировании.

Совместная деятельность педагога и детей

Организация развивающей предметно-пространственной среды

Взаимодействие

с родителями

ООД

Образовательная деятельность

в режимных моментах

Познавательное развитие

Игра – путешествие: «Путешествие за ценными находками»

Цель: расширить границы познания мира общественных отношений (мира взрослых, мира семьи и др.).

 

Рисование (создание иллюстраций к художественному детскому журналу) «Любимые места отдыха» (коллективная работа)

Цель: формировать у детей навыки групповой работы (распределять работу между собой, принимать участие в обсуждении композиции), отражать в рисунке свои знания и представления о  разных городах, о семейном отдыхе.

Развитие речи «Как мы  отдыхаем с семьей»

Цель: Расширить представление детей о семье как о людях, которые живут вместе, уточнить понятия «семья», «родственники». Совершенствовать умение составлять короткий рассказ, употреблять в речи имена и отчества родных. Повышать интерес к созданию коллекции магнитов.  

 

Утро

Ритуал «Новый экспонат в группе»

Цель: повышать интерес к созданию коллекции магнитов

Рассказ ребенка «История моего экспоната»

Цель: формировать умение детей составлять небольшие рассказы - описания об экспонате, опираясь на его внешний вид, форму и то, что на нем изображено.

Просмотр презентации «Как я отдыхала с родителями на Кипре»

Цель:  Обогащать, расширять представления детей о формах общения, особенностях взаимоотношений  в семье, на примере предметов коллекционирования. Повышать интерес к созданию коллекции магнитов.

Дидактическая игра

«На чем можно отправиться в путешествие»

Цель: обогащать знания и опыт детей о транспорте, на котором можно отправиться в семейное путешествие.

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие» сюжет «Выбор сувениров»

Цель: формировать умение творчески развивать сюжет игры. Совершенствование умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку

Прогулка

Дидактическая игра «Опиши, я отгадаю»

Цель: обучать детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

Сюжетно-ролевая игра «Семья» сюжет «Едем в гости»

Цель: формировать умение творчески развивать сюжет игры. Предложить детям выбрать для себя подходящий транспорт для визита в гости.

Вечер

Презентация  «Такие разные города»

Цель: познакомить детей с  разными городами,  изображёнными  на магнитах, которые дети привезли из семейного отпуска.

Словесная  игра «Куда можно поехать отдыхать»

Цель: расширять кругозор детей, расширять словарный запас. Повышать интерес к созданию коллекции магнитов.  

Оформление совместно с детьми  

журнала «Любимые места отдыха с семьей»

Цель: повышать интерес к коллекции магнитов

Настольно-печатная игра: «Собери чемодан в поездку на отдых »

Цель: формировать у детей устойчивый интерес к коллекционированию. Развивать умение классифицировать и обобщать.

-Магниты

- фотографии из семейных альбомов, магниты

- Ноутбук с презентацией поездки на Кипр

- Картинки с изображением разного вида транспорта

- Атрибуты к игре, предметы заместители, магниты

- Атрибуты к игре, предметы заместители

- ноутбук с презентацией о городах семейного отдыха

- Бумага, цветные карандаши, восковые мелки, ножницы, клей

- карты с изображением зимнего и летнего отдыха с семьей, карточки с разными предметами, в том числе и предметами для отдыха

Беседа-рассказ с детьми о «семейной истории» связанной с экспонатом.

Цель:  обогащать семейные отношения способствовать осознанию родителями важности сбора семейных коллекций.

 

Оформление «Семейной истории экспоната »

Цель:  способствовать становлению продуктивных детско-родительских отношений.

 Подбор картинок для коллажа «Семейный отдых»

Цель:

способствовать развитию художественно-эстетического вкуса взрослых и детей.

2.2 «Освоение»

Цель: Присвоение детьми определенных знаний о семейном отдыхе, как объекте идентификации в процессе сбора коллекций.

Задачи работы с детьми

1. Закреплять представления и знания  детей о семье,  используя  предметы коллекционирования.

2. Познакомить детей  со способами действия с экспонатами коллекции.

Совместная деятельность педагога и детей

Организация развивающей предметно-пространственной среды

Взаимодействие

с родителями

ООД

Образовательная деятельность

в режимных моментах

Создание коллажа «Семейный отдых»

Цель: Учить  детей создавать коллаж об отдыхе всей семьей. Создать условия для хранения экспонатов коллекции

Конструирование «Коробочки для хранения магнитов»

Цель: учить детей делить альбомный лист на равные 16 клеточек путем сгибания, надрезать по линии сгиба с двух сторон. Закрепить умение правильно склеивать детали. Создавать условия для хранения экспонатов коллекции «Магниты»

Утро

 Игровое упражнение «Придумай название коллекции»

Цель: активизация детей на осознание ими мира общественных отношений

Создание проблемной ситуации

 «Где и как будем хранить коллекцию?»

Цель: Закреплять умение детей находить решение данной проблемы, высказывать своё мнение  по этому поводу.

Рассматривание фотографий «Способы хранения и оформления коллекций ».

Цель: обогатить представления детей о способах хранения и оформления разных коллекций

Игра «Знатоки»

Цель: закрепить умение  классифицировать предметы

Оформление коллекции магнитов

Цель: Совместно с детьми определить,  какой способ хранения подходит лучше всего для групповой коллекции, выбрать  место в группе, где будет храниться коллекция.

Прогулка

Игра – описание: «Радио»

Цель: обучать детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

Подвижная игра «Цветные автомобили»

Цель: закрепить умение ориентироваться в пространстве

 Вечер

Сюжетно-ролевая игра «Магазин сувениров»

Цель: Формировать у детей умение организовывать игру в различных условиях, видоизменять сюжет,

поддерживать интерес к игре.

Игровой прием « Нам не хватает экспоната - что делать».

Цель: Формировать  умение детей  находить решение в сложившейся ситуации, высказывать свои предложения.

Разгадывание  кроссворда на тему отдыха с семьей

Цель: расширять кругозор детей,  развивать интеллектуально-познавательные способности  детей.

Эвристическая беседа «Для чего делаются магниты».

Цель: Уточнить представления детей о том, для чего делаются магниты и о назначении магнитов, собранных в групповой коллекции.

Дидактическая игра, «Какой магнит лишний?».

Цель: Закреплять умение детей видеть лишний магнит, который  не соответствует тематике нашей коллекции.

Составление каталога «Наша коллекция»

Цель: Формировать у детей навыки культуры оформления коллекций

-  Магниты из поездок на семейный отдых;

- Фотоальбом «Способы хранения и оформления коллекции магнитов»;

 - карточки с предметными картинками на классификацию

- Магниты с семейного отдыха

- атрибуты к игре «Магазин», предметы заместители, магниты

- кроссворд, карандаши

- Магниты с семейного отдыха

- Магниты с семейного отдыха

- бумага, фотографии магнитов, клей, ножницы

Привлечь родителей к оформлению коллекции магнитов

Цель: Формировать интерес к совместной творческой деятельности.

Оформить игры  «Сложи картинку», «Сложи кубики»

Цель: способствовать  становлению продуктивных детско-родительских отношений. Формировать интерес к совместной творческой деятельности.

2.3 «Проживание»

Цель: формирование у детей стремления к «проживанию» мира общественных отношений и интериоризации (присвоению) определенных характеристик мира общественных отношений, как объекта идентификации, через проекцию в предметах коллекционирования.

Задачи работы с детьми

1. Формировать у детей умение раскрывать и передавать свое эмоциональное отношение к экспонатам коллекции.

2. Формировать у детей мотивацию сбора семейных коллекций.

Совместная деятельность педагога и детей

Организация развивающей предметно-пространственной среды

Взаимодействие

с родителями

Образовательная деятельность

в режимных моментах

Составление алгоритма работы с коллекцией и ее экспонатами, использование алгоритма в совместной деятельности

Цель: закрепить умение  классифицировать предметы. Формировать у детей умение использовать предметы коллекционирования в свободной (самостоятельной) деятельности

 Дидактическая игра-задание: «Как пополнить коллекцию»

Цель: Формировать у детей умение использовать имеющийся опыт коллекционирования при решении проблемных ситуаций.

Беседа «Что я могу делать с коллекцией».

 Цель: Формировать у детей умение использовать имеющийся опыт коллекционирования при решении проблемных ситуаций.

 Прогулка

Наблюдение за транспортом

Цель: продолжать различать автомобили по их назначению, уметь оценивать перспективу путешествия на разных видах транспорта.

Подвижные игры  с мячом «Я знаю  разные города»

Цель: Упражнять детей в классификации предметов, закрепить названия разных городов

Вечер 

Конкурс экскурсоводов

Цель: Формировать у детей умение применять представления и опыт, полученные в коллекционировании на практике. Способствовать возникновению у детей гордости и эмоционального отклика на собранную коллекцию. Желание поделиться своим опытом с другими.

Создание афиши и пригласительных билетов на «Выставку магнитов»

Цель: Формировать у детей умение применять представления и опыт, полученные в коллекционировании, в других видах творческой деятельности. Формировать у детей навыки культуры оформления коллекций.

                                                  - Алгоритм для составления описательного рассказа

- Экспонаты коллекции;

- Экспонаты коллекции;

-  ватман, восковые мелки, цветная бумага, ножницы, трафарет, клей, ножницы

Привлечь родителей к подготовке экскурсоводов

Цель: Формировать интерес к совместной  деятельности.

3. Рефлексирующий шаг

Цель: формирование у детей осознанных представлений  и собственного отношения  к семейному отдыху; укрепление (упрочение) эмоционально-положительного отношения к семье на основе представлений, полученных в ходе знакомства с предметами коллекционирования.

Задачи работы с детьми

1. Формировать у детей умение проецировать эмоциональное отношение к предметам коллекционирования на отношение (сочувствие, поддержку) других людей (взрослых, сверстников, членов своей семьи).

2. Формировать у детей умение использовать предметы коллекционирования в свободной (самостоятельной) деятельности.

Совместная деятельность педагога и детей

Организация развивающей предметно-пространственной среды

Взаимодействие

с родителями

Образовательная деятельность

в режимных моментах

Утро                                                                                                                                                                             Эвристическая беседа «Что я могу делать с коллекцией»                                                                               Цель: Формировать умение детей работать с коллекцией и её экспонатами, а также  использовать имеющийся опыт коллекционирования при организации самостоятельной деятельности.

Настольно-печатная игра «Одень куклу в путешествие».

Цель: Закрепить представления детей о том, какая одежда необходима на отдыхе на море, на горнолыжном курорте, в турпоходе и т.д..

Беседа-рассуждение с детьми на тему: «Какую следующую коллекцию мы можем собрать в группе?»

Цель: Формировать умение детей выделять другие основания, на которые можно разделить групповую коллекцию.

Дидактические игры  «Опиши магнитик»

Цель: формировать умение выделять признаки предметов, использовать в речи качественные прилагательные. 

Прогулка

Прогулка

Сюжетно-ролевая  игра

«Семья», сюжет «Путешествие с семьей на корабле (поезде, автомобиле)»

Цель: формировать умение творчески развивать сюжет игры. Формировать у детей умение применять представления и опыт, полученные в коллекционировании, в других видах творческой деятельности

 Д/и «Выложи из магнитов фигуру»

Цель: Формировать у детей умение использовать предметы коллекционирования в различных видах деятельности.

Вечер

Дидактическая игра с мячом «Кто подберет больше слов».

Цель: Упражнять детей в умение подбирать слова, касающиеся коллекции,  и ее экспонатов (красивая, большая, важная, интересная и т.д.).

Презентация коллекции

Цель:  Закреплять у детей умение презентовать свою коллекцию, используя полученный опыт по коллекционированию. Вызвать у детей чувство гордости и удовлетворенности от проделанной работы.

Награждение участников коллекции

Цель: способствовать возникновению у детей гордости и эмоционального отклика на собранную коллекцию.

- «Интерактивная книга» с набором дидактических игр и наглядно- демонстрационного материала по теме «Отдых с семьей»;

- бумажная кукла и набор одежды для нее из бумаги

- экспонаты коллекции

- атрибуты к игре, предметы заместители

- экспонаты коллекции

- мяч

- магнитная доска с коллекцией магнитов, афиша, пригласительные билеты

- Набор медалек «Я – коллекционер»

Экспресс-опрос на тему: «Может ли коллекционирование увлечь дошкольников»

Цель: способствовать осознанию родителями важности семейных коллекций, обеспечивающих развитие познавательных интересов и позитивных эмоций.

Посещение выставки коллекции магнитов

Цель: способствовать возникновению у родителей гордости и эмоционального отклика на собранную коллекцию.

4. Шаг совершенствования

Цель: формирование у детей умения реализовывать представления о семье и семейном отдыхе, полученные в ходе знакомства с предметами коллекционирования, в разных видах детской деятельности.

Самостоятельная деятельность детей по преобразованию мира общественных отношений.

Задачи работы с детьми

1. Формировать у детей умение использовать имеющийся опыт коллекционирования при решении проблемных ситуаций.

2. Формировать у детей навыки культуры оформления коллекций магнитов о семейном отдыхе.

3. Формировать у детей умение применять представления и опыт, полученные в коллекционировании о семейном отдыхе, в других видах творческой деятельности.

Совместная деятельность педагога и детей

Организация развивающей предметно-пространственной среды

Взаимодействие

с родителями

Образовательная деятельность

в режимных моментах

Утро

Эвристическая беседа «Мой вклад в общее дело»

Цель: Формировать у детей умение использовать имеющийся опыт коллекционирования при решении проблемных ситуаций. Уметь детей рассуждать, логически мыслить.

Классификация экспонатов коллекции

Цель: Формировать у детей умение использовать имеющийся опыт коллекционирования при классификации экспонатов.

Дидактическая игра «Расскажи  из какого города магнит»

Цель: развивать умение составлять описательный рассказ; определять назначение предмета.

Дидактическая игра: «Собери картинку»

Цель:  Развивать умение собирать целое из частей. Формировать у детей умение применять представления и опыт, полученные в коллекционировании о семейном отдыхе, в других видах творческой деятельности.

Прогулка

Наблюдение за изменениями, происходящими на участке детского сада, весной.

Цель: учить видеть изменения в природе с приходом весны, уметь рассуждать на тему: «Куда можно поехать отдыхать с семьей весной?»

Дидактическая игра «Придумай свой магнит»

Цель: совершенствовать умение подбирать прилагательные к существительному

Вечер

Составление загадок об экспонатах коллекции.

Цель: Закреплять умение детей составлять загадки об экспонатах коллекции, применяя полученные имеющиеся знания

Творческая мастерская «Красивые магниты на память»

Цель: Формировать у детей умение применять представления и опыт, полученные в коллекционировании, в других видах творческой деятельности

Игра «Знатоки»

Цель: Закреплять умение детей самостоятельно придумывать вопросы об экспонатах коллекции и задавать их друг другу.

- магнитная доска с коллекцией магнитов

- магнитная доска с коллекцией магнитов

- фотографии магнитов, сделанных в виде пазлов

- магнитная доска с коллекцией магнитов

- соленое тесто, магниты, стеки, бисер, бусинки, стразы

«Домашняя мастерская по изготовлению магнитов»

Цель: Формировать интерес к совместной творческой деятельности.

Список используемой литературы:

  1. Дыбина О.В., Анфисова С.Е., Кузина А.Ю., Ошкина А.А., Сидякина Е.А. Алгоритмы реализации регионального компонента «патриотическое воспитание» ООП ДО в ДОУ: учебно-методическое Пособие./ О.В. Дыбина. – Ульяновск: 2013.

  1. Дыбина О.В., Сидякина Е.А., Киреева Т.И. Рабочая образовательная программа по образовательной области «Социально- коммуникативное развитие»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста по социализации личности ребенка на основе организации взаимодействия с детской библиотекой района на учебный год.

Одной из форм организации работы по социализации личности ребёнка в  детском саду № 868 стала организация взаимодействия с детской библиотекой № 74 района Ивановское ВАО г. ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнидеятельности с использованием здоровьесберегающих технологий по теме "Правила дорожного движения".

В конспекте непосредственно-образовательной деятельности закрепляются знания некоторых знаков дорожного движения, уделяется внимание правилам перехода дорог. Дети, вместе с воспитателем, должны дойте ...

Перспективный тематический план воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с родным краем

Представлено перспективное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с родным краем....

Использование игровой технологии квест – игры в работе с детьми старшего дошкольного возраста при ознакомлении с национальным, культурным и историческим наследием страны.

Данный материал предназначен для воспитателей дошкольных учреждений, материал может быть использован при подготовке квеста для воспитанников....

Перспективный план профориентационной работы с детьми старшего дошкольного возраста

Перспективный план  работы с детьми старшего дошкольного возраста по профориентации...

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию представлений о культурном наследии нашей Родины.

План работы по формированию чувства привязанности к семье,детскому саду, городу, стране через изобразительную деятельность и создание мини-музеев....