«ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК (КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ) В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО»
методическая разработка (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
НП ОДПО «Институт направленного профессионального образования»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СЛУШАТЕЛЯ
курсов повышения квалификации по программе
«ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК
(КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ)
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО»
Срок обучения: с 01.12.2015 – 21.12.2015
тема: Формирование у детей среднего возраста направленности на мир общественных отношений в ходе реализации технологии культурных практик (коллекционирование)
( Коллекция «Магниты)».
(Основание – достопримечательности городов Самарской области)
Выполнил:
Фирстова Г.А., воспитатель МБУ д/с № 200 «Волшебный башмачок»
Тольятти-2015
Перспективный план образовательной работы с детьми среднего дошкольного возраста
на основе реализации технологии культурных практик (коллекционирование)
Коллекция « Магниты ». Основание – достопримечательности городов Самарской области
Группа старшая
1. Ценностно-ориентационный шаг Цель: Вызвать у детей познавательный интерес к изучению родного края. Развитие у детей интереса к коллекционированию. Задачи работы с детьми
4. Обозначить проблемные ситуации, связанные с коллекционированием, доступные пониманию детей и связанные с их опытом общественных (семейных) отношений. | ||||||
Совместная деятельность педагога и детей | Организация развивающей предметно-пространственной среды | Взаимодействие с родителями | ||||
Образовательная деятельность в режимных моментах | ||||||
Утро. 1. Выставка: - фотографии с изображением достопримечательностей городов Самарской области; - герб Самарской губернии; - гербы городов Самарской губернии. Цель: Вызвать у детей познавательный интерес. 2. Презентация «Самарской губернии 165 лет». Цель: познакомить детей с датой создания Самарской губернии, формировать у детей элементарные представления об истории возникновения Самарской губернии, о том, что Самарская область включает в себя несколько городов, которые в свою очередь имеют собственную историю, о многообразии животного и природного мира края, промышленных предприятий. 3. Создание воображаемой ситуации «Мы организаторы дня рождения Самарской губернии». Цель: заинтересовать детей новым видом деятельности. 4. Составление плана (алгоритма) празднования дня рождения с использованием фотографий: - подготовка места празднования (центральная площадь); - приглашение гостей (приглашаются значимые люди для области: писатели, художники, архитекторы, изобретатели, ученые, исследователи и т.д.); - организация праздничного концерта (приглашаются коллективы различных национальностей, проживающих на территории Самарской губернии); - подготовка памятных подарков и сувениров; - организация праздничного салюта. Цель: формировать у детей элементарные представления об организации праздника, о том, что в Самарском крае проживают люди разных национальностей, о том, что в регионе много людей, которые внесли определенный вклад в развитие и совершенствование Самарской губернии. Определить есть ли в семьях люди, которые могли бы быть среди почетных гостей на празднике. 5. Дидактическая игра «Рассуждалки». Цель: Определит уровень представления детей о коллекционировании. Способствовать развитию интереса к коллекционированию, уточнить есть ли в семье, какая-либо коллекция. 6. Рассказ с использование наглядного материала «Как создается коллекция». Цель: Познакомить детей с основными правилами и этапами сбора коллекции, уточнить, по какому основанию будет собираться групповая коллекция. Сформировать у детей представления о том, что каждый экспонат коллекции, должен иметь историю. Прогулка. Наблюдение за птицами, прилетающими на участок детского сада. Цель: Закрепить умение детей узнавать и различать птиц по оперению, размеру, голосу. Способствовать развитию памяти, наблюдательности. Воспитывать бережное отношение к птицам. Систематизировать знания детей о птицах, обитающих на территории Самарской области. Дидактическая игра «Отгадай загадку». Цель: Закреплять умение детей отгадывать загадки про птиц, делать логические умозаключения. Дидактическая игра « Это правда или нет?» Цель: Закрепить умение детей находить неточности в тексте. Уточнить знания детей, о местах обитания птиц. Подвижная игра «Птички» Цель: Продолжать формировать умение детей выполнять движения в соответствии с речевым сопровождением. Подвижная игра «Перелетные птицы» Цель: Закрепить умение совершать игровые действия в соответствии с текстом. Формировать умение двигаться в разных направлениях, не наталкиваясь, друг на друга. Развивать ориентировку в пространстве. Воспитывать выдержку, терпение. Индивидуальная работа: Дидактическая игра «Кто больше назовет птиц», спортивное упражнение «Мы птицы». Трудовые поручения: очистить кормушку от мусора и насыпать корм. Вечер 1. Дидактическая игра «Что я видел и где был». Цель: Определить, в каких местах Самарской области были дети и что интересного они там видели, есть ли родственники, живущие в городах Самарской области. 2. Работа с картой Самарской области. Цель: Формировать умение детей находить и отмечать города Самарской области на карте. 3. Введение в проблемную ситуацию, «Какие памятные подарки и сувениры мы можем приготовить к празднику?». Цель: Сформировать у детей представление как могут выглядеть памятные подарки и сувениры, уточнить для чего они создаются. Определить, есть ли в семьях детей какие-либо памятные подарки и сувениры. Способствовать формированию у детей мнения о том, что одним из лучших подарков на день рождение Самарской губернии может быть собранная коллекция магнитов-сувениров достопримечательностей городов Самарской области. 4. Рассматривание слайдов на интерактивной рамке « Коллекция магнитов с изображение достопримечательностей разных городов». Цель: познакомить детей с таким видом коллекционирования как мемомагнетика – коллекционирование магнитов. Способствовать формированию у детей элементарных представлений о коллекционировании. Определить, есть ли у детей магниты на данную тематику и как они появились в семье. 5. Экскурсии в другие группы детского сада «Коллекция группы № …» Цель: показать детям на практике как должна выглядеть коллекция, закрепить умение детей выделять основание уведенных коллекций. Формировать наблюдательность детей, умение в элементарной форме анализировать и обобщать зрительные впечатления, а так же осмыслять увиденное. Способствовать появлению большего интереса к коллекционированию и созданию своей групповой коллекции. 6. Игра – развлечение «Собери коллекцию в группе». Цель: Закрепить полученные знания детей о коллекционировании на практике. | - Фотографии, открытки достопримечательностей городов Самарской области и промышленных предприятий;
- Герб Самарской губернии;
- Гербы городов Самарской губернии; - Фотографии видов городов, главных достопримечательностей; - Карта Самарской области, флажки; - Фотографии с изображением праздника «День города»; - Наборы различных памятных подарков и сувениров (открытки, календари, значки, чашки, часы, вазы, магниты и т.д.); - Альбом фотографий с изображением магнитов-сувениров городов России; - Выставка семейных коллекций; - Наглядно-демонстрационный материал «Животный мир Самарской области», «Природа родного края»; - Фотографии знаменитых спортсменов, музыкантов, певцов, художников, проживающих в Самарской области; - Наглядно-дидактическое пособие «Самара – многонациональный край» | Проведение интервьюирования родителей «Есть ли у вас семейное увлечение?», «Есть ли у вас интересная история, связанная с Самарской областью». Организация выставки «Наша семейная коллекция» Привлечь родителей к созданию групповой коллекции «Магниты-сувениры Самарской области». Организация выставки художественной литературы по коллекционированию. Семейный просмотр мультфильма «Смешарики» - «Ёжик-коллекционер» | ||||
2. Содержательный шаг Цель: овладение детьми с помощью взрослого способами действий по присвоению, сохранению и приумножению культурного (общественного и семейного) опыта в процессе работы с коллекциями. | ||||||
2.1 «Ознакомление» Цель: обогащение опыта детей знаниями и представлениями о Самарском крае, расширение границы познания мира культурных и исторических ценностей Самарской губернии, через установление духовной взаимосвязи ребенка между собой и предметами коллекционирования (идентификацию), через приобщение детей к коллекционированию. Задачи работы с детьми 1. Обогащать опыт детей знаниями и представлениями о городе, в котором они живут, достопримечательностях города, их значимости и ценности для жителей Тольятти; воспитывать любовь к родному городу. 2. Расширять представления детей о городах Самарской области, их природных богатствах, достопримечательностях, народах, воспитывать чувство гордость за наш край. 3. Транслировать детям культурный опыт поддержания традиций и обычаев (в своей семье, в своей группе), связанный с коллекционированием. 4. Формировать у детей умение выявлять ассоциативные связи (ребенок – предмет коллекции, предмет коллекции – общественное (семейное) событие). | ||||||
Совместная деятельность педагога и детей | Организация развивающей предметно-пространственной среды | Взаимодействие с родителями | ||||
ООД | Образовательная деятельность в режимных моментах | |||||
1. ОД «Познание». Ознакомление с социальным миром. Тема: «Город мой - Тольятти» Цель: расширять представления детей о достопримечательностях города, их значимости и ценности для жителей Тольятти; воспитывать любовь к родному городу, чувство уважения к людям труда, бережное отношение к культурному наследию. 2. ОД «Познание». Ознакомление с социальным миром. Тема: «Самарской губернии 165 лет». Цель: Познакомить детей с историей возникновения Самарской губернии. Дать детям элементарные представления о Самарской области, как области Среднего Поволжья; показать на карте поселки, реки, города, природные богатства, исторические памятники, воспитывать чувство гордость за наш край, за то, что мы жители Самарской области. 3. ОД «Познание». Ознакомление с социальным миром. Тема «Где Татищев на коне – Ставрополь лежит на дне» Цель: продолжать знакомить детей с историей родного города, показать место его возникновения и затопления, уточнить причину исчезновения города; воспитывать интерес к истории возникновения родного города. 4. ОД «Познание». Ознакомление с миром природы. Тема «Самарская Лука" – заповедник в горах Цель: дать элементарное представление о заповеднике, как о месте обитания и охраны животного и растительного мира; дать первоначальные сведения о Красной книге; воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание охранять ее. | Утро 1. Ритуал «Новый экспонат в группе» - демонстрация принесенных детьми магнитов для коллекции; - фото с экспонатом коллекции; - просмотр видео материала об истории экспоната; - рассматривание книжек-малышек; - запись рассказа с историей экспоната на диктофон; - слушание рассказов детей. Цель: Способствовать формированию у детей повышенного интереса к коллекционированию, желанию сделать свой вклад в создание коллекции. Расширять представления детей о ценностях мира семьи, закрепленных в предметах коллекционирования. 2. Беседа-рассуждение с проблемными вопросами: «Все ли принесенные магниты можно оставить в групповой коллекции?». Цель: Формировать умение детей классифицировать и обобщать экспонаты коллекции по определенным признакам и основанию. 3. Игра - описание «Что экспонат может рассказать о себе». Цель: формировать умение детей составлять небольшие рассказы - описания об экспонате, опираясь на его внешний вид, форму и то, что на нем изображено, расширять представления детей о достопримечательностях родного края. 4. Дидактическая игра «Опиши, я отгадаю» Цель: закреплять умение детей описывать экспонат, не называя, что конкретно он описывает, закреплять представления детей о достопримечательностях городов Самарской губернии. 5. Презентация «Народы Самарского края» Цель: способствовать формированию представлений детей о народах, проживающих в Самарском крае (русские, мордва, чуваши, татары). Дать детям элементарные представления об образе жизни этих народов: одежда, быт, фольклор Прогулка. Наблюдение за деревьями, растущими на участке детского сада. Цель: Закрепить умение детей узнавать и называть знакомые деревья, опираясь на их внешний вид. Способствовать развитию памяти, наблюдательности. Воспитывать бережное отношение к деревьям. Систематизировать знания детей о деревьях, растущих на территории Самарской области. Дидактическая игра «Отгадай загадку». Цель: Закреплять умение детей отгадывать загадки про деревья, делать логические умозаключения. Дидактическая игра «Строение дерева» Цель: Уточнить знания детей о том, из каких частей состоят деревья. Подвижная игра «Беги к тому, что назову» Цель: Закрепить знания детей о названиях деревьев. Подвижная игра «Найди свое дерево» Цель: приучать детей бегать легко, не наталкиваясь друг на друга; ориентироваться в пространстве; быстро действовать по сигналу воспитателя. Трудовые поручения: собрать сломанные ветки на участке детского сада. Вечер 1. Чтение стихотворений, написанных Самарскими поэтами о родном крае. Цель: Формировать умение детей эмоционально воспринимать и понимать образное содержание поэтического текста, связывать его с реальными картинами природы. Воспитывать любовь к родным местам, гордость за людей, живущих в Самарской губернии. 2. Дидактическая игра «Составь целое из частей», серия «Достопримечательности». Цель: формировать у детей устойчивый интерес к достопримечательностям родного края. Развивать умение собирать целое из частей. 3. Настольно-печатная игра «Одень куклу». Цель: Закрепить представления о народах, живущих в Самарском крае. Познакомить детей с их национальной одеждой. 4. Эвристическая беседа «Что объединяет и разделяет города Самарской области». Цель: дать детям представления о том, что объединяет и разделяет все города Самарской области (символы, природа, животный мир, национальности, промышленность, численность населения, достопримечательности и т.д.). 5. Подвижная игра «Кто быстрее сложит герб». Цель: Способствовать закреплению знаний об официальных символах городов Самарской области. 6. Дидактическая игра «Разложи по порядку». Цель: Способствовать формированию умения детей раскладывать гербы городов в порядке их создания. Закреплять представления детей об истории возникновения Самарской губернии. | - Магниты, принесены детьми для коллекции; - Книжки-малышки с историями об экспонатах коллекции; - Пиктограмма «Требования к экспонату»; - Подборка сборников стихотворений Самарских поэтов; - Разрезные картинки достопримечательностей городов Самарской области; - Магнитофон и диск с гимном Самарской губернии; - Гербы городов Самарской области; - Разрезные картинки гербов городов Самарской области; - Настольно-печатная игра «Лото», «Природа родного края». - Подборка наглядного материала «Промышленность Самарской области», «Животный и растительный мир родного края», «Многонациональная Самара»; - Альбом «Достопримечательности городов Самарской губернии». - Дидактические игры «Что где растет», «Растения средней полосы», «Разрезные картинки», «угадай по контуру»; - Набор бумажных костюмов, народов, проживающих на территории Самарской области. - Раскраски национальных костюмов народов, проживающих на территории Самарской области. | Оформление «Семейной истории экспоната» Оформление видео материала, книжки-малышки с историей появления данного магнита в семье, и какую ценность для семьи он представляет. Создание выставки рисунков «С днем рождения, губерния!» | |||
2.2 «Освоение» Цель: Присвоение детьми определенных знаний о Самарском крае, как объекте идентификации в процессе сбора коллекций. Задачи работы с детьми 1. Закреплять представления и знания детей о достопримечательностях городов Самарской области, используя предметы коллекционирования. 2. Познакомить детей со способами действия с экспонатами коллекции. | ||||||
Совместная деятельность педагога и детей | Организация развивающей предметно-пространственной среды | Взаимодействие с родителями | ||||
ООД | Образовательная деятельность в режимных моментах | |||||
1. ОД «Развитие речи». Тема: «Самарский край в стихах». Цель: дать детям представление о народной поэзии, показать красоту природы Самарского края, посредством поэтического слова; учить понимать содержание и смысл стихотворений, воспитывать любовь к поэзии, чувство уважения к народу. 2. ОД «Познание». Ознакомление с социальным миром. Тема: «Путешествие по городам Самарской области» Цель: дать детям представление о некоторых городах, входящих в состав Самарской области, показать их своеобразие, красоту, познакомить с основным родом занятий, достопримечательностями городов. 3. ОД «Познание». Ознакомление с предметным миром. Тема: «Одежда и быт народов Среднего Поволжья». Цель: расширить представления детей об одежде народов Поволжья, ее характерных особенностях, познакомить детей с названиями предметов одежды, элементами украшений, характерными для каждой народности; учить видеть красоту и самобытность в предметах одежды разных народов. 4. ОД «Художественное творчество». Рисование открытки. Тема: «С Днем рождения губерния» Цель: Учить детей самостоятельно определять содержание рисунка и изображать задуманное. Закреплять технические приемы рисования (правильно пользоваться красками, хорошо промывать кисть и осушать ее). Воспитывать инициативу, самостоятельность. Формировать умение детей создавать радостный поздравительный рисунок в ярких тонах. | Утро 1. Создание проблемных ситуаций - «Все принесенные для коллекции магниты разложены в группе на столах, как поступить». - «Где и как будем хранить коллекцию?» Цель: Закреплять умение детей находить решение данной проблемы, высказывать своё мнение по этому поводу. 2. Рассматривание фотографий «Способы хранения и оформления коллекции магнитов». Цель: Совместно с детьми определить, какой способ хранения подходит лучше всего для групповой коллекции, выбрать место в группе, где будет храниться коллекция. 3. Раскладывание магнитов в таблице для хранения. Цель: Привлечь детей к раскладыванию магнитов, с изображением достопримечательностей городов Самарской области, к соответствующему гербу города в таблице 4. Игровой прием « Нам не хватает экспоната - что делать». Цель: Формировать умение детей находить решение в сложившейся ситуации, высказывать свои предложения. 5. Эвристическая беседа «Для чего делаются магниты». Цель: Уточнить представления детей о том, для чего делаются магниты и о назначении магнитов, собранных в групповой коллекции. Прогулка. Наблюдение «Улицы любимого города» Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о достопримечательностях города (Автоваз, Памятник В.Н. Татищеву, Спасо-Преображенский собор, Парк Победы, Парк развлечений «Фанни», Дворец спорта «Волгарь» и т.д). Продолжать воспитывать любовь к родному краю, родному городу, месту, где родился. Художественное слово. Цель: Формировать умение внимательно слушать стихотворение о Тольятти. Подвижно игровое упражнение « На речке – Волге». Цель: Совершенствовать умение координировать речь с движениями. Подвижная игра «Карусель» Цель: Упражнять в умении двигаться по кругу в игре; ритмично двигаться в соответствии с текстом. Дидактическая игра «Доскажи словечко». Цель: Закреплять умение детей подбирать слова к предложениям, касающихся города Тольятти. Игра малой подвижности «Найди и промолчи» Цель: Формировать умение детей находить предмет, ориентируясь на слова педагога. Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия по Тольятти» Цель: Формировать умение детей использовать полученные знания про родной город, в организации сюжетной ролевой игры. Закреплять умение детей распределять игровые роли и выполнять игровые действия, в соответствии с выбранной ролью. Трудовые поручения. Собрать мусор на участке детского сада. Цель: Вызвать в детях желание соблюдать чистоту и порядок не только на территории детского сада, но и за его пределами. Вечер 1. Дидактическая игра «К какому гербу относится магнит» Цель: Закреплять знания детей о достопримечательностях городов Самарской области. Развивать умение подбирать магнит с достопримечательностью, к гребу соответствующего для него города.
2. Дидактическая игра, «Какой магнит лишний?». Цель: Закреплять умение детей видеть лишний магнит с достопримечательностью, который не соответствует выбранному городу. 3. Игровое упражнение «Разложи магниты на карте Самарской области». Цель: Закреплять умение детей находить и отмечать города Самарской области на карте. 4. Дидактическая игра «Что сначала, что потом». Цель: Формировать умение детей раскладывать магниты городов Самарской области в порядке их появления. 5. Игровое упражнение «Покажи магнит с достопримечательностью города, который назову». Цель: Закреплять умение детей находить нужный магнит. Уточнить знания детей о достопримечательностях и городах родного края. 6. Дидактическая игра «Найди лишний магнит» Цель: Формировать умение детей находить в ряду лишний магнит, обосновывать свой выбор. | - Фотоальбом «Способы хранения и оформления коллекции магнитов»;
- Магниты с достопримечательностями городов Самарской области; - Гербы городов Самарской области; - Карта Самарской области; - Раскраски на тему «Животный и растительный мир родного края»; - Разрезные картинки гербов городов Самарской области; - атрибуты к сюжетной ролевой игре «Я – коллекционер»; - атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Путешественники» - Дидактические игры «Что где растет», «Растения средней полосы», «Разрезные картинки» серия «Достопримечательности», «Угадай по контуру» серия «Достопримечательности»; -Иллюстрации, книги, энциклопедии Самарской области - Набор строительного материал для конструирования и моделирования культурно - досуговых центров, парков, улиц городов. | Привлечь родителей к оформлению места хранения групповой коллекции. Создание персональной выставки ребенка «Моя коллекция». Оформление альбома об экспонатах коллекции «Интересные факты». Привлечь родителей к изготовлению места для хранения коллекции | |||
2.3 «Проживание» Цель: формирование у детей стремления к «проживанию» мира общественных отношений и интериоризации (присвоению) определенных характеристик мира общественных отношений, как объекта идентификации, через проекцию в предметах коллекционирования. Задачи работы с детьми 1. Формировать у детей умение раскрывать и передавать свое эмоциональное отношение к экспонатам коллекции. 2. Формировать у детей мотивацию сбора семейных коллекций. | ||||||
Совместная деятельность педагога и детей | Организация развивающей предметно-пространственной среды | Взаимодействие с родителями | ||||
Образовательная деятельность в режимных моментах | ||||||
Утро 1. Игровое упражнение «Придумай название коллекции». Цель: формировать умение детей придумывать название коллекции, исходя из ее содержания. 2. Смотр - конкурс «Выбираем экскурсовода». Цель: Формировать у детей умение применять представления и опыт, полученные в коллекционировании на практике. Вызвать у детей чувство гордости за проделанную работу и желание презентовать и рассказать о своей коллекции другим группам детского сада. 3. Создание афиши «Выставка магнитов-сувениров достопримечательностей городов Самарской области». Цель: Вызвать у детей желание поделиться результатами своей работы с окружающими. Прогулка Наблюдение за погодой. Цель: обращать внимание на то, как изменилась погода, учить сравнивать природные изменения. развивать наблюдательность, рассказать детям о том, что вся Самарская область находиться в одном климатическом поясе. Художественное слово. Цель: Закреплять умение детей внимательно слушать стихотворение о погоде. Отвечать на вопросы о прочитанном. Дидактическая игра «Отгадай загадку» Цель: Закреплять умение детей отгадывать загадки про погодные явления. Дидактическая игра «Когда это бывает» Цель: Уточнить знания детей о погодных явлениях, соответствующих определенному времени года. Игра малой подвижности «Что спрятано». Цель: Способствовать развитию памяти, внимательности. Игра малой подвижности «Угадай, чей голосок» Цель: Закреплять умение детей узнавать детей по голосу. Подвижная игра «Горелки». Цель: Способствовать развитию у детей двигательной активности, закреплять умение действовать согласно правилам игры. Подвижная игра «Погода». Цель: Развивать творческие способности и мыслительные операции на основе представлений детей о явлениях природы и погоды и их влиянии на жизнь людей, растений и животных. Вечер 1. Изготовление пригласительных билетов для посещения «Выставка магнитов-сувениров достопримечательностей городов Самарской области». Цель: Вызвать у детей желание поделиться результатами своего труда с другими. 2. Творческая мастерская «Подарки из Тольятти». Цель: Обобщить знания детей о городе, в котором они живут. Продолжать закреплять умение использовать полученные знания в художественно-творческой деятельности. Способствовать развитию воображения, фантазии. 3. Дидактическая игра с мячом «Кто подберет больше слов». Цель: Упражнять детей в умение подбирать слова, касающиеся коллекции, и ее экспонатов (красивая, большая, важная, интересная и т.д.). | - Экспонаты коллекции; - Алгоритм для составления описательного рассказа; - Необходимый материал для создания афиши «Выставка магнитов-сувениров достопримечательностей городов Самарской области» - Экспонаты коллекции - Необходимый материал для изготовления пригласительных билетов. - Дидактические игры «Что где растет», «Растения средней полосы», «Разрезные картинки», «угадай по контуру»; | Привлечь родителей к созданию выставки «Подарки из Тольятти». Вовлечь родителей в оформлении альбома «Достопримечательности городов Самарской области». Подготовка детей к смотр – конкурсу «Выбираем экскурсовода» | ||||
3. Рефлексирующий шаг Цель: формирование у детей осознанных представлений и собственного отношения к Самарскому краю; укрепление (упрочение) эмоционально-положительного отношения к Самарской губернии на основе представлений, полученных в ходе знакомства с предметами коллекционирования. Задачи работы с детьми 1. Формировать у детей умение проецировать эмоциональное отношение к предметам коллекционирования на отношение (сочувствие, поддержку) других людей (взрослых, сверстников, членов своей семьи). 2. Формировать у детей умение использовать предметы коллекционирования в свободной (самостоятельной) деятельности. | ||||||
Совместная деятельность педагога и детей | Организация развивающей предметно-пространственной среды | Взаимодействие с родителями | ||||
Образовательная деятельность в режимных моментах | ||||||
Утро 1. Эвристическая беседа «Что я могу делать с коллекцией» Цель: Формировать умение детей работать с коллекцией и её экспонатами, а также использовать имеющийся опыт коллекционирования при организации самостоятельной деятельности. 2. Беседа-рассуждение с детьми на тему: «Какую следующую коллекцию мы можем собрать в группе?» Цель: Формировать умение детей выделять другие основания, на которые можно разделить групповую коллекцию. Прогулка Наблюдение за березой. Цель: знакомить с деревом, ставшим символом России, учить отличать березу от других деревьев, рассказать о том, какую пользу береза приносит людям, воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе. Художественное слово. Чтение стихотворений о березе. Цель: Закреплять умение детей понимать смысл прочитанного стихотворения. Обращать внимание детей как посредством поэтического слова автор выражает свое отношение к березе. Дидактическая игра «Подбери словечко». Цель: Формировать умение детей подбирать слова, описывающие березу. Дидактическая игра «Из чего состоит» Цель: Закрепить знания о частях дерева. Подвижная игра «Беги к тому, что назову» Цель: Закрепить знания детей о названиях деревьев. Подвижная игра «Найди свое дерево» Цель: приучать детей бегать легко, не наталкиваясь друг на друга; ориентироваться в пространстве; быстро действовать по сигналу воспитателя. Трудовые поручения: собрать сломанные ветки на участке детского сада. Подвижная игра «Погода». Цель: Развивать творческие способности и мыслительные операции на основе представлений детей о явлениях природы и погоды и их влиянии на жизнь людей, растений и животных. Вечер 1. Презентация коллекции для детей других групп. Цель: Закреплять у детей умение презентовать свою коллекцию, используя полученный опыт в работе с ознакомлением с Самарским краем и коллекционированием. Вызвать у детей чувство гордости и удовлетворенности от проделанной работы. 2. Вручение медалек « Я – коллекционер» Цель: способствовать возникновению у детей чувства гордости и эмоционального отклика на собранную коллекцию. | - «Интерактивная книга» с набором дидактических игр и наглядно демонстрационного материала по теме «Наш Самарский край»; дидактические игры: «Собери картинку» серия «Достопримечательности», «Гербы», «К какому городу относится магнит», «Четвертый лишний», раскраски национальных костюмов народов, проживающих на территории Самарской области. - Таблица с расставленными на ней магнитами, соответствующих определенному гербу города. - Набор медалек «Я – коллекционер» | Посещение выставки коллекции. | ||||
4. Шаг совершенствования Цель: формирование у детей умения реализовывать представления о Самарской губернии, полученные в ходе знакомства с предметами коллекционирования, в разных видах детской деятельности. Самостоятельная деятельность детей по преобразованию мира общественных отношений. Задачи работы с детьми 1. Формировать у детей умение использовать имеющийся опыт коллекционирования при решении проблемных ситуаций. 2. Формировать у детей навыки культуры оформления коллекций магнитов с достопримечательностями Самарской области. 3. Формировать у детей умение применять представления и опыт, полученные в коллекционировании о Самарском крае, в других видах творческой деятельности. | ||||||
Совместная деятельность педагога и детей | Организация развивающей предметно-пространственной среды | Взаимодействие с родителями | ||||
Образовательная деятельность в режимных моментах | ||||||
Утро 1. Создание коллажа «Самарской губернии 165 лет»». Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о многообразии достопримечательностей и городов Самарского края. Формировать умение использовать полученные знания в творческой деятельности детей.
Цель: Формировать у детей умение использовать имеющийся опыт коллекционирования при решении проблемных ситуаций. Прогулка Наблюдение за изменениями, происходящими на участке детского сада с приходом весны. Цель: Учить наблюдать за изменениями в окружающем мире с приходом весны; формировать умение видеть изменения в поведении птиц, растений; воспитывать интерес к наблюдениям за птицами, растениями и людьми. Уточнить знание детей о том, что весенние изменения происходят по всей Самарской области. Художественное слово. Чтение стихотворений о весне. Цель: Закреплять умение детей понимать смысл прочитанного стихотворения. Обращать внимание детей как посредством поэтического слова автор выражает свое отношение к приходу весны. Дидактическая игра «Что сначала, что потом». Цель: Уточнить знания детей о временах года. Дидактическая игра «Отгадай загадку». Цель: Закреплять умение детей отгадывать загадки про погодные явления, происходящие весной. Подвижная игра «Золотая рыбка» Цель: способствовать развитию внимания, закреплять умение прыгать через скакалку. Подвижная игра «Перелетные птицы» Цель: Закрепить умение совершать игровые действия в соответствии с текстом. Формировать умение двигаться в разных направлениях, не наталкиваясь, друг на друга. Развивать ориентировку в пространстве. Воспитывать выдержку, терпение. Вечер 1. Игра «Знатоки» Цель: Закреплять умение детей самостоятельно придумывать вопросы об экспонатах коллекции и задавать их друг другу. 2. Составление загадок об экспонатах коллекции. Цель: Закреплять умение детей составлять загадки об экспонатах коллекции, применяя полученные имеющиеся знания | - Различные вырезки из журналов с изображением видов городов самарской области и достопримечательностями, для создания коллажа «Самарской губернии 165 лет» - «Интерактивная книга» с набором дидактических игр и наглядно демонстрационного материала по теме «Наш Самарский край»; дидактические игры: «Собери картинку» серия «Достопримечательности», «Гербы», «К какому городу относится магнит», «Четвертый лишний», раскраски национальных костюмов народов, проживающих на территории Самарской области. - Таблица с расставленными на ней магнитами, соответствующих определенному гербу города. | Домашняя мастерская «Экспонаты своими руками» Предложить родителям в тетради «Предложений и отзывов» написать свое мнение по поводу проделанной работы с детьми по сбору коллекции «Магниты-сувениры городов Самарской области», а так же высказать свое желание, какую следующую коллекцию можно собрать. |
Список используемой литературы:
- Дыбина О.В., Анфисова С.Е., Кузина А.Ю., Ошкина А.А., Сидякина Е.А. Алгоритмы реализации регионального компонента «патриотическое воспитание» ООП ДО в ДОУ: учеб.-метод. Пособие./ О.В. Дыбина. – Ульяновск: 2013.
- Дыбина О.В., Анфисова С.Е., Кузина А.Ю., Ошкина А.А., Сидякина Е.А. Я живу на Самарской земле: учеб.-метод. пособие./ О.В. Дыбина. – Ульяновск: 2013.
- Дыбина О.В., Сидякина Е.А., Киреева Т.И. Рабочая образовательная программа по образовательной области «Социально- коммуникативное развитие» кружок «Люби и знай свой отчий край» для детей с 5 до 7 лет: учеб.-метод. Пособие. Тольятти. 2014.
- Интернет источники:
- http://www.maam.ru/
- http://nsportal.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ»
Календарно-тематический план на один день и План – конспект образовательной деятельности с дошкольниками на неделю...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по программе «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК (КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ) В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО»
Данная разработка включает в себя технологическую карту и конспект занятия...
«Планирование образовательной работы в соответствии с ФГОС ДО в профессиональной деятельности воспитателя» Тема: «Планирование образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме недели «Зимние каникулы»
Календарно-тематический план образовательной работы с детьми дошкольного возраста по теме недели «Зимние каникулы»....
Формирование у детей старшего возраста направленности на мир общественных отношений в ходе реализации технологии культурных практик (коллекционирование) Коллекция магнитов «Памятники городов Поволжья» - по местам боевой славы. Основание - историческое
«ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК (КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ) В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО»...
«Формирование у детей старшего возраста направленности на мир общестенных отношений в ходе реализации технологии культурых практик (коллекционирование) «Коллекция магнитов «Города России».Основание - культурное наследие
Формирование у детей старшего дошкольного возраста направленности на мир общественных отношений в ходе реализации технологии культурных практик (коллекционирование)( Коллекция «Магниты - города ...
Формирование у детей младшего дошкольного возраста направленности на мир общественных отношений в ходе реализации технологии культурных практик (коллекционирование) ( Коллекция «СЕМЕЙСТВО ЛАДЫ». Основание - ИСТОРИЧЕСКОЕ)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по программе «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК (КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ)В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО»...
Перспективный план образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста на основе реализации технологии культурных практик (коллекционирование)
Формирование у детей старшего возраста направленности на мир общественных отношений в ходе реализации технологии культурных практик (коллекционирование) Коллекция «Магниты». Основание – пут...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Очень интересный и полезный
Очень интересный и полезный материал, обязательно буду использовать в своей образовательной деятельности с детьми.