«Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности для детей 4-5 лет»
методическая разработка (средняя группа)
методическая разработка социально-коммуникативного развития детей 4-5 лет. Срок реализации 1 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekonomicheskoe_vospitanie_srednyaya_gruppa.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой
грамотности для детей 4-5 лет»
Методическая разработка
социально-коммуникативного развития
детей 4-5 лет
срок реализации 1 год
«Постепенно открывать глаза на маленькие вещи,
чтобы не остались слепыми для больших»
Ян Амос Коменский
Актуальность:
Нужно ли четырехлетнему ребенку понятие о финансовой грамотности? Что значит «экономическое воспитание» в этом возрасте?
Именно в младшем дошкольном возрасте можно сформировать у детей наиболее правильное представление о финансовых понятиях и помочь ему стать успешным человеком. В младшем дошкольном возрасте лучше всего воспитывать в детях бережное отношение к вещам, природе и природным ресурсам и естественно к деньгам.
Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.
Финансовое воспитание подразумевает под собой не просто разговоры, но и реальные действия. Дети не способны понять все из разговоров. Им нужно прочувствовать все в действии, иначе результата не будет.
В детском саду финансовая грамотность, безусловно, должна проходить в игровой форме. Ведь дети с удовольствием играют, только игра способна заинтересовать ребенка, игра - это самый удобный способ знакомства с деньгами.
Нередко возникают такие жизненные ситуации, в которых взрослые имеют возможность объяснить ребенку, что хорошо, а что неприемлемо (обман, выгода за счет другого, воровство и т. п.). Например, когда дети не ценят того, что им покупают, дарят (одежду, игрушки, карандаши, бумагу, краски, гаджеты и др.), когда бездумно и безжалостно портят, ломают и выбрасывают вещи. Задача взрослых — объяснить детям, почему следует уважать труд и бережно относиться к его результатам, и доступно раскрыть взаимосвязь труда, экономики и нравственности.
В своих играх дети пользуются экономическими понятиями: покупают, работают, получают деньги. Эти ситуации условные, «как будто», но в них дети закрепляют и уточняют многие житейские мудрости, проигрывают роли членов семьи.
В качестве средства формирования основ экономической культуры лучше всего использовать дидактические игры. Когда дети играют, они даже не подозревают, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения.
Чтение сказок, заучивание пословиц, воспитывает лучшее моральные качества.
Логические задачи способствуют легкому преодолению пути в познании сложных финансовых явлений.
Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящему хозяину, умеющему считать деньги.
Методическое пособие ориентировано на принцип тесной взаимосвязи нравственно-трудового и экономического воспитания. Чем младше ребенок, тем теснее и глубже должна быть эта взаимосвязь.
Методическое пособие разработано на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Цель:
– сформировать первичные экономические понятия, помочь детям четырех-пяти лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности.
Основные задачи:
Помочь ребенку выработать следующие умения, навыки и личностные качества:
- понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
- уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
- видеть красоту человеческого творения;
- признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие;
- рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
- применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
Работа будет способствовать формированию и развитию у детей воображения, коммуникативных способностей, навыков взаимодействия со взрослыми и другими детьми, первоначальных навыков самопознания, самооценки и саморазвития личности.
Задачи обучающие:
- научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т. д.;
- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.).
Задачи воспитательные:
- способствовать воспитанию творческой активности;
- формировать чувство самоконтроля;
- воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи.
Задачи развивающие:
- развитие инициативности детей во всех сферах деятельности, развитие общих познавательных способностей (в т. ч. сенсорики, символического мышления);
- развитие культуры чувств и переживаний, способности к планированию собственной деятельности и произвольному усилию, направленному на достижение результата;
- освоение ребенком мироустройства в его природных и рукотворных аспектах (построение цельной картины мира);
- способствовать развитию у обучающихся логического мышления;
- содействовать формированию всесторонне развитой личности.
Задачи мотивационные:
- создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества в группе;
- развивать активную деятельность ребенка.
Задачи социально-педагогические: формирование общественной активности, реализация в социуме.
Основные принципы построения работы:
1. Принцип деятельности лежит в основании методической разработки, как работа инновационной образовательной деятельности.
2. В построении курса использован один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным условием творческой деятельности – делать все самостоятельно.
3. Занятия предполагают учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, они направлены на раскрытие его творческих возможностей.
Формы и методы работы:
Учитывая возрастные и психологические особенности детей, для реализации работы используют различные формы и методы обучения: это рассказ, беседа, объяснение, сюжетно-ролевые игры, а также практические упражнения.
Беседа – метод обучения, при котором педагог использует имеющиеся у обучающихся знания и опыт. С помощью вопросов и полученных ответов подводит к пониманию и усвоению материала, а также осуществляет повторение и проверку пройденного.
В обучении используют разновидность рассказа-объяснения, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией.
Сюжетно-ролевые игры - это эффективный метод обучения детей практическим навыкам работы, она используется для решения комплексных задач усвоения нового материала, закрепление и развитие творческих способностей, а также для формирования общеучебных умений.
Практические упражнения – целью этих упражнений является применение теоретических знаний обучающихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию.
Педагогические технологии:
1. Проектная деятельность позволяет детям самостоятельно или совместно с взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. С помощью проектов младшие дошкольники осваивают новые понятия и представления о мире личных и семейных финансов.
2. Ситуационные задачи – обучение на примере разбора конкретной ситуации. Эта технология лучше других методов учит решать возникающие проблемы с учетом конкретных условий и фактической финансовой информации. Развитие ребенка-дошкольника предполагает организацию включения его в череду разнообразных, меняющихся ситуаций, которые позволяют узнавать что-то новое о людях, семье, обществе, мире экономики и финансов. Ребенок учится предвидеть последствия собственного поведения, анализировать причины того или иного развития событий. Усложняясь, такие ситуации, как правило, позволяют активизировать у ребенка познавательный интерес, а также сформировать определенный опыт. Образовательные ситуации можно разделить на следующие виды: ситуации морального выбора; ситуации общения и взаимодействия; проблемные ситуации; игровые ситуации; практические ситуации по интересам детей и др.
3. Технология «Ситуация месяца» включает диагностику знаний и умений детей в начале «Ситуации», использование на занятиях наглядного материала, активизацию прошлого опыта детей в различной форме: викторины; беседы; драматизацию и др. Такие темы, как «Мой дом – детский сад», «Я берегу свои игрушки», «Маме надо помогать», могут быть адаптированы для изучения основ финансовой грамотности.
4. Мастерская в первую очередь является формой организации продуктивной деятельности, однако в силу ярко выраженного интегративного характера позволяет развивать двигательную (мелкую моторику), социально-коммуникативную, познавательно-исследовательскую, трудовую деятельность, речевое и физическое развитие. Такая работа может стать более эффективной, если привлекать к участию в ней родителей.
5. Викторины и конкурсы можно рассматривать как своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно-развлекательного содержания. Происходит интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое и физическое развитие. Примерами викторины могут быть: «Угадай профессию», «Угадай вид труда» и пр.
6. Театрализованные интерактивные мини-постановки (обучающие сказки) имеют особое значение для социализации и развития младшего дошкольника. Эта форма может успешно использоваться для закрепления пройденных понятий: работать и зарабатывать, деньги, желания и потребности, экономить, беречь, сберегать, планировать и пр. Участие детей в театрализованных постановках позволяет осуществлять образование и развитие по всем направлениям: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое.
7. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Умелое использование воспитателем приемов и методов данной технологии позволяет развить у младших дошкольников творческое воображение, диалектическое мышление, учит их мыслить системно с пониманием происходящих процессов. ТРИЗ для младших дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее.
Материалы и оборудование: бумага, клей, карандаши, фломастеры, маркеры, ножницы, стенды по экономической тематике, фото, видеоаппаратура, ноутбук, проектор, групповое оборудование, игрушки, одежда и т. д.
Сроки реализации: сентябрь-май.
Знания и умения, которые младшие дошкольники могут приобрести:
- адекватно употреблять в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия (в соответствии возрастом);
- знать и называть разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, супермаркет;
- знать несколько современных профессий, содержание их деятельности (например продавец, фермер, программист, косметолог и др.);
- адекватно вести себя в окружающем предметном, вещевом мире, в природном окружении;
- в случаях поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявлять заботу, пытаться исправить свою или чужую оплошность;
- любить трудиться, делать полезные предметы для себя и радовать других;
- бережно, рационально, экономно использовать расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.);
- следовать правилу: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи, лучше отдай, подари, порадуй другого, если она тебе не нужна;
- с удовольствием делать подарки другим и испытывают от этого радость;
- проявлять интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т. д.);
- замечать и ценить заботу о себе, радоваться новым покупкам;
- проявлять сочувствие к другим в сложных ситуациях;
- переживать случаи порчи, ломки вещей, игрушек;
- сочувствовать и проявлять жалость к слабым, больным, пожилым людям, ко всем живым существам, бережно относятся к природе;
- с удовольствием помогать взрослым, объясняют необходимость оказания помощи другим людям.
Календарно - тематический план по формированию предпосылок
финансовой грамотности у детей младшего дошкольного возраста
№ п/п | Месяц | Тема занятия/мероприятия | Содержание занятия/мероприятия | Педагогические технологии |
1. | Сентябрь | Сюжетно-ролевые игры: магазин, почта, салон красоты, туристическая поездка, семья и д.р. | ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры - характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий | - обогащение представлений о той сфере действительности, которую ребёнок будет отображать в игре, - наблюдения, рассказы, беседы о впечатлениях. Важно знакомить ребёнка с людьми, их деятельностью, отношениями (кто, чем и почему занимается). - определение ситуаций взаимодействия людей, продумывание и сочетание событий, хода их развития в соответствии с темой игры; - создание предметно-игровой среды на основе организации продуктивной и художественной деятельности детей, сотворчества с воспитателем, детского коллекционирования; - совместная игровая деятельность воспитателя и детей. - самостоятельная игровая деятельность детей. Организация сюжетно-ролевой игры с воображаемым партнёром, за которого ребёнок разговаривает. Такая игра учит соподчинению мотивов, согласованию ролей, взаимопониманию. |
2. | Октябрь | «Труд - основа жизни» Продолжаем обучение сюжетно-ролевых игр. | Дать понятие труда. Трудиться означает что-то делать, созидать для себя, на благо своей семьи, близких друзей, домашних питомцев и др. Любой труд – это хорошо, сидеть без дела – это плохо. Виды домашнего труда | Беседа. Вопросно-ответный метод обучения; применяется с целью активизации умственной деятельности учащихся в процессе приобретения новых знаний или повторения и закрепления полученных ранее |
3. | Ноябрь | Все работы хороши, выбирай на вкус «Путешествие в страну профессий». | Обобщить знания о профессиях, познакомить с содержанием деятельности людей новых профессий. | Презентация «Все профессии нужны, все профессии важны» с элементами загадок. |
4. | Декабрь | Продолжаем тему: Все работы хороши, выбирай на вкус «Путешествие в страну профессий». | Обобщить знания о профессиях, познакомить с содержанием деятельности людей новых профессий. | Рассматривание картинок с профессиями и деятельностью, обсуждение. Викторина «Угадай профессию», Игра «Что создается трудом» |
5. | Январь | Творческое задание | Что будет, если люди перестанут трудиться | Чтение, обсуждение, разгадывание загадок, рисование |
6. | Февраль | Труд во благо | Закрепление материала | Проводим беседу – подготовка к генеральной уборке (обсуждаем, планируем, договариваемся). Проводим генеральную уборку (моем полки, столы, стулья, игрушки, расставляем все по местам). Ремонтируем книги, настольные игры, раздаточный материал |
7. | Март | Где покупают и продают разные товары? | Торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки, базары, ярмарки, рынки, супермаркеты, торговые центры | Игра «Что где купить», обсуждение |
8. | Апрель | Кто придумал деньги | Деньги – мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу), универсальное средство обмена Познакомить с историей возникновения денег. | Беседа, чтение, рассказ, презентация |
9. | Май | Прослушивание сказки о приключениях монетки. | Знакомим детей с денежными знаками Российской Федерации, учим различать монеты разного достоинства, показываем, что достижение результата возможно сообща и согласованно. | Воспитатель читает детям сказку, договариваясь с ребятами быть внимательными, по возможности участвовать в сказке, отвечать на вопросы рассказчика. На протяжении всей сказки вслух проговариваются названия монет (копейки, рубли), при желании дети могут повторять хором. По окончании прослушивания сказки детям предлагается расставить монеты по порядку: ряд копеек, ряд рублей, все монеты. Если дети стесняются выходить по одному, можно делать это парами с другом. Детям дается до 5 минут на знакомство с настоящими монетами. |
Рекомендуемая литература:
1. Слободчиков В.И., Короткова Н.А., Нежнов П.Г., Кириллов И.Л. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: научная концепция / Под ред. В.И. Слободчикова; М.: Институт развития дошкольного образования РАО, 2005. 28 с.
2. Коменский Я.О. Материнская школа. М.: Книга по требованию, 2012. 104 с.
3. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Вита-пресс, 2016. 336 с.
4. Люнфин О.Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый, 2017. № 8. С. 349–351.
5. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Модель организации образовательного процесса в старших группах детского сада // Дошкольное воспитание, 1995. № 9.
6. Хламова Н.А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 2015). СПб.: Свое издательство, 2015. С. 39–41.
7. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015. 176 с.
8. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. М.: «Вентана-Граф», 2015. 48 с.
9. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005. 256 с.
Интернет-ресурсы:
www.cbr.ru — официальный сайт Банка России fincult.info — сайт Банка России по финансовой грамотности «Финансовая культура» минобрнауки.рф — официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации вашифинансы.рф — сайт национальной программы повышения финансовой грамотности граждан «Дружи с финансами»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности для детей 5-7 лет
Программа по дополнительному образованию финансово-экономической грамотности для старших дошкольников...
Программа «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» для детей группы старшего дошкольного возраста 6-7 лет»
Одной из важнейших задач дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО является социализация личности ребенка, то есть усвоение им норм и ценностей, которые позволят ему стать полноценным членом об...
Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"
Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...
Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности у детей 5-7 лет.
Задание: Проанализируйте содержание Примерной национальной программы дошкольного образования "Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой гр...
Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности для детей 5-7 лет
Экономическое воспитание дошкольников:формирование предпосылок финансовой грамотности для детей 5-7 лет...
Перспективное планирование совместной с детьми деятельности по программе «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» для детей 6-7 лет.
Данный материал будет полезен при планировании совместной с детьми деятельности по программе "Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности" для дете...
Парциальная программа"Экономическое воспитание дошкольников:формирование предпосылок финансовой грамотности детей 5-7лет"
Воспитание у дошкольников финансовой грамотности...