Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности для детей 5-7 лет
рабочая программа (подготовительная группа)

Тушкова Марина Валерьевна

Программа по дополнительному  образованию финансово-экономической грамотности для старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_fin_ekon_gramotnosti.docx38.98 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное образование
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
городской округ город Ханты-Мансийск
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования «Школа – сад №7»
(МБОУ ЦО «Школа-сад № 7»)

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ: формирование предпосылок финансовой грамотности для детей 5-7 лет

Выполнил:

Воспитатель Тушкова М.В.

 

г. Ханты-Мансийск, 2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.

Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая таким образом первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Финансовая грамотность – понятие, выходящее за пределы политических, географических и социально-экономических границ.

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.

Не секрет, что в России очень низкий процент информированности населения какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений.

Проведенные статистические исследования говорят o том, что заниматься повышением финансовой грамотности населения необходимо на государственном уровне.

Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни!

Здесь важно отметить поведение родителей, так как зачастую именно пример родителей становится основополагающим. Все мы хотим для своих детей самого лучшего, но нужно помнить o том, что выполнение любого каприза ребенка, любой ценный подарок просто так не даст нашим детям правильного понимания, как относиться к деньгам, и как с ними обращаться. Безусловно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы иметь то, что хочется нужно потрудиться и заработать на это деньги.

Дети должны знать обо всех банковских продуктах, которые появляются на рынке. Например, что такое кредитная карта. Сейчас это очень распространенное явление. Наши дети видят, как просто, достав пластиковую карту легко совершать покупки. Как правило, они не в курсе, к каким тяжким последствиям может привести бесконтрольное пользование кредитными картами.

Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.

Среди психологов, педагогов не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности.

Большинство из них считают, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.

На наш взгляд, чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Грамотность в сфере финансов, так же, как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.

Поэтому цель данной программы – сформировать основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- сформировать первичные экономические понятия;

- научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;

- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т. д.;

- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.).

Формы работы: деловые, сюжетно-ролевые игры, тематические занятия, беседы с привлечением родителей (сотрудников экономического сектора, экскурсии, а также использование ИКТ.

Материалы и оборудование: бумага, клей, карандаши, фломастеры, маркеры, ножницы, стенды по экономической тематике, фото, видеоаппаратура, ноутбук, проектор и т. д.

Сроки реализации программы: сентябрь-май.

Примерный тематический план к программе по формированию предпосылок финансовой грамотности

 у детей старшего дошкольного возраста

Тема занятия/ мероприятия

Содержание занятия/ мероприятия

Педагогические технологии

Блок 1. Труд  и продукт труда (товар)

1.1.

Труд - основа жизни

Дать понятие труда. Трудиться означает что-то делать, созидать для себя, на благо своей семьи, близких друзей, домашних питомцев и др.

Любой труд – это хорошо, сидеть без дела – это плохо.

Виды домашнего труда

Беседа, игра –соревнование «Мои домашние обязанности», тематический стенд о труде, коллаж «Наша семья трудиться»

1.2.

Работать и зарабатывать

Работать означает трудиться за вознаграждение. Зарабатывать – получать вознаграждение за выполненную работу (также можно заработать и наказание за провинность, проступок и др.)

Беседа, ситуативные задачи, выставка проектов «Трудиться полезно и почетно»

1.3.

Все работы хороши, выбирай на вкус «Путешествие в страну  профессий». 

Обобщить знания о профессиях, познакомить с содержанием деятельности людей новых профессий.

Продукты труда: товары и услуги.

Презентация «Все профессии нужны, все профессии важны» с элементами загадок, викторина «Угадай профессию», Игра «Что создается трудом»

1.4.

Творческое задание

Что будет, если люди перестанут трудиться

Чтение, обсуждение, разгадывание загадок, рисование

1.5.

Труд во благо

Закрепление материала

Блок 2. Деньги и цена (стоимость)

2.1.

Кто придумал деньги

Деньги – мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу), универсальное средство обмена

Познакомить с историей возникновения денег.

Беседа, чтение, рассказ, презентация

2.2.

Какие бывают деньги, как выглядят и откуда берутся.

Монеты разных стран

Виды денег (монеты, банкноты,)

Формировать правильное отношение к деньгам, как предмету жизненной необходимости.

Раскрыть сущность понятий деньги, монета, купюра. Закрепить знания детей о внешнем виде денег. Рассказать о фальшивых деньгах, о доступном для нас способе проверки денег на подлинность.

Тематический стенд «Какие деньги были и какими стали»

Лепбук - купюры, монеты  разных достоинств.

2.3.

«Современный вид денег – пластиковая  карта».

Познакомить с пластиковыми карточками, как ими  пользоваться, дать понятие код карты.

Модель банкомата, кассовый аппарат, набор пластиковых карт.

2.4.

Что такое валюта. Какая

бывает валюта? Игра –

путешествие.

 Познакомить с понятием «валюта», внешним видом и названиями денег других стан, а также с единой валютой европейских стан – евро.

Презентация, альбом с купюрами и монетами разных стран.

2.5.

Как деньги попадают к нам в дом. Трудовая денежка всегда крепка

Труд и доходы. Вознаграждение за честный труд, заработная плата родителей, пенсия дедушек и бабушек, стипендия сестер и братьев.

Считать деньги в своем кармане, а не в чужом

Беседа, обсуждение, игра»» Как потопаешь, так и полопаешь,

Сказка «Трудовые деньги»

2.6.

Откуда берутся деньги и зачем они нужны

Закрепление материала

2.7.

Где покупают и продают разные товары?

Торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки, базары, ярмарки, рынки, супермаркеты, торговые центры

Игра «Что где купить», обсуждение

2.8.

Понятие цены, стоимости.

Различаем цепочку товар – стоимость – цена. Определяем стоимость товара и формируем цену (например, сделанных поделок своими руками: затраченное  материала, время изготовления и наш труд)

Формировать элементарные представления о цене и качестве. Показать зависимость цены от качества товара или услуги.

Игра «Сколько это стоит?»,  беседа «Как складывается стоимость товара», обсуждение

2.9.

Выгодно не выгодно

Волшебные правила для покупателя и продавца, этические аспекты торговли

Ситуативные задачи «Выбираем товар», обсуждение

2.10.

Бюджет

Сформировать понятие  бюджет,  из чего он складывается, понятия «доходы и расходы»

Сформировать знания об источниках дохода семьи (зарплата, степендия,  пенсия , пособие и т.д)

Сформировать понятие об основных расходах семьи (питание, ЖКХ, налоги и др.)

2.11.

Все по плану

Планирование доходов и расходов

Знакомим с понятие план. Объясняем важность составления планов, закладываем основу планирования. Учимся решать несложные экономические задачи

экономические  задачи  «Распланируй доход семьи», (поездка в зоопарк, магазин, на отдых) обсуждение,

2.12.

Потребности и желания

Домашнее хозяйство, главные потребности человека, желания и капризы. Соотносим потребности и возможности,

Различаем разницу между желаниями и потребностями. Учимся задавать вопрос и оценивать: действительно ли мне нужна та или иная вещь (игрушка), есть ли возможность купить

Исследования: что необходимо человеку для жизни, игра «Выбираем самое важное», ситуативные задачи

2.13.

Копим и сберегаем

Уясняем: зачем надо копить и сберегать, как можно копить

Раскрыть содержание понятий «экономность», «бережливость», «хозяйственность».

Ситуативные  задачи «Копи и сберегаем» обсуждение

Картинки на тему "Экономим воду, электроэнергию и газ".

2.14

Банк «Дом, где живут деньги» 

Познакомить детей с деятельностью банка, его основными функциями. Зачем они нужны?

Презентация, карточки разных банков. Виртуальная экскурсия.

2.15.

Занимаем и одалживаем

Знакомим с понятиями «одалживать и занимать»

2.16.

Заплатить долг скорее, так будет веселее

Осознаем, что если взял что- то в долг на время, обязан вовремя вернуть

Обсуждение пословиц: Умей взять, умей отдать; в долг брать легко, отдавать тяжело

Чтение рассказа «Долг», обсуждение

2.17.

Что за деньги купить нельзя.

Сформировать у детей понятия, что не все можно купить за деньги: здоровье, человеческие отношения и т.д.

беседы

Блок 3. Реклама: правда ложь, разум  и чувства, желание и возможности

3.1.

Рекламы разные нужны.

 Дать представления о рекламе, о ее назначении.

Учить правильно, воспринимать рекламу.

Сочинять рекламу

Беседа, буклеты рекламы, видео реклама, обсуждение

создание рекламы своего продукта  (каши, игрушки и др.)

3.2.

Деловая игра «Рекламное

агентство».

Познакомить детей с понятием «рекламное агентство».

Лисы белой бумаги, краски, карандаши, фломастеры., создание своего рекламного агентства

Учебный план

Тематика

Всего часов

1

Труд и продукт труда (товар)

6

2

Деньги и цена (стоимость)

10

3

Банк

1

4

Семейный бюджет.

11

5

Реклама

2

6

Полезные экономические навыки

4

7

Диагностика

1

ИТОГО

35 часов

Календарно - тематический план по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Месяц 

Тема занятия

Сентябрь

 

1

Труд - основа жизни

2

Работать и зарабатывать

3

Все работы хороши, выбирай на вкус «Путешествие в страну  профессий». 

4

Все работы хороши, выбирай на вкус «Путешествие в страну  профессий». Продукты труда: товары и услуги 

Октябрь

5

Творческое задание. Что будет, если люди перестанут трудиться

6

Труд во благо

7

Кто придумал деньги

8

Какие бывают деньги, как выглядят и откуда берутся.

Монеты разных стран

Ноябрь

9

«Современный вид денег – пластиковая  карта».

10

Что такое валюта. Какая  бывает валюта?

11

Как деньги попадают к нам в дом.

12

Трудовая денежка всегда крепка

Декабрь

13

Откуда берутся деньги и зачем они нужны

14

Где покупают и продают разные товары?

15

Понятие цены, стоимости.

16

Понятие цены, стоимости. Зависимость цены от качества.

Январь

17

Выгодно не выгодно

18

Бюджет (доходы)

19

Бюджет (доходы)

Февраль

20

Бюджет(расходы)

21

Бюджет(расходы). Полезные экономические навыки и привычки в быту

22

Все по плану. Полезные экономические навыки и привычки в быту

23

Все по плану. Полезные экономические навыки и привычки в быту

Март

24

Все по плану (экономические задачи)

25

Потребности и желания

26

Потребности и желания, Ситуативные задачи.

27

Копим и сберегаем

Апрель

28

Копим и сберегаем. Полезные экономические навыки и привычки в быту

29

Банк «Дом, где живут деньги» 

30

Занимаем и одалживаем

31

Заплатить долг скорее, так будет веселее

32

Что за деньги купить нельзя.

Май

33

Рекламы разные нужны.

34

Деловая игра «Рекламное агентство».

35

Ира-путешествие «По стране финансовой грамотности»

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В конце реализации программы мы планируем сформировать у детей следующие понятия и представления:

1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.

2. Сначала зарабатываем - затем тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.

3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине - это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги - это посредник).

4. Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).

5. Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).

6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).

7. Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности - жизнь, отношения, радость близких людей - за деньги не купишь).

8. Финансы - это интересно и увлекательно.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы:

- наглядно - дидактические пособия: о профессиях, о рабочих инструментах;

- дидактические игры с экономическим содержанием;

- игрушки-предметы для организации сюжетно-ролевых игр;

- наборы различных материалов, инструментов, приспособлений для обеспечения технологического процесса (приготовление пищи, ремонт одежды, изготовление игрушек и др.);

- модели денежных знаков, различных видов валюты, ценников;

- произведения художественной литературы экономического содержания;

- кроссворды, лабиринты, головоломки, занимательные экономические задачи, ребусы.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

        Семья – это реальная экономическая среда, в которой живет ребенок. Повседневный труд взрослых, заботы о «хлебе насущном», достаток, или наоборот нехватка денег. Дети включены в эти реальные жизненные ситуации постоянно. Тогда как в детском саду деятельность детей построена на игре. Дети здесь тоже «покупают», но это игра, которая закрепляет опыт, полученный в семье. Все начинается с семьи, так как в ней формируется детское мировоззрение, приобретается опыт. Поэтому для сотрудничества с родителями о оказания им помощи при реализации данной программы, планируется работа с родителями:

- проведение родительских собраний: «Дети и деньги», «Семейный бюджет и ребенок», «Как подготовить ребенка к разумному обращению с деньгами»;

- анкетирование, консультации, памятки, советы психолога;

- рекомендации для родителей по финансово-экономическому воспитанию детей в семье.      

ГЛОССАРИЙ

Бизнес - деятельность, направленная на систематическое получение прибыли.

Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Выгода – Прибыль, доход, извлекаемые из чего-либо.

Доход - денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени.

Зарплата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты

Инфляция - кризисное состояние денежной системы, обусловленное диспропорциональностью развития общественного воспроизводства, проявляющееся в общем и неравномерном росте цен на товары и услуги.

Капитал - стоимость, используемая для получения прибавочной стоимости посредством производственной и экономической деятельности, основанной на добровольном обмене.

Налог - обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки.

Пенсия - гарантированная ежемесячная выплата денежных сумм для материального обеспечения граждан в связи со старостью, инвалидностью, выслугой лет и смертью кормильца.

Потребности - нужда или недостаток в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности.

Прибыль -  положительная разница между суммарными доходами (в которые входит выручка от реализации товаров и услуг, полученные штрафы и компенсации, процентные доходы и т. п.) и затратами на производство или приобретение, хранение, транспортировку, сбыт этих товаров и услуг.

Стипендия  (от лат. stipendium — оклад, жалование) — нерегулярная финансовая помощь в виде оплаты стоимости обучения, а иногда и выдачей ежемесячного пособия учащимся.

Труд - целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества.

Экономика - хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.

Экономия - система организационно-технических мероприятий, направленных на рациональное использование материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства товарно-материальных ценностей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зеленцова А.В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика. А. В. Зеленцова, Е. А. Блискавка, Д. Н. Демидов.  М.: КноРус, 2012. - 106 с.

4. Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников). Калининград, 2013. - 26 с.

5. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. Табих Е.Н. Минск: Выш. шк., 2007. - 48 с.

  1. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. - Волгоград: Учитель, 2008г.- 169 с.
  2. Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
  3. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические

рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015.- 176 с.

  1. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет. М., 2018.: Банк России, Министерство образования и науки Российской Федерации. – 28 с.
  2. Поварницина Г.П., Киселева Ю.А Финансовая грамотность дошкольника. Программа кружка. Ресурсный и диагностический материал. Занятия и игры. / авт.-сост. Г.П. Поварницина, Ю.А. Киселева Волгоград: Учитель. -186 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» для детей группы старшего дошкольного возраста 6-7 лет»

Одной из важнейших задач дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО является социализация личности ребенка, то есть усвоение им норм и ценностей, которые позволят ему стать полноценным членом об...

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"

Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...

«Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности для детей 4-5 лет»

методическая разработка социально-коммуникативного развития детей 4-5 лет. Срок реализации 1 год...

Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности у детей 5-7 лет.

Задание: Проанализируйте содержание Примерной национальной программы дошкольного образования "Экономическое  воспитание  дошкольников: формирование  предпосылок  финансовой гр...

Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности для детей 5-7 лет

Экономическое воспитание дошкольников:формирование предпосылок финансовой грамотности для детей 5-7 лет...

Перспективное планирование совместной с детьми деятельности по программе «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» для детей 6-7 лет.

Данный материал будет полезен при планировании совместной с детьми деятельности по программе "Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности" для дете...

Перспективное планирование совместной с детьми деятельности по программе «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» для детей 5-6 лет

Данный материал будет полезен при планировании совместной с детьми деятельности по программе "Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности" для дете...