Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности для детей 5-7 лет
статья (старшая, подготовительная группа)
Экономическое воспитание дошкольников:
формирование предпосылок финансовой грамотности для
детей 5-7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekonomicheskoe_vospitanie.docx | 12.7 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
1.Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
1.2.Цель,принципы,структура
1.3.Планируемые результаты освоения Программы
2.Содержательный раздел
2.1.Содержание образования
2.1.1.Труд и продукт труда(товар)
2.1.2.Деньги и цена(стоимость)
2.1.3.Реклама:правда и ложь, разум и привычки, желания и возможности
2.1.4.Полезные экономические навыки и привычки в быту
2.2.Формы,способы,методы и средства реализации Программа
3.Организационный раздел
3.1.Материально-техническое обеспечение реализации Программы
3.2.Распорядок и режим
3.3.Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
1.1.Пояснительная записка
Закладывание основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста формируют позитивные установки к различным видам труда ,вырабатываются навыки самообслуживания.
В ходе образовательной деятельности у ребенка воспитывается ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам. Дошкольник знакомится со сложными взаимосвязями между финансово-экономическими понятиями: деньги, труд, товар, цена- и этическими: честность, щедрость .,экономность.
Дети дошкольного возраста знакомятся с профессиями, учатся воспринимать и ценить мир рукотворных вещей как результат труда людей; у них формируются представления о денежных отношениях, о доходах и расходах ,о денежных знаках России и др.стран. Осваивают взаимосвязь понятий : ТРУД- ПРОДУКТ-ДЕНЬГИ.
Способность к осознанности и возрастной саморегуляции- это одна из предпосылок для приобщения дошкольника к экономике. Другая состоит в формировании ориентации на оценочное отношение через призму конкретной деятельности.Начинает осознавать суть понятий: выгодно-не выгодно, .выигрыш-проигрыш. Третьей предпосылкой является развитие способности к децентрации способности ставит себя на место другого ,учитывать другую точку зрения . Кроме того экономическое воспитание способствует нравственному развитию ребенка.
В своих играх дети пользуются экономическими понятиями: покупают, продают, работают, получают деньги. эти ситуации условные,"как будто" ,но в них дети закрепляют и уточняют многие житейские мудрости, проигрывают роли членов семьи.
2.Цель,принципы, структуры программы
Цель: помочь детям 5-7 лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать к формированию основ финансовой грамотности у детей.
Задачи
-понимать и ценить окружающий предметный мир(мир вещей как результат труда)
-уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги
-осознавать взаимосвязь "труд-продукт-деньги" и "стоимость продукта в зависимости от качества" ,видеть красоту человеческого труда
-признавать авторитетными качества: бережливость, экономность, трудолюбие и вместе с тем-щедрость, благородство, честность, отзывчивость
-рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать свои потребности
-применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
Принципы-учет возрастных и индивидуальных психических особенностей старших дошкольников, их интерес к экономическим явлениям, как к явлениям окружающей действительности.
Программа содержит четыре блока(раздела )связанных между собой задачами и содержанием:
1."ТРУД И ПРОДУКТ ТРУДА"
2."ДЕНЬГИ И ЦЕНА"
3."РЕКЛАМА"
4."ПОЛЕЗНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАВЫКИ И ПРИВЫЧКИ В БЫТУ"
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.
В процессе нравственно-трудового и экономического воспитания дети начинают осознавать смысл базисных качеств экономической деятельности людей, как экономность, трудолюбие, бережливость. В результате дети:
-употребляют в играх, занятиях знакомые экономические понятия;
-знают и называют разные места и учреждения торговли
-знают российские деньги, и понятие "валюта"
-понимают суть процесса обмена валюты
-знают современные профессии;
-знают суть понятия "реклама", ее виды, назначение;
-любят трудится и делать полезные предметы.Исправлять свою или чужую оплошность;
-рационально и экономно использовать исходные материалы;
-проявляют сочувствие к другим:
-замечают и ценят заботу о себе;
-с удовольствием помогают взрослым.
2.1. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
2.1.1.Труд и продукт труда (товар)
Знакомство с людьми разных профессий воспитывает уважение к человеку, умеющему честно зарабатывать деньги, уважение к труду.Безделье и лень-предмет осуждения. Интересная профессия-великое благо.
Продукты труда-это достаток людей, богатство страны: чем больше производится товаров, тем лучше будут жить люди.За свой труд взрослые получают деньги.
Основные понятия: труд ,работа, продукция, заработная плата ,рабочее место, рабочее время, профессия, предметы труда, товар, торговля, деньги
Педагогические задачи:
.формировать представление о содержании деятельности людей некоторых профессий, предпочитая профессии родителей данной группы;
.учить уважать людей, умеющих трудится и честно зарабатывать деньги;
.поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым;
.стимулировать деятельность" по интересам", проявление творчества и изобретательности.
"БЕЗ ТРУДА НЕ ВЫЛОВИШЬ РЫБКУ ИЗ ПРУДА "
2.1.2.ДЕНЬГИ И ЦЕНА(СТОИМОСТЬ)
Понятие " деньги"
-Деньги как мера стоимости; история денег.
-Виды денежных знаков(монеты, бумажные купюры).
-Производство денег, почему нельзя "напечатать" их сколько хочешь.
-Какими деньгами пользуются в нашей стране и как они называются.
-Деньги разного достоинства и разной покупательной способности.
-Зарплата(деньги просто так не дают).
-Деньги как средство платежей и накоплений.
-Обмен денег.
ЦЕНА ( СТОИМОСТЬ)
-Как формируется стоимость: вложение, качество, спрос и предложение.
-Понятие "дорого" и "дешево".
Любой товар имеет цену. Одни дорогие, другие дешевле. Прежде, чем что-то приобрести, необходимо подумать, хватит ли денег на покупку. На дорогие вещи, которые нужны каждой семье, взрослые понемногу откладывают из общего бюджета.
ТОРГОВЛЯ И ТОРГ
-Виды и формы торговли(товары и услуги, опт и в розницу)
-Хозяин товара и продавец
-Этические аспекты торговли(честность, открытость, поддержка)
БЮДЖЕТ
-Что такое "бюджет" и из чего он складывается, понятия" доходы" и" расходы"
-Планирование расходов
-Понятие достатка.
ИСТОЧНИКИ ДОХОДА
-Сформировать отношение к деньгам как части культуры;
-Воспитание разумного финансового поведения;
-Деньги - это результат труда.
2.1.3.РЕКЛАМА:ПРАВДА И ЛОЖЬ, РАЗУМ И ЧУВСТВА, ЖЕЛАНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ
Задача: воспитание взвешенного, осознанного отношения к рекламе. Научить детей отличать реальные потребности от навязчивых.
Основные понятия: реклама ,воздействие рекламы
Педагогические задачи6
-реклама и ее назначение;
-объективное отношение к рекламе;
-развивать способность отличать рекламные уловки;
-учить отличать собственные потребности от навязанных рекламой;
-учить правильно определять свои финансовые возможности
2.1.4.ПОЛЕЗНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАВЫКИ И ПРИВЫЧКИ В БЫТУ
Работа по данному блоку предполагает создание (предпосылок для формирования нравственно оправданных привычек( не жадничать, беречь вещи и игрушки)
Предметный мир-рукотворный, в каждую вещь вложен человеческий труд, старания и поэтому к вещам следует относится с уважением. Не ломать, не портить.Учить представлению о своем, чужом и общем. Прогнозировать последствия своих действий.Хороший хозяин тот, кто не тратит зря.
Воспитание у детей следующих привычек:
-бережное отношение к своим вещам и вещам принадлежащим другим .
-разумное использование материалов для игр и занятий(бумага, краски ,пластилин)
-экономия(воды, электроэнергии ...)
-нетерпимость к беспорядку
основные понятия: бережливый, хозяйственный, экономный, щедрый, честный, запасливый
Полярные категории и поиски баланса.Жадность и щедрость. Трудолюбие и леность.
Педагогические задачи:
-Формировать представление что к вещам надо относится с уважением, поскольку в них вложен труд;
-Воспитывать у детей навыки и привычки культурного взаимодействия с окружающим миром
-Воспитывать у детей умение делать осознанный выбор между удовлетворением сиюминутных и долгосрочных потребностей;
-Дать детям представление о творческом поиске лучшего ршения;
ФОРМЫ, СПОСОБЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Образовательный процесс включает в себя две составляющие:
1. Совместная непринужденная партнерская деятельность взрослого с детьми,
2.Свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Развивающие задачи:
.развитие инициативности детей во всех сферах деятельности, познавательных способностей;
.развитие культуры чувств и переживаний, способности к планированию собственной деятельности и усилию направленному на достижение результата ;
.освоение ребенком мироустройства в его природных и рукотворных аспектах.
Организующими в этом блоке являются формы совместной деятельности взрослого и детей( игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельность, чтение художественной литературы),а также тематическое наполнение которое использует воспитатель , инициируя совместную партнерскую деятельность с детьми.
ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА ЭКОНОМИКИ
1.Будь во всех делах честным.
2.Не изменяй данному слову, будь обязательным.
3.Научись разбираться в людях ,чтобы не быть обманутым.
4.Учите законы и никогда не нарушайте их.
5.Умей не только получать прибыль , но и делится с теми, кто тебе помог.
6.Успех приходит к тем кто не боится рисковать.
7.Сначало все подвергай сомнению, затем принимай решение.
8.Научись хранить секреты, болтунов не любят.
9.Относись терпимо к недостаткам других.
10.Всегда помогай тем кто нуждается в твоей помощи.
11.Считай и анализируй.
12.Учится никогда не поздно.
3.1МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1.Возмржность достижения воспитанниками планируемых результатов освоения Программы;
2.Выполнение организацией требований и нормативами
ЛИТЕРАТУРА1.Федеральный закон"Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 №273-ФЗ
2.Шатова А.Д.,Аксенова Ю.А., Кириллов И.Л., Давыдова В.Е., Мищенко И. С,"Экономическое воспитание дошкольников"
3.Шатова А.Д." Тропинка в экономику"
4.Хламова Н.А." Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада ";
5.Люнфин О.Е."экономическое воспитание дошкольников"
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ТРУД И ПРОДУКТ ТРУДА (ТОВАР)
старшая группа | подготовительная группа |
сентябрь | |
1.Рассматривание семейного альбома | 1.Беседа" Профессия моих родителей". |
2.Рассказы о своей семье. | 2.Мини-рассказ"Как я помогаю близким". |
3.Игра"Хорошо-плохо" | 3.Игра"Что сначала, что потом". |
4.ИЗО"Сделай подарок". | 4.Д/игра"Какие ошибки допустил художник". |
октябрь | |
1.Занятие" Беседа о труде"-знакомство с понятием профессия" | 1. Беседа" Моя будущая профессия" |
2.Пословицы и поговорки о труде. | 2.Загадки о труде и профессиях. |
3.Дж. Родари "Чем пахнут ремесла" | 3.В.В.Маяковский"Кем быть?"чтение худ. литературы. Ю.Тувим"Все для всех" |
4.ИЗО"Угадай кому это нужно" | 4.Малоподвижная игра"Выбор профессии" |
ноябрь | |
1.Беседа"Знакомство с понятием "Ярмарка". | 1.Занятие"Откуда хлеб пришел"- знакомст - во с профессией "фермер".Я.Аким"хлеб" |
2.ИЗО "Мой товар на ярмарку". | 2.Д/игра и ИЗО "Что пекут из муки" |
3.Чтение сказки С.Михалкова"Ремесло" | 3.Чтение худ. лит." Два плуга" |
4.Д/игра "Подумай и посчитай" | 4.Сюжено-ролевая игра " На рынке". |
ДЕНЬГИ И ЦЕНА(СТОИМОСТЬ) | |
декабрь | |
1.Зан.Беседа"Приключение монетки" | 1.Беседа-занятие"В общем о деньгах" |
2.Рассматривание изображений" Монеты и деньги моей страны" | 2.Заседание пресс-клуба"Почему на монеты можно купить конфеты" |
3.Пословицы и поговорки о деньгах. | 3.Решение арифметических задач" Выбор подарка", "Что лучше купить". |
4.Конструирование" Копилка для монет" | 4.ИЗО"Необычные формы денег". |
январь | |
1.Беседа" История денег в России" | 1.Беседа -занятие"Бюджет семьи" "Доход". "Расход". |
2.Рассматривание иллюстраций Магазин. Рынок. | 2.Беседа-игра" Место торговли".Ярмарка. |
3.Обсуждение сказки Т.В.Грековой"Клад". | 3.Обсуждение сказки Б.В.Минина "доверчивый зайчик" |
4.ИЗО по произведению К. Чуковского "Муха-Цокотуха" | 4.Решение арифметических задач" В магазин за продуктами". |
февраль | |
1.Беседа-зан."Откуда берутся деньги и на что они тратятся". | 1.Беседа-зан."Банк".Проценты. Ценные бумаги. |
2.Игра"Обмен продуктами" | 2.Решение арифметических задач "Подумай посчитай". |
3.Решение арифметических задач "Мяч" | 3.Обсуждение сказки Б.В.Минина "Муравей и старый горшочек". |
4.Кукольный спектакль" Как Зайчика бережливости научили" | 4.Викторина "О какой сказке идет речь" |
РЕКЛАМА: ПРАВДА И ЛОЖЬ, РАЗУМ И ЧУВСТВА, ЖЕЛАНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ. | |
март | |
1.Беседа"Какая может быть реклама" | 1.Беседа-рассказ"Приключение копеечки" |
2.Чтение С.Михалкова "Как старик корову продавал". | 2.Игра "Рекламные слоганы" |
3.Д/игра "Бизнес крокодила Гены" | 3.Чтение худ.лит. Г.Х. Андерсон "Новое платье короля" |
4.ИЗО"Моя любимая реклама" | 4.Рассказ" Реклама: правда или вымысел" рекламные уловки(спецэффекты) |
апрель | |
1.Беседа"Реклама предприятия" "Кондитерская фабрика", "Птицеферма". | 1.Д\игра" Миша-Бизнесмен". Конкуренция.Банкротсво. |
2.Графы" Угости конфетами", "Курица и яйца" | 2.Викторина" О какой сказке идет речь". |
3.Беседа-игра "Аукцион" | 3.Сюжетно-ролевая игра" Пиццерия" многоаспектное представление о предприятии. |
4.ИЗО"Придумай рекламу" | |
ПОЛЕЗНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАВЫКИ И ПРИВЫЧКИ В БЫТУ. | |
май | |
1.Беседа"Что значит быть экономным". | 1.Беседа"Хороший хозяин тот ,кто...." |
2.Пословицы и поговорки о бережливости. | 2.Чтение Носова "Заплатка", В.В. Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо". |
3.Чтение художественной литературы К.Чуковского" Федорино горе". | 3.Изготовление поделок из бросового материала |
4.Совместная деятельность "Отремонтируем книги". | 4.Мини-представление"Полезные экономические навыки в быту. Мы бережливы." |
Экономическое воспитание дошкольников:
формирование предпосылок финансовой грамотности для
детей 5-7 лет
Выполнил: Лысова В.А.
2021-2024
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». Для старших дошкольников.
Помочь детям 5-7 лет войти в социально- экономическую жизнь, способствовать формированию основ грамотности у детей данного возраста....
Викторина для педагогов «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»
Цель: Повысить интерес педагогов к дальнейшему развитию практик в сфере финансовой грамотности....
Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности для детей 5-7 лет
Программа по дополнительному образованию финансово-экономической грамотности для старших дошкольников...
Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности.
Презентация о финансовой грамотности и ее важности в жизни дошкольника. Приречислены главные истины о деньгах, которые необходимо знать дошкольнику. Подобран список литературы для обучению детей финан...
Программа «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» для детей группы старшего дошкольного возраста 6-7 лет»
Одной из важнейших задач дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО является социализация личности ребенка, то есть усвоение им норм и ценностей, которые позволят ему стать полноценным членом об...
Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"
Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...
Рабочая программа «Азбука юного финансиста» по финансовой грамотности в рамках примерной парциальной программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» МДОУ «Центр развития ребенка «Дубравушка» - детск
1.1.1. Цель и задачи Программы.Цель Программы: совершенствование образовательного процесса в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка «Дубравушка» ...