Конспект коррекционно-развивающего занятия «Волшебное спасение Доброты»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Данное занятие проводится в кабинете педагога-психолога или в помещении детского сада, в котором участники могут свободно передвигаться и располагаться. Имеет четкую структуру: вхождение в ситуацию (приглашение к путешествию), основная часть и выход из воображаемого путешествия. На занятии используются различные методы и приемы для привлечения внимания детей , увеличении заинтересованности в процессе ("голос за кадром", который имеет эффект неожиданности и усиливает интерес детей, "Коврик злости", как прием выброса отрицательной энергии; прием создания сердца , в котором "живет" Доброта и т.д.). Также применяются разные формы организации детей (в арах, тройках), что позволяет решать задачу сплочения коллектива, развития коммуникативной компетентности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект коррекционно-развивающего занятия
«Волшебное спасение Доброты»
Комарова Наталия Ивановна
педагог-психолог,
МБОУ ОШ №12 г. Архангельск
Задачи:
- Создать эмоционально благоприятную атмосферу в группе; объединить и раскрепостить детей в совместных играх.
- Закреплять представления детей о доброте и дружбе; упражнять детей в доброжелательных, дружеских отношениях; умение детей дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике; продолжать знакомить со способами регуляции своего эмоционального состояния.
- Совершенствовать навыки общения, воспитывать уважение детей к сверстникам, желание совершать добрые поступки.
- Развивать волевые качества, уверенность детей в себе; способность чувствовать эмоциональное состояние другого человека; развивать воображение, речь, умение работать в команде.
Игровая ситуация: путешествие на заколдованный остров
Игровая проблема: помощь доброму волшебнику, спасение Доброты
Предварительная подготовка: беседа с детьми о дружбе, доброте, игра «Угадай настроение».
Материал: письмо-послание от «доброго волшебника», вентилятор, аудиозапись голоса «Злой колдуньи», пенек-игрушка, части сердца («Волшебный ключ»), «Волшебные очки», диск с волшебной музыкой, «волшебный камень», лица из игры «Угадай эмоцию», ларец с вложенными внутрь гирляндами, «Дорожка злости», сухой бассейн с шарами, 2 капсулы от большого киндера сюрприза с вложенными ситуациями для анализа.
Ход занятия:
1 часть. Вводная (активизация внимания детей, включение в работу, мотивация) (3 мин.).
- Приветствие
Психолог.
- При встрече мы всегда здороваемся. А как мы сегодня поздороваемся, нам подскажет или покажет… (имя ребенка). Если ребенок затрудняется, то дети вспоминают, как они уже приветствовали друг друга.
- Очень хорошо, что вы сегодня пришли ко мне в гости. Вчера ко мне в кабинет залетел воздушный шарик, к ниточке которого привязан конверт. Вот он. Странный какой-то конверт, на нем ничего не написано. Я решила подождать вас и открыть его с вами. Посмотрим, что там? Тут какое-то послание.
Послание.
Дорогие друзья!
Прошу о помощи. Злая колдунья украла Доброту и держит ее на заколдованном острове. Она очень злая и хочет, чтобы Доброты не было на свете. Представляете, что будет, если никто не спасет Доброту?! Люди станут злыми, жестокими. Знайте, что путь вам предстоит нелегкий. Освободить доброту можно только с помощью «волшебного ключа, который рассыпался на восемь осколков по всему заколдованному острову. Собрать эти осколки вы сможете, только если пройдете препятствия.
Помогите!!!
Добрый волшебник.
2 часть. Основная.( 25 мин.)
- Что будем делать? (спасать)
- Но как мы можем попасть на остров? (Дети перечисляют способы)
- У меня есть один способ. Сейчас подует волшебный ветер, и каждый, кто искупается в его чудесных струях, перенесется на остров, - психолог включает вентилятор (установлен у входа в кабинет) (Включается волшебная музыка). Каждый ребенок медленно проходит мимо, ощущая лицом и телом поток воздуха.
- Вот мы и на острове (Дети вместе с психологом располагаются на ковре). Оглядимся вокруг. (Включается шум моря, птиц, шелест листвы и т.д.). Все здесь как-то настораживает.
Колдунья.
(Включается аудиозапись голоса колдуньи). ХА-ХА-ХА. Добро пожаловать на мой остров, где нет жалости, сочувствия, дружбы и доброты. Здесь царит злоба, гнев, зависть, сварливость, трусливость и мстительность . Вот и вы теперь будете жителями этого острова. Никогда вам не собрать «Волшебного ключа», вы не сможете пройти испытания дружбы и доброты. Ха, Ха, Ха.
Психолог.
- Беседа о дружбе, добре
- Какая злая колдунья. Но мы с вами ведь дружные ребята.
- Скажите, кого мы можем назвать добрым человеком? (это тот, кто помогает взрослым, не обижает младших, защищает слабых)
- Как мы можем определить, что человек добрый?
- Какое выражение глаз у добрых людей?
- А если кто-то из нас попадет в беду в дороге, не сможет идти дальше? Что вы сделаете? Как поможете? (настоящий друг никогда не бросит в беде и всегда придет на помощь и словом и делом).
- Давайте посмотрим друг на друга добрыми глазами. Что надо сделать, чтобы человек улыбнулся?
- Если кому-то вдруг взгрустнулось. Как вы думаете почему?
- Может, потому что у него нет друзей? Какие должны быть друзья? (называют качества друзей) (Друзья должны быть: добрыми, справедливыми, честными, прилежными, ласковыми, учтивыми, сострадательными, терпеливыми, бережливыми, щедрыми, уступчивыми, скромными…)
- Какие пословицы и поговорки вы знаете о дружбе.
Правила дружбы:
Кто умеет дружить, тот заботится о товарищах, старается сделать им что-то хорошее, и не только тем, с кем особенно дружит, но и всем детям группы. Тот, кто хорошо дружит – не ссорится, делится игрушками, если товарищ не знает, как правильно поступить, что-то сделать, поможет ему, научит; он заметит, кто заплакал или грустит, придумает, как развеселить товарища, поиграет с ним.
Не допускается грубость, обращаться друг с другом нужно спокойно и осторожно, не причиняя вреда другу.
Колдунья.
У-у-у (гневный голос колдуньи). Получайте первую часть ключа. Она лежит под корягой на пеньке (Дети находят пенек, открывают его, достают часть). Ха, Ха, Ха, вам никогда, зато не пройти сквозь мои злые джунгли. Потому что, вы просто их не увидите.
Психолог.
- Не расстраивайтесь ребята. У меня есть волшебные очки, в которых видно то, что не видят другие. Я буду с вами рядом, буду видеть эти препятствия, буду вам подсказывать, а вы внимательно слушайте и выполняйте. Мало ли какая опасность, то помогу.
- Игра «Тропинка в джунглях»
Все дети выстраиваются в затылок друг другу и идут змейкой по воображаемой тропинке. По команде психолога они переходят воображаемые препятствия.
«Спокойно идем по тропинке… Вокруг деревья с длинными ветвями (лианы), кусты … Птицы поют…. Шелестят листья…. Вдруг на тропинке появились лужи… Одна… Вторая… Третья…. Снова спокойно идем по тропинке… перед нами ручей. Через него перекинут мостик с перилами. Переходим по мостику, держась за перила. .. Спокойно идем по тропинке… Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку… Раз…два…три…четыре…, снова идем спокойно!. Тропинка вдруг стала липкая от мокрой раскисшей глины. Ноги так и прилипают к ней… Еле-еле отдираем ноги от земли… А теперь через тропинку упало дерево. Да такое огромное! Ветки во все стороны!... Перелезаем через упавшее дерево….. Стоп! Внимание! Впереди глубокий обрыв, а через него перекинут очень узкий веревочный мостик. Посмотрите вниз, какой глубокий обрыв! Не побоитесь пройти по мостику? Только надо идти осторожно, ногу ставить след в след, чтобы мост не расшатался и мы не упали. Идите за мной. Руки в стороны, балансируйте ими. Какие вы храбрые дети! Не побоялись перейти по мостику! Вот и пришли! Молодцы!
Колдунья. Нееееет! (злобный голос колдуньи). Получайте вторую часть ключа. Она весит на дереве (Дети находят дерево, достают часть).
- Телесно-ориентированное упражнение «Камень и путник»
Психолог. Ребята, после такой тяжелой дороги нужно отдохнуть. Сейчас четверо детей станут «камнями», а другие – «путниками». Дети, которые изображают камни, опускаются на пол, обхватывают колени руками и сидят неподвижно, напряженно. Каждый из «путников» садится, опираясь спиной на спину ребенка, изображающего камень. Потом дети меняются ролями.
Только настоящие друзья могут доверять друг другу, подставить плечо помощи.
Колдунья. Забирайте 3-ю часть ключа – под камнем (дети находят камень, достают часть). У вас еще много препятствий. Вы не должны их пройти. Я позабочусь об этом.
Психолог. Посмотрите, возле этого камня лежит какой-то загадочный камень. Ой, он что-то хочет сказать (психолог прислушивается). Оказывается это волшебный камень. Волшебство его заключалось в том, что всякий, кто его брал в руки, от красоты и сияния камня становился веселым и радостным. Об этом узнала злая колдунья, и сделала так, что камень потерял свою волшебную силу. Он начинает излучать свой свет, если все вокруг него относятся друг к другу с любовью и говорят добрые слова. А я, кажется, знаю, как ему вновь приобрести волшебную силу. Давайте поиграем в игру «Ласковые слова».
- Игра «Ласковые слова».
Психолог. Каждый, у кого окажется камень, говорит своему соседу что-то приятное, например о том, что ему нравится в нем, что в нем хорошего, и передает ему камень. И так каждый, к кому придет волшебный камень (Психолог первым начинает игру, предавая по кругу).
Психолог. Камень опять приобрел волшебную силу, появилось тепло от него. А кусочек своего тепла он отдает нам. Это ведь часть волшебного ключа. (психолог показывает часть сердечка, которая была заранее им спрятана в кармане).
Колдунья. Ну, ничего, а вот моих друзей – пиратов вы никогда не пройдете.
Они не любят, когда их беспокоят и ходят по их территории.
Психолог.
- Ну что ж, посмотрим. Ребята, для того, что бы отправиться дальше в путь, надо что-то придумать и сделать так, чтобы пираты могли нас пропустить. Что будем делать? (из злых надо сделать пиратов добрыми).
- Подскажите пиратам, как можно избавиться от гнева, ярости, злости.
(спеть веселую песенку, послушать тихую музыку, поиграть с мягким мячиком, нарисовать свое настроение, полистать семейный альбом или сказки, смять бумагу и выбросить, потопать ногами и т.д.)
- А я знаю еще один способ – нужно пройти через дорожку злости, потопать ногами, попрыгать на ней. Давайте представим, что мы рассердились или стали как сердитые пираты. Попробуйте пройти по дорожке злости.
- Игра «Измени эмоцию»
- А теперь нам нужно изменить выражение лица пиратов, сделать из злых пиратов добрых. Дети делятся на пары, каждой паре дается лицо пирата (подбирают из расположенных на тарелочке части лица, относящиеся к доброте, радости - раскладывают улыбки, брови).
Колдунья.
- Ну, нет. Не может быть…. Получайте свою часть волшебного ключа. Она прикреплена на флаге пиратском.
- О, я забыла, самое главное то впереди. Вам не удастся пройти следующее испытание. Я все хорошие, добрые поступки людей выбросила в море (сухой бассейн). Вам не найти их там, потому что я их перепутала вместе с плохими поступками.
Психолог.
- Ребята нам нужно отыскать в море капсулы, в которых находятся ситуации, они не похожи на шары, находящие в море (дети четверкой отыскивают капсулы, на которых написана ситуация из жизни и прикреплена часть волшебного ключа). Вам нужно будет объяснить, как выйти из данной ситуации.
1 ситуация. Наташа с Леной играли в мяч. Мяч покатился в лужу. Лена хотела достать мяч, но не удержалась на ногах и сама упала в лужу. Наташа начала смеяться, а Лена горько заплакала.
- почему заплакала Лена? (Ей стало обидно)
- Правильно ли поступила Наташа?
- Как бы вы поступили на ее месте?
(Обобщение: если вы являетесь виновником ссоры, то умейте первыми признавать свою вину. Вам помогут волшебные слова: «Извини», «Давай играть вместе».
2 ситуация. Коля построил замок из песка. И все им любовались. Только од ин Игорь сказал, что он может сделать лучше, а когда Коля не поверил, разбежался и затоптал всю постройку.
- как поступил Игорь?
- Что чувствовал Коля, когда Игорь разломал его постройку? (Обиду, досаду)
- Как бы вы поступили на месте Коли?
- Какие советы вы можете дать Игорю?
(играй дружно, не обижай товарища, не ссорься с товарищем, если товарищ не умеет делать то, что умеешь ты, покажи ему, посоветуй – вместе будет интереснее, нужно радоваться успехам других)
- Релаксация «Чаша доброты»
Психолог обращается к детям:
- Лягте на спину, опустите руки вдоль туловища, носки ног разведены, тело расслаблено, глаза закрыты. Представьте то, о чем услышите.
Представьте, что перед вами на столе любимая чашка… Мысленно наполните ее до краев своей добротой. А теперь представьте, что рядом стоит чужая чашка, но пока пустая. Отлейте доброты в эту чашку из своей. Не жалейте! О, ваша чашка опустела! Добавьте вновь доброты. Дело в том, что, будучи добрым человеком, вы можете делиться этим качеством, и ваша чашка всегда будет полной. Теперь откройте глаза, поднимитесь, подойдите сюда. А вот и последняя часть ключа. Мы добрались до волшебного места, где злая колдунья прячет нашу доброту. И кажется я догадываюсь, что сейчас нужно делать. А вы? Правильно нам нужно собрать воедино все части вот на этом («ларце»?). Дети по очереди выкладывают части волшебного ключа. Когда будет положена последняя частичка, слышится голос колдуньи.
Колдунья.
- О, что со мной, неужели у них все получилось? Я-я-я таю, исчезаю, а-а-а. (крики, вопли, ветер, свист).
Психолог.
- Ну, что, кажется, у нас все получилось. Добро всегда побеждает зло.
Мы собрали сердце. Это был ключ к освобождению доброты. Злая колдунья исчезла.
Психолог открывает ларец, оттуда начинает светиться свет, играет волнующая душу музыка.
Психолог.
- Вот она доброта. Она вернулась к людям, она посылает нам свое тепло, желает добра. Добро проникает в вас и входит в вашу грудь, в вашу душу. Поместите в свое сердце как можно больше добра. Вы почувствовали тепло своей души? Тепло всех сердец, кто сейчас рядом с вами? Вам хорошо? Что вы сейчас чувствуете? (разговор о чувствах, закрепление позитивного настроя в группе, групповое обсуждение). Доброта – это сердца высота! Теперь можно возвращаться назад в детский сад.
- А кто помнит, как мы очутились на острове. Да нам помог волшебный ветерок. Он нам поможет и вернуться.
3 часть. Заключительная часть
Психолог. Вот и вернулись мы с вами домой. А теперь давайте возьмемся за руки, закроем глаза и через рукопожатие передадим свое тепло, сердечную доброту друг другу. Я пошлю, а вы продолжите.
Ритуал концовки занятия. Дети образуют круг, а затем ставят свои кулачки в единый «столбик» и громко произносят: «Всем – всем, до свидания!», затем убирают кулачки.
Приложение 1
Пословицы, поговорки о дружбе
- Нет друга – ищи, а нашел – береги.
- Дерево живет корнями, а человек – друзьями.
- Нет друзей – наживай, а старых не забывай.
- Друг познается в беде.
Пословицы и поговорки о добре
Сделай добро, не прося ничего взамен.
Добро побеждает зло.
Люби ближнего – и тебя будут любить.
Зависть и злоба не приносят счастья в дом.
Чужое взять – свое потерять.
На чужих слезах своего счастья не построишь.
Не все то золото, что блестит.
За чем пойдешь, то и найдешь.
Оформить дидактическое пособие «Правила группы в картинках»
- Помни о благодарности – говори «волшебные слова».
- Всегда говори правду взрослым и детям – будь честным и правдивым.
- если игрушка одна – играть по очереди.
- При споре договаривайся самостоятельно.
- Всегда говори правду взрослым и детям – будь честным и правдивым.
- Умеешь сам – помоги товарищу.
- Если игрушка одна – играть по очереди.
Ситуация «Кто как зреет и спеет?»
- Орех - твердеет;
- вишенки – наливаются соком;
- персик – становится мягким;
- груша – розовеет;
- помидор – краснеет;
- А человек?
Хорошо, когда воля его твердеет, а душа становится мягче, и тогда он может дарить свое сердечное тепло! Кому? Все, кто в этом нуждается.
Список литературы
- Алябьева Е.А. Занятия по психогимнастике с дошкольниками. – М.: Сфера, 2008.
- Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. –М.:Сфера,2008.
- Белобрыкина О.А. Развитие самосознания в детском возрасте: Монография. – Новосибирск.: НГПУ, 2003.
- Боязитова И.В. Коррекция психического развития старшего дошкольника средствами игры // Психология сегодня. Ежегодник РПО. М.,1996.Т.2.Вып.4.
- Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. – СПб.: «Детство -ПЕСС», 2004.
- Лисина М.И. Психология самопознания у дошкольников.- Кишинев: «ШТАНИЦА», 1983.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов, педагогов и родителей/ М.А.Панфилова. – М.:»Издательство ГНОМ и Д», 2008.
- Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы.- М., 1993.
- Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство,семья.Том 2.- ООО Апрель Пресс, ЭКСМО – пресс, 2000.
- Столин В.В.Самосознание личности. -М.: Издательство Московского Университета, 1983.
- Юрчук Е.Н. Эмоциональное развитие дошкольников. Методические рекомендации. – М.:ТЦ Сфера, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционно-развивающего занятия "Волшебные звуки леса"
«Автоматизация звука [Р] в движении и пальчиковых играх»...
Конспект коррекционно-развивающего занятия "Волшебная страна"
Цель занятия: помочь детям справится с переживаниями, которые препятствуют их адаптации и социализации в образовательной среде, и оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции психич...
Конспект коррекционно-развивающего занятия «Волшебное спасение Доброты»
Данное занятие проводится в кабинете педагога-психолога или в помещении детского сада, в котором участники могут свободно передвигаться и располагаться. Имеет четкую структуру: вхождение в ситуацию (п...
Психолого-педагогическая коррекционно-развивающая деятельность: НОД «Радость и доброта у каждого своя»(С элементами арттерапии )
Аннотация: Конспект коррекционно-развивающей деятельности направлен на формирование у детей представлений о радости, дружбе, милосердии, взаимопомощи, развитие эмпатии, формированию рефлексии....
Конспект коррекционно-развивающего занятия "Волшебное яблоко"
Социально-коммуникативная готовность ребенка к школе формируется путем формированию коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстником, развития умения анализировать дейст...
Интегрированное коррекционно-развивающее занятие "В поисках кольца доброты"
Занятие с элементами квеста для детей с ограниченными возможностями здоровья, направленное на развитие эмоционально-волевых и познавательных качеств....
Конспект коррекционно-развивающего занятия «Волшебный круг»
Конспект коррекционно-развивающего занятия «Волшебный круг»Цель: повысить эмоционально-личностное благополучие детей через направленное рисование.Задачи:·...