Конспект коррекционно-развивающего занятия "Волшебное яблоко"
план-конспект занятия по психологии (подготовительная группа)
Социально-коммуникативная готовность ребенка к школе формируется путем формированию коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстником, развития умения анализировать действия, мотивы поступков людей, развитию сотрудничества у детей при решении познавательных, творческих задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_volshebnoe_yabloko.docx | 29.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект коррекционно-развивающего занятия
Тема: «Волшебное яблоко»
Коррекционно-развивающая деятельность осуществляется по программе «Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет», авторы: Куражева Н. Ю., Козлова И. А.
Методы, приемы, технологии, используемые в ходе мероприятия: сказкотерапия, элементы арт-терапии, психогимнастика, нейроупражнения, мнемотехника, коммуникативная игра, пальчиковая игра, рефлексия.
Планируемый результат (рефлексия): изменение взгляда ребенка на мир и отношения к окружающим, осознание и контролирование своих влечений к чужим вещам, формирование внутреннего плана действий (саморегуляция).
Рекомендации по использованию данного конспекта в других ОУ:
Данное занятие может быть использовано с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке их к обучению в школе, а также в ситуации актуальной для группы темы воровства.
Цель: Способствовать формированию коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстником.
Задачи:
- Развитие умения анализировать действия, мотивы поступков персонажей.
- Способствовать развитию сотрудничества у детей при решении познавательных, творческих задач.
- Развитие умения определять эмоцию и находить ее изображение (пиктограмма).
- Развитие навыков саморегуляции.
- Развитие внимания, памяти, мышления (умения выделять главное, систематизировать «анализ-синтез»), воображения.
- Развитие мелкой моторики.
Оборудование для педагога
Коврик «Подсказка», желтая веревка (3м), объемная разрезная картинка «красное яблоко» (9 частей), мольберт с формулой эмоций, ширма, персонажи сказки, пиктограмма «Стыд», набор карточек с черно-белым изображением героев сказки, магнитофон, релаксационная музыка, контурное изображение яблока, цветной песок
Оборудование для воспитанников
Набор сигнальных карточек с эмоциями, Pop-it, цветные карандаши, бланки с заданиями.
Содержание
I Вводная часть – мотивация, постановка проблемы
- Приветствие «Добрый день»
Дети с психологом стоят в кругу, сначала протягивают правую руку соседу справа, затем левую, берутся за руки.
Психолог:
- Здравствуйте ребята, я рада вас видеть. Давайте поздороваемся друг с другом
Добрый день- тебе сказали,
Добрый день- ответил ты,
Как две ниточки связали красоты и доброты.
- Упражнение «Фонарик»
Дети стоят в круге с психологом, по очереди пожимают руку соседу справа.
- Ребята, в нашей Лесной школе еще темно, давайте поможем ребятам- зверятам, зажжем им фонарик. Я предам искру добра, тепла и света … (имя ребенка находящегося справа), он передаст ее… (имя ребенка). Когда психолог получает искру «фонарик зажигается», дети поднимают руки вверх.
- Молодцы, спасибо! А что же ежик? Он тоже спешит.
3. Упражнение «Ежик»
Дети в круге повторяют движения за психологом в соответствие с ритмом стихотворения.
Ёжик выбился из сил, (пустили руки вниз, расслабились)
Яблоки, грибы носил,
Мы потрем ему бока, (потираем бока вверх, вниз)
Надо их размять слегка,
А потом почешем брюшко, (потираем животики)
Пощекочем возле ушка. (растираем ушки)
А потом погладим ножки, (гладим ножки)
Чтобы отдохнул немножко.
Ёж по тропке убежал, (ходьба на месте)
Нам «Спасибо» пропищал. (говорим «Спасибо»)
- Молодцы, ребята! А что же произошло в нашей Лесной школе? Хотите узнать? Чтобы попасть в Лесную школу, давайте посмотрим на наш коврик «Подсказку»
II Основная часть
- Мини-квест «Коврик «Подсказка»
Дети подходят к коврику «Подсказке» (коврик представляет собой фланелиграф А3, разделенный на три столбика, два ряда. На верхнем этаже три схемы: 1. перепутанные животные в черно-белом изображении ( главные герои сказки), 2. Заштрихованный черно -белый прямоугольник (предмет из сказки) 3. Недорисованная пиктограмма эмоции (эмоция в сказке ). На каждом занятии детям дается задание на определение главных героев, предмета и эмоции, которая будет соответствовать тому, что произошло в школе.)
Задание « Отгадай Главного героя»
- Что вы видите? (В столбике «главные герои» синий кружок)
- Где еще вы его видите? (на столе)
- Давайте узнаем, кто сегодня будет главным героем.
Дети подходят к столу с синим кружком и выполняют задание.
На листе изображено три ряда, в каждом по четыре изображения героев сказки.
- Какой герой сказки есть и в 1м, и во 2м, и в 3 ряду? (волчонок и лисенок)
Психолог выдает изображение волчонка и лисенка, дети прикрепляют к коврику-подсказке.
Задание «Отгадай предмет»
- Что вы видите на коврике еще? (красный кружок)
- Есть ли еще такой же кружок в нашей комнате? (стол, на котором закрыты кубики с разрезной картинкой красного яблока)
-Перед тем, как выполнить задание, отгадайте, пожалуйста загадку
Круглое, румяное
С дерева достану я
На тарелку положу,
Кушай, мамочка, скажу. (яблоко)
- соберите картинку.
- Что получилось? (красное яблоко)
Дети получают картинку с изображением красного яблока и прикрепляют его к коврику.
Задание «Отгадай эмоцию»
- Ребята, что еще нам надо отгадать? (Какая эмоция будет в сказке)
- Как мы сможем это сделать? (найти, где изображен желтый кружок и выполнить задание.)
(На маркерное доске прикреплены две недорисованные эмоции, детям надо «соединить их мысленно» и нарисовать то, что получилось.)
- Ребята, что здесь нарисовано? (2 эмоции не дорисованы)
- Как вы думаете, что надо с этим сделать? (сложить)
- Кому вы доверите, нарисовать то, что получится, если сложить эти два изображения?
Ребенок рисует.
- Посмотрите, у меня такая же? Что это за эмоция? Как выглядит человек, которому стыдно? (Глаза опущены, плечи опущены, красные щеки…)
Психолог выдает пиктограмму, которую дети прикрепляют к коврику.
- Давайте посмотрим на коврик. Мы все отгадали? Вам интересно, что же произошло в Лесной школе? (да)
Тогда в путь.
Проход в Лесную школу.
Дети встают, прижавшись друг к другу плечом, взявшись за руки. Мелкими, приставными шагами боком идут по желтой веревке, скрученной в виде петли на полу, проговаривая слова:
- Кто друга в пути не потеряет, тот в Лесную школу попадает.
- Сказка «Волшебное яблоко»
Дети садятся за столы согласно зрительным особенностям. На центральном столе открывается ширма с персонажами сказки.
Психолог: «Сейчас я расскажу и покажу вам продолжение нашей сказки.»
В Лесной школе на завтрак давали вкусные, сочные красные яблоки. Все ребята-зверята яблоки съели, а Волчонок положил свое в портфель: «Моя мама очень любит сладкие фрукты. Угощу свою мамочку» — подумал Волчонок.
Когда закончились уроки, ученики стали укладывать в портфель книжки и тетрадки. Волчонок, положив книжки, решил полюбоваться подарком для мамы. Но где же яблоко? Он стал искать его в портфеле, в парте, около парты. Нигде нет! Со слезами на глазах Волчонок спрашивал у своих друзей: «Вы не видели мое яблоко?»
— Нет!
— Нет! Нет! Не видели! — отвечали ученики. Волчонок заплакал. Это заметил Учитель-Еж.
— Что случилось? — спросил он.
— Пропало яблоко, — ответили ребята.
— Я его. хотел. маме. подарить. Она очень любит, — всхлипывал Волчонок. Еж понял, в чем дело:
— Да, плохо, что кто-то яблоко взял и съел. Но еще хуже, что яблоко-то было не простое, а волшебное. Да, да! Оно ведь было приготовлено для мамы в подарок от чистого сердца. А тот, кто такое яблоко съест, тот ослепнет, оглохнет и у него отвалится хвост.
Звери с испугом смотрели то на Учителя, то друг на друга.
— Что? Что? — спросил Лисенок. — Подойдите поближе, я плохо вижу! У меня хвост еще не отвалился? Это я съел яблоко.
Все ребята-зверята поняли, что это сделал Лисенок. Они были рады, что он сознался.
А Лисенок плакал. Ему было очень стыдно.
— Прости меня. Волчонок! Я очень люблю такие сладкие фрукты. Не удержался, — сказал Лисенок.
Волчонок простил друга.
На следующий день в Лесной школе на завтрак давали оранжевые, вкусно пахнущие апельсины. Лисенок очень их любил. Он понюхал свой апельсин, потрогал упругую кожицу и протянул Волчонку:
— Это для твоей мамы!
— А ты? — спросил Волчонок.
— Я потерплю, — прошептал Лисенок. Волчонок положил апельсин в портфель для мамы. А свой завтрак разделил поровну. Одну половину апельсина взял себе, а вторую отдал другу.
После того, как дети прослушали сказку, ведущий просит их поделиться впечатлениями от услышанного. У детей на столах наборы с сигнальными карточками- эмоциями.
- Понравилась вам сказка?
- Какое настроение было у ребят в начале? Покажите. (радостное)
- Что случилось в школе?
- Когда волчонок не нашел яблоко, что он почувствовал. Покажите. (расстроился)
- Почему лисенок взял чужое яблоко? (Лисенок украл чужое яблоко, потому что не удержался, он очень их любил)
- Какое чувство испытал лисенок? Покажите. (стыд)
- Хорошо ли он поступил? Почему?
- Как он исправил ситуацию? (отдал свой апельсин волчонку)
- Что сделал волчонок? (простил)
- Какое настроение у героев сказки стало после того, как друзья помирились?
- Как бы вы поступили на месте волчонка, лисенка?
- В жизни, как и в Лесной школе случаются разные ситуации, очень важно уметь… как вы думаете что? (Держать себя в руках, когда что то хочется взять чужое, признавать свою вину, просить прощение, прощать).
6. Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин»
- Ежик нам тоже приготовил задания, перед тем как их выполним, приготовим наши пальчики
Мы делили апельсин
(левая рука в кулачке, правая её обхватывает)
Много нас – а он – один
Эта долька – для ежа
(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)
Эта долька – для чижа
Эта долька – для котят
Эта долька - для утят
Эта долька - для бобра
А для волка – кожура!
(встряхиваем обе кисти)
7. Игра «Правая-хлопок-левая»
Каждому ребенку выдается пупыт.
- Ребята, начинаем по моему сигналу «колокольчик» хлопать кружочки. С верхнего ряда слева направо. Сначала указательным пальцем правой руки верхний ряд, как только закончили верхний ряд, хлопок руками, левым указательным пальцем второй ряд и так далее. Кто прохлопает все кружочки, поднимет две руки вверх. Молодцы.
8. Упражнение «Вкусные яблочки».
Каждому ребенку выдается бланк.
- Лисенок принес для всех учеников вкусные яблоки и не только. … Обведите все яблоки красным цветом, все мячики – зеленым
9. Упражнение «Волшебное яблоко»
- Ребята, ежик предлагает нам сделать «волшебное яблоко» для вашей группы.
Дети по очереди подходят к столу, на котором лежит контурное изображение яблока, намазанного клеем, берут из контейнеров цветной песок и под музыку сыпят песок на изображение.
- Как вы думаете, почему оно волшебное? (напоминает о том, как можно выходить из трудных ситуаций)
III Заключительная часть
10. Рефлексия «Интервью».
Сорока- Белобока из Лесных новостей, хочет узнать, как прошло сегодня занятие у нас. Психолог передает микрофон детям, задает вопросы.
- Какое настроение у вас?
- Понравилась ли сказка?
- Кто был главным героем?
- Какое настроение было у главных героев?
- Какое задание больше всего понравилось?
Перед тем как нам расстаться
И уйти всем по домам,
Хочется мне попрощаться,
Пожелав при этом вам,
Чтобы добрыми вы были,
Слов волшебных не забыли,
Чтобы добрыми словами
Говорили вы с друзьями.
Расстаемся мы сейчас,
Добрый путь вам! В добрый час!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционно-развивающего занятия психолога в старшей логопедической группе с применением утилиты "Несколько мышей" и с использованием лексичекой темы "Транспорт"
Одно занятие из цикла "Несколько мышей" в логопедической группе с использованием лексических тем, изучаемых в данный период....
Конспект коррекционно-развивающего занятия "Зимний день"
Конспект коррекционно-развивающего занятия «Зимний день» Лексическая тема: Зима (признаки, одежда) Цель: развитие мелкой моторики, мышления, навыков рефлексии. 1. Ритуал прив...
Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста с поведенческими проблемами «Волшебный цветок»
Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с поведенческими проблемами "Волшебный цветок", цель: коррекция двигательной расторможенности, агрессивных проявлений, психического напряжения, раз...
Конспект коррекционно-развивающего занятия "Скоро в школу"
Занятие для детей старшего дошкольного возраста, с нарушениями в развитии внимания и эмоционально-волевой сферы. В занятие представлены упражнения направленные на развитие переключения, концентрации,...
Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Здравствуй, Зимушка-Зима!Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНРЗдравствуй, Зимушка-Зима!Цель: развивать навыки сотрудничества, доброжелательн...
Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Развивающие игры»
Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста "Развивающие игры"...
Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия Тема: «Яблоки в саду»
Участники коррекционно-развивающего занятия: воспитанники группы компенсирующей направленности с расстройствами аутистического спектра и общим недоразвитием речи первого уровня. Понимание обращенной р...