«Системно-деятельностный подход к формированию представлений о величине» (из опыта работы)
статья
Цель системно-деятельностного подхода к организации воспитательно- образовательного процесса – воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности, т. е. активно участвующего в сознательной деятельности. Системно-деятельностный подход к воспитательно-образовательному процессу позволяет создать условия, в которых дети выступают активными участниками образовательной деятельности, учатся самостоятельно добывать знания и применять их на практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistemno_deyat_podhod.docx | 17.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 17 г. Новокуйбышевск г.о. Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Алёнушка»
Сообщение к методическому совету «Системно-деятельностный подход к формированию представлений о величине» (из опыта работы)
Воспитатель:
Терентьева Н.В.
Новокуйбышевск,2020
Цель системно-деятельностного подхода к организации воспитательно- образовательного процесса – воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности, т. е. активно участвующего в сознательной деятельности. Системно-деятельностный подход к воспитательно-образовательному процессу позволяет создать условия, в которых дети выступают активными участниками образовательной деятельности, учатся самостоятельно добывать знания и применять их на практике.
В дошкольном возрасте дети могут усвоить относительно широкий круг взаимосвязанных знаний о множестве и числе, форме и величине, научиться ориентироваться в пространстве и во времени.
Представления о величине предметов являются важной составляющей частью математических представлений у детей дошкольного возраста. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей название необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними. Это оказывает существенное влияние на формирование у детей более полных знаний об окружающей действительности.
Осознание величины предметов положительно влияет на умственное развитие ребенка, так как связано с развитием способности отождествления, распознавания, сравнения, обобщения, подводит к пониманию величины как математического понятия и готовит к усвоению в школе соответствующего раздела математики.
Содержание понятия «величина» и её свойства.
Все дошкольные программы математического образования традиционно включают знакомство детей с величинами. Сегодня я хотела бы поделиться опытом работы по формированию представлений о величине по методическому пособию «Игралочка-ступенька к школе».
Заниматься по парциальной программе «Игралочка» я начала со второй младшей группы.
В первой части для детей разработаны начальные темы знакомства с величиной. В первом учебном полугодии рассматриваются и изучаются 4 занятия «Цвет и размер». Дошкольникам предлагается рассмотреть матрешек, уточнить, чем они отличаются друг от друга (цвет, размер), предложить пойти к ним в гости на чай. В другом занятии детям предлагают угостить зверей апельсинами (на столах накрыты разные тарелочки, необходимо разложить на тарелки апельсины (большой мышке-большой апельсин, мышке поменьше-маленький). Предновогоднее занятие увлекает ребят приятными хлопотами: им нужно украсить елку шарами, разложить шары по коробкам, в соответствии с цветом и размером.
Далее идет закрепление тем «Цвет, форма, размер»-3 занятия. Детям предлагается раскрасить флажки, одинаковые по размеру одним цветом, а по форме другим; разложить пуговицы для зверей на столы; раскрасить окошки одинаковой формы и размера.
Основные задачи первого года обучения по программе (по блоку величина): развивать умение узнавать и называть размер предмета (самый большой, поменьше, самый маленький); определять величину предметов контрастных размеров (большой – маленький, длинный – короткий, высокий –
низкий, широкий – узкий.
В группе среднего возраста детям предлагается сравнивать предметы по ширине и длине способом наложения друг на друга (выбрать зайчику короткую дорожку). Дошкольники учатся сравнивать предметы по высоте-необходимо поставить предметы на ровную поверхность рядом друг с другом (сравнить домики по высоте).
Основные задачи второго года обучения по программе (по блоку величина): развивать умение непосредственно сравнивать предметы по длине,
ширине, высоте, толщине; раскладывать до 5 предметов в возрастающем
порядке, выражать в речи соотношение между ними.
В старшем дошкольном возрасте дети рассматривают свойства предметов и выключают в систему знаний новые символы ( маленький, большой). Дошкольники учатся измерять длину предметов с помощью пядей, счетных палочек (измеряют высоту елочки, длину поводка для собак); сравнивают и измеряют предметы по объему стаканами.
Основные задачи третьего года обучения по программе (по блоку величина): развивать умение измерять длину, высоту предметов с помощью
условной мерки; формировать представление о непосредственном сравнении сосудов по объему (вместимости); об измерении объема сосудов с помощью мерки.
В подготовительной к школе группе дошкольники начинают измерять объем с помощью кубиков; пробуют измерять площадь (ставят заплатки на коврики); измеряют длину, ширину, высоту с помощью линейки.; сравнивают предметы по массе (на весах сравнивают арбуз и яблоко).
Основные задачи четвертого года обучения по программе (по блоку величина): совершенствовать умение измерять длину, высоту, ширину, а также объем (вместимость) с помощью условной мерки; познакомить со способами сравнения по площади и массе и способами их измерения с помощью условной мерки; формировать представление о необходимости единой мерки при сравнении величин; знакомить с некоторыми общепринятыми некоторых величин (сантиметр, литр, килограмм).
Все занятия по формированию представлений о величине проводятся в технологии «Ситуация».
Структура проведения занятия отличается в разных возрастных группах, но обязательным условием является включение физкультминутки, динамической паузы.
В структуре занятия в младшем возрасте используется основной метод-игровая мотивация.
В средней группе и до подготовительной включительно ход занятия включает следующие этапы:
1)Введение в ситуацию.
2)Актуализация знаний.
3)Затруднение в ситуации
4)Открытие нового знания.
5)Включение нового знания в систему знаний.
6)Осмысление (итог) занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности формирования представлений о величине у детей младшего дошкольного возраста
Консультация для воспитателей д/с...
«Формирование представлений о величине предметов в старшей группе»
Формирование у детей понятия о величине является ключевым компонентом в усвоении элементарных математических представлений. Целью ознакомления дошкольников с понятием величина является расширени...
Конспект интегрированного НОД на формирование представления о величине в младшей группе.
Образовательные области: познавательная, художественно-эстетическая, речевое развитие, физическая культура.Цель. Учить подбирать предметы по тождеству, помогать называть величину предметов.Задачи.Обра...
"Формирование представлений о величине у детей 5-го года жизни"
Занятия по развитию предсталений о величине предметов с детьми 5-го года жизни....
«Системно - деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками (из опыта работы)»
Суть воспитания, с точки зрения системно - деятельностного подхода, заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослого. опыт использован...
игры и упражнения на формирование представлений о величине у детей третьего года жизни
игры и упражнения по формированию элементарных математических представлений у детей третьего года жизни...
Особенности формирования представлений о величине у детей старшего возраста
Особенности формирования представлений о величине у детей старшего возраста...