Технология системно – деятельностно-го подхода «Ситуация» (Л.Г. Петерсон)
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Мероприятие по реализации образовательной области «Речевое развитие» с применением технологии «Ситуация» (Л. Г. Петерсон) на тему «Сказка в зимнем лесу»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_skazka_v_zimnem_lesu.docx | 32.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 14»
Конспект открытого мероприятия
по реализации образовательной области «Речевое развитие»
с применением технологии «Ситуация» (Л. Г. Петерсон)
на тему «Сказка в зимнем лесу»
Автор:
Воспитатель первой квалификационной категории
Карасева Елена Анатольевна
г. Зима, 2022 год
Форма работы: подгрупповая (5 детей)
Возраст детей: 3-4 года.
Время реализации: 10-15 мин.
Образовательная область: речевое развитие в интеграции с художественно-эстетическим, социально-коммуникативным развитием, физическим развитием.
Вид детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, игровая, двигательная.
Цель: создание условий для развития диалогической речи.
Задачи:
Образовательные: учить детей связно, последовательно отвечать на вопросы воспитателя.
Развивающие: развивать речевую активность детей, память, мышление, воображение, умение вступать в диалог, стремления драматизировать на несложные сюжеты сказок.
Воспитательные: воспитывать интерес детей и заботливое отношение к окружающему миру природы, бережное отношению к животным.
Методические приемы:
1. Наглядные - наблюдение, использование ИКТ (аудиозапись), рассматривание иллюстраций.
2. Словесные – мотивация, беседа, чтение художественной литературы.
3. Практические – физкультминутка, дидактическая игра, драматизация.
Способы организации детей: стоя, сидя на пеньках.
Оборудование: аудиозапись «Волшебная музыка», сундучок, загадки, рукавичка, маски на каждого персонажа сказки, изготовление декораций в соответствии со временем года (елочки в снегу), пальчиковая кукла (собачка), пенечки, иллюстрация к сказке «Рукавичка».
Словарная работа: Мышка – маленькая, серая, голос тонкий. Заяц — маленький, трусливый, ушки длинный, шубка белая. Волк — злой, зубастый, рычит. Медведь — большой, голос грубый. Лиса — рыжая, хвост пушистый, хитрая. Зима - холодная, морозная, снежная, волшебная.
Предварительная работа: чтение сказки « Рукавичка», знакомство с лесными жителями (дикие животные), пальчиковая гимнастика, разбор и заучивание новых слов – мышка - норушка, зайчик – побегайчик, лисичка - сестричка, волчок - серый бочок, косолапый медведь, драматизация сказки «Рукавичка », отгадывание загадок.
Наблюдение за погодными явлениями зимой. Рассматривание картин по теме
«Зима», « Дикие животные». Дидактические игры « Кто по лесу идет», « Найди пару».
Планируемые результаты:
- у детей активизируется интерес к чтению художественной литературы, драматизации.
Ожидаемые трудности: в ходе образовательной деятельности дети могут испытывать затруднения при концентрации внимания, с учетом данного возраста.
Ход занятия
1 этап работы: Введение в игровую ситуацию
(Дети входят в зал, оформленный в виде зимнего леса. Присаживаются на ковер, неподалеку от леса. Воспитатель показывает руку, на которой надета варежка, читает стихотворение Н. Саконской «Где мой пальчик?»).
Воспитатель: Здравствуйте ребята, я вам сейчас прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушайте.
Маша варежку надела.
Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал!
Маша варежку сняла.
— Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь — и найдешь.
Здравствуй, пальчик! Как живешь?
Воспитатель: «Какой теплый домик для пальчиков! Покажите, сколько их у вас?» (ответы детей)
Воспитатель: «Как много, и все помещаются в маленькую варежку. А если пальчик, как у Маши, заблудится, все равно окажется в варежке» с остальными пальчиками-друзьями.
Дети, на что мы надеваем варежку? (ответы детей)
Воспитатель: «Правильно, на руку. Поэтому как еще можно назвать варежку - «рукавичка».
2 этап работы: актуализация знаний
Дидактическая игра «Какая рукавичка»
(Педагог помогает детям с помощью наводящих вопросов подобрать слова - прилагательные к существительному «рукавичка»)
Воспитатель: «Ребята, посмотрите, если рукавичка имеет цвет снега, значит она... Какая? Дети: «Белая»
Воспитатель: «В этой рукавичке пальчикам не холодно, значит она... Какая?»
Дети: «Теплая»
Воспитатель: «Ребята, потрогайте рукавичку и скажите какая она на ощупь» (Дети называют все качества рукавички: белая, теплая, мягкая).
3 этап работы: затруднение в игровой ситуации
Воспитатель: «Ребята я сегодня, когда шла в детский сад нашла эту рукавичку. ( Воспитатель обращает внимание детей на варежку).
Воспитатель: «Это не ваша?» (ответы детей).
Воспитатель: «Точно не ваша?» (ответы детей)
Воспитатель: «Так это, наверно, варежка из сказки « Рукавичка».
- Ребята, мы с вами знаем сказку про рукавичку? (Ответы детей)
(Воспитатель показывает детям иллюстрации к сказке).
Воспитатель: «Наша рукавичка осталась без хозяина, беда! Заблудилась, потерялась, что же делать рукавице?...» (ответы детей)
Воспитатель: «Ребята, поможем рукавичке вернуться в свою сказку и найти хозяина?» (ответы детей).
4 этап работы: «Открытие» детьми нового знания (способа действий)
Воспитатель: «Дети посмотрите, где мы с вами находимся? (ответы детей)
Воспитатель: «Проходите ребята к зимнему лесу»
Воспитатель: «Скажите, кто живет в лесу?» (ответы детей).
Воспитатель: «В лесу настоящая зима. Кругом так красиво. Скажите, зима она какая?» (ответы детей).
Воспитатель: «Во что можно поиграть в зимнем лесу?» (ответы детей)
Воспитатель: «Чтобы поиграть в снежки, надо слепить снежок, давайте вместе с вами слепим снежок »(ответы детей).
Физминутка «Снежок»
Раз, два, три, четыре, (поднимают руки вверх, вниз)
Мы с тобой снежок слепили. («Лепят», меняя положение ладоней.)
Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг, сжимая ладони вместе, гладят одной ладонью другую).
И совсем-совсем не сладкий. (Грозят пальчиком.)
Раз — подбросим. (Подбрасывают воображаемый снежок, смотрят вверх.)
Два — поймаем. (Приседают, ловят воображаемый снежок.)
Три — уроним. (Встают, роняют воображаемый снежок.)
И... сломаем. (Топают.)
Сюрпризный момент - появление сундучка
(Воспитатель подводит детей к ели, где стоит сундучок)
Воспитатель: «Ой, ребята, смотрите, между елочками что – то лежит. Что это?» (Обращает внимание детей на сундучок, который находится в лесу).
Воспитатель: «Мы по-настоящему попали в сказку, посмотрите, какой волшебный сундучок появился. Нас привела к нему рукавичка. Интересно, что же у нас в сундучке? А в сундучке ребята звери, которые живут в лесу? А какие мы сейчас узнаем… Вы готовы отгадывать загадки?» (ответы детей)
Воспитатель: «Тогда садитесь на пенечки»
(Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают, воспитатель демонстрирует диких животных, доставая с сундука).
Воспитатель: «Пи, пи, пи - она сказала,
Сразу в норку убежала.
Что же это за малышка?
Это маленькая…»
Дети: «Мышка».
Воспитатель: «А какая мышка?» (ответы детей).
Воспитатель: «В сказке «Рукавичка» была мышка? (Ответы детей)
Воспитатель: «Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку»
Дети: «Заяц».
Воспитатель: «А какой заяц?» (ответы детей)
Воспитатель: «В сказке «Рукавичка» был заяц? (Ответы детей)
Воспитатель: «Таисия, покажи, как прыгает заяц» (ребенок имитирует зайца)
Воспитатель: «Молодец, присаживайся»
Воспитатель: «Слушайте следующую загадку,
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост - краса
Кто это?»
Дети: «Лиса!»
Воспитатель: «Какая лиса?» (ответы детей)
Воспитатель: «В сказке «Рукавичка» была лиса? (Ответы детей)
Воспитатель: «Он по лесу всё время рыщет,
И в кустах кого - то ищет.
Слышно, он зубами щёлк,
Угадай, кто это …»
Дети: «Волк»
Воспитатель: «Какой ребята волк, как он рычит?» (ответы детей)
Воспитатель: «В сказке «Рукавичка» был волк? (Ответы детей)
Воспитатель: «Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну - ка, кто же назовет?»
Дети: «Медведь»
Воспитатель: «Какой ребята медведь?» (ответы детей)
Воспитатель: «В сказке «Рукавичка» был медведь?» (ответы детей)
Воспитатель: «Все эти звери живут в одной сказке. В какой?» (ответы детей).
Воспитатель: «Правильно ребята в волшебном сундучке оказались герои сказки «Рукавичка» (Воспитатель показывает иллюстрацию к сказке)
5 этап работы: включение нового знания в систему знаний ребенка
Воспитатель: «Посмотрите, какие красивые у меня есть маски, выберите себе героя сказки» (дети выбирают себе героя, надевают маски)
Воспитатель: «А теперь давайте вспомним, с чего началась сказка «Рукавичка»
( драматизация сказки).
Воспитатель: «Шел дед лесом, а за ним бежала собачка. Шел дед, шел да обронил рукавичку. Кто первым из зверей нашел ее?»
Дети: «Рукавичку увидела мышка.
Воспитатель: «И влезла в эту рукавичку, говорит
- Тут я буду жить»
Воспитатель: «Алина (выбрала мышку) покажи, как мышка нашла рукавичку» (Ребенок изображает мышку……)
Воспитатель: «Потом кто заметил рукавичку?»
Дети: «Рукавичку заметил заяц»
Воспитатель: «Таисия, покажи, как заяц нашел рукавичку» (Ребенок изображает зайца…)
Воспитатель: «Прыг - прыг и спрашивает: - Кто, кто в рукавичке живет?
Ребенок: «Я мышка-норушка.
Воспитатель: «А ты кто?»
Ребенок - « Я зайчик - побегайчик»
Воспитатель: «Пусти и меня! Иди!»
Воспитатель: «Вот их уже двое»
Воспитатель: «Третья прибежала к рукавичке лиса: « Кто, кто в рукавичке живет?»
Дети: «Мышка — норушка, да зайчик — побегайчик.»
Воспитатель: «А ты кто?»
Ребенок: «А я лисичка-сестричка»
Воспитатель: «Пустите и меня! Вот их уже трое сидит. Прибежал к рукавичке волк - Кто, кто в рукавичке живет?»
Дети: « Мышка — норушка, зайчик — побегайчик да лисичка-сестричка.
Воспитатель: «А ты кто?»
Ребенок: «А я волчок — серый бочок»
Воспитатель: «Пустите и меня! Иди! Влез и этот. Уже стало их четверо. Прибежал к рукавичке медведь: «Кто, кто в рукавичке живет?»
Дети: «Мышка — норушка, зайчик — побегайчик, лисичка-сестричка, волчок — серый бочок. А ты кто?»
Ребенок: « Я медведь косолапый»
Воспитатель: «Пустите и меня!»
Воспитатель: « Как же мы тебя пустим? Ведь и так тесно. Иди уж, только с краешку!
Влез и этот. Пятеро стало, да так тесно, что рукавичка того и гляди, разорвется.
А тем временем дед хватился — нет рукавички. Он тогда вернулся искать ее. А собачка вперед побежала. Бежала, бежала, смотрит — лежит рукавичка и пошевеливается. Собачка тогда: (пальчиковая кукла)
— Гав-гав-гав!
Звери испугались, из рукавички вырвались — да врассыпную по лесу» (Дети разбегаются)
Воспитатель: «Ребята мы в сказочном зимнем лесу стали героями сказки и вернули рукавичку в сказку»
6. Этап работы: осмысление содержания
Воспитатель: «Вам понравилось в зимнем сказочном лесу?» (ответы детей)
Воспитатель: « В какую сказку мы попали?» (ответы детей)
Воспитатель: «Кто прогнал зверей из их домика – рукавички?» (ответы детей).
Воспитатель: «Звери все разбежались по лесу. Как вы думаете, им холодно в лесу? (ответы детей).
Воспитатель: «Давайте поможем зверям и сделаем для каждого свой домик – рукавичку. Но сделаем мы домик – рукавичку, когда вернемся в детский сад. Вы согласны?» (ответы детей)
Воспитатель: «Слышите, вьюга начинается нам пора возвращаться в детский сад.
А поможет нам вернуться в детский сад « Волшебная снежинка»
Если как снежинка покружиться, То можно в детском саду очутиться! (Дети, закрывают глаза, звучит мелодия метели, воспитатель дотрагивается до каждого ребенка снежинкой.
Дети открывают глаза)
Воспитатель: «Вот и закончилось наше путешествие. Давайте пройдем в группу»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта (технология системно-деятельностного подхода, автор Петерсон Л.Г.) Вид деятельности познавательно-исследовательская Тема: Промысловые рыбы Байкала
Цель:Создать условия для способствования развития экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой и животным миром Прибайкальяорганизовать деятельность детей...
Технологическая карта(технология системно-деятельностного подхода, автор Петерсон Л.Г.) Вид деятельности: коммуникативная
Тема: "-Викторина- что мы знаем о Байкале"Цель: Создать условия для закрепления знаний детей об озере Байкал,его многообразии его рыбного богатства, об эндемиках голомянке и нерпе,особ...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ №1 (технология системно - деятельностного подхода) Группа ___средняя_Стайка снегирей на ветках рябины.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ №1(технология системно - деятельностного подхода)Группа ___средняя_ Тема ОССтайка снегирей на ветках рябины.Культурна практикаПознавательно-исследов...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ №1 (технология системно - деятельностного подхода) Группа ___средняя_ Узнай о себе, воздушный шарик.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ №1(технология системно - деятельностного подхода)Группа ___средняя_ Тема ОСУзнай о себе, воздушный шарик.Культурна практикаПознавательно-исследовате...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ (технология системно - деятельностного подхода, автор Петерсон Л.Г.) Группа __подготовительная_________________________________ Тема ОС Решение задач на сложение и вычитания Культурна практика Познавательн
Создать условия для формирования умения детей составлять задачи Закреплять умения измерять объем жидких веществ с помощью условной мерыРазвивать умения ориентироваться на листе бумаги в клеткуВос...
Технологическая карта занятия для детей старшего возраста по технологии деятельностного подхода "Ситуация" Л.Г. Петерсон "Мой край - моя малая Родина"
Технологическая карта занятия для детей старшего дошкольного возрастаПодготовила: воспитатель МБДОУ г.Иркутска детского сада №31 Петрушева Инга АнатольевнаТема занятия: «Мой край &nd...
Технология системно – деятельностного подхода «Ситуация» (Л.Г. Петерсон)
Развивать познавательную самостоятельность, мыслительные и творческие способности детей, воспитывать активную творческую личность, формировать умение сравнивать, обобщать, делать выводы....