Технология системно – деятельностно-го подхода «Ситуация» (Л.Г. Петерсон)
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Карасева Елена Анатольевна

Мероприятие по реализации образовательной области «Речевое развитие» с применением технологии «Ситуация» (Л. Г. Петерсон) на тему «Сказка в зимнем лесу»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_skazka_v_zimnem_lesu.docx32.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 14»

Конспект открытого мероприятия

по реализации образовательной области «Речевое  развитие»

с применением технологии «Ситуация» (Л. Г. Петерсон)

на тему «Сказка в зимнем лесу»

                                                                                                                       Автор:

                                                                                                 Воспитатель первой квалификационной категории

 Карасева Елена Анатольевна                                                                                                                          

г. Зима, 2022 год

Форма работы: подгрупповая (5 детей)

Возраст детей: 3-4 года.

Время реализации: 10-15 мин.

Образовательная область: речевое развитие в интеграции с художественно-эстетическим, социально-коммуникативным развитием, физическим развитием.

Вид детской деятельности:  коммуникативная, восприятие художественной литературы, игровая, двигательная.

Цель: создание условий для  развития диалогической речи.

Задачи:

Образовательные: учить детей связно, последовательно отвечать на вопросы воспитателя.

Развивающие: развивать речевую активность детей, память, мышление, воображение, умение вступать в диалог, стремления драматизировать на несложные сюжеты сказок.

Воспитательные: воспитывать интерес детей и заботливое отношение к окружающему миру природы, бережное отношению к животным.

Методические приемы:

1. Наглядные - наблюдение, использование ИКТ (аудиозапись), рассматривание иллюстраций.

2. Словесные – мотивация, беседа,  чтение художественной литературы.

3. Практические – физкультминутка, дидактическая игра, драматизация.

Способы организации детей:  стоя, сидя на пеньках. 

Оборудование: аудиозапись «Волшебная музыка», сундучок, загадки, рукавичка,  маски на каждого персонажа сказки, изготовление декораций в соответствии со временем года (елочки в снегу), пальчиковая кукла (собачка), пенечки, иллюстрация к сказке «Рукавичка».

 Словарная работа: Мышка – маленькая, серая, голос тонкий. Заяц — маленький, трусливый, ушки длинный, шубка белая. Волк — злой, зубастый, рычит. Медведь — большой, голос грубый. Лиса — рыжая, хвост пушистый, хитрая. Зима - холодная, морозная, снежная, волшебная.

Предварительная работа: чтение сказки « Рукавичка», знакомство с лесными жителями (дикие животные), пальчиковая гимнастика, разбор и заучивание новых слов – мышка - норушка, зайчик – побегайчик, лисичка - сестричка, волчок - серый бочок, косолапый медведь, драматизация сказки «Рукавичка », отгадывание загадок.

Наблюдение за погодными явлениями зимой. Рассматривание картин по теме

«Зима», « Дикие животные». Дидактические игры « Кто по лесу идет», « Найди пару».

Планируемые результаты:

- у детей активизируется интерес к чтению художественной литературы, драматизации.

Ожидаемые трудности: в ходе образовательной деятельности дети могут испытывать затруднения при концентрации внимания, с учетом данного возраста.

Ход занятия

1 этап работы: Введение в игровую ситуацию

(Дети входят в зал, оформленный в виде зимнего леса. Присаживаются на ковер, неподалеку от леса. Воспитатель показывает руку, на которой надета варежка, читает стихотворение Н. Саконской «Где мой пальчик?»).

Воспитатель: Здравствуйте ребята, я вам сейчас прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушайте.

Маша варежку надела.

Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал!

Маша варежку сняла.

 — Поглядите-ка, нашла!

Ищешь, ищешь — и найдешь.

Здравствуй, пальчик! Как живешь?

Воспитатель: «Какой теплый домик для пальчиков! Покажите, сколько их у вас?» (ответы детей)

Воспитатель: «Как много, и все помещаются в маленькую варежку. А если пальчик, как у Маши, заблудится, все равно окажется в варежке» с остальными пальчиками-друзьями.

Дети, на что мы надеваем варежку? (ответы детей)

Воспитатель: «Правильно, на руку. Поэтому как еще можно назвать варежку - «рукавичка».

2 этап работы: актуализация знаний

Дидактическая игра «Какая рукавичка»
(Педагог помогает детям с помощью наводящих вопросов подобрать слова - прилагательные к существительному «рукавичка»)
Воспитатель: «Ребята, посмотрите, если рукавичка имеет цвет снега, значит она... Какая? Дети: «Белая»

Воспитатель: «В этой рукавичке пальчикам не холодно, значит она... Какая?»

Дети: «Теплая»

Воспитатель: «Ребята, потрогайте рукавичку и скажите какая она на ощупь» (Дети называют все качества рукавички: белая,  теплая, мягкая).
3 этап работы: затруднение в игровой ситуации

 Воспитатель: «Ребята я сегодня, когда шла в детский сад нашла эту рукавичку.                    ( Воспитатель обращает внимание детей на варежку).

Воспитатель: «Это не ваша?» (ответы детей).

Воспитатель: «Точно не ваша?» (ответы детей)

Воспитатель: «Так это, наверно,  варежка из сказки « Рукавичка». 

- Ребята, мы с вами знаем сказку про рукавичку? (Ответы детей)

(Воспитатель показывает детям иллюстрации к сказке). 

Воспитатель: «Наша рукавичка осталась без хозяина, беда! Заблудилась, потерялась, что же делать рукавице?...» (ответы детей)

Воспитатель: «Ребята, поможем рукавичке вернуться в свою сказку и найти хозяина?» (ответы детей).

4 этап работы: «Открытие» детьми нового знания (способа  действий)

Воспитатель: «Дети посмотрите, где мы с вами находимся? (ответы детей)

Воспитатель: «Проходите ребята к зимнему лесу»

Воспитатель: «Скажите, кто живет в лесу?» (ответы детей).

Воспитатель: «В лесу настоящая зима. Кругом так красиво. Скажите, зима она какая?» (ответы детей).

Воспитатель: «Во что можно поиграть в зимнем  лесу?» (ответы детей)

Воспитатель: «Чтобы поиграть в снежки, надо слепить снежок, давайте вместе с вами слепим снежок »(ответы детей).

Физминутка «Снежок»

Раз, два, три, четыре,              (поднимают руки вверх, вниз)
Мы с тобой снежок слепили.  
(«Лепят», меняя положение ладоней.)

Круглый, крепкий, очень гладкий  (показывают круг, сжимая ладони вместе, гладят одной ладонью другую).
И совсем-совсем не сладкий. (Грозят пальчиком.)
Раз — подбросим. 
(Подбрасывают воображаемый снежок, смотрят вверх.)
Два — поймаем. 
(Приседают, ловят воображаемый снежок.)
Три — уроним.   
(Встают, роняют воображаемый снежок.)
И... сломаем.  
(Топают.)

Сюрпризный момент - появление сундучка

(Воспитатель подводит детей к ели, где стоит сундучок)

Воспитатель: «Ой, ребята, смотрите, между елочками что – то лежит. Что это?» (Обращает внимание детей на сундучок, который находится в лесу).

Воспитатель: «Мы по-настоящему попали в сказку, посмотрите, какой волшебный сундучок появился. Нас привела к нему  рукавичка. Интересно, что же у нас в сундучке? А в сундучке  ребята звери, которые живут в лесу? А какие  мы сейчас узнаем… Вы готовы отгадывать загадки?» (ответы детей)

Воспитатель: «Тогда садитесь на пенечки»

 (Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают, воспитатель демонстрирует диких животных, доставая с сундука).

Воспитатель: «Пи, пи, пи - она сказала,

Сразу в норку убежала.

Что же это за малышка?

Это маленькая…» 

Дети: «Мышка».

Воспитатель: «А какая мышка?» (ответы детей).

Воспитатель: «В сказке «Рукавичка» была мышка? (Ответы детей)

Воспитатель: «Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку»

Дети: «Заяц».

Воспитатель: «А какой заяц?» (ответы детей)

Воспитатель: «В сказке «Рукавичка» был заяц? (Ответы детей)

Воспитатель: «Таисия, покажи, как прыгает заяц» (ребенок имитирует зайца)

Воспитатель: «Молодец, присаживайся»

Воспитатель: «Слушайте следующую загадку,

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост - краса

Кто это?»

Дети: «Лиса!»

Воспитатель: «Какая лиса?» (ответы детей)

Воспитатель: «В сказке «Рукавичка» была лиса? (Ответы детей)

Воспитатель: «Он по лесу всё время рыщет,

И в кустах кого - то ищет.

Слышно, он зубами щёлк,

Угадай, кто это …»

Дети: «Волк»

Воспитатель: «Какой ребята волк, как он рычит?» (ответы детей)

Воспитатель: «В сказке «Рукавичка» был волк? (Ответы детей)

Воспитатель: «Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой.

Любит шишки, любит мёд,

Ну - ка, кто же назовет?»

Дети:  «Медведь»

Воспитатель: «Какой ребята медведь?» (ответы детей)

Воспитатель: «В сказке «Рукавичка» был медведь?» (ответы детей)

Воспитатель: «Все эти звери живут в одной сказке. В какой?» (ответы детей).

Воспитатель: «Правильно ребята  в волшебном сундучке оказались  герои сказки «Рукавичка» (Воспитатель показывает иллюстрацию к сказке)

5 этап работы: включение нового знания в систему знаний ребенка

Воспитатель: «Посмотрите, какие красивые у меня есть маски, выберите себе героя сказки» (дети выбирают себе героя, надевают маски)

Воспитатель: «А теперь давайте вспомним, с чего началась сказка «Рукавичка»

 ( драматизация сказки).

Воспитатель: «Шел дед лесом, а за ним бежала собачка. Шел дед,  шел да обронил рукавичку. Кто первым из зверей нашел ее?»

Дети: «Рукавичку увидела мышка.  

Воспитатель: «И влезла в эту рукавичку, говорит

- Тут я буду жить»

Воспитатель: «Алина (выбрала мышку) покажи, как мышка нашла рукавичку» (Ребенок изображает мышку……)

Воспитатель: «Потом кто заметил рукавичку?»

Дети: «Рукавичку заметил заяц»

Воспитатель: «Таисия, покажи, как заяц нашел рукавичку» (Ребенок изображает зайца…)

Воспитатель: «Прыг - прыг и спрашивает: - Кто, кто в рукавичке живет?

Ребенок: «Я мышка-норушка.

Воспитатель: «А ты кто?»

Ребенок - « Я зайчик - побегайчик»

Воспитатель: «Пусти и меня! Иди!»

Воспитатель: «Вот их уже двое»

Воспитатель: «Третья прибежала к рукавичке лиса: « Кто, кто в рукавичке живет?»

Дети: «Мышка — норушка, да зайчик — побегайчик.»

Воспитатель: «А ты кто?»

Ребенок: «А я лисичка-сестричка»

Воспитатель: «Пустите и меня! Вот их уже трое сидит. Прибежал к рукавичке волк -  Кто, кто в рукавичке живет?»

Дети: « Мышка — норушка,  зайчик — побегайчик да лисичка-сестричка.

 Воспитатель: «А ты кто?»

Ребенок: «А я волчок — серый бочок»

Воспитатель: «Пустите и меня! Иди! Влез и этот. Уже стало их четверо. Прибежал к рукавичке медведь: «Кто, кто в рукавичке живет?»

Дети: «Мышка — норушка, зайчик — побегайчик, лисичка-сестричка, волчок — серый бочок. А ты кто?»

Ребенок: « Я медведь косолапый»

Воспитатель: «Пустите и меня!»

Воспитатель: « Как же мы тебя пустим? Ведь и так тесно. Иди уж, только с краешку!

Влез и этот. Пятеро стало, да так тесно, что рукавичка того и гляди, разорвется.

А тем временем дед хватился — нет рукавички. Он тогда вернулся искать ее. А собачка вперед побежала. Бежала, бежала, смотрит — лежит рукавичка и пошевеливается. Собачка тогда: (пальчиковая кукла)

— Гав-гав-гав!

Звери испугались, из рукавички вырвались — да врассыпную по лесу» (Дети разбегаются)

Воспитатель: «Ребята мы в сказочном зимнем лесу стали героями сказки и вернули рукавичку в сказку»

6. Этап работы: осмысление содержания

Воспитатель: «Вам понравилось в зимнем  сказочном лесу?» (ответы детей)

Воспитатель: « В какую сказку мы попали?» (ответы детей)

Воспитатель: «Кто прогнал зверей из их домика – рукавички?» (ответы детей).

Воспитатель: «Звери все разбежались по лесу. Как вы думаете,  им холодно в лесу? (ответы детей).

Воспитатель: «Давайте поможем зверям и сделаем для каждого  свой домик – рукавичку. Но сделаем мы домик – рукавичку, когда вернемся в детский сад.  Вы согласны?» (ответы детей)

Воспитатель: «Слышите, вьюга начинается нам пора возвращаться в детский сад.

А поможет нам вернуться в детский сад « Волшебная снежинка»

Если как снежинка покружиться, То можно в детском саду  очутиться! (Дети, закрывают глаза, звучит мелодия метели, воспитатель дотрагивается до каждого ребенка снежинкой.

Дети открывают глаза)

Воспитатель: «Вот и закончилось наше путешествие. Давайте пройдем в группу»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта (технология системно-деятельностного подхода, автор Петерсон Л.Г.) Вид деятельности познавательно-исследовательская Тема: Промысловые рыбы Байкала

Цель:Создать условия для способствования развития экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой и животным миром Прибайкальяорганизовать деятельность детей...

Технологическая карта(технология системно-деятельностного подхода, автор Петерсон Л.Г.) Вид деятельности: коммуникативная

Тема: "-Викторина- что мы знаем о Байкале"Цель: Создать условия для закрепления знаний детей об озере Байкал,его многообразии его рыбного богатства, об эндемиках  голомянке и нерпе,особ...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ №1 (технология системно - деятельностного подхода) Группа ___средняя_Стайка снегирей на ветках рябины.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ №1(технология системно - деятельностного подхода)Группа ___средняя_ Тема ОССтайка снегирей на ветках рябины.Культурна практикаПознавательно-исследов...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ №1 (технология системно - деятельностного подхода) Группа ___средняя_ Узнай о себе, воздушный шарик.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ №1(технология системно - деятельностного подхода)Группа ___средняя_ Тема ОСУзнай о себе, воздушный шарик.Культурна практикаПознавательно-исследовате...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ (технология системно - деятельностного подхода, автор Петерсон Л.Г.) Группа __подготовительная_________________________________ Тема ОС Решение задач на сложение и вычитания Культурна практика Познавательн

Создать условия для формирования умения детей составлять задачи Закреплять умения измерять объем жидких веществ с помощью условной мерыРазвивать умения ориентироваться на листе бумаги в клеткуВос...

Технологическая карта занятия для детей старшего возраста по технологии деятельностного подхода "Ситуация" Л.Г. Петерсон "Мой край - моя малая Родина"

Технологическая карта занятия для детей старшего дошкольного возрастаПодготовила: воспитатель МБДОУ г.Иркутска детского сада №31 Петрушева Инга АнатольевнаТема занятия:   «Мой край &nd...

Технология системно – деятельностного подхода «Ситуация» (Л.Г. Петерсон)

Развивать познавательную самостоятельность, мыслительные и творческие способности детей, воспитывать активную творческую личность, формировать умение сравнивать, обобщать, делать выводы....