Адаптированная программа по работе с ребёнком инвалидом
методическая разработка (подготовительная группа)

программа работы с ребёнком ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prog_dau.docx296.75 КБ

Предварительный просмотр:

img157

Содержание.

1.        ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ                                                                                               3                                                                                            

1.1.        Пояснительная записка                                                                                            3

1.2.        Планируемые результаты освоения индивидуальной образовательной программы                                                                                                                             8

1.3.        Характеристика индивидуальных особенностей развития ребенка с синдромом Дауна                                                                                                                 9

2.        СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ                                                                        13

2.1.        Характеристика образовательной деятельности в соответствии с индивидуальными потребностями ребенка                                                                                                      13

2.2.        Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы с ребенком           14

2.3.        Взаимодействие с семьей ребенка с синдромом Дауна                                      30                                    

3.        ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ                                                                     31

3.1.        Организация развивающей предметно-пространственной среды для ребенка с синдромом Дауна                                                                                                                31

3.2. Обеспеченность специальными методическими пособиями и дидактическими

       Материалами                                                                                                                   33            

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1        Пояснительная записка

Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (далее - дети с ОВЗ) является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации.

Количество детей с ОВЗ, к которым относятся дети с нарушениями слуха, зрения, речи, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами эмоционально-волевой сферы и с трудностями в обучении, возрастает с каждым годом.

Усилия Минобрнауки России сосредоточены на том, чтобы в рамках модернизации российского образования создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования для всех лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.

Полноценное развитие ребёнка как неотъемлемое право человека и одна из важнейших задач образования на современном этапе требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Защита прав человека, на охрану и укрепление здоровья, на свободное развитие в соответствии с индивидуальными возможностями становится сферой деятельности, в которой тесно переплетаются интересы различных специалистов.

Поддержка ребенка с синдромом Дауна - это целый комплекс проблем, связанных с его выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество.

Целенаправленная система        социально-педагогических        мероприятий,

включение ребенка с синдромом Дауна в коррекционно-образовательный процесс с раннего возраста, повышает уровень развития, способствует социальной активности ребенка. Благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма с правильно подобранными программами на каждом этапе обучения, эффективными формами её организации могут в значительной мере, а иногда и полностью нейтрализовать действие первичного дефекта на ход психофизического развития ребенка.

Индивидуальная программа сопровождения ребенка с синдромом Дауна составлена с учетом основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ №16.

          Программа рассчитана на 1 учебный год. Использование программы предполагает большую гибкость. Время освоения программы строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у данного ребенка.

Содержание материала данной программы построено в соответствии с принципом концентричности. Это означает, что ознакомление с определенной областью действительности от этапа к этапу усложняется, то есть тема остается, а содержание раскрывает сначала главным образом предметную, затем функциональную, смысловую, стороны, затем сферу отношений, причинно-следственных, временных и прочих связей между внешними признаками и функциональными свойствами. Кроме того, в программе прослеживаются и линейные, межпредметные связи между разделами. В одних случаях это связь тематическая, в других общность по педагогическому замыслу. Таким образом, обеспечивается повторность в обучении ребенка, что позволит сформировать у него достаточно прочные знания и умения.

В программе представлены организационные формы, содержание и основные методы и приемы взаимодействия взрослого и ребенка в процессе коррекционно-развивающего обучения в целях максимальной нормализации развития, обеспечения процесса социализации в условиях детского сада и др. Программой определены цели и задачи воспитания и обучения ребенка с синдромом Дауна на 2017/2018 учебный год.

Теоретической основой программы являются положения, разработанные в отечественной психологии Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, В, В. Давыдовым, А. В. Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным и другими учеными, об общности основных закономерностей психического развития в норме и патологии, о сензитивных возрастах, о соотношении коррекции и развития, об актуальном и потенциальном уровнях развития (зоне ближайшего развития), о соотношении обучения и развития, о роли дошкольного детства в процессе социализации, о значении деятельности в развитии, о роли знака в «культурном» развитии ребенка и т. д.

Программа составлена с учетом специфических особенностей моторно- двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с синдромом Дауна; ведущих мотивов и потребностей ребенка раннего возраста; характера ведущей деятельности; типа общения и его мотивов; социальной ситуации развития ребенка.

 Программа включает 3 раздела: целевой, содержательный и организационный, что соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта (в содержании каждого раздела определены его структурные особенности).

Предлагаемое содержание основных направлений педагогической работы, условия и формы его реализации позволяют решать в единстве коррекционно-развивающие задачи,

Практическая реализация этих задач осуществляется в процессе формирования механизмов предметной и игровой деятельности как ведущих видов деятельности в раннем и дошкольном детстве, продуктивных видов деятельности (рисования, конструирования), ознакомления с окружающим, развития речи, формирования элементарных математических представлений.

Все направления коррекционно-образовательной работы являются взаимосвязанными и взаимопроникающими, а задачи коррекционного обучения решаются комплексно во всех используемых формах его организации.

В программе описана образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти модулях образовательных областей:

•        Познавательное развитие

•        Социально-коммуникативное развитие

•        Речевое развитие

•        Художественно-эстетическое

•        Физическое развитие,

с учетом используемых вариативных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, в том числе, коррекционной направленности, обеспечивающих реализацию данного содержания; выделены тематические блоки.

Программа для ребенка с синдромом Дауна построена в соответствии с принципами, сформулированными в психологических, нейропсихологических, педагогических исследованиях.

Программа составлена с учетом:

•        характера ведущей деятельности;

•        структуры и степени выраженности нарушения;

•        ведущих мотивов и потребностей ребенка;

•        целей дошкольного воспитания.

Также при составлении программы учитывались данные Индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, заключение и рекомендации ПМПК, индивидуальные особенности ребенка с синдромом Дауна.

Работа по активизации компенсаторных механизмов у ребенка с синдромом Дауна опирается на сильные стороны его развития:

•        относительная сохранность эмоций;

•        сохранность зрительно-двигательного восприятия;

•        достаточно высокий уровень имитационных способностей;

•        относительная сохранность тактильной чувствительности;

•        сочетание зрительных и двигательных ощущений дает самый высокий уровень запоминания;

•        сохранность эмоциональной памяти.

Построение коррекционно-развивающей работы в соответствии с указанными принципами обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка.

Работа специалистов с ребенком включает три блока углубленного диагностического обследования: при поступлении ребенка (сентябрь), в конце первого периода обучения (декабрь) и в конце второго периода обучения (май).

Результативность проводимой коррекционно-развивающей работы определяется данными полученными в ходе углубленных диагностических обследований специалистов и обследованием ребенка на ПМПК, по итогам которого, ребенок получает рекомендации о дальнейшем образовательном маршруте.

Особенностью данной программы является активное привлечение в работу родителей (законных представителей), что способствует повышению их психо лого-педагогической компетентности. Обучение родителей и взаимодействие с педагогами дает максимальный эффект при проведении коррекционных мероприятий. Содержание программы предполагает активное использование следующих форм работы с родителями:

1.        Консультативно-рекомендательная.

2.        Информационно-просветительская.

3.        Организация детских утренников, праздников.

4.        Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком.

Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптацию ребенка.

Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и речевого развития детей.Основой перспективного и календарного планирования коррекционной работы является тематический подход (тематический план). Он позволяет организовать коммуникативные ситуации, в которых педагог управляет когнитивным и речевым развитием ребенка. Тематический подход обеспечивает концентрированное изучение и многократное повторение материала. Концентрированное изучение темы способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их ребенком в коммуникативных целях, оно вполне согласуется с решением, как общих задач всестороннего развития детей, так и специальных коррекционных. Концентрированное изучение материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами, так как все специалисты работают в рамках одной лексической темы.

1.2        Планируемые результаты освоения индивидуальной образовательной программы

Планируемые результаты освоения ребенком содержания программы учитывают индивидуальные особенности его развития, определены в соответствии с поставленными целями и задачами программы в виде целевых ориентиров.

В соответствии с индивидуальными особенностями развития ребенка с синдромом Дауна, данная программа предполагает ориентацию на следующие целевые ориентиры:

•        ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечён в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.

•        ребенок использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и пытается пользоваться ими;

•        ребенок овладевает простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

•        ребенок владеет первоначальными навыками активной речи, формируется пассивный словарь; может выразить, просьбу, с помощью односложных слов, использования жестов, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

•        ребенок стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребёнок воспроизводит действия взрослого;

•        ребенок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

•        ребенок обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку;

эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусств;

•        у ребёнка наблюдается положительная динамика в развитии крупной моторики; он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

1.3        Характеристика индивидуальных особенностей развития ребенка с

синдромом Дауна

Структура психического недоразвития ребенка с синдромом Дауна своеобразна: речь появляется поздно и на протяжении всей жизни остаётся недоразвитой, понимание речи недостаточное, словарный запас бедный, часто встречается звукопроизношения в виде дизартрии или дислалии. Но, несмотря на тяжесть интеллектуального дефекта, эмоциональная сфера остаётся практически сохранённой. Большинство из них обладают хорошей подражательной способностью, что способствует привитию навыков самообслуживания и трудовых процессов. Уровень навыков и умений, которого может достичь ребенок с синдромом Дауна весьма, различен. Это обусловлено генетическими и средовыми факторами.

Таким образом, поддержка ребенка с синдромом Дауна - это целый комплекс проблем, связанных с его выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество. Социально - бытовые навыки и ориентировка. Культурно-гигиенические навыки частично не соответствуют возрасту: ребенок умеет, есть ложкой, пить из чашки, появляются попытки самостоятельно раздеваться (одеваться). Остальные навыки не развиты.

   Особенности игровой, конструктивной, изобразительной деятельности ребенка. Ребенок принимает участие в играх, занятиях по рисованию, конструированию, но ему требуется постоянная поддержка, помощь воспитателя, постоянное привлечение внимания. Интерес к занятию, как правило, пропадает быстро. Формируются начальные игровые умения, манипулирование предметами. Усвоение программы, трудности в усвоении программы. Усвоение программы значительно, затруднено в связи с низким уровнем развития речи, задержкой развития общей и мелкой моторики, с несоответствием общего развития данному возрасту. Эмоционально - поведенческие особенности ребенка. Ребенок общителен, открыт, доброжелателен по отношению и к сверстникам, и к взрослым. Легко идет на контакт, который в основном проявляется эмоциями и прикосновениями и отдельными звуками. Процесс адаптации после летних каникул проходил без особенностей. Участие родителей в воспитании и развитии ребенка. Ребенок воспитывается в полной, многодетной семье. Родители принимают активное участие в воспитании и развитии ребенка, в его жизни в детском саду, прислушиваются к рекомендациям воспитателя и специалистов. Критерии эффективности инклюзивного образовательного процесса, реализуемого через индивидуальную образовательную программу представлены в таблице:

Критерии

Показатели

Индикаторы

Реализация

индивидуального

подхода

Составление

индивидуальной

образовательной программы

для ребенка с

ОВЗ с учетом данных

диагностики

Наличие индивидуальных образовательных программ с оценкой

хода их выполнения

Обеспечение условий для

самостоятельной активности ребенка с

овз

Организация развивающей среды, наличие в режиме дня времени

и форм для самостоятельной активности ребенка

Планирование времени в режиме дня для самостоятельной активности ребенка. Методические

рекомендации по психологопедагогическому сопровождению ребенка с ОВЗ в процессе его самостоятельной активности

Междисциплинарный

Подход

Междисциплинарное

проведение

и обсуждение диагностики, составление и реализация индивидуальной образовательной программе

Наличие специалистов:

музыкальный руководитель, воспитатель

В группе общеразвивающей направленности применяется индивидуальная система оценки результатов развития ребенка с синдромом Дауна. Удобным вариантом организации измерений достигнутых ребенком образовательных результатов признаны шкалы оценки качеств, основанные на определении степени самостоятельности ребенка в применении знаний, умений и навыков в повседневной жизни и в новых ситуациях; сформированное личностно-ценностного отношения к основным видам деятельности и их результатам.

Психологическая диагностика развития ребенка

Измерение достигнутых ребенком образовательных результатов осуществляется с помощью шкал оценки компетентностей, основанных на определении степени самостоятельности ребенка в применении знаний, умений и навыков в повседневной жизни и в новых ситуациях.

Уровни сформированности компетентностей:

1.        Высокий уровень - ребенок самостоятельно использует привычные способы действия в новых, необычных, но близких и однородных ситуациях. Освоенное правило приобретает обобщенный характер и становится критерием для определения ребенком своего поведения в любых условиях

2.        Средний уровень - ребенок самостоятельно или с направляющей помощью взрослого действует в обычных для него условиях, в которых вырабатывались основные привычки.

3.        Низкий уровень - ребенок действует только с организующей помощью взрослого.

Критерии достижения ребенком более высокого уровня компетентностей:

-        эмоциональное вовлечение в деятельность,

-        наличие знаний конкретного и обобщенного характера,

-        наличие необходимых культурно-фиксированных действий,

-        способность варьировать поведение адекватно ситуации,

-        способность учитывать правила и этические нормы,

-        взаимодействовать с другими в рамках совместной деятельности.

Также для диагностики развития ребенка используется перечень умений, определяющих развитие ребенка, представленный в Программе ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки», который состоит из проверочных таблиц по следующим разделам:

-общая моторика,

-тонкая моторика,

-самообслуживание и социальные навыки,

-восприятие речи,

-речевое развитие

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Характеристика образовательной деятельности в соответствии с

индивидуальными потребностями ребенка

В индивидуальной образовательной программе (ИОП) определяется специфическое для данного ребенка соотношение форм и видов деятельности, индивидуализированный объем и глубина содержания, специальные психо лого-педагогические технологии, учебно-методические материалы и технические средства. ИОП обсуждается, утверждается и реализуется с участием родителей (законных представителей) ребенка.

Программа предусматривает решение ряда задач: диагностических, коррекционных и развивающих.

В диагностическом блоке ведущей задачей является организация комплексного медико-психо лого-педагогического изучения особенностей развития ребенка, а также определение эффективности реализации индивидуальной программы развития ребенка.

Блок развивающих задач направлен на развитие наиболее сохранных функций, социализацию ребенка, повышение его самостоятельности и автономии.

Коррекционный блок направлен на формирование способов усвоения социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности; развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребенка; на преодоление и предупреждение у воспитанников вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личности в целом; формирование способов ориентировки в окружающем мире (метод проб, практическое примеривание, зрительная ориентировка), которые служат средством для становления у детей целостной системы знаний, умений и навыков, появления психологических новообразований.

Организация работы специалистов в этом блоке предполагает также обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни. Представленные блоки тесно взаимодействуют на каждом этапе работы с ребёнком. Реализация задач учитывает тяжесть нарушения, возраст ребенка, структуру дефекта.

2.2. Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы с ребенком

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Когда мы говорим о социализации, мы имеем в виду две взаимосвязанные стороны: социально-коммуникативное развитие (развитие личности, умение взаимодействовать с окружающими людьми) и эмоциональное развитие.

Поведение ребенка с синдромом Дауна характеризуется, в основном послушанием, легкой подчиняемостью, добродушием, иногда ласковостью, готовностью делать то, что его попросят. Ребенок легко вступает в контакт.

Эмоциональное развитие отличается сохранностью элементарных эмоций. Ребенок ласков, привязчив. Выражает положительные эмоции ко всем взрослым, вступает с ними в контакт, но преимущественно к тем, с которыми он постоянно общается. У ребенка положительные эмоции наблюдаются чаще, чем отрицательные. При неудаче он обычно не огорчается. Не всегда может правильно оценить результаты своей деятельности. Обычно эмоциональные реакции чаще выражены недостаточно ярко.

В личностном плане ребенку в большей степени свойственна внушаемость, подражательность действиям и поступкам других людей.

Работало социально-коммуникативному развитию ребенка с синдромом Дауна осуществляется:

•   в специальных играх и упражнениях, направленных на развитие представлений о себе, окружающих взрослых и сверстниках, о системе социальных отношений; на овладение средствами взаимодействия. В проведении таких игр принимают участие различные специалисты (педагог- психолог, воспитатель и учитель-логопед). Игры предусмотрено проводить как самостоятельное занятие, а также включать в структуру других занятий в соответствии с замыслом специалиста;

•  в процессе обучения сюжетно-ролевым и театрализованным играм, где вычленение, осознание и воссоздание социальных отношений является целью и средством деятельности;

•  в ходе рисования и конструирования при усилении социальной направленности их содержания и значимости результата;

•  в повседневной работе по развитию речи: обучение словесному отчету о выполненных действиях, составлению рассказов из «личного опыта» и пр.;

•  в индивидуальной коррекционной работе.

Задачи:

•    формировать представления о своем «Я», о своей семье и взаимоотношениях в семье;

•     формировать представления о частях собственного тела, их назначении, расположении;

•     формировать общение «взрослый-ребенок», их сотрудничество;

•     формировать потребность эмоционально-личностного контакта со взрослым;

•     формировать общение между детьми, по ходу которого они постепенно переходят от параллельной игры к эмоционально-практическому общению;

•     формировать доступные для ребенка средства общения;

•    формировать адекватное поведение в конкретной ситуации: садиться на стульчик, сидеть на занятии и т.д.;

•      формировать интерес к игрушками, предметам и адекватным способам действия с ними;

•       обучать выполнению элементарной речевой инструкции, регламентирующей какое-либо действие ребенка в определенной ситуации;

•        привлекать внимание к различным эмоциональным состояниям человека, учить подражать выражению лица взрослого и его действиям;иразвивать способность выражать свое настроение с помощью мимики Итоговые показатели по освоению ребенком содержания

образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

Ребенок научится:

•     демонстрировать готовность к совместным действиям со взрослым, принимать помощь взрослого;

•      положительно реагировать на сверстников, уметь находиться рядом, не причиняя друг другу вреда и не создавая дискомфорта;

•      выполнять предметно-игровые действия с игрушками и предметами из ближайшего окружения;

•       адекватно вести себя в привычных ситуациях;

•       выполнять по речевой инструкции 2-3 элементарных действия с игрушками.

Образовательная область «Познавательное развитие»

К познавательным процессам относятся: восприятие, внимание, память, мышление, воображение. Формирование данных процессов осуществляется в следующих направлениях:

•        Сенсорное воспитание.

•        Ознакомление с окружающим.

•        Развитие психических функций.

Сенсорное воспитание служит основой для развития у детей поисковых способов ориентировки: методов проб и примеривания. Сенсорное воспитание является, с одной стороны, основой для формирования у ребенка всех психических процессов - внимания, памяти, сферы образов- представлений, мышления, речи и воображения; с другой - оно выступает фундаментальной предпосылкой для становления всех видов детской деятельности - предметной, игровой, продуктивной, трудовой (А. А. Катаева, 1978).

На начальных этапах восприятие ребенком окружающей действительности происходит в рамках конкретного анализатора (зрительного, слухового, тактильного). Педагогам важно помнить, что с детьми с синдромом Дауна надо работать, не теряя с ним визуального и ситуативного контакта, накапливая и обобщая практический и чувственный опыт ребенка.

Занятия проводятся по следующим направлениям: развитие зрительного, слухового и тактильно-двигательного восприятия.

Задачи:

Сенсорное развитие

•        учить ребенка воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона;

•        учить ребенка различать свойства и качества предметов: мягкий - твердый, мокрый - сухой, большой - маленький, громкий - тихий;

•        формировать у ребенка поисковые способы ориентировки - пробы при решении игровых и практических задач

•        создавать условия для восприятия свойств и качеств предметов в разнообразной деятельности - в игре с дидактическими и сюжетными игрушками, в строительных играх, в продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование).

Развитие зрительного восприятия:

•        учить ребенка выделять предмет из общего фона;

•        учить ребенка соотносить игрушку с ее изображением;

•        учить складывать из двух частей разрезную предметную картинку.

Восприятие формы, величины, цвета:

•        учить различать объемные формы (куб, шар) в процессе дидактической игры по подражанию действиям взрослого;

•        учить подбирать крышки к коробочкам разной величины, затем одинаковой величины, но разной формы (круглая, квадратная);

•        учить выполнять действия по подражанию, соотнося форму крышки и форму коробки;

•        учить проталкивать объемные геометрические формы (куб, шар) в соответствующие прорези коробки, пользуясь методом проб;

•        учить воспринимать величину (большой, маленький).

•        учить захватывать широкие предметы всей ладонью, узкие - пальцами;

•        знакомить с названиями двух цветов: красный, желтый, синий, зеленый;

•        учить воспринимать цвет: красный, желтый, синий, зеленый;

Развитие слухового восприятия и внимания:

•        знакомить с игрой на музыкальных инструментах, показывать, что разные инструменты издают различные звуки, вызывать интерес к играм со взрослым на музыкальных инструментах;

•        учить реагировать на слуховые раздражители;

•        вырабатывать у ребенка по подражанию разные двигательные реакции в ответ на звучание различных инструментов;

•        учить дифференцировать на слух звучание музыкальных инструментов, реагируя действиями на звучание определенного инструмента (выбор из двух);

•        учить соотносить игрушку с соответствующим звукоподражанием;

Развитие тактильно-двигательного восприятия:

•        учить воспринимать и узнавать на ощупь шар, куб;

•        учить выбирать знакомые игрушки на ощупь по слову «дай» без предъявления образца;

•        учить различать на ощупь величину предметов; проводить выбор из двух предметов (большого, маленького).

Итоговые показатели по освоению ребенком содержания тематического блока «Сенсорное воспитание».

Ребенок научится:

•        воспринимать отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого;

•        различать свойства и качества предметов: мокрый - сухой, большой - маленький, сладкий - горький, горячий - холодный;

•        воспроизводить в отраженной речи некоторые знакомые свойства и качества предметов (большой - маленький, горячий - холодный, кубик - шарик);

•        сличать четыре основных цвета (красный, желтый, синий, зеленый);

•        дифференцированно реагировать на звучание определенных музыкальных инструментов (выбор из двух);

•        складывать разрезную картинку из двух частей;

•        учитывать знакомые свойства предметов в предметно-практической и игровой деятельности (шарик катится; кубик стоит, не катится; большой домик для большой матрешки, маленький - для маленькой).

Ознакомление с окружающим направлено на формирование у ребенка целостного восприятия представлений о предметном мире. Ознакомление с окружающим обогащает чувственный опыт ребенка, учит быть внимательным к тому, что его окружает. В ходе занятий накапливаются представления и элементарные понятия о явлениях неживой природы, о животных, о растительном мире, о бытовых явлениях и назначении предметов домашнего обихода, начинает активизироваться связная речь. Важно научить ребенка смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать, а затем обобщать увиденное в словесных высказываниях. Занятия по ознакомлению с окружающим проводятся по следующим темам: «Части тела», «Игрушки», «Семья», «Домашние животные», «Мебель», «Одежда», «Посуда».

Задачи:

-    формировать целостное восприятие представлений об окружающем мире;

-     знакомить с предметами и объектами ближайшего окружения, их назначением и функциями;

-       расширять представления о ближайшем окружении.

Итоговые показатели по освоению ребенком содержания тематического блока «Ознакомление с окружающим миром».

Ребенок будет:

•        иметь представления о разнообразии предметного мира (предметы и объекты ближайшего окружения);

•        уметь ориентироваться в групповом помещении и кабинетах специалистов.

Для большинства детей с синдромом Дауна характерно нарушение развития всех психических функций.

У ребенка с синдромом Дауна наблюдается неравномерность развития, то есть навыки, в норме относящиеся к его возрасту, у ребенка могут наблюдаться не одновременно, а быть значительно разнесены во времени.

Внимание является оной из важных предпосылок всех видов сознательной деятельности, в первую очередь познавательной.

Уровень развития внимания определяется        различными характеристиками. К ним относятся объем внимания, концентрация, переключение, устойчивость, распределение. Внимание зависит от возраста ребенка.

Для детей с синдромом Дауна характерна неустойчивость активного внимания, повышенная утомляемость и истощаемость, короткий период концентрации внимания. Значительное влияние на его развитие оказывают нарушения слуха и зрения или даже просто плохое самочувствие, а также неустойчивость позы, в которой находится ребенок.

Память ребенка раннего возраста всегда связана с его активным восприятием - узнаванием. Она носит непроизвольный характер и теснейшим образом связана с протеканием других психических процессов. При этом память в раннем возрасте принимает участие в развитии всех видов познания.

Память детей с синдромом Дауна характеризуется уменьшенным объёмом, а также недостаточностью слуховой кратковременной памяти и обработки информации, полученной на слух. Осложнен переход из кратковременной и оперативной памяти в долговременную. Для запоминания требуется большое количество повторений.

Мышление у ребенка раннего возраста формируется тесной взаимосвязи с общим развитием, с опорой на восприятие, развивается в осмысленных целенаправленных предметных действиях. Все особенности, характерные для ребенка с синдромом Дауна, находят свое отражение в особенностях развития мышления:

•        Отставание и своеобразие развития мелкой моторики и зрительно- двигательной координации отрицательно сказываются на формировании поисковых способов ориентировки и исследования окружающей среды.

•        Позднее формирование ползанья и ходьбы снижает возможности исследования окружающего мира, нарушает развитие способности планировать действия.

•        Нарушения восприятия, памяти и внимания отрицательно сказываются на процессе формирования представлений. Понятийный уровень мышления, предполагающий соединение представления со словом, из-за задержки речевого развития появляется позже.

•        Затруднено обобщение и перенос усвоенных навыков из одной ситуации в другую.

•        Резко уменьшен объем информации, полученной из самостоятельных наблюдений. В основном ребенок знает то, чему его специально учили.

Задачи:

Развитие внимания:

•        привлечение внимания ребенка с помощью объектов, связанных с удовлетворением его органических потребностей;

•        стимуляция непроизвольного внимания с использованием раздражителей разной модальности;

•        развитие устойчивости непроизвольного внимания;

•        формирование предпосылок для развития произвольного внимания; расширение объема внимания;

•        развитие способности к переключению внимания

Итоговые показатели по освоению ребенком содержания тематического блока «Развитие психических функций»

Ребенок научится:

•        рассматривать последовательно 2-3 объекта и ясно их воспринимать;

•        переключать свое внимание с одной игрушки на другую;

•        находить парные предметы и картинки (2-3 пары);

•        понимать и выполнять указания взрослого;

•        освоить способы действий с предметами;

•        воспроизводить действия взрослого путем подражания;

•        узнавать знакомые предметы среди незнакомых.

Образовательная область «Речевое развитие»

Развитие речи и формирование коммуникативных способностей является важным подразделом программы.

Одной из основных особенностей развития ребенка с синдромом Дауна - значительное отставание экспрессивной речи. Даже на фоне отставания в других областях развития активная речь является самым слабым звеном. Помимо уменьшенного объема словаря наблюдается нарушение формирования грамматического строя.

Анализ данных по развитию речи ребенка с синдромом Дауна, также позволили выделить сильные и слабые стороны развития, что помогает адекватно организовать систему работы по развитию речи.

У ребенка: понимание речи намного опережает развитие активной речи; зрительная память развита гораздо лучше слуховой; социальное и эмоциональное развитие является наиболее сохранной сферой; сниженный объем слуховой памяти требует многократных повторений слов для их запоминания; сниженный тонус и особенности строения речевого аппарата создают дополнительные сложности для формирования четкого звукопроизношения; отставание речи при отсутствии других форм общения, вторично влияет на другие сферы развития, особенно на социальную и когнитивную.

Таким образом, формирование навыков невербального общения, как частичной и временной замены устной речи, поможет разрешить перечисленные проблемы.

Коррекционная работа по развитию речи осуществляется:

•        в живом общении с ребенком (развитие социальной направленности речи, развитие коммуникативной потребности, овладение различными видами коммуникативных высказываний);

•        на занятиях рисованием и конструированием (регулирующая функция речи, связь воспринятого со словом с целью формирования пригодных для изображения представлений, актуализация представлений по слову);

•        на занятиях по развитию речи (все виды и формы речи), построенных по принципу моделирования коммуникативных ситуаций.

Задачи:

•        расширение объема понимания обращенной речи;

•        формирование доступных средств общения;

•        использование в общении вербальных и невербальных средств: зрительный контакт, сосредоточение зрительного и слухового внимания, общение с помощью предметных действий, привлечение к себе внимания, использование простейших жестов и звуков;

•        развитие правильных движений органов речи, что является хорошей базой для активизации звукопроизношения;

•        активизация звукопроизношения с учетом особенностей развития речи у детей с синдромом Дауна.

Развитие импрессивной речи. Развитие пассивного словаря. Накопление словаря происходит в следующей последовательности:

•        существительные (предъявление, знакомство, называние предмета, организация игры с предметом).

•        глаголы (знакомство ребенка с действием, организация игры и многократное обыгрывание действия, включение слова в быт).

•        прилагательные (аналогичная методика).

•        предложение (сложность предложения зависит от количества слов, влияющих на понимание (ключевые слова, несущие информацию).

Работа над пониманием связной речи должна вестись в следующей последовательности:

1.        Изолированные действия

•        демонстрируются и называются простые бытовые действия, включаются в бытовую игру детей;

•        жесты, обозначающие действия, включаются в репертуар песенок, потешек, что обеспечивает их многократное усвоение и повторение;

•        демонстрация и называние этого же действия по картинке.

2.        Цепочки действий: работа ведется в той же последовательности что и при освоении изолированных действий. Цепочки действий постепенно усложняются.

3.        Работа над простой адаптивной сказкой:

•        демонстрация, сопровождаемая простым текстом и ключевыми жестами;

•        работа с книгой по той же сказке.

Накопление словаря происходит в следующей последовательности:

•        называние по подражанию (использование предметной или сюжетной картинки с использованием слова, жеста, звукоподражания).

•        ответы на вопросы с использованием подражания.

•        самостоятельные ответы детей на вопросы (принимается любая форма ответа, обращается внимание на качество звукоподражания).

•        спонтанное использование речевых средств (поощряется речь детей в виде звукоподражаний и слов, что способствует постепенной жестовой речи устной).

•        появление фразы (возможно активное использование жестов при построении фразы).

•        использование усвоенных звуков в речи

•        включение звуков в слоги и в слова.

Итоговые показатели по освоению ребенком содержания модуля «Речевое развитие»

Ребенок научится:

•        выполнять предметные действия со взрослыми и сверстниками;

•        выполнять простейшие поручения и просьбы;

•        воспроизводить знакомые звукоподражания, усеченные фразы на основе подражания (в зависимости от возможностей ребенка).

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Сохранность эмоциональной сферы ребенка с синдромом Дауна позволяет ему проявлять свои способности и достигать значительных результатов в творческих видах деятельности, в том числе, таких как изобразительная. Предусмотрены занятия по изобразительной деятельности, одной из основных задач которых является развитие тонких движений пальцев рук. При организации работы над развитием тонкой моторики

выделен ряд приоритетных направлений, связанных с особенностями развития ребенка с синдромом Дауна:

1.Формирование готовности к развитию навыков мелкой моторики: развитие чувства равновесия, координация «рука - глаз» (игра в мяч), согласованных движений рук, имитация (можно достичь, обучая пению песенок с движениями или пальчиковым играм).

2.Формирование стабильности, а затем и вращательных движений запястья (формируются параллельно с усложнением захвата).

3.Формирование захвата, то есть умение дотягиваться до предмета, брать и удерживать его, а также умения им манипулировать, брать, класть в определенное место.

Сильной стороной ребенка является способность к подражанию. Ребенок охотно имитирует простые движения, необходимые при занятиях музыкой, рисованием, аппликацией и лепкой.

Задачи:

•        готовить к восприятию произведений искусства;

•        приобщать к декоративной деятельности;

•        способствовать развитию певческих навыков;

•        познакомить с тремя музыкальными жанрами;

•        вызвать интерес к процессу рисования как деятельности, дающей

результат;

•        познакомить с материалами для рисования (карандашами, красками) и приемами пользования ими;

•        научить пониманию рисунка взрослого как изображения предмета.

Итоговые показатели по освоению ребенком содержания модуля образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Ребенок будет:

-        эмоционально реагировать на произведения искусства;

-        проявлять интерес к процессу рисования;

-        понимать рисунок взрослого как изображение предмета.

Образовательная область «Физическое развитие»

Последствия раннего органического поражения центральной нервной системы отражены на моторно-двигательном развитии ребенка.

Недостаточность касается как общей, так и мелкой и артикуляционной моторики. Это выражается в моторной неловкости, недостаточной координации движений, плохой переключаемости с одного движения на другое. У ребенка долго и с большим трудом формируются серии движений, что необходимо для образования двигательных навыков. Существенно страдает координация движений обеих рук и зрительный контроль (зрительно-двигательная координация). Снижена двигательная память.

Работа по моторному развитию предусмотрена:

•        в ходе специальных игр и упражнений, направленных на восприятие и воспроизведение основных и выразительных движений, естественных жестов, мимики;

•        в подвижных играх, в подвижных играх с музыкальным сопровождением;

•        на занятиях с использованием пальчиковой гимнастики;

•        на всех занятиях, если требуется правильное восприятие и воспроизведение выразительных движений для понимания смысла ситуаций, характера персонажей, эмоциональных состояний.

Задачи:

•        стимулировать двигательную активность ребенка;

•        развивать интерес к движениям и потребность в двигательной активности;

•        обогащать двигательный опыт;

•        формировать положительное отношение к двигательным играм;

•        формировать представления о собственном теле, его основных частях и их движениях;

•        развивать ориентировку в пространстве;

•        учить выполнять движения по подражанию, по образцу, по слову- сигналу;

•        учить воспроизводить по подражанию различные движения пальцами и кистями рук, прослеживая их взором;

•        развивать умение сопровождать движения проговариванием коротких стихов и потешек;

•        формировать умение выполнять серию движений под музыку (совместно со взрослым, по подражанию и по образцу).

Итоговые показатели по освоению ребенком содержания модуля образовательной области «Физическое развитие»

Ребенок научится:

•        выполнять движения по подражанию, по образцу, по слову-сигналу;

•        выполнять серию движений под музыку;

•        выполнять согласованные и координированные движения глаз и руки;

•        производить движения пальцами одновременно с произнесением текста потешек или рифмованных историй

Взаимодействие педагогических работников в процессе реализации
индивидуальной образовательной программы:

Образовательные

Области

Содержание коррекционной работы

Специалисты, осуществляющие коррекционную работу

Виды деятельности по осуществлению коррекции

Социально-

коммуникативн

ое

развитие

Элементарные навыки культуры и поведения.

Навыки невербальной и вербальной

коммуникации. Общение и речевое развитие. Социально- бытовые навыки.

Воспитатель

Повседневная деятельность, игра, специальноорганизованные занятия,повседневное общение, обучение родителей невербальным способам коммуникации, организованная педагогом деятельность в режимных моментах

Познавательно

е

развитие

Знакомство с окружающим миром. Сенсорное развитие всех видов восприятия. Создание целостного образа окружающего

Воспитатель

Повседневная деятельность, специальноорганизованные занятия, игры

Речевое

Развитие

Речевое развитие, вербальная коммуникация

Воспитатель

Специально

организованные

занятия,

повседневное общение, игры

Художественно - эстетическое

Развитие

Формирование интереса к творческим видам деятельности.

Обучение способам действий

в различных видах продуктивной деятельности. Знакомство с различными материалами и способами их использования. Формирование певческих и музыкальноритмических навыков

Воспитатель

Музыкальный

руководитель

Специальноорганизованные занятия, организованная педагогом деятельность, повседневное общение,

игры

Физическое

Развитие

Создание

условий,

побуждающих к

двигательной активности.

Развитие

основных

двигательных навыков.

Воспитатель

Родители

Игры, специально организованные занятия, организованная педагогом деятельность в режимных моментах

          Координация коррекционных воздействий осуществляется на заседаниях психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ с участием всех педагогов и специалистов, задействованных в реализации индивидуальной образовательной программы. Повышению качества коррекционной работы в рамках инклюзивного процесса служит практика тесного взаимодействия специалистов и воспитателей группы.

2.3        Взаимодействие с семьей ребенка с синдромом Дауна

Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей - создание в детском саду (группе) необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности ребенка, повышение компетентности родителей в области его воспитания.

Основной задачей работы с родителями ребенка с синдромом Дауна является создание в семье атмосферы эмоционального комфорта и уважения, в которой ребенок сможет наиболее полно использовать собственный потенциал развития. Основные формы взаимодействия с семьей:

-        знакомство с семьей: встреча-знакомство, анкетирование семьи;

-        информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, переписка по электронной почте;

 

- совместная деятельность: привлечение родителей к организации детских праздников, конкурсов, семейных объединений (клуб, студия, секция), семейных праздников, прогулок, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.

При необходимости, родителям предусмотрено оказание помощи в переплетении семейных проблем.

Предоставление возможности родителям осознать природу негативных и позитивных внутрисемейных процессов, найти ресурсы для адаптации к особенностям развития ребенка и для стабилизации семейной жизни. В ходе консультирования родителей, специалистом предусмотрено работать с их внутренними ресурсами, помочь принять болезнь ребенка и вернуть ощущение жизни. При этом специалистов должны осуществлять свой подход к каждому взрослому, используя различные комбинации психотехник.

Также немаловажным является создание и правильное оформление информационного стенда для родителей, что позволяет своевременно сообщать им о предстоящих мероприятиях, знакомить с новинками литературы для родителей, а также оказывать консультации по различным вопросам воспитания

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Организация развивающей предметно-пространственной среды для

ребенка с синдромом Дауна

С появлением в детском саду ребенка администрацией и педагогами созданы необходимые условия, в максимальной степени способствующие получению дошкольного образования, а также его социальному развитию. На данный момент созданы следующие специальные условия:

-        использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;

-        использование специальных учебных пособий и дидактических материалов;

-        проведение индивидуальных коррекционных занятий учителем - дефектологом и педагогом - психологом;

-        индивидуальное сопровождение воспитателем.

При проведении коррекционно-развивающей работы с ребенком с проблемами в развитии большое значение имеет правильная организация развивающей предметно-пространственной среды, как в кабинетах специалистов, так и в групповом помещении. Известно, что развивающая среда создает возможности для расширения опыта эмоционально - практического взаимодействия ребенка раннего возраста со взрослыми и сверстниками и позволяет включить в активную познавательную деятельность одновременно всех детей группы. В ней они реализуют свои способности. Среда стимулирует развитие самостоятельности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе.

Групповое помещение представляет собой хорошо оборудованное, эстетически оформленное, пространство для игр небольшими подгруппами. Игровые зоны не перегружены оборудованием, так как это затрудняет выбор игр ребенком, - оборудование меняется 1 раз в 2 недели. Общение вне занятий со сверстниками и педагогом положительно влияет на развитие речи ребенка и его интеллектуальное развитие в целом, так как осуществляется в форме игры, интересной ребенку, предоставляющей ему полную свободу выбора действий. При организации развивающей предметно¬ пространственной среды в групповом помещении учитывается, что ребенок с синдромом Дауна плохо реагируют на пространственные изменения обстановки и предпочитают в этом смысле стабильность, поэтому расположение мебели и количество развивающих модулей в группе меняется редко. С возрастом у детей возрастает двигательная активность. У ребенка с синдромом Дауна движения плохо скоординированы, проявляется моторная неловкость, он не обладает быстротой реакции. Поэтому помещение группы одновременно и обеспечивает безопасность и стимулирует двигательную активность. Центр группового помещения - остается свободным. Для формирования сенсорных способностей (в первый период работы акцент делается на развитие слухового и зрительного восприятия), в групповом помещении есть достаточное количество постоянно заменяемых звучащих игрушек и предметов-заместителей.

Так как развитие речи непосредственно связано с развитием мелкой моторики, в группе предусмотрено большое количеством игр и пособий для развития мелкой моторики. Дети предпочитают крупные яркие игрушки, которые сделаны из различных материалов чистых цветов и несложных форм. При этом в группе отсутствуют неестественно окрашенные игрушки, так как у ребенка формируются первичные представления об окружающем. Организация развивающего пространства в кабинетах специалистов, имеет небольшие размеры, что в какой-то степени усложняет реализацию поставленных задач. Но в кабинетах созданы комфортные, безопасные условия для занятий. Обязательно учитывается такой фактор, как эмоциональное благополучие ребенка. Особое внимание уделено оформлению места для занятий за столом . Достаточный уровень освещенности, удобная мебель, яркие картинки и интересные игрушки - важные детали для создания комфортного состояния и детей и специалистов.

Игры, игрушки и пособия размещены в шкафах и на стеллажах. Полки на уровне роста ребенка открыты, с тем чтобы на них размещался сменный материал по разным разделам работы для свободной деятельности детей

Музыкальный и физкультурный зал оснащены необходимыми атрибутами и пособиями для занятий.

Холл детского сада используется как для познавательной деятельности, так и для физкультминуток, мини – прогулок

3.2 Обеспеченность специальными методическими пособиями и дидактическими материалами

Программный материал подбирался ориентировочно. Учитывались особенности развития детей с умеренной умственной отсталостью, его возможности к обучению и воспитанию, актуальный уровень развития, зона ближайшего развития и основные виды деятельности в данный возрастной период.

В учебно-методический комплекс индивидуальной образовательной программы для ребенка с синдромом Дауна вошли:

Основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ №16

Сиротюк А.С. «Воспитание ребенка в инклюзивной среде», Издательство «ТЦ Сфера», 2014г.

Нищева Н.В., «Специальное и инклюзивное образование в современном детском саду», С.П., Детство -Пресс 2015г.

Лапп Е.А., Шипилова Е.В., «Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в вопросах и ответах» Волгоград, Издательство «Учитель», 2014г.

Потопова О.Е. «Инклюзивные практики в детском саду», Издательство «ТЦ Сфера» 2015г.

Карасева Е.Г. «Инклюзивное обучение и воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» М., «Русское слово» 2014г.

Либби Кумин перевод с английского Грозная Н.С., «Формирование навыков общения у детей с синдромом Дауна» М., Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2012г.

Нуриева Л.Г. «Развитие речи у аутичных детей» М., Теревинф, 2015г.

Коррекционно-педагогическая работа по формированию социальной адаптации у ребенка  с синдромом Дауна.

Содержание программного материала учитывает общие принципы воспитания и обучения: научность, системность, доступность, концентричность изложения материала, повторяемость, единство требований к построению системы воспитания и обучения детей-дошкольников, а так же принципы: деятельностный, онтогенетический, единства диагностики, коррекции и развития.

Работа составлена с учетом:

- характера ведущей деятельности;

- структуры и степени выраженности нарушения;

- ведущих мотивов и потребностей ребенка в различные периоды детства;

- целей дошкольного воспитания.

Построение коррекционно-развивающей работы в соответствии с указанными принципами обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка. Работа по обогащению общего развития детей имеет коррекционную направленность.

Цели и задачи

1. Коррекция недостатков социального развития;

2. Развитие навыков общения со взрослыми;

3. Развитие навыков общения со сверстниками;

4. Развитие культурно-гигиенических навыков;

5. Воспитание адекватного социального поведения.

Формы обучения: индивидуальная, подгрупповая.

Методы обучения: беседа, рассказ, объяснение, показ, наблюдение, демонстрация.

Основные направления работы:

1. Формирование у ребенка представлений о самом себе и воспитание элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения ребенка к себе .

2. Развитие сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками и воспитание навыков продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности.

3. Подготовка ребенка к адекватной ориентировке в окружающей среде, способствуя при этом становлению навыков социального приемлемого поведения в различных жизненных ситуациях.

Требования к заданиям:

Эффективность коррекционной работы на занятиях по социальному развитию, если выполняемые ребенком задания:

- активно влияют на сенсорные процессы, познавательную деятельность, эмоционально-волевую, моторно-двигательную сферы;

- соответствуют возможностям детей;

- активизируют и стимулируют интеллектуальную и практическую деятельность;

- позволяют формировать и закреплять коммуникативные и культурно-гигиенические навыки;

- предусматривают закрепление знакомых действий на разном по содержанию материале;

- способствуют всестороннему развитию личности ребенка;

- имеют практическое и общественное значение.

Исходя из теоретической части коррекционно-развивающей программы по формированию социальной адаптации у детей с синдромом Дауна, можно выделить три основные направления, на основе которых будут строиться занятия :

1. Формирование навыков взаимодействия с другими людьми.

Это направление является первым этапом в работе по формированию социальной адаптации. На основе сформированных навыков взаимодействия и установленных контактов будет проводиться дальнейшая работа.

Задачи направления:

1) Сформировать у детей способность подражать действиям взрослого;

2) Сформировать умение понимать и использовать жестовую инструкцию и указательный жест;

3) Сформировать умение работать по образцу и по словесной инструкции.

4) Учить детей понимать цель действия;

5) Формировать у детей способы адекватного реагирования на свои имя и фамилию ( эмоционально, словесно, действиями).

6) Продолжать формировать у детей представления о себе как субъекте деятельности, о собственных эмоциональных состояниях, о своих потребностях, желаниях, интересах.

7) Продолжать формировать у детей представления о себе и о своей семье.

8) Учить детей узнавать и выделять себя на индивидуальной и групповой фотографиях.

9) Формировать у детей адекватное поведение в конкретной ситуации: садиться на стульчик, сидеть на занятии, ложиться в свою постель, класть и брать вещи из своего шкафчика при одевании на прогулку и т. п.

10) Учить детей наблюдать за действиями другого ребёнка и игрой нескольких сверстников.

11) Учить детей эмоционально положительно реагировать на сверстника и включаться в совместные действия с ним.

12) Формировать у детей интерес к игрушкам, предметам и адекватным способам действий с ними.

2. Формирование навыков самообслуживания.

Одна из важнейших составляющих социальной адаптации - формирование у детей навыков самообслуживания. Данное понятие включает в себя умение самостоятельно удовлетворять собственные потребности, выполнять гигиенические процедуры и следить за собственным внешним видом.

Задачи направления:

1) формировать навыки, необходимые для удовлетворения естественных потребностей,

2) формировать навыки ухода за собственной внешностью,

3) формировать навыки личной гигиены

4) учить детей обращаться к педагогам за помощью

5) учить пользоваться туалетом, самостоятельно использовать унитаз и туалетную бумагу

6) формировать у детей навыки аккуратной еды - пользоваться чашкой, тарелкой, ложкой, вилкой, салфеткой

7) учить детей красиво и не спеша есть: откусывать по маленьким кусочкам, тщательно пережевывать пищу, глотать не торопясь, не разговаривать во время еды

8) знакомить с выполнением различных способов застегивания и расстегивания одежды - пользоваться молнией, кнопками, липучками, ремешками, пуговицами, крючками, шнурками

9) учить пользоваться расческой

10) учить помогать друг другу в процессе одевания и раздевания

11) учить детей вежливому общению друг с другом в процессе выполнения режимных моментов - предлагать друг другу стул, благодарить за помощь, завязывать платок, застегивать пуговицу

12) воспитывать у детей навыки самоконтроля и ухода за своим внешним видом.

3. Формирование у ребенка представлений о самом себе

Задачи направления:

1) формировать у детей представления о самом себе как о субъекте деятельности, о собственных эмоциональных состояниях, потребностях, желаниях, интересах;

2) формировать у детей представления о своем «Я», о своей семье и о взаимоотношениях в семье;

3) формировать представления о частях собственного тела, их назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях («у меня есть глаза - я умею смотреть» и т.д.)

4) закреплять полученные представления в процессе театрализованных, дидактических игр.

Данные направления коррекционной работы реализуются через следующие виды деятельности:

-совместная со взрослым и самостоятельная деятельность ребенка в быту

- специально организованные занятия

- специально организованные совместные игры взрослого и ребенка

- постоянная поддержка взаимосвязи с семьей ребенка.

Таким образом, коррекционное воздействие охватывает всю жизнедеятельность ребенка, тем самым, обеспечивая непрерывность, последовательность и структурную целостность в реализации коррекционных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план работы с ребёнком-инвалидом

Индивидуальный план работы с ребёнком-инвалидом, разработанный педагогами и специалистами ДО на основе разработанной образовательной программы для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида, учиты...

Индивидуальная коррекционная программа психолого-педагогического сопровождения ребёнка-инвалида с диагнозом «аутизм» (познавательное развитие).

Индивидуальная коррекционная программа психолого-педагогического сопровождения ребёнка-инвалида с диагнозом «аутизм» (познавательное развитие)....

Адаптированная программа для работы с детьми 6 лет с ЗПР

              Данная программа предназначена  для работы с ребенком 6 лет с задержкой психического развития, посещающим группу       ...

Адаптированная программа для работы с детьми с ЗПР

Адаптированная  рабочая программа  по работе с детьми с ЗПР.  Авторы: Королева Юлия Юрьевна, Рахимьянова Наталья...portalobrazovaniya.ru›servisy/publik/publ&helli...

План индивидуальной работы с (ребёнком-инвалидом).

План мероприятий индивидуальной работы (ПИР) направлен социально-личностное и коммуникативное развитие развитию ребенка-инвалида....