Индивидуальная работа с ребёнком – инвалидом по зрению, 2007 года рождения, посещающего подготовительную группу.
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Коррекционно - педагогическая работа с ребёнком-инвалидом по зрению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnaya_rabota_s_veprintsevym_alekseem.docx | 23.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальная работа с Вепринцевым Алексеем, ребёнком – инвалидом по зрению, 2007 года рождения, посещающего подготовительную группу «Белоснежка».
Основные задачи коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением зрения
- Активизация зрительных функций (зрительные нагрузки): повышение остроты зрения. Это различные мозаики, домино, лото, бусы, обводка, т.е. фиксация на мелких предметах.
- Тренировка сетчатки глаза. Упражнения с цветными предметами – яркими, крупными. Формирование цветоразличения основных цветов и оттенков.
- Укрепление мышц глаза, развитие глазодвигательных, прослеживающих функций, расширение поля зрения.
- Развитие устойчивой зрительной фиксации (локализации): использовать красную точку на белом фоне. Смотреть, видеть, напрягать зрение. Восстановление пространственной локализации.
- Выработка бинокулярного зрения.
- Развитие стереоскопического зрения.
1- е полугодие обучения
Тема занятия | Познавательный вектор | Физический вектор | Социально-психологический вектор |
Готовность сохранных анализаторов к работе | |||
Развиваем слух | Игра «Что где звучит?» | Определение направления и источника звука и создание звуков самостоятельно | Мои ушки помогают мне хорошо ориентироваться |
Тренируем осязание и тактильное чувство | Игры «Откуда дует ветер?» «Что у тебя в руке?» «Горячее или холодное?» | Тренажёры тёмной и светлой сенсорной комнаты, емкости с водой и песком, различные знакомые предметы | Мои органы чувств помогают мне хорошо ориентироваться среди знакомых и незнакомых предметов |
Методы обследования предметов | |||
Подбор предметов по однородным признакам 2 часа | Игры «Выбери все круглые предметы» «Собери все большие кубики в коробку» «Посади всех кукол» «Поставь всех зверей» «Собери сосновые шишки» | Работа по сортировке предметов и натуральных объектов по разным признакам, комментирование | Я знаю, чем предметы отличаются друг от друга и могу узнать их с помощью рук |
Контур предметов | |||
Какие бывают листочки? | Дифференциация особенностей контура листьев разных деревьев | Листья липы или берёзы, клёна, дуба | Я знаю, какие листья у разных деревьев и могу их различать |
Чей это листок? | Определение принадлежности листа по изображению контура, обведение контура листа с помощью грифеля | Рельефный рисунок, аппликация для распознавания контура, брайлевский прибор и грифель для рисования (можно заменить карандашом или фломастером) | |
Форма предметов | |||
Эллипс, эллипсоид | Отличие ровного эллипса от эллипсоида (яйцо) | Сравнение эталонной формы и формы реальных предметов | Знание различных геометрических форм поможет мне легко определять объекты, например, фрукты и овощи |
Шар, овал, эллипс, эллипсоид | Дифференциация плоских и объёмных фигур | Работа с конструктором и натуральными объёктами, составление рисунка из частей | |
Призма | Характерные признаки призматической формы | Обследование деталей конструктора, отличие четырёхгранной и трёхгранной призм | |
Квадрат, треугольник, призма | Характерные отличительные признаки | Составление рисунка определённой формы и модели призмы из деталей конструктора или плотной (рифлёной, бархатной) бумаги, картона | Я умею сам придавать предметам определённую форму |
Призма, цилиндр и конус | Сравнение геометрических форм, отличительные признаки | Развёртки призмы, цилиндра и конуса, их сравнение и склеивание объёмной фигуры | Интересно, что из плоской фигуры можно сделать объёмную |
Геометрические фигуры вокруг нас 3 часа | Закрепление: Игры «На что это похоже?», «Найди по форме…», «Дострой фигуру», «Что изменилось?», «Собери рисунок по контуру», «Составь целое из частей» | Сравнение объёмных и плоских фигур, анализ сложной формы окружающих предметов и натуральных объектов | |
Величина | |||
Высота | Игры «Расставь кубики по размеру» «Посади кукол по росту» «Найди самую высокую пирамидку» | Предметы разной формы и размера: кубики, деревянные полоски, шарики и т.д. Игрушки (куклы, зверушки, пирамидки) | |
Длина и ширина | Игры «Что длиннее (шире)?» «Найди кроватку (коляску, домик) для куклы» «Собери кубики (шарики) в коробку» | Предметы разного размера для сравнения Кроватки, коляски, домики соответствующего куклам размера (парные) | |
Закрепление | Сортировка предметов по признакам размера Игры «Где спрятался пёсик?», «Кто спрятался за вазой?» | Расставить или разложить предметы в ряды по величине, найти одинаковые по величине предметы, объяснить, что маленькие предметы «прячутся» за большими, а не наоборот | Я легко могу отличить маленькие предметы от больших |
Материалы | |||
Натуральные объекты | Игра «Волшебная шкатулка (чудесный мешочек)» | Определение с помощью рук камешков, ракушек, плодов, различных видов круп, словесное описание признаков | Мои пальчики очень «умные», они могут найти любой предмет |
Объекты в помещении | Игры «Найди, где стоит (лежит)…» | Нахождение предмета в пространстве (большом или малом) по признаку материала | Я знаю, из чего это сделано и могу определить, что это |
Объекты в природе | Игры на прогулке «Что это?» «Из чего это сделано?» | Определение объекта по признакам: дерево, скамейка, пандус, крыльцо, окно и т.д. | |
Цвет (визуально и тактильно, работа проводится индивидуально с учётом возможностей и подготовки детей) – 4 часа | |||
Целостное восприятие предмета | |||
Целое из частей | Игры «Чего не хватает?» «Дополни предмет» | Работа с конструктором и мозаикой | Сложные предметы на самом деле такие простые! |
Разделение целого на части | Игры «Подбери фигуры» «Отгадай, что это?» | Работа с конструктором, мозаикой | |
Творческая работа по выбору детей 3 часа | Фантазии на темы знакомых предметов | Создание графического рисунка, аппликации, сборка конструктора | Ура! Я учусь и многое умею делать сам! |
2-е полугодие обучения
Тема занятия | Познавательный вектор | Физический вектор | Социально-психологический вектор |
Готовность сохранных анализаторов к работе | |||
Светлая сенсорная комната | Игры «Пройди по змейке» «Что звучит?» «Собери ёжика на прогулку» «Укрась черепаху» | Работа с оборудованием, включение всех анализаторов | Мои органы чувств помогают мне познавать окружающий мир |
Тёмная сенсорная комната | Игра «Путешествие в волшебную страну» | Работа с тактильно-аудио-визуальными объектами | |
Геометрическая форма предметов | |||
Ромб | Сравнение ромба и квадрата | Составление фигуры из палочек, деталей конструктора разного размера | Я узнаю многообразие форм предметов, это поможет мне в школе и в жизни |
Трапеция | Сравнение трапеции и квадрата | Составление фигур из палочек, обведение по трафарету | |
Ромб и трапеция | Сравнение ромба, трапеции и квадрата | Трансформация фигур друг в друга, проговаривание | |
Шар и круг | Сравнение предметов окружающего пространства | Предметы в форме шара, круга, овала, эллипса, эллипсоида | |
Куб и квадрат | Сравнение плоских и объёмных фигур | Нахождение и сравнение предметов в форме куба, квадрата, прямоугольника, параллелепипеда | |
Треугольники | Сравнение предметов, имеющих в составе треугольники разного размера и формы | Предметы и натуральные объекты | |
Цилиндры, конусы и призмы | Сравнение фигур по количеству сторон, углов, форме основания | Детали конструктора | |
Группировка предметов по форме | Игры «Собери всё круглое (квадратное, овальное и т.д.)» «Собери все плоские (объёмные) предметы» | Работа с окружающими предметами и натуральными объектами | |
Закрепление 2 часа | Соответствие развёртки объёмному телу, проекция на плоскости | Подбор развёртки к предмету, тифлографика, аппликация, вырезание по выбору ребёнка | Я знаю форму предметов и могу создавать её |
Величина | |||
Сколько? 2 часа | Понятие об условной мерке | Предметы разной длины, ёмкости разного объёма | Я знаю, сколько раз это уместится на (в)… |
Длина, ширина, высота 2 часа | Игры «Кто выше?» «Чья одежда (обувь) больше?» «Поместится ли мебель?» | Предметы окружающего пространства, одежда, обувь, мебель, посуда, природные объекты | Я могу отличить предметы друг от друга по размеру |
Закрепление | Воспроизведение относительного размера предметов в изображении | Фланелеграф, модели и графические объёмные изображения окружающих объектов | Я - Художник! |
Материалы | |||
Ткани 2 часа | Многообразие тканей, их сравнение | Ткани разного качества и фактуры | Мои знания помогут мне на уроках труда в школе и в быту |
Кожа | Искусственная и натуральная кожа | Кусочки кожи и дермантина, изделия из них | |
Материалы вокруг нас 2 часа | Игры «Из чего это сделано?» «Что можно из этого сделать?» | Образцы материалов, изделия из них, окружающие предметы | |
Цвет (визуально) | |||
Красный -синий | Выделение и подбор предметов и картинок по оттенкам красного и синего цветов | Цветное лото, цветовые таблички, окружающие предметы | Знание цветов и умение их различать поможет мне в творчестве и в быту |
Желтый - зелёный | Выделение и подбор по оттенкам | ||
Белый, чёрный и серый | Дифференциация ахроматических цветов | Цветовые таблички | |
Смешивание цвета | Фиолетовый, оранжевый, зелёный цвета и их получение путём смешивания | Краски акварельные или карандаши восковые по выбору ребёнка | Я – Художник! |
Конструктивная деятельность | |||
Собирание модели заданной формы 2 часа | Игры «Собери узор» «Дополни рисунок» «Головоломка» | Работа с конструктором, мозаикой, аппликация | |
Творческая работа по выбору ребёнка 3 часа | Создание сюжетной картинки в течение нескольких занятий или нескольких работ в разных техниках | Фланелеграф, палочки, пластилин, аппликация, вырезание, ниткография, тифлографика, оригами | Я многое могу делать своими руками! Я – Художник (скульптор)! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План индивидуальной работы по развитию мыслительной деятельности у детей с зпр (подготовительная группа)
План индивидуальной работы по развитию мыслительной деятельности у детей с зпр(подготовительная группа) Месяц Днинедели № занятия Цель Демонстрационный и раздаточный мат...
НОД для детей с нарушением зрения «Живой мир нашего края» подготовительная группа
На этом занятии идет обобщение, уточнение и систематизирование знаний детей о обитателях наших лесов(Удмуртия).Закрепление понятий: лес, лесник, разновидности леса.Ознакомление детей с интересными фак...
Примерный перечень тематических встреч с родителями, ценных с точки зрения семейной социализации для ребенка подготовительной группы.
Содержания общения с родителями подготовительной группы:Самочувствие в семье на пороге школьной жизни.Родительские ожидания от будущего первоклассника.Домашние игры.Родителям о вреде наказаний для реб...
Конспект сценария дня рождения для подготовительной группы «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве» Конспект сценария дня рождения для детей подготовительной к школе группы.
Конспект сценария "В тридевятом царстве, в тридесятом государстве" рассчитан на детей 6-7 лет. Более подходит для проведения дня рождения у девочки. Будет полезен для музыкальных руководителей, педаго...
Собрание - практикум"Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения и речи" для родителей подготовительной группы
цель собрания - объеденить усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей; обучить их конкретным приемам коррекционной и логопедической работы...
Мероприятие ко Дню снятия блокады Ленинграда «Мы вспомним те годы, блокадные годы…» для детей подготовительной группы.
Воспитание чувства патриотизма и уважения к прошлому своего народа....
Мероприятие ко Дню снятия блокады Ленинграда «Мы вспомним те годы, блокадные годы…» для детей подготовительной группы.
Цели:1.Прививать любовь детей к Отечеству, воспитывать чувства патриотизма, уважение к прошлому своего народа.2. Расширять исторические знания детей о блокаде Ленинграда.3. Воспитывать любовь и уважен...