Индивидуальная работа с ребёнком – инвалидом по зрению, 2007 года рождения, посещающего подготовительную группу.
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Коррекционно - педагогическая работа с ребёнком-инвалидом по зрению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnaya_rabota_s_veprintsevym_alekseem.docx23.69 КБ

Предварительный просмотр:

 Индивидуальная работа с Вепринцевым Алексеем, ребёнком – инвалидом по зрению, 2007 года рождения, посещающего подготовительную группу «Белоснежка».

Основные задачи коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением зрения

  1. Активизация зрительных функций (зрительные нагрузки): повышение остроты зрения. Это различные мозаики, домино, лото, бусы, обводка, т.е. фиксация на мелких предметах.
  2. Тренировка сетчатки глаза. Упражнения с цветными предметами – яркими, крупными. Формирование цветоразличения основных цветов и оттенков.
  3. Укрепление мышц глаза, развитие глазодвигательных, прослеживающих функций, расширение поля зрения.
  4. Развитие устойчивой зрительной фиксации (локализации): использовать красную точку на белом фоне. Смотреть, видеть, напрягать зрение. Восстановление пространственной локализации.
  5. Выработка бинокулярного зрения.
  6. Развитие стереоскопического зрения.

1- е полугодие обучения

Тема занятия

Познавательный вектор

Физический вектор

Социально-психологический вектор

Готовность сохранных анализаторов к работе

Развиваем слух

Игра «Что где звучит?»

Определение направления и источника звука и создание звуков самостоятельно

Мои ушки  помогают мне хорошо ориентироваться

Тренируем осязание и тактильное чувство

Игры «Откуда дует ветер?»

«Что у тебя в руке?»

«Горячее или холодное?»

Тренажёры тёмной и светлой сенсорной комнаты, емкости с водой и песком, различные знакомые  предметы

Мои органы чувств помогают мне хорошо ориентироваться среди знакомых и незнакомых предметов

Методы обследования предметов

Подбор предметов по однородным признакам

2 часа

Игры «Выбери все круглые предметы»

«Собери все большие кубики в коробку»

«Посади всех кукол»

«Поставь всех зверей»

«Собери сосновые шишки»

Работа по сортировке предметов и натуральных объектов по разным признакам, комментирование

Я знаю, чем предметы отличаются друг от друга и могу узнать их с помощью рук

Контур предметов

Какие бывают листочки?

Дифференциация особенностей контура листьев разных деревьев

Листья липы или берёзы, клёна, дуба

Я знаю, какие листья у разных деревьев и могу их различать

Чей это листок?

Определение принадлежности листа по изображению контура, обведение контура листа с помощью грифеля

Рельефный рисунок, аппликация для распознавания контура, брайлевский прибор и грифель для рисования (можно заменить карандашом или фломастером)

Форма предметов

Эллипс, эллипсоид

Отличие ровного эллипса от эллипсоида (яйцо)

Сравнение эталонной формы и формы реальных предметов

Знание различных геометрических форм поможет мне легко определять объекты, например, фрукты и овощи

Шар, овал, эллипс, эллипсоид

Дифференциация плоских и объёмных фигур

Работа с конструктором и натуральными объёктами, составление рисунка из частей

Призма

Характерные признаки призматической формы

Обследование деталей конструктора, отличие четырёхгранной и трёхгранной призм

Квадрат, треугольник, призма

Характерные отличительные признаки

Составление рисунка определённой формы и модели призмы из деталей конструктора или плотной (рифлёной, бархатной) бумаги, картона

Я умею сам придавать предметам определённую форму

Призма, цилиндр и конус

Сравнение геометрических форм, отличительные признаки

Развёртки призмы, цилиндра и конуса, их сравнение и склеивание объёмной фигуры

Интересно, что из плоской фигуры можно сделать объёмную

Геометрические фигуры вокруг нас

3 часа

Закрепление:

Игры «На что это похоже?», «Найди по форме…», «Дострой фигуру», «Что изменилось?», «Собери рисунок по контуру», «Составь целое из частей»

Сравнение объёмных и плоских фигур, анализ сложной формы окружающих предметов и натуральных объектов

Величина

Высота

Игры «Расставь кубики по размеру»

«Посади кукол по росту»

«Найди самую высокую пирамидку»

Предметы разной формы и размера: кубики, деревянные полоски, шарики и т.д.

Игрушки (куклы, зверушки, пирамидки)

Длина и ширина

Игры «Что длиннее (шире)?»

«Найди  кроватку (коляску, домик) для куклы»

«Собери кубики (шарики) в  коробку»

Предметы разного размера для сравнения

Кроватки, коляски, домики соответствующего куклам размера (парные)

Закрепление

Сортировка предметов по признакам размера

Игры «Где спрятался пёсик?», «Кто спрятался за вазой?»

Расставить или разложить предметы в ряды по величине, найти одинаковые по величине предметы, объяснить, что маленькие предметы «прячутся» за большими, а не наоборот

Я легко могу отличить маленькие предметы от больших

Материалы

Натуральные объекты

Игра «Волшебная шкатулка (чудесный мешочек)»

Определение с помощью рук камешков, ракушек, плодов, различных видов круп, словесное описание признаков

Мои пальчики очень «умные», они могут найти любой предмет

Объекты в помещении

Игры «Найди, где стоит (лежит)…»

Нахождение предмета в пространстве (большом или малом) по признаку материала

Я знаю, из чего это сделано и могу определить, что это

Объекты в природе

Игры на прогулке «Что это?»

«Из чего это сделано?»

Определение объекта по признакам: дерево, скамейка, пандус, крыльцо, окно и т.д.

Цвет (визуально и тактильно, работа проводится индивидуально с учётом возможностей и подготовки  детей) – 4 часа

Целостное восприятие предмета

Целое из частей

Игры «Чего не хватает?»

«Дополни предмет»

Работа с конструктором и мозаикой

Сложные предметы на самом деле такие простые!

Разделение целого на части

Игры «Подбери фигуры»

«Отгадай, что это?»

Работа с конструктором, мозаикой

Творческая работа по выбору детей

3 часа

Фантазии на темы знакомых предметов

Создание графического рисунка, аппликации, сборка конструктора

Ура! Я учусь и  многое умею делать сам!

2-е полугодие обучения

Тема занятия

Познавательный вектор

Физический вектор

Социально-психологический вектор

Готовность сохранных анализаторов к работе

Светлая сенсорная комната

Игры «Пройди по змейке»

«Что звучит?»

«Собери ёжика на прогулку»

«Укрась черепаху»

Работа с оборудованием, включение всех анализаторов

Мои органы чувств помогают мне познавать окружающий мир

Тёмная сенсорная комната

Игра «Путешествие в волшебную страну»

Работа с тактильно-аудио-визуальными объектами

Геометрическая форма предметов

Ромб

Сравнение ромба и квадрата

Составление фигуры из палочек, деталей конструктора разного размера

Я узнаю многообразие форм предметов, это поможет мне в школе и в жизни

Трапеция

Сравнение трапеции и квадрата

Составление фигур из палочек, обведение по трафарету

Ромб и трапеция

Сравнение ромба, трапеции и квадрата

Трансформация фигур друг в друга, проговаривание

Шар и круг

Сравнение предметов окружающего пространства

Предметы в форме шара, круга, овала, эллипса, эллипсоида

Куб и квадрат

Сравнение плоских и объёмных фигур

Нахождение и сравнение предметов в форме куба, квадрата, прямоугольника, параллелепипеда

Треугольники

Сравнение предметов, имеющих в составе треугольники разного размера и формы

Предметы и натуральные объекты

Цилиндры, конусы и призмы

Сравнение фигур по количеству сторон, углов, форме основания

Детали конструктора

Группировка предметов по форме

Игры «Собери всё круглое (квадратное, овальное и т.д.)»

«Собери все плоские (объёмные) предметы»

Работа с окружающими предметами и натуральными объектами

Закрепление

2 часа

Соответствие развёртки объёмному телу, проекция на плоскости

Подбор развёртки к предмету, тифлографика, аппликация, вырезание по выбору ребёнка

Я знаю форму предметов и могу создавать её

 Величина

Сколько?

2 часа

Понятие об условной мерке

Предметы разной длины, ёмкости разного объёма

Я знаю, сколько раз это уместится на (в)…

Длина, ширина, высота

2 часа

Игры «Кто выше?»

«Чья одежда (обувь) больше?»

«Поместится ли мебель?»

Предметы окружающего пространства, одежда, обувь, мебель, посуда, природные объекты

Я могу отличить предметы друг от друга  по размеру

Закрепление

Воспроизведение относительного размера предметов в изображении

Фланелеграф, модели и графические объёмные изображения окружающих объектов

Я -  Художник!

Материалы

Ткани

2 часа

Многообразие тканей, их сравнение

Ткани разного качества и фактуры

Мои знания помогут мне на уроках труда в школе и в быту

Кожа

Искусственная и натуральная кожа

Кусочки кожи и дермантина, изделия из них

Материалы вокруг нас

2 часа

Игры «Из чего это сделано?»

«Что можно из этого сделать?»

Образцы материалов, изделия из них, окружающие предметы

Цвет (визуально)

Красный -синий

Выделение и подбор предметов и картинок по оттенкам красного и синего цветов

Цветное лото, цветовые таблички, окружающие предметы

Знание цветов и умение их различать поможет мне в творчестве и в быту

Желтый - зелёный

Выделение и подбор по оттенкам

Белый, чёрный и серый

Дифференциация ахроматических цветов

Цветовые таблички

Смешивание цвета

Фиолетовый,  оранжевый, зелёный цвета и их получение путём смешивания

Краски акварельные или карандаши восковые по выбору ребёнка

Я – Художник!

Конструктивная деятельность

Собирание модели заданной формы

2 часа

Игры «Собери узор»

«Дополни рисунок»

«Головоломка»

Работа с конструктором, мозаикой, аппликация

Творческая работа по выбору ребёнка

3 часа

Создание сюжетной картинки в течение нескольких занятий или нескольких работ в разных техниках

 Фланелеграф, палочки, пластилин, аппликация, вырезание, ниткография, тифлографика, оригами

Я многое могу делать своими руками!

Я – Художник (скульптор)!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План индивидуальной работы по развитию мыслительной деятельности у детей с зпр (подготовительная группа)

План индивидуальной работы по развитию мыслительной деятельности у детей с зпр(подготовительная группа)  Месяц Днинедели № занятия Цель Демонстрационный и раздаточный мат...

НОД для детей с нарушением зрения «Живой мир нашего края» подготовительная группа

На этом занятии идет обобщение, уточнение и систематизирование знаний детей о обитателях наших лесов(Удмуртия).Закрепление понятий: лес, лесник, разновидности леса.Ознакомление детей с интересными фак...

Примерный перечень тематических встреч с родителями, ценных с точки зрения семейной социализации для ребенка подготовительной группы.

Содержания общения с родителями подготовительной группы:Самочувствие в семье на пороге школьной жизни.Родительские ожидания от будущего первоклассника.Домашние игры.Родителям о вреде наказаний для реб...

Конспект сценария дня рождения для подготовительной группы «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве» Конспект сценария дня рождения для детей подготовительной к школе группы.

Конспект сценария "В тридевятом царстве, в тридесятом государстве" рассчитан на детей 6-7 лет. Более подходит для проведения дня рождения у девочки. Будет полезен для музыкальных руководителей, педаго...

Собрание - практикум"Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения и речи" для родителей подготовительной группы

цель собрания - объеденить усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей; обучить их конкретным приемам коррекционной и логопедической работы...

Мероприятие ко Дню снятия блокады Ленинграда «Мы вспомним те годы, блокадные годы…» для детей подготовительной группы.

Цели:1.Прививать любовь детей к Отечеству, воспитывать чувства патриотизма, уважение к прошлому своего народа.2. Расширять исторические знания детей о блокаде Ленинграда.3. Воспитывать любовь и уважен...