Адаптированная программа по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Принято
на совете педагогов
протокол № от _________
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
НА 2017-2018 ГОД
Образовательная область
«Художественно-эстетическое развитие»
«Музыкальная деятельность»
Музыкальный руководитель: Торопкина Наталия Васильевна
Содержание.
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
1.Пояснительная записка ……………………………………………………………………………………………………………………………3
1.1. Цели и задачи программы. ……………………………………………………………………………………………………………………...4
1.2.Принципы и подходы к формированию программы…………………………………………………………………………………………...5
1.3.Возрастные и индивидуальные особенности контингента воспитанников в группах коррекционной направленности ………………....6
Приоритетные направления работы.
1.4. Планируемые результаты освоения программы. …………………………………………………………………………………………….10
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
2.1 Описание образовательной деятельности детей в комбинированной группе в "Музыкальной деятельности............................................11
2.2. Описание вариативных форм, способов методов и средств реализации программы………………………………………………………11
2.3.Описание образовательной деятельности разных видов и культурных практик……………………………………………………………12
2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы ………………………………………………………………………………….. 14
2.5. Коррекционно-развивающая работа с детьми с ЗПР и ТНР………………………………………………………………………………….14
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.
3.1. Сетка групповых и индивидуальных музыкальных занятий…………………………………………………………………………………15
3.2. Традиционные праздники и развлечения………………………………………………………………………………………………………15
3.3 Перспективное планирование по музыкальному развитию…………………………………………………………………………………...16
3.4. Взаимодействие с родителями и законными представителями………………………………………………………………………………17
3.5. Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды……………………………………………………………19
3.6. Методическое обеспечение средствами обучения и воспитания. ……………………………………………………………………………18
ПРИЛОЖЕНИЯ:………………………………………………………………………………………………………………………………………23
№1
№2
№3
№4
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
1.Пояснительная записка
Адаптированная программа по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Музыкальная деятельность» (далее Программа) разработана для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) и с задержкой психического развития (ЗПР) на основе:
- «Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей», авторы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, С.А. Миронова, А.В. Лагутина, М., «Просвещеие» 2009. Программа рекомендована ученым советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования»
- Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелым недоразвитием рнчи (с 3 до 7 лет)» Н.В. Нищева
- "Адаптированной образовательной программы" МБДОУ «Детского сада №14 "Сказка" .
В соответствии с требованиями основных нормативных документов:
- - Федеральный Закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013) "Об образовании в Российской Федерации";
- - Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013г. №1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам дошкольного образования;
- - Устав МБДОУ «Детский сад № 14 «Сказка» от 8.04.2015г.;
- - Лицензия на право осуществления образовательной деятельности № 2134 от 4.06.2015г.
- - "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" 2.4.1.3049-13 № 26 от15.05.2013 г.
- - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ;
- - Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, А.М.Васильевой, (2015г.),
- Парциальной программы «Ладушки» И.Каплуновой, И.Новоскольцевой.
Парциальная программа «Ладушки» представляет собой оригинальную разработку системы музыкальных занятий с дошкольниками. Она учитывает психологические особенности детей, строится на принципах внимания к потребностям и реакциям детей, создания атмосферы доверия и партнерства в музицировании, танцах, играх. Парциальная программа «Ладушки» отличается творческим, профессиональным подходом к развитию музыкальных способностей детей, их образного мышления, и развитию личности. Программа «Ладушки» представляет собой качественно разработанный оригинальный продукт, позволяющий эффективно осуществлять комплексное всестороннее музыкальное воспитание и развитие ребенка: от восприятия музыки к ее исполнительству, доступными дошкольнику средствами, и к творчеству.
«Программа» направлена на обеспечение образовательной деятельности в группах комбинированной направленности (совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ) в соответствии с образовательной программой дошкольного учреждения, адаптированной для детей с нарушениями речи и задержкой психического развития с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья .
«Программа» содержит материал для организации коррекционно-развивающей деятельности в старшей и подготвитетельной возрастных группах детей. Коррекционная деятельность включает логопедическую работу и работу по образовательным областям, соответствующим Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), представляющему собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
1.1 Цели и задачи программы.
Цель реализации "Программы" это - создание условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развития способностей и творческого потенциала. Развития личности ребенка, сохранение и укрепление здоровья, уважение к традиционным ценностям.
Задачи "Программы:
-способствовать общему развитию дошкольников с ТНР и ЗПР, коррекции их психофизического развития, подготовке их к обучению в школе;
- создать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
- обеспечить развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром;
-способствовать объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс.
- приобщить воспитанников к мировой и национальной культуре, посредствам музыкального искусства.
-максимально использовать разнообразные виды деятельности и их интеграцию в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
Решение данных задач позволит сформировать у дошкольников с ТНР и ЗПР психологическую готовность к обучению в общеобразовательной школе,
реализующей образовательную программу или адаптированную образовательную программу для детей с нарушениями речи, а также достичь основных целей дошкольного образования, которые сформулированы в Концепции дошкольного воспитания.
Занятия проводятся 2 раза в неделю в соответствии с требованиями СанПина:
Группа | Возраст | Длительность занятия (минут) |
Старшая | 5 до 6 | 25 |
Подготовительная | 6 до 7 | 30 |
Формы педагогического взаимодействия | |||||||
Различные формы деятельности | НОД | Музыка в повседневной жизни | |||||
Консультации с педагогами – специалистами, воспитателями | Праздники | Развлечения | Групповая | Подгрупповая | Индивидуальная | Режимные моменты | Самостоятельная деятельность детей |
1.2. Принципы и подходы к формированию "Программы"
Исходя из ФГОС ДО в «Программе» учитываются:
1) индивидуальные потребности ребенка с ТНР и ЗПР, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее — особые образовательные потребности), индивидуальные потребности детей с нарушениями речи и задержкой психического развития;
2) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
3) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, когда сам ребенок становится субъектом образования;
4) возможности освоения ребенком с нарушением речи «Программы» на разных этапах ее реализации;
5) специальные условия для получения образования детьми с ТНР и ЗПР, в том числе использование специальных методов, методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.
«Программа» строится на основе принципов дошкольного образования, изложенных в ФГОС ДО:
-полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного), обогащение (амплификация) детского
развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок проявляет активность в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений в рамках НОД и СДД.
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество организации с семьями;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностей развития);
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
- принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей
-принцип непрерывности образования. В программе предусмотрено решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности (на занятиях), но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
-принцип системности. Основная образовательная программа представляет собой целостную систему : все компоненты в ней взаимосвязаны и взаимозависимы.
1.3.Возрастные и индивидуальные особенности контингента воспитанников в группах комбинированной направленности.
Приоритетные направления работы.
МБДОУ «Детский сад №14 «Сказка» функционирует в режиме 12 часового пребывания детей при 5 дневной рабочей неделе в период с 7.30 – 19.30. Данная программа реализуется в течении всего времени пребывания воспитанников в детском саду. В группе 17 детей в возрасте 5 и 6 лет по результатам обследования ПМПК имеют речевые расстройства 1-3 уровня. (Приложение№1.)
Дошкольники с нарушениями речи—это дети с поражением центральной нервной системы (или проявлениями перинатальной энцефалопатии), что обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого расстройства с различными особенностями психической деятельности. Учитывая положение о тесной связи развития мышления и речи (Л. С.Выготский), можно сказать, что интеллектуальное развитие ребенка в известной мере зависит от состояния его речи. Системный речевой дефект часто приводит к возникновению вторичных отклонений в умственном развитии, к своеобразному формированию психики.
У детей старшего возраста 5 – 6 лет, поступающих в дошкольное учреждение нарушены: коммуникативная функция речи; слуховое внимание, звуковысотный и фонематический слух; слабо развит артикуляционный аппарат, нечеткая дикция; большинство не владеют правильным речевым и певческим дыханием, а также нарушена координация движений и ориентация в пространстве. Голосовой аппарат не сформирован, голосовая мышца не развита, связки тонкие, короткие.
Поэтому основой задачей музыкального воспитания детей данного возраста является приобщение их к разным видам музыкальной деятельности, формирование интереса к музыке, элементарных музыкальных способностей и освоение некоторых исполнительских навыков.
Особенное внимание отводится формированию восприятия музыки, эмоциональной отзывчивости на произведения. Воспринимая музыкальное произведение в целом, ребенок постепенно начинает слышать и вычленять выразительную интонацию, изобразительные моменты и подбирать с помощью педагога одно-два определения для описания характера и выразительных особенностей произведения, обогащая словарный запас.
Особого внимания в работе с детьми с нарушениями речи требует работа над артикуляционным аппаратом и формированием правильного певческого и речевого дыхания, а также ритмико-мелодической стороны исполнения, использование артикуляционных и дыхательных гимнастик дает положительный результат.
Коммуникативные танцы-игры – это основной источник овладения невербальных коммуникативных навыков и приобщения к ритуалам, способствующим успешной социализации ребенка и позволяющим помочь решать задачи гендерного воспитания. В процессе разучивания дети учатся координировать свои движения и движения с партнером, следить за осанкой, взаимосвязью своих движений с музыкой и передачей движениями характера музыки, соблюдая правила. Все это способствует развитию произвольности и преодолению своего эгоцентризма.
В старшем дошкольном возрасте (к 6 годам) складывается психологический портрет личности, в котором важная роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной, а также креативности.
Креативность наиболее ярко проявляется в специфических видах детской деятельности: игре, конструировании, рисовании, лепке, музицировании, а также в речи.
Социальная компетентность ребенка к концу младшего дошкольного возраста характеризуется возросшим интересом и потребностью в общении, особенно со сверстниками, осознанием своего положения среди них.
Пятилетние «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменениями в живой и неживой природе, происхождением человека и т.д.), профессиональной деятельностью взрослых. Ребенок владеет способами построения замысла и элементарного планирования своей деятельности.
В области овладения родным языком для него характерны многообразные игры со звуками, рифмами, смыслами.
Физическая компетентность связана с возникновением интереса к выполнению необходимых гигиенических процедур, режиму дня, регулированию
двигательной активности, совершенствованию движений.
Эмоциональность пятилетнего ребенка отличается многообразием способов выражения своих чувств: радости, грусти, огорчения, удовольствия.
Ребенок способен проявить сочувствие, сопереживание, которые лежат в основе нравственных поступков.
Произвольность проявляется в том, что ребенок начинает регулировать свое поведение в соответствии с принятыми в обществе нормами; умеет довести начатое дело до конца (соорудить конструкцию, убрать игрушки, запомнить стихотворение, слова песни, правила игры и т.д.).
Самостоятельность проявляется в элементарном самообслуживании (одевании, раздевании, умывании), выполнении отдельных поручений.
Свобода поведения выражается в стремлении совершать независимые поступки, выбирать ту или иную деятельность, ее средства, партнеров (как детей, так и взрослых).
Приоритетным направлением в работе по музыкальному воспитанию детей с ТНР и ЗПР является восприятия музыки, эмоциональная отзывчивости на произведения.
Воспринимая музыкальное произведение в целом, ребенок постепенно начинает слышать и вычленять выразительную интонацию, изобразительные моменты и подбирать с помощью педагога одно-два определения для описания характера и выразительных особенностей произведения, обогащая словарный запас.
У детей подготовительного к школе возраста 6-7 лет, поступающих в дошкольное учреждение с ТНР и ЗПР нарушены: коммуникативная функция, низкий познавательный интерес и произвольность. Не сформирована координация элементарных движений, ориентация в пространстве на уровне соответствующем этому возрасту. В связи с этим, основная цель, стоящая перед педагогом, помочь освоить ребенку не только программу, соответствующую возрасту, но и овладеть всеми навыками и умениями, которые были не усвоены ранее.
Поэтому основной задачей музыкального воспитания детей данного возраста является приобщение их к разным видам музыкальной деятельности, формирование интереса к музыке, элементарных музыкальных способностей и освоение некоторых исполнительских навыков.
Особенное внимание отводится формированию восприятия музыки, эмоциональной отзывчивости на произведения, формированию умения воспринимать и сравнивать различные музыкальные произведения.
Двигательные, инструментальные импровизации, ритмодекламации, рисование музыки, изображение характера произведения в цвете, позволяют в легкой игровой форме освоить и закрепить навыки музыкального восприятия.
Дети данной возрастной группы, уже могут чисто интонировать мелодию, и способны освоить ряд певческих навыков. Первоосновой вокального воспитания является подражательное пение, поэтому ребенку нужно показывать хорошие образцы пения, продолжать учить слушать исполнение других, сравнивать свое пение с оригиналом и исправлять недостатки.
Особого внимания в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи требует работа над артикуляционным аппаратом и формированием правильного певческого и речевого дыхания, а также ритмико-мелодической стороны исполнения.
Песенное акапельное творчество, представленное в виде игры, позволяет детям данного возраста развивать свои вокальные навыки, мимику, помогают активизировать слуховое внимание и развить умение сравнивать свое, чужое пение с предложенными графическими моделями.
Все игры для детей с тяжелыми нарушениями речи несут коммуникативную направленность и способствуют формированию вербальных и невербальных навыков. Коммуникативные танцы-игры – это основной источник овладения невербальных коммуникативных навыков и приобщения к ритуалам, способствующим успешной социализации ребенка и позволяющим помочь решать задачи гендерного воспитания
Все основные разделы области «Музыка» невозможно представить без исполнительства на детских музыкальных инструментах, которое в каждом разделе решает свои коррекционные задачи. Это и обязательное развитие ощущения ребенком метрической пульсации, развитие тембрового, звуковысотного слуха, а также активизация поисковой, экспериментальной деятельности с созданием новых инструментов и поиску способов и приемов игры на них. Создание инструментальных импровизаций позволяет повысить интерес к деятельности, а также побуждает детей к творчеству, развивает связную речь в процессе оценки выступления других.
Результатом реализации рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников следует считать сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку: передача словами, цветом, инструментальной и двигательной импровизацией характера и выразительных
особенностей произведения, умение сравнить характер и выразительные особенности двух произведений.
Формирование координации музыки-слова-движения, навыков невербальной коммуникации с партнером и соблюдения правил игры, передача в инструментальных, двигательных и песенных импровизациях характера, настроения и выразительных особенностей произведения. Проявление желания, активности, самостоятельности и творчества в разных видах музыкальной деятельности.
К 7 годам существенно повышается уровень произвольности и свободы поведения, что связано с возросшими возможностями ребенка, его уверенностью в своих силах. Появляется более адекватная оценка успешности в разных видах деятельности (рисование, игра, конструирование) и стойкая мотивация достижения.
Он умеет заметить изменения настроения взрослого и сверстника, учесть желания других людей, способен к установлению устойчивых контактов со сверстниками.
Коммуникативная компетентность проявляется в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью
речевых и неречевых (жестовых, мимических, пантомимических) средств.
Интеллектуальная компетентность характеризуется способностью к практическому и умственному экспериментированию.
Интеллектуальная компетентность характеризуется способностью к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, установлению причинно-следственных связей и речевому планированию.
Ребенок свободно владеет родным языком (его словарным составом, грамматическим строем, фонетической системой) и имеет элементарные
представления о языковой действительности (звуке, слове, предложении и др.)
Компетентность в плане физического развития выражается в более совершенном владении своим телом, различными видами движений. Владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает их необходимость.
Ребенок 6 лет отличается богатством и глубиной переживаний, разнообразием их проявлений и в то же время большей сдержанностью эмоций. Эмпатия в этом возрасте проявляется не только в сочувствии и сопереживании другому человеку, но и в содействии ему.
Креативность. Ребенок способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа фантазии, движения, отличающихся оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью.
Инициативность проявляется во всех видах деятельности ребенка – общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании и др. он может выбирать по своему желанию, включиться в разговор, продолжить интересное занятие.
Самостоятельность проявляется в способности без помощи взрослого решать различные задачи, возникающие в повседневной жизни для реализации своего замысла. Самостоятельный ребенок не боится взять на себя ответственность, может исправить допущенную ошибку
Особенное внимание отводится формированию восприятия музыки, эмоциональной отзывчивости на произведения, формированию умения воспринимать и сравнивать различные музыкальные произведения. Развитие познавательного интереса происходит через знакомство с жанрами, характером музыки, ее выразительными особенностями, основными и сопутствующими художественными средствами, позволяющими ребенку осознать и воспринять произведение в целом. Двигательные, инструментальные импровизации, ритмодекламации, рисование музыки, изображение характера произведения в цвете, позволяют в легкой игровой форме освоить и закрепить навыки музыкального восприятия, повысить интерес и создать условия для его устойчивого характера к музыкальной деятельности.
1.4. Планируемые результаты освоения программы.
Целевые ориентиры данной Программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной Программы и исходя из ФГОС ДО предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности .
Художественно-эстетическое развитие
Ребенок 5-6 лет:
- Внимательно слушает музыкальное произведение, чувствует его характер; выражает свои чувства словами, рисунком, движением.
-Узнает песню по мелодии.
- Поет протяжно, произносит слова; вместе со взрослым начинает и заканчивает пение.
-Выполняет движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального
произведения; выполняет танцевальные движения: пружинка, подскоки, кружение по одному и в парах; движения с предметами (с
куклами, игрушками, ленточками).
- Инсценирует (совместно с воспитателем) песни, хороводы. Играет на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке.
Содержание " направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально
воспринимать музыку через решение следующих задач:
- развитие музыкально художественной деятельности;
- приобщение к музыкальному искусству.
Ребенок 6-7 лет:
- Различает жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня); звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка).
-Различает высокие и низкие звуки (в пределах квинты).
- Поет без напряжения, плавно, легким звуком; отчетливо произносит слова, своевременно начинает и заканчивает песню; поет в
сопровождении музыкального инструмента.
-Ритмично двигаться в соответствии с характером и динамикой музыки.
- Выполнять танцевальные движения: поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на
всей ступне на месте, с продвижением вперед и в кружении.
- Самостоятельно инсценирует содержание песен, хороводов; действует не подражая другому ребенку.
- Играет мелодии на металлофоне по одному и небольшими группами.
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
2.1.Описание образовательной деятельности детей в области " художественно - эстетическое развитие"
Музыкальная деятельность.
Содержание образовательной работы по ОО «Художественно-эстетическое развитие» музыкальная деятельность ориентировано на
разностороннее развитие дошкольников с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области. ОО «Художественно-эстетическое развитие»
Музыкальное развития детей с ТНР и ЗПР 5-6лет
Заложить основы гармоничного развития: способствовать развитию музыкально-сенсорных и творческих способностей. Воспитывать у детей желание заниматься различной музыкальной деятельностью. Развивать активное отношение к музыке на основе различных видов музыкальной деятельности, обогащать музыкальные впечатления и двигательный опыт. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку. Формировать начала музыкальной культуры.
Слушание (восприятие) музыки
-Знакомить с многообразием музыкальных форм и жанров.
-Совершенствовать навыки культурного слушания музыки, умение дослушивать произведение до конца, узнавать и запоминать его, рассказывать с помощью педагога, о чем это произведение.
-Совершенствовать умение различать громкую и тихую музыку, звучание детских музыкальных инструментов. Помочь детям разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них тембровый и динамический слух, чувство ритма.
Пение
-Учить детей получать радость от занятия пением.
-Развивать умение петь выразительно, без напряжения в голосе, протяжно, согласованно, чисто интонируя мелодию, в едином темпе, четко произнося слова.
-Практиковать коллективное и индивидуальное пение, с аккомпанементом и без него.
-Учить детей самостоятельно отвечать на музыкальные вопросы: «Как тебя зовут?», «Кто как поет?» (кошка, петушок, корова, щенок).
Музыкально-ритмические движения
-Формировать умение передавать характер музыки в движениях, отражать в движении развитие музыкального образа.
-Учить детей двигаться ритмично, в умеренном и быстром темпе, менять движения в соответствии с двухчастной и трехчастной формой музыкального произведения.
-Учить освоению танцевальных движений: прямой галоп, поскоки, пружинка, притопы; выставление ноги на носок, на пятку; кружение по одному, в парах.
-Учить хлопать в ладоши, перестраиваться из круга врассыпную и обратно; двигаться в и хороводах и парами по кругу
в танцах; выполнять различные плавные движения руками.
-Учить выполнять действия с предметами (флажками, шарами, ложками, кубиками, ленточками, султанчиками,
платочками, погремушками, куклами) в соответствии с музыкальным сопровождением.
-Учить детей инсценировать песни, выполнять образные движения в музыкальных играх и спектаклях.
Игра на детских музыкальных инструментах
-Обучать детей правильным приемам игры на детских музыкальных инструментах
(ложках, погремушках, треугольнике, колокольчиках, барабане, бубне, металлофоне).
Музыкальное развитие детей с ТНР и ЗПР детей 6-7 лет
Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, прививать интерес и любовь к ней. Формировать музыкальную культуру, знакомя с народной, классической и современной музыкой; с жизнью и творчеством известных композиторов. Продолжать развивать музыкальные способности, навыки пения и движения под музыку, игры на детских музыкальных инструментах.
Слушание (восприятие) музыки
-Учить различать жанры музыкальных произведений (песня, танец, марш), узнавать музыкальные произведения по вступлению, фрагменту мелодии.
-Учить различать звуки по высоте в пределах квинты, звучание различных музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка, балалайка, баян).
-Развивать умение слушать и оценивать качество пения и игру на музыкальных инструментах других детей.
Пение
-Обогащать музыкальные впечатления детей, развивать эмоциональную отзывчивость на песни разного характера.
-Совершенствовать певческие навыки, умение петь естественным голосом, без напряжения в диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы;
-Точно интонировать мелодию, ритмический рисунок, петь слаженно, учить брать дыхание между музыкальными фразами, четко произносить слова,
петь умеренно громко и тихо, петь с музыкальным сопровождением и без него.
- Продолжать формирование навыков сольного пения.
Музыкально-ритмические движения
-Развивать умение ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, регистрами, динамикой, темпом.
-Учить менять движения в соответствии с двух- и трехчастной формой музыки.
-Развивать умение слышать сильную долю такта, ритмический рисунок.
- Формировать навыки выполнения танцевальных движений под музыку (кружение,«ковырялочка», приставной шаг с приседанием, дробный шаг).
- Учить плавно поднимать руки вперед и в стороны и опускать их, двигаться в парах, отходить вперед от своего
партнера.
-Учить пляскам, в которых используются эти элементы.
-Прививать умение самостоятельно исполнять танцы и пляски, запоминая последовательность танцевальных движений.
-Учить отражать в движении и игровых ситуациях образы животных и птиц, выразительно, ритмично выполнять движения с предметами, согласовывая их с характером музыки.
Игра на детских музыкальных инструментах
-Отрабатывать навыки игры в ансамбле.
-Совершенствовать приемы игры на металлофоне и ударных инструментах, активизируя самостоятельность.
-Учить точно передавать мелодию, ритмический рисунок, одновременно начинать и заканчивать игру.
-Совершенствовать навык самостоятельного инструментального музицирования.
2.2 Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы.
Важнейшим условием реализации программы является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды. Пребывание в детском саду должно доставлять ребенку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными. Содержание образовательных процессов осуществляется с учетом основных видов деятельности. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов — как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.
Вариативность форм образовательной деятельности.
Виды деятельности | Возможные формы работы. |
Игровая | Сюжетные игры, игры с правилами, дидактические игры. |
Коммуникативная | Беседы, ситуативный разговор, отгадывание загадок, сюжетные игры, игры с правилами, коммуникативные танцы. |
Продуктивная | Мастерская по изготовлению муз.инструментов, реализация проектов, изготовление атрибутов |
Музыкально-художественная. | Импровизация, муз. дидактические игры, слушание, подвижные игры с сопровождением, имитационные движения, разучивание. |
Двигательная. | Подвижные игры с правилами, игровые упражнения, танцевальные движения. |
Восприятие худ. литературы. | Чтение, разучивание, театрализация, обсуждение, постановка проблемной ситуации. |
2.3. Описание образовательной деятельности разных видов и культурных практик.
Организация образовательного процесса в ДОУ строится с учетом национально-культурных, демографических, климатических особенностей. В процессе организации различных видов детской деятельности дети получают информацию о климатических особенностях северного региона, об особенностях растительного и животного мира, знакомятся с традициями и обычаями коренных народов севера, историей родного края.
Содержательный аспект образовательной деятельности, отражающий специфику национально-культурных, демографических, климатических особенностей северного региона, который находит свое отражение в Образовательной программе ДОУ, обеспечивается следующими методическими пособиями:
- «Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности». Учебное пособие. Под ред. А.А. Остапца, Г.Н. Абросимовой – М.: АРКТИ
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живем в России" – М.: «Издательство Скрипторий» 2008г.
- Методические разработки регионального компонента по теме «Малая Родина – город Елизово» - МБДОУ «Детский сад №14 «Сказка»
Образовательный процесс осуществляется на русском языке. Деятельность ДОУ с учетом климатических условий, в учреждении разработан режим пребывания детей с учетом холодного и теплого времени года.
Группы общеразвивающей и комбинированной направленности сформированы по возрастному принципу. Особенности реализации образовательного процесса находят свое отражение в выборе модели соотношения основной и вариативной части образовательной программы.
В группах комбинированной направленности используется модель, включающая обязательную часть для детей с ТНР. Часть программы, формируемая участниками образовательного процесса, ориентирована на обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях.
В части программы, формируемой участниками образовательного процесса, в группах общеразвивающей и комбинированной направленности введено содержание с учетом региональных особенностей. Дети получают информацию об особенностях природы, истории и культуры родного края.
2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы
Совместные проекты детей, родителей и педагогов; организация детской исследовательской деятельности детей.
2.5. Коррекционно-развивающая работа с детьми с ЗПР и ТНР
Коррекционная работа обеспечивает:
- выявление особых образовательных потребностей детей с ТНР и ЗПР, обусловленных недостатками в их психофизическом и речевом развитии;
- осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи воспитанникам с ТНР и ЗПР с учетом их психофизического, речевого развития, индивидуальных возможностей и в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;
- возможность освоения детьми с ТНР и ЗПР адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования.
Способы реализации коррекционной работы:
- определение особых образовательных потребностей детей с ТНР и ЗПР, обусловленных уровнем их речевого развития и степенью выраженности нарушения;
- использование развивающих гимнастик:
- артикуляционная
- пальчиковая
- использование в работе здоровьесберегающих технологий:
- валеологические песенки-распевки
- логоритмика
- дыхательные упражнения
- релаксация
- использование элементов музыкально-ритмических упражнений на индивидуальных коррекционных занятиях с детьми;
- использование музыкально-дидактических игр на развитие слухового внимания, звуковысотного и фонематического слуха.
(Содержание коррекционно-развивающей работы в приложении №4)
3. Организационный раздел.
3.1. Сетка групповых и индивидуальных занятий.
понедельник | вторник | среда | четверг | Пятница. |
10.30-11.00 - инд. занятия с детьми. 11.00-12.00 - консультации с воспитателями. | 16.00-17.00 – подготовка и проведение развлечений | 8.45 - утр. Гимнастика 10.00-10.25-групповое занятие 11.00-12.00- консультации со специалистами (логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре) | 15.40-16.05 – групповое занятие | 8.45 - утр. гимнастика 10.00-10.30 - инд.занятия с детьми. |
3.2 Традиционные праздники и развлечения.
Проведение праздников и развлечений в ДОУ формирует у воспитанников положительные эмоций.
Задачи:
Формирование мотивации к музыкальной деятельности через пение, движение, игру, творчество и музицирование.
Формирование у детей мотивации к творчеству через театрализацию.
Формирование мотивации к музыкальной деятельности через знакомство с художественно-выразительными особенностями народных инструментов.
Знакомство детей с особенностями русских традиций и народных праздничных гуляний.
Знакомство детей с традициями игры на народных инструментах.
Обогащение словарного запаса ребёнка
План проведения праздничных утренников и музыкальных вечеров досуга (Приложение №2)
3.3. Перспективное планирование по музыкальному развитию.
Задачи музыкального развития воспитанников шестого года жизни с ТНР и ЗПР:
-Вызывать и поддерживать интерес к музыке, развивать музыкально – эстетические потребности, начало вкуса. Побуждать к оценке музыки (эмоциональной, словесной).
- Учить внимательно, слушать музыкальное произведение, чувствуя его характер.
-Петь протяжно, подвижно, чётко произносить слова. Чисто интонировать мелодию песни, вместе начинать и заканчивать пение.
-Выполнять движения отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двух частной формой музыкального произведения.
-Выполнять танцевальные движения: пружинку, поскоки, движения парами по кругу, кружиться по одному и парах, притопы и пере топы, выставление каблучка, носочка.
-Воспитывать интерес к музицированию.
-Уметь играть на металлофоне на одном или двух звуках, играть в шумовом оркестре на различных инструментах (деревянные ложки, бубны, треугольники, трещотки, коробочки и т.д.).
-Развивать творческую активность детей, уметь инсценировать совместно с воспитателем песни, игровые образы.
Перспективное планирование приложение №3:
Ожидаемый результат усвоения программы:
К концу года дети должны уметь:
Музыкально-ритмические движения: уметь выполнять знакомые движения под незнакомую музыку, тем самым проявляя творчество.
Развитие чувства ритма, музицирование: уметь пропеть простейший ритмический рисунок .
Слушание: уметь различать двухчастную форму, уметь определять простыми словами характер произведения.
Распевание, пение: узнавать песню по вступлению, по мелодии, сыгранной или спетой без слов, уметь начинать и заканчивать пение с музыкой, аккомпанировать себе на музыкальных инструментах.
Пляски, игры, хороводы: дети должны хорошо усвоить простейшие танцевальные движения и уметь самостоятельно их выполнять в творческих плясках, уметь выразить в движении образы героев игр и хороводов. Начинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыки.
Задачи музыкального развития детей седьмого года жизни с ТНР и ЗПР.
-Расширять знания детей о музыке. Накапливать опыт восприятия произведений мировой культуры разных эпох и стилей, народной музыке. Вызывать сопереживания музыке, проявления эмоциональной отзывчивости.
- Различать жанры музыки: марш, песня, танец. Различать части музыкального произведения: вступление, проигрыш, заключение, припев, запев.
-Развивать звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух.
-Петь выразительно без напряжения плавно, лёгким звуком в диапазоне ре 1 октавы – ля(до) 2 октавы, брать дыхание перед началом песни и между музыкальными фразами, произносить отчётливо слова, точно вступать и заканчивать песню.
-Уметь ритмично двигаться в соответствии с различным характером и динамикой музыки, самостоятельно менять движения в соответствии с двух, трёх частной формой музыки и музыкальными фразами.
-Выполнять танцевальные движения: поочерёдное выбрасывание ног в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперёд и в кружении, боковой галоп, переменный шаг, приставной шаг.
-Развивать интерес к игре на музыкальных инструментах. Играть в оркестре на различных инструментах. Закрепить навык игры на металлофоне (сольное, ансамблевое исполнение).
-Развивать творческое воображение при игре на музыкальных инструментах.
-Самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов.
-Действовать самостоятельно, не подражая, друг другу, развивать творческую активность детей.
Перспективно планирование Приложение№4:
Ожидаемый результат усвоения программы:
К концу года дети должны уметь:
Музыкально- ритмические движения:
-Уметь различать двух частную неконтрастную музыку
-Самостоятельно менять движения по частям и музыкальным фразам
-Уметь энергично ходить, легко бегать, ритмично прыгать, выполнять различные махи руками и выбрасывание ног, кружиться под руку, выполнять «ковырялочку», притопы.
-Уметь использовать знакомые движения в творческих плясках, оценивать качество выполняемых движений.
Развитие чувства ритма, музицирование:
-Дети должны узнавать песню, выложенную графически
-Самостоятельно выложить и сыграть ритмический рисунок, изобразить ритмически свое имя.
-Исполнять простейшие импровизации на музыкальных инструментах.
Слушание музыки:
-Усвоить понятие «жанровая музыка» и определять на слух танец, марш, песню.
-Различать трехчастную контрастную и неконтрастную музыку.
-Уметь охарактеризовать музыкальное произведение по динамике, тембровой окраске, ритму, темпу.
-Уметь отображать свои впечатления в рисунке.
Пение:
-Узнавать знакомые песни по вступлению, по мелодии. Петь, соблюдая ритмический рисунок песни.
-Петь эмоционально, выразительно, передавая характер песни. Петь с динамическими оттенками
-Петь согласованно, всем вместе, подгруппами, по цепочке, соло, дуэтом. Правильно брать дыхание.
-Уметь слушать вступление и начинать петь сразу после его окончания.
3.4. Особенности взаимодействия педагога с семьями воспитанников
Взаимодействие с семьями детей строятся на основе сотрудничества и направлено на осуществление полноценного развития ребенка, создание равных условий образования детей не зависимо от достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды и на выполнение функции сплочения общественного и семейного дошкольного образования. ФГОС ДО ориентирует родителей на участие в реализации программы, для создания своевременного развития ребенка. Родители являются участниками всех проектов, независимо от того какая деятельность в них доминирует.
Основными формами взаимодействия с родителями воспитанников по реализации образовательных областей являются:
-Организация и проведение конкурсов и выставок детского творчества.
-Анкетирование родителей с целью изучения их представлений об эстетическом воспитании детей.
-Организация тематических консультаций, папок-передвижек, раскладушек по разным направлениям музыкально-эстетического воспитания ребёнка.
-Участие родителей и детей в театрализованной деятельности: совместная постановка спектаклей, создание условий, организация декораций и костюмов.
-Проведение музыкальных праздников, досугов с привлечением родителей.
-Организация совместных посиделок.
Циклограмма взаимодействия с родителями на 2017-2018г.г. (Приложение№3)
3.5. Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды.
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Предметно - пространственная среда музыкального зала обеспечивает возможность общения детей и взрослых во время совместной деятельности, не препятствует двигательной активности, как всей группы, так и малых групп.
Оснащена средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе, расходными игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).
Развивающая предметно-пространственная среда трансформируется в зависимости от времени и года и предстоящих событий, полифункциональна , доступна и безопасна. Соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
3.6. Методическое обеспечение средствами обучения и воспитания.
Вид музыкальной деятельности | Учебно-методический комплекс. |
1. Восприятие: | 1. О.П. Радынова «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические рекомендации. – М., 1999. 2. О.П. Радынова. Конспекты занятий и развлечений в 12 частях (2-х томах). – М., 2000. 3. О.П. Радынова «Мы слушаем музыку» комплект из 7 аудиокассет. 4. Портреты русских и зарубежных композиторов 5. Наглядно - иллюстративный материал: - сюжетные картины; - пейзажи (времена года); - комплект «Мир в картинках. Музыкальные инструменты» («Мозаика-синтез»). |
2. Пение: музыкально-слуховые представления (наглядность) | «Птица и птенчики»; «Мишка и мышка»;«Чудесный мешочек»; «Курица и цыплята»;«Петушок большой и маленький»; «Угадай-ка»; «Кто как идет?» «Музыкальное лото «До, ре, ми»; «Лестница»; «Угадай колокольчик»; «Три поросенка»; «На чем играю?»; «Громкая и тихая музыка»; «Узнай какой инструмент» |
- ладовое чувство | «Колпачки»; «Солнышко и тучка»; «Грустно-весело» |
- чувство ритма | «Прогулка»; «Что делают дети»; «Зайцы» «Ритмическое эхо»; «Наше путешествие ; «Определи по ритму» |
3. Музыкально-ритмические движения | 1. Усова О.В. Методическое пособие «Театр танца» (приложение к программе О.В. Усовой.«Развитие личности ребенка средствами хореографии»), 2000. 2. Усова О.В. «Театр танца» комплект из 6 дисков. |
Перечень парциальных программ и технологий | 1. «Камертон» программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э. П. Костина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. 2. Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки», младшая группа. СПб.: Изд-во «Композитор», 1999. 3. Куцакова Л.В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка – дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого: / Музыка и музыкальная деятельность / В мире прекрасного: Програм.-метод. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2004. – («Росинка»). 4. Мерзлякова С.И. «Волшебный мир театра». Программа развития сценического творчества детей средствами театрализованных игр и игровых представлений». – М.: «Владос», 1999. 5. Меркулова Л.Р. «Оркестр в детском саду». Программа формирования эмоционального сопереживания и осознания музыки через музицирование. – М., 1999. 6. Петрова В.А. «Малыш». Программа развития музыкальности у детей раннего возраста (третий год жизни). – М.: «Виоланта», 1998. 7. Радынова О.П. «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические рекомендации. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – (Музыка для дошкольников и младших школьников.) 8. Сауко Т.Н., Буренина А.И. «Топ-хлоп, малыши»: программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет. – СПб., 2001. театрального искусства. – М.: МИПКРО, 1995. 9. Тарасова К.В. , Нестеренко Т.В. , Рубан Т.Г. «Гармония». Программа развития музыкальности у детей. – М.: Центр «Гармония», 1993. 10. Трубникова М.А. «Играем в оркестре по слуху». – М.: Центр «Гармония», 1994.
|
Перечень пособий | 1. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 240 с., нот. – (Б-ка воспитателя дет.сада). 2. Коренева Т.Ф., «Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста» в 2частях. – Учеб.-метод. пособие. (Воспитание и дополнительное образование детей). – (Б-ка музыкального руководителя и педагога музыки). - М.: Гуманит. изд.центр «ВЛАДОС», 2001. – ч.1. – 112с.: ноты. 3. Петрова В.А. Музыка-малышам. – М.: Мозаика-Синтез, 2001. 4. Петрова В.А., Мы танцуем и поем. – М.: Карапуз, 2003. 5. Фольклор – музыка – театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Программ.-метод. пособие / под ред. С. И. Мерзляковой. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003г. – 216 с.: ил. (Воспитание и доп. образование детей) 6. Т.Ф. Коренева «Музыкально - ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста» в 2частях. Учеб.-метод. Пособие. (Воспитание и дополнительное образование детей). (Б-ка музыкального руководителя и педагога музыки). М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001. – ч 1. – 112с.: ноты. Методическое обеспечение программы В.А. Петровой «Малыш»: В .А . Петрова Музыка - малышам. – М.: Мозаика-Синтез, 2001. В .А . Петрова «Мы танцуем и поем ». – М.: «Карапуз», 1998. Пособия для педагогов Методическое обеспечение программы О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры»: О .П . Р а д ы н о в а «Музыкальное развитие детей » в 2 частях. – М.: «Владос», 1997. «Мы слушаем музыку». Учебное пособие. Комплект из 6 аудиокассет с методическими рекомендациями (сост. О. П. Радынова). – М.: 1997. Методическое обеспечение программы К.В. Тарасовой «Синтез»: «Хрестоматия музыкального репертуара». Пятый год жизни. – М.: Центр «Гармония», 1993. «Хрестоматия музкального репертуара ».6 год жизни. – М.: «Виоланта», 1998. «Сиситема музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/авт.сост. О.Н. Арсеньевская.-Волгоград:Учитель, 2011. |
ПРИЛОЖЕНИЯ:
Приложение №1: Список детей
№ | Ф.И.О. ребенка | Дата рождения | Рекомендуемая образовательная программа ПМПК . | Место жительства. |
1 | Асташкин Кирилл | |||
2 | Белобородов Влад | |||
3 | Васкул Мирон | |||
4 | ВолченкоТимур | |||
5 | Денисова Диана | |||
6 | Дунин Тимофей | |||
7 | Зомирфилд Арина | |||
8 | Клопов Андрей | Воспитание и обучение по адаптированной общеобразовательной программе ДОУ для детей с ЗПР и ТНР. | ||
9 | Крапивный Георгий | |||
10 | Курденко Лев | |||
11 | Леонова Даша | |||
12 | Мамонов Тимур | |||
13 | Рожков Максим | |||
14 | Тимкин Семен | |||
15 | Ухань Злата | |||
16 | Яковлев Максим | Воспитание и обучение по адаптированной общеобразовательной программе ДОУ для детей с ЗПР и ТНР. | ||
17 | Яресько Кристина |
Приложение №2
Перспективный план проведения праздничных утренников и музыкальных вечеров досуга
на 2017-2018 учебный год
| Месяц проведения | Мероприятие | Ответственные за проведение |
1 | сентябрь | Наша новая группа Развлечение, посвященное переходу в новую группу (знакомство с новыми детьми, воспитателями, названием возрастной группы), песни, игры, танцы. | Воспитатели Музыкальный руководитель |
2 | октябрь | Осенний праздник: «Осень-запасиха, зима-побериха» | Воспитатели Музыкальный руководитель |
3 | ноябрь | «Мама –это главное слово»- Концерт ко Дню матери | Воспитатели Музыкальный руководитель |
4 | декабрь | Новогодний праздник: «Приключения у Новогодней елки» | Воспитатели Музыкальный руководитель |
5 | январь | «Зимние игры-забавы» - развлечение совместно с физкультурой | Воспитатели Музыкальный руководитель Инстр. по физкультуре |
6 | февраль | «Смотр строя и песни» - развлечение совместно с физкультурой, посвященное Дню защитника Отечества | Воспитатели Музыкальный руководитель Инстр. по физкультуре |
7 | март | Праздник к 8 Марта: «Мамин праздник» | Воспитатели Музыкальный руководитель. |
8 | апрель | Неделя театра | Воспитатели Музыкальный руководитель |
99 | май | «Парад Победы» - мероприятие, посвященное Дню Победы «Папа, мама, я – дружная семья» - праздник ко Дню семьи | Воспитатели Музыкальный руководитель |
ПРИЛОЖЕНИЕ№3.
Циклограмма взаимодействия с родителями на 2017-2018г.г.
«Что должны знать и уметь дети разных возрастов». Анкетирование родителей.
«Что такое музыкальность?» и «Какую музыку должен слушать ваш ребёнок»
Привлечение родителей к изготовлении костюмов и распределению ролей.
| Родительские собрания в группах. Консультации для родителей. Анкета для родителей. Круглый стол Консультация Консультации Рекомендации в рамках родительского собрания | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь |
музыкой.
Советы тем, кто хочет научиться петь. Что такое петь чисто. Охрана детского голоса.
Практические занятия для родителей по ознакомлению с методами и приёмами музыкального развития детей.
Как устроить домашний театр «Как играть в сказку» Как смотреть и оценивать спектакль.
| Папка - раскладушка Консультации Открытое занятие, Концерт для родителей «Семейные вечера» Показ постановки «Муха-Цокотуха» Совместное изготовление атрибутов к проведению мероприятия | Январь Февраль Март Апрель Май |
ПРИЛОЖЕНИЕ №4.
Этапы реализации коррекционно-развивающей музыкально-оздоровительной работы
1 этап Организационный | Изучение литературы по данной проблеме, накопление методического материала, изготовление пособий |
2 этап Диагностический | Выявление начального уровня развития музыкальных способностей детей, степени заинтересованности тем или иным видом музыкальной деятельности, роли музыкального воспитания в семье |
3 этап Практический | Планирование индивидуальных и групповых занятий с учетом результатов диагностики. Разработка музыкальных и логоритмических занятий с использованием здоровьесберегающих технологий, сборника валеологических песен, пальчиковых и речевых игр с музыкой, комплексов игрового массажа, артикуляционной дыхательной гимнастики, оздоровительных упражнений |
4 этап Обобщающий | Исследование результатов практической деятельности |
Вид деятельности, задачи, оздоровительные функции | Методический материал |
Дыхательная гимнастика- упражнения на развитие дыхания играют важную роль в систем оздоровления детей с ТНР и ЗПР. Ослабленное дыхание не дает ребенку полностью проговаривать фразы, правильнг строить предложения, даже петь песни – приходится вдыхать воздух чаще. Основные задачи:
Оздоравливающее воздействие:
| Комплекс упражнений: «Ладошки», «Погончики», «Насос», «Кошки» (приседания с поворотом), «Обними плечи», «Большой маятник» (Неваляшки) |
Артикуляционная гимнастика – способствует тренировке движений, необходимых для правильного произношения звуков, слогов, целых слов Задачи:
| Гимнастики: «Утро с котиком Рыжиком», «Жаба Квака», «Балалайка», «Лошадка моя» |
Игровые фонопедические упражнения –активизация фонационного выдоха, то есть связь голоса с дыханием Оздоравливающее воздействие:
| Упражнения: «Согревалочка», «Вопрос – ответ», «Посчитаем», «Ракета», «Песня», «Здравствуйте» |
Игровой массаж –проводится под музыку со словами. Цель: научить детей посредством игрового массажа благотворно влиять на внутренние органы: сердце, легкие, печень, кишечник, воздействуя на биологически активные точки тела Оздоравливающее воздействие:
| Игровой массаж с пением: «Птичка», «Осень» «Веселый музыкант», «Кошкин дом», «Капуста», «Мишки играют» |
Пальчиковые игры –существует прямая связь между движением рук и произнесением слов. Речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Также на ладонях находятся важные биологически активные точки для всего организма. Задачи:
| «Подружились пальчики», «Песочный дом», «Зайка», «Взгляни на пальчики свои..» и др. |
Речевые игры –помогают детям овладеть всем комплексом выразительных средств музыки (ритм, темп, динамика, артикуляция) Задачи:
| Игры со звучащими жестами: «Солнышко» «Листопад» «Дождь», «Пчелы водят хоровод» и др. Игры с музыкальными инструментами: «Кукольный оркестр», «Матрешки и Петрушка», «Снежный оркестр» Игры с движением: «Снеговик», «Согревалочка», «Волки и зайцы» и др. |
Музыкотерапия –способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Различают (двигательные импровизации под разного характера музыку) и пассивную (прослушивание стимулирующей, успокаивающей музыки ). | Упражнения для релаксации: «Потягушки», «Котята», «Маленькие детки», «Баюкалка» и др. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Крупные возможности мелкой моторики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья .
Исследования ученых обращают внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именн...
Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»
На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...
Рабочая программа по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Физическая культура, как вид адаптивной физической культуры предназначена для удовлетворения комплекса потребностей человека с отклонениями в состоянии здоровья. Главными из них являются само актуализ...
Рекомендации по составлению индивидуальной программы коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (с ОВЗ).
Методическое пособие предназначено для педагогов и специалистов дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Представлена примерная...
Программа «ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Различные виды продуктивной деятельности имеют большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение. Огромные возможности, на всех этапах развития ребенка, заключает в себе ручной труд....
Парциальная образовательная программа «Правила поведения на дороге» для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Встал малыш на ноги – он уже пешеход.Сел ребенок на велосипед – он уже водитель.Поехал в автобусе – он уже пассажир.И везде его подстерегает опасность....
Адаптированная программа педагога-психолога по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Адаптированная программа педагога-психолога по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья...