Адаптированная программа для работы с детьми 6 лет с ЗПР
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Данная программа предназначена для работы с ребенком 6 лет с задержкой психического развития, посещающим группу общеобразовательной направленности в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dlya_detey_s_zpr.docx | 70.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №5 «Радуга»
Утверждаю:
Заведующая МБДОУ
детского сада №5
«Радуга»
________Е.В.Куртасова
«______»_______2019г.
Адаптированная программа
индивидуального логопедического сопровождения ребенка старшего дошкольного возраста с ЗПР (сложной структурой дефекта)
Срок реализации 1 год.
Составитель:
учитель-логопед: Курепина Н. А.
Жердевка
2019 г.
СОДЕРЖАНИЕ
I. Целевой раздел | 3 | |
1.1. | Пояснительная записка | 3 |
1.1.1. | Цели и задачи программы | 3 |
1.1.2. | Принципы и подходы к формированию программы | 4 |
1.2. | Планируемые результаты | 5 |
II. Содержательный раздел | 7 | |
2.1. | Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях | 7 |
2.2. | Взаимодействие с родителями | 7 |
2.3. | Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционно-развивающего процесса | 8 |
2.4. | Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР | 8 |
III | Организационный раздел | |
3.1. | Организация развивающей предметно-пространственной среды | 13 |
3.2. | Финансовые условия реализации программы | 13 |
3.3. | Планирование образовательной деятельности | 13 |
3.4. | Перечень литературных источников | 18 |
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка
Современная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обусловливающим адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка. Дети с задержкой психического развития - многочисленная категория, разнородная по своему составу. В структуре отклоняющегося развития отмечаются как признаки органического нарушения центральной нервной системы, так и признаки ее функциональной незрелости.
Данная программа предназначена для работы с ребенком 6 лет с задержкой психического развития, посещающим группу общеобразовательной направленности.
Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности каждого ребенка.
Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе. Это достигается за сет реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с модификации общеобразовательных задач и всего комплекса коррекционо-развивающей работы с учетом особенностей психофизического развития детей с задержкой психического развития.
Планирование данной программы составлено на основе
- Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.В.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой,
- основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ детский сад № 5 «Радуга»,
- Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» Шевченко С.Г (М.2005)
Данная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для ребенка дошкольного возраста 6 лет с ЗПР. Срок реализации программы рассчитан на 1 год.
- Цели и задачи программы
Цель программы
Целью программы является построение системы коррекционно-развивающей логопедической работы для ребенка с задержкой психического развития 6 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов ДОУ и родителей (законных представителей) дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена:
-на обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у дошкольников старшего возраста с задержкой психического развития и выравнивание их речевого и психофизического развития, всестороннее гармоничное развитие;
-предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников, и обеспечение равных стартовых возможностей воспитанников для поступления в школу;
- осуществление своевременного и полн6оценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Реализация цели осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:
- образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
- образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных процессов;
- самостоятельная деятельность детей;
- взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей программы.
Задачи
В процессе коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР решаются следующие задачи:
- формирование полноценной фонетической системы языка (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия);
- подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
- уточнение, расширение и обогащение лексического запаса, то есть практическое усвоение лексических средств языка;
- развитие навыков связной речи;
-развитие коммуникативности и достижение успешности в общении.
Помимо задач коррекционно-развивающего обучения, всестороннего развития интеллектуально-волевых качеств и формирование базовых психических процессов, основной задачей программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками речевого общения, что формирует психологическую готовность к обучению в школе.
- Принципы и подходы к формированию Программы:
в основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;
-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
-содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество организации с семьей;
-приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
-возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, этнокультурной ситуации развития детей).
Система коррекционной работы построена в соответствии с Законом РФ «Об образовании», в котором отражены основные принципы обучении:
-принцип развивающего обучения (формирование зоны ближайшего развития);
-принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
-принцип генетический, раскрывающий общие закономерности развития детской речи, применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза;
-принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения;
- деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка с отклонениями в речи;
-принцип индивидуальности;
- принцип доступности;
-принцип интеграции.
1.2.Планируемые результаты:
Детям с ЗПР свойственна пониженная обучаемость, однако они способны использовать помощь взрослого, переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие ситуации.
Большую роль в структуре дефекта играют речевые нарушения, которые характеризуются определенными чертами. Так, у детей с ЗПР позднее, чем у нормально развивающихся сверстников, возникает период детского словотворчества. В речи дети с ЗРП в основном используют существительные и глаголы, причем предметный и глагольный словарный запас низкий, неточный. Многие исследователи отмечают недостаточную сформированность грамматического строя речи детей с ЗПР.
Речь детей с ЗПР характеризуется также нарушениями звукопроизносительной стороны, отмечается низкий уровень ориентировки в звуковой действительности речи, трудности в дифференциации звуков, а также трудности в овладении звуковым анализом. Следующей особенностью детей данной категории является своеобразие связной речи. Дети испытывают трудности в составлении рассказов по картинкам, пересказ сложен для них, многим детям не удается выполнение задания на составление творческого рассказа, рассказа-описания. Для речи детей с ЗПР характерна неосознанность и непроизвольность построения фразы как высказывания в целом, дети не дают развернутого ответа на вопрос, часто в ответах основная мысль перебивается посторонними суждениями.
У детей с ЗПР недостаточно сформированы регулирующая и планирующая функция речи. неполноценность речевой деятельности детей с ЗПР связана с недостаточной сформированностью основных этапов порождения речевого высказывания.
отмечается неполноценность не только спонтанной, но и отраженной речи этих детей.
К концу обучения дети должны научиться:
- понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
-фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
-правильно передавать слоговую сторону слов, используемых в самостоятельной речи;
- пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
-владеть элементарными навыками пересказа; диалогической речи, словообразования, элементам грамоты в пределах программы;
-грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка (предложные, родовидовые окончания слов, должны проговариваться четко: простые и почти все сложные предлоги должны употребляться адекватно);
- использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений…);.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения рабочей программы учителя-логопеда с ребенком с ЗПР.
Интегративные качества
Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.
Сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности.
Любознательный и активный.
Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. Задает вопросы, способен самостоятельно действовать, обращается за помощью к взрослому.
Эмоционально отзывчивый.
откликается на эмоции близких людей. сопереживает сказкам. Эмоционально реагирует на художественные произведения
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения. Овладевает диалогической речью и средствами общения.
Способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
Соблюдает правила поведения на улице, в общественных местах. Понимает требования «хорошо и плохо» взрослых.
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
Применяет усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач.
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.
Имеет представления о себе, собственной принадлежности, принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях, традициях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.
Овладевший необходимыми умениями и навыками.
У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов деятельности.
Система мониторинга
Система мониторинга достижения ребенком планируемых результатов осовения Программы должна:
-обеспечивать комплексные подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы:
-исследовать физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка;
не приводить к переутомлению и не нарушать ход образовательного процесса;
-позволяет осуществлять объективную оценку динамики достижения детей в оптимальные сроки.
используется сочетание следующих методов получения данных:
-низко формализованные методы (наблюдение, беседа…)
-высоко формализованные (тесты).
подбор диагностических методик осуществляется специалистом и одобряется на педагогическом совете.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка. (см. Адаптированную образовательную программу ДОУ)
2.2. Взаимодействие с родителями
основные задачи:
-повышение педагогической культуры родителей;
-наличие теоретических знаний;
-наличие практических знаний, умений и навыков;
-повышение статуса педагога.
Формы работы
-родительские собрания,
-анкетирование
-информационные стенды и папки-передвижки,
-консультации,
-открытые занятия,
-семинары-практикумы.
2.3. Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса (см. Адаптированную основную программу ДОУ)
Связь с другими образовательными областями
Физическая культура | Развитие свободного общения со взрослым и детьми в части необходимости двигательной активности и физического совершенствования,; игровое общение. |
Здоровье | Развитие свободного общения со взрослым и детьми по поводу здоровья и ЗОЖ человека |
Безопасность | Развитие свободного общения со взрослым и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания помощи другому.. |
Социализация | Развитие свободного общения со взрослым и детьми в части формсирования первичных ценностных представлений: о себе, семье, общесте, государстве, а также соблюдение элементарных общепринятых норм поведения |
Труд | Развитие свободного общения со взрослым и детьми в процессе трудовой деятельности, знакомство с трудом взрослых; развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми |
Чтение художественной литературы | Развитие свободного общения со взрослым и детьми по поводу прочитанного, практическое овладение нормами русской речи |
Художественное творчество | Развитие свободного общения со взрослым и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности |
Музыка | Развитие свободного общения со взрослым и детьми по поводу музыки |
2.4. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР
(сентябрь-ноябрь)
Лексика:
1. познакомить с помещением детского сада, расширить представления о труде работников детского сада;
2. углубить представления об осени: состояние погоды осенью, осенние явления природы, поведение птиц и зверей, особенности труда людей осенью;
3. закрепить и расширить обобщающее представления об овощах и фруктах, уточнить название распространенных плодов-овощей и фруктов, сборе урожая, заготовке овощей и фруктов на зиму;
4. закрепить и расширить обобщающее представление об игрушках, уточнить название распространенных игрушек, особенностях их внешнего вида, материала из которого они сделаны; учить игровым действия и правилам обращения с игрушками;
5. расширить представления о названии частей тела и их назначении; учить понимать и осознавать свой возраст и пол, сформировать представления об охране здоровья и гигиене тела; уточнить понятия «предметы гигиены», расширить словарь по данной теме;
6. закреплять понятия «животные», обобщающее понятие «дикие животные», уточнить название распространенных животных леса; познакомить с особенностями внешнего вида, способами защиты от врагов, питания, передвижения, названий детенышей, способах голосоподачи; учит устанавливать связи между особенностями внешнего вида, поведения животных и условиями подготовки к зиме.
Работа над понимание речи.
Развитие понимания устной речи.
- развивать у детей умение вслушиваться в обращенную речь;
- учить выделять названия предметов, действий, некоторых признаков;
- формировать понимание обобщающего значения слов;
- готовить детей к овладению диалогической и монологической речью.
Развитие грамматического строя речи:
1.учить составлять простое нераспространенное предложение по демонстрируемому действию по картинке;
- учить выявлять действие и лицо, производящее действие, по вопросам кто? Что делает?;
- формировать умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных;
- учить образовывать мн.ч. существительных в именительном и родительном падежах;
- учить подбирать эпитеты и действия к понятиям;
- учить подбирать слова антонимы;
- учить образовывать и правильно употреблять в речи относительные прилагательные;
- учить согласовывать существительные с числительным;
- формировать навык согласования существительного с местоимением миой, моя, моё;
- учить употреблять конструкции винительного падежа
(кто? –что делает? –что?), дательного падежа (кто? что делает? что? –кому?); творительного падежа (кто с чем?, кто с кем?, чем? кем?);
11.Формировать навык практического употребления в речи предлогов в, на, под, у, с, без;
12.учить согласовывать существительные с прилагательными.
Обучение связной речи:
1.разучивание стихов и загадок по лексическим темам;
2. учить составлять простые предложения по картинке, по демонстрации действия, на заданную тему;
3. совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи, умение задавать вопросы и правильно отвечать на них;
4. развивать умение составлять по предложенному алгоритму сравнительное описание двух предметов, рассказы описания по всем лексическим темам; 5.пересказывать небольшие рассказы по плану.
Звукопроизношение и фонематическое восприятие:
- с помощью упражнений общей и специальной артикуляционной гимнастики, подготовить артикуляционный аппарат к формированию правильной артикуляции звуков;
2. осуществлять работу по постановке и начальному закреплению отсутствующих звуков;
3. познакомить с неречевыми и речевыми звукаими, ораганами артикуляционного аппарата и понятием «звук»;
4. познакомить с понятием «слово»;
5. уточнить дифференциацию понятий «звук», «слово»;
6. познакомить с понятием «гласный звук»;
7. уточнить произношение звуков: [а], [у];
- учить различать звуки на слух и в произношении;
- упражнять в умении анализировать сочетания гласных звуков, определять их
количество и последовательность;
- упражнять в подборе слов на заданный звук.
(декабрь-март)
1. углубить представления о зиме, состоянии погоды, явлениях зимней погоды, повадках животных и зимующих птиц;
2. закрепить понятие «птицы», обобщающее понятие «зимующие птицы», уточнить названия распространенных зимующих птиц, особенности внешнего вида, повадки;
3. расширить представления о новогоднем празднике;
4. уточнить и расшить обобщающее понятие «одежда» и ее назначение;
5. уточнить и расшить обобщающее понятие «обувь» и ее назначение;
6. расширить представление об обобщающем понятии «домашние животные»;
7. углубить представление о весне, состоянии погоды весной, явлениях природы.
8. расширить представление о первом весеннем празднике 8Марта;
9. расширить представление о семье, родственных отношениях, обязанностях…;
10.уточнить и расширить обобщающее понятие по теме «мебель»;
11.уточнить и расширить обобщающее понятие по теме «посуда».
Работа над пониманием речи:
- развивать умение понимать смысл слова, выбирать из двух слов наиболее подходящее по смыслу;
- учить понимать на слух и в произношении предложения по смыслу.
Развитие грамматического строя речи:
- продолжить работу по обучению согласования слов в предложении в роде, числе и падеже;
- продолжать учить подбирать действия и признаки к понятиям и наоборот;
- познакомить с категориями одушевленности;
- учить образовывать приставочные глаголы;
- закрепить в речи употребление предлогов;
- продолжать учить подбирать антонимы и синонимы;
- продолжать учить подбирать и правильно употреблять относительные прилагательные;
- закрепить употребление уменьшительно-ласкательной формы существительных, мн.ч. существительных в именительном и родительном падеже;
- учить образовывать прилагательные от существительных;
- учить употреблять существительные со словом «много»;
- закрепить в речи согласование существительных с местоимениями мой-твой, моя-твоя, моё-твоё;
- закрепить в речи навык практического употребления глаголов прошедшего времени мужского и женского рода.
Обучение связной речи:
1. разучивание стихов и загадок по лексическим темам;
- совершенствовать навыки составления и распространения предложений по картинке, по демонстрации действия, на заданную тему;
- продолжать развивать диалогическую и монологическую форму речи, умение задавать вопросы и правильно отвечать на них;
- совершенствовать умение пересказывать тексты по плану;
- обучение составлению рассказов состоящих из 2-3 предложений с использованием плана.
Звукопроизношение и фонематическое восприятие:
1. с помощью упражнений общей и специальной артикуляционной гимнастики, подготовить артикуляционный аппарат к формированию правильной артикуляции звуков;
2. осуществлять работу по постановке и начальному закреплению отсутствующих звуков;
3. познакомить с неречевыми и речевыми звукаими, ораганами артикуляционного аппарата и понятием «звук»;
4. познакомить с понятием «слово»;
5. уточнить дифференциацию понятий «звук», «слово»;
6. познакомить с понятием «гласный звук»;
7. Уточнить произношение звуков: [а], [у].
8. учить различать звуки на слух и в произношении;
9. упражнять в умении анализировать сочетания гласных звуков, определять их количество и последовательность;
10. упражнять в подборе слов на заданный звук
(апрель-июнь)
Лексика:
1. обобщить и расширить обобщающее представление об перелетных птицах познакомить с особенностями внешнего вида, способами защиты от врагов, питания, передвижения, названий детенышей, способах голосоподачи;
5. обобщить и расширить знания о родном городе его истории и достопримечательностях, учить домашний адрес;
6. обобщить и расширить знания о транспорте в городе. Познакомить с правилами дорожного движения и правилами поведения в транспорте;
7. уточнить представления о характерных признаках весны. познакомить детей с видами весенних работ в огороде, инструментами, условиями, необходимыми для роста растений;
8. обобщить и расширить знания о домашних птицах; познакомить с семьей1 петушка, характерных особенностях, внешнем виде;
9. обобщить представления о насекомых;
10. обобщить и закрепить представления о характерных признаках лета, летних играх;
11. обобщить и расширить знания о деревьях, кустарниках, цветах, условиях их роста, особенностях ухода, учить различать садовые и полевые цветы.
Грамматический строй речи
- продолжить работу по согласованию существительных с числительными в роде, числе и падеже;
- учить употреблять существительные мн.ч.;
- учить образовывать приставочные глаголы.;
- учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже;
- продолжать учить подбирать антонимы и синонимы;
- учить употреблять падежные конструкции с предлогами…;
- учить употреблять наречия далеко, близко, быстро;
- продолжать учить подбирать действия и признаки к понятиям и наоборот;
- продолжать учить подбирать и правильно употреблять относительные прилагательные.
Обучение связной речи
- продолжать учить составлять простые описательный и сравнительный рассказы;
- продолжать учить составлять рассказ по картинке и серии картин. (2-3);
- продолжать учить пересказывать текст с опорой на план;
- учить составлять сложные предложения с союзом а, потому что;
- учить составлять короткий рассказ из опыта;
- учить составлять предложение с заданными парами (копать-грядка).
Звукопроизношение и фонематическое восприятие
1. продолжить работу по постановке отсутствующих звуков и автоматизации поставленных;
2.уточнить произношение звуков: [х], [н] [с]..;
3.работать над дифференциацией звуков[п]- [т]- [к], [к]-[х];
4. уточнить и закрепить представление о гласных и согласных звуках;
5. совершенствовать навык фонематического анализа слов типа: мак, кот, ток, кнос…;
6. упражнять в подборе слов на заданный звук;
7.учить делить слова на слоги, соотносить количество слогов и гласных звуков.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.Организация развивающей предметно-пространственной среды
(см.Адаптированную основную программу ДОУ, паспорт логопедического кабинета)
3.2.Финансовые условия реализации Программы (обеспеченность методическими материалами и средствами обучения).
Для реализации программы используются следующие методические материалы и средства обучения:
-методические пособия;
-методическая и художественная литература;
-наглядный и раздаточный материал,
-игровое оборудование;
-ноутбук.
3.3. Планирование образовательной деятельности
№ п/п | Тема занятия | Формирование лексико-грамматического строя языка и развитие связной речи. | Игры и задания | Формирование звуковой культуры речи и подготовка к обучению грамоте. |
1. | «Части тела» | познакомить детей с частями тела человека; научить образовывать существительные мн. ч.; учить составлять предложения на наглядном материале; учить различать правую и левую руку, ногу и т.д.; закрепить словарь по данной теме; развивать внимание. | «Угадай». | «Услышь звук «У» |
2 | «Геометрические фигуры и основные цвета» | рассмотреть геометрические фигуры; уточнить их названия и внешние признаки; учить ориентироваться на листе бумаги; образовывать сложные слова: прямоугольник, треугольник; образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных; образовывать существительные мн. ч. Р.п.; согласовывать числительные с существительными; учить правильно употреблять предлоги; развивать память, внимание, мышление | «Назови одним словом». | «Услышь звук «А» |
3. | «Зима» | обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом, Р.п., мн. ч.; подбирать однокоренные слова; упражнять в составлении предложений, рассказов по картинно-графическому плану; активизировать словарь по данной теме; развивать внимание. | «Подбери слово». | Помести картинки в ящики. Звуки «А», «У» |
4. | «Зимующие птицы» | закрепить и уточнить название зимующих птиц; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, приставочные глаголы; согласовывать числительные с существительными; подбор слов-антонимов; развивать словарь, внимание. | «Рассмотри и назови», «Кто как голос подает?» | «Услышь звук «Э» |
5. | «Семья» | уточнить и систематизировать знания детей о семье, познакомить с ролевыми отношениями в семье, обязаннос тями членов семьи; закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражнять в составлении предложений; развивать словарь по теме. | «Закончи предложе ние». «Чей? Чья? Чье?» | Игра «Кто это? Что это?» |
6. | «Игрушки» | уточнить с детьми названия игрушек, способы игры с ними; научить выделять составные части, форму, цвет, материал; образовывать существительные родительного падежа, существительные с уменьшительно-ласкатель ными суффиксами, прилагательные от существительных и согласовывать их в роде с существительными; состав лять описательные рассказы по игрушкам; развивать зрительную и слуховую память; активизировать словарь. | «Что из чего». | «Услышь звук «Ы» |
7. | «День защитника Отечества» | уточнить знания детей об армии, их представления о родах войск; воспитывать уважение к защитникам нашей Родины образовывать существительные мн. ч. и согласовывать их с прилагательными; составлять предложения с предлогам; закрепить словарь по теме. | "Кому что нужно" | «Услышь звук «И» |
8. | «Мебель» | уточнить название мебели, ее составные части; уметь различать кухонную, столовую (гостиную) мебель, мебель для спальни; образовывать существительные Р.п., уменьши тельно-ласкательную форму существительных, прилага тельные от существительных; подбор слов-антонимов; согласовывать прилагательные с существительными; сос тавлять предложения с предлогами, сюжетный рассказ по опорным словам; развивать внимание, память. | «Подбери признаки» | «Услышь звук «С» |
9. | «8 Марта» | закрепить и уточнить знания детей о празднике 8 Марта составить творческие рассказы; развивать словарь по данной теме воспитывать любовь и уважение к маме, бабушке, сестре. | «Подбери признаки» | «Услышь звук «Сь» |
10 | «Ранняя весна» | уточнить время года, названия весенних месяцев, характерные признаки ранней весны; закрепить умение образовывать уменьшительно-ласкательные существи тельные, существительные мно.ч.; составлять рассказ о весне по картинно-графическому плану; развивать словарь по данной теме. | «Послушай рассказ» (серия картинок) | Задание «Помести картинки в корзины. Звуки «С», Сь» |
11 | «Домашние животные» | закрепить и уточнить знания детей о домашних животных; знать внешние признаки животных, чем питаются, как голос подают, где живут, какую пользу приносят; знать названия детенышей и семью; образовывать сущест вительные мн. ч., существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, притяжательные прилагатель ные, существительные с помощью суффикса -ищ; подобрать слова-антонимы; согласовывать числительные с существительными; развивать словарь. | «Слово-действие» «Слово-признак» «Подбери признаки» | «Услышь звук «Ш» |
12 | «Дикие животные» | уточнить знания детей о животных; знать названия, их' внешние признаки, повадки, как передвигаются, чем питаются, где живут и т.д.; образовывать сложные прилагательные, притяжательные прилагательные, существительные с помощью суффикса -ищ; подбор слов-антонимов; согласовывать числительные с существительными; упражняться в подборе эпитетов; развивать словарь по данной теме. | «Слово- действие» «Слово- признак» «Послушай рассказ» (серия картинок) | Задание «Помести картинки в корзины. Звуки «С», «Ш» |
13 | «Животные Севера» | уточнить с детьми названия животных Севера; знание их внешних признаков, их строение, чем питаются, характерные повадки; знать семью; образовывать сложные прилагательные с суффиксом -ищ, притяжательные прилагательные; развивать словарь по данной теме. | «Подбери действия» «Подбери признаки» «Послушай рассказ» | «Подбери картинки» |
14 | «Животные Жарких стран» | уточнить с детьми названия животных жарких стран и их детенышей; уточнить внешние признаки, их строение, чем питаются, характерные повадки; образовывать притяжательные прилагательные, сложные слова; учить детей понимать и объяснять значение крылатых выражений; закрепить словарь по данной теме. | "Кому что нужно" | «Паровозик» |
15. | «Птицы» | уточнить знания детей о птицах; закрепить понятия «перелетные, зимующие, водоплавающие»; знать их строение, внешние признаки, повадки, как передвигаются; образовывать существительные в родительном падеже, сложные слова; подбирать слова-антонимы; упражняться в составлении рассказов; развивать словарь по теме. | «Подбери действия» | Задание «Помести в ящики. Звуки «Р», «Л» |
16. | «Домашние птицы» | уточнить названия домашних птиц; знать внешние признаки, повадки, чем питаются, как голос подают, какую пользу приносят; подобрать слова-действия и слова-признаки; образовывать притяжательные прилагательные, существительные мн.ч., уменьшительно-ласкательную форму существительных; работа над предложением; упражнять в составлении описательных рассказов; развивать внимание и память. | «Подбери действия» | «Услышь звук «З» |
17. | «Перелетные птицы» | познакомить детей с перелетными птицами; уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, сложные прилагательные, приставочные глаголы; согласовывать числительные с существительными; подбор слов-антонимов; учить составлять сюжетный рассказ. | «Расскажи-ка» | «Услышь звук «Зь» |
18. | «Деревья» | закрепить названия деревьев, их строение, внешние признаки; учить детей различать деревья по внешним признакам; образовывать прилагательные от существительных; существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; подбирать слова-антонимы; закрепить употребление предлогов; развивать словарь по данной теме. | «Подбери действия» «Подбери признаки» | Задание «Помести в домики. Звуки «С», «З» |
19. | «Посуда» | уточнить с детьми названия посуды; уметь называть и различать кухонную, столовую и чайную посуду; уметь называть части посуды и внешние признаки; образовывать существительные Р.п., с уменьшительно-ласкательными суффиксами, прилагательные от существительных; согласовывать числительные с существительными; составлять предложения с предлогами; активизировать словарь по теме. | «Один и много» | «Услышь звук «Ж» |
20 | «Лето» | обобщить и систематизировать знания детей о времени года — лето, называть характерные признаки; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражнять в подборе слов действий, признаков; работать над предложениями; составлять творческие рассказы; развивать словарь. | «Послушай рассказ» (серия картинок) | Задание «Помести в ящики. Звуки «Ш», «Ж» |
21. | «Насекомые» | познакомить детей с понятием «насекомые»; уточнить названия, внешние признаки, их строение; упражняться в составлении предложений с предлогами; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; развивать словарь по данной теме, внимание, память. | «Слово-действие» «Кто как передвигается?». | А) «Услышь звук «Ч» Б) «Посчитай слоги. Помести слова в домики» |
22. | «Ягоды» | познакомить детей с понятием «ягоды»; уточнить названия ягод, их внешние признаки; образовывать прилагательные от существительных; составлять описательные рассказы; закрепить словарь по данной теме. | «Назови одним словом». | «Услышь звук «Ц» |
23. | «Школа» | уточнить знания детей о школе, закрепить названия назначение учебных принадлежностей; образовывать существительные множественного числа, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражняться в составлении сложноподчиненных предложений и рассказа по картине; развивать словарь по данной теме. | «Что для чего? «Подбери слова-действия». | «Помести в ящики. Звуки «Ц», «С» |
24. | «Наша столица» | уточнить и закрепить знания детей о Москве; Москва — это главный город, столица нашей Родины; Москва — это крупный политический, культурный, учебный, промышленный, торговый центр; воспитывать любовь к главному городу нашей страны; развивать словарь по теме | «Составля ем описание» | «Помести в ящики. Звуки «Ц», «С», «Т» |
25. | «Овощи» | закрепить знания детей об овощах; закрепить умение составлять описательные рассказы, образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных, согласовывать числительные с существительными; расширить словарь; развивать внимание, мышление. | «Слово-признак» | «Услышь звук «Щ» |
26. | «Овощи» (продолжение) | закрепить знания детей об овощах; учить составлять описательные рассказы; учить правильно употреблять существительные в ед.ч и мн.ч. в различных падежных формах; образовывать прилагательные от существительных; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом; развивать умение детей логически мыслить, внимание, память. | «Составля ем описание» | «Помести в корзины. Звуки «Щ», «Сь |
27. | «Фрукты» | закрепить и уточнить знания детей о фруктах; закрепить умение детей составлять описательные рассказы; образовывать прилагательные от существительных, уменьшительно-ласкательные формы существительных, согласовывать числительные с существительными, притяжательные местоимения с существительными; развивать словарь; развивать внимание, мышление, память. | «Слово- действие» «Слово-признак» «Подбери признаки» | «Услышь звук «Л» |
28. | «Фрукты» (продолже-ние) | уточнить знания детей о фруктах; упражнять в составлении описательных рассказов по схеме; согласовывать притяжательные местоимения, прилагательные, числительные с существительными в Р. п. ед.ч. и мн. ч.; активизировать словарь; развивать внимание, память. | «Составля ем описание» | «Услышь звук «Ль» |
29. | «Грибы» | уточнить знания детей о грибах; учить различать съедобные и несъедобные грибы; знать внешние признаки; учить составлять описательные рассказы; согласовывать числительные с существительными; образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами; упражнять в подборе слов-антонимов закрепить употребление предлогов; закрепить словарь по теме. | «Считай и называй» «Расскажи-ка» | «Помести картинки в корзины. Звуки «Л», «Ль» |
30. | «Одежда» | уточнить названия одежды; закрепить понятия: верхняя, нижняя (белье), праздничная, повседневная, летняя, зимняя, демисезонная одежда; уметь называть отдельные детали одежды; познакомить детей с названиями материалов; уточнить, кто шьет одежду, где и какие инструменты необходимы. | «Подбери к предмету признак» | «Услышь звук «Рь» |
31. | «Oдеждa» (продолжение) | закрепить названия одежды и отдельные ее детали; уметь сравнивать предметы одежды; образовывать существительные Р.п., существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, прилагательные от существительных и согласовывать их с существительными; согласовывать числительные с существительными; учить составлять описательные рассказы; обогащать и активизировать словарь по данной теме. | «Назови части предметов» | «Услышь звук «Р» |
33 | «Осень» | обобщить и систематизировать знания детей об осени: дни становятся короче, холоднее, часто идут дожди, листья на деревьях и кустарниках желтеют, сохнут, опадают; исчезают насекомых улетают перелетные птицы; животные готовятся к зиме, люди собирают урожай овощей и фруктов); упражняться в составлении рассказов по картинно-графическому плану; активизировать словарь по данной теме; развивать внимание, память, мышление. | «Подбирайназывай, запоминай» | Задания с правильно произносимыми звуками. |
3.4. Перечень литературных источников
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.В.Васильевой (М.2015)
- «Система работы со старшими дошкольниками с ЗПР в условиях дошкольного учреждения». Программно-методическое пособие/ Под общей редакцией Т.Г. Неретиной. –М.: «Баласс» 2004
- 15. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизации звуков у детей. Комплект из 4 тетрадей. М. 2006.
- Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб., 1998.
- Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учись правильно говорить. М.; Просвещение. 1993.
- Коненкова И.Д.Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития М.; Гном и Д 2010
- 19.Игры в логопедической работе с детьми /Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 1987. – 144 с
- Каше Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения. М.; Просвещение.1965
- Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения./ Под общей редакцией Т.Г. Неретиной.
- Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей –– Спб.: Детство-Пресс, 2001.
- Г.В. Дедюхина. Работа над ритмом в логопедической практике: метод. пособие. – М.: Айрис-пресс, 2006.
- Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников е задержкой психического развития. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. — 80 с.
- Косинова Е.М.: Уроки логопеда. Игры для развития речи Изд.: Эксмо, 2010
- Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, СВ. Зорина.— М.: Гуманитар, изд. центр ВЛА-ДОС, 2004
- Нищева Н. В. Будем говорить правильно. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издательство: Мозайка-синтез Год: 2010
- Татьяна Ткаченко: Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков Издательство: Эксмо, 2013 г
- Теремкова Н.Э: Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1, 2, 3, 4. Издательство: Гном, 2014 г
- Тимонен Е. И. Формирование лексико-грамматических навыков на занятиях по подготовке к обучению грамоте в условиях специальной группы детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (подготовительная группа): Методика планирования и содержание занятий (из опыта работы)
- Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психологического развития. Книга 1,2: / Под общей ред. С.Г. Шевченко - М.: Школьная пресса, 2004
- Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психологического развития. Книга 2: Тематическое планирование занятий / Под общей ред. С.Г. Шевченко - М.: Школьная пресса, 2004–– 112
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение правильной речи заикающихся детей дошкольного возраста (план-программа коррекционной работы с детьми дошкольного возраста от 3 до 7 лет)
Составлен учителями-логопедами ГБДОУ №116 Фрунзенского района Санкт-Петербурга...
Адаптированная программа по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
рабочие материалы...
Анализ программы «Безопасность» Н.Н. Авдеевой, О.Л, Князевой, Р.Б. Стеркиной. Опыт использования данной программы при работе с детьми старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности.
Статья об использовании программы "Безопасность" при работе с детьми подготовительного возраста компенсирующей направленности....
Адаптированная программа по работе с ребёнком инвалидом
программа работы с ребёнком ОВЗ...
Адаптированная программа для работы с детьми с ЗПР
Адаптированная рабочая программа по работе с детьми с ЗПР. Авторы: Королева Юлия Юрьевна, Рахимьянова Наталья...portalobrazovaniya.ru›servisy/publik/publ&helli...
Адаптированная программа для работы с детьми с синдромом Дауна
Важную роль в жизни детей с синдромом Дауна в период формирования личности играет положительный опыт пребывания в детском саду. Влияние детского сада можно сравнить с влиянием программы ранней педагог...
Адаптированная программа по работе с детьми ОВЗ
Программа по работе с детьми ОВЗ...