Программа дополнительного образования "Сундучок сказок"
рабочая программа (подготовительная группа)
Цель данной рабочей программы – повышение интереса детей к работе с книгой и дополнительное развитие их познавательных и речевых умений на материале любимых сказок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sunduchok_skazok_08-12-2019_01-03-41.docx | 23.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию и делам молодежи Администрации Кулундинского района Алтайского края
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 "Радуга" Кулундинского района Алтайского края
Принята на педагогическом совете Протокол №______________ от «____»____________20__г. | Утверждена приказом директора ____________ «___________» Приказ №________________ от «____»____________20__г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной направленности
«"Сундучок сказок"»
Возраст учащихся: 6 - 7 лет.
Срок реализации: 1 год.
Автор (-ы)-составитель (-и):
Еременко Татьяна Николаевна
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
2. Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
Нормативные правовые основы разработки ДООП:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29.08.2013 № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
- Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 19.03.2015 № 535 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ».
Актуальность:
Не секрет, что за последние десятилетия в нашей стране наметилась негативная тенденция: значительное снижение к чтению книг вообще и художественной литературы в частности. На наш взгляд, существует ряд факторов, вызвавших это явление.
Во-первых, глобальная информатизация объективного пространства, окружающего каждого человека: посредством Интернета, как дети, так и взрослые могут беспрепятственно и без особого труда получить любые данные по любой теме, в том числе и «сжатый» вариант любого литературного произведения. Ясно, что художественная ценность и неповторимость авторского произведения в таком варианте просто уничтожается и литературный шедевр становится набором, кратким перечнем основных событий жизни героев. О какой привлекательности такого чтения может идти речь?
Во-вторых, засилье в СМИ (телевидении, прессе) рекламы, формирующей у ребёнка представление о псевдоценностях в жизни человека. Дети многое знают о бытовой электронике, автомобилях, сотовых телефонах. Они уверены, что настоящий Человек – это успешный бизнесмен, непременно выходящий из роскошной иномарки и раздающий указания подчинённым по самой последней модели телефона. Но нет ни одного рекламного ролика, ни одной телевизионной передачи, пропагандирующих КНИГУ как непременную часть духовной жизни современного культурного человека!
В-третьих, объективные экономические и финансовые трудности приводят к тому, что взрослые вынуждены посвящать все свои мысли и своё время зарабатыванию материальных благ. Они даже и не вспоминают о книгах! Психологами же доказано, что именно родители являются образцом для подражания для детей. Если родители не читают, нельзя ожидать этого от детей.
Но есть и ещё одна причина. И кроется она в системе дошкольного образования. Многие воспитатели в современных детских садах настолько увлечены непосредственным обучением детей, что книга является для них чем-то второстепенным. А при обращении к художественной литературе практикуют «школьные» приёмы: чтение и пересказ. Результат печален: интерес ребёнка к детской книге гаснет. И чем старше становятся дети, тем реже они берут в руки произведения известных писателей. А в школьном возрасте они делают это по принуждению – «потому что задали».
Обучение включает в себя следующие основные предметы:
- чтение художественной литературы
Вид ДООП:
Модифицированная программа – это программа, в основу которой положена примерная (типовая) программа либо программа, разработанная другим автором, но измененная с учетом особенностей образовательной организации, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов..
Направленность ДООП:
Художественная.
Адресат ДООП:
Программа рассчитана на учащихся 6 - 7 лет.
Дошкольники стремятся поделиться с окружающими впечатлениями о прочитанном, обсудить содержание книги. Дети переходят к стадиям собственного художественного отношения к искусству, к литературе в частности. Восприятие литературы уже может быть отделено от игры. Это проявляется в пристальном внимании детей к содержанию произведения, способности и желании постигать его внутренний смысл. Возникает устойчивый интерес к книгам, тяготение к постоянному общению с ними, стремление к знакомству с новыми произведениями. Характерным становится избирательное отношение к произведениям определённого содержания и стиля (сказочным, приключенческим, природоведческим, историческим, лирическим, фантастическим и др.). Постоянное общение с книгой активно развивает творческие способности и умения детей. Эти способности реализуются в ролевых играх по литературным сюжетам, в инсценировках и драматизациях, выразительном чтении стихов, рисовании и других видах исполнительской деятельности.
Срок и объем освоения ДООП:
1 год, 36 педагогических часов, из них:
- «Стартовый уровень» - 1 год, 36 педагогических часов;
- «Базовый уровень» - 0 лет, 0 педагогических часов;
- «Продвинутый уровень» - 0 лет, 0 педагогических часов.
Форма обучения:
Очная.
Особенности организации образовательной деятельности:
Одновозрастная группа.
Режим занятий:
Таблица 1.1.1
Режим занятий
Предмет | Стартовый уровень | Базовый уровень | Продвинутый уровень |
чтение художественной литературы | 1 час в неделю; 36 часов в год. | 0 часов в неделю; 0 часов в год. | 0 часов в неделю; 0 часов в год. |
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
Цель:
Цель данной рабочей программы – повышение интереса детей к работе с книгой и дополнительное развитие их познавательных и речевых умений на материале любимых сказок.
Задачи:
Личностные:
- Формировать устойчивые навыки эффективного обращения с книгой.
Метапредметные:
- Формировать умение сохранять стилистические и жанровые особенности произведения при пересказе.
Образовательные (предметные):
- Развивать связную, логическую, выразительную речь.
Ожидаемые результаты:
Таблица 1.2.1
Ожидаемые результаты
Стартовый уровень | Базовый уровень | Продвинутый уровень | |
Знать |
|
|
|
Уметь |
|
|
|
Владеть |
|
|
|
1.3. Содержание программы
«чтение художественной литературы»
Стартовый уровень (1 год обучения)
Учебный план
Таблица 1.3.1
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Раздел 1 | 4 | 2 | 2 |
|
1.1 | Фантазеры (по рассказам Н. Носова) | 2 | 1 | 1 |
|
1.2 | Рассказывание РНС»Царевна-лягушка ( в обработке А. Толстого) | 2 | 1 | 1 |
|
2 | Раздел 2 | 4 | 2 | 2 | |
2.4 | А. Пушкин «Сказка о царе Салтане» | 2 | 1 | 1 |
|
2.5 | А.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». | 2 | 1 | 1 |
|
3 | Раздел 3 | 4 | 4 | 0 | |
3.7 | Сопоставление двух сказок «Падчерица» и «Хаврошечка» | 1 | 1 | 0 |
|
3.8 | Сказка С.Я.Маршака « 12 месяцев». | 1 | 1 | 0 |
|
3.9 | Сказка П. Бажова «Серебряное копытце». | 1 | 1 | 0 |
|
3.10 | Сказка «Сивка Бурка». | 1 | 1 | 0 |
|
4 | Раздел 4 | 4 | 3 | 1 | |
4.12 | Сказка Г.Х.Андерсена «Гадкий утёнок». | 1 | 1 | 0 |
|
4.13 | «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Снежная королева». | 1 | 1 | 0 |
|
4.14 | Г.Х.Андерсен «Елка». А.Гофман «Щелкунчик». В.Гауф «Карлик Нос». | 2 | 1 | 1 |
|
5 | Раздел 5 | 4 | 2 | 2 | |
5.16 | Волшебный мир сказок П.Бажова «Огневушка-поскакушка», «Каменный цветок», «Медной горы хозяйка» | 2 | 1 | 1 |
|
5.17 | Сказка В.Гаршина «Лягушка путешественница». | 2 | 1 | 1 |
|
6 | Раздел 6 | 4 | 2 | 2 | |
6.19 | А. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино» | 2 | 1 | 1 |
|
6.20 | Былины о защитниках земли русской. «Алеша Попович и ТугаринЗмеевич», «Илья избавляет Царьград от Идолища», «Илья Муромец и Калинцарь» , «Как Илья Муромец богатырем стал», «На заставе богатырской», «Садко», «Сказка о русских богатырях и нечистой силе», «Три поездки Ильи Муромца» | 2 | 1 | 1 |
|
7 | Раздел 7 | 4 | 4 | 0 | |
7.22 | В.Катаев «Цветик-семицветик» | 1 | 1 | 0 |
|
7.23 | Сказка Н.Телешова «Крупеничка». | 1 | 1 | 0 |
|
7.24 | Сказка В.Одоевского «Мороз Иванович» | 1 | 1 | 0 |
|
7.25 | Сказка «Финист Ясный Сокол». | 1 | 1 | 0 |
|
8 | Раздел 8 | 4 | 4 | 0 | |
8.27 | Сказка Л.Аксакова «Аленький цветочек». | 1 | 1 | 0 |
|
8.28 | Н.Носов «Незнайка на луне». | 1 | 1 | 0 |
|
8.29 | Сказка П.Ершова «Конёк Горбунок». | 1 | 1 | 0 |
|
8.30 | Н.Рубцов «Про зайца». Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы». Д.Мамин- Сибиряк «Сказка про храброго Зайца». | 1 | 1 | 0 |
|
9 | Раздел 9 | 4 | 2 | 2 | |
9.32 | Цветной мир детства (рассказы о детях) О.Дриз «Когда человеку шесть». Б.Житков «Как я ловил человечков». Л.Толстой «Филлипок». В.Одоевский «Городок в табакерке». О.Пройслер «Маленькая Баба Яга», «Чертенок №13» | 2 | 1 | 1 |
|
9.33 | Литературное сочинение «Сочинялки» | 2 | 1 | 1 |
|
Итого: | 36 | 25 | 11 |
Содержание учебного плана
1. Раздел 1
1.1. Фантазеры(по рассказам Н. Носова)
Теория:
чтение рассказа
Практика:
рисование запомнившихся эпизодов
1.2. Рассказывание РНС»Царевна-лягушка ( в обработке А. Толстого)
Теория:
чтение сказки
Практика:
игра "Волшебство"
2. Раздел 2
2.1. А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»
Теория:
«Вместе найдем волшебство»- чтение «Сказки о царе Салтане»
Практика:
Словотворчество «Если бы я был волшебником»
2.2. А.Пушкин«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
Теория:
Чтение сказки
Практика:
Нарисовать орнамент кокошника Царевны
3. Раздел 3
3.1. Сопоставление двух сказок «Падчерица» и«Хаврошечка»
Теория:
Литературное исследование «Похожие сказки».
Практика:
Драматизация понравившихся эпизодов.
3.2. Сказка С.Я.Маршака « 12 месяцев».
Теория:
Чтение и обсуждение сказки
Практика:
Сделать коллективное панно: весенняя лужайка с подснежниками.
3.3. Сказка П. Бажова «Серебряноекопытце».
Теория:
Рассказывание сказки
Практика:
Придумывание другого сюжета сказки
3.4. Сказка «Сивка Бурка».
Теория:
Чтение сказки
Практика:
Придумать сказку, где вместо коня на поле прилетал бы Змей – Горыныч или прибегали бы Смешарики..
4. Раздел 4
4.1. СказкаГ.Х.Андерсена «Гадкий утёнок».
Теория:
Чтение сказки
Практика:
Рассуждения: - Каков был бы сюжет сказки, если бы «гадкий утенок» родился таким, как все?
- Как думаете, что могло бы произойти, если бы «гадкий утенок», став уже красивым лебедем, попал на прежний птичий двор?
- Придумайте имя «гадкому утенку».
4.2. «Дюймовочка», «Стойкийоловянный солдатик», «Снежнаякоролева».
Теория:
Чтение отрывков, просмотр видеофрагментов
Практика:
Схематизация сказки (рисование или выкладывание схем по сюжету).
4.3. Г.Х.Андерсен«Елка». А.Гофман«Щелкунчик». В.Гауф«Карлик Нос».
Теория:
Чтение и рассказывание сказок.
Просмотр видео фрагментов.
Практика:
Схематизация сказки (рисование или выкладывание схем по сюжету)
5. Раздел 5
5.1. Волшебныймир сказок П.Бажова «Огневушка-поскакушка», «Каменныйцветок», «Меднойгоры хозяйка»
Теория:
Долгочтение, рассматривание рисунков, обсуждение прочитанного.
Практика:
Дизайн одежды для героев сказки с помощью различных техник рисования.
5.2. СказкаВ.Гаршина «Лягушка путешественница».
Теория:
Чтение и обсуждение сказки.
Практика:
Сделать лягушку – оригами и раскрасить её.
Изобразить пруд
Расположить лягушек в пруду.
· ·
6. Раздел 6
6.1. А. Толстой «Золотойключик или приключения Буратино»
Теория:
Рассказывание интересных историй из опыта детей об их любимых игрушках.
Чтение сказки.
Практика:
Рисование героев сказки.
6.2. Былины о защитникахземли русской.«АлешаПопович и ТугаринЗмеевич», «Илья избавляет Царьград от Идолища», «Илья Муромеци Калинцарь» , «Как Илья Муромец богатырем стал», «На заставе богатырской»,«Садко», «Сказка о русских богатырях и нечистой силе», «Три поездки ИльиМуромца»
Теория:
Виртуальная экскурсия на экспозицию, где представлены картины с изображением былинных героев.Чтение басен по выбору детей.
Практика:
Драматизация понравившихся сюжетов.
7. Раздел 7
7.1. В.Катаев «Цветик-семицветик»
Теория:
Рассуждение на тему «Если у вас в руках волшебная палочка…» Чтение или просмотр видеосказки.
Практика:
Творческое задание «Сочинить сказку о добрых делах».
7.2. СказкаН.Телешова «Крупеничка».
Теория:
Чтение и обсуждение сказки.
Практика:
Из гречишной крупы выложить орнамент.
Рисование пальчиками по манной крупе.
7.3. Сказка В.Одоевского «МорозИванович»
Теория:
Чтение и обсуждение сказки.
Практика:
Настольный театр игрушек: показ сказки «Мороз Иванович» детьми. Закреплять умение манипулировать игрушкой, выразительно отображать нравственную сущность персонажа.
7.4. Сказка«Финист Ясный Сокол».
Теория:
Чтение и обсуждение сказки.
Практика:
Придумаем новый поворот событий в сказке: «Сестры не натыкали в раму острых ножей…»
На каком месте тебе захотелось бы остановить сказку и изменить её?
8. Раздел 8
8.1. СказкаЛ.Аксакова «Аленький цветочек».
Теория:
Чтение или просмотр видеофильма.
Практика:
Аппликация «Аленький цветочек».
8.2. Н.Носов «Незнайка на луне».
Теория:
Чтение сказки с видеосопровождением.
Практика:
Драматизация понравившихся эпизодов сказки;
8.3. СказкаП.Ершова «Конёк Горбунок».
Теория:
Чтение сказки. Обсуждение.
Практика:
Придумаем новое начало сказки: «Жил был старик со старухой и было у них три дочери…»
8.4. Н.Рубцов«Про зайца». Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы».Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца».
Теория:
Игровое упражнение «Объяснялки» (что такое рассказ, стих, сказка).
Мини-викторина «Кто больше назовет произведений о зайцах».
Чтение произведений.
Практика:
Словотворчество «Придумай свою историю».
9. Раздел 9
9.1. Цветной мир детства (рассказы о детях)О.Дриз «Когда человеку шесть».Б.Житков «Как я ловилчеловечков».Л.Толстой «Филлипок». В.Одоевский «Городок втабакерке».О.Пройслер«Маленькая Баба Яга», «Чертенок №13»
Теория:
Совместное чтение или просмотр видео.
Практика:
Создание книги «Наши фантазии».
9.2. Литературное сочинение «Сочинялки»
Теория:
Чтение произведения, просмотр видео полюбившихся сказок.
Практика:
Исследовательское задание: Найти и прочитать произведения – игры в слова и со словами, сочиненные русскими и зарубежными авторами. Собранный альбом поможет организовать образовательную деятельность.
Базовый уровень (0 лет обучения)
Учебный план
Таблица 1.3.2
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Итого: |
Содержание учебного плана
Продвинутый уровень (0 лет обучения)
Учебный план
Таблица 1.3.3
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Итого: |
Содержание учебного плана
2. Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Таблица 2.1.1
Календарный учебный график
Позиции | Заполнить с учетом срока реализации ДООП |
Количество учебных недель | 36 |
Количество учебных дней | 36 |
Продолжительность каникул | летние и зимние каникулы |
Даты начала и окончания учебного года | 01.09.2019-31.05.2020 |
Сроки промежуточной аттестации | не предусмотрены |
Сроки итоговой аттестации (при наличии) | не предусмотрены |
2.2. Условия реализации программы
Таблица 2.2.1
Условия реализации программы
Аспекты | Характеристика (заполнить) |
Материально-техническое обеспечение |
|
Информационное обеспечение |
|
Кадровое обеспечение |
|
2.3. Формы аттестации
Формами аттестации являются:
- Творческая работа
2.4. Оценочные материалы
Таблица 2.4.1
Оценочные материалы
Показатели качества реализации ДООП | Методики |
Уровень развития творческого потенциала учащихся |
|
Уровень развития социального опыта учащихся |
|
Уровень сохранения и укрепления здоровья учащихся |
|
Уровень теоретической подготовки учащихся |
|
Уровень удовлетворенности родителей предоставляемыми образовательными услугами |
|
Оценочные материалы (указать конкретно в соответствии с формами аттестации) |
|
2.5. Методические материалы
Методы обучения:
- Словесный
- Наглядный
- Частично-поисковый
- Исследовательский
- Игровой
- Дискуссионный
Формы организации образовательной деятельности:
- Групповая
- Беседа
Педагогические технологии:
- Технология группового обучения
- Технология коллективного взаимодействия
Тип учебного занятия:
Изучения и первичного закрепления новых знаний.
Дидактические материалы:
- Раздаточные материалы
2.6. Список литературы
Кулундинский район 2019
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
Рабочая программа дополнительного образования по развитию речи дошкольников через знакомство с художественной литературой, на материале любимых сказок.
Рабочая программадополнительного образованияпо развитию речи дошкольников через знакомство с художественной литературой, на материале любимых сказок. срок...
Программа «В мире сказок» дополнительного образования по ОО «Художественно-эстетическое развитие»
Программа кружка по театрализованной деятельности для детей среднего дошкольного возраста....
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...
Конспект итоговой дополнительной общеобразовательной программы «По дорогам сказок» во второй младшей группе
Цель. Обобщение и закрепление пройденного материала.Задачи. Образовательные задачи: Обучать положительному отношению к себе и принятию других люд...
Рабочая программа дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому воспитанию «Мир сказок» на 2018-2019 учебный год
Рабочая программа дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому воспитанию «Мир сказок» и аннотация к программе...