Программа дополнительного образования "Сундучок сказок"
рабочая программа (подготовительная группа)

Ерёменко Татьяна Николаевна

Цель данной рабочей  программы – повышение интереса  детей к работе с книгой и дополнительное развитие их познавательных и речевых умений на материале любимых сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sunduchok_skazok_08-12-2019_01-03-41.docx23.1 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию и делам молодежи Администрации Кулундинского района Алтайского края

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 "Радуга" Кулундинского района Алтайского края

Принята на педагогическом

совете

Протокол №______________

от «____»____________20__г.

Утверждена приказом директора

____________ «___________»

Приказ №________________

от «____»____________20__г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа художественной направленности

«"Сундучок сказок"»

Возраст учащихся: 6 - 7 лет.

Срок реализации: 1 год.

Автор (-ы)-составитель (-и):

Еременко Татьяна Николаевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы        

1.1. Пояснительная записка        

1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты        

1.3. Содержание программы        

2. Комплекс организационно - педагогических условий        

2.1. Календарный учебный график        

2.2. Условия реализации программы        

2.3. Формы аттестации        

2.4. Оценочные материалы        

2.5. Методические материалы        

2.6. Список литературы        


1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

1.1. Пояснительная записка

Нормативные правовые основы разработки ДООП:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
  • Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р).
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29.08.2013 № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  • Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
  • Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края   от 19.03.2015 № 535 «Об утверждении  методических рекомендаций по разработке дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ».

Актуальность:

Не секрет, что за последние десятилетия в нашей стране наметилась негативная тенденция: значительное снижение к чтению книг вообще и художественной литературы в частности. На наш взгляд, существует ряд факторов, вызвавших это явление.

Во-первых, глобальная информатизация объективного пространства, окружающего каждого человека: посредством Интернета, как дети, так и взрослые могут беспрепятственно и без особого труда получить любые данные по любой теме, в том числе и «сжатый» вариант любого литературного произведения. Ясно, что художественная ценность и неповторимость авторского произведения в таком варианте просто уничтожается и литературный шедевр становится набором, кратким перечнем основных событий жизни героев. О какой привлекательности такого чтения может идти речь?

Во-вторых, засилье в СМИ (телевидении, прессе) рекламы, формирующей у ребёнка представление о псевдоценностях в жизни человека. Дети многое знают о бытовой электронике, автомобилях, сотовых телефонах. Они уверены, что настоящий Человек – это успешный бизнесмен, непременно выходящий из роскошной иномарки и раздающий указания подчинённым по самой последней модели телефона. Но нет ни одного рекламного ролика, ни одной телевизионной передачи, пропагандирующих КНИГУ как непременную часть духовной жизни современного культурного человека!

В-третьих, объективные экономические и финансовые трудности приводят к тому, что взрослые вынуждены посвящать все свои мысли и своё время зарабатыванию материальных благ. Они даже и не вспоминают о книгах! Психологами же доказано, что именно родители являются образцом для подражания для детей. Если родители не читают, нельзя ожидать этого от детей.

Но есть и ещё одна причина. И кроется она в системе дошкольного образования. Многие воспитатели в современных детских садах настолько увлечены непосредственным обучением детей, что книга является для них чем-то второстепенным. А при обращении  к художественной литературе практикуют «школьные» приёмы: чтение и пересказ. Результат печален: интерес ребёнка к детской книге гаснет. И чем старше становятся дети, тем реже они берут в руки произведения известных писателей. А в школьном возрасте они делают это по принуждению – «потому что задали».

Обучение включает в себя следующие основные предметы:

  • чтение художественной литературы

Вид ДООП:

Модифицированная программа – это программа, в основу которой положена примерная (типовая) программа либо программа, разработанная другим автором, но измененная с учетом особенностей образовательной организации, возраста и  уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов..

Направленность ДООП:

Художественная.

Адресат ДООП:

Программа рассчитана на учащихся 6 - 7 лет.

Дошкольники стремятся поделиться с окружающими впечатлениями о прочитанном, обсудить содержание книги. Дети переходят к стадиям собственного художественного отношения к искусству, к литературе в частности. Восприятие литературы уже может быть отделено от игры. Это проявляется в пристальном внимании детей к содержанию произведения, способности и желании постигать его внутренний смысл. Возникает устойчивый интерес к книгам, тяготение к постоянному общению с ними, стремление к знакомству с новыми произведениями. Характерным становится избирательное отношение к произведениям определённого содержания и стиля (сказочным, приключенческим, природоведческим, историческим, лирическим, фантастическим и др.). Постоянное общение с книгой активно развивает творческие способности и умения детей. Эти способности реализуются в ролевых играх по литературным сюжетам, в инсценировках и драматизациях, выразительном чтении стихов, рисовании и других видах исполнительской деятельности.

Срок и объем освоения ДООП:

1 год, 36 педагогических часов, из них:

  • «Стартовый уровень» - 1 год, 36 педагогических часов;
  • «Базовый уровень» - 0 лет, 0 педагогических часов;
  • «Продвинутый уровень» - 0 лет, 0 педагогических часов.

Форма обучения:

Очная.

Особенности организации образовательной деятельности:

Одновозрастная группа.

Режим занятий:

Таблица 1.1.1

Режим занятий

Предмет

Стартовый уровень

Базовый уровень

Продвинутый уровень

чтение художественной литературы

1 час в неделю;

36 часов в год.

0 часов в неделю;

0 часов в год.

0 часов в неделю;

0 часов в год.

1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты

Цель:

Цель данной рабочей  программы – повышение интереса  детей к работе с книгой и дополнительное развитие их познавательных и речевых умений на материале любимых сказок.

Задачи:

Личностные:

  • Формировать устойчивые навыки эффективного обращения с книгой.

Метапредметные:

  • Формировать умение сохранять стилистические и жанровые особенности произведения при пересказе.

Образовательные (предметные):

  • Развивать связную, логическую, выразительную речь.

Ожидаемые результаты:

Таблица 1.2.1

Ожидаемые результаты

Стартовый уровень

Базовый уровень

Продвинутый уровень

Знать

  • различать авторские и рнс сказки
  • 0
  • 0

Уметь

  • различать произведения определенного содержания и стиля
  • 0
  • 0

Владеть

  • передавать сюжет используя мимику и движения героев
  • 0
  • 0

1.3. Содержание программы

«чтение художественной литературы»

Стартовый уровень (1 год обучения)

Учебный план

Таблица 1.3.1

Учебный план

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Раздел 1

4

2

2

  • Творческая работа

1.1

Фантазеры

(по рассказам Н. Носова)

2

1

1

  • Творческая работа

1.2

Рассказывание РНС»Царевна-лягушка ( в обработке А. Толстого)

2

1

1

  • Творческая работа

2

Раздел 2

4

2

2

2.4

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

2

1

1

  • Творческая работа

2.5

А.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

2

1

1

  • Творческая работа

3

Раздел 3

4

4

0

3.7

Сопоставление двух сказок «Падчерица» и «Хаврошечка»

1

1

0

  • Творческая работа

3.8

Сказка  С.Я.Маршака « 12 месяцев».

1

1

0

  • Творческая работа

3.9

Сказка П. Бажова «Серебряное копытце».

1

1

0

  • Творческая работа

3.10

Сказка «Сивка Бурка».

1

1

0

  • Творческая работа

4

Раздел 4

4

3

1

4.12

Сказка Г.Х.Андерсена «Гадкий утёнок».

1

1

0

  • Творческая работа

4.13

«Дюймовочка»,

«Стойкий оловянный солдатик»,

«Снежная королева».

1

1

0

  • Творческая работа

4.14

Г.Х.Андерсен «Елка».

А.Гофман «Щелкунчик».

В.Гауф «Карлик Нос».

2

1

1

  • Творческая работа

5

Раздел 5

4

2

2

5.16

Волшебный мир сказок П.Бажова

«Огневушка-поскакушка»,

«Каменный цветок»,

«Медной горы хозяйка»

2

1

1

  • Творческая работа

5.17

Сказка В.Гаршина «Лягушка путешественница».

2

1

1

  • Творческая работа

6

Раздел 6

4

2

2

6.19

А. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»

2

1

1

  • Творческая работа

6.20

Былины о защитниках земли русской.

«Алеша Попович и ТугаринЗмеевич», «Илья избавляет Царьград от Идолища», «Илья Муромец и Калинцарь» , «Как Илья Муромец богатырем стал», «На заставе богатырской», «Садко», «Сказка о русских богатырях и нечистой силе», «Три поездки Ильи Муромца»

2

1

1

  • Творческая работа

7

Раздел 7

4

4

0

7.22

В.Катаев «Цветик-семицветик»

1

1

0

  • Творческая работа

7.23

Сказка Н.Телешова «Крупеничка».

1

1

0

  • Творческая работа

7.24

Сказка В.Одоевского «Мороз Иванович»

1

1

0

  • Творческая работа

7.25

Сказка «Финист Ясный Сокол».

1

1

0

  • Творческая работа

8

Раздел 8

4

4

0

8.27

Сказка Л.Аксакова «Аленький цветочек».

1

1

0

  • Творческая работа

8.28

Н.Носов «Незнайка на луне».

1

1

0

  • Творческая работа

8.29

Сказка П.Ершова «Конёк Горбунок».

1

1

0

  • Творческая работа

8.30

Н.Рубцов «Про зайца». Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы».

Д.Мамин- Сибиряк «Сказка про храброго Зайца».

1

1

0

  • Творческая работа

9

Раздел 9

4

2

2

9.32

Цветной мир детства

(рассказы о детях) О.Дриз «Когда человеку шесть».

Б.Житков «Как я ловил человечков».

Л.Толстой «Филлипок».

В.Одоевский «Городок в табакерке».

О.Пройслер «Маленькая Баба Яга», «Чертенок №13»

2

1

1

  • Творческая работа

9.33

Литературное сочинение «Сочинялки»

2

1

1

  • Творческая работа

Итого:

36

25

11

Содержание учебного плана

1. Раздел 1

1.1. Фантазеры(по рассказам Н. Носова)

Теория:

чтение рассказа

Практика:

рисование запомнившихся эпизодов

1.2. Рассказывание РНС»Царевна-лягушка ( в обработке А. Толстого)

Теория:

чтение сказки

Практика:

игра "Волшебство"

2. Раздел 2

2.1. А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

Теория:

«Вместе найдем волшебство»- чтение «Сказки о царе Салтане»

Практика:

Словотворчество «Если бы я был волшебником»

2.2. А.Пушкин«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

Теория:

Чтение сказки

Практика:

Нарисовать орнамент кокошника Царевны

3. Раздел 3

3.1. Сопоставление двух сказок «Падчерица» и«Хаврошечка»

Теория:

Литературное исследование «Похожие сказки».

Практика:

Драматизация понравившихся эпизодов.

3.2. Сказка  С.Я.Маршака « 12 месяцев».

Теория:

Чтение и обсуждение сказки

Практика:

Сделать коллективное панно: весенняя лужайка с подснежниками.

3.3. Сказка П. Бажова «Серебряноекопытце».

Теория:

Рассказывание сказки

Практика:

Придумывание другого сюжета сказки

3.4. Сказка «Сивка Бурка».

Теория:

Чтение сказки

Практика:

Придумать сказку, где вместо коня на поле прилетал бы Змей – Горыныч или прибегали  бы Смешарики..

4. Раздел 4

4.1. СказкаГ.Х.Андерсена «Гадкий утёнок».

Теория:

Чтение сказки

Практика:

Рассуждения: - Каков был бы сюжет сказки, если бы «гадкий утенок» родился таким, как все?

- Как думаете, что могло бы произойти, если бы «гадкий утенок», став уже красивым лебедем, попал на прежний птичий двор?

- Придумайте имя «гадкому утенку».

4.2. «Дюймовочка», «Стойкийоловянный солдатик»,  «Снежнаякоролева».

Теория:

Чтение отрывков, просмотр видеофрагментов

Практика:

Схематизация сказки (рисование или выкладывание схем по сюжету).

4.3. Г.Х.Андерсен«Елка». А.Гофман«Щелкунчик». В.Гауф«Карлик Нос».

Теория:

Чтение и рассказывание сказок.

Просмотр видео фрагментов.

Практика:

Схематизация сказки (рисование или выкладывание схем по сюжету)

5. Раздел 5

5.1. Волшебныймир сказок П.Бажова «Огневушка-поскакушка», «Каменныйцветок»,  «Меднойгоры хозяйка»

Теория:

Долгочтение, рассматривание рисунков, обсуждение прочитанного.

Практика:

Дизайн одежды для героев сказки с помощью различных техник рисования.

5.2. СказкаВ.Гаршина «Лягушка путешественница».

Теория:

Чтение и обсуждение сказки.

Практика:

Сделать лягушку – оригами и раскрасить её.

Изобразить пруд

Расположить лягушек в пруду.

·         ·

6. Раздел 6

6.1. А. Толстой «Золотойключик или приключения Буратино»

Теория:

Рассказывание интересных историй из опыта детей об их любимых игрушках.

Чтение сказки.

Практика:

Рисование героев сказки.

6.2. Былины о защитникахземли русской.«АлешаПопович и ТугаринЗмеевич», «Илья избавляет Царьград от Идолища», «Илья Муромеци Калинцарь» , «Как Илья Муромец богатырем стал», «На заставе богатырской»,«Садко», «Сказка о русских богатырях и нечистой силе», «Три поездки ИльиМуромца»

Теория:

Виртуальная экскурсия на экспозицию, где представлены картины с изображением былинных героев.Чтение басен по выбору детей.

Практика:

Драматизация понравившихся сюжетов.

7. Раздел 7

7.1. В.Катаев «Цветик-семицветик»

Теория:

Рассуждение на тему «Если у вас в руках волшебная палочка…» Чтение или просмотр видеосказки.

Практика:

Творческое задание «Сочинить сказку о добрых делах».

7.2. СказкаН.Телешова «Крупеничка».

Теория:

Чтение и обсуждение сказки.

Практика:

Из гречишной крупы выложить орнамент.

Рисование пальчиками по манной крупе.

7.3. Сказка В.Одоевского «МорозИванович»

Теория:

Чтение и обсуждение сказки.

Практика:

Настольный театр игрушек: показ сказки «Мороз Иванович» детьми. Закреплять умение манипулировать игрушкой, выразительно отображать нравственную сущность персонажа.

7.4. Сказка«Финист Ясный Сокол».

Теория:

Чтение и обсуждение сказки.

Практика:

Придумаем новый поворот событий в сказке: «Сестры не натыкали в раму острых ножей…»

На каком месте тебе захотелось бы остановить сказку и изменить её?

8. Раздел 8

8.1. СказкаЛ.Аксакова «Аленький цветочек».

Теория:

Чтение или просмотр видеофильма.

Практика:

Аппликация «Аленький цветочек».

8.2. Н.Носов «Незнайка на луне».

Теория:

Чтение сказки с видеосопровождением.

Практика:

Драматизация понравившихся эпизодов сказки;

8.3. СказкаП.Ершова «Конёк Горбунок».

Теория:

Чтение сказки. Обсуждение.

Практика:

Придумаем новое начало сказки: «Жил был старик со старухой и было у них три дочери…»

8.4. Н.Рубцов«Про зайца». Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы».Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца».

Теория:

Игровое упражнение «Объяснялки» (что такое рассказ, стих, сказка).

Мини-викторина «Кто больше назовет произведений о зайцах».

Чтение произведений.

Практика:

Словотворчество «Придумай свою историю».

9. Раздел 9

9.1. Цветной мир детства (рассказы о детях)О.Дриз «Когда человеку шесть».Б.Житков «Как я ловилчеловечков».Л.Толстой «Филлипок». В.Одоевский «Городок втабакерке».О.Пройслер«Маленькая Баба Яга», «Чертенок №13»

Теория:

Совместное чтение или просмотр видео.

Практика:

Создание книги «Наши фантазии».

9.2. Литературное сочинение «Сочинялки»

Теория:

Чтение произведения, просмотр видео полюбившихся сказок.

Практика:

Исследовательское задание: Найти и прочитать произведения – игры в слова и со словами, сочиненные русскими и зарубежными авторами. Собранный альбом поможет организовать образовательную деятельность.

Базовый уровень (0 лет обучения)

Учебный план

Таблица 1.3.2

Учебный план

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

Итого:

Содержание учебного плана

Продвинутый уровень (0 лет обучения)

Учебный план

Таблица 1.3.3

Учебный план

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

Итого:

Содержание учебного плана

2. Комплекс организационно - педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

Таблица 2.1.1

Календарный учебный график

Позиции

Заполнить с учетом срока реализации ДООП

Количество учебных недель

36

Количество учебных дней

36

Продолжительность каникул

летние и зимние каникулы

Даты начала и окончания учебного года

01.09.2019-31.05.2020

Сроки промежуточной аттестации

не предусмотрены

Сроки итоговой аттестации (при наличии)

не предусмотрены

2.2. Условия реализации программы

Таблица 2.2.1

Условия реализации программы

Аспекты

Характеристика (заполнить)

Материально-техническое обеспечение

  • Оборудование: комплект столов и стульев для дошкольников, демонстрационная доска, стол для воспитателя. Наглядные пособия: демонстрационный материал к сказкам, иллюстрированные сказки, сборники сказок. Раздаточный материал: цветная бумага, ножницы, клей, цветные карандаши, бумага для рисования.

Информационное обеспечение

  • Ноутбук,  телевизор, приставка для чтения USB, сеть Интернет.

Кадровое обеспечение

  • Воспитатель первой квалификационной категории, образование высшее.

2.3. Формы аттестации

Формами аттестации являются:

  • Творческая работа

2.4. Оценочные материалы

Таблица 2.4.1

Оценочные материалы

Показатели качества реализации ДООП

Методики

Уровень развития творческого потенциала учащихся

  • Методика «Креативность личности» Д. Джонсона

Уровень развития социального опыта учащихся

  • Тест «Уровень социализации личности» (версия Р.И.Мокшанцева)

Уровень сохранения и укрепления здоровья учащихся

  • «Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений» под ред. М.М. Безруких

Уровень теоретической подготовки учащихся

  • Разрабатываются ПДО самостоятельно

Уровень удовлетворенности родителей предоставляемыми образовательными услугами

  • ИЗУЧЕНИЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ РАБОТОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (методика Е.Н.Степановой)

Оценочные материалы (указать конкретно в соответствии с формами аттестации)

  • Мониторинг в соответствии с ожидаемыми результатами.

2.5. Методические материалы

Методы обучения:

  • Словесный
  • Наглядный
  • Частично-поисковый
  • Исследовательский
  • Игровой
  • Дискуссионный

Формы организации образовательной деятельности:

  • Групповая
  • Беседа

Педагогические технологии:

  • Технология группового обучения
  • Технология коллективного взаимодействия

Тип учебного занятия:

Изучения и первичного закрепления новых знаний.

Дидактические материалы:

  • Раздаточные материалы

2.6. Список литературы

Кулундинский район 2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Рабочая программа дополнительного образования по развитию речи дошкольников через знакомство с художественной литературой, на материале любимых сказок.

Рабочая программадополнительного образованияпо развитию речи дошкольников через знакомство с художественной литературой, на материале любимых сказок.       срок...

Программа «В мире сказок» дополнительного образования по ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Программа кружка по театрализованной деятельности для детей среднего дошкольного возраста....

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...

Конспект итоговой дополнительной общеобразовательной программы «По дорогам сказок» во второй младшей группе

Цель. Обобщение и закрепление пройденного материала.Задачи.           Образовательные задачи: Обучать положительному отношению к себе и принятию других люд...

Рабочая программа дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому воспитанию «Мир сказок» на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа дополнительного образования  для детей младшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому воспитанию «Мир сказок» и аннотация к программе...