Рабочая программа дополнительного образования по развитию речи дошкольников через знакомство с художественной литературой, на материале любимых сказок.
рабочая программа по развитию речи (старшая группа)
Рабочая программа
дополнительного образования
по развитию речи дошкольников
через знакомство с художественной литературой, на материале любимых сказок.
срок обучения – 1 года
Количество учебных часов за год обучения – 36
Возраст детей: с 5 до 6 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_knigolyub.docx | 32.89 КБ |
programma_kruzhka_knigolyub.docx | 32.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 154 «Почемучка» с приоритетным осуществлением физического направления развития воспитанников» города Невинномысска
Рабочая программа
дополнительного образования
по развитию речи дошкольников
через знакомство с художественной литературой, на материале любимых сказок.
срок обучения – 1 года
Количество учебных часов за год обучения – 36
Возраст детей: с 5 до 6 лет
Руководитель:
Воспитатель высшей категории
МБДОУ № 154 г. Невинномысска
Соловьева Светлана Дмитриевна
Невинномысск
2019 – 2020 уч. г.
Содержание программы
1.Пояснительная записка.
2. Новизна данной программы.
3. Нормативно – правовая основа программы.
4. Цель и задачи программы.
5. Отличительной особенностью данной программы.
6. Этапы освоения программы.
7. Принципы, методы и формы обучения.
8. Предполагаемые результаты.
9. Учебный план /1 год обучения/.
10. Содержание курса /первый год обучения/.
11. Условия реализации программы.
12. Критерии достижения цели программы.
13. Работа с родителями.
14. Техническое оснащение.
15.Список литературы.
Пояснительная записка
Не секрет, что за последние десятилетия в нашей стране наметилась негативная тенденция: значительное снижение к чтению книг вообще и художественной литературы в частности. На наш взгляд, существует ряд факторов, вызвавших это явление.
Во-первых, глобальная информатизация объективного пространства, окружающего каждого человека: посредством Интернета, как дети, так и взрослые могут беспрепятственно и без особого труда получить любые данные по любой теме, в том числе и «сжатый» вариант любого литературного произведения. Ясно, что художественная ценность и неповторимость авторского произведения в таком варианте просто уничтожается и литературный шедевр становится набором, кратким перечнем основных событий жизни героев. О какой привлекательности такого чтения может идти речь?
Во-вторых, засилье в СМИ (телевидении, прессе) рекламы, формирующей у ребёнка представление о псевдоценностях в жизни человека. Дети многое знают о бытовой электронике, автомобилях, сотовых телефонах. Они уверены, что настоящий Человек – это успешный бизнесмен, непременно выходящий из роскошной иномарки и раздающий указания подчинённым по самой последней модели телефона. Но нет ни одного рекламного ролика, ни одной телевизионной передачи, пропагандирующих КНИГУ как непременную часть духовной жизни современного культурного человека!
В-третьих, объективные экономические и финансовые трудности приводят к тому, что взрослые вынуждены посвящать все свои мысли и своё время зарабатыванию материальных благ. Они даже и не вспоминают о книгах! Психологами же доказано, что именно родители являются образцом для подражания для детей. Если родители не читают, нельзя ожидать этого от детей.
Но есть и ещё одна причина. И кроется она в системе дошкольного образования. Многие воспитатели в современных детских садах настолько увлечены непосредственным обучением детей, что книга является для них чем-то второстепенным. А при обращении к художественной литературе практикуют «школьные» приёмы: чтение и пересказ. Результат печален: интерес ребёнка к детской книге гаснет. И чем старше становятся дети, тем реже они берут в руки произведения известных писателей. А в школьном возрасте они делают это по принуждению – «потому что задали».
Это означает, что дети лишаются целого мира – мира художественной литературы, помогающего душе трудиться, развивающего человека как интересную личность.
В.А.Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг».
Повернуть дошкольное образование «лицом» к активной работе с книгой - вовсе не повод отказываться от обучающих задач, количество которых в последнее время возросло в связи с усложнением школьных программ, к усвоению которых мы должны подготовить ребёнка в детском саду. Напротив, систематическая и разнообразная работа с художественной литературой поможет более успешно вести обучение малышей, сделать это обучение более лёгким и интересным, что необыкновенно актуально для оптимизации образовательного процесса в ДОУ.
Система работы, изложенная в данной программе, как раз и помогает соединить в себе воспитание ребёнка как личности, формирование интереса к книге и интеллектуальное развитие дошкольников.
Новизна
Новизна программы заключается в том ,что она способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ребёнка-читателя. Кружковое занятие поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как книга для ребёнка – и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Нормативно – правовая основа Программы.
Нормативно-правовую основу разработки рабочей Программы составляют:
Международно-правовые акты:
Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 г. (с изменениями и дополнениями);
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР15.09.1990 г.);
Декларация прав ребенка (провозглашена резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи от 20.11.1959 г.);
Законы РФ:
Конституция РФ от 12.12.1993 г. (с изменениями и дополнениями);
Семейный Кодекс РФ от 08.12.1995 г. № 223 ФЗ (с изменениями и доп.);
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнения);
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» № 273 - ФЗ
Документы Правительства РФ:
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. № 1756-р «О концепции модернизации российского образования на период до 2020 года;
Документы Министерства образования и науки РФ:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки Р.Ф. от 17.10.13 г. № 1155 /зарегистрировано МинЮст. Р.Ф. 14.11.13 г. № 30384/
Документы Федеральных служб:
Постановление Главного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26 «СанПиН 2.4.1. 3049 – 13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях» /зарегистрировано МинЮст. 29.05.2013 г. № 28564/
Региональные документы:
Стратегия развития системы образования Ставропольский край
Локальные акты:
Устав (новая редакция)
Цель данной рабочей программы – Развитие всех компонентов устной речи, диалогической и монологической форм на материале любимых сказок.
Повышение интереса детей к работе с книгой и дополнительное развитие их познавательных и речевых умений на материале любимых сказок.
Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
Развивать монологическую форму речи.
Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.
Основными задачами программы являются:
1. Воспитание у детей дошкольного возраста позиции активного читателя, интереса и уважения к книге как источнику культуры и информации.
2. Поддержание и развитие детской эмоциональности.
3. Активизация речевого и мыслительного творчества детей.
4. Развитие памяти, внимания, основных познавательных и речевых умений дошкольников.
Рабочая программа по развитию речи детей через театрализованную деятельность разработана на основе методики Л.Б.Фесюковой «Воспитание сказкой».
Главными теоретическими идеями, положенными в содержание программы, являются взгляды Д.Родари, Л.Б.Фесюковой и авторов технологии ТРИЗ, заключающиеся в том, что к использованию сказочного материала необходимо подходить нетрадиционно. Это значит - научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один. Тогда сказка (впрочем, как и любая книга) будет восприниматься ребёнком как источник увлекательных, необычных занятий, новых открытий и знаний.
Направленность программы дополнительного образования дошкольников «Школа юного книголюба» осуществляется через художественно - эстетическое развитие детей средствами ознакомления с художественной литературой.
По форме организации программа дополнительного образования является кружковой.
По времени реализации программа дополнительного образования рассчитана на 1 год.
Возраст детей 5 – 6 лет первый год обучения
Отличительной особенностью данной программы является:
- в кружок будут привлекаться дети со средним уровнем развития речи, дети, имеющие сложности в общении, дети с творческими задатками;
- кружковая работа будет направлена на совершенствование диалогической речи детей, на развитие умения составлять и придумывать концовки к сказкам, воспитает интерес к художественной литературе, будет способствовать развитию общения со сверстниками и взрослыми, позволит свободно развивать творческие способности личности ребенка;
- в процессе обучения будут использоваться следующие материалы и оборудование: художественная литература (сказки разных жанров)дидактические игры, иллюстрации к сказкам, материалы для продуктивной деятельности детей;
В работе со сказкой можно использовать различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое. В своей работе планирую использовать такие приемы восприятия сказки как: выразительность чтения, повторность и выборочное чтение, беседа по содержанию сказки, показ иллюстраций, элементов инсценирования (пластика движений телом, мимика и жесты).
Основными принципами построения программы являются:
Принцип дифференциации – разделение планирования деятельности по работе с содержанием книг по возрастам, для каждой возрастной группы отдельно;
Принцип интеграции и комплексного подхода – объединение в содержании каждого занятия различных видов речевой, мыслительной и продуктивной деятельности в единый комплекс, направленный на решение строго определённого круга программных задач. Кроме того, содержание деятельности связано с такими образовательными областями как «Познание», «Социализация», «Коммуникация».
Принцип позитивной эмоциогенности – организация взаимодействия с детьми, сопровождающаяся получением удовольствия каждым ребёнком как результата активного, занимательного игрового взаимодействия взрослого с ребёнком и общения с литературным произведением;
Условия реализации рабочей программы «Школа юного книголюба»
1. К одному из основных условий успешной реализации данной программы можно с уверенностью отнести личную заинтересованность педагога в процессе общения с литературным произведением. Постоянные положительные отзывы о процессе чтения, рассказы из личного опыта взрослого о том, как в жизни ему помогала книга, искренний интерес к игровым занимательным упражнениям, организуемым в процессе работы кружка, - всё это настраивает ребёнка-дошкольника на продуктивную работу с книгой, повышает его мотивацию на чтение, слушание, усвоение содержания литературного произведения.
2. В процессе организации работы с книгой воспитателю необходимо учитывать возрастные и психологические особенности восприятия и понимания детьми литературного произведения на каждом возрастном этапе. Связаны эти особенности с расширением детского жизненного опыта, круга конкретных представлений, читательского опыта. С возрастом у дошкольников появляются умения более осознанно воспринимать литературное произведение, способности устанавливать причинные связи в сюжете и т.д.
3. Важным моментом в успешности работы по приобщению детей к работе с книгой является соответствующее оснащение предметно-развивающей среды в ДОУ с привлечением детей к данной деятельности. В группе непременно должен быть книжный уголок, в котором организуются книжные выставки. Так, если на одном из кружков рассматривалась, к примеру, сказка «Маша и медведь», то совместно с детьми и родителями в уголке могут быть организованы следующие выставки: а) данная сказка в разных изданиях или иллюстрированная разными художниками; б) другие сказки, в которых действуют медведи; в) любимые сказки, в которых действуют одновременно и люди, и животные. Выставка должна быть «активно действующей»: не просто украшать группу, а обеспечивать возможности для деятельности дошкольников: желание познакомиться и побеседовать о выставленной литературе, желание рассказать о книгах, принесённых из дома и т.д.
4. Из предыдущего условия вытекает следующее – постоянное обращение в совместной деятельности к книге как к помощнику, источнику информации и дополнительных впечатлений, отображаемых в последствии в играх. По окончании кружка в этот же день либо на следующий организуется «Книжкина мастерская» (совместный труд по ремонту и обновлению книг).
Приемлемы такие формы работы, как сочинение собственных сказок и изготовление самодельной книги. Здесь всё зависит от опыта и фантазии педагога.
Самое главное, ребёнок должен видеть - прочитанная, изученная книга не отбрасывается и не забывается – к ней обращаются постоянно.
5. Непременным условием является взаимодействие воспитателя, осуществляющего кружковую работу по данной рабочей учебной программе, с такими специалистами ДОУ, как музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию. Именно они помогут обеспечить богатство содержания развлечений, игр-драматизаций по мотивам сказок, разнообразить совместную деятельность воспитателя с детьми, обеспечить преемственность в работе педагогов ДОУ.
Ожидаемый результат
По развитию литературной речи:
У дошкольников совершенствуется монологическая речь при составлении описательных рассказов о героях, их поступках, настроении, поведении.
У детей 5-6 лет литературная речь более содержательна и многопланова. Саморегуляция темпа голоса и громкость речи позволяет дошкольникам более точно передавать эмоциональное состояние героя или ситуацию.
Развиваются творческие способности: появляется желание сочинять небольшие тексты, придумывать свои варианты окончаний или целых контекстов литературного произведения.
По приобщению к словесному искусству:
1. Появляется желание слушать большие по объему литературные тексты, активно принимать участие в анализе происходящих событий.
2. Называют любимые сказки и рассказы. Знают несколько стихотворений.
3. Знают и умеют соблюдать правила культурного обращения с книгой.
Развитие свободного общения воспитанников со взрослыми и детьми:
Дети проявляют интерес к взаимоотношениям людей, познанию их характеров.
Передают в речи эмоциональное состояние сверстников, взрослых, используя средства интонационной выразительности. Эмоционально сопереживают рассказам друзей.
Активно используют разнообразные невербальные средства общения: мимику, жесты.
Пытаются решить проблемы личного характера совместно со взрослым методом рассуждения.
Развития всех компонентов устной речи:
Сравнивают свою речь с речью взрослого и выделяют собственные речевые ошибки и недостатки.
В ходе общения используют повествовательный и описательный рассказы.
Составляют повествовательные рассказы по картинке, схеме, по сюжетным картинкам.
Регулируют громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации.
Условия реализации программы
Данная программа реализуется в учебной и игровой деятельности. Возрастные особенности дошкольников обязывают проводить организованную деятельность используя игровые педагогические технологии, что способствует лучшему усвоению материала. Для снятия напряжения пригодны физкультминутки , малоподвижные игры, игры имитации. Игровая оболочка организованной деятельности привлекает детей, вызывает у них интерес и активность, помогает преодолеть различные затруднения, организует и повышает их самостоятельность.
Таким образом, поставленная учебная задача в игровой форме становится для детей более близкой и понятной, а результат эффективнее.
Критерии достижения цели программы
- системность диагностики познавательного роста в процессе знакомства с литературными произведениями;
- изучение личного роста (нравственная воспитанность, приоритет духовных ценностей, способность проявлять чувства – сопереживание, негодование)
- обретение высокого уровня освоения содержания программы (владением грамматическим строем речи, развитой диалогической и монологической речью, средствами выразительности речи, развития мимики лица и жестов)
-повышение уровня воспитанности
- интерес к организованной деятельности
- мотивация на дальнейшее обучение
Работа с родителями
Работа с родителями позволяет лучше узнать потребности в приобретаемых знаниях, улучшает общую атмосферу отношений сотрудничества в системе «родитель – педагог», повышает рефлексию педагога.
Формы работы с родителями
1. Ознакомление родителей с программой, содержанием и её эффективностью;
2 . Проведение практикумов «Сказка лучший помощник в воспитании детей», «Красив наш язык», «Книга в жизни ребёнка»;
3.Консультационная работа – индивидуальная, групповая. Беседа с родителями об успехах их детей;
4.Проведение открытых занятий и воспитательных мероприятий с привлечением родителей;
5.Анкетирование родителей с целью изучения особенностей ребёнка и его успешности обучения по данной программе.
Техническое оснащение организованной образовательной деятельности
- материально-техническое обеспечение (костюмерная, магнитофон, проектор, компьютер);
- картотеки игр, скороговорок, чистоговорок, театрализованных игр;
- настольные театр;
- куклы бибабо;
- пальчиковый театр;
- фланелевый театр.
- Наборы серий сюжетных картинок для развития связной речи по разным сказкам;
- Хрестоматии для детей по возрастам;
- Репродукции картин известных художников.
Список использованной литературы
Используемая литература.
- Авдеева Н.А.Воспитание детей раннего возраста. Пособие для воспитателей и родителей. М., 1997
- Белова И.К. Былич Р.В. и др. Программно – методическое оснащение коррекционно – развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. М., 1998
- Бугрименко Е.А. Чтение без принуждения. М., 1993
- Волина В. Занимательное азбуковедение. М.,1991
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПБ., 1997
- Выренцова А.С Подготовка к обучению. С-П., 1997
- Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. Мозаика – Синтез, М., 2012 г..
- Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. М., 2000
- Ёлкина Н.В. Маряничева О.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Серия «Вместе учимся, играем» Ярославль, 1997
- Зайцева Л.В., Земляченко С.В. Управление инновационным образовательным учреждением в режиме функционирования и развития. М., 1998
- Ильина М.Н. Подготовка к школе: развивающие упражнения и тесты. Спб., 1998
- Петерсон Л.П., Холина Н.П. Раз ступенька, два – ступенька ч. 1,2, М.,2004
- Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 5-6 лет / Сост. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук. М., Оникс – XXI век, 2012.
- Максаков А. И . Развитие правильной речи ребёнка в семье. Мозаика – Синтез, М., 2009.
- Ушакова О. С, Н.В. Гавриш "Знакомим дошкольников с литературой" Мозаика – Синтез, М., 2013 г..
- Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста М.,Владос.,2002
- Ушакова О.С. и др. Развитие речи и творчества дошкольников (игры, упражнения, конспекты занятий) М., ТЦ «Сфера» 2006
- Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма. М., 2007
- Шумаева Д.Г. Как хорошо уметь читать . С.П., 2008
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 154 «Почемучка» с приоритетным осуществлением физического направления развития воспитанников» города Невинномысска
Рабочая программа
дополнительного образования
по развитию речи дошкольников
через знакомство с художественной литературой, на материале любимых сказок.
срок обучения – 1 года
Количество учебных часов за год обучения – 36
Возраст детей: с 5 до 6 лет
Руководитель:
Воспитатель высшей категории
МБДОУ № 154 г. Невинномысска
Соловьева Светлана Дмитриевна
Невинномысск
2019 – 2020 уч. г.
Содержание программы
1.Пояснительная записка.
2. Новизна данной программы.
3. Нормативно – правовая основа программы.
4. Цель и задачи программы.
5. Отличительной особенностью данной программы.
6. Этапы освоения программы.
7. Принципы, методы и формы обучения.
8. Предполагаемые результаты.
9. Учебный план /1 год обучения/.
10. Содержание курса /первый год обучения/.
11. Условия реализации программы.
12. Критерии достижения цели программы.
13. Работа с родителями.
14. Техническое оснащение.
15.Список литературы.
Пояснительная записка
Не секрет, что за последние десятилетия в нашей стране наметилась негативная тенденция: значительное снижение к чтению книг вообще и художественной литературы в частности. На наш взгляд, существует ряд факторов, вызвавших это явление.
Во-первых, глобальная информатизация объективного пространства, окружающего каждого человека: посредством Интернета, как дети, так и взрослые могут беспрепятственно и без особого труда получить любые данные по любой теме, в том числе и «сжатый» вариант любого литературного произведения. Ясно, что художественная ценность и неповторимость авторского произведения в таком варианте просто уничтожается и литературный шедевр становится набором, кратким перечнем основных событий жизни героев. О какой привлекательности такого чтения может идти речь?
Во-вторых, засилье в СМИ (телевидении, прессе) рекламы, формирующей у ребёнка представление о псевдоценностях в жизни человека. Дети многое знают о бытовой электронике, автомобилях, сотовых телефонах. Они уверены, что настоящий Человек – это успешный бизнесмен, непременно выходящий из роскошной иномарки и раздающий указания подчинённым по самой последней модели телефона. Но нет ни одного рекламного ролика, ни одной телевизионной передачи, пропагандирующих КНИГУ как непременную часть духовной жизни современного культурного человека!
В-третьих, объективные экономические и финансовые трудности приводят к тому, что взрослые вынуждены посвящать все свои мысли и своё время зарабатыванию материальных благ. Они даже и не вспоминают о книгах! Психологами же доказано, что именно родители являются образцом для подражания для детей. Если родители не читают, нельзя ожидать этого от детей.
Но есть и ещё одна причина. И кроется она в системе дошкольного образования. Многие воспитатели в современных детских садах настолько увлечены непосредственным обучением детей, что книга является для них чем-то второстепенным. А при обращении к художественной литературе практикуют «школьные» приёмы: чтение и пересказ. Результат печален: интерес ребёнка к детской книге гаснет. И чем старше становятся дети, тем реже они берут в руки произведения известных писателей. А в школьном возрасте они делают это по принуждению – «потому что задали».
Это означает, что дети лишаются целого мира – мира художественной литературы, помогающего душе трудиться, развивающего человека как интересную личность.
В.А.Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг».
Повернуть дошкольное образование «лицом» к активной работе с книгой - вовсе не повод отказываться от обучающих задач, количество которых в последнее время возросло в связи с усложнением школьных программ, к усвоению которых мы должны подготовить ребёнка в детском саду. Напротив, систематическая и разнообразная работа с художественной литературой поможет более успешно вести обучение малышей, сделать это обучение более лёгким и интересным, что необыкновенно актуально для оптимизации образовательного процесса в ДОУ.
Система работы, изложенная в данной программе, как раз и помогает соединить в себе воспитание ребёнка как личности, формирование интереса к книге и интеллектуальное развитие дошкольников.
Новизна
Новизна программы заключается в том ,что она способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ребёнка-читателя. Кружковое занятие поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как книга для ребёнка – и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Нормативно – правовая основа Программы.
Нормативно-правовую основу разработки рабочей Программы составляют:
Международно-правовые акты:
Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 г. (с изменениями и дополнениями);
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР15.09.1990 г.);
Декларация прав ребенка (провозглашена резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи от 20.11.1959 г.);
Законы РФ:
Конституция РФ от 12.12.1993 г. (с изменениями и дополнениями);
Семейный Кодекс РФ от 08.12.1995 г. № 223 ФЗ (с изменениями и доп.);
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнения);
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» № 273 - ФЗ
Документы Правительства РФ:
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. № 1756-р «О концепции модернизации российского образования на период до 2020 года;
Документы Министерства образования и науки РФ:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки Р.Ф. от 17.10.13 г. № 1155 /зарегистрировано МинЮст. Р.Ф. 14.11.13 г. № 30384/
Документы Федеральных служб:
Постановление Главного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26 «СанПиН 2.4.1. 3049 – 13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях» /зарегистрировано МинЮст. 29.05.2013 г. № 28564/
Региональные документы:
Стратегия развития системы образования Ставропольский край
Локальные акты:
Устав (новая редакция)
Цель данной рабочей программы – Развитие всех компонентов устной речи, диалогической и монологической форм на материале любимых сказок.
Повышение интереса детей к работе с книгой и дополнительное развитие их познавательных и речевых умений на материале любимых сказок.
Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
Развивать монологическую форму речи.
Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.
Основными задачами программы являются:
1. Воспитание у детей дошкольного возраста позиции активного читателя, интереса и уважения к книге как источнику культуры и информации.
2. Поддержание и развитие детской эмоциональности.
3. Активизация речевого и мыслительного творчества детей.
4. Развитие памяти, внимания, основных познавательных и речевых умений дошкольников.
Рабочая программа по развитию речи детей через театрализованную деятельность разработана на основе методики Л.Б.Фесюковой «Воспитание сказкой».
Главными теоретическими идеями, положенными в содержание программы, являются взгляды Д.Родари, Л.Б.Фесюковой и авторов технологии ТРИЗ, заключающиеся в том, что к использованию сказочного материала необходимо подходить нетрадиционно. Это значит - научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один. Тогда сказка (впрочем, как и любая книга) будет восприниматься ребёнком как источник увлекательных, необычных занятий, новых открытий и знаний.
Направленность программы дополнительного образования дошкольников «Школа юного книголюба» осуществляется через художественно - эстетическое развитие детей средствами ознакомления с художественной литературой.
По форме организации программа дополнительного образования является кружковой.
По времени реализации программа дополнительного образования рассчитана на 1 год.
Возраст детей 5 – 6 лет первый год обучения
Отличительной особенностью данной программы является:
- в кружок будут привлекаться дети со средним уровнем развития речи, дети, имеющие сложности в общении, дети с творческими задатками;
- кружковая работа будет направлена на совершенствование диалогической речи детей, на развитие умения составлять и придумывать концовки к сказкам, воспитает интерес к художественной литературе, будет способствовать развитию общения со сверстниками и взрослыми, позволит свободно развивать творческие способности личности ребенка;
- в процессе обучения будут использоваться следующие материалы и оборудование: художественная литература (сказки разных жанров)дидактические игры, иллюстрации к сказкам, материалы для продуктивной деятельности детей;
В работе со сказкой можно использовать различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое. В своей работе планирую использовать такие приемы восприятия сказки как: выразительность чтения, повторность и выборочное чтение, беседа по содержанию сказки, показ иллюстраций, элементов инсценирования (пластика движений телом, мимика и жесты).
Основными принципами построения программы являются:
Принцип дифференциации – разделение планирования деятельности по работе с содержанием книг по возрастам, для каждой возрастной группы отдельно;
Принцип интеграции и комплексного подхода – объединение в содержании каждого занятия различных видов речевой, мыслительной и продуктивной деятельности в единый комплекс, направленный на решение строго определённого круга программных задач. Кроме того, содержание деятельности связано с такими образовательными областями как «Познание», «Социализация», «Коммуникация».
Принцип позитивной эмоциогенности – организация взаимодействия с детьми, сопровождающаяся получением удовольствия каждым ребёнком как результата активного, занимательного игрового взаимодействия взрослого с ребёнком и общения с литературным произведением;
Условия реализации рабочей программы «Школа юного книголюба»
1. К одному из основных условий успешной реализации данной программы можно с уверенностью отнести личную заинтересованность педагога в процессе общения с литературным произведением. Постоянные положительные отзывы о процессе чтения, рассказы из личного опыта взрослого о том, как в жизни ему помогала книга, искренний интерес к игровым занимательным упражнениям, организуемым в процессе работы кружка, - всё это настраивает ребёнка-дошкольника на продуктивную работу с книгой, повышает его мотивацию на чтение, слушание, усвоение содержания литературного произведения.
2. В процессе организации работы с книгой воспитателю необходимо учитывать возрастные и психологические особенности восприятия и понимания детьми литературного произведения на каждом возрастном этапе. Связаны эти особенности с расширением детского жизненного опыта, круга конкретных представлений, читательского опыта. С возрастом у дошкольников появляются умения более осознанно воспринимать литературное произведение, способности устанавливать причинные связи в сюжете и т.д.
3. Важным моментом в успешности работы по приобщению детей к работе с книгой является соответствующее оснащение предметно-развивающей среды в ДОУ с привлечением детей к данной деятельности. В группе непременно должен быть книжный уголок, в котором организуются книжные выставки. Так, если на одном из кружков рассматривалась, к примеру, сказка «Маша и медведь», то совместно с детьми и родителями в уголке могут быть организованы следующие выставки: а) данная сказка в разных изданиях или иллюстрированная разными художниками; б) другие сказки, в которых действуют медведи; в) любимые сказки, в которых действуют одновременно и люди, и животные. Выставка должна быть «активно действующей»: не просто украшать группу, а обеспечивать возможности для деятельности дошкольников: желание познакомиться и побеседовать о выставленной литературе, желание рассказать о книгах, принесённых из дома и т.д.
4. Из предыдущего условия вытекает следующее – постоянное обращение в совместной деятельности к книге как к помощнику, источнику информации и дополнительных впечатлений, отображаемых в последствии в играх. По окончании кружка в этот же день либо на следующий организуется «Книжкина мастерская» (совместный труд по ремонту и обновлению книг).
Приемлемы такие формы работы, как сочинение собственных сказок и изготовление самодельной книги. Здесь всё зависит от опыта и фантазии педагога.
Самое главное, ребёнок должен видеть - прочитанная, изученная книга не отбрасывается и не забывается – к ней обращаются постоянно.
5. Непременным условием является взаимодействие воспитателя, осуществляющего кружковую работу по данной рабочей учебной программе, с такими специалистами ДОУ, как музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию. Именно они помогут обеспечить богатство содержания развлечений, игр-драматизаций по мотивам сказок, разнообразить совместную деятельность воспитателя с детьми, обеспечить преемственность в работе педагогов ДОУ.
Ожидаемый результат
По развитию литературной речи:
У дошкольников совершенствуется монологическая речь при составлении описательных рассказов о героях, их поступках, настроении, поведении.
У детей 5-6 лет литературная речь более содержательна и многопланова. Саморегуляция темпа голоса и громкость речи позволяет дошкольникам более точно передавать эмоциональное состояние героя или ситуацию.
Развиваются творческие способности: появляется желание сочинять небольшие тексты, придумывать свои варианты окончаний или целых контекстов литературного произведения.
По приобщению к словесному искусству:
1. Появляется желание слушать большие по объему литературные тексты, активно принимать участие в анализе происходящих событий.
2. Называют любимые сказки и рассказы. Знают несколько стихотворений.
3. Знают и умеют соблюдать правила культурного обращения с книгой.
Развитие свободного общения воспитанников со взрослыми и детьми:
Дети проявляют интерес к взаимоотношениям людей, познанию их характеров.
Передают в речи эмоциональное состояние сверстников, взрослых, используя средства интонационной выразительности. Эмоционально сопереживают рассказам друзей.
Активно используют разнообразные невербальные средства общения: мимику, жесты.
Пытаются решить проблемы личного характера совместно со взрослым методом рассуждения.
Развития всех компонентов устной речи:
Сравнивают свою речь с речью взрослого и выделяют собственные речевые ошибки и недостатки.
В ходе общения используют повествовательный и описательный рассказы.
Составляют повествовательные рассказы по картинке, схеме, по сюжетным картинкам.
Регулируют громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации.
Условия реализации программы
Данная программа реализуется в учебной и игровой деятельности. Возрастные особенности дошкольников обязывают проводить организованную деятельность используя игровые педагогические технологии, что способствует лучшему усвоению материала. Для снятия напряжения пригодны физкультминутки , малоподвижные игры, игры имитации. Игровая оболочка организованной деятельности привлекает детей, вызывает у них интерес и активность, помогает преодолеть различные затруднения, организует и повышает их самостоятельность.
Таким образом, поставленная учебная задача в игровой форме становится для детей более близкой и понятной, а результат эффективнее.
Критерии достижения цели программы
- системность диагностики познавательного роста в процессе знакомства с литературными произведениями;
- изучение личного роста (нравственная воспитанность, приоритет духовных ценностей, способность проявлять чувства – сопереживание, негодование)
- обретение высокого уровня освоения содержания программы (владением грамматическим строем речи, развитой диалогической и монологической речью, средствами выразительности речи, развития мимики лица и жестов)
-повышение уровня воспитанности
- интерес к организованной деятельности
- мотивация на дальнейшее обучение
Работа с родителями
Работа с родителями позволяет лучше узнать потребности в приобретаемых знаниях, улучшает общую атмосферу отношений сотрудничества в системе «родитель – педагог», повышает рефлексию педагога.
Формы работы с родителями
1. Ознакомление родителей с программой, содержанием и её эффективностью;
2 . Проведение практикумов «Сказка лучший помощник в воспитании детей», «Красив наш язык», «Книга в жизни ребёнка»;
3.Консультационная работа – индивидуальная, групповая. Беседа с родителями об успехах их детей;
4.Проведение открытых занятий и воспитательных мероприятий с привлечением родителей;
5.Анкетирование родителей с целью изучения особенностей ребёнка и его успешности обучения по данной программе.
Техническое оснащение организованной образовательной деятельности
- материально-техническое обеспечение (костюмерная, магнитофон, проектор, компьютер);
- картотеки игр, скороговорок, чистоговорок, театрализованных игр;
- настольные театр;
- куклы бибабо;
- пальчиковый театр;
- фланелевый театр.
- Наборы серий сюжетных картинок для развития связной речи по разным сказкам;
- Хрестоматии для детей по возрастам;
- Репродукции картин известных художников.
Список использованной литературы
Используемая литература.
- Авдеева Н.А.Воспитание детей раннего возраста. Пособие для воспитателей и родителей. М., 1997
- Белова И.К. Былич Р.В. и др. Программно – методическое оснащение коррекционно – развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. М., 1998
- Бугрименко Е.А. Чтение без принуждения. М., 1993
- Волина В. Занимательное азбуковедение. М.,1991
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПБ., 1997
- Выренцова А.С Подготовка к обучению. С-П., 1997
- Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. Мозаика – Синтез, М., 2012 г..
- Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. М., 2000
- Ёлкина Н.В. Маряничева О.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Серия «Вместе учимся, играем» Ярославль, 1997
- Зайцева Л.В., Земляченко С.В. Управление инновационным образовательным учреждением в режиме функционирования и развития. М., 1998
- Ильина М.Н. Подготовка к школе: развивающие упражнения и тесты. Спб., 1998
- Петерсон Л.П., Холина Н.П. Раз ступенька, два – ступенька ч. 1,2, М.,2004
- Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 5-6 лет / Сост. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук. М., Оникс – XXI век, 2012.
- Максаков А. И . Развитие правильной речи ребёнка в семье. Мозаика – Синтез, М., 2009.
- Ушакова О. С, Н.В. Гавриш "Знакомим дошкольников с литературой" Мозаика – Синтез, М., 2013 г..
- Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста М.,Владос.,2002
- Ушакова О.С. и др. Развитие речи и творчества дошкольников (игры, упражнения, конспекты занятий) М., ТЦ «Сфера» 2006
- Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма. М., 2007
- Шумаева Д.Г. Как хорошо уметь читать . С.П., 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по развитию творческих способностей детей через обучение технике торцевание «Город мастеров»
Данный материал представляет работу с детьми старшей и подготовительной группыс ииспользованием техники торцевание.....
Рабочая программа дополнительного образования по развитию речи «Читай-ка». Автор:воспитатель Русакова А.Н.
Важное место в работе с детьми принадлежит развитию речи, поэтому на первый план выходят задачи: - научить детей осмысленно говорить, дать первоначальное п...
Рабочая программа дополнительного образования физического развития детей
Цель :Укрепление здоровья воспитанников, развитие двигательной деятельности детей. Задачи:· Развитие лов...
Методические рекомендации по перспективному планированию по ознакомлению с окружающим, развитию речи и знакомству с художественной литературой в старшей группе
Перспективный план по ознакомлению с окружающим, развитию речи и знакомством с художественной литературой в старшей группе детского сада ...
Рабочая программа дополнительного образования по развитию сенсорных навыков « Любознай-ка»
Успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, во-первых, насколько хорошо ребенок слышит, ...
Рабочая программа дополнительного образования по развитию речи и подготовке к обучению грамоте «Речецветик».
Содержание коррекционного процесса рабочей программы разработано на основе авторских программ Е.В. Колесниковой «Развитие звуковой культуры речи», « Развитие фонематического слуха&ra...
Рабочая программа дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому воспитанию «Мир сказок» на 2018-2019 учебный год
Рабочая программа дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому воспитанию «Мир сказок» и аннотация к программе...