КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: "ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К СОЗДАНИЮ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ"
консультация
На развитие ребенка в значительной степени оказывают влияние наследственность, среда и воспитание. Среда – это окружающее человека пространство, зона непосредственной активности индивида, его развития и действия. Известно, что именно этот фактор может или тормозить развитие ребенка, или стимулировать его развитие. Возможен и нейтральный вариант воздействия среды, когда она и не тормозит, и не стимулирует развитие ребенка. Все это необходимо учитывать при создании обстановки в детском дошкольном учреждении.
В последнее время появилось понятие «предметно-развивающая среда».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnyy_podhod_k_sozdaniyu_rpps_v_gruppe.docx | 28.32 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОГОРСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11
143402, Московская область, г.Красногорск, ул.Чайковского, дом 21а
Тел./факс: 8(495)562-03-22, 562-33-66
Консультация для воспитателей на тему:
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД
К СОЗДАНИЮ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ
Выполнила
Каширина Александра Игоревна
2019
Уважаемые коллеги. Сегодня мы собрались, чтобы обсудить вопросы по организации развивающей предметно-пространственной среды нашего образовательного учреждения. Тема доклада «Инновационные подходы к созданию и совершенствованию предметно – развивающей среды в ДОУ».
На развитие ребенка в значительной степени оказывают влияние наследственность, среда и воспитание. Среда – это окружающее человека пространство, зона непосредственной активности индивида, его развития и действия. Известно, что именно этот фактор может или тормозить развитие ребенка, или стимулировать его развитие. Возможен и нейтральный вариант воздействия среды, когда она и не тормозит, и не стимулирует развитие ребенка. Все это необходимо учитывать при создании обстановки в детском дошкольном учреждении.
В последнее время появилось понятие «предметно-развивающая среда».
«Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка» (С.Л. Новоселова).
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает:
- Реализация различных образовательных программ
- Условия для инклюзивного образования
- Учёт национально-культурных и климатических условий
- Учёт возрастных особенностей детей
Требования ФГОС к развивающей предметно - развивающей среде:
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности, а также возможность свободно заниматься любимым делом.
Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность:
- развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели;
- предметы для опытно-поисковой работы - магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее;
большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
Проведя анализ, я сделала следующие выводы:
Педагоги уделяют много внимания созданию развивающей предметно - пространственной среды, соответствующей возрастным особенностям воспитанников, их потребностям и интересам, а также в соответствии с основной общеобразовательной программой и Вераксы «От рождения до школы». В таких условиях детям комфортно, уютно, каждый ребенок может найти для себя любимое занятие. Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры; дети прекрасно знают, где взять бумагу и краски.
В достаточном количестве имеются дидактические игры по развитию речи, по формированию элементарных математических представлений, как изготовленные собственноручно, так и приобретенные, настольно –печатные игры. Есть атрибуты для проведения сюжетно – ролевых игр, но в основном с преобладанием игр для девочек: «Парикмахерская», «Дочки - матери», «Почта», «Магазин», «Больница», «Аптека». Отсутствует разнообразие сюжетно – ролевых игр для мальчиков как правило это игра «Шофёры».
Развитие сенсомоторного навыка представлены материалами для развития конструктивных навыков детей, развития пространственного мышления в младших группах – это матрёшки с вкладышами, всевозможные вкладыши разной формы, набор палочек разных цветов, панно с кнопками, мозаика, пирамиды разных размеров. В старших, средних, подготовительных группах строительный материал состоит в основном из деревянных и пластмассовых настольных конструкторов, имеющих основные детали (кубики, кирпичики, призмы, короткие и длинные пластины).
Оборудованы в соответствии с возрастными особенностями познавательные центы в группах старшего дошкольного возраста.
Имеются столы для организации образовательной деятельности, доски висят на уровне глаз детей. В соответствии с программой тетради для индивидуальной работы, счётные палочки и др.
В центре творчества размещены наборы цветных карандашей, наборы фломастеров, гуашь, кисти, банки для промывания кисточек, подставки для кистей, бумага различной плотности, цвета и размера, пластилин, краски, простые карандаши, доски, клеёнки, салфетки.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: развивающая предметно-пространственная среда не в полной мере соответствует современным требованиям к организации образовательного процесса и принципам построения. Не хватает, игрушек, игровых модулей, материала для экспериментирования , речевого центра, центра математики и т. д. Необходимо переходить на новые педагогические технологии, которые способствуют развитию творческого потенциала дошкольников, самовыражению и раскрытию дошкольников, ориентирует педагога на профессионально – личностное развитие и повышение его профессиональной компетенции.
Разминка : особенности развивающей предметно-пространственной среды.
Вопросы:
1. От чего зависит предметно-пространственная среда в группе? (От возраста, уровня развития ребенка, содержания воспитания, опыта деятельности, типа образовательного учреждения.)
2.Почему среда называется развивающей? (Среда должна создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу, развивать все потенциальные возможности каждого ребенка.)
3. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть(требования): содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
4.Назовите сектора для организации среды , разного рода видов активности:
1 - рабочая
2 – активная
3 – спокойная
5.Перечислите, основные центры развития в группах:
Активный сектор: центр игры ,центр двигательной деятельности
центр конструирования ,центр музыкально театрализованной деятельности
Спокойный сектор:
центр книги, центр отдыха , центр природы
Рабочий сектор:
центр познавательной и исследовательской деятельности
центр продуктивной и творческой деятельности
центр правильной речи и моторики
6.Как вы считаете, нужно ли размещать уголки в приемной и туалетной комнатах и почему?
Вывод. Содержание предметно-развивающей среды должен отражать гендерный подход, соответствовать интересам мальчиков и девочек, периодически изменятся, постоянно обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на зону ближайшего развития, на информативность и индивидуальные возможности детей. — центр релаксации;— экологический центр;
— центр информации для родителей; -центр проектов; центр исследовательский, центр коллекции кукол и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...
Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО
Подготовила воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина Ядвига Ясавиевна Слайд 1 Требования развивающей предметно – пространственной об...
Консультация для воспитателей «Инновационный подход к созданию предметно-пространственной среды в ДОУ»
Консультация для воспитателей«Инновационный подход к созданию предметно-пространственной среды в ДОУ»...
Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»
Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...
Консультация для воспитателей "Инновационный подход к созданию развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ"
Консультация для воспитателей "Инновационный подход к созданию развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ"...
Консультация для воспитателей «Инновационный подход к созданию развивающей среды в ДО»
Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению развивающей предметно- пространст...
Создание развивающей предметно-пространственной мини-среды для детей с РАС в условиях инклюзивного образования в группах общеразвивающей направленности ДОО
Презентация длявоспитателей детских садов компенсирующего вида...