Консультация для воспитателей "Инновационный подход к созданию развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ"
консультация

Савенкова Оксана Валерьевна

Консультация для воспитателей "Инновационный подход к созданию развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx29.13 КБ

Предварительный просмотр:

БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОЛЖАНСКОГО РАЙОНА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»








Консультация для воспитателей

«Инновационные подходы к созданию развивающей

предметно-пространственной среды в ДОУ»


.

ФГОС дошкольного образования определяет требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, и в частности критерии развивающей предметно-пространственной среды. Согласно положениям Стандарта развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию образовательной программы.

Создавая развивающую среду в группе, мы постарались учесть все направления развития ребенка. Педагогическая ценность игровых материалов заключается в том, что их можно творчески интерпретировать, с учетом развития каждого воспитанника. Что, несомненно, обеспечивает успешность, комфортность и личное благополучие каждого ребенка во всех сферах деятельности. Зонирование четко продумано, и создано таким образом, чтобы материалы, стимулирующие развитие познавательных способностей, располагались в разных функциональных пространствах. Созданная РППС способствует обогащению учебно-воспитательной работы с дошкольниками, обеспечивает целостность педагогического процесса и качественный рост творческих способностей, эмоционального и физического благополучия воспитанников.

Благодаря организации игровых зон и уголков, в группе созданы условия для различных видов деятельности. Для того чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе, в группе выделены центры организации определенного вида деятельности. Они не имеют четкого разграничения, что позволяет по желанию ребенка один и тот же игровой уголок преобразовывать в другой. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Отмечается, что дети меньше конфликтуют между собой: редко сорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой дошкольников свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад. Наблюдая за детьми, мы получаем много интересной и ценной информации. Это помогает нам вдумчиво и рационально организовывать и корректировать пространство группы в дальнейшем.

Организационные условия создания РППС в группе: -  среда наполнена развивающим содержанием: в обстановку    группы кроме предметов, предназначенных детям по возрасту, включены материалы, соответствующие «зоне ближайшего развития» -  оборудование размещено так, чтобы было удобно организовать совместную и самостоятельную деятельность -  все предметы соразмерны росту, руке и физиологическим возможностям детей -  предоставление детям права изменять окружающую среду в соответствии со вкусом и настроением -   материалы постарались разместить функционально. -  предметы выполняют информационную функцию об окружающем мире, стимулируют активность ребенка -  среда полифункциональна (материалы используются и для игровой, и для продуктивной, и для исследовательской деятельности) -   среда имеет подвижные границы Групповая комната представлена тремя зонами: активной, рабочей и спокойной. 

В группе созданы: уголок экспериментирования, уголок познавательно-исследовательской деятельности, дидактический уголок, уголок релаксации, книжный уголок, спортивный уголок, уголок ролевых и режиссерских игр уголок музыкально-театрализованной деятельности, уголок конструирования, математики.

Групповое помещение условно разделено на зоны, плавно переходящие одна в другую: центр искусства и детского творчества, познавательно-речевой центр (книжный уголок), центр науки (уголок природы и экспериментирования), центр математики, региональный центр, центр театрализованной деятельности, центр сюжетной игры, центр строительства, музыкальный уголок, физкультурный уголок, спальное помещение и раздевалка.

Центр искусства помогает детям проявить творчество, дает возможность испытать удовольствие от знакомства с новыми материалами. Здесь находятся разнообразные краски, бумага, ножницы, клей, мелки, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, всевозможные обрезки для вырезания и наклеивания, цветная бумага, материалы для приобретения опыта использования нетрадиционных способов в изобразительной деятельности (рисование мыльными пузырями, мятой бумагой, на мятой бумаге, рисование без кисточки и карандаша, кляксография с трубочкой, печать по трафарету, пластилинография), которые постоянно дополняются. В центре искусства вниманию детей предложены книги из серии « Я учусь рисовать», «Я учусь лепить», познавательные раскраски. Детские работы присутствуют в оформлении в группе и на выставочном стенде.

Познавательно – речевой центр совмещен с книжным уголком, где представлена не только художественная литература, но и справочная, познавательная литература, журналы, альбомы, картинки с изображением людей разного возраста и профессий. Дети знакомятся с глобусом, картами, коллекциями, сувенирами. Вниманию детей представлены дидактические, настольно – печатные игры по речевому развитию, предметные и сюжетные картинки. В игротеке представлены разнообразные игры с правилами, игры и упражнения на развитие памяти, внимания, произвольного запоминания, проявления настойчивости в достижении цели.

В книжном уголке размещены книги для детей: энциклопедические, книги по интересам детей, различные рассказы и сказки.

Центр математики представлен игротекой, в которой находятся игровые материалы, способствующие речевому, познавательному и математическому развитию детей. Это дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, узнаванию по описанию («Найди ошибки художника», «Так бывает?»), на следование и чередование. Детям доступны тетради, познавательные книги, Учебный центр нравится детям тем, что в нем расположены интересные дидактические игры, познавательная литература, пособия – направленные на развитие воображения, речи, памяти, логики, внимания. Большое внимание уделяется формированию у дошкольников чувства патриотизма. В группе выделено место для патриотического уголка, с символикой РФ.

Для расширения познавательного опыта организована зона экспериментирования, содержащая различные природные материалы, оборудование и приборы для экспериментов, ёмкости с сыпучими продуктами, мерные стаканчики и воронки, а также бросовый материал, дидактический материал для детей по экологическому и познавательному развитию. Здесь же вниманию детей представлены дидактические игры познавательные книги о мире животных и растений и т.д.

Центр природы – служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. Так как в группе нет комнатных растений, всю работу мы проводим в специально оборудованном помещении «Зимнем саду», где дети учатся ухаживать за растениями, наблюдать, проводить простые опыты и занятия природоведческого характера, размещаем детские поделки из природного материала и экспонаты природы. Для ухода за комнатными растениями дети пользуются моделями потребности растений. Проводятся наблюдения за состоянием погоды с фиксацией результатов в уголке природы. Оформлена картотека проведения опытов. Здесь же вниманию детей представлены дидактические, настольно – печатные игры.

Центр сюжетной игры позволяет детям постоянно накапливать опыт самостоятельной и творческой деятельности. Он представлен куклами, наборами мебели, посуды, игрушками – предметами бытовой техники, разнообразными видами транспорта, наборами домашних и диких животных, муляжами овощей и фруктов. Выделены зоны для сюжетно-ролевых игр – «Больница», «Семья», «Салон красоты», «Строители», «Шоферы» и др. Атрибуты к играм подбираются так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов вызывают у дошкольников желание играть. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. Для реализации гендерных подходов к воспитанию детей при создании РППС учитываются интересы мальчиков и девочек, подбираются необходимые атрибуты для полоролевых игр.

Физкультурный уголок оснащен таким образом, чтобы ребенок в течение дня мог находить для себя увлекательное занятие. В физкультурном уголке имеются массажные коврики; кегли; мячи и шары из разных материалов, разных диаметров; скакалка; кольца; дорожки со следами»; кольцебросы; карточки – схемы с изображением различных физических упражнений; расширяющие представления детей о мире движений человека, спорте, здоровом образе жизни. Уголок пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений: прыжки и ходьбу по дорожкам с изображением следочков, игры с мячом и т.д. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.

Центр строительства представлен разнообразными материалами различными способами крепления, выполненными из различных материалов, настольными и напольными конструкторами, мелкими игрушками для обыгрывания или конструирования по заданным условиям.

Музыкальный уголок соответствует возрастным особенностям и потребностям детей среднего дошкольного возраста. Он представлен музыкальными инструментами – металлофон, нетрадиционными музыкальными инструментами, изготовленными руками родителей, картинки с изображением музыкальных инструментов, портреты композиторов. Музыкальный уголок объединен с уголком театрализованной деятельности, где детям предложены различные виды театров . Центр театрализованной деятельности – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить интересной идеей, новой для них деятельностью. Центр хорош тем, что в нем наши дети раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.

В спальной комнате создана атмосфера покоя, равновесия. Окна закрываются шторами, для того, чтобы детям во время сна не мешал яркий, солнечный свет. В приемной имеется уголок для родителей , где родители могут получить много интересной информации для них. Организован уголок творчества, где выставляются творческие работы воспитанников.

Эмоциональное состояние педагога непосредственно влияет на эмоциональный фон группы и психологический комфорт каждого ребенка. Педагогический коллектив нашей группы не собирается останавливаться на достигнутом. Поиск инновационных подходов к организации РППС продолжается, главными критериями при этом является творчество и фантазия.

Таким образом правильно организованная РППС позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения.

          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет «Инновационный подход к созданию развивающей предметно-пространственной среды с учётом ФГОС».

Цель данного педсовета - провести системный анализ педагогической деятельности по созданию и совершенствованию развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ...

Инновационный подход к созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе

«Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда предполагает единс...

Использование современных подходов к созданию развивающей предметно – пространственной среды.

Материал содержит опыт работы по созданию развивающей предметно - пространственной среды...

Консультация для воспитателей на тему: ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К СОЗДАНИЮ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ

На развитие ребенка в значительной степени оказывают влияние наследственность, среда и воспитание. Среда – это окружающее человека пространство, зона непосредственной активности индивида, ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: "ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К СОЗДАНИЮ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ"

На развитие ребенка в значительной степени оказывают влияние наследственность, среда и воспитание. Среда – это окружающее человека пространство, зона непосредственной активности индивида, его ра...

Консультация «Инновационные подходы к созданию развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС»

В консультаци помещен материал относительно инновационных подходов к созданию развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС....