Консультация для педагогов ДОУ "Использование экологических сказок в работе с дошкольниками"
методическая разработка (старшая группа)
Сказки- незаменимый помощник в работе с детьми дошкольного возраста. Они учат, расширяют кругозор, воспитывают моральные качества. Педагоги доу используют сказки в разных видах своей деятельности. Незаменимыми они будут и в экологическом воспитании. дошкольников. В консультации указаны различные виды экологических сказок в работе с детьми.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей ДОУ
«Использование экологических сказок в работе с дошкольниками»
«Не бойся сказок, бойся лжи.
А сказка? Сказка не обманет.
Ребенку сказку расскажи –
На свете правды больше станет!»
(В. Берестов)
В настоящее время как никогда остро стоит вопрос экологии. Популярный еще недавно лозунг «Победить природу!» Сменился призывами понять, сберечь и преумножить её богатства.
Фундамент экологической культуры нужно закладывать с раннего детства. По словам В.А. Сухомлинского «мир, окружающий ребенка – это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой» А экологическое воспитание в детском саду по своему содержанию шире, чем только природоохранная работа. Это и усвоение детьми системы знаний о природе, о существующих в ней связях и зависимостях, осознании влияния человека на природу. А результатом такой работы должны быть не только овладение определенными знаниями и умениями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, желание активно защищать, чувствовать причастность к благополучию в природе.
Научность и достоверность – один из главных принципов экологического воспитания. Но иногда у воспитателей возникают затруднения в том, как доступно донести детям зачастую сухие и строгие научные факты. Вот тогда на помощь педагогам приходят экологические сказки. Именно сказки близки и понятны детям и являются их незаменимым спутником с самого раннего возраста. Они не только развлекают, но и учат, расширяют кругозор, творчество, доступно объясняют суть проблемы.
Каковы же особенности экологических сказок?
*Значительная переработка сведений, получаемых из природного окружения.
*Краткость изложенных материалов, облегчающих рассказывание и слушание.
*Активное развитие действий.
*Употребление стереотипных выражений, позволяющих детям запомнить определенные термины.
Новизна сюжета, необычные персонажи, их действия и конечные результаты определяют интерес детей к экологическим сказкам. Большую роль играют и доступность материала, увлекательная форма повествования с элементами загадочности. Занимательная форма помогает раскрыть сложные явления природы, помогает ребятам стать верными её друзьями и защитниками.
В экологической работе с детьми прекрасно помогают авторских сказок (писателей Г. Сладкова, Е Чарушина, Г. Скребицкого , В. Бианки и т.д.) Животные в них разговаривают на человеческом языке и в доступной для детского восприятия форме рассказывают им о своих проблемах, раскрывают свои тайны и секреты. Такие сказки учат детей по новому относиться к окружающей их природе, замечать в ней что-то новое, интересное, что раньше было обыденным и мало заметным.
Особенное место занимают сказки, написанные совместно с воспитателем или самими детьми. Они помогают понять интерес ребенка. Эти сказки создаются как на основе известного литературного произведения, так и на основе личного опыта.
В какой-то степени такое творчество может считаться компенсацией за невозможность активно воздействовать на окружающую природную среду. Но закладывает у ребят начальные формы осознанного правильного отношения к природе, интерес к её познанию, сочувствие ко всему живому. И тогда есть надежда, что они вырастут ответственными, мудрыми и экологически мыслящими людьми, исправят ошибки, допущенные предыдущими поколениями, спасут такую хрупкую и беззащитную нашу планету Земля!
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Экологическая сказка «Одуванчики» (написана совместно воспитателем и детьми старшей группы)
Ночью прошел теплый дождь, он умыл землю, напоил все растения. К утру небольшой газон перед многоэтажным домом изменился. Одновременно на нем расцвели много-много одуванчиков. Как- будто солнышко вывело погулять своих деток, а они радовались теплому дню, ласковому солнцу и поворачивали к нему свои головки.
Все, кто проходил мимо «золотого» газона улыбались, глядя на него.
Из дома выбежала маленькая девочка. В своем нарядном платье, с огромным бантом на голове она была похожа на маленькую принцессу. Девочка тоже заметила «золотые» цветы. «Я сплету из них красивый венок!»-
Решила она и стала бегать по газону и рвать охапками одуванчики.
«Зачем ты губишь цветы?» - шелестел ветерок, жужжали пчелы, чирикали воробьи. Но девочка никого не слушала, а рвала и рвала цветы.
Когда у людей бывают раны, из них течет кровь. Из сорванных стеблей одуванчиков тоже текла «кровь» – белое молочко, которое чернело, когда одуванчики гибли. Им было больно, но они не могли ни убежать, ни защититься. Девочка все вплетала и вплетала в венок цветы, белое молочко темнело, одуванчики вяли и умирали. Девочке не понравился венок из вялых поблекших цветов. Она отбросила его в сторону, а оставшуюся охапку цветов зло растоптала на асфальте и убежала домой.
Посмотрев на свои руки и одежду, черные от «крови» погибших цветов, девочка увидела, что из прекрасной принцессы превратилась в злую замарашку.
А солнышко, увидев с неба, что случилось с его детками, загоревало и спряталось за тучку.
Предварительный просмотр:
Развлечение «Путешествие в Разноцветный город»
для детей старшей группы.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, изобразительная, музыкальная, восприятие художественной литературы.
Цель: Вызвать у детей интерес к нетрадиционным видам рисования и желание заниматься ими.
Задачи: Развивать желание экспериментировать. * формировать знания, умения и навыки использования различных техник нетрадиционного рисования и материалов. * развивать творческую активность, эстетический вкус, чувство цвета, композиции. * Формировать социально-коммуникативные умения и навыки. * Воспитывать желание добиваться положительного результата своим трудом.
Предварительная работа: экспериментирование с красками ( смешивание для получения новых цветов и оттенков , теплых и холодных тонов), знакомство с приемами нетрадиционного рисования: «кляксография», «монотипия», рисование печатками, тычкам ,смятой бумагой, поролоном, при помощи трафаретов.
Материал: гуашь, акварель, кисти, пластиковые ложки, трубочки, смятая бумага, печатки, тычки, кусочки поролона, « цветочный коврик», цветы, «кляксы» (вырезанные из бумаги ), интерактивная доска, костюмы Художника и Кляксы. Муз. Композиция «Оранжевая песенка» сл. А.Арканова муз.К. Певзнер.
Ход: ( Стук в дверь, появляется Художник)
Художник : Здравствуйте, ребята, я - добрый и веселый Художник, живу в стране, которая называется – «Рисовландия».
Рисовландия – волшебная страна, Она открытий и чудес полна. Художником здесь каждый может стать, Лишь нужно кисть и краски в руки взять! Ребята, а вы любите рисовать? (ответы детей). Тогда я приглашаю вас в увлекательное путешествие по этой стране. Вы готовы? Тогда сейчас мы отправимся в «Разноцветный город». Но попасть туда сможет лишь тот, кто назовет три самых главных цвета и раскроет их секрет. ( если дети затрудняются, художник помогает им вспомнить основные цвета : красный, синий, желтый). Художник: Ребята, возьмите в руки кисти и краски и попробуйте отгадать мою загадку: «Три цвета, три цвета, три цвета. Ребята, не мало ли это? А где нам зеленый, оранжевый взять? А если нам краски по парам смешать? Из синего с красной, вот этой Получим мы цвет…….. (ответ детей: фиолетовый) А синий мы с желтым смешаем, Какой же мы цвет получаем ? (ответ детей: зеленый) А красный плюс желтый, для всех не секрет, Дадут нам , конечно,…. ( ответ детей: оранжевый цвет). Молодцы! Все справились! Значит путь открыт! Сейчас я взмахну волшебной кисточкой……и мы окажемся на «Оранжевой улице» «Разноцветного города» ( на интерактивной доске появляется изображение оранжевых домов, деревьев и др. ) Жители этой улицы очень любят оранжевый цвет и рисуют только им, а еще они большие фантазеры и выдумщики : рисуют всем подряд и даже обходятся без кисточек. Давайте и мы попробуем нарисовать оранжевые картинки, выбирайте, чем вы будете рисовать. ( дети по желанию выбирают материл : тычки, печатки, смятую бумагу, трафареты, кусочки поролона и т.д.и рисуют небольшие предметы оранжевым цветом . Работа сопровождается муз. композицией «Оранжевая песенка») Художник: Какие яркие и радостные рисунки у вас получились, я думаю, они очень понравятся жителям Оранжевой улицы! А мы отправляемся дальше, на Цветочную площадь. (дети идут за Художником) Художник: Но что это? Ничего не понимаю! Почему здесь все в черных, некрасивых кляксах? Откуда они здесь? (минусовка к песне Э. Калашниковой «Клякса-вакса» входит Клякса) Клякса: А это я постаралась ! Ха-ха-ха! Правда, красиво? Обожаю черный цвет! Терпеть не могу ваши белые ромашки, красные маки, синие васильки! Фу, какая гадость! Придет время и я все, все, все здесь запачкаю! Художник: Очень жаль, Клякса, что ты только черный цвет любишь! Вот мы с ребятами с другими кляксами знакомы: они разноцветные, яркие и очень красивые! Клякса: Не правда, таких не бывает! Художник: Правда! Сейчас мы с ребятами тебе докажем, что из клякс могут получиться и сказочные цветы, и чудесные бабочки , и веселые зверюшки, нужно только проявить фантазию и воображение. Давайте, ребята, покажем Кляксе, что мы умеем ! (дети выполняют работу в техниках «кляксография», «монотипия») Клякса наблюдает за работой детей, удивляется. Клякса: Да, вы правы, разноцветные кляксы намного красивее! И рисунки у вас получились яркие, веселые! Так и быть, не буду больше вредничать! Только вы мне помогите здесь все убрать! (дети помогают убирать кляксы) . На интерактивной доске появляется изображение разных цветов. Художник: Раз уж мы находимся в таком красивом месте, давайте соберем здесь красивые букеты: мальчики – из цветов холодных тонов, девочки – теплых. ( Игра «Собери букет»). Клякса: Ой, удивили вы меня! Какие вы ловкие да умелые! За это я вам добрый совет дам, я в детстве всегда так делала: «Если вас поймала мама За любимым вашим делом, Например, за рисованием В коридоре на обоях, Объясните ей, что это - Ваш сюрприз к 8 Марта - Называется картинка «Милой мамочки портрет» (Г.Остер «Вредные советы») Художник: Ребята, как вы думаете, правильный совет вам Клякса дала? (ответы детей) . Вот видишь, Клякса, ты опять все делаешь не так! Клякса: А как надо? Художник: Послушай наших ребят! Ребенок: Хоть рисовать учиться важно, Но только на листах бумажных, Обои в доме не годятся, Чтобы на них тренироваться! Ведь ты испортишь все вокруг! Не делай больше так, мой друг! Клякса: Совсем вы меня перевоспитали, за это я хочу подарить вам подарки, а что, отгадайте сами: * По бумаге я бегу, все умею, все могу: Хочешь – домик нарисую, хочешь – елочку в снегу! Хочешь – дядю, хочешь – сад. Мне любой ребенок рад! (Карандаш) * Разноцветные сестрички заскучали без водички. Дядя длинный и худой носит воду бородой. А сестрички вместе с ним, нарисуют дом и дым! (Краски, кисть) Клякса: Все правильно отгадали, а вот вам и мои подарки! (дарит детям карандаши , краски). Художник: А чтобы вам было где рисовать, я вам подарю красивые альбомы! Вот и закончилось наше путешествие в Разноцветный город, но знакомство со страной Рисовландией – нет! Мы побываем здесь еще не один раз, узнаем много нового, интересного. А может кто-то из вас захочет стать жителем этой страны – настоящим художником! Поэтому, я с вами не прощаюсь, а говорю: «До новой встречи!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Использование театральной деятельности в работе с дошкольниками в группе ЗПР»
Консультация для педагогов «Использование театральной деятельности в работе с дошкольниками в группе ЗПР»...
Консультация для педагогов "Использование интерактивной доски в работе с дошкольниками"
В данном материале описываются возможности работы с интерактивной доской в ДОУ....
Консультация для педагогов «Интеграция образовательных областей в работе с дошкольниками»
Выступление на педагогическом совете по теме:«Интеграция образовательных областей в работе с дошкольниками»(Связь музыки и математики)...
Консультация для педагогов "Использование игровых технологий в работе с дошкольниками. Квест-приключенческая игра для детей""
Консультация для педагогов "Использование игровых технологий в работе с дошкольниками. ...
Консультация для педагогов-Применение кинетического песка в работе с дошкольниками
Консультация для педагогов.«Применение кинетического песка в работе с дошкольниками». Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!К.Д. Ушинский В последне...
Консультация для педагогов «Использование компьютерных технологий в работе с дошкольниками».
Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе, и в сфере дошкольного образования. Мно...
Консультация для педагогов «Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками».
Повышение уровня профессиональных знаний у педагогов методом проблемных ситуаций в работе с дошкольниками....