Конспект занятия для педагогов ДОУ «Использование метода релаксации в работе воспитателя»
план-конспект занятия по теме

Шкуратова Светлана Вячеславовна

В занятии раскрываются некоторые методы релаксации, которые воспитатель может использовать в работе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_metoda_relaksatsii.docx35.02 КБ
Office presentation icon relaksatsiya.ppt1.47 МБ

Предварительный просмотр:

Цель: научить педагогов навыкам психологической релаксации и использования ее в ежедневной деятельности дошкольников для сохранения психологического здоровья детей в условиях дошкольного учреждения.
План:
1.Понятие релаксации и сущность релаксационных техник.
2.Влияние релаксационных техник на организм.
3.Детская релаксационная терапия.
4. Сеансы релаксации для педагогов.

1. Интенсивность и напряженность современной жизни, а также нехватка времени и сил на отдых, жесткий режим работы, различные дисгармонии – в семье, на улице и тп – порождают избыточную напряженность в теле, которая имеет способность накапливаться. Накапливающееся напряжение воспринимается организмом человека как стрессовое состояние, при этом человек может даже не осознавать, что он находится уже в стрессе.
Тем не менее, это состояние сопровождается: повышенной возбудимостью, напряжением, тревожностью, раздражением, злостью, обидчивостью и др. вплоть и особенно заметно, когда дело доходит до болезненных ощущениях в теле – физически ощущая; соматических реакциях организма и болезнью. По этим признакам человеку становится понятно, что нужен отдых!
Как вы отдыхаете? (сон, спорт, ванна, алкоголь и др.)
Существует физиология «зажатости». Изменения в ЦНС, в первую очередь эмоциональная напряженность, сами по себе приводят к неконтролируемым мышечным зажимам. Создается ситуация, известная в патофизиологии как патологический замкнутый круг – ЦНС напрягает скелетную мускулатуру, а та, в свою очередь, еще больше напрягает ЦНС (в итоге - повышенный мышечный тонус). Чтобы разорвать этот круг – нужно расслабить скелетную мускулатуру! И наиболее оптимальными для такой цели являются техники релаксации.
Релаксация – (от лат. relaxation — ослабление, расслабление) — снижение тонуса скелетной мускулатуры. Релаксация может быть достигнута в результате применения специальных психофизиологических техник, физиотерапии и лекарственных препаратов.
Цель: снятие психоэмоционального напряжения (физический аспект – работа с телом), выход негативных эмоций (психический аспект – работа с эмоциональной составляющей), развитие навыков саморегуляции (научение самостоятельно применять данные техники, память организма).
К релаксационным мероприятиям можно отнести: аутотренинг, визуализацию и медитативные техники, прогрессивное мышечное расслабление (релаксация по Якобсону), йога, танцы, ароматерапия и техники дыхания, рисование мандал.

2. Давайте рассмотрим подробнее, какое же влияние оказывают релаксационные техники на организм человека. У детей и у взрослых конечный результат одинаков, отличается лишь скорость его достижения.
Воздействие на тело
Нервно-мышечные изменения. Наиболее важным и значительным эффектов является полное мышечное расслабление, в результате которого напряжение в скелетной мускулатуре может быть значительно снижено или же исчезает совсем. Благодаря этому ослабевает тонус мускулатуры ног, рук и туловища.
Изменения в сердечно-сосудистой системе. Расширение кровеносных сосудов, снижение частоты сердцебиения, снижение артериального давления. Эти процессы и изменения успокаивают человека, а нервная система приходит в необходимое равновесие.
Изменения в дыхательной системе. Дыхание становится поверхностным и регулярным.
Электродермальные изменения – изменения кожного покрова – повышается температура тела, человек меньше потеет.
Изменения в ЦНС. Основная цель релаксации – восстановление нормального функционирования НС, в первую очередь – ее способности нормально воспринимать воздействующие на нее факторы и отвечать на них. Ведь именно неадекватная восприимчивость НС – одна из основных причин формирования стрессовой реакции и развития большинства хронических заболеваний. У большинства людей, не владеющих навыками психической саморегуляции и управления своим мышлением, кора головного мозга имеет множество застойных очагов стрессового возбуждения. В норме НС должна избавляться от них во время глубокого торможения в определенные фазы ночного сна, но если саморегуляция НС нарушена, этого не происходит. Здесь и может помочь релаксация – с ее помощью человек погружается в состояние контролируемого торможения, благодаря чему за 30минут может отдохнуть, как за 2-3 часа сна.
Влияние на психическое состояние
Изменения в когнитивной сфере. Повышается способность к концентрации внимания, снижается порог чувствительности к различным раздражителям.
Изменения в эмоциональной сфере. Негативные сильные эмоциональные реакции (ярость, страх, раздражение и др.) проявляются реже и менее выражены, а могут и вовсе исчезнуть. Такой эффект связан с общим снижением уровня психического возбуждения вследствие снижения уровня физиологических реакций – расслабленный человек чувствует себя уравновешенным.
Противопоказания и побочные эффекты релаксационных техник и методов
При применении релаксационных техник у психически здоровых людей могут наблюдаться следующие побочные эффекты:
- проявление чувства страха;
- возрастание напряжение мышц;
- возникновение чрезмерной слабости (резкое понижение давления, головокружение);
- учащение сердцебиения;
Такие побочные эффекты возникают достаточно редко и проявляются обычно в связи с наличием в прошлом психотравмирующей ситуации.
Противопоказания:
- бронхиальная астма (новичкам следует избегать занятий при проявлении заболевания в острой форме);
- заболевания желудочно-кишечного тракта (особенно острая форма);
- заболевания сердечно-сосудистой системы (например, порок сердца);
- заболевания, сопровождающиеся приступами (такие, как эпилепсия).
Так как у людей, имеющих данные заболевания, занятия могут спровоцировать очередной острый приступ болезни, рекомендовано отказаться от использования релаксационных техник до момента стабилизации состояния ребенка и достижения длительной ремиссии.
При наличии психических (особенно органических) нарушений также имеются противопоказания к использованию расслабляющих методик.
Занятия релаксационными техниками рекомендуются (с осторожностью):
- депрессивные нарушения можно использовать релаксационные техники только во время ремиссии;
- нарушения, связанные с повышенной психофизической активностью, подвижностью.

3. На главном месте в развитии дошкольника, да и вообще человека, стоит здоровье.
Психосоматические симптомы проявляются во все более раннем возрасте. Это вызвано ускорением темпа жизни, а также сокращением количества возможностей для полноценного отдыха. Некоторые дети и взрослые, обладающие слабой нервной системой, невротизируются из-за того, что их психофизиология «не успевает» за общим ритмом жизни в социуме.
Здоровье является полновесным «атрибутом» успешности. Успешность человека во многом зависит от уровня его эмоционально-волевого самоконтроля.
Эмоционально-волевой самоконтроль – это контроль не только собственного поведения, но и своих желаний, интересов, потребностей и эмоций. Считается, что уровень эмоционально-волевого самоконтроля в детском возрасте влияет на успешность во взрослом возрасте.
У детей с низким уровнем самоконтроля часто можно наблюдать повышенную капризность, истеричность, нежелание уступать, высокий уровень агрессивности и конфликтности в отношениях с близкими как реакцию на попытку родителей ограничить реализацию желаний детей.
Бывает:
- при адаптации к детскому саду;
- когда родители слишком много требуют, не видя возможностей своего ребенка;
- когда слишком мало/много времени родители уделяют детям (гипо и гипер контроль);
- когда ребенок чувствует переживания родителя (проблемы на работе, в семье…).
В каждой из названных ситуаций ребенок может чувствовать страх, тревогу, неудовлетворенность собой, своей жизнью. Каждый ребенок индивидуален, каждый реагирует на психоэмоциональные нагрузки по-разному, к примеру, одни закрываются, прячась в непроницаемую броню, уходя в свой мир, другие начинают кривляться, изображая, что им «все нипочем», и др. все это предпосылки для развития негативного жизненного сценария у ребенка. Именно поэтому ребенку необходимы навыки саморасслабления.
Выполнение релаксационных упражнений очень нравится детям, тк в них есть элементы игры. Они, в отличие от взрослых, быстро обучаются непростому умению расслабляться.
Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии. Расслабляясь, возбужденные беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей. Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым, сохраняя психическое здоровье.
Релаксацию с детьми можно успешно проводить через разные техники:
АУТОТРЕНИНГ – это психотерапевтический метод, основанный на максимальном психическом и мышечном расслаблении, сочетающемся с самовнушением.
Самовнушение осуществляется с помощью определенных словесных формулировок, помогающих вызвать мышечное расслабление. Занятия аутотренингом можно проводить как индивидуально, так и в группах. Аутотренингом с детьми можно заниматься воспитателю, есть несколько необходимых правил:
1.Тренировки нужно проводить как можно чаще. Групповые занятия не реже одного раза в неделю.
2.Длительность проведения 15-30 минут.
3.Текст аутотренировки необходимо читать спокойно и медленно. Произносить все слова необходимо мягким, спокойным, ровным и тихим голосом, делать длинные паузы, при названии частей тела можно прикасаться, поглаживать их (если ребенок не против). При занятиях можно перемещаться по помещению, подходить к беспокойным, расторможенным детям и прикасаться к ним.
4. Быстро достичь расслабления помогает музыка.
5. Для дошкольников необходимо повторять некоторые формулировки 2-3 раза.
6. Перед началом тренировки необходимо выучить с дошкольниками все части тела, чтобы дети не путали их.
7.Рекомендательные позы: лежа на полу, поза «кучера», поза «эмбриона».
8.Главное условие – психологическое равновесие ведущего.
Существуют неспецифические методы и техники аутотренинга, которые используют при работе с детьми: сказки, истории, стихи.
ПРОГРЕССИВНОЕ МЫШЕЧНОЕ РАССЛАБЛЕНИЕ – это вспомогательный релаксационный психотерапевтический метод, позволяющий улучшить телесное восприятие, укрепить телесное сознание, помогающий узнать границы восприятия и осознать их. В ходе выполнения упражнений ПМР с помощью концентрации внимания сначала формируется способность улавливать напряжение и расслабление мышц; затем отрабатывается навык произвольного расслабления групп мышц.
Все мышцы делятся на 16 групп. Последовательность такова: от мышц верхних конечностей к мышцам нижних конечностей.
А.В. Алексеев рекомендовал для удобства обучения произвольному напряжению и расслаблению мышц тела разделить все мышцы на пять отдельных групп: мышцы ног, рук, туловища, шеи и лица. Внимание детей должно привлекаться последовательно и отдельно к каждой группе мышц. Переходить к тренировке новой группы мышц следует тогда, когда становится «послушной» предыдущая группа мышц. (Для воспитателя ПМР можно использовать в аспекте психогимнастических упражнений.)
Дети уже с 4-5 лет могут в процессе выполняя упражнения могут почувствовать разницу между мышечным напряжением и расслаблением. Дети способны воспринимать осознанно данные упражнения и у них достаточно быстро развивается чувствительность к телесным процессам.
В процессе занятий прогрессивным мышечным расслаблением могут быть использованы истории, сказки и рассказы. Дети могут «совершать путешествия» по своему телу, напрягая или расслабляя определенные группы мышц. Во время «путешествий» с выполнением расслабляющих упражнений детей необходимо аккуратно вербально направлять и обязательно комментировать все детали выполняемого упражнения. Дети напрягают не так много групп мышц, как взрослые. Упражнения начинают, как правило, с лица или ладоней рук, так как напряжение в этих отделах ощутить легче. Затем следует перейти на плечевой отдел, ягодицы, ноги и ступни.
Работая с детьми, необходимо обратить внимание на следующие важные моменты:
1.Очень важно первоначально объяснить и продемонстрировать упражнение.
2. Очень важны комментарии тренера во время выполнения упражнений детьми.
3.Напряжение мышц дети должны удерживать в течение минимум двух и максимум пяти секунд (не расслабится/забьется, судорога)
4. Желательно закрытые глаза во время выполнения упражнений.
5.Фаза покоя длится минимум 30 секунд - в это время расслабленной частью нельзя двигать и нужно чувствовать расслабление, поэтому во время этой фазы тренер продолжает комментировать.
ДЕТСКАЯ ЙОГА (Йога – инструктор. Основы преподавания.) – это методика поддержания здоровья, основанная на принципах хатха-йоги и разработанная с учетом физических, физиологических и психологических особенностей ребенка.
Йога полностью удовлетворяет важнейшую потребность детей – потребность в движении. В движении дети постоянно делают новые открытия, познают собственное тело.
Дети в возрасте от 2 до 6 лет очень подвижны, активны и наиболее восприимчивы. Упражнения йоги, предлагаемые им, очень похожи на игру. Обучение происходит посредством подражания ведущему. Асаны (позы йоги) именуются в соответствии с тем, на что они похожи (растения, животные): «дерево», «жук», «заяц», «кошка». Это развивает не только память, наблюдательность, но и воображение ребенка.

Приложение.
Игры на основе нервно-мышечной релаксации
«Муравей»
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Процедура проведения. Все дети и взрослый сидят на ковре. Ведущий: «Мы сидим на полянке, ласково греет солнышко. Мы спокойно дышим – вдох, выдох. Вдруг на пальчики ног залез муравей. С силой потяните носочки на себя. ножки прямые и напряжены. Прислушайтесь, на каком пальчике сидит муравей, задержите дыхание. Сбросим муравья с ножек, выдыхаем воздух. Носочки вниз, стопы в стороны, ножки расслаблены, отдыхают» (Повторить несколько раз)
«Мороженое»
Цель: снять психоэмоциональное напряжение.
Процедура проведения. Дети стоят на ковре. Им предлагается поиграть в мороженое. Ведущий: «Вы – мороженое. Вас только что достали из холодильника. Мороженое твердое как камень. Ваши ручки напряжены, ваше тело ледяное. Но вот пригрело солнышко, мороженое стало таять. Ваше тело, ручки, ножки стали мягкими, расслабленными. Ручки бессильно повисли вдоль тела…»
«Улыбка»
Цель: снятие напряжения мышц лица.
Процедура проведения. Детям показывают картинку с улыбающимся солнышком. Ведущий: «Посмотрите, какое красивое солнышко, оно широко улыбается для вас. Давайте улыбнемся солнышку в ответ. Почувствуйте, как улыбка переходит в ваши ручки, доходит до ладошек. Улыбнитесь еще раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губки, напрягаются щечки. Дышите и улыбайтесь. Ваши ручки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка».
«Поймай бабочку»
Цель: нервно-мышечная релаксация через чередование сильного напряжения и быстрого расслабления»
Процедура проведения. Ведущий показывает летящую бабочку, пробует ее поймать – выполняет хватательные движения над головой одной рукой, потом другой, обеими руками одновременно. Дети повторяют показанные движения. Затем медленно разжимают кулачки, смотрят, поймали бабочку или нет. Затем соединяют раскрытые ладони, представляя, что держат ее.
«Холодно-жарко»
Цель: снять психоэмоциональное напряжение.
Процедура проведения. Ведущий: Вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замерзли, обхватите себя ручками, головку прижали к ручкам – греетесь. Согрелись, расслабились. Но вот снова подул холодный ветер..» (дети повторяют действия)
«Сорока-ворона»
Цель: снять эмоциональное напряжение.
Процедура проведения. Дети сидят в парах на стульях, проговаривают слова-потешки и по очереди массируют друг другу пальчики руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, а в конце потешки поглаживают друг у друга ладошки.
Сорока-ворона кашу варила,
Сорока-ворона деток кормила,
Этому дала, и этому дала,
И этому дала, и этому дала.
А самому маленькому –
Из большой миски
Да большой ложкой.
Всех накормила!
«Самолет летит, самолет отдыхает»
Цель: снять эмоциональное напряжение путем чередования сильного напряжения и быстрого расслабления мышц.
Процедура проведения. Ведущий предлагает ребятам полетать. Но сначала они должны превратиться в быстрые самолетики. Дети поднимают руки, как крылья, напрягают их (потому что нужны сильные крылья, чтобы самолетик летел). Стоя на месте, дети изображают самолетики (смысл упражнения в том, чтобы напрягать и расслаблять руки), жужжат «моторами», двигают «крыльями», затем опускают их расслабленными – самолетики прилетели, крылья устали и хотят отдохнуть.
«Игра с шарфиком»
Цель: снятие напряжения мышц лица.
Процедура проведения. Взрослый говорит: «Представьте себе, что вам холодно, вы замерзли, обхватили себя руками. Но вот пришла мама и принесла шарфик. Вы повязали шарфики на шейки. Покрутили головой из стороны в сторону: хорошо, тепло шейкам, улыбнулись друг другу».
«Шишки»
Цель: снятие напряжения.
Процедура проведения. Ведущий говорит: «Вы – медвежата, а я мама-медведица. Я буду бросать вам шишки (ведущий имитирует соответствующее движение). Вы будете их ловить (ведущий показывает, что надо сделать) и с силой сжимаете в лапах». Дети играют. Ведущий: «Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама-медведица снова кидает шишки медвежатам..»
«Лимон»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения.
Процедура проведения. Ведущий предлагает детям представить, что в правой руке у них лимон. Из которого нужно выжать сок. Дети как можно сильнее сжимают правую руку в кулаке, затем расслабляют ее. Аналогичное упражнение выполняется левой рукой. Затем дети садятся на стулья и пьют воображаемый сок.
«Потягушечки»
Цель: снять психоэмоциональное напряжение.
Процедура проведения. Ведущий предлагает всем поспать, отдохнуть. Дети собираются в круг, садятся на корточки, закрывают глаза. Ведущий (через несколько секунд): «Вот мы и проснулись, сладко потянулись». Дети открывают глаза, медленно встают, вытягивают руки вперед, затем поднимают их вверх, отводят за голову и поднимаются на носки. Ведущий: «Сладко потянулись, друг другу улыбнулись». Дети встают на ступни, опускают руки вниз.

Игры-медитации ПРОВОДИТ ТОЛЬКО ПСИХОЛОГ
«На полянке» (выполняется под релаксационную музыку)
Цель: снять эмоциональное напряжение.
Процедура проведения. Психолог «Представьте себе лесную полянку, на которой растет мягкая травка-муравка. Давайте ляжем на нее, как на перинку. Вокруг все спокойно и тихо, вы дышите ровно и легко. Над вами склоняет голову полевой цветок, слышится пение птиц, стрекотание кузнечиков. Вы чувствуете, как нежные лучики солнца гладят ваш лоб, щечки, дотрагиваются до рук, гладят ваше тело (пауза – психолог поглаживает детей, переходя от одного ребенка к другому). Лучики гладят… (имя ребенка), ласкают… (имя следующего ребенка и тд). Вам хорошо, приятно. Теперь потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы чудесно отдохнули».
«Воздушные шарики» (выполняется под релаксационную музыку)
Цель: снять эмоциональное напряжение.
Процедура проведения. Психолог «Все вы – воздушные шарики, очень красивые и веселые. Вас надувают, и вы становитесь все легче и легче. Все ваше тело становится легким, невесомым. И ручки легкие, и ножки стали легкие-легкие. Воздушные шарики поднимаются все выше и выше. Дует теплый, ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик… (пауза – психолог поглаживает детей, переходя от одного ребенка к другому). Обдувает шарик… (имя ребенка), ласкает шарик… (имя следующего ребенка и тд). Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику».
«Ручей» (понадобится запись журчания воды, шума леса)
Цель: снять эмоциональное напряжение.
Процедура проведения. Психолог: «Вы лежите возле небольшой речки в лесу. Прислушайтесь к тихому журчанию и плеску воды в ручье. Вода в ручье чистая, прозрачная и прохладная. Ручеек журчит тихо-тихо, как ваше дыхание. Прислушайтесь к своему дыханию, медленно вдохните, выдохните. Вам спокойно и тепло. Вокруг тихо, только слышно журчание воды и шелест ветра. Вода из ручейка обдает вас ласковыми брызгами. Ваши ручки становятся теплыми от волшебных брызг, все тело становится легким от прикоснувшейся воды. Вы наполняетесь журчанием ласкового ручейка… (пауза – психолог поглаживает детей, переходя от одного ребенка к другому). Ручеек погладил… (имя ребенка), и… (имя следующего ребенка и тд) погладил. Журчание успокаивает вас. Вам легко и спокойно… но пришла пора расставаться. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь ласковому ручейку».
«Лентяи»
Цель: снять эмоциональное напряжение.
Процедура проведения. Дети ложатся на ковер. Психолог: «Сегодня вы много занимались, играли и, наверное устали. Я предлагаю вам немного полениться. Вы – лентяи и нежитесь на мягком-мягком ковре. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Ощущение покоя и отдыха охватывает все ваше тело. Вы спокойно отдыхаете, вы ленитесь. Отдыхают ваши руки, отдыхают ваши ноги… (пауза – психолог поглаживает детей, переходя от одного ребенка к другому). Отдыхают ручки у … (имя ребенка), отдыхают ножки у … (имя следующего ребенка и т.д.) приятное тепло охватывает ваше тело, вам лень шевелиться, вам приятно. Ваше дыхание совершенно спокойно. Ваши руки, ноги, все тело расслаблено. Чувство приятного покоя наполняет вас изнутри. Вы отдыхате, вы ленитесь. Приятная лень разливается по всему телу. Вы наслаждаетесь полным покоем и отдыхом, который приносит вам силы и хорошее настроение… потянитесь, сбросьте с себя лень и на счет «три» откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение».
«Тихий час для мышат» (игра с элементами медитации)
Цель: релаксация.
Процедура проведения. Психолог предлагает детям превратиться в мышат и показать, как они обедают – откусывают кусочек сыра; гладят свои животики – наелись; показывают сонным писком, что хотят спать. Затем дети-мышата укладываются на коврик «спать». Включается музыка для релаксации на 1-2 минуты (с каждым разом можно увеличивать время), дети лежат и слушают музыку. На счет «три» все мышата превращаются в послушных ребят. Психолог: «Откройте глазки, вы отдохнули и у вас хорошее настроение».

Игры на релаксацию путем чередования ритмичного дыхания и дыхания с задержкой «Согреем бабочку»
Цель: достичь релаксации через дыхательные техники.
Процедура проведения. Дети сидят в кругу на стульях. Ведущий показывает воображаемую бабочку, рассказывает, что она замерзла и не может взлететь. Предлагает согреть ее своим дыханием. Дети дышат на ладошки (обучая этому дыхательному упражнению, психолог может попросить детей широко открыть рот и произнести долгий звук «А»).
Ведущий рассказывает, что бабочка согрелась и ее надо сдуть с ладошки. Дети делают несколько глубоких вдохов через нос и выдохов через рот. На выдохе вытягивают губы трубочкой, подставляют под холодные струйки воздуха ладошки (на начальном этапе освоения этого упражнения можно предложить детям на выдохе произнести долгий звук «У»).
«Воздушный шарик»
Цель: развить у детей способности расслабления мышц живота.
Процедура проведения. Дети стоят в кругу. Ведущий: «У меня в руках воздушный шарик. Посмотрите, как я буду его надувать (надувает настоящий воздушный шарик, а затем сдувает его). А сейчас мы представим, что воздушный шарик находится у нас в животе и мы должны его надуть. Положите руку на живот. Шарик сейчас не надут. Теперь набираем в него воздух, надуваем животик, будто он большой воздушный шар. Почувствуйте ручкой, как он растет. А теперь сделаем выдох и сдуем животик. Отлично! Давайте повторим еще раз. Вдох – выдох, еще один вдох – выдох. Молодцы!»
«Часики» (монотонные движения руками затормаживают отрицательные эмоции)
Цель: снять психоэмоциональное напряжение через дыхательные техники, создание положительного эмоционального фона.
Процедура проведения. Ведущий: «Ребята, а вы видели часики? У кого они есть? А хотите, мы сегодня с вами будем показывать часики? Встаньте прямо, ножки слегка расставьте так, чтобы машина между ними могла проехать, Куки опустите. Мама часики завела, и они стали тикать: «Тик-так». Размахивайте прямыми руками вперед и назад. Устали часики, остановились, отдыхают… Мама снова завела часики, и они снова стали тикать». Дети и ведущий размахивают руками, говорят: «Тик-так».
«Каша кипит»
Цель: снять психоэмоциональное напряжение через дыхательные техники.
Процедура проведения. Ведущий: «Поставила мама кашу варить и ушла. А каша сварилась и закипела. Вы знаете, как каша кипит? Давайте покажем. Одну ручку положим на животик, другую – на грудь. Втянули животик – набрали воздух. Говорим громко: «Ф-Ф-Ф», - выпятили животик. Вот как каша кипит!»

Релаксация через дыхание:
Упр. "Драка"
Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.
"Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!"
Это упражнение полезно проводить не только с тревожными, но и с агрессивными детьми.
Упр. "Воздушный шарик"
Цель: снять напряжение, успокоить детей.
Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: "Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу". Упражнение можно повторить 3 раза.
Упр. «ВОСЬМЕРКА»
Дети встают в круг, воспитатель вместе с ними. По его сигналу все игроки делают глубокий вдох, чтобы живот получился «надутым», подгибают одну ногу, немного наклоняются вперед и начинают считать до восьми, до тех пор, пока живот «не спустится» – выдох. Воздух нужно расходовать постепенно.
Счет (раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь) повторяется, пока не закончится дыхание. Ребенок может выдохнуться на счет пять во втором повторе. В этом случае, как только он чувствует, что живот «спустился», опускает ногу и ждет, пока остальные закончат считать.
Как только все дети перестают считать, воспитатель снова дает сигнал и повторяет упражнение. Его можно повторять до тех пор, пока дети не начнут на один вдох повторять счет несколько раз до восьми.
Ведущий следит за тем, чтобы дети считали четко.
Релаксация через напряжение. Поочередно напрягаемся на вдохе и также расслабляемся на выдохе (медленно). Пальцы сжимаем в кулак, зубы сжимаем, мышцы на ногах приводятся до судороги.
Упр. «Гимнастический мяч» - ребятам предлагается поколотить мяч со всей силы, представить что это злобный зеленый Змей Горыныч или Зеленый крокодил, который солнце проглотил.
Упр. "Сосулька"
Цель: расслабить мышцы рук. "Ребята, я хочу загадать вам загадку:
У нас под крышей
Белый гвоздь висит,
Солнце взойдет,
Гвоздь упадет. (В. Селиверстов)
Правильно, это сосулька. Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Диктор (это я) читает им эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимете руки над головой, а на третью, четвертую — уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетируем... А теперь выступаем. Здорово получилось!"
упр. "Штанга"
Вариант 1
Цель: расслабить мышцы спины.
"Сейчас мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, бросьте штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз".
Вариант 2
Цель: расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успешным.
"А теперь возьмем штангу полегче и будем поднимать ее над головой. Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Тяжело так стоять, бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы. Можете поклониться зрителям. Вам все хлопают, поклонитесь еще раз, как чемпионы". Упражнение можно выполнить несколько раз.
Релаксация через визуализацию.
Визуализация - это создание зрительных образов и управление ими. С какой целью в психологии используется визуализация? Когда мы начинаем визуализировать нечто (не важно что), подсознание заполняется всем этим и понимает это как запрос «Хочу!». Как сказал один психотерапевт: Я рад за ваши фантазии, т.к. это ваши желания.
Визуализировать можно (и нужно!) свои страхи, ужасы, травмы и проблемы.
Особенно если проблему визуализировать «как бы» нельзя. А Вы попробуйте! Станьте на пять минут мультипликатором и попробуйте представить себе, например, свою головную боль. С тем, что можно увидеть - легче бороться.
Упр. «Желтая мышка» - для тренировки умений визуализировать:
«Представьте, ребята, что в нашей группе появилась желтая мышка, которая умеет бегать не только по полу, но и по стенам! Сейчас она прибежала к нам и сидит вот в этом правом углу. Ой, вот она уже побежала в другой угол, под шкаф забралась. А сейчас к ней прибежала еще она желтая мышка и т.д. мышки передвигаются в пространстве группы, за которыми дети сначала следят с открытыми глазами.
Игры с прищепками (сжимание мышц кистей рук затормаживает отрицательные эмоции)
«Игры с прищепками»
Цель: снять напряжение, развить мелкую моторику рук, развить коммуникативную функцию речи.
Процедура проведения. Ведущий показывает детям прищепки и рассказывает о предназначении их в быту, предлагает поиграть с ними – показывает, как тремя пальчиками можно прицепить прищепку к раю коробки, сопровождая действия словами:
Наша мамочка устала,
Всю одежду постирала,
Милой маме помогу,
Все прищепки соберу.
(дети повторяют текст и движения за ведущим)
Затем ведущий показывает как прищепка может открывать и закрывать «ротик». Далее прищепка «превращается» в волка:
Серый волк – зубами щелк.
Не боимся мы тебя, волк!
(дети повторяют текст и движения за ведущим).
«Зайчик и собака»
Цель: снять напряжение, развить коммуникативную функцию речи, развить воображение.
Процедура проведения. Ведущий рассказывает известное стихотворение и выполняет действия с прищепкой.
Ра, два, три, четыре, пять –
Вышел зайчик погулять. Пальцы левой руки показывают «зайчика»
Вдруг охотник выбегает
И собаку выпускает.
Собака злая лает, Правая рука открывает и закрывает прищепку, изображая, как лает собака
Зайчик убегает. Левая рука убирается за спину
«Интересный разговор»
Цель: снять напряжение, развить коммуникативную функцию речи, развить воображение.
Процедура проведения. У детей в каждой руке по прищепке. Ритмичное открывание и закрывание прищепок обеими руками по ходу проговаривания текста:
Лягушонок: «Квак-квак!»
А утенок: «Кряк-кряк!»
Все сказали, все спросили,
Хорошо поговорили!
«Лиса»
Цель: снять напряжение, развить мелкую моторику рук, развить коммуникативную функцию речи.
Процедура проведения. Ведущий ритмично открывает и закрывает «ротик» прищепки, сопровождая действия проговариванием стихотворного текста.
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Ротик открывает, зайчиков пугает.
(дети повторяют текст и движения за ведущим).
«Крокодил»
Цель: снять напряжение, развить мелкую моторику рук, развить коммуникативную функцию речи.
Процедура проведения. Ведущий ритмично открывает и закрывает «ротик» прищепки, сопровождая действия проговариванием стихотворного текста:
В зоопарке воробей пообедал у зверей,
А зубастый крокодил чуть его не проглотил.
(дети повторяют текст и движения за ведущим).
«Гусь»
Цель: снять напряжение, развить мелкую моторику рук, развить коммуникативную функцию речи.
Процедура проведения. Ведущий ритмично открывает и закрывает «ротик» прищепки, сопровождая действия проговариванием стихотворного текста:
Га-га-га, - гогочет гусь, -
Я семьей своей горжусь.
(дети повторяют текст и движения за ведущим).
«Птичка»
Цель: снять напряжение, развить мелкую моторику рук, развить коммуникативную функцию речи.
Процедура проведения. Дети и ведущий сидят за столами, в руках у каждого по одной прищепке, локти на столе. Ведущий сопровождает действия с прищепкой текстом. Дети повторяют текст и движения за ведущим.
Птичка клювом повела, Рука с прищепкой поворачивается из стороны в сторону
Птичка зернышки нашла, Другая рука показывает ладошку с воображаемыми зернышками
Птичка зернышки поела, Пощипывание прищепкой ладошки
Птичка песенку запела. Прищепка ритмично открывает и закрывает «ротик» - поет. 
Ведущий и дети напевают: «Ля-ля-ля».
«Глупая ворона»
Цель: снять напряжение, развить мелкую моторику рук, закрепить сенсорные навыки, развить коммуникативную функцию речи.
Процедура проведения. Дети и ведущий сидят за столами. У каждого в руках по одной прищепке и фантики, скрученные в «конфетку». Ведущий сопровождает действия с прищепкой проговариванием стихотворного текста. Дети повторяют текст и движения за ведущим.
Глупая ворона
Увидела бумагу Прищепка ритмично открывает и закрывает «ротик»
Как ее ухват.
Думала конфета,
Оказался… фантик Производится наклон кисти с прищепкой к столу, захват фантика.
«Грачата»
Цель: снять напряжение, развить коммуникативную функцию речи, развить воображение.
Процедура проведения. Ведущий ритмично открывает и закрывает прищепку обеими руками по ходу проговаривания текста.
Двое маленьких грачат
Целый день в гнезде кричат.
Открывают рты грачата:
Очень есть они хотят.
(дети повторяют текст и движения за ведущим).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Использование метода релаксации в работе воспитателя» Подготовила: педагог-психолог С.В.Бычкова

Слайд 2

1.Понятие релаксации и сущность релаксационных техник. 2.Влияние релаксационных техник на организм. 3.Детская релаксационная терапия. 4. Сеансы релаксации для педагогов.

Слайд 3

Релаксация – (от лат. relaxation — ослабление, расслабление) — снижение тонуса скелетной мускулатуры. Релаксация может быть достигнута в результате применения специальных психофизиологических техник, физиотерапии и лекарственных препаратов. Цель: снятие психоэмоционального напряжения, выход негативных эмоций, развитие навыков саморегуляции.

Слайд 4

аутотренинг, визуализацию и медитативные техники, прогрессивное мышечное расслабление (релаксация по Якобсону), йога, танцы, ароматерапия, техники дыхания, рисование мандал, Занятия в сенсорной комнате.

Слайд 5

Нервно-мышечные изменения. Изменения в сердечно-сосудистой системе. Изменения в дыхательной системе. Электродермальные изменения. Изменения в ЦНС.

Слайд 6

Изменения в когнитивной сфере. Изменения в эмоциональной сфере.

Слайд 7

- проявление чувства страха; - возрастание напряжение мышц; - возникновение чрезмерной слабости (резкое понижение давления, головокружение); - учащение сердцебиения;

Слайд 8

- бронхиальная астма (новичкам следует избегать занятий при проявлении заболевания в острой форме); - заболевания желудочно-кишечного тракта (особенно острая форма); - заболевания сердечно-сосудистой системы (например, порок сердца); - заболевания, сопровождающиеся приступами (такие, как эпилепсия).

Слайд 9

Познавательный аспект. Эмоциональный аспект. Волевой аспект.

Слайд 10

Это психотерапевтический метод, основанный на максимальном психическом и мышечном расслаблении, сочетающемся с самовнушением.

Слайд 11

1.Тренировки нужно проводить как можно чаще. 2. Длительность проведения 15-30 минут. 3.Текст аутотренировки необходимо читать спокойно и медленно. Произносить все слова необходимо мягким, спокойным, ровным и тихим голосом, делать длинные паузы, при названии частей тела можно прикасаться, поглаживать их (если ребенок не против). При занятиях можно перемещаться по помещению, подходить к беспокойным, расторможенным детям и прикасаться к ним. 4. Быстро достичь расслабления помогает музыка. 5. Для дошкольников необходимо повторять некоторые формулировки 2-3 раза. 6. Перед началом тренировки необходимо выучить с дошкольниками все части тела, чтобы дети не путали их. 7.Рекомендательные позы: лежа на полу, поза «кучера», поза «эмбриона». 8.Главное условие – психологическое равновесие ведущего.

Слайд 12

Это вспомогательный релаксационный психотерапевтический метод, позволяющий улучшить телесное восприятие, укрепить телесное сознание, помогающий узнать границы восприятия и осознать их. В ходе выполнения упражнений с помощью концентрации внимания сначала формируется способность улавливать напряжение и расслабление мышц; затем отрабатывается навык произвольного расслабления групп мышц.

Слайд 13

1.Очень важно первоначально объяснить и продемонстрировать упражнение. 2. Очень важны комментарии тренера во время выполнения упражнений детьми. 3.Напряжение мышц дети должны удерживать в течение минимум двух и максимум пяти секунд. 4. Желательно закрыть глаза во время выполнения упражнений. 5.Фаза покоя длится минимум 30 секунд - в это время расслабленной частью нельзя двигать и нужно чувствовать расслабление, поэтому во время этой фазы тренер продолжает комментировать.

Слайд 14

Это методика поддержания здоровья, основанная на принципах хатха-йоги и разработанная с учетом физических, физиологических и психологических особенностей ребенка.

Слайд 15

Эмоциональной устойчивости, физического и психического здоровья, коллеги!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе «Использование методов и приемов ТРИЗ на занятиях с детьми дошкольного возраста»

Цели:Систематизировать знания детей о различных видах транспорта, его составных частей, функции, прошлом и будущем;Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, высказывать свои идеи, ...

"Использование метода релаксации в работе педагога ДОУ"

Консультация для педагогов с элементами практикума...

Использование метода проектов в работе воспитателя ДОУ

Методическая статья о значении проектного метода в работе воспитателя дошкольного учреждения...

Использование метода релаксации в работе с детьми

Совершенствование здоровьесберегающей среды – одно из направлений дошкольного учреждения. Поэтому перед педагогом-психологом стоит задача – способствовать эмоциональному благополучию всех участнико...

Консультация для педагогов ДОУ. «Использование метода пиктограмм в работе с дошкольниками»

Консультация для педагогов ДОУ. «Использование метода пиктограмм в работе с дошкольниками»Пиктограмма — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений...

Консультация «Использование метода релаксации в работе воспитателя»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения (физический аспект – работа с телом), выход негативных эмоций (психический аспект – работа с эмоциональной составляющей), развитие навыков ...

«Использование метода проекта в работе воспитателя ДОУ»

laquo;Использование метода проектов в работе воспитателя ДОУ»...