Проект «Народные промыслы России»
проект (старшая группа)
Аннотация проекта
Тип проекта:
Познавательно – практический.
Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Срок реализации: неделя с 20.01.2020 – 24.01.2020 года.
Методы работы: Просмотр презентаций; беседы, рассуждения, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы; рассматривание; дидактические игры; индивидуальная и дифференцированная работа.
Формы работы: НОД, выставки, народный игры; консультации для родителей, информационные листовки в родительском уголке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1promysly.docx | 523.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4 «Радуга», доп. адрес «Ракета»
Проект
«Народные промыслы России»
Автор проекта:
Ноговицина Т. Н.
с. Поспелиха
2020г
Содержание:
- Аннотация проекта…………………………………………….3
- Актуальность…………………………………………………..3
- Цель…………………………………………………………….4
- Задачи…………………………………………………………..4
- Ожидаемый результат………………………………………....5
- Реализация проекта по этапам ………………………………..5
- Мероприятия по реализации
- Предметно - развивающая среда
- Результативность………...…………………………………....8
- Литература………………………………………………….....10
Аннотация проекта
Тип проекта:
Познавательно – практический.
Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Срок реализации: неделя с 20.01.2020 – 24.01.2020 года.
Методы работы: Просмотр презентаций; беседы, рассуждения, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы; рассматривание; дидактические игры; индивидуальная и дифференцированная работа.
Формы работы: НОД, выставки, народный игры; консультации для родителей, информационные листовки в родительском уголке.
Актуальность проекта:
«…воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа…»
К. Д. Ушинский
«Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронес через столетия».
М.И. Калинин
Развитие детского творчества является одной из наиболее актуальных проблем современного дошкольного образования, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Данная проблема нашла широкое отражение в Федеральных государственных требованиях к содержанию образования детей дошкольного возраста, введенных в последние годы в организацию работы детских садов.
О роли и значении народного декоративно- прикладного искусства в воспитании детей писали многие ученые: А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова, а также говорили современные исследователи Г.П. Волков, Т.С. Комарова, Д.И. Латышина, Т.Я. Шпикалова. Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.
Изменилось содержание нашей жизни и жизни наших детей: народные игры, забавы и игрушки заменяются компьютерными играми и телевизионными мультфильмами и передачами. Но воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача, которая не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа и освоения народной культуры. Воспитателю предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть многообразие декоративно-прикладного искусства.
Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется в программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, но методических рекомендаций недостаточно, а в некоторых программах это направление работы вообще не предусмотрено. Необходимость организации данной работы существует, так как у детей нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках подлинные изделия, дымковскую игрушку, предметы гжельской керамики, увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. Это значительно обедняет детское восприятие и впечатления дошкольников, и обязательно скажется потом на отношении к предметам искусства.
Реализация краткосрочного проекта «Народные промыслы России» дает возможность более углубленно знакомить детей с народным творчеством в различных игровых, информационных, художественно - творческих формах детской деятельности.
Цель проекта: Формировать представления детей о России, о культуре и творчестве русского народа;
изучить традиционные народные промыслы России.
Задачи:
Для детей:
Систематизировать детские представления о народных промыслах своей страны.
Формировать обобщенные знания и умения, различать виды прикладного искусства по назначению (посуда, игрушки, мебель) и основным стилевым особенностям (своеобразие цветового решения, композиции, элементов декора), устанавливать сходства и различия.
Воспитывать уважительное отношение к народному декоративно – прикладному творчеству, промыслам родного края; уважать и ценить труд мастеров – ремесленников.
Развивать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к народному декоративно – прикладному искусству.
Развивать творческий потенциал, творческое восприятие, воображение. Вызывать интерес к декоративному рисованию.
Для родителей:
- Стимулировать творческую активность родителей через участие в мероприятиях, досугах, организации вставок.
- Способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей.
- Установление дружеских связей с родителями, обмен знаниям и интересным материалом о народных промыслах России.
- Привлечение родителей к совместной деятельности.
Ожидаемый результат:
Дети:
-Сформированность у детей знаний о художественно декоративно – прикладных промыслах России (Хохлома, Гжель, Дымка, Городец).
-Сформированность художественно-эстетических, патриотических чувств в процессе реализации проекта.
-Заинтересованность детей темой о народных промыслах, проявление их познавательной активности (делятся с детьми и взрослыми информацией по теме, рассказывают интересные факты).
-Проявляют интерес к самостоятельному художественно-декоративному рисованию и лепке.
Родители:
-Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.
-Становление партнерских взаимоотношений родителей и педагогов в совместной реализации проекта.
Этапы реализации проекта:
1 – этап подготовительный
Цель:
-Выявление уровня и качества знаний старших дошкольников о народных промыслах, видах, особенностях.
-Определение уровня сформированности знаний у родителей по теме;
-Выявление состояния развивающей предметно – пространственной среды для осуществления работы по данному проекту
-Разработка проекта
Содержание:
- Мониторинг уровня знаний воспитанников по теме.
- Информация для родителей о предстоящей деятельности.
- Подбор подготовка презентаций, литературы, наглядности, музыкального материала.
- Организация РППС
2 этап – деятельностный
Цель:
Ознакомление и расширение у старших дошкольников в соответствующей форме с народными промыслами (Хохлома, Дымка, Гжель, Городец), историей возникновения, технологией приготовления, особенностями цветового и орнаментального решения.
Содержание:
- Реализация проекта
- Обогащение РППС
- Контроль за реализацией проекта
Формы взаимодействия с семьей:
- Помощь родителей в организации выставки изделий народных промыслов
-Оформление и размещение информации по теме в родительском уголке.
- Выставка изделий художественных промыслов совместно с работами детей: «Изделия расписные, душе моей родные
3 этап – итоговый
Цель
Выявление уровня и качества знаний старших дошкольников, полученных в ходе реализации проекта, проанализировать РППС, уровень заинтересованности родителей в проектной деятельности.
Выставка изделий художественных промыслов совместно с работами детей: «Изделия расписные, душе моей родные
Интеграция образовательных областей
№№ пп | Название образовательной области | Содержание | Задачи |
1 | “Художественно-эстетическое развитие”: | Декоративное рисование: «Золотая хохлома», «Дымковская барышня», «Городецкие доски» | развивать творческую продуктивную деятельность вызывать интерес к декоративной росписи, желание узнавать новое , интересное о каждом промысле |
2 | “Познавательное развитие”: | Просмотр цикла видеофильмов о промыслах: «Чудо Хохломы», «История дымковской игрушки», «Городецкая роспись», «Гжель», О народных промыслах» Рассматривание альбомов по народным промыслам из серии «Учимся рисовать» Организация выставки изделий народных промыслов (собираем с родителями) и детских работ «Изделия расписные – сердцу дорогие» Просмотр презентации «Народные промыслы России» Лото – раскраска «Народные промыслы России» Дидактическая игра «Народные промыслы» | Обогащать знания и представления о промыслах (назначения предметов, технология изготовления, особенности узоров и цветовых решений) Формировать представления о ремесленниках, народных умельцах – мастерах Воспитывать художественно-эстетическое восприятие, эстетический вкус |
3 | “Речевое развитие”: | Дидактические игры: игра-лото «Дымка», «Гжель», «Найди нужный домик», «Собери декоративный поднос», «Узнай и опиши», «Назови элементы» Знакомство с художественной литературой: Чтение: Л.Яхнин «Веселое слово Хохлома», В.Крупин «Дымка», М.Г.Смирнова «Красная девица», А.Дьякова «Веселая дымка». Л.Гулага «Пестрый хоровод», П.Саянский «Хохломская роспись», отрывок Н.Бедник «Хохлома» Разучивание: Е.А.Никонова «Узоры гжели», «Дымковская игрушка», «Золотая хохлома» Лэпбук «Народные промыслы» (загадки, стихи, пословицы, поговорки, схемы-подсказки для описательного рассказа) | развивать связную речь; активизировать словарь детей, закреплять звукопроизношение слов: обжиг, финифть, керамика, токарь, завиток и др. формировать умение составлять рассказ о промысле по схеме и самостоятельно по предмету или картинке |
4 | “Социально-коммуникативное развитие”: | Коммуникативные игры: «Помоги мастеру», «Ярмарка» Сюжетно – ролевые игры: «Город мастеров», «Чаепитие у самовара», «Театр моделей», «Магазин» | развивать игровую деятельность детей; побуждать детей к игровой деятельности через знакомство с творческой деятельностью ремесленников формировать умение у детей творчески развивать сюжет игры, используя предметы заместители формировать умение детей реализовывать замысел сюжета использовать в играх атрибуты самостоятельно приготовленные детьми |
5 | “Физическое развитие”: | Спортивное упражнение по мотивам р.н.игры «Молчанка» и «Краски» Русские народные игры «Золотые ворота», «Заря - заряница», «Гори ясно» | Развивать физические качества, через подвижные, коммуникативные, сюжетно-ролевые игры Обращать внимание на красивые народные песни, кричалки |
Материально-техническое обеспечение: презентации «Искусство росписи Гжель», «История Дымковской игрушки», «Городецкая роспись», «Ремесло – Хохлома». Предметы народных промыслов. Пособия для рассматривания (альбомы, плакаты). Художественная литература. Художественные материалы в уголке творчества (готовые формы для рисования, шаблоны, трафареты, кисти разные, краски гуашь, раскраски).
Презентация проекта: Выставка изделий художественных промыслов совместно с работами детей в этой тематике: «Изделия расписные, душе моей родные».
Выставка предметы быта из ТИКО конструктора
Результативность проекта:
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно - прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.
Заключение
В результате реализации проекта на наш взгляд поставленные задачи были реализованы в полном объеме.
Был составлен тематический план организации деятельности детей и взрослых.
Работа по проекту осуществлялась в различных направлениях деятельности (с детьми и их родителями) :
познавательной, игровой, художественно-творческой , физкультурно-оздоровительной, музыкальной.
Детям был предложен наглядный и дидактический материал: альбомы, наглядные пособия, иллюстрации, плакаты, дидактические игры, т.д. В процессе деятельности дети учились рассуждать, анализировать, делиться полученными знаниями и впечатлениями. Работа проходила последовательно и в системе.
При проведении работы учитывались возрастные индивидуальные и психологические особенности детей (развитие мышления, памяти, воображения, восприятия). Содержание деятельности ориентировано на умственное, личностное и психологическое развитие ребёнка.
В ходе реализации проекта дети получили представления о промыслах (Хохломская роспись, Городецкая роспись, Дымковская игрушка, Гжельская посуда), о назначении изделий, материалах, узорах. Ребята узнали много новых слов, познакомились с их значением, происхождением. Например, само название – Дымковская игрушка, почему именно «Дымковская»? Конечно читали и заучивали стихи, загадки, пословицы и поговорки, сказочные истории о возникновении промыслов.
Особое внимание было отдано продуктивным художественным формам работы. Когда ребята превращались в мастеров, ремесленников и имели возможность украшать изделия росписью – травинки, купавки, птички, колечки. А ведь у каждой росписи свой колорит, свой цвет, свои неповторимые элементы и композиционные решения.
Данная деятельность способствовала развитию познавательного интереса к изучению народного искусства, вызвала заинтересованность к этой теме, формированию патриотических чувств к свое Родине, своему талантливому народу, способствовала развитию художественно – эстетического вкуса, художественных, творческих умений.
При реализации проекта использовались вариативные форы работы.
Были созданы условия для развития познавательной, речевой активности, любознательности, самостоятельному познанию и размышлению, творческой активности, что способствовало гармоничному развитию личности.
В тематическом планировании предусматриваются все формы работы с детьми : организованная образовательная деятельность, самостоятельная игра, индивидуальная работа с детьми, чтение с художественной литературой, беседы, викторины.
Занимаясь художественной деятельностью у ребят была возможность познакомиться ближе с разными видами росписей, стать настоящими мастерами – и дымковская игрушка, и деревянная посуда, и глиняная посуда оживали под кистью ребят. Все работы ребят оформлялись в выставки и использовались для украшения зала к празднику.
Родители стали нашими активными помощниками и участниками. Общими усилиями была собрана выставка изделий «Изделия расписные, сердцу дорогие». Как говорится, «по сусекам поскребли», и нашли дома удивительные рукотворные изделия русских мастеров.
Самая главная задача была выполнена – вызван устойчивый интерес к народным промыслам, искусству созданному простым народом и основанном на народных началах. Ребята полюбили народное искусство, много узнали про него и сами захотели стать художниками – ремесленниками. Матушка Россия такая богатая, такая красивая – сколько еще всего можно нарисовать, отразить эту красоту на различных изделиях, сделанных талантливыми, «золотыми» руками человека.
Литература
А.Г.Гогоберидзе «Художественно – эстетическое развитие» Санкт- Петербург «Детство –Пресс» 2016
Н.Н.Леонова «Художественно – эстетическое развитие старших дошкольников» Санкт – Петербург «Детство – Пресс» 2014
И.А.Бойчук «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством» подготовительная группа Санкт –Петербург «Детство – Пресс» 2018
Т.Н.Карачунская «Музейная педагогика в изобразительной деятельности Интегрированные занятия» Москва «Сфера» 2005
И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду Старшая группа» Москва «Сфера» 2016
И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду Подготовительная группа» Москва «Сфера» 2016
В.С.Горичева «Сказку сделаем из глины…» Ярославль «Академия развития» 1998
Н.Б.Халезова «Декоративная лепка в детском саду» Москва «Сфера» 2005
М.В.Тихонова «Красна изба…» Санкт- Петербург «Детство – Пресс» 2017
Приложение
Гори ясно.
Дети стоят в кругу и держатся за руки. В середине – ребенок с платочком в руке (водящий). Сначала дети идут по кругу вправо, а водящий машет платочком. Затем дети останавливаются и хлопают в ладоши. Водящий двигается поскоками внутри круга. С окончанием музыки останавливаются и поворачиваются лицом к двум стоящим в кругу детям. Затем играющие хором поют считалку:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Раз, два, три!
На слова «Раз, два, три» дети три раза хлопают в ладоши, а водящий три раза взмахивает платочком. После этого двое ребят, напротив которых остановился водящий, поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Каждый стремится прибежать первым, чтобы взять у водящего платок и поднять его вверх.
Игра повторяется.
Краски.
Играющие выбирают хозяина и покупателя– черта. Все остальные – краски. Каждая краска придумывает себе цвет и так, чтобы не услышали покупатели, называет его хозяину. Потом хозяин приглашает покупателя. Подходит черт, стучит палочкой о землю и говорит с хозяином:
- Тук, тук!
- Кто пришел?
- Я черт с рогами, с горячими порогами,
С неба свалился, в горшок провалился!
-Зачем пришел?
- За краской.
- За какой?
- За красной.
Если красной краски нет, хозяин говорит:
- Нет такой. Ступай домой. По своей дорожке кривой.
Если краска есть, хозяин говорит:
Скачи на одной ножке по красной дорожке
Найди красные сапожки.
Поноси, поноси
И назад принеси!
В это время красная краска убегает. А черт пытается ее догнать.
Заря – Заряница.
Один из ребят держит шест с прикрепленными на колесе лентами. Каждый играющий берется за ленту. Один из играющих – водящий. Он стоит вне круга. Дети идут по кругу и запевают песню:
Заря -Заряница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила.
Ключи золотые, ленты голубые.
Раз, два – не воронь
А беги, как огонь!
С последними словами игрового припева водящий дотрагивается до кого – нибудь из игроков, тот бросает ленту, они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, тот победит, а неудачник становится водящим. Игра повторяется.
Молчанка.
Играющие выбирают ведущего , садятся вокруг него и поют:
Кони, кони, мои кони,
Мы сидели на балконе,
Чаю пили, чашки мыли,
По – турецки говорили:
-Чаб – чаляби, чаб – чаляби.
Прилетели журавли
И сказали нам: «Замри!»
А кто первый отомрет,
Тот получит шишку в лоб.
Не смеяться, не болтать,
А солдатиком стоять!
Как только споют последнее слово, все замолкают. Водящий старается рассмешить каждого из детей – движениями, смешными гримасами. Если кто – то из игроков засмеется или скажет слово, то отдает водящему фант. В конце игры каждый из участников свой фант выкупает: по желанию водящего выполняют различные действия (поют, читают стих…)
Золотые ворота.
Одна пара играющих берется за руки и поднимает их вверх, образуя ворота. Остальные участники игры, взявшись за руки, цепочкой проходят через ворота и напевают:
Идет матушка (имя),
Отворяй-ка ворота.
Первый раз прощается,
Другой раз запрещается
А на третий раз не пропустим Вас!
Пропустив всех несколько раз, игроки, образующие ворота, На последних словах дети опускают руки и ловят детей кто оказался в кругу, пойманные дели становятся с другими детьми в круг.
Беседа
Тема: «Народные промыслы России».
Цели: 1. Формирование у учащихся эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам русского народного декоративно – прикладного искусства.
2. Формирование умений различать стили наиболее известных выводов декоративной живописи: хохломской, городецкой, гжельской, и др.; учить выделять характерные особенности изделий различных народных промыслов; осваивать характерные элементы, колорит, композицию.
3. Формирование умений создавать выразительные узоры на бумаге; воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.
4. Работа над коррекцией недостатков мелкой моторики рук, внимания.
Оборудование: наглядный материал (книжки – раскраски «Гжель», «Хохлома», «Матрешки»), игрушки – богородская, дымковская, матрешки; деревянная посуда с хохломской росписью, росписью гжель; елецкие кружева.
- Хохлома
У каждого из нас дома есть посуда. Она бывает разной (Какая?) В старину на Руси пользовались деревянной посудой. А изготавливали ее мастера деревянных промыслов. Дерево всегда было одним из самых доступных и любимых материалов русских умельцев.
Один из деревянных промыслов зародился в Нижегородской области, в окрестностях города Нижний Новгород. Здесь находится село с веселым названием Хохлома. В хохломе посуду вырезали из мягких пород деревьев (липы, березы, ольхи). Называли ее хохломской.
Вырезанную вещь вначале покрывали слоем глины, затем пропитывали льняным маслом и несколько раз олифой. После этого мастер кистью наносил рисунок, затем изделия вновь пропитывалось олифой и закаливалось в печи. Под воздействием жара олифа желтела и приобретала золотистый цвет.
Роспись хохломских изделий полна неповторимого своеобразия. Основной рисунок – колосья, ягоды, листья, цветы и главное трава. «Травка» – черно-красная трава по золотистому фону – считается основой для хохломского художника. (Рассматриваются, анализируются изделия посуды, фотографии)
- Какие основные цвета использовал художник? (черный, красный, встречается зеленый, но больше всего золотого цвета)
- Какие узоры использовали художники? (ягоды, листья, цветы, завитки)
- А какое настроение вызывает эта посуда?
Искусство росписи передавалось из поколения в поколение – от отца к сыну, от деда к внуку. Эти стихотворные строки точно передают особенности хохломских изделий:
Как волшебница жар – птица,
Не выходит из ума
Чародейка – мастерица,
Золотая хохлома.
И богата и красива,
Рада гостю от души.
Кубки, чаши и ковши.
И чего здесь только нету:
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного лета
И ромашки луговин.
Листья рдеют, не редея,
От дыхания зимы.
Входим в царство Берендея,
В мир волшебной хохломы.
2) Сине-голубое чудо Гжели.
- А сейчас посмотрим на рисунки этой посуды (просмотр альбома «Гжель»). Что общего в ней? Правильно, эта посуда окрашена сине-голубым узором, расположенном на белом фоне. Называется эта посуда гжельской, потому что сделана она на фарфоровом заводе, который находится в с.Гжель Московской области. А зародился этот промысел более 400 лет назад. Из белой глины умельцы лепили самую разную посуду, которую украшали лепными деталями. Лепили фигурки людей, животных, птиц. Украшали все это узорами сине-голубого цвета. А еще есть сказка – легенда:
«Пошли как-то девушки, жившие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя – и небо в ней синее. Показали девушки мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы – травинки и былинки в поле, цветы на лугу и в саду».
Гжельские изделия всегда легко отличить. (По каким признакам?) В гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре. Это небольшие фигурки высотой 5-20 см. изображающие персонажей народных сказок, бытовые сценки, а так же детские игрушки. (Показать).
«Синяя сказка – глазам загляденье,
Словно весною капель.
Ласка, забота, тепло и терпенье –
Русская звонкая Гжель»!
3) Елецкие кружева.
- Ребята, а чем славится Липецкая земля? Какой старинный русский промысел прославляет г.Елец?
В Начале XIX века в Ельце стали осваивать ремесло кружевоплетения на частной фабрике Протасовой. (Показываю кружева)
Техника кружевоплетения сложна, она требует сноровки, большого опыта и терпения. А плетут кружево с помощью гладких деревянных палочек – коклюшек, на которые намотаны нитки. Кружевница передвигает коклюшки, делает узелки, и постепенно рождается у нее под руками кружевная сказка. (Показать рисунок).
4) Игрушки.
С давних пор на Руси народные умельцы делают игрушки, которые называются по имени селений, где их создают. Познакомимся с некоторыми из них.
(Показываю игрушку «Кузнецы») Эта игрушка из села Богородское Московской области. Богородскую игрушку вырезают из липы. Особенно любят делать богородские мастера медведей. Здесь медведь с мужиком в кузнице работают, молотами стучат. Богородские игрушки умеют двигаться. Детям такие игрушки особенно нравятся.
А вот глиняные лепные игрушки. Называют их дымковскими. Их делают в селе Дымково рядом с русским городом Вяткой. Люди придумали делать эти игрушки давным давно. Сначала их делали не для забавы, они охраняли домашний очаг, семью, служили оберегом. Потом дымковцы стали раскрашивать их яркими красками и использовать их как игрушки и сувениры. Детьми и взрослыми очень любимы были глиняные свистульки, которые умели петь на разные голоса. Знамениты дымковские «Барыни» в пестрых сарафанах, «индюки», «олени», «козлы», «всадники».
- А кто, ребята, из вас сможет рассказать, как такие игрушки делают?
А бывают деревянные игрушки расписные. А как они называются, угадайте, послушав загадку.
Словно репка, она крутобока,
А под алым платочком на нас
Смотрит весело, бойко, широко
Парой черных смородинок-глаз.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А в нутрии секреты есть:
Может, три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская ……… (Матрешка)
- Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрешки. Фигурка матрешки вырезана из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна, и еще, и еще… и так до 10-12 куколок.
Наиболее известны семеновские и загорские матрешки. Все они отличались элементами росписи, но каждая была «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, передник. Позже на матрешек стали наносить всевозможные сценки из жизни – о крестьянском быте, о веселых ярмарках, о народных праздниках.
(Просмотр альбома и анализ изображений матрешек)
Кажется, что матрешка пришла к нам из мира легенд и сказок, из седой древности. На самом деле ей всего немногим больше ста лет. Её прообразом послужили ярко раскрашенные пасхальные яйца, которые издавна вытачивали из дерева и расписывали русские мастера. Эти яйца были пустыми внутри, а в большое вкладывалось малое. Отсюда и пошла матрешка, она даже формой чем-то напоминает яйцо. А название «матрешка» произошло от старинного женского имени Матрена, считавшегося одним из наиболее распространенных женских имен.
Стихи о народных промыслах
Пусть вам лучшею подружкой
Станет русская игрушка.
И недаром все музеи
Дорожат, гордятся ею.
………………………….
Стихи для детей о русских народных промыслах.
Погляди-ка ты в окошко.
Что случилось на дворе?
Баба Маня, как Матрёшка
Что-то машет детворе.
Побегу-ка, тоже гляну,
Что за детский маскарад?
Вон и бабушка Ульяна
К ней присела тоже в ряд.
Подошла. Дела какие!
Что здесь крутится народ?
Всем игрушки расписные
Баба Маня раздаёт.
А сама, как разоделась!
И кокошник, сарафан.
Мне так тоже захотелось
Рисовать в цветочках храм.
Появляются матрёшки
В этом сказочном дворе,
Разрисованные плошки.
Всё на радость детворе.
Дымковские игрушки.
Ах! Чуть жив от восхищенья!
Чудо всем на удивленье:
Расписные медвежата,
Барыни, коньки, утята,
Расписные даже хрюшки –
Царство дымковской игрушки!
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз
И о дымковской игрушке
Поведем сейчас рассказ.
…………………………………..
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету света дымного,
А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
Она глядит не прянично,
Ликующе и празднично.
В ней молодость-изюминка,
В ней удаль и размах
Сияйте охра с суриком.
По всей земле в домах.
От дымковской игрушки
Идет тепло и свет.
В.Фофанов
……………………….
Это что за хоровод
В селе Дымково живёт?
Платья яркие в горошек,
Много точек и дорожек,
И на белом материале
Узор дети расписали.
Постарались от души,
Ах! Плясуньи хороши!
…………………………
Ходит конь по бережку,
Вороной по зелёному.
Он головушкой помахивает,
Черной гривушкой потряхивает,
Золотой уздой побрякивает!
Точно солнечный цветок.
А высокий гребешок,
Красный, высоко горя,
Как корона у царя.
Индюк сказочно красив
И напыщен, горделив.
Смотрит свысока вокруг
Птица важная – индюк.
.
Дымково
Есть в России уголок,
Где из труб идет дымок,
Знаменита деревушка
Яркой глиняной игрушкой:
Свистульками звонкими
С голосами тонкими,
Пестрыми фигурками.
Кошечками Мурками,
Расписными петухами,
Курицами, индюками,
Змейки, ленточки и точки.
Клетки, кольца, завиточки,
Веселит, ласкает взор
Пестрый Дымковый узор.
Филимоновский
Сидорова Галина
Эй, дружок, да подойди же,
На игрушку погляди же:
Наш козлик из Филимоново
Раскрашен ярко, здорово.
Был у мастериц в руках,
Загляденье, просто ах!
И она уж так старалась,
Легко глина поддавалась.
Матрёшка.
Развесёлые сестрицы,
Озорные молодицы!
Хороши, румяны щёчки,
На передниках – цветочки!
Хлопайте в ладошки:
Загорские матрёшки!
Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут,
Всех матрёшками зовут.
Погляди скорее -
Щечки розовеют,
Пестренький платочек,
Платьице в цветочек,
Пухленькие крошки —
Русские матрешки.
Чуть лишь испугаются,
Все в кружок сбегаются,
Прячутся друг в дружке
Шустрые подружки.
Т. Лисенкова
…………………………………..
Подарили мне матрешку.
Допустила я оплошку:
Разломила пополам –
Интересно, а что там?
Там еще одна матрешка,
Улыбается, дурешка;
Хоть и жаль ее ломать,
Буду дальше разбирать.
………………………………………
Стихотворение “Русская матрешка”.
Кто матрешку сделал, я не знаю.
Но известно мне, что сотни лет
Вместе с Ванькой-встанькой, как живая,
Покоряет кукла белый свет.
Где он краски брал, искусный мастер,
В нивах шумных, в сказочном лесу?
Создал образ неуемной страсти,
Истинную русскую красу.
На щеках навел зари румянец,
Неба синь всплеснул в ее глаза
И, пустив в неповторимый танец,
Он, должно быть, весело сказал:
“Ну и ой, гуляй теперь по свету,
Весели себя, честной народ”.
И матрешка через всю планету
До сих пор уверенно идет.
Выступает гордо, величаво,
С удалой улыбкой на лице,
И летит за ней по миру слава
О безвестном мастере-творце.
………………………………….
Все они матрешеньки,
Все они милешеньки,
Все с аленькими щечками
Под пестрыми платочками.
Нарядные, пригожие,
Чуть на меня похожие!
…………………………………….
Мы веселые матрешки,
Ладушки-ладушки.
На ногах у нас сапожки
Ладушки-ладушки.
Завязали мы платочки,
Ладушки-ладушки.
Разгорелись наши щёчки,
Ладушки-ладушки.
В сарафанах наших пестрых,
Ладушки-ладушки.
Мы похожи словно сестры,
Ладушки-ладушки.
…………………………………
Наша русская матрешка
Не стареет сотню лет.
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.
………………………………….
Мы на ярмарке бывали
И подарки выбирали.
Принесли вам сундучок –
Позолоченный бочок.
Сундучок тот не простой,
И товар в нем расписной.
Вынимаем напоказ
И ведем про них рассказ.
Кукла первая толста, а внутри она пуста,
Разнимается она на две половинки.
В ней живет еще одна кукла в серединке.
С. Маршак
…………………………………………
- Я тетушка Матрешка.
Несу грибов лукошко.
За мной родные внучки
Идут, сложивши ручки.
И все они – матрешеньки,
И все они – милешеньки,
Все с аленькими щечками,
Под пестрыми платочками
Нарядные, пригожие.
И каждая в корзинку
Набрала мне малинку.
………………………………….
Загадка
Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (Матрешка)
…………………………………………..
Дуйте в дудки, Бейте в ложки!
В гости к вам пришли матрешки.
Ложки деревянные, Матрешечки румяные.
Весь народ глядит в окошки:
Танцевать пошли Матрешки.
Трое водят хоровод,
А четвертая поет.
Шли Матрешки по дорожке,
Было их немножечко:
Три Матрешки, две Матрешки
И одна Матрешечка.
Пыль клубится по дорожке.
Едут с ярмарки Матрешки
На баранах, на быках,
Все с гостинцами в руках. (авт. В.Берестов.)
Мы игрушки знатные,
Складные, да ладные,
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся! (авт. Петр Синявский)
…………………………………………….
Алый шелковый платочек
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может 3, а может 6.
Кукла первая толста, а внутри она пуста,
Разнимается она на две половинки.
В ней живет еще одна кукла в серединке.
Разрумянилась немножко
Наша русская (матрешка).
Богородская игрушка.
Тук-тук, щёлк-щёлк,
Медведь, мужик, лиса и волк,
Деревянные игрушки
И медведи, и старушки
То сидят, а то стучат.
Ребятишек всех смешат.
Машет белка не хвостом –
Размахивает молотком.
Отчего же, как на грех,
Всё не колется орех?
Курам просо не дают,
И они брусок клюют.
Возле пляшущих зайчат
Куры клювами стучат.
За ушастым русаком
Мишка бросился бегом;
С балалайкою бежит,
А земля под ним дрожит.
Городецкая доска.
Была доска некрашеной,
Обычной, неприглядной.
А стала разукрашенной
И празднично нарядной.
В руках умельца досочка
Узором заиграла,
Гирляндою из розочек
Украшена по краю
Вот барышня – красавица
Идёт по Городцу
И, видно, очень нравится
Лихому молодцу.
А молодец на конике
Красуется верхом,
Фуражечка-то новенька,
Поддёвочка на нём.
Ах, милая провинция
В сюжетах Городца!
Талантами гордиться ей,
Которым нет конца!
Куплю я эту досочку,
В цене не поскуплюсь.
Ах, с городецкой розочкой
Я сердцем веселюсь!
………………………………….
Яви же щедрость молодецкую –
Как в первый и последний раз,
Купи мне прялку городецкую –
Я буду нить живую прясть.
Не говори, что все распроданы,
Не говори, что нам не впрок
И кони черные, и розаны,
И нежный аленький цветок.
Не привози орехи грецкие,
И к серьгам, кольцам что за страсть?
Купи мне прялку городецкую,
Я судьбы наши буду прясть.
М.Котомцева
……………………………………..
Есть на Волге город древний,
Под названьем Городец.
Славится по всей России,
Своей росписью творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя,
Чудо – птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит,
Вся земля под ним дрожит!
Птицы яркие летают,
И кувшинки расцветают!
………………………………………..
Хохлома.
“Хохломская роспись”
Хохломская роспись –
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы,
Рощи – перелески,
Шелковые всплески.
Солнечно – медовый
Золотой листвы.
У красы точеной
Сарафан парчовый,
По волнам узоров
Яхонты горят.
Что за чародеи
Хохлому одели
В этот несказанный
Праздничный наряд…
Роспись хохломская,
Словно колдовская,
В сказочную песню
Просится сама.
И нигде на свете
Нет таких соцветий.
Всех чудес чудесней
Наша хохлома!
П.Синявский.
Хохлома, хохлома –
Наше чудо дивное!
Мы рисуем хохлому
Красоты невиданной.
Нарисуем краску
Солнечною краской,
А цветы – огоньки
Красной краской от зари.
…………………………….
Елена Никонова, СПб, 1997г.
Стих. Виктора Набокова “Хохлома”.
Птицы и петли, круженья, разводы
Листья и стебли, колосья и злаки,
Редкие, мудрые формы природы
Сердце влюбленного тайные знаки.
Это придумали русские люди
Те, что молились пенькам и березе.
На деревянном языческом блюде
Травы, цветы, легендарные розы.
Как я люблю хохломское искусство!
Ложки и те у меня хохломские
К ним у меня постоянное чувство,
С детства они мне родные, родные.
Я разложу их, и гости довольны
И никаких замечаний и жалоб.
Слышно одно в разговоре застольном:
Щец бы горячих, борща не мешало.
Кисть хохломская! – Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни.
Ты, как душа у народа красива,
Ты, как и люди, служишь Отчизне!
Хохлома
Посуда не простая,
А точно – золотая!
С яркими узорчиками
Ягодками и листочками.
Называется она-
Золотая Хохлома.
……………………………………….
Кисть хохломская! Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни!
Ты как душа у народа, красива,
Ты, как и люди, служишь Отчизне!
В.Боков.
………………………………………
Ветка плавно изогнулась
И колечком завернулась.
Рядом с листиком трёхпалым
Земляничка цветом алым
Засияла, поднялась,
Сладким соком налилась
А трава как, бахрома,
Золотая хохлома!
………………………………..
Гжель.
Чудо с синими цветами,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками.
На белом фарфоре,
Как на заснеженном поле,
Из – под белого снежочка.
Растут синие цветочки.
Неужели, неужели,
Вы не слышали о Гжели?
…………………….
Есть в Подмосковье такое местечко –
Белая рощица, синяя речка.
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо волшебных мелодий.
И светлее вода родничковая,
И дыхание ветра свежей,
Расцветает Гжель васильковая,
Незабудковая Гжель.
Вот, смотрите, «Рыба – кит»,
А под ней вода кипит,
На спине стоит дворец,
Рядом скачет удалец.
Здесь две барыни сидят,
Пьют чаёк и говорят,
Ну а кошка возле ножки
Ждёт, когда дадут немножко.
…………………………..
Узоры Гжели
Неужели, неужели
Вы не слышали о Гжели?
Про фаянсовое чудо –
Статуэтки и посуду?
Только скажем слово «Гжель»,
И увидишь зимний день –
Небо, снега белизну
И теней голубизну.
Все изделия из Гжели
Фон имеют только белый,
А на нём лишь синий цвет.
А других здесь красок нет.
Расцветают на морозе
Колокольчики и розы,
Хризантемы и ромашки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект : "Народные промыслы России"
Тип проекта: информационно - творческий;Продолжительность проекта: среднесрочный;Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.Актуальность проекта: обусловлена боль...
Проект "Народные промыслы России"
Проект "Народные промыслы России"...
Проект «Народные промыслы России»
Паспорт проектаВид проекта: информационно – творческий.Продолжительность проекта: краткосрочный;Участники проекта: дети старшей разновозрастной группы, родители воспитанников, воспитатели.Дата проведе...
Исследовательский проект "Народные промыслы России"
Народное искусство неиссякаемый источник, который благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, открывает красоту и доброту души. Знакомясь с народным искусством, дети усва...
Педагогический проект "Народные промыслы России".
В условиях современного общества, главными приоритетами в воспитании ребенка являются его раннее развитие и обучение для обеспечения успешности и процветания во взрослой самостоятель...
Проект «Народные промыслы России»
Цель проекта: Углубить представления детей о России, о культуре и творчестве русского народа;изучить традиционные промыслы и ремесла России.Задачи проекта:провести цикл занятий и меро...
проект "Народные промыслы России"
Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с народными промыслами России....