проект "Народные промыслы России"
проект по рисованию (старшая группа) на тему
Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с народными промыслами России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_izo._deyat.docx | 309.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №7
муниципального образования Усть–Лабинский район.
Педагогический проект
по художественно-эстетическому развитию дошкольников .
Тема «Народные промыслы России».
Номинация «Изобразительная деятельность».
Выполнили:
воспитатели
Даниелян А. В.
Чернова М. Ю.
Малеева Г. В.
ст. Ладожская
2017г.
«Искусства изобразительные и прикладные таят в себе огромные возможности для развития творческого потенциала, фантазии и интуиции, для ощущения ребенком радости ручного труда как творчества».
Б. М. Немецкий.
Пояснительная записка.
Актуальность проекта обусловлена большой значимостью воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников в современном обществе. В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами народных промыслов и с народными традициями. Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы сохранить и приумножить. Необходимо посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре.
Новизна.
Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. И мы должны наполнить жизнь ребенка светом добра, духовно обогатить среду, в которой он растет, заложить все прекрасное, что есть на земле. Поэтому, мы и решили провести работу над проектом «Народные промыслы России».
Тема многогранна и разнообразна.
Народные промыслы, включая все его виды, обладают большими воспитательными возможностями, позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которого он является.
Оригинальность.
Народные промыслы – неиссякаемый источник, который благотворно влияет на детей, развивает творчество, вооружает знаниями, открывает красоту и доброту души. Знакомясь с народными промыслами, дети усваивают нравы и обычаи своего народа, приобщаются к родной культуре, учатся видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы.
Проблема, решаемая при реализации проекта.
Ознакомление дошкольников с народными промыслами, помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественно-эстетического воспитания. Дети получают определенный объем знаний о народных промыслах, учатся видеть и понимать красоту, уважать труд народных мастеров, знакомятся с технологией изготовления и декоративными особенностями тех или иных изделий.
Гипотеза проекта.
Если знакомить детей дошкольного возраста с народными промыслами России, мастерством русских умельцев, то это будет способствовать повышения уровня развития эстетического вкуса у детей, а также позволит детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Участники проекта: воспитанники старшей группы МБДОУ №7, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Место проведения: МБДОУ №7 ст. Ладожской.
Вид проекта: познавательный, творческий.
Тип проекта: среднесрочный.
Сроки реализации проекта: с 14 февраля 2017 г. по 30 апреля 2017 г.
Цель: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с народными промыслами России.
Задачи.
- Познакомить детей с видами народных промыслов, с прекрасными творениями народных умельцев дымковской игрушки, хохломских и городецких изделий, гжельской посуды.
- Формировать у детей патриотические чувства: чувство любви и гордости к Родине на основе изучения народных промыслов России.
- Развивать художественно-творческие способности в процессе восприятия произведений декоративного искусства и детской деятельности: лепка, рисование, аппликация.
- Приобщить к культуре и традициям русского народа; воспитывать лучшие качества, присущие ему: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие.
- Воспитывать интерес и любовь к народным промыслам; уважение к культуре, русским традициям и промыслам, мастерам народного творчества.
- Приобщать к многообразию и особенностям народных промыслов. Донести до воспитанников, что они являются носителями великой русской культуры, наследниками великих мастеров.
- Приобщать родителей к совместной деятельности.
Формы реализации.
- Беседы с детьми о народных промыслах России.
- Рассматривание видов росписи.
- Выполнение работ по изобразительной деятельности.
- Подвижные и малоподвижные народные игры.
- Выставка детского творчества.
- Работа с родителями (консультации, беседы, конкурсы, выставки совместной деятельности с детьми).
- обогащение предметно - развивающей среды
Ожидаемые результаты.
На основе знакомства с народными промыслами, дети научатся понимать прекрасное, усвоят эталоны красоты. И это все окажет воздействие не только на разум, но и на чувства человека.
Без знания детьми народной культуры своего народа не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребёнка.
В конце проекта дети будут иметь представления о видах народных промыслов. Проявят интерес и желание еще больше узнать о промыслах и жизни русского народа. Дети самостоятельно станут различать стили известных видов декоративной росписи, научатся создавать выразительные узоры на бумаге.
В результате работы над проектом также будет достигнуто: развитие заинтересованности у родителей воспитанников в познавательной и творческой деятельности проекта, а также их активное участие в воспитательно - образовательном процессе детского сада.
Этапы работы над проектом.
- Организационный (подготовительный) этап.
Сроки: с 14. 02. – 21. 02. 2017г.
Цель: создание условий для мотивационной и технологической готовности к совместной творческой, познавательной деятельности.
№ п/п | Наименование мероприятия |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. | Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, альбомы с элементами росписи). Подготовка информационного пространства. Подготовка ЦОР по ознакомлению детей с народным промыслом России. Подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр. Подготовка картотеки поговорок, пословиц, потешек, частушек, загадок, пальчиковой гимнастики. Подбор произведений, стихотворений, фольклора на тему народных промыслов. Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей. Составление плана работы с детьми по осуществлению проекта. Разработка конспектов. Создание развивающей среды. Разработка перспективного планирования в рамках сотрудничества с родителями. Разработка плана работы с педагогами. |
- Продуктивный (основной) этап.
Сроки: с 21 февраля 2017 г. по 30 апреля 2017 г.
Цель: создание условий для развития творческих и познавательных способностей.
Месяц | Наименование мероприятия |
21 – 28 февраля. | Беседа «Народные промыслы России». Презентация «Народные промыслы России». Рассматривание альбомов с росписями и наглядно-демонстрационного материала. Заучивание пословиц и поговорок на тему народных промыслов. Выставка книг о народных промыслах России. Работа со схемами для составления описательных рассказов (русская матрешка). Дидактические игры: «Волшебные стрелочки», «Как мы знаем народные промыслы», «Из чего же, из чего же?» (дерево-Хохлома, глина-Дымка, фарфор-Гжель», «Мемо», «Народные промыслы», Художественные часы». Народные и хороводные игры: «Звонарь», «Горелки», «Петушиный бой», «Пирог», «Ведьмина метёлка», «Перетяни верёвку», «Ловишка», «Игра с Солнцем». Пальчиковые гимнастики. Заучивание потешек, считалок, пословиц и поговорок, частушек. |
01 – 15 марта. | Беседа «Что такое хохлома?». Презентация « Хохлома». Чтение стихотворений Л. Ларкиной «Хохломская роспись», Е. А. Никоновой «Золотая хохлома», П. Синявского «Хохлома», В. Набокова «Хохлома», Л. Глазкова; Л. Ларкина, Л. Куликова, отрывок из книги Н. Бедник «Хохлома» (из истории хохломской росписи). Чтение произведения: легенда о Хохломе. Чтение потешек и поговорок, . Вечер загадок и отгадок. Разучивание танца «Ложки деревенские». Работа с мнемотаблицами: хохлома. Работа со схемой составления описательного рассказа (хохлома). Экспериментальная работа «Дерево и её свойства». О.С. (интегрированная образовательная ситуация). Социально-коммуникативное, познавательное развитие (ознакомление с окружающим) + художественно – эстетическое развитие (рисование) «Золотая хохлома». О.С. (образовательная ситуация). Художественно-эстетическое развитие (рисование). «Хохломская веточка». Дидактические игры: «Найди лишнее», «Узнай элементы узора», «Тайна волшебных колпачков», Составь хохломской узор», «Домино», «Назови правильно». Хороводные и народные игры: «Каравай»; «Заря-заряница», «Не пролей ни капли», «Золотые ворота», «Слухи», «Земля-небо-вода», «Жмурки - Ваня и Маня», «Со вьюном я хожу», «В перстни», «Золото хороню». Пальчиковая гимнастика: «Аленка – маленка». Конкурс чтецов «Золотая хохлома». |
16 – 31 марта. | Беседа «Дымковские мастера и их игрушки». Презентация «Мастера-умельцы». Разучивание стихотворения Е. А. Никоновой «Дымковская игрушка». Чтение стихотворений: М. Г. Смирнова «Дымка», «Красная девица»… Чтение произведений: легенды о Дымке. А, Дьякова «Веселая Дымка»; В. В. Гаврилова «Няня», «Индюк», «Водоноска»… Чтение потешек и поговорок. Вечер загадок и отгадок. Работа с мнемотаблицами: дымка. Работа со схемой составления описательного рассказа (дымка). Экспериментальная работа «Свойства глины». О.С. (образовательная ситуация). Художественно-эстетическое развитие (аппликация). «Дымковская барышня». О.С. (образовательная ситуация). Художественно-эстетическое развитие (лепка). «Дымковский индюк». Дидактические игры: «Подбери узор к игрушке», «Составь узор», «Составь картинку», «Найди вторую половину», «Лото», «Найди пару», «Найди лишнее». Хороводные и народные игры : «Гори, гори ясно», «Утка – Гусь», «Курица и петушок», «Игра с платочком», «Жмурки», «Игра с козликом», «Игра с петушком», «Колечко», Золотые ворота», «Капканы». Пальчиковая гимнастика: «Дымковские барышни», «Дымка». Совместное творчество воспитанников и родителей «Игрушки из Дымково». |
01 – 14 апреля | Беседа «Городецкие умельцы». Презентация «Городецкая роспись». О.С. (образовательная ситуация). Художественно-эстетическое развитие (лепка). «Городецкие лошадки». О.С. (образовательная ситуация). Художественно-эстетическое развитие (рисование). «Городецкий узор». Работа с мнемотаблицами: городец. Работа со схемой составления описательного рассказа (городец). Чтение стихотворений. Заучивание стихотворения И. Кадухиной «Любовались гости чудом». Вечер русского фольклора. Сюжетно-ролевая игра «Магазин сувениров». Дидактическая игра «Собери целое», «Что изменилось?», «Найди отличия», «Лото», «Городецкие узоры», «Угадай, какая роспись?», «Угадай и расскажи». Народные и хороводные игры «Каравай», «У Меланьи, у старушки», «Кони и ездоки», «Пройди в воротца», «У медведя во бору», «Жмурки наоборот», «Колечко – колечко», «Дятел», «Далеко – далеко». Пальчиковая гимнастика: «Городецкие узоры», «Алые цветки». Игра-лабиринт «Чей цветок?». Создание мини – музея «Народные промыслы России». |
15 – 30 апреля | Беседа «Синь России». Презентация «Гжель». Разучивание стихотворения Е. А. Никоновой «Узоры гжели». Чтение произведений: легенда – сказка «Откуда в Гжели синий цвет?», рассказ «синее чудо Гжели», авторская сказка М. Бобровой «Нежно - голубое чудо» Л. Куликовой «Гжель», стихотворений: С. Вахрушова, П. Синявского, С. Ледковой, Л. Куликовой, Н. Кутузовой, В. Горичевой. Разучивание произведений русского фольклора. Вечер загадок и отгадок. Работа с мнемотаблицами: гжель. Работа со схемой составления описательного рассказа (гжель). О.С. (образовательная ситуация). Художественно-эстетическое развитие (рисование). «Укрась тарелочку», «Пасхальное (гжельское) яйцо». Сюжетно-ролевая игра «Музей народного искусства». Разучивание песни «Гжель». Прослушивание песни - хоровода «Незабудковая Гжель» муз. Чичикова, сл. П. Синявского. Разучивание танца «Гжель». Дидактические игры: «Собери сервиз из Гжели», «Найди пару», «Художественный салон», «Собери гжельскую розу», «Разрезные картинки», «Угадай элементы узора», «Мемо». Хороводные и народные игры: «Ручеек», «Бояре», «Ловкие ножки», «Жмурки с колокольчиком», «Веселые музыканты», «Дедушка Мазай», «Двойные горелки», «»Откуда и куда?», «Чепуха», «Третий лишний с гребешком». Пальчиковая гимнастика: «Наши синие цветки…», «Цветок». Викторина «Народные промыслы России». |
Взаимо-действие с родителями | Анкетирование «Знакомим детей с народными промыслами». Оформление стенда в уголке для родителей «В гостях у народных мастеров». Подбор познавательной литературы «Народные промыслы России». Консультации для родителей на тему: «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»; «Роль семьи в художественно-эстетическом воспитании детей». Папка-передвижка «Русь мастеровая». Организация выставок сувениров и поделок народных промыслов («Игрушки из Дымково», «Золотая хохлома», «Расписные узоры», «Пасхальное чудо»). Участие в подготовке «День открытых дверей». Развлечение для родителей и детей «Русская ярмарка». Мастер-класс «Сине-голубое чудо – Гжель». |
Взаимо-действие с социумом | Экскурсия в Ладожскую детскую библиотеку. Беседа « Ярмарка народных промыслов». Экскурсия в Ладожский КДЦ (культурно-досуговый центр). Выставка изделий народных промыслов.
|
Работа с воспитателями | Консультация и презентация на тему: «Народные промыслы России». Семинар – практикум «Использование народно-декоративного искусства в работе с детьми дошкольного возраста». |
- Обобщающий (заключительный) этап.
Сроки: май 2017 г.
Цель: подвести итог работы над проектом, озвучить полученные результаты в процессе создания продуктов работы.
№ п/п | Наименование мероприятия | |
1.
2.
| Развлечение для родителей и детей «Русская ярмарка». Презентация проекта для родителей по итогам работы. |
Опыт работы с детьми дошкольного возраста показал, что детей привлекают произведения народного искусства, они легко воспринимаются детьми. Это доступно детскому восприятию, так как несёт в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребёнку красоту и прелесть окружающего мира.
Таким образом, мы пришли к выводу, что тема «Народные промыслы России» в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность, гордость и любовь к родной стране.
Используемая литература.
1.Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду.- М., 2001.
2. Большая книга вопросов и ответов. Что? Зачем? Почему?/ Пер.
К. Мишиной, А. Зыковой.- М., 2003.
3. Интернет ресурсы.
4. Ляпина Л. А. Народные игры в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2009.
5. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. - СПб: Детство - Пресс, 2012.
6. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. - М.:
Мозаика - Синтез, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности" Народные промыслы России"
Цель: формирование представления детей о русских промыслах.Интеграция образовательных областей: Коммуникация, Познание, Социализация, Художественное творчество, Музыка....
Народные промыслы России
Данная работа посвящена изучению детьми истории возникновения народных промыслов в России. Дети в презентации знакомяться с городецкими, хохломскими, дымковскими, филимоновскими изделиями, изготовлены...
"Народные промыслы России"
Презентация разделена на две части, при показе детям части нужно будет соединить. Для просмотра презентации детьми, фотографии использованные в презентации лучше увеличить....
Народные промыслы России
Стихотворения и к изображениям народных промыслов...
План воспитателя по самообразованию. Тема: «Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста»
Годовой план работы воспитателя по самообразованию по теме "Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста". Представлены цель, задачи...
Региональный конкурс образовательных проектов по ознакомлению детей с народными промыслами «Город мастеров» Тема проекта: «Народные промыслы России»
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа – огромное...
Народные промыслы России. Подготовка к Дню России.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20526656","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20526661","attributes":{"alt":"","class"...