Проект «Народные промыслы России»
проект (старшая группа) по теме
Цель проекта:
Углубить представления детей о России, о культуре и творчестве русского народа;
изучить традиционные промыслы и ремесла России.
Задачи проекта:
провести цикл занятий и мероприятий по данной теме;
организовать выставку детских рисунков и поделок.
познакомить детей с литературными, художественными и музыкальными произведениями по тематике;
расширить знания детей о художественной и культурной ценности народных промыслов;
сформировать у детей чувство гордости за свою страну, развивать творческое восприятие и воображение;
расширить знания и изучить основные приемы и элементы промыслов;
познакомить детей с народными промыслами своей страны, прививать любовь к Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Народные промыслы России" | 23.77 КБ |
konspekt_zanyatiya_tkachestvo.docx | 955.03 КБ |
tkachestvo_foto.docx | 1.45 МБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Народные промыслы России»
Воспитатель МАДОУ МО «СГО »
Д/С № 10 «Чайка»
Каменская Л.Н
Тема: «Народные промыслы России »
Актуальность проекта:
Традиции мастеров художественных промыслов России уходят далеко в глубину веков. У художественных промыслов богатая предыстория, самобытные художественные традиции. Появление городов на Руси неразрывно связано с развитием ремесла. Почти каждый дом в Московском посаде был одновременно и мастерской ремесленника.
На основе народного гончарства в 18-19 вв. формируется искусство большого гжельского промысла, развивается производство фарфора в Дулево и Вербилках.
Традиции Павлово-Посадских ткачей получили блестящее развитие в набивном красочном Павловском платке. Конец 18 в. — первая половина 19 в.: развивается искусство Лукутинских лаков, появляется Жостовский расписной поднос, приобретает известность распространенная скульптура Троице-Сергиевого Посада и веселая игрушка Богородских резчиков. Для каждого из промыслов характерен свой ассортимент изделий, свои технические приемы.
Популярность народного искусства в наши дни необычайно велика. Современное искусство традиционных народных промыслов, всегда наполненное светлыми, жизнеутверждающими образами, понятно и близко всем.
В детском саду, начиная с младшей группы, происходит приобщение детей к народной игрушке (пирамидке, матрешке, вкладышам, каталкам и т.д.), знакомят с народными играми, хороводами, потешками. От возраста к возрасту усложняются задачи изучения ДПИ. Познавая Родину в разных её проявлениях, ребёнок учится быть гражданином и развивает в себе природные таланты и дарования, эстетический вкус, то есть мы формируем гармонически развитую личность.
Участники проекта: Воспитатели, дети старшей и подготовительной группы, родители.
Цель проекта:
Углубить представления детей о России, о культуре и творчестве русского народа;
изучить традиционные промыслы и ремесла России.
Задачи проекта:
провести цикл занятий и мероприятий по данной теме;
организовать выставку детских рисунков и поделок.
познакомить детей с литературными, художественными и музыкальными произведениями по тематике;
расширить знания детей о художественной и культурной ценности народных промыслов;
сформировать у детей чувство гордости за свою страну, развивать творческое восприятие и воображение;
расширить знания и изучить основные приемы и элементы промыслов;
познакомить детей с народными промыслами своей страны, прививать любовь к Родине.
Тип проекта: Познавательно – практический
Формы представления и сроки реализации проекта:
(С 1.02.2016-31.03.2016)
Предполагаемый продукт проекта:
Итогом изученного материала будет выставка детских работ;
разработанные рекомендации для педагогов по ознакомлению детей с народными промыслами России;
доклад «Народные промыслы России», знаменитые центры народных промыслов России;
систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме: «Искусство лаковой живописи»; «Ткачество на Руси»;
разработанные рекомендации для родителей на тему: «Формирование ребёнка как личности в процессе ознакомления с народными играми».
Консультация для родителей и педагогов «Русские народные игры»;
Россия с давних времен славится художественными промыслами, которые стали символами русского народного искусства. Народные художественные промыслы занимают ведущее место в историко-культурном достоянии Московской области, составляют значительную часть туристского ресурса региона и основу сувенирной промышленности России.
Список используемой литературы и интернет ресурсов:
- Дошкольник; Комплексные занятия по разделу «Социальный мир» программа «Детство», автор-составитель О.Ф Горбатенко, издательство «Учитель» 2006 год.
- Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. Москва. Педагогика, 1983.
- Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. Москва. Просвещение, 1985.
- Художественное творчество ДОУ: от ФГТ к ФГОС, автор Н.Н. Леонова , Волгоград, издание 2014 г.
- Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. Москва. Просвещение, 1984.
- Учебно-методическое пособие «Изобразительная деятельность в д/с»; И.А. Лыкова, Издательский дом «Цветной мир» 2012 год.
- Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (старшая группа). Москва. Гуманитарный издательский центр Владос, 2001.
- Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (подготовительная группа). Москва. Гуманитарный издательский центр Владос, 2001.
- www.zhostovo.ru
Содержание проекта
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап |
– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта; --подбор методической литературы для реализации проекта; – подбор наглядно-дидактического материала; --художественной литературы, репродукций картин; --организация мини- музея «Народные промыслы» |
Основной этап |
– ознакомление детей с художественной литературой, чтение сказок Бажова П.П; «Каменный цветок » – проведение бесед на тему: «История дымковской игрушки » − рассмотрение картин и беседы по их содержанию; − работа с родителями (разработка рекомендаций); − проведение занятий по рисованию на тему: «Дымковская игрушка» − проведение мероприятия на тему: «Праздники на Руси - Масленица»; − рисование с детьми на тему: «Павлово-посадский платок»; − создание и показ презентаций. |
Заключительный этап |
– анализ результатов проекта. |
Тематическое планирование проектной работы с 01.02.2015-31.03.2015
1. Сбор материала для создания альбома «Народные промыслы» (пословицы, поговорки).
Февраль: Воспитатели.
2.Оформление уголка (Книги, наглядные пособия )
Февраль: Воспитатели.
3. Создание мини-музея народных мастеров России .
Февраль: Родители, воспитатели, дети.
3. Беседа с детьми на занятии по развитию речи «Беседа по истории Дымковской игрушки»
февраль: Воспитатели.
4. Конспект занятия по рисованию для детей 6 – 7 лет
на тему: «Дымковская игрушка»
5. Конспект по социально- нравственному воспитанию детей для
подготовительной группы.
Тема: «Павлово - посадский платок»
6. Показ презентаций на занятиях «Павлово - посадский платок», «Народные промыслы», «Матрёшки»
Март: воспитатели, дети
7. Чтение сказок Бажова П.П «Каменный цветок»,
8. Просмотр мультфильма «Малахитовая шкатулка»
Март: Воспитатели, дети.
9. Комплексное занятие для детей старшего дошкольного возраста
на тему: «Праздники на Руси»
10. Папка передвижка на тему: «Формирование ребёнка как личности в процессе ознакомления с народными играми».
11. Оформление папки «Русские народные игры»
12. Конспект занятия на тему: «Ткачество на Руси»
13. Конспект занятия на тему: «Муравьишки в муравейнике» Лепка из бумажной массы (папье-маше)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по социально- нравственному воспитанию для детей подготовительной группы на тему: «Ткачество на Руси»
Воспитатель МАДОУ МО «СГО»
Д/С № 10 «Чайка»: Каменская Л.Н
Цели: Познакомить с разнообразием тканей, изготавливаемых в России.
Продолжать знакомить с народными традициями.
Развивать творческое воображение, глазомер.
Закреплять навыки вырезания и наклеивания.
Материал: лоскуты тканей разных типов; образцы народного ткацкого творчества; всё для аппликации, рисованные силуэты ваз с цветами.
Ход занятия:
Педагог:
Перед вами - лоскуты разных тканей. Рассмотрите их, потрогайте. Ткачество - традиционное занятие русских женщин. В большинстве деревенских домов на Руси стояли ткацкие станки. Из полотна, которое ткали женщины, изготавливали одежду, полотенца, скатерти и многое другое.
Сегодня ткани изготавливают на ткацких фабриках с использованием механизированных станков.
Ткани делают из разных ниток, например шёлковых, шерстяных, капроновых.
Одинаковые ли наши лоскуты ощупь? (нет, не одинаковые. Одни лоскуты гладкие, другие шероховатые; Некоторые из них холодные, некоторые тёплые; есть среди них толстые, есть тонкие.) Какая ткань вам нравится больше? Почему? Как вы думаете, что из нее можно сшить?(ответы детей)
Вот шерстяная ткань. Она используется для изготовления тёплой одежды: костюмов, свитеров, шарфов. Из шерстяной ткани делают павлово-посадские шали и платки, о которых вы уже знаете. (Дети вспоминают о павлово- посадском народном промысле)
А это – образцы тканей камвольного комбината. (Здесь необходимо объяснить значение незнакомого детям слова «Камвольный- шерстяной; Чёсаная шерсть» .) Опишите эти ткани. (Они плотные, тёплые.) Как вы думаете, что шьют из таких тканей?(брюки, юбки, пиджаки, верхнюю одежду.)
Это шёлковые ткани. Опишите их своими словами. (Шёлк блестящий, нарядный, гладкий.) Давайте полюбуемся красотой шёлка, отметим разнообразие узоров и расцветки. В старину из него шили одежду для царских семей, им отделывали стены во дворцах. Сейчас из шёлка шьют одежду, занавески, постельное бельё и многое другое.
Далее рассматриваются хлопчатобумажные, кружевные, искусственные ткани. Обсуждаются их свойства и возможности применения.
После этого проводится беседа о сохранении традиций народного творчества в ткачестве. Здесь полезно поговорить о вологодском кружеве и оренбургских платках, об изготовлении гобеленов, о Шахунской художественной фабрике (полотенца, скатерти , пледы и другие предметы быта с ярким декоративным узором в русском народном стиле) др. Здесь полезнее будет показать не лоскуты тканей, а готовые изделия.
Проводится физминутка.
Игра «Я - Модельер.» На листах бумаги нарисованы силуэты по- разному одетых людей. Дети берут лоскуты ткани и подбирают подходящие для юбки, блузки, брюк и т.п. Затем дети вырезают элементы одежды и наклеивают их на силуэты.
Можно предложить также следующую работу. На подготовленную заранее основу (На которой изображена ваза с цветами) требуется наклеить головки цветов, листья, украшения, вырезанные из лоскутов. Картины можно вставить в рамки и использовать в качестве подарков.
Февраль 2016 .
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект : "Народные промыслы России"
Тип проекта: информационно - творческий;Продолжительность проекта: среднесрочный;Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.Актуальность проекта: обусловлена боль...
Проект "Народные промыслы России"
Проект "Народные промыслы России"...
Проект «Народные промыслы России»
Паспорт проектаВид проекта: информационно – творческий.Продолжительность проекта: краткосрочный;Участники проекта: дети старшей разновозрастной группы, родители воспитанников, воспитатели.Дата проведе...
Исследовательский проект "Народные промыслы России"
Народное искусство неиссякаемый источник, который благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, открывает красоту и доброту души. Знакомясь с народным искусством, дети усва...
Педагогический проект "Народные промыслы России".
В условиях современного общества, главными приоритетами в воспитании ребенка являются его раннее развитие и обучение для обеспечения успешности и процветания во взрослой самостоятель...
проект "Народные промыслы России"
Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с народными промыслами России....
Региональный конкурс образовательных проектов по ознакомлению детей с народными промыслами «Город мастеров» Тема проекта: «Народные промыслы России»
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа – огромное...