Методическая разработка на тему «Сказочные дома»
методическая разработка (старшая группа)
Цель: формирование интереса к чтению сказок у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- обогащать словарный запас детей;
- развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
- развивать речь детей средствами театра;
- воспитывать бережное отношение к книгам, предметам театрально-игрового оборудования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrabotka_skazochnye_doma2019.docx | 125.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 9
Россия, 620077 г Екатеринбург, ул. Шейнкмана 19 а, тел: 3581986, e-mail: det-sad9@mail.ru
Методическая разработка
на тему «Сказочные дома»
Выполнил: музыкальный руководитель I кк МБДОУ – детский сад № 9 Белова Ирина Валерьевна |
г. Екатеринбург 2019
Содержание
Введение | 3 |
Подготовительный этап | 4 |
Основной этап | 5 |
Заключительный этап | 9 |
Заключение | 9 |
Список литературы | 10 |
Введение
Народные песни, сказки, былины, пословицы, поговорки, загадки — это всё произведения устного творчества. В глубокой древности их сочиняли талантливые люди из народа, но их имен мы не знаем, потому что красивые песни, увлекательные сказки, мудрые пословицы не записывались, а передавались устно от одного человека к другому, от одного поколения к другому.
Рассказывая сказку или исполняя песню, каждый рассказчик или певец что-то добавлял от себя, что-то пропускал, что-то изменял, чтобы сказка стала еще занимательнее, а песня еще красивее. Вот поэтому мы и говорим, что автор таких песен, былин, сказок, пословиц, частушек, загадок — народ.
И в наши дни эти произведения привлекают к себе и детей и взрослых. Произведения устного народного творчества выражают мысли народа, его чувства, его мечты и надежды. Они являются источником вдохновения для современных писателей, художников, музыкантов.
Знакомство с сокровищами народной поэзии помогает глубже узнать и полюбить нашу Родину. При всей вымышленности сюжета и фантастичности повествования сказка выражала активное отношение к жизни, утверждала торжество добра и справедливости, победу героя над всеми невзгодами. Явления реальной жизни отражались в народных сказках. «Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок,— писал Александр Сергеевич Пушкин в «Сказке о золотом петушке». Ведь сказки населены героями, которые, так же как и мы, живут, радуются и печалятся, совершают подвиги, ошибаются, перевоспитываются. Они нам близки и понятны.
Проблема: В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл произведения, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.
Данные полученные в ходе опроса детей и родителей ДОУ, свидетельствуют о том, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени. А ведь на самом деле, сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно сказкам в развитии и воспитании наших детей.
Обоснование проблемы:
- не развито общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками;
- не достаточно обогащен словарь детей, не совершенна диалогическая речь;
- не развито эмоциональная отзывчивость и сопереживание героям произведений.
Актуальность:
Детская сказка– необходимый элемент воспитания ребенка, она доступным языком рассказывает ему о жизни, учит, освещает проблемы добра и зла, показывает выход из сложных ситуаций.
Сказки для детей - это язык, для них он наиболее информативен, нежели пресная взрослая речь. Рассказывая и читая сказки, мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки.
Чтение сказки формирует у ребенка на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Слушая или читая сказки, дети накапливают в подсознании механизмы решения жизненных ситуаций, которые при необходимости активизируются. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие маленького человека.
Через сказку ребёнок входит в мир чудес и волшебства, где ребёнок учится доброму отношению к людям. Дети не остаются равнодушными после встречи с героями сказок, всё это вызывает желание разобраться в сказочной ситуации и стимулирует умственную деятельность ребёнка. Он учится сопереживать, появляется новое эмоциональное отношение к окружающему. Дошкольники сталкиваются в сказках со сложными явлениями, чувствами. Сказка даёт хороший урок на всю жизнь и детям, и взрослым.
Цель: формирование интереса к чтению сказок у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- обогащать словарный запас детей;
- развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
- развивать речь детей средствами театра;
- воспитывать бережное отношение к книгам, предметам театрально-игрового оборудования.
Материалы и оборудование: книги сказок, аудио и видео сказки, оборудование для прослушивания и просмотра сказок (ноутбук, проектор), атрибуты для инсценировки и драматизации сказки «Теремок» - маски - шапочки героев сказки, дом - теремок.
Формы реализации проекта:
Беседы, занятия, работа с родителями, подготовка к постановке сказки, оформление декораций и атрибутов.
Этапы методической разработки.
На подготовительном этапе
- постановка цели, определение актуальности и значимости проекта;
- изучение научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной теме;
- чтение с детьми сказок, прослушивание и просмотр аудио и видео сказок;
- анкетирование родителей на тему «Сказка в жизни вашего ребенка».
На втором этапе - основном:
- беседы с детьми «Дома сказочных персонажей», «Могут ли сказочные дома указывать на характер живущих в них героях?»;
- создание из бумаги атрибутов для кукольного театра;
- выставка книг «Моя любимая сказка».
На третьем этапе – заключительном:
- выставка рисунков на тему «Сказочный домик»
- театрализованная постановка музыкальной сказки «Теремок» по мотивам русской народной сказки.
Ход работы:
I Подготовительный этап
Воспитатель:
Утром рано мы проснулись (потягиваются)
Солнышко! Солнышко! (фонарики вверху)
Выпиваю чаю я (одна ладошка - блюдце, другая - чашка, подносим ко рту, как - будто пьём)
До донышка, донышка (стучим кулачком по ладошке)
Ем на завтрак бутерброд (кладём одну ладошку на другую)
С маслицем, с маслицем (гладим одну ладошку другой)
Ну-ка вместе, ну-ка дружно:
- Здравствуйте!
Воспитатель: Молодцы! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по сказкам, где нам будут встречаться сказочные домики и их хозяева.А в путешествие мы полетим на волшебном «ковре-самолете». Беритесь скорей за руки, приготовились, отправляемся, повторяйте за мной волшебные слова:
Наш ковёр по небу мчится,
Что же с нами приключится?
Попадём на нём мы в сказку,
А в какую? Где подсказка?
II Основной этап
Воспитатель: Посмотрите, стоит избушка на куриных ножках, а ну-ка избушка повернись к лесу задом, а к нам передом.
(На экране появляется избушка на курьих ножках, а из нее выглядывает Баба Яга)
Воспитатель: Ребята, вы догадались, в какую сказку мы с вами попали?
Дети: «Избушка на курьих ножках».
Баба Яга: Футы, футы человеческим духом пахнет!
Воспитатель: Здравствуй, бабушка! (дети здороваются)
Мы с ребятами путешествуем по сказкам и хотим посмотреть, кто из героев в каком домике живет и из чего они сделаны?
Баба Яга: Ну, понятно родимые, как не понять. Моя избушка из бревен сделана, а вот лапки то куриные.
Воспитатель: Давайте ребята внимательней рассмотрим избушку Бабы Яги
(дети рассматривают избушку).
Избушка Бабы Яги, пожалуй, самое загадочное сказочное жилище. Необыкновенность состоит не в том, что обычная бревенчатая избушка стоит на курьих ножках, а в том, что она может выполнять приказы. Например, «Избушка, избушка, повернись к лесу передом, а ко мне задом», - и избушка послушно начинает поворачиваться. А еще она может передвигаться, прыгать …. Как будто домик с бортовым компьютером. Эта избушка очень комфортна для проживания Бабы-Яги, и, кажется, что Баба-Яга сама похожа на эту избушку, такая же страшная, хитрая, любит обманывать других героев.
Воспитатель: Баба Яга, пожалуй, нам пора. До свидания! (дети прощаются).
Воспитатель: А мы с вами отправляемся дальше. Беремся за руки и повторяем слова:
Наш ковёр по небу мчится,
Что же с нами приключится?
Попадём на нём мы в сказку,
А в какую? Где подсказка?
Кто в этом домике живет?
А кто еще сюда придет?
Он не низок, ни высок
Всех он примет…. (теремок!)
(На экране появляется Теремок)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой красивый терем-теремок. Вот какие окна, дверь, ставни расписные. Как вы думаете, из чего он сделан.
Дети: Из бревен, из досок.
Воспитатель: Да, в этой сказке сказочный дом был из бревен, а крыша соломенная. Автор ласково называет его теремком. И похож он на обычный деревенский маленький домик. Но всем сказочным персонажам он очень понравился, и им было там очень комфортно и уютно. Обо всех жильцах можно сказать, что они очень гостеприимные, добрые, трудолюбивые, даже на Медведя не рассердились. А все вместе заново построили новый дом. Как говорят: «В тесноте, да не в обиде»
Воспитатель: А кто живет в теремке? А кто первым поселился в теремке?
(Дети перечисляют жителей сказочного домика. На интерактивной доске из окошка выглядывает мышка).
Мышка Норушка: Здравствуйте, ребята. Заходите в гости.
Воспитатель: Спасибо, мышка, за приглашение. Мы с ребятами хотим рассказать и показать тебе сказку «Теремок».
Мышка Норушка: Вот спасибо. С удовольствие послушаю ипосмотрю.
Драматизация сказки «Теремок»(пальчиковая гимнастика-игра)
Стоит в поле теремок, теремок. Он не низок, не высок, высок. | показывают руками «крышу теремка» |
Как по полю, полю мышка бежит, у дверей остановилась и стучит: | «бегут» указательным и средним пальцем правой руки по ладони левой - жест «Мышка», |
Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет? | стучат кулачком правой руки о ладошку левой, |
Ну, а мышке в ответ - тишина. Поселилась тогда в домике она | прижимают к губам указательный палец, |
Стоит в поле теремок, теремок. Он не низок, не высок, высок. Как по полю лягушка бежит, у дверей остановилась и стучит: | показывают руками «крышу теремка» шлепают ладошками по коленям – жест «Лягушка», |
Лягушка:Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет? | стучат кулачком правой руки о ладошку левой, |
Мышка:Я, Мышка, в доме живу, Пирожки с малиной жую. А ты кто? Лягушка:Я Лягушка, Я Лягушка, Я умею петь частушки! Стоит в поле теремок, теремок. Он не низок, не высок, высок. Как по полю, полю Зайка бежит, у дверей остановился и стучит: | жест «Мышка», «лепят ладошками пирожки», жест «Лягушка», показывают руками «крышу теремка», средний и указательный пальцы правой руки вытянуты вверх, остальные сжаты - жест «Зайка», |
Зайка:Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет? | стучат кулачком правой руки о ладошку левой, |
Мышка: Я, Мышка, пирожки жую, Лягушка:Я, Лягушка, частушки пою. А ты кто? Зайка:Я Серый Зайка – На дудочке играй-ка! | жест «Мышка», жест«Лягушка», жест «Зайка», имитируют игру на дудочке, |
Стоит в поле теремок, теремок. Он не низок, не высок, высок. Как по полю Лисичка бежит, у дверей остановилась и стучит: | показывают руками «крышу теремка», мягкие движения кистями рук, |
Лисичка:Кто, кто в теремочке живет? Кто,кто в невысоком живет? | стучат кулачком правой руки о ладошку левой, |
Мышка: Я, Мышка, пирожки жую, Лягушка:Я, Лягушка, частушки пою. Зайка:Я Серый Зайка- На дудочке играй-ка! А ты кто? Я красавица Лисичка, Всем свяжу я рукавички! | жест «Мышка», жест «Лягушка», жест «Зайка», имитируют игру на дудочке, мягкие движения кистями рук, поглаживают поочередно руки, |
Стоит в поле теремок, теремок. Он не низок, не высок, высок. Как по полю, поля Мишка идет, у дверей остановился и ревет Мишка:Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет? Звери Мишку испугались И в испуге разбежались! | показывают руками «крышу теремка», громко топают ногами, стучат кулачком о кулачок, стучат кулачком правой руки о ладошку левой, сжимают пальцы в «замок» разводят руки в стороны |
Мышка Норушка: Молодцы ребята. Вы настоящие артисты Я всех вас приглашаю на чашку чая!
Воспитатель: Спасибо большое, мышка Норушка! Но нам пора в путь дорогу собираться.
Дети:До свидания.
Воспитатель: Беритесь все за руки, повторяем волшебные слова:
Наш ковёр по небу мчится,
Что же с нами приключится?
Попадём на нём мы в сказку,
А в какую? Где подсказка?
(На интерактивной доске появляются домики трех поросят)
Воспитатель: Как называется сказка, в которую мы с вами попали?
Дети: «Три поросенка».
Воспитатель: Совершенно верно. Домиков в этой сказке не один, а целых три.
Воспитатель: Давайте рассмотрим, из чего построен каждый из этих домиков.
(На экране из соломенного домика выходит поросенок Ниф-ниф).
Ниф-Ниф: Здравствуйте ребята! Мой домик я построил очень быстро!
Он у меня из соломы! Правда он совсем не прочный и волк его быстро сломал.
(Из следующего домика выходит поросенок Нуф-Нуф).
Нуф-Нуф: А мой домик из прутиков, мне на его постройку понадобилось немного больше времени. Но он тоже оказался некрепким.
(Из каменного домика выходит Наф-Наф)
Наф-Наф: Ну а мой домик самый прочный он построен из кирпича! И волк не смог его сломать.
Воспитатель:Большое спасибо вам поросята! Вы нам так все хорошо рассказали.
И в этой сказке сказочные дома много могут рассказать о своих героях. Ниф-Ниф и Нуф-Нуф были легкомысленными, неспособными оценить опасность, исходящую от волка, смеялись над братом. А Наф-Наф оказался самым трудолюбивым, добрым, так как пустил братьев в свой кирпичный дом и спас их от верной гибели.
Воспитатель: А мы отправляемся дальше:
Наш ковёр по небу мчится,
Что же с нами приключится?
Попадём на нём мы в сказку,
А в какую? Где подсказка?
(На экране появляется дворец Снежной королевы).
Воспитатель: Ребята, в какую сказку мы попали? (Ответы детей) Посмотрите, какой высокий и красивый дворец. Как вы думаете, из чего он сделан?
Дети: Из снега и льда.
Воспитатель: Вот что описано в сказке: «Стены дворца намели снежные метели, а окна и двери проделали буйные ветры. Во дворце было больше ста залов; они были разбросаны как попало, по прихоти вьюг; самый большой зал простирался на много-много миль. Весь дворец освещался ярким северным сиянием. Как холодно, как пустынно было в этих ослепительно белых залах!». Весь этот большой, потрясающий сказочный дворец Снежной Королевы был растоплен любовью сестры Герды к брату Каю. Характер Снежной Королевы подобен ледяному замку, холодный, жестокий. Так можно ее охарактеризовать.
(На экране появляется Снежная королева)
Снежная королева: Здравствуйте! Вы правильно сказали мой дворец ледяной, как и я! Может, останетесь ненадолго?
Воспитатель: Нет спасибо, что-то стало холодно нам пора возвращаться в детский сад на нашем ковре-самолете.
Мы шагали друг за другом
Лесом и зелёным лугом
Топни правою ногой,
Топни левою ногой,
Снова правою ногой,
Снова левою ногой
Вот тогда прилетишь домой.
III Заключительный этап
Воспитатель:Ребята, вам понравилось путешествие по сказкам.Давайте вспомним, какие сказочные домики мы с вами видели? С какими героями мы встретились.
(ответ детей)
Воспитатель: Ребята, подумайте и выберете,какой из сказочных домиков вы нарисуете дома.
Ну, а нам пора прощаться,
Пора в группу возвращаться.
До свидания!
Заключение
Результатами моей методической разработки стало то, что у детей появился интерес к прослушиванию сказок, активизировались мыслительные процессы, повысилась речевая активность, сформировалось умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок. Дети научились анализировать сказки и делать умозаключения о том, что образы сказочных домов напрямую связаны с характерами героев, живущих в них. А так же чтение сказок способствовало творческому развитию детей, эмоциональной отзывчивости; расширению словарного запаса.
Особая роль в работе отводилась просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок, разъяснялась значимость семейного чтения, подчеркивалась его необходимость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создаст теплую, задушевную атмосферу в доме.
Данная методическая разработка подтверждает, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития детей.
Список литературы:
1. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. «Театрализованные игры в детском саду». - М.: Школьная пресса, 2000 г.
2. Маханева М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду». - М.: ТЦ Сфера, 2001 г.
3. Лебедев Ю. А. и др. «Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошкольных учреждений/». - М.: ВЛАДОС, 2001 г.
4. Кряжева Н. Л. «Мир детских эмоций». – Ярославль: Академия развития, 2001 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка дидактическая игра "Сказочные гостьи"
Дидактическая игра на различение теплых и холодных цветов...
Методическая разработка "Путешествие в сказочный лес"
Предлагаю вашему вниманию методическую разработку логопедического занятия. Данное логопедическое занятие можно рекомендовать для внедрения в практику других логопедов, а также воспитателей. Использова...
Методическая разработка На тему: ”Экспериментируем с водой дома” Родительское собрание
Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах поисково-исследовательской деятельности ребенка.А также, заинтересованность родителей в организации экспериментирования с водой в домашних ...
Методическая разработка на тему: Формирование ценностных ориентаций дошкольников посредством анализа действий сказочных героев
Пояснительная записка: Перед обществом стоит задача, заинтересовать дошкольников народными сказками, т.к. существует проблема того, что современные дошкольники стали все больше предпочитают смот...
Методическая разработка на тему: «Формирование навыков звукового анализа и синтеза у детей 6-7 лет с ТНР на основе технологии составления текстов сказочного содержания».
В данной разработке описывается опыт работы учителя-логопеда с детьми подготовительной к школе группы на занятиях по обучению дошкольников элементам грамоты с применением технологии ТРИЗ автора ...
Методическая разработка на тему «Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми дома, на улице» для детей старшего дошкольного возраста
Предлагаю конспект занятия в старшей группе по ОБЖ на тему "Опасные ситуации: контакты с незнакомымилюдьми дома и на улице" с презентацией. Конспект включает в себя сюрпризный момент, пробле...
Методическая разработка музыкального досуга «Сказочные образы» в старшей группе Автор разработки: музыкальный руководитель Васильева Дина Владимировна
Комплексное развитие когнитивных способностей у детей старшего дошкольного возраста возможно при использовании ИК-технологий и здоровьесберегающих технологий. При этом совершенствуются вокальные навык...