Конспект открытого занятия по формированию основ толерантного сознания «Спасение друзей из города Доброжеланска»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект открытого занятия по формированию основ толерантного сознания "Спасение друзей из города Доброжеланска"
Цель: формирование основ толерантного сознания у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_konspekt.docx | 27.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по формированию основ толерантного сознания «Спасение друзей из города Доброжеланска»
Цель: формирование основ толерантного сознания у детей дошкольного возраста
Задачи:
Образовательные:
1. Конкретизировать знания детей о том, что у людей есть сходства и различия.
2. Формировать социально-коммуникативные качества (сотрудничество, гибкость, терпимость, умение владеть собой, умение слушать).
Развивающие:
1. Развивать способности понимать и различать позитивные и негативные социальные отношения.
Воспитательные:
Воспитание дружелюбия, сопереживания, доброжелательного отношения друг к другу и готовность прийти на помощь в трудную минуту
Образовательные области: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие
Приоритетная: социально-коммуникативное развитие.
В интеграции: со всеми образовательными областями. Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослым и сверстниками, познавательная, изобразительная, музыкальная и двигательная.
Оборудование: мешочек с грецкими орехами по количеству детей, текст стихотворения «Разные дети живут на планете», аудиозапись (голос злого волшебника), музыкальная физминутка, глобус, белый лист формата А4, цветные карандаши, песня о дружбе.
Предварительная работа:
- психогимнастика, направленная на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы («Мое настроение», «Веселый-грустный»);
- упражнения на воспитание уважения к людям разной национальности «Хоровод дружбы», «Спиной друг к другу».
- изодеятельность «Я и мое настроение»;
- использование художественного слова (пословицы, поговорки, сказки разных народов мира, стихотворения).
- подвижные игры: «Акса–таук» (Туркмения), «Калабаса!»-в переводе означает «по домам» (Перу), «Дракон» (Китай).
Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас сегодня. Давайте мы с вами поприветствуем друг друга и поиграем. У меня есть волшебные очки, в которые можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то, что человек иногда прячет от всех. Пусть каждый из вас примерит эти очки, посмотрит на других ребят и постарается увидеть как можно больше хорошего в каждом, может быть, даже то, чего раньше не замечал.
Упражнение: «Волшебные очки»
-Я вижу у вас хорошее, радостное настроение и это замечательно. У меня для вас есть сюрприз, волшебный мешочек. Предлагаю вам по очереди взять то, что лежит в мешочке (дети достают грецкий орех, и внимательно рассматривают предмет).
- Рассмотрите внимательно свой орешек, изучите его структуру, особенности строения, постарайтесь запомнить все его индивидуальные черточки, потрогайте его на ощупь, можете понюхать его.
- А сейчас, снова складываем орешки в мешочек и поудобнее усаживаемся на ковре в кружок.
(Воспитатель перемешивает содержимое мешочка и высыпает в середину круга).
- Теперь, ребята, попробуйте найти свой орех (дети делают выбор).
После того как все орехи нашли своих владельцев, воспитатель приступает к обсуждению.
– Кто как свой орех запомнил?
– На что вы больше опирались: на тактильные ощущения, зрительные или может быть на что-то другое?
В процессе общения дети рассказывают кто как запомнили свой орех, чтобы потом его найти (запоминал его особенности или просто ждал, пока все разберут свои орехи, а в конце останется нужный).
Воспитатель подводит итог:
- На первый взгляд, кажется, что все орехи очень похожи, но если потратить время, чтобы присмотреться внимательней, то можно заметить, что они очень разные и почти невозможно перепутать свой орех с другими. Так и люди: все очень разные, запоминающиеся, у каждого свои индивидуальные черточки, “неровности”, своя красота и привлекательность. Нужно только ее почувствовать и понять.
Воспитатель читает стихотворение
На огромной на планете очень разные есть дети: тихие и шумные, глупые и умные, есть худые, есть толстушки, молчуны и хохотушки. Кто-то слабый ученик.
У одних - большие ушки,
У других – кругом веснушки.
Кто-то рыж, а кто-то бел
Кто-то в играх неумел.
Ни над кем нельзя смеяться,
Никого нельзя дразнить.
Нужно очень постараться,
Словно братья всех любить.
И тогда на белом свете
Так чудесно будет жить!
Неожиданно звучит голос злого волшебника:
«Ха-ха-ха! Эй, вы, маленькие детишки! Я злой из злейших колдунов во всем мире. Мне надоело смотреть на эти веселые лица маленьких людишек из города Доброжеланска и слушать их любимую веселую песню. Ненавижу веселье и смех! Я украл у них способность понимать друг друга, любознательность, умение слушать и владеть собой. Теперь они все одинаковые: никто не смеется и не здоровается. Ха-ха-ха! Больше они никогда не услышат свою любимую песню, смех своих друзей, не смогут дружить и помогать друг другу, потому что Я спрятал веселье, смех, танцы, дружбу и хорошее настроение в волшебную шкатулку. Закрыл на ключ, а ключ разделил на три части. Никто не сможет найти части ключей и открыть шкатулочку!!! Ха-ха-ха! Потому что для этого нужно выполнить ряд заданий. А чтобы выполнить их нужно быть: смелым, добрым, отзывчивым.
Воспитатель: - Что теперь будет с людьми из города Доброжеланска? Да, надо срочно что-то делать. Ребята, мы поможем? Справимся? А что для этого надо сделать?
- Прежде чем приступить к поиску, давайте немного разомнемся и зарядимся силой, энергией и хорошим настроением.
Проводится музыкальная физкультминутка. (Зебрики)
Воспитатель:
- Ну вот, друзья, мы и зарядились с вами энергией и хорошим настроением.
Воспитатель обращает внимание на глобус.
Воспитатель: Предлагаю вам посмотреть на модель Земли, которая называется "глобус". Мы с вами его уже рассматривали. Ребята, расскажите, глядя на глoбус, о нашeй планете. Что oбозначает на глобусе синий цвeт?
Дети: Вода.
Воспитатель: Это моря и океаны. Кто желает показать на глобусе океаны и моря? (показ детьми) .
Воспитатель: А каким цветом обозначена суша?
Дети: Зелёная и коричневая.
Воспитатель: Зеленым цветом обозначена растительность на нашей планете, а коричневым - горы и равнины. А где ещё можно увидеть изображение нашей планеты?
Дети: На карте.
Тихо звучит музыка.
Воспитатель: Мы живeм на большoй планeте Земля.
Воспитатель крутит глoбус
На глoбусе мы видим много стран.
Давайтe вспомним страны, которые мы знаeм.
Дети: Турция, Китaй, Америкa, Фрaнция, Индия, Гeрмания.
Вoспитатель: В этих стрaнах живут разные люди, а вот и первое задание от волшебника. Я буду называть страну, а вы мне называть мeстных житeлей.
Дидaктическая игрa «Назoвите житeлей страны»
Воспитатель передает по кругу глобус и задает вопрос, дети отвечают.
- Кто живёт в Америке? – американцы, в Испании - испанцы, в Италии – итальянцы, во Франции – французы, В Китае – китайцы, в Японии –японцы, на Украине – украинцы, в Казахстане – казахи, в Белоруссии – белорусы, в Киргизии – киргизы, в Латвии – латыши, в Азербайджане – азербайджанцы, в Таджикистане – таджики, в Молдавии – молдаване, в Узбекистане – узбеки, в Башкортостане – башкиры, в Татарстане – татары, кто живёт в России? – россияне и т.д.
Воспитатель: Действительно, сколько много стран на нашей планете, сколько народов проживает и мы такие разные — взрослые и дети Земли: чем же мы отличаемся друг от друга?
• мы разговариваем на разных языках;
• по-разному одеваемся;
• выглядим по-разному;
• у нас разные жилища (дома);
• мы живем в разных уголках земного шара.
Воспитатель: Молодцы. Люди в рaзных странах отличаются цветом кожи, разрезом глаз, цветом глаз, волосы тоже разного цвета, говорят на рaзных языкaх, у них есть свои обычаи, традиции, праздники, мы очень разные, по-разному смотрим на мир, на одни и те же вещи. И, конечно, у нас у всех есть свои положительные, и отрицательные качества, но все мы желаем дружно жить на планете Зeмля.
После выполнения задания дети находят часть ключа.
- А вот следующее задание гораздо сложнее. Чтобы его выполнить нужно уметь договариваться с товарищем. Как думаете справитесь? Умеете договариваться? Посмотрим. Послушайте задание.
Игра на взаимодействие в парах «Сиамские близнецы»
Дети разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс, одну ногу ставят рядом. Теперь они сросшиеся близнецы: 2 головы, 3 ноги, одно туловище и 2 руки.
Дети становятся парами с одной стороны группы, на противоположной стороне на стуле лежат листы формата А4. По сигналу воспитателя первая пара доходит до стула, берут два листа и возвращаются на место. По следующему сигналу проходит вторая пара и т.д. пока все дети не пройдут.
После выполнения задания воспитатель интересуется легко ли детям далось это задание, были ли какие-то трудности и в чём они заключались, что помогло справиться с трудностями.
Ответы и обсуждение детей.
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы, во время выполнения задания вы сумели почувствовать свою пару, смогли договориться и согласовать свои действия. Я думаю, что вы справились и с этим заданием. А вот и подтверждение этому – найдена вторая часть ключа.
Для выполнения следующего задания каждому участнику группы раздаётся белый лист бумаги формата А4, который дети принесли в игре «Сиамские близнецы», цветные карандаши.
Рисование по кругу. (Тихо звучит музыка)
Воспитатель: Каждый из вас начинает рисовать все, что приходит в голову и по моей команде передает свой рисунок следующему участнику, который в свою очередь продолжает рисовать уже на вашем рисунке и так, пока ваш рисунок не вернется снова к вам. Когда рисунок возвращается к вам, вы поднимаете руку и дальше не передаете.
Когда все дети завершили процесс рисования, воспитатель задаёт вопросы:
-Довольны ли вы результатом?
-Понравилось ли вам сотрудничать друг с другом?
-Легко ли было договариваться друг с другом?
(Ответы детей)
Воспитатель -А вот и третья часть ключа – посмотрите, ребята, ключ стал целым и теперь мы сможем с вами открыть сундучок.
( Открываем сундучок – находится фотография радостных жителей Доброжеланска)
- Ребята, какие качества нам помогли освободить жителей Доброжеланска?
( Доброта, взаимовыручка, умение договариваться, ….)
- Какие качества мы помогли вернуть жителям сказочного города? (дети перечисляют качества).
-Посмотрите на лица жителей Доброжеланска . Как вы думаете, какие они? Что делают? Мне кажется, что они танцуют. Давайте и мы вместе с жителями города потанцуем. Дети веселятся, поют и танцуют под музыку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование основ экологического сознания у старших дошкольников
Доклад из опыта работы...
Педагогический проект «Маленькие юристы» (Формирование основ правового сознания у детей старшего дошкольного возраста)
Актуальность: Актуальность правового воспитания в наши дни однозначна: общество нуждается в социально зрелых, свободных личностях, обладающих правовыми знаниями. Воспитать такие личности возможно лишь...
Конспект занятия по формированию основ экологического сознания дошкольников "Обитатели морей и океанов"
Конспект занятия по формированию основ экологического сознания дошкольников "Обитатели морей и океанов"...
Конспект занятия по формированию основ экологического сознания дошкольников «Путешествие в музей природы (зима)»
Конспект занятия по экологии "Путешествие в музей природы (зима)"...
Исследовательский проект по формированию основ экологического сознания"Влияние системы целенаправленных мер методической поддержки педагогов на качество педагогической работы по формированию основ экологической культуры дошкольников"
Проект по формированию основ экологического сознания."Влияние системы целенаправленных мер методической поддержки педагогов на качество педагогической работы по формированию основ эко...
Конспект интегрированного занятия по формированию основ экологического сознания «Какой гриб лучше?» в старшей группе.
Конспект занятия по экологии «Какой гриб лучше?» с исценированием экологической сказки в старшей группе....