Формирование основ экологического сознания у старших дошкольников
статья по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Котова Ольга Владимировна

Доклад из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_po_ekologicheskomu_vospitaniyu.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Юго-западное окружное управление образования

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа № 2115»

Доклад из опыта работы на тему:

Формирование предпосылки экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста.

 Подготовила

Воспитатель логопедической группы №4

Котова О.В.

Москва, 2014 год

    В настоящее время проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста очень актуальна. Это связано с одной стороны, с тем, что в эпоху НТП проблема охраны природы стоит очень остро. С другой стороны, существующие программы для детского сада по ознакомлению дошкольников с природой является недостаточными для реализации общей стратегии экологического воспитания современного человека.

    Во всех программах обучения и воспитания в д/с есть раздел по ознакомлению детей с окружающим миром, в рамках которого осуществляется познание дошкольниками природы: разнообразие растений, животных, сезонных явлений, воспитание гуманного отношения к живому и формирование навыков ухода за обитателями уголка природы. НО

    Сегодня обострение экологических проблем на планете диктует необходимость в новой просветительской работе по формированию не только знаний и бережного отношения к природе, но и экологического сознания и культуры природопользования. Этот новый подход сейчас закреплен на законодательном уровне в ряде документов, начиная от декларации ООН, и заканчивая законом об образовании, где прописано, что, начиная с дошкольного возраста необходимо формировать новую «экологическую» культуру. Сейчас целью экологического воспитания является формирование экологического сознания: развитие представлений о самоценности природы, осознанно-правильного и эмоционально-положительному к ней отношения, выработка первых навыков экологически правильного и безопасного поведения в природе и быту.

На сегодняшний день в нашей стране есть несколько авторских программ, которые наиболее полно реализуют проблему формирования экологического сознания дошкольников в рамках новых требований в педагогической науке:

  • «Наш дом – природа» Н.А. Рыжовой,
  • «Юный эколог» С.Н. Николаевой,
  • «Мы» Н.Н. Кондратьевой.

     В этих программах очень грамотное теоретическое обоснование и методические разработки, которые можно широко использовать в своей работе.

Для того чтобы работа носила системный характер, мы составили перспективный план на год по нашей теме. Он включает в себя изучение нескольких блоков:

  1. Земля – мой дом
  2. Как устроена природа
  3. Человек как часть природы
  4. Что влияет на живую природу
  5. Как я влияю на природу
  6. Как я берегу природу

Темы в рамках каждого блока вы можете увидеть в таблице.

1 блок «Земля – мой дом»

Сентябрь - октябрь

  1. Овощи
  2. Фрукты
  3. Хлеб
  4. Птицы
  5. Лес
  6. Комнатные растения

2 блок «Как устроена природа»

Ноябрь – декабрь – январь

  1. Мир растений
  2. Мир животных
  3. Земля
  4. Вода
  5.  Воздух
  6. Космос

3 блок «Что влияет на живую природу»

Февраль

  1. Тепло
  2. Свет
  3. Вода

4 блок «Как я влияю на природу»

Март

  1. Загрязнение окружающей среды
  2. Экология больших городов

5 блок «Как я берегу природу»

Апрель

  1. Заповедники, заказники
  2. Красная книга

6 блок «Человек как часть природы»

Май

  1. Жизнедеятельность организма человека
  2. Человек в окружающем мире
  3. Как нужно жить в природном доме

Темы, их последовательность и сроки, в которые они рассматриваются, мы выстраивали в соответствии с программой работы в старшей подготовительной группах, а также ориентировались на план работы логопеда по развитию речи детей. Так, на занятиях по развитию речи в течение всей недели рассматривали определенную тему (например, «Овощи», «Фрукты», «Хлеб»), давали детям представления. Мы эту тему расширяли и закрепляли в других видах образовательной деятельности и рассматривали её с экологической точки зрения.

Кроме того, при составлении занятий и других видов образовательной деятельности мы использовали интегрированный подход - представления детей закреплялись в разных видах деятельности:

  • Игре
  • Исследовательской деятельности
  • Изобразительной
  • Театрализованной
  • Трудовой
  • Конструирование
  • Чтение художественной литературы

Этот подход очень эффективен, происходит влияние на эмоциональную сферу, он помогает творчески применять полученные знания, раскрывает созидательные возможности детей.

Работе в сфере экологического воспитания в нашей группе всегда уделялось много внимания. В старшей группе систематически проводились занятия, наблюдения, эксперименты.

  • Традиционным был цикл занятий по ознакомлению с временами года и сезонными изменениями в природе. На этих занятиях мы часто использовали пословицы, поговорки, народные приметы, которые очень развивали любознательность детей и помогали поддерживать интерес к банальной теме обсуждения погоды. В группе в уголке природы есть календарь природы, который мы ежедневно обсуждали и отмечали изменения.
  • Проводилось много наблюдений на улице за птицами, поведением насекомых весной и осенью. Дети старались, бережно к ним относится: насекомых трепетно охраняли от случайных повреждений. Особую любовь питали к божьим коровкам, ходили аккуратно, боясь на них наступить
  •   Труд в природе был неотъемлемой частью нашей работы, начиная со старшей группы. Дети помогали убирать листья и опавшие ветки с участка, весной помогали пропалывать цветники, участвовали в высадке рассады цветов. В этом году осенью некоторые растения пересадили в горшочки и поставили в группу на зиму. Всё это при активном участии детей. Периодически они подходят к этим растениям и между собой обсуждают как им живется в группе.
  • Также одним из интересных моментов работы была посадка семян огурцов, дети наблюдали на протяжении всей весны процесс выращивания рассады, цветение и созревание плодов. Детям очень нравятся такие формы работы, и они начинают ценить свой труд по-новому. Аналогично можно сажать лук, помидоры, рассаду цветов.
  • Очень понравился нашим детям цикл рассказов по теме ознакомления с миром животных и растений «Чудо всюду» Эта энциклопедия дает в простой и интересной форме комплекс представлений о растительном и животном мире. Рекомендуем тем, кто ещё не знаком с этой книгой.

Выстраивая работу таким образом, к подготовительной группе у детей складывается четкая и полная система представлений, и накапливается опыт осознанно-правильного поведения в природе.

В подготовительной группе мы продолжили работу по экологическому воспитанию дошкольников, расширив и углубив её, сделав более экологически направленной. Детям этой возрастной группы уже доступны к изучению причинно-следственные связи в окружающем мире, законы природы, более тонкие нравственные аспекты поведения в природе. Все эти возрастные особенности мы учли при отборе материала.

Кроме того, как уже отмечалось, мы используем интегрированный подход в экологическом воспитании. Поясним это на примерах.

  • Так в экспериментальном уголке мы теперь еженедельно проводим исследования и опыты с воздухом, водой, землей. Это очень развивает познавательный интерес. Самое главное давать детям больше свободы, чтобы они стали исследователями, а не наблюдателями. Тогда они с радостью ждут следующей недели для продолжения опытов.
  • При чтении художественной литературы мы часто обсуждали с детьми экологические сказки, закрепляя отдельные темы. В них дети могли увидеть воображаемую ситуацию, где нарушаются, например, законы природы и наблюдать к чему это может привести. Также очень интересно было детям самим придумывать загадки про грибы, овощи, фрукты, придумывать рассказы о том, как, например, комнатное растение попало к нам в группу. Такие формы работы подкрепляют интерес детей к простым и привычным предметам, заставляют посмотреть на них с новой стороны, формируют эмоционально-положительное отношение.
  • В процессе трудовой деятельности мы продолжили работу, начатую в старшей группе, кроме того дети сейчас самостоятельно ухаживают за нашими комнатными растениями. Им очень нравится осознавать, что, например, протирая листочки, они помогаю растениям лучше дышать, а поливая и подкармливая, они на самом деле кормят и поят растения. Этот факт их по-прежнему очень удивляет.
  • Игровая деятельность тоже используется нами для целей формирования экологического сознания. Это и дидактические игры, и сюжетно-ролевые игры на улице, и самостоятельные игры в группе. Очень часто стоит представить детям тему экологического характера, они с увлечением дальше её развивают. Например, на улице любят играть «путешествие в лес», «в космос» и т.д.
  • Большие возможности дает нам изобразительная деятельность, как на занятиях, так и в процессе самостоятельной изобразительной деятельности. Мы с детьми изготовили карточки на тему «Как вести себя в природе»: обсудили тему, решили, какие основные правила поведения в природе необходимо помнить, нарисовали и раскрасили шаблоны, с помощью преподавателя по изобразительной деятельности оформили и сделали их ламинированными. В конце работы у нас получился интересный, познавательный и уникальный дидактический материал.  Также в группе для закрепления знакомства с миром растений мы создали схематичный плакат «Как дерево растет, живет и дышит».

Кроме того, одним из направлений нашей работы было взаимодействие с родителями. Не секрет, что осуществлять экологическое образование родителей гораздо сложнее, чем детей. Первоначально, мы провели анкетирование для выявления уровня экологической культуры самих взрослых, осуществляющих воспитание детей. И выяснили, что большинство знают, как правильно строить взаимодействие с природой, но при этом честно признаются, что не всегда это делают. Поэтому в работе с родителями мы проводили следующую работу. Познакомили их с целью и задачами предстоящей в нашей группе работы по экологическому воспитанию детей. Периодически давали задания, которые необходимо было выполнять дома вместе с детьми: это и сбор природного материала для детских поделок, составление рассказов-описаний про птиц, комнатных растений. Родители принимали активное участие и благодаря их работе у нас в группе есть несколько коллекций фотографий, которые дети часто рассматривают в свободное время.

Главной задачей родителей является поддержание интереса детей к природе, поощрение их экологически грамотных поступков, проявление интереса к содержанию занятий в д/с.

Список литературы

  1. Корзун А. В. Экологическое воспитание средствами ТРИЗ-педагогики // Ребенок в детском саду. – 2006. - N 4. - С. 28-35.
  2. Максимова М. Ю. Технологические аспекты формирования субъективного отношения детей дошкольного возраста к природе // Педагогическое образование и наука. - 2010. - N 2. - С. 79-83
  3. Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. – 2007. - N 5. - С. 22-27
  4. Нуждина Т.Д. Энциклопедия для малышей «Чудо всюду», Ярославль, «Академия развития», 1997
  5. Потапова Т. Знать, любить, охранять. Экологическое образование: с первых лет: опыт дет. сада // Семья и школа. – 2002. - N 3. - С. 6-9.
  6. Рыжова Н. А. Воздух-невидимка. Программа эколог. образ. дошкольников/ Рыжова Н. А. - М.: Linka-Press, 1998. - 128 c.
  7. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000
  8. Сказочная хрестоматия «Про небо и землю». Составители Ашиков В.И., Ашикова С.Г. М.: Педагогическое общество России, 1999

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников»

Консультация  «Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников»Понятие экологической культуры старших дошкольников.Экологическая культура – это одно из нов...

"Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников в процессе природоохранной деятельности"

quot;Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников в процессе природоохранной деятельности"...

Статья "Формирование предпосылок экологического сознания у старших дошкольников"

Данный материал раскрывает работу по проблемам экологического образования дошкольников....

"Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников в процессе природоохранной деятельности"

В данной статье говорится о формировании основ экологической  культуры у старших дошкольников в процессе  природоохранной деятельности. Статья будет интересна для педагогов детских учре...

"Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников в процессе природоохранной деятельности"

quot;Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников в процессе природоохранной деятельности"...