Формирование основ экологического сознания у старших дошкольников
статья по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Юго-западное окружное управление образования
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа № 2115»
Доклад из опыта работы на тему:
Формирование предпосылки экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста.
Подготовила
Воспитатель логопедической группы №4
Котова О.В.
Москва, 2014 год
В настоящее время проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста очень актуальна. Это связано с одной стороны, с тем, что в эпоху НТП проблема охраны природы стоит очень остро. С другой стороны, существующие программы для детского сада по ознакомлению дошкольников с природой является недостаточными для реализации общей стратегии экологического воспитания современного человека.
Во всех программах обучения и воспитания в д/с есть раздел по ознакомлению детей с окружающим миром, в рамках которого осуществляется познание дошкольниками природы: разнообразие растений, животных, сезонных явлений, воспитание гуманного отношения к живому и формирование навыков ухода за обитателями уголка природы. НО
Сегодня обострение экологических проблем на планете диктует необходимость в новой просветительской работе по формированию не только знаний и бережного отношения к природе, но и экологического сознания и культуры природопользования. Этот новый подход сейчас закреплен на законодательном уровне в ряде документов, начиная от декларации ООН, и заканчивая законом об образовании, где прописано, что, начиная с дошкольного возраста необходимо формировать новую «экологическую» культуру. Сейчас целью экологического воспитания является формирование экологического сознания: развитие представлений о самоценности природы, осознанно-правильного и эмоционально-положительному к ней отношения, выработка первых навыков экологически правильного и безопасного поведения в природе и быту.
На сегодняшний день в нашей стране есть несколько авторских программ, которые наиболее полно реализуют проблему формирования экологического сознания дошкольников в рамках новых требований в педагогической науке:
- «Наш дом – природа» Н.А. Рыжовой,
- «Юный эколог» С.Н. Николаевой,
- «Мы» Н.Н. Кондратьевой.
В этих программах очень грамотное теоретическое обоснование и методические разработки, которые можно широко использовать в своей работе.
Для того чтобы работа носила системный характер, мы составили перспективный план на год по нашей теме. Он включает в себя изучение нескольких блоков:
- Земля – мой дом
- Как устроена природа
- Человек как часть природы
- Что влияет на живую природу
- Как я влияю на природу
- Как я берегу природу
Темы в рамках каждого блока вы можете увидеть в таблице.
1 блок «Земля – мой дом» | |
Сентябрь - октябрь |
|
2 блок «Как устроена природа» | |
Ноябрь – декабрь – январь |
|
3 блок «Что влияет на живую природу» | |
Февраль |
|
4 блок «Как я влияю на природу» | |
Март |
|
5 блок «Как я берегу природу» | |
Апрель |
|
6 блок «Человек как часть природы» | |
Май |
|
Темы, их последовательность и сроки, в которые они рассматриваются, мы выстраивали в соответствии с программой работы в старшей подготовительной группах, а также ориентировались на план работы логопеда по развитию речи детей. Так, на занятиях по развитию речи в течение всей недели рассматривали определенную тему (например, «Овощи», «Фрукты», «Хлеб»), давали детям представления. Мы эту тему расширяли и закрепляли в других видах образовательной деятельности и рассматривали её с экологической точки зрения.
Кроме того, при составлении занятий и других видов образовательной деятельности мы использовали интегрированный подход - представления детей закреплялись в разных видах деятельности:
- Игре
- Исследовательской деятельности
- Изобразительной
- Театрализованной
- Трудовой
- Конструирование
- Чтение художественной литературы
Этот подход очень эффективен, происходит влияние на эмоциональную сферу, он помогает творчески применять полученные знания, раскрывает созидательные возможности детей.
Работе в сфере экологического воспитания в нашей группе всегда уделялось много внимания. В старшей группе систематически проводились занятия, наблюдения, эксперименты.
- Традиционным был цикл занятий по ознакомлению с временами года и сезонными изменениями в природе. На этих занятиях мы часто использовали пословицы, поговорки, народные приметы, которые очень развивали любознательность детей и помогали поддерживать интерес к банальной теме обсуждения погоды. В группе в уголке природы есть календарь природы, который мы ежедневно обсуждали и отмечали изменения.
- Проводилось много наблюдений на улице за птицами, поведением насекомых весной и осенью. Дети старались, бережно к ним относится: насекомых трепетно охраняли от случайных повреждений. Особую любовь питали к божьим коровкам, ходили аккуратно, боясь на них наступить
- Труд в природе был неотъемлемой частью нашей работы, начиная со старшей группы. Дети помогали убирать листья и опавшие ветки с участка, весной помогали пропалывать цветники, участвовали в высадке рассады цветов. В этом году осенью некоторые растения пересадили в горшочки и поставили в группу на зиму. Всё это при активном участии детей. Периодически они подходят к этим растениям и между собой обсуждают как им живется в группе.
- Также одним из интересных моментов работы была посадка семян огурцов, дети наблюдали на протяжении всей весны процесс выращивания рассады, цветение и созревание плодов. Детям очень нравятся такие формы работы, и они начинают ценить свой труд по-новому. Аналогично можно сажать лук, помидоры, рассаду цветов.
- Очень понравился нашим детям цикл рассказов по теме ознакомления с миром животных и растений «Чудо всюду» Эта энциклопедия дает в простой и интересной форме комплекс представлений о растительном и животном мире. Рекомендуем тем, кто ещё не знаком с этой книгой.
Выстраивая работу таким образом, к подготовительной группе у детей складывается четкая и полная система представлений, и накапливается опыт осознанно-правильного поведения в природе.
В подготовительной группе мы продолжили работу по экологическому воспитанию дошкольников, расширив и углубив её, сделав более экологически направленной. Детям этой возрастной группы уже доступны к изучению причинно-следственные связи в окружающем мире, законы природы, более тонкие нравственные аспекты поведения в природе. Все эти возрастные особенности мы учли при отборе материала.
Кроме того, как уже отмечалось, мы используем интегрированный подход в экологическом воспитании. Поясним это на примерах.
- Так в экспериментальном уголке мы теперь еженедельно проводим исследования и опыты с воздухом, водой, землей. Это очень развивает познавательный интерес. Самое главное давать детям больше свободы, чтобы они стали исследователями, а не наблюдателями. Тогда они с радостью ждут следующей недели для продолжения опытов.
- При чтении художественной литературы мы часто обсуждали с детьми экологические сказки, закрепляя отдельные темы. В них дети могли увидеть воображаемую ситуацию, где нарушаются, например, законы природы и наблюдать к чему это может привести. Также очень интересно было детям самим придумывать загадки про грибы, овощи, фрукты, придумывать рассказы о том, как, например, комнатное растение попало к нам в группу. Такие формы работы подкрепляют интерес детей к простым и привычным предметам, заставляют посмотреть на них с новой стороны, формируют эмоционально-положительное отношение.
- В процессе трудовой деятельности мы продолжили работу, начатую в старшей группе, кроме того дети сейчас самостоятельно ухаживают за нашими комнатными растениями. Им очень нравится осознавать, что, например, протирая листочки, они помогаю растениям лучше дышать, а поливая и подкармливая, они на самом деле кормят и поят растения. Этот факт их по-прежнему очень удивляет.
- Игровая деятельность тоже используется нами для целей формирования экологического сознания. Это и дидактические игры, и сюжетно-ролевые игры на улице, и самостоятельные игры в группе. Очень часто стоит представить детям тему экологического характера, они с увлечением дальше её развивают. Например, на улице любят играть «путешествие в лес», «в космос» и т.д.
- Большие возможности дает нам изобразительная деятельность, как на занятиях, так и в процессе самостоятельной изобразительной деятельности. Мы с детьми изготовили карточки на тему «Как вести себя в природе»: обсудили тему, решили, какие основные правила поведения в природе необходимо помнить, нарисовали и раскрасили шаблоны, с помощью преподавателя по изобразительной деятельности оформили и сделали их ламинированными. В конце работы у нас получился интересный, познавательный и уникальный дидактический материал. Также в группе для закрепления знакомства с миром растений мы создали схематичный плакат «Как дерево растет, живет и дышит».
Кроме того, одним из направлений нашей работы было взаимодействие с родителями. Не секрет, что осуществлять экологическое образование родителей гораздо сложнее, чем детей. Первоначально, мы провели анкетирование для выявления уровня экологической культуры самих взрослых, осуществляющих воспитание детей. И выяснили, что большинство знают, как правильно строить взаимодействие с природой, но при этом честно признаются, что не всегда это делают. Поэтому в работе с родителями мы проводили следующую работу. Познакомили их с целью и задачами предстоящей в нашей группе работы по экологическому воспитанию детей. Периодически давали задания, которые необходимо было выполнять дома вместе с детьми: это и сбор природного материала для детских поделок, составление рассказов-описаний про птиц, комнатных растений. Родители принимали активное участие и благодаря их работе у нас в группе есть несколько коллекций фотографий, которые дети часто рассматривают в свободное время.
Главной задачей родителей является поддержание интереса детей к природе, поощрение их экологически грамотных поступков, проявление интереса к содержанию занятий в д/с.
Список литературы
- Корзун А. В. Экологическое воспитание средствами ТРИЗ-педагогики // Ребенок в детском саду. – 2006. - N 4. - С. 28-35.
- Максимова М. Ю. Технологические аспекты формирования субъективного отношения детей дошкольного возраста к природе // Педагогическое образование и наука. - 2010. - N 2. - С. 79-83
- Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. – 2007. - N 5. - С. 22-27
- Нуждина Т.Д. Энциклопедия для малышей «Чудо всюду», Ярославль, «Академия развития», 1997
- Потапова Т. Знать, любить, охранять. Экологическое образование: с первых лет: опыт дет. сада // Семья и школа. – 2002. - N 3. - С. 6-9.
- Рыжова Н. А. Воздух-невидимка. Программа эколог. образ. дошкольников/ Рыжова Н. А. - М.: Linka-Press, 1998. - 128 c.
- Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000
- Сказочная хрестоматия «Про небо и землю». Составители Ашиков В.И., Ашикова С.Г. М.: Педагогическое общество России, 1999
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как средство формирования основ экологической культуры у старших дошкольников
описание проекта "Живи Земля" разделен на две презентации...
Проектная деятельность как средство формирования основ экологической культуры у старших дошкольников 2
вторая часть презентации проекта "Живи Земля"...
Консультация «Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников»
Консультация «Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников»Понятие экологической культуры старших дошкольников.Экологическая культура – это одно из нов...
"Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников в процессе природоохранной деятельности"
quot;Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников в процессе природоохранной деятельности"...
Статья "Формирование предпосылок экологического сознания у старших дошкольников"
Данный материал раскрывает работу по проблемам экологического образования дошкольников....
"Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников в процессе природоохранной деятельности"
В данной статье говорится о формировании основ экологической культуры у старших дошкольников в процессе природоохранной деятельности. Статья будет интересна для педагогов детских учре...
"Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников в процессе природоохранной деятельности"
quot;Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников в процессе природоохранной деятельности"...