Семинар-практикум для воспитателей "Работа с дошкольниками по ранней профориентации"
материал
Семинар направлен на повышение уровня теоретической и практической подготовки воспитателей, совершенствование практических навыков, необходимых в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями взрослых людей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-_praktikum_po_ranney_proforientatsii_gotovyy.docx | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по художественно – эстетическому направлению развития детей
№10 «Кораблик» города Лесосибирска»
(МБДОУ «Детский сад №10 «Кораблик»)
СОГЛАСОВАНО:
Старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад №10 «Кораблик»
___________ И.Н. Солдатова
Семинар – практикум для воспитателей
«Работа с дошкольниками по ранней профориентации»
Подготовила:
Воспитатель
Сальникова Т.Н.
Лесосибирск
2020г
Цель мероприятия: повышение уровня теоретической и практической подготовки воспитателей, совершенствование практических навыков, необходимых в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями взрослых людей.
Задачи:
1. Определить проблемы и перспективы ранней профориентационной работы в ДОО;
2. Изучить содержание профориентационной работы в ДОО, соответствие педагогических задач с каждой возрастной группой;
3. Познакомить педагогов с современными технологиями, используемыми для ознакомления дошкольников с профессией, формам и методами работы с детьми по профориентации.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Прежде чем мы начнем наш семинар, я хотела бы спросить у вас:
-С какими современными профессиями вы знакомите детей?
-В какие сюжетно-ролевые игры ,связанные с профессиями, вы играете с детьми?
Присаживайтесь теперь по командам, так нам будет интереснее и продуктивнее работать.(1 команда – младшие и старшие группы, 2 команда – средние и подготовительные). Придумайте пожалуйста названия вашим командам.
Задание 1.На экране появляется слайд со словом «Профессия». Вам необходимо на каждую букву, написать название профессии.( например: «повар», «радист», «офицер», «фокусник», «егерь», «стоматолог», «слесарь», «инспектор», «ямщик». )
Термин « Ранняя профориентация» что же это такое? Ваши мысли по этому поводу.( ответы педагогов)
Профориентация - это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой либо конкретной области.
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована в ФГОС ДО. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.
Федеральным государственным образовательным стандартом ДО определены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, часть которых направлена на раннюю профориентацию дошкольников.
В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития. Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для ранней профориентации.
С помощью ранней профориентации мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время - каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось, смогли смело вступить в самостоятельную жизнь.
Мы хотим, чтобы дети:
- понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место,
- что труд - это, по сути, основа жизни;
- уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;
- познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате;
- были готовы трудиться сами - по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо;
- учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.
Особенность, как вы знаете, нашего детского сада в том, что наравне с детьми общеобразовательных групп, его посещают дети с ограниченными возможностями здоровья. Профессиональное самоопределение – это стержневая проблема в воспитании детей с нарушением развития. У них, чаще, чем у других, возникают проблемы профессионального выбора. Процесс профессионального самоопределения особых детей имеет свои особенности вследствие их дефекта. Неумение приспособиться к новой социальной среде, незнание современных жизненных условий, в которых большое значение, имеет высокий профессионализм работника, приводит к неустроенности судеб детей. Поэтому важно готовить детей не к кажущемуся социальному благополучию, которое их ждёт в будущем, а к реальной борьбе за своё место в жизни через профессиональную деятельность, с помощью которой ребёнок войдёт в ту систему отношений, где будет чувствовать себя значимым и востребованным.
Давайте мы с вами вспомним задачи и разделим их на группы. К каждой возрастной группе необходимо подобрать задачу.
Задание 2. Работа с карточками. Назовите задачи и содержание знаний детей о профессиях людей по каждой возрастной группе» (педагоги соединяют разрезанные части задания).
Первая младшая группа | Способствовать развитию интереса к труду. Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, приносит еду, меняет полотенца и т.д.) |
Вторая младшая группа | Развивать интерес к труду взрослых в детском саду (медицинская сестра, повар, воспитатель, музыкальный руководитель, старший воспитатель, заведующая) |
Средняя группа | Формировать представление об отдельных профессиях взрослых (шофер, врач, почтальон, продавец и др.). Формировать интерес к профессиям родителей. Вводится понятие «профессия» |
Старшая | Формировать у детей представления о профессиях, роли труда взрослых в жизни общества и каждого человека. Воспитывать уважение и благодарность к людям, создающим своим трудом разнообразные материальные и культурные ценности, необходимые современному человеку для жизни. |
Подготовительная | Формировать представление о труде как ценности общества, основы достойной и благополучной жизни страны, семьи, и каждого человека, о разнообразии и взаимосвязи видов труда и профессий. |
Задание 3. Как Вы думаете с какими профессиями необходимо знакомить детей в разных возрастных группах?
1 команда – пишет перечень профессий для младшей группы и старшей.
2 команда – для средней и подготовительной.
В младших группах происходит знакомство с трудом близких взрослых, понятными им профессиями людей, которые детей окружают: воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, медсестра (врач), повар, продавец.
В средних группах добавляются профессии шофера, почтальона, врача и знание о профессиях родителей.
В старших группах детям показывают результаты труда, его общественную значимость, добавляются профессии учителя, работников сельского хозяйства, транспорта, связи, торговли, с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, мастеров народно-прикладного искусства, результатами их труда. Дети играют в магазин, аптеку, поликлинику. Совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, полицейского, шофера, моряка, летчика). В играх на тему транспорт совершенствуются знания Правил дорожного движения. В играх дети стараются изобразить профессии родителей.
Детей седьмого года жизни продолжают знакомить с профессиями родного города. В сюжетно-ролевых играх изображают работу членов семьи, быт, труд людей, героическое прошлое и настоящее нашей Родины. Расширяются представления о разных специальностях (на самолете летают пилоты, на пароходе есть капитан, штурман, матрос, кок и т.д.).
Задание 4. «Вспомнить всё» Уважаемые команды, предлагаю вам вспомнить и перечислить формы работы, которые вы будете использовать в работе с детьми при ознакомлении с профессиями. Называем по очереди, за чьей командой будет последнее слово, та команда и выигрывает.
- организованная образовательная деятельность;
- совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, организация
практических трудовых действий;
- самостоятельная деятельность ребенка;
- познавательно-исследовательская деятельность ребенка;
- наблюдения за трудом взрослых;
- чтение художественной литературы;
- художественно-творческая деятельность;
- игровая деятельность;
- моделирование;
- целевые прогулки и экскурсии;
- культурно-досуговая деятельность;
- экскурсии и встречи с людьми разных профессий;
- встречи с интересными людьми;
- живой пример окружающих взрослых.
В настоящее время педагоги, находят новые формы работы по ознакомлению детей с миром профессий. Вот небольшой перечень нетрадиционных форм (на слайде):
- Творческое моделирование и проектирование
- Разработка и составление алгоритмов
- Просмотр слайд-шоу, фильмов о профессии
- Изготовление технологических карт (показать примеры)
- Аукцион экономических идей
- Заседание бизнес-клуба «Маленький бизнесмен»
- Мультимедийные презентации
- Виртуальные экскурсии
- Создание мастерских «Спасательная служба», «Фермерское хозяйство»
- Проектная деятельность
- Изготовление лэпбуков
- Поздравление родителей с профессиональными праздниками
- Выпуск настенных газет, посвящённых профессиям
- Тематические недели
- Интерактивные игры
- Совместная трудовая деятельность (акции «Посади дерево», «Наша клумба»)
Задание 5. Подумайте, что необходимо в организации ППРС? Без чего невозможно знакомить дошкольников с профессиями? Перечислите и обоснуйте свой выбор. (дидактические игры; настольно – печатные игры; сюжетно – ролевые игры; демонстрационный материал; подбор литературы)
Как сделать так, чтобы дошкольнику было легче рассказать о профессии? Мы можем применить метод наглядного моделирования. Что необходимо знать дошкольнику о профессии?
Задание 6 . Придумайте и нарисуйте карточки-символы (пиктограммы), помогающие ребенку составить рассказ о любой профессии по схеме
(Команды составляют пиктограммы)
Пример, уточнение: Алгоритм ознакомления дошкольников с профессиями:
(Что необходимо знать дошкольнику о профессии)
-Название профессии
-Место работы
-Материал для труда
-Форменная одежда
-Орудия труда
-Трудовые действия
-Личностные качества
-Результат труда
-Польза труда для общества
Подавляющее большинство игр детей посвящено отображению труда людей разных профессий, поэтому наиболее целесообразно проводить работу по ранней профориентации дошкольников через организацию игровой деятельности. Хочу предложить вашему вниманию несколько игр на ознакомление с профессиями. Возможно, Вы увидите то, что уже используете в своей работе, а может быть что- то возьмете на заметку.
Задание 7 .Игра "Самая, самая профессия"
Назовите профессии:
Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор, ландшафтный дизайнер.)
Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе.)
Самая денежная(банкир,модель.)
Самая детская(воспитатель, педиатр, гувернер, учитель.)
Самая смешная (клоун, пародист.)
Самая общительная(журналист, экскурсовод, тренер, учитель,массовик-затейник, тамада.)
Самая серьезная (врач, пожарный, хирург, полицейский, нотариус, судья, архитектор, сталевар, инженер).
Самая красивая (визажист, парикмахер, стилист)
Задание 8 .Игра «Профессиональный прогноз»
Кем бы могли работать в наши дни?
1. Волк из сказки «Волк и семеро козлят».
2. Герой мультфильма «Каникулы в Простоквашино» кот Матроскин.
(Волк из сказки «Волк и семеро козлят» - Пародистом, герой мультфильма «Каникулы в Простоквашино» кот Матроскин -Коммерсантом, животноводом, председателем колхоза, фермером.)
Задание 9.Игра «Назови профессию»
1. Как называется профессия корреспондента, который выезжает на место событий, берет интервью, беседует с людьми, анализирует обстоятельства, выделяет самое существенное и дает по телевидению информацию? (Телерепортер)
2. Люди этой профессии наблюдают за птицами в природе, изучают маршруты их перелетов, образ жизни в различных климатических условиях, выводят новые породы птиц. О какой профессии идет речь?(Орнитолог)
3. Кто готовит лекарства по рецептам врачей, обеспечивает хранение медикаментов, комплектует заказы на медикаменты? (Фармацевт)
4. Должностное лицо, которое удостоверяет сделки, оформляет наследные права граждан, договоры, свидетельствует копии документов, юридических актов. О какой профессии идет речь?, (Нотариус)
Задание 10. Игра «Кто что делает?»
Косметолог – делает макияж и косметические маски.
Эколог – защищает природу.
Тренер – готовит спортсменов к соревнованиям
Постижер – изготавливает на заказ косы, усы, бакенбарды, ресницы, бороды и парики.
Дизайнер – оформляет помещения.
Комбайнер – убирает в поле пшеницу, рожь.
Задание 11.Игра «Профессии XXI века». Назовите самые современные профессии
Веб-мастер, маркетолог, фандрайзер, PR- агент, имиджмейкер, лоббист, дизайнер, титестер, менеджер, флорист, дистрибьютер, программист, клерк, провизор, стрингер, маклер, дантист, фармацевт, полицейский, нотариус, репортер, пиротехник.
Задание 12 . Игра «Устами младенца»: Задача команды: определить профессию, по детскому описанию. Условия конкурса: транслируются по одному для каждой команды. Команда даёт ответ без подготовки. Если команда даёт неправильный ответ, то шанс ответа переходит к соперникам.
«Это для дяденьки, а может и тетеньки. Есть одежда. Специальная. Любит ездить на машине. Палка есть. Все боятся» ( инспектор ГИБДД)
« Это тетенька. А тапки сильно стучат. Тоненькая. В юбочке. Пироженое есть нельзя.» ( балерина)
Подведение итогов.
Сегодня мы с Вами очень оперативно и продуктивно поговорили о такой проблеме, как профориентация дошкольников. Вспомнили необходимые условия для успешной работы. Я сегодня хочу Вам предложить в Вашу педагогическую копилку подборку материалов, которая, я думаю, Вам пригодится в работе: это игры по ознакомлению с профессиями, технологические карты по профессиям.
Константин Дмитриевич Ушинский писал:
«Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет».
Выбор профессии по душе – одно из слагаемых счастливой жизни человека.
А делать выбор гораздо легче, когда представлено большое многообразие материала для выбора и отведено достаточно времени на размышления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для воспитателей «Работа с дошкольниками по ранней профориентации»
На семинаре происходит повышение уровня теоретической и практической подготовки воспитателей,...
Семинар – практикум для педагогов ДОУ. Тема: Работа с дошкольниками по ранней профориентации
Семинар – практикум для педагогов ДОУ. Тема: Работа с дошкольниками по ранней профориентации...
Презентация к семинару-практикуму для воспитателей "Работа с дошкольниками по ранней профориентации"
Приложение к семинару-практикуму...
Семинар – практикум «Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации»
Семинар – практикум«Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации»...
Выступление на тему «Гость группы» как эффективная форма взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников» на семинаре – практикуме: «Взаимодействие семьи и ДОУ по вопросам ранней профориентации детей»
Одной из эффективных форм взаимодействия с родителями воспитанников является такой формат встреч как «Гость группы». Чаще всего эта форма взаимодействия используется как средство...
Семинар – практикум для воспитателей «Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации»
Повышение уровня теоретической и практической подготовки воспитателей, совершенствование практических навыков, необходимых в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями взрослых лю...
Семинар – практикум «Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации»
Цель семинараОказание методической помощи воспитателям дошкольных учреждений по ранней профориентации дошкольников. Задачи семинара:раскрыть характер, условия и особенности использования активных...