Семинар-практикум для воспитателей «Работа с дошкольниками по ранней профориентации»
методическая разработка
На семинаре происходит повышение уровня теоретической и практической подготовки воспитателей, совершенствование практических навыков, необходимых в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями взрослых людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_.docx | 410.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум для воспитателей
«Работа с дошкольниками по ранней профориентации»
Цель мероприятия: повышение уровня теоретической и практической подготовки воспитателей, совершенствование практических навыков, необходимых в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями взрослых людей.
Задачи:
1. Определить проблемы и перспективы ранней профориентационной работы в ДОО;
2. Изучить содержание профориентационной работы в ДОО, соответствие педагогических задач с каждой возрастной группой;
3. Познакомить педагогов с современными технологиями, используемыми для ознакомления дошкольников с профессией, формам и методами работы с детьми по профориентации.
Добрый день, уважаемые коллеги!
И я приглашаю Вас поприветствовать друг друга.
Делаем два круга. Двигаемся в противоположные стороны. В момент остановки музыки здороваемся теми частями тела, которые я назову.
Вот так мы с вами и разделились на 2 команды.( Внутренний и наружный круг) Присаживайтесь теперь по командам, так нам будет интереснее и продуктивнее работать.
На экране появляется слайд со словом «Профессия». Вам необходимо на каждую букву, написать название профессии.( например: «повар», «радист», «офицер», «фокусник», «егерь», «стоматолог», «слесарь», «инспектор», «ямщик». )
Если верить ученым именно благодаря труду человек научился мыслить, мечтать, фантазировать, творить. Может быть, мы таких глобальных целей перед собой не ставим , но просто хочется привить детям любовь к труду и познакомить их с разнообразным миром профессий. Что возможно в будущем повлияет на их судьбы и сориентирует на профессиональный выбор. Вы согласны со мной?
Термин « Ранняя профориентация» что же это такое? Ваши мысли по этому поводу.( ответы педагогов)
Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений детей о профессиях. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на все возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как
подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.
Профессиональная ориентация дошкольников — это широкое поле деятельности для педагогов нашего ДОУ, новое и еще неизученное ( до некоторых пор) направление дошкольной педагогики. Чем больше дошкольник впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь.
Особенность, как вы знаете, нашего детского сада в том, что наравне с детьми общеобразовательных групп, его посещают дети с ограниченными возможностями здоровья. ( дети с нарушением слуха и опорнодвигательного аппарата ) Профессиональное самоопределение – это стержневая проблема в воспитании детей с нарушением развития . У них, чаще, чем у других, возникают проблемы профессионального выбора. Процесс профессионального самоопределения особых детей имеет свои особенности вследствие их дефекта. Первичное нарушение слуха (отсутствие или значительное его снижение) ведёт к отсутствию или недоразвитию словесной речи, низкому уровню познавательных способностей. Это осложняется сопутствующими заболеваниями. Неумение приспособиться к новой социальной среде, незнание современных жизненных условий, в которых большое значение, имеет высокий профессионализм работника, приводит к неустроенности судеб детей. Поэтому важно готовить детей не к кажущемуся социальному благополучию, которое их ждёт в будущем, а к реальной борьбе за своё место в жизни через профессиональную деятельность, с помощью которой ребёнок войдёт в ту систему отношений, где будет чувствовать себя значимым и востребованным.
Давайте мы с вами вспомним задачи и разделим их на группы. К каждой возрастной группе необходимо подобрать задачу.
1) Работа с карточками. «Назовите задачи и содержание знаний детей о профессиях людей по каждой возрастной группе» (педагоги соединяют разрезанные части задания).
Первая младшая группа | Способствовать развитию интереса к труду. Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, приносит еду, меняет полотенца и т.д.) |
Вторая младшая группа | Развивать интерес к труду взрослых в детском саду (медицинская сестра, повар, воспитатель, музыкальный руководитель, старший воспитатель, заведующая) |
Средняя группа | Формировать представление об отдельных профессиях взрослых (шофер, врач, почтальон, продавец и др.). Формировать интерес к профессиям родителей. Вводится понятие «профессия» |
Старшая | Формировать у детей представления о профессиях, роли труда взрослых в жизни общества и каждого человека. Воспитывать уважение и благодарность к людям, создающим своим трудом разнообразные материальные и культурные ценности, необходимые современному человеку для жизни. |
Подготовительная | Формировать представление о труде как ценности общества, основы достойной и благополучной жизни страны, семьи, и каждого человека, о разнообразии и взаимосвязи видов труда и профессий. |
2) Как Вы думаете с какими профессиями необходимо знакомить детей в разных возрастных группах?
1 команда – пишет перечень профессий для младшей группы и старшей.
2 команда – для средней и подготовительной.
А педагоги компенсирующих групп, расскажут, чем отличается их перечень профессий и почему. ( Педагоги выполняют задание.)
В младших группах происходит знакомство с трудом близких взрослых, понятными им профессиями людей, которые детей окружают: воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, медсестра (врач), повар, продавец.
В средних группах добавляются профессии шофера, почтальона, врача и знание о профессиях родителей.
В старших группах детям показывают результаты труда, его общественную значимость, добавляются профессии учителя, работников сельского хозяйства, транспорта, связи, торговли, с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, мастеров народно-прикладного искусства, результатами их труда. Дети играют в магазин, аптеку, поликлинику. Совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, полицейского, шофера, моряка, летчика). В играх на тему транспорт совершенствуются знания Правил дорожного движения. В играх дети стараются изобразить профессии родителей.
Детей седьмого года жизни продолжают знакомить с профессиями родного города. В сюжетно-ролевых играх изображают работу членов семьи, быт, труд людей, героическое прошлое и настоящее нашей Родины. Расширяются представления о разных специальностях (на самолете летают пилоты, на пароходе есть капитан, штурман, матрос, кок и т.д.).
3) Задание «Вспомнить всё» Уважаемые команды, предлагаю вам вспомнить и перечислить формы работы, которые вы будете использовать в работе с детьми при ознакомлении с профессиями. Называем по очереди, за чьей командой будет последнее слово, та команда и выигрывает.
- организованная образовательная деятельность;
- совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, организация
практических трудовых действий;
- самостоятельная деятельность ребенка;
- познавательно-исследовательская деятельность ребенка;
- наблюдения за трудом взрослых;
- чтение художественной литературы;
- художественно-творческая деятельность;
- игровая деятельность;
- моделирование;
- целевые прогулки и экскурсии;
- культурно-досуговая деятельность;
- экскурсии и встречи с людьми разных профессий;
- встречи с интересными людьми;
- живой пример окружающих взрослых.
4)Что необходимо в организации ППРС? Без чего невозможно знакомить дошкольников с профессиями? Перечислите и обоснуйте свой выбор. (дидактические игры; настольно – печатные игры; сюжетно – ролевые игры; демонстрационный материал; подбор литературы)
5) Как сделать так, чтобы дошкольнику было легче рассказать о профессии? Мы можем применить метод наглядного моделирования. Что необходимо знать дошкольнику о профессии?
Задание Придумайте и нарисуйте карточки-символы (пиктограммы), помогающие ребенку составить рассказ о любой профессии по схеме
(Команды составляют пиктограммы)
Пример, уточнение: Алгоритм ознакомления дошкольников с профессиями:
(Что необходимо знать дошкольнику о профессии)
-Название профессии
-Место работы
-Материал для труда
-Форменная одежда
-Орудия труда
-Трудовые действия
-Личностные качества
-Результат труда
-Польза труда для общества
6) Игра "Самая, самая профессия"
Я предлагаю Вам игру, в которую могут играть и дети. Встаем в круг, я бросаю Вам мяч, и говорю определение профессии, а вы называете профессию, подходящую под определение
Задача участников: назвать одну или несколько профессий подходящих под определение: «вкусная», «весёлая», «опасная», «детская», «серьёзная», «общительная», «высотная», «сильная», «красивая», «заботливая», «быстрая», «глубокая», «ответственная», «интересная» и т.д.
Мы с Вами работаем в детском саду, поэтому должны с полуслова понимать, что нам хотят сказать дети.
7)Устами младенца: Задача команды: определить профессию, по детскому описанию. Условия конкурса: транслируются по одному для каждой команды. Команда даёт ответ без подготовки. Если команда даёт неправильный ответ, то шанс ответа переходит к соперникам.
«Это для дяденьки, а может и тетенька. Есть одежда. Специальная. Любит ездить на машине. Палка есть. Все боятся» ( инспектор ГИБДД)
« Это тетенька. А тапки сильно стучат. Тоненькая. В юбочке. Пироженое есть нельзя.» ( балерина)
8) Вам предлагается соединить две части пословиц о труде
9) Каждой команде предлагается решить ребус.( ответ закрыт) Время на решение 1 минута.
10) Подведение итогов.
Сегодня мы с Вами очень оперативно и продуктивно поговорили о такой проблеме, как профориентация дошкольников. Вспомнили необходимые условия для успешной работы.
Я сегодня хочу Вам предложить в Вашу педагогическую копилку подборку материалов, которая, я думаю, Вам пригодится в работе.
-Это презентация с загадками по профессиям, физкультминутки и подбор методической и детской литературы по проблеме профориентации
Заключительный этап – слово-эстафета, которая требует от каждого краткости, как говорил Чехов, чтобы словам была тесно, а мыслям просторно, т.е. взяв вот этот колокольчик я предлагаю вам продолжить такое предложение: «Дети будут трудиться если я...».
Анкета для педагогов
«Что мы знаем о профориентации дошкольников?»
1. Что такое профессиональная ориентация?
__________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Что входит в понятие профессиональная ориентация дошкольников?
_________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Какое место занимает профориентационная работа с дошкольниками в вашей возрастной группе?
_______________________________________________________________
4. Через какие формы работы с дошкольниками осуществляется ранняя профориентация?_________________________________________________________________________________________________________________
5. Какие современные образовательные технологии наиболее применимы для ознакомления дошкольников с профессией? _________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Выберите из предложенного списка задачи профориентационной работы с детьми старшего дошкольного возраста:
-учить вычленять труд взрослых как особую деятельность, направленную на заботу о людях;
-формировать представление о сложных трудовых операциях и механизмах;
-учить сравнивать профессии;
-формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы;
-формировать представление о видах производственного труда (шить, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий;
-систематизировать знания о труде людей в разное время года;
7. Какие традиционные методы обучения и воспитания при ознакомлении детей с трудом взрослых можно применять:
- беседы с использованием игровых персонажей и наглядности;
- чтение детской художественной литературы;
- наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий;
-рассматривание картин и иллюстраций;
- опыт хозяйственно-бытового труда;
- сюжетно-ролевые игры;
- дидактические игры;
- игровые ситуации.
8. Какие парциальные образовательные программы дошкольного образования профориентационной работы с дошкольниками вам известны?
МДОАУ «Детский сад №60»г.Орск
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум для педагогов ДОУ. Тема: Работа с дошкольниками по ранней профориентации
Семинар – практикум для педагогов ДОУ. Тема: Работа с дошкольниками по ранней профориентации...
Семинар-практикум для воспитателей "Работа с дошкольниками по ранней профориентации"
Семинар направлен на повышение уровня теоретической и практической подготовки воспитателей, совершенствование практических навыков, необходимых в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с пр...
Презентация к семинару-практикуму для воспитателей "Работа с дошкольниками по ранней профориентации"
Приложение к семинару-практикуму...
Семинар – практикум «Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации»
Семинар – практикум«Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации»...
Семинар – практикум для педагогов ДОУ «Развитие STEM компетенций в ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста»
Семинар – практикум для педагогов ДОУ «Развитие STEM компетенций в ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста» Цель: Повышение компетентности педагогов в воп...
Семинар – практикум для воспитателей «Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации»
Повышение уровня теоретической и практической подготовки воспитателей, совершенствование практических навыков, необходимых в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями взрослых лю...
Семинар – практикум «Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации»
Цель семинараОказание методической помощи воспитателям дошкольных учреждений по ранней профориентации дошкольников. Задачи семинара:раскрыть характер, условия и особенности использования активных...