Семинар – практикум (для педагогов ДОУ) "Патриотизм"
материал

Наталья Конькова

«Патриотизм – это любовь к Родине, Отечеству»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum.docx22.42 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум (для педагогов ДОУ)

Тема: «Патриотизм – это любовь к Родине, Отечеству».

Патриотизм – это любовь к Родине, Отечеству, одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями.

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»-это одно из основных направлений в воспитании детей дошкольного возраста на современном этапе.

Цель деятельности педагогов по данному направлению: создание условий для возникновения у детей любви к своей малой Родине.

Цели семинара - практикума:

- повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам патриотического воспитания;

- обобщить знания педагогов об этапах патриотического воспитания, формах и методах работы;

- вызвать интерес педагогов к этой проблеме.

План проведения семинара - практикума:

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на современном этапе.

Интеллектуальная игра для педагогов.

Ход семинара:

1. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на современном этапе.

В «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации» констатируется на том, что воспитательный потенциал российской культуры, искусства и образования как важнейших из факторов формирования патриотизма резко снизился, поэтому «патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества». Следовательно, духовное оздоровление всего народа связано, прежде всего, с патриотическим воспитанием подрастающих поколений.

С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве начального уровня общего образования. С 1 января 2014 введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).

Основной целью образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является – позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Одним из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

«Патриотическое воспитание» - это процесс формирования личности, воздействие на личность, которая будет любить свою Родину.

Специальные социологические и психолого-педагогические исследования показали, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.

Дошкольное образовательное учреждение на сегодняшний день является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с родителями воспитанников и имеющим возможность оказывать определенное влияние на семью. Как показывает практика и подтверждают педагогические исследования, родители признают приоритет дошкольного учреждения в решении воспитательно-образовательных задач, но не считают нужным участвовать в педагогическом процессе.

Семья – основной институт, где формируются патриотические чувства и сознание будущего гражданина. Первичность контакта родителей с ребенком, его продолжительность превращает семью в ведущий орган, воспитывающий патриота. Именно в семье возникает интерес к культуре, языку, истории своего народа, государства, к его традициям и обычаям, начинает формироваться личность.

 В свете введения ФГОС, работа с родителями является главным условием воспитательно-образовательного процесса. Используемые педагогами инновационные методы и формы работы позволяют более эффективно решать поставленные воспитательные задачи. (Проведение информационных и практических семинаров, деловых игр, досугов, заседаний круглого стола, выставок и т.д. способствует взаимодействию взрослых, что положительно сказывается на развитии детей.) У ребенка появляется уверенность в себе, развивается система партнерских отношений сначала с родителями, а в дальнейшем со сверстниками и с социумом.

Современная система работы по патриотическому воспитанию представляет собой модель, которая включает три основных направления:

Экологическое: Природа является важным фактором в воспитании патриотизма. Она окружает ребенка, рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.

Историко-краеведческое: Каждый регион, город, село неповторимы, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Задача педагогов и родителей знакомить детей с окружающей действительностью, опираясь на исторические события и факты. Следует рассказать ребенку, что его родной город славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного города, села хранит в себе память событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого.

Культурное: Знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству русского народа. Знакомя детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить опыт наших предков.

Интеллектуальная игра для педагогов

Ход игры:

Ведущий: Сегодня у нас с вами проводится деловая игра по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. И по традиции мы с вами должны разбиться на 2 команды.

Ведущий: Вы разбились на команды. Предлагаю командам пройти к своим столам. Выберите, пожалуйста, капитанов своих команд и придумайте название команд. 

1. Тренинг на создание образа «Родина».

Предлагаю создать образ Родины.

закрыть глаза, представить тот образ, который возникает при слове «Родина». (педагоги описывают те образы, которые возникли: берёза, чистое поле и т. д);

подбор родственных слов к слову «Родина» (Родина, род, народ, родители, дородный, борода, родник).

Интересный исторический факт: Борода – слово родственное «Родине». Доказано, что в волосы заложена генная память рода. Поэтому женщина, носящая косу, в период беременности не должна стричь волосы, через косу она передаёт ребёнку родовую память. Недаром коса похожа на спираль ДНК. А мужчины свою родовую память хранили в бороде. Поэтому на Руси мужчины всегда носили бороду.

Возвращаясь к теме нашего семинара «Нравственно-патриотическое воспитание», можно сказать, что у каждого рода, как и у народа, должно быть конкретное место, свой кусочек Родины. Это земля, откуда растёт древо рода. И этот кусочек должен передаваться по наследству. Его нельзя продать и поменять. В заповедях бога Перуна сказано: «Не продавайте землю свою за злато и серебро, ибо проклятия, вы, на себя призовёте, и не будет вам прощения во все дни без остатка…».

2. Игра «Мозговой штурм».

Ведущий: Сейчас мы с вами проведем небольшую разминку. Ответьте на предложенные вам вопросы.

Вопросы педагогам:

1. Как вы понимаете, что такое нравственно-патриотическое воспитание? (Это воспитание любви к Родине, себе, близким, окружающему)

2. Сформулируйте цель нравственно-патриотического воспитания дошкольников. (Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества).

3. Сформулируйте задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

•Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям, своим близким;

• Формирование чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;

• Формирование представлений о Родине как о родной стране, о Москве как столице России;

• Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыки, изо деятельности, художественного слова;

• Воспитание нравственно-патриотического чувства через изучение государственной символики России.

• Воспитание чувства уважения к старшим.

4. Составьте схему осуществления работы по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми дошкольного возраста.

3. Мыслительная игра «Солнышко»

Как в старину называли дом? (Изба)

Один из православных праздников? (Пасха)

Короткая шутливая песенка? (Частушка)

Сверху пар, снизу пар шипит наш русский? (Самовар)

Игрушка, выточенная из деревянного бруска? (Матрешка)

Сдобный пшеничный хлеб? (Каравай)

Население определенной стороны? (Народ)

Страна, в которой человек родился? (Родина)

Где хранился хлеб у крестьян? (Амбар)

Человек любящий свою страну? (Патриот)

4. Игра «Внимание».

Ведущий: Теперь мы проверим вашу наблюдательность, как у вас развиты нравственно-патриотические чувства. Вспомните и ответьте на вопросы:

•Опишите герб России. (Мы точно не знаем, почему царь остановил свой выбор на сочетании белого, синего и красного цветов. Возможно, он использовал древний герб московских князей: белый – Святой Георгий Победоносец, синий – развевающийся плащ всадника, красный – фон, щит герба.)
• Сколько корон у орлов на гербе России? (Три. Они желтого цвета, а это цвет солнца. Желтый цвет у нас всегда символизировал добро и справедливость)

• Что держит орел в правой лапе? (скипетр)

•Что держит орел в левой лапе? (жезл. Это символы власти)
•А что еще изображено на гербе? (Георгий Победоносец. Наш герб символизирует победу добра над злом)

•Что он держит в руке Георгий Победоносец? (Копье. От этого копья получила название копейка)

Ведущий: Следующий вопрос для самых эрудированных.

•Для чего понадобилось раскрашивать щиты? (отличить рыцарей, одетых одинаково).

Ведущий: Давайте проверим правильность ваших ответов (показывает иллюстрацию Герба России, герб).

5. Игра «Бабушкин сундучок»

Ведущий:

-Назовите как можно больше пословиц и поговорок о Родине и семье.

-Продолжи пословицу.

-Назовите названия стихов о Родине и о семье.

6. Загадки о Родине

Откуда яркая матрёшка, а также вкусная окрошка? Кого б об этом ни спросили, ответят дружно – из… (России)

Их в старину и стар, и млад, плести умели все подряд и с удовольствием носили, откуда лапти? Из… (России)

Пошла я как-то на базар купить пузатый самовар, чтобы друзья чайку попили, а самовар-то из…(России)

7. Ответьте на вопросы

1.Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны?

(государство)

2. Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба?

(флаг)

3.Официальная эмблема государства?

(герб)

4. Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство?

(семья)

5. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом?

(страна)

6.Что такое патриотизм?

(преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу)

10. Почему Красная площадь так называется?

(«Красная» - значит красивая)

11. Что означают три цвета флага?

Значение цветов:

При отсутствии официального толкования значения цветов российского триколора, существует несколько трактовок значения цветов флага - версии. В работе с детьми педагоги трактуют значение цветов так:

Белый - цвет символизирует мир, чистоту, свободу;

Синий – цвет веры, верности и правды;

Красный – цвет энергии, силы и отваги, символ державности.

8. Русский народный костюм

Старинный женский головной убор замужней женщины?

(Кокошник)

Мужская рубаха, разрез ворота которой был не посередине груди, а сбоку?

(Косоворотка)

Украшение и оберег от сглаза на одежде?

(Вышивка)

Крестьянский кафтан из грубого толстого сукна длиной до колен?
(Зипун)

Непременный атрибут мужской и женской одежды на Руси?

(Кушак - кушак или пояс он был не только деталью костюма, а опознавательным знаком, символом благородства)

Вот и подходит наш семинар-практикум к концу. Так, что это значит «Воспитать патриота России…» - это наполнить повседневную жизнь ребенка благородными чувствами, которые окрашивали бы всё, что человек познает и делает.

Родить патриота нельзя, его надо воспитать.

Дмитрий Лихачев сказал: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». А что такое Родина? … Родина - это то, где человек родился и вырос, где получил образование и встал на ноги. Каждый человек должен любить и защищать свою Родину. "Где родился, там сгодился" - эту поговорку знают многие, но никто не задумывается о её смысле. Так как же её понимать? Т. е человек не должен уезжать куда-либо со своей Родины, он должен жить там, где ему подарили жизнь и помогать своему государству изо всех сил. Таким образом, у каждого из вас возник свой образ родины, у кого-то он похож, у кого-то нет. А сейчас я предлагаю вам по очереди продолжить фразу

Я горжусь своей страной, потому что…?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов ДОУ: Технология создания «Портфолио педагога» разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС

Задачи  семинара: 1.Показать ценность портфолио в современном образовательном процессе и индивидуальном карьерном росте, т.е. в выстраивании индивидуальной профессиональной траектории.2. Поз...

Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"

27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...

семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель. Расширение представления о профессиональном стандарте педагога. Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности. ...

Семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель.Расширение представления о профессиональном стандарте педагога.Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной  компетентности.Вступительное слово.1-2 слайды...

Семинар – практикум для педагогов ДОУ «Нравственность и патриотизм – важные средства воспитания и обучения»

Цели:повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам патриотического воспитания вызвать интерес педагогов к этой проблеме.  С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон &laqu...

2021г. Районный семинар – практикум для педагогов Дзержинского района на тему: «Интеллектуальное развитие взрослых и детей» , презентация к семинару.

Интеллектуальное развитие – это процесс, и уровень познавательной деятельности подрастающего человека во всех его проявлениях: занятиях, познавательных действиях, способностях и др.; оно осущест...