2021г. Районный семинар – практикум для педагогов Дзержинского района на тему: «Интеллектуальное развитие взрослых и детей» , презентация к семинару.
материал

Аннушкина Наталья Владимировна

Интеллектуальное развитие – это процесс, и уровень познавательной деятельности подрастающего человека во всех его проявлениях: занятиях, познавательных действиях, способностях и др.; оно осуществляется в результате взаимодействий на ребенка обстоятельств жизни и среды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Калужской области

Отдел образования и спорта администрации Дзержинского района

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Белочка» комбинированного вида г. Кондрово

Семинар – практикум для педагогов

На тему: «Интеллектуальное  развитие взрослых и детей»

                    Выполнила:

                                                                 Инструктор по физической культуре

                                                                    высшей квалификационной категории

                                                            МКДОУ Детский сад  «Белочка»

                                                                   Аннушкина Наталья Владимировна

г. Кондрово 2020г.

- Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады Вас приветствовать на семинаре – практикуме на тему:
«Интеллектуальное развитие взрослых и детей»

Отмечается, что интеллект-это система так называемых общих способностей, основных предпосылок для развития других уникальных специфических способностей.

     В современный период модернизации образования требования к качеству образования становятся все жестче, а, следовательно, растут требования и к педагогу, к его профессиональным качествам.

     На сегодняшний день педагоги должны обладать  такими качествами как, инициативность, способность к творчеству, умение нестандартно мыслить и находить нетрадиционные пути решения проблем. Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна, повышаются требования к умственному воспитанию подрастающего поколения.

Вопрос полноценного развития интеллектуальных и познавательных способностей детей дошкольного возраста по–прежнему остаётся актуальной на сегодняшний день.

     В период дошкольного детства быстрым темпом идет накопление знаний, формируется речь, формируются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими способами умственной деятельности.

     Одним из приоритетных направлений в нашем детском саду является развитие интеллектуальных способностей детей.

     Работая в дошкольном учреждении, я твердо убеждена, что основу воспитательной работы, в первую очередь, должно составлять именно развитие интеллектуальных способностей детей. Процесс интеллектуального развития дошкольников сложный и долгий.

Задайте себя вопрос: какими ресурсами (силами) я обладаю как человек?  Вы дадите себе такие ответы как: сила, здоровье, семья, умение считать, писать, играть на музыкальных инструментах, умение плакать (то есть способность чувствовать, переживать). Первым в этом списке всегда является ум или интеллект.

Кратко, интеллект-это мыслительные способности. Мышление, в свою очередь, зависит от эмоционального, социального, физического развития и памяти.

Поэтому, чтобы эффективно развивать интеллект ребенка, важно знать, как интеллект развивается на разных возрастных этапах.

В дошкольном возрасте развитие интеллектуальных способностей тесно связано с типом мышления.     Развитие ребенка можно осуществить только в естественном, самом привлекательном для него виде деятельности – игре. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он «учится», хотя при этом сталкивается с учебными трудностями и преодолевает их. Педагогу лишь остается использовать эту естественную потребность для вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности.  

     Новизна: заключается в том, что развивающие игры и упражнения рассмотрены как вид деятельности раннего уровня психического  и интеллектуального развития ребенка и как одно из наиболее действенных средств формирования у него представлений об окружающем мире.

     Теоретическая значимость состоит в том, чтобы определить влияние развивающих игр на процесс обучения и на процесс формирования знаний, умений и навыков.

     Новизна опыта заключается в том, что интеллектуальное развитие идет комплексно по всем пяти областям («Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»).

НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ

Для данного типа мыслительной деятельности типично, что индивид решает разные жизненные задачи, выполняя реальное, физическое изменение происходящего, опробует различные свойства объектов.

В детские годы наглядно-действенная умственная деятельность отвечает за появление мышления и его совершенствование. У повзрослевших личностей данная разновидность часто дополняется наглядно-образной и словесно-логической мыслительной активностью.

НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ

Подразумевает собой визуализацию происходящего и внесение в него изменений. Наглядно-образная активность позволяет в полной мере создавать разнообразные фактические свойства предметов. При этом в образе в одно и то же время фиксируется разноплановое видение картины.

Главная отличительная черта такого мышления – устанавливаются непривычные, «невероятные» комбинации предметов и их особенности. За счёт чего почти не различимо от воображения.

СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЕ

Его сопровождают разные термины с логическими конструкциями. Словесно-логическая мыслительная деятельность существует на базе языковых средств и выступает наиболее поздней стадией исторического и онтогенетического совершенствования мышления. Согласно структуре данный тип мыслительной деятельности создаёт и обеспечивает функционирование разнообразных видов обобщений.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ

Подразумевается, что выделяется и анализируется первоначальное противоречие происшествия, которое анализируется либо разбираемой проблемы. Благодаря поиску средств устранения противоречий создаётся методика действий. Последняя со своей стороны способствует решению целых классов заданий.

Наличие теоретического мышления подразумевает анализ внутренних особенностей явлений, которые изучаются. Оно допускает мысленное изменение исследуемого объекта, что ещё точнее раскрывает его глубинные характеристики и отношения.

При этом прослеживается различие между теоретическим и эмпирическим мышлением. Второе основывается обобщением чувственно воспринимаемых наглядно данных характеристик и отношений. Люди, имеющие теоретическое мышление, как правило, становятся учёными.

ПРАКТИЧЕСКОЕ

Выступает ещё одним из типов мышления, представляет собой аналог теоретического мышления. В этом случае устанавливаются конкретные цели, строятся планы, проекты. Нередко деятельность осуществляется на фоне временного дефицита, что делает практическую умственную деятельность сложнее теоретической.

ТВОРЧЕСКОЕ

Люди, которые мыслят творчески, способны создать совершенно новый продукт либо вносят серьёзные новаторства в саму познавательную деятельность. Связано с мотивацией, целями, оценками, смыслами.

Творческая деятельность – это не то же самое, что процессы использования готовых знаний, умений (репродуктивное мышление).

Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок вырос физически здоровым, грамотным, интеллектуально развитым, впоследствии с интересом посещал школьные занятия и успешно осваивал учебную программу. Эта мечта может осуществиться при хорошей интеллектуальной подготовке ребенка еще задолго до школы, то есть в дошкольный период.

Немаловажно понимать, что ребенку можно навредить как отсутствием  воспитания, так и круглосуточной интеллектуальной нагрузкой до психического срыва.

Поэтому давайте разберемся, в чем есть тонкости умственного и интеллектуального развития и как правильно на них  влиять.

Основных факторов, определяющих ум и интеллект ребенка, всего два. Первый из них - наследственность. А второй - среда, в которой ребёнок растет и развивается. И если наследственные факторы - это неконтролируемый и непредсказуемый процесс, то создание среды развития под силу любой заботливой семье.

Дети по своей природе любопытны и полны желания учиться, и наша задача как педагога состоит в том, чтобы использовать различные методы обучения, в том числе игры для эффективного развития интеллекта ребенка.

По мере того как опыт ребенка расширяется и усложняется, предметные действия превращаются в психические операции, то есть действия, совершаемые во внутреннем, ментальном плане. А чтобы интеллектуальное развитие ребенка в этом возрасте шло лучше, необходимо развивать оба полушария мозга. Потому что, каждое полушарие отвечает за свою функциональность.

Левое полушарие-отвечает за анализ, языки, логику, науку.

Правое полушарие-отвечает за творчество, музыку, искусство, воображение.

     Я предлагаю вам проверить, какое полушарие более развито у вас, вы можете выполнить некоторые методы проверки:

--При сплетение пальцев выше большой палец правой руки, то доминирует левое полушарие и наоборот;

--При скрещивании рук на плечах преобладание левого полушария показывает правая рука, лежащая сверху.

     Как правило, у одних людей лучше развито левое полушарие, у других - правое. Те, кто синхронизировал свою работу, выигрывают. Ведь часто встречаются люди с хорошим аналитическим умом, но без единой собственной идеи. А есть творческие личности, переполненные интересными и творческими идеями, ни одна из которых не была реализована в жизни.          

     Поэтому так важно развивать гармоничную работу мозга, а не концентрироваться на одной из его половин.

Основой интеллектуального развития является  взаимосвязь обоих полушарий. Основное развитие межплеменных отношений формируется у мальчиков до 8-8,5 лет и у девочек до 7 лет.

Многие ученые доказали влияние манипуляций руками на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Поэтому работа по развитию должна направляться от движения к мышлению, а не наоборот. Все программы нейропсихологической коррекции построены на двигательной активности.

Правильно подобранные упражнения, задания могут всесторонне влиять на речевое развитие и интеллектуальные способности ребенка.

При регулярном применении интеллектуальных задач и упражнений, связанных с улучшением интегративной функции мозга, многие дети достигают значительных успехов в умении усваивать информацию, а также в управлении своими эмоциями.

Актуальность. Отчет педагогической практики показывает, что для физического воспитания детей, воспитателей и инструкторов по физической культуре дошкольные учреждения занимаются, прежде всего, задачами сохранения и укрепления здоровья, развития физических качеств обучения приобретению двигательных навыков, оставляя вне поля зрения задачи умственного развития.

Проблема интеллектуального развития дошкольников - средства физической культуры недостаточно развиты в педагогической науке. Небольшое количество работ, авторы которых обращают внимание на то, что физические упражнения при правильной организации могут оказать значительное положительное влияние на интеллектуальное развитие ребенка.

Цель:

Повысить компетентность педагогов в области интеллектуального развития дошкольников.

Задачи:

  • Активизировать знания педагогов в области интеллектуального развития дошкольников.
  • Познакомить воспитателей с несколькими играми - заданиями, которые способствуют интеллектуальному развитию дошкольников.
  • Развивать навыки позитивного общения педагогов.

Вот что мы можем предложить вашему вниманию. Пособия интеллектуального развития, изготовленные своими руками и используемые в физическом обучении.

Пазлы - увлекательная обучающая игра для детей разного возраста. С его помощью ваш ребенок не только развивает множество навыков и умений, но и научится логически размышлять, составлять план действий. Вы, конечно, заметите, что ребенок становится более точным, терпеливым и трудолюбивым.

Шахматы - интересная, увлекательная и полезная игра, развивающая логическое и аналитическое, творческое и абстрактное мышление. Они тренируют настойчивость и способность думать, планировать и строить действия на будущее заранее.

Вашему вниманию хочу представить нестандартное оборудование для   детей «Паутина» 

Паутина помогает развить способности детей тренировать вестибулярный аппарат, укреплять мышцы туловища и конечностей, координацию движений, правильную осанку.

Следы рук и ног - это следы, которые помогают детям выполнять упражнения не только для развития координации движений, но и для проведения анализа своих дальнейших действий. Разметка хороша тем, что при выполнении задания ребенка задействованы оба полушария
Рисование обеими руками. Одновременное действие обеими руками развивает правое и левое полушария, учит их работать синхронно.

 Грецкий орех  это точечный массаж на кисти рук для улучшения мелкой моторики.

Балансир. Тренировка на нем, влияет на мозжечок, ответственный за эмоциональные и психические компоненты, координацию движений, память, речь и равновесие.

Упражнения для педагогов ( в презентации)

Список используемой литературы.

1.А.Л. Сиротюк, Упражнения для психомоторного развития дошкольников. Практическое пособие. – 2-е изд., испр.-доп.-М.;АРКТИ,2010-60с. (развитие и воспитание).

2.Зак А.З. Интеллектика для дошкольников. Часть 1, 2004г.

3. Буева Л.П. Человеческий фактор: Новое мышление и новое действие. М.: Знание, 1988.-205 с.

 


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 6

УПРАЖНЕНИЕ «СКОРАЯ ПОМОЩЬ»: На листе бумаги напишите буквы алфавита, а под ними Л, П или В. Буквы из верхних строк проговариваются вслух, а из нижних — выполняются руками Л — левая рука поднимается вверх, П — правая рука поднимается вверх, В — обе руки поднимаются вверх. Сделать это все одновременно сложно, хотя кажется на первый взгляд просто. А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Я Л П П В Л В Л П В Л Л П Л Л П В П Л П В Л В В П Л Теперь вспомним упражнения из уроков физкультуры, которые, как оказалось, помогают развить мозг и заставляют работать его синхронно:

Слайд 7

Воображение Посмотрите внимательно на картинку, здесь нарисованы цифры, под каждой цифрой написано слово. Внимательно посмотрите на картинку одну минуту, затем закройте эту картинку и попробуйте написать на бумаге все цифры и под каждой цифрой написать слово.

Слайд 8

Тренировка памяти

Слайд 10

Знаки пальцами Польза упражнения для ума предполагает одновременное взаимодействие правого и левого полушарий, повышает способность быстро переключаться с одной задачи на другую, а также тренирует осознанность.



Предварительный просмотр:

 ( Приложение 1)

Практическое задание 1. «Нейрогимнастика»

Ваша задача заключается в том, чтобы одновременно менять положение пальцев на обеих руках. Соедините  пальцы на правой руке указательный и большой , а остальные прямые  «петух», на левой соединить большой , безымянный и мизинец , указательный и средний прямые  — «заяц». То есть на правой был «петух» — стал «заяц», на левой — был «заяц» —  стал «петух». Повторяйте упражнение 10 – 15 раз. Чтобы немного облегчить ситуацию, начинайте выполнять упражнение в медленном темпе, постепенно ускоряясь.

Знаки пальцами1.

2. », на левой соединить большой , безымянный и мизинец , указательный и средний прямые  — «заяц». на правой руке соединить  большой, средний и безымянный, а указательный и мизинец  прямые  «петух». Затем меняем задание местами. Повторять 10-15 раз

По мере овладения упражнениями, ребенок становится более уверенным в себе,  и таким естественным образом улучшается эмоциональное состояние ребёнка. Эмоции, за которые отвечает лимбическая система в головном мозге, определяют разрядку нейропередатчиков, которые усиливают или ослабляют наш иммунитет. Радость, горе, удивление – все это влияет на нашу иммунную систему.

 Таким образом, нейрогимнастика  способствует улучшению психического и физического развития детей.

 ( Приложение 2)

«Разноцветный текст» - эффект Струпа

 Посмотрите на текст, представленный ниже. Как вы видите, он состоит из перечня цветов, но слова не соответствуют действительности. Ваша задача заключается в том, чтобы называть вслух цвет, которым написан текст. Как только вы дойдете до конца, задание стоит повторить, но уже с конца списка. Вначале данное упражнение будет даваться с трудом. Затруднения возникают по причине того, что за восприятие текста и цвета отвечают разные полушария головного мозга. 

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/06/03/s_5cf51f7dcbb5c/img8.jpg

Преимущества разноцветного текста:

помогает сформировать новые связи между полушариями;

улучшает концентрацию и внимательность;

упражнение служит эффективной профилактикой болезни Альцгеймера.

( Приложение 3)

Развивающая дорожка «Следы»

Дорожка помогает  выполнять упражнения не  только на развитие координации движений, но и   делать анализ своих дальнейших действий. Разметка хороша тем, что при выполнении задания задействованы оба полушария.

Педагогам предлагается пройти развивающую дорожку с изображением ладоней и стоп. Ваша задача, по возможности пройти быстро и при этом не допускать ошибок.

C:\Users\наталья\Pictures\693778f9-2f7e-4eef-b249-90ddd9ae6f0a.jpg

укрепление сердца и сосудов за счет ускоренной циркуляции крови;

улучшение работы дыхательной системы, расширение объема легких;

повышение общей выносливости тела;

укрепление мышц и связок;

выполнения основных мыслительных операций (классификации, анализа,

синтеза и т.п.). 

( Приложение 4)

Зеркальное рисование и синхронное письмо.

Возьмите лист бумаги и 2 карандаша – по одному в каждую руку. Рисуете одновременно двумя руками зеркально – симметричные рисунки.

1. Отзеркаливание 🦋

Упражнение  — Синхронное письмо. Это упражнение по своему принципу схоже с предыдущим. Возьмите  лист бумаги и 2 карандаша (или 2 ручки). Одновременно рисуйте различные фигуры. Можно писать слова, но чтобы они были одинаковы по количеству символов.

Письмо одновременно двумя руками.

        

        

( Приложение 5)

Головоломка –танграм

Главная цель игры – развитие мышления ребенка. Задачи, которые решает танграм:

формирует умение выкладывать картинки из геометрических фигур способствует развитию навыка составления фигур по образцу развивает пространственное мышление тренирует зрительный анализатор (необходимо оценить форму фигуры и ее размеры) развивает внимание и воображение помогает развитию мелкой моторики.

Возьмите геометрические фигуры и попытайтесь составить по схеме ту или иную фигуру.

 

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=ac318eccd0cee20bdf7789ffc0e61587-5179886-images-thumbs&ref=rim&n=33&w=226&h=225https://avatars.mds.yandex.net/i?id=2a00000179fdba665ee1c82936a81c6be05b-4600603-images-thumbs&ref=rim&n=33&w=225&h=225


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фотоотчёт о проведённой досуговой деятельности в старшей группе СП детский сад МБОУ Моховской ООШ по теме «Салют, Победа!» (на практико-ориентированном семинаре для педагогов ДОО района).

Время, в котором мы живем, – это новый более высокий уровень развития человеческого интеллекта и качественного повышения духовно-нравственного потенциала общества. Так уж совпало, что на рубеже веков ...

Семинар для педагогов - психологов района "Методы работы с педагогическим коллективом"

Педагоги детского сада поделились опытом сотрудничества, рассказали о программах, которые реализуются педагогом-психологом совместно с логопедами и воспитателями....

Приказ №43 об итогах проведения семинара для педагогов ДОУ района

Приказ №43 об итогах проведения семинара для педагогов ДОУ района...

Выступление на районном методическом объединении педагогов Калининского района города Новосибирска

В выступлении представлен опыт работы по теме "Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе познания и решения экологических проблем"...

Межрайонный семинар педагогов ДОУ МО Калининский район и МО Приморско-Ахтарский район. «Мастерская маленьких художников». Инновационные формы по художественно-эстетическому развитию дошкольников.

Межрайонный семинар педагогов дошкольных образовательных учреждений муниципального образования Калининский район и муниципального образования Приморско-Ахтарский район по внедрению инновационных ...

Кровотечения (семинар -практикумдля педагогов)

Кровотечения (семинар -практикумдля педагогов)...