Конспект ООД по форме экспериментальных действий на тему: «Круговорот воды в природе»
опыты и эксперименты (подготовительная группа)

Киселева Ольга Александровна

Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.

Программное содержание:

  • Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
  • Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды;
  • Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;
  • Обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;
  • Активизировать словарь детей словами: модель, глобус, суша, материки, круговорот воды, пресная вода, лаборатория, парообразные вещества
  • Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
  • Воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща.

Предварительная работа:

  • Беседа с детьми о значении воды.
  • Чтение стихотворения Н.Николаенко «Дождик-душ»
  • Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н.А.Рыжовой
  • Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды»
  • Чтение сказки «Путешествие Капельки»
  • Проведение отдельных опытов с водой (см. папки «Опыты в картинках» и «Картотеку опытов»
  • Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий)
  • Познавательная игра «Где, какая вода бывает?»
  • Просмотр презентаций на тему: «Почему воду нужно беречь»
  • Знакомство с круговоротом воды в природе.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I часть: Вводная (информационно-познавательная)

 1. Организационный момент:

Придумано кем-то просто и мудро 

При встрече здороваться: "Доброе утро!" 
"Доброе утро!" – солнцу и птицам. 
"Доброе утро!" – улыбчивым лицам.

А сейчас улыбнитесь друг – другу и мне.

Раздается стук в дверь. Входит почтальон Печкин с посылкой в руках и обращается к детям и взрослым.

Печкин: -Здравствуйте! Я, почтальон Печкин, разношу письма, посылки, бандероли. На ваш адрес пришла посылка, а может и не на ваш?! Ребята, а какой у вас адрес?

Воспитатель: -Дети, давайте назовем почтальону Печкину адрес нашего детского сада, и тогда мы узнаем наша это посылка или нет?! (Дети называют: страну- Россия, Московская область, Ленинский городской округ, поселок Володарского, ул. Елохова Роща, 17, детский сад "Пчелка", группа "Радуга")

Печкин: -Да, да, здесь так и написано, значит посылка адресована именно вам. Адрес верный!

Печкин: -Дети, вы любите загадки? 

 -Тогда я загадаю вам загадку, а вы попробуйте её отгадать. Слушайте внимательно.

Загадка:

На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (глобус )

Печкин: - Вот, какие молодцы!

- Распишитесь, пожалуйста, в получении (почтальон отдает посылку воспитателю)

Печкин: - Ох, извините, пожалуйста, но мне надо дальше, почту разносить.

Дети: До свидания!

Воспитатель: - А что такое глобус? (Глобус - это  модель Земли.)

- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля, это наша планета Земля в уменьшенном виде.

- Глобус показывает форму нашей планеты Земля.

- Какая форма у нашей планеты? Правильно круглая.

Также глобус показывает характер её поверхности (где океаны, моря, а где суша, то есть материки. (показать на глобусе)

- Какие цвета вы видите? (Зелёный, коричневый, жёлтый).

- Что обозначено этими цветами? (Горы, леса, пустыни).

Воспитатель быстро крутит глобус и спрашивает:

- Дети, а почему на глобусе очень много синего цвета?

(Синий цвет – это вода: моря, океаны, реки , озёра )

Если на глобус посмотреть,

Земли на Земле всего одна треть.
Но странный вопрос возникает тогда,
Планета должна называться вода ?

Дети, вы согласны с автором этого шуточного стихотворения?

- Почему? (Нет, потому что в воде не могут жить люди, птицы и т.д.)

- Зачем вода нужна растениям? (Для жизни, для роста).

- А как они её получают? (Через корни, которые находятся в земле).

- Кому еще нужна вода? (Животным, человеку).

- Да, ещё в древности, когда люди научились строить корабли и стали плавать на них по морям и океанам, то узнали, что суши намного меньше, чем, воды и мы с вами в этом убедились.

Звучит запись журчания ручейка

(Чтение стихотворения о ВОДЕ)

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без неё нам не прожить!

- Дети, для жизни человека вода имеет очень важное значение.

- Вы уже знаете, что на нашей планете Земля очень много воды.  Но не вся она пригодна для употребления. Растительному, животному миру и человеку нужна вода пресная. А какая это вода пресная? Может вы знаете о ней?

- Правильно, пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода- солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду невозможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин -это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему? (Дети объясняют)

- Конечно, необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.

- А как вода поступает в реку?

- Дети, как вы думаете, что такое круговорот воды в природе? 

 Воспитатель показывает схему круговорота воды в природе.

-Капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу. Когда идёт дождь, капельки воды падают на землю. Капелек много, на земле образуются лужи, ручейки. Текут ручейки и попадают в реку, река попадает в море. В море воды много. Когда солнце греет вода испаряется, превращается в пар. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух и образуются облака, ветер дует – облака плывут по небу. Там, вверху холодно, капельки воды становятся больше, тяжелее, облака превращаются в тучи. Когда капельки становятся очень большие и тяжёлые они падают вниз. Много, много капелек падает вниз.

И что происходит?

Идет дождь, образуются лужи… и всё начинается сначала. (Жестом показать «так по кругу движется вода в природе, получается круговорот».

Физкультминутка

К речке быстрой мы спустились, (шагаем на месте)

Наклонились и умылись. (наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.(встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.(круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль. (круги руками вперед поочередно)

Все плывем мы, как дельфин. (прыжки на месте)

Вышли на берег крутой (шагаем на месте)

И отправились домой.

II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)

- Дети, сегодня мы с вами будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.

- О некоторых свойствах воды мы уже знаем. Давайте вспомним их.

1. У воды нет формы. (Дети называют).

Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются, их не видно, только земля влажная. Итак, вода не имеет формы.

2. У воды нет цвета, она прозрачная. (Дети называют).

- Дети, представьте себе, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной, как в сказке “молочная речка с кисельными берегами”. Могли бы рыбы, растения жить, развиваться в таких молочных реках? (Нет)

- Дети, непрозрачная (мутная) вода не пропускает солнечных лучей, а без этого в водоёмах: реках, озерах не смогут расти водоросли. А если не будет растительности, то нечем будет питаться животному миру, рыбам. Всем нужна чистая, прозрачная вода! Поэтому, нельзя загрязнять водоёмы, воду нужно беречь и беречь природу на нашей планете!

3. У воды нет запаха. (Дети называют).

У воды нет запаха, но она может приобретать запах другого вещества.

4. Вода – не имеет вкуса. (Дети называют).

Правильно, своего вкуса у воды нет. Давайте вспомним, как мы это узнали?

Дети: В один стакан с водой добавили сахар, и вода стала сладкой. В другой добавили соль, и она стала соленой.

5. А что случилось с веществами, которые мы  добавили в воду?

Правильно, они растворились. Отсюда следует еще одно свойство воды, которое мы уже знаем. Вода- Растворитель. (Дети называют).

- Вот как много свойств воды мы уже знаем. Но это далеко не все свойства волшебной воды. И сегодня некоторые из них мы узнаем.

- Дети, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)

- В лаборатории ученые работают в специальной одежде. Я предлагаю вам надеть фартуки и шапочки. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе.

 Приступим к нашим исследованиям.

   Опыт 1. «Вода – жидкая, может течь»

Перед вами стоят два стаканчика – один с водой, другой – пустой, предлагаю вам аккуратно перелить воду из одного стаканчика в другой.

Что происходит с водой?

Вода льется? Почему? Потому что она жидкая.

Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Вывод: Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.

Опыт 2 Лед- твердая вода.

А сейчас мы будем наблюдать за льдом. Перед вами тарелки, на которых лежат кубики льда. Обратите внимание на то, как постепенно уменьшается размер кубиков льда.

Что происходит со льдом? Он тает.

Почему лед тает? Потому что в группе тепло.

Что образовалось на месте кубиков льда? Правильно, образовалась вода.

Из чего состоит лед? Из воды.

Положите кубик льда на ладошку. Что происходит? (Лед начал таять быстрее, потому что ладошка более теплая)

Вывод: Лед, снег- это тоже вода. Вода может находиться не только в жидком состоянии. Снег и лед – это твердое состояние воды.

Вытирайте свои ладошки и пойдемте дальше.

Опыт 3. Пар- это тоже вода.

- Дети, посмотрите, что я делаю. В электрический чайник я наливаю жидкую воду.

- Электрический чайник это электроприбор?

- Дети, давайте вспомним правила поведения с электроприборами:

  1. Электроприборы могут ударить током и стать причиной пожара;
  2. Электрические приборы нельзя включать и выключать без взрослых;
  3. Ничего не втыкать и не засовывать в розетки.
  4. Ни в коем случае нельзя касаться оголенных проводов, по которым идет электрический ток.
  5. Нельзя защемлять провода дверями, оконными рамами, закреплять провода на гвоздях.
  6. Нельзя играть вблизи проводов, может ударить током.

- А теперь смотрим на электрический чайник.

- Вы видите, как из чайника выходит пар?

- Откуда он взялся в чайнике? Я туда наливала только воду.

Дети: - Пар появился потому, что вода стала нагреваться, а потом закипела и превратилась в пар.

Вода при нагревании превратилась в пар.

А теперь смотрите, что я буду делать дальше. У меня в руках холодное и совершенно сухое зеркало, я подношу его к струе пара, немного подержу. А теперь посмотрите, что произошло с зеркалом?

На стекле мы видим капельки воды.

Откуда она появилась? Ведь перед опытом стекло было абсолютно чистым, сухим.

Когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду.

Вывод: пар – это тоже вода. Ну или, если говорить простыми словами, пар состоит из воды. При нагревании (увеличении температуры) жидкая вода превращается в парообразное состояние – пар.

Макет Круговорота воды в природе.

Вот так происходит и в природе, каждый день жаркое солнце нагревает воду в морях, реках и озёрах, как только что она нагрелась в нашем чайнике. Вода превращается в пар. Крошечные, невидимые  капельки влаги поднимаются в воздух. У поверхности Земли воздух всегда теплее. Чем выше поднимается водяной пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Образуются облака. Когда капелек воды  набирается много, они становятся слишком тяжёлыми для облака и выпадают дождём на землю.

Снежинки образуются так же, как и капли дождя. Когда очень холодно, капли воды превращаются в кристаллики льда ─ снежинки ─ и попадают на землю в виде снега.

Дождь и растаявший снег стекают в ручьи и реки, которые несут свои воды в моря и океаны, они питают землю и дают жизнь растениям. Затем, вода возобновляет свой путь. Весь этот процесс называется КРУГОВОРОТОМ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.

Итог занятия.

Одно из замечательных свойств воды вы наблюдали уже много раз зимой на реке, на озере или на пруду. Вы видели там лёд, то есть твёрдую воду. Подо льдом ─ жидкая вода. Надо льдом ─ водяной пар, он всегда есть в воздухе.

Что же здесь необычного? А вот что. Вода ─ единственное на земле вещество, которое может в природных условиях находиться одновременно во всех трёх состояниях: твёрдом, жидком и газообразном.

Назовите мне жидкое состояние воды:

Дождь, кран, из которого бежит вода, ручей.

Твердое состояние воды: Лед, снег, град, айсберг, град.

Парообразное состояние воды: пар над чайником, облака на небе.

В природе путешествует вода

Она не исчезает никогда!

То в снег превратится, то в лёд,

Растает и снова в поход!

По горным вершинам,

По снежным долинам,

Вдруг в небо взовьётся,

Дождём обернётся.

Вокруг оглянитесь,

В природу вглядитесь!

Вас окружает везде и всегда –

Наша спутница –

Волшебница … (хором) Вода.

Дети, какие вы молодцы! Наши исследования в лаборатории завершены. Как много нового мы сегодня с вами узнали о необыкновенной воде!

Давайте аккуратно снимем одежду, в которой мы работали в лаборатории и попрощаемся с гостями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Экспериментирование29.43 КБ
Файл vodovorot_vody_v_prirode.docx815.03 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

НА ТЕМУ:

«ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей.

Количество детей: подгруппа 10 человек.

Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.

Программное содержание:

  • Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
  • Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды;
  • Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;
  • Обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;
  • Активизировать словарь детей словами: модель, глобус, суша, материки, круговорот воды, пресная вода, лаборатория, парообразные вещества
  • Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
  • Воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща.

Предварительная работа: 

  • Беседа с детьми о значении воды.
  • Чтение стихотворения Н.Николаенко «Дождик-душ»
  • Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н.А.Рыжовой
  • Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды»
  • Чтение сказки «Путешествие Капельки»
  • Проведение отдельных опытов с водой (см. папки «Опыты в картинках» и «Картотеку опытов»
  • Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий)
  • Познавательная игра «Где, какая вода бывает?»
  • Просмотр презентаций на тему: «Почему воду нужно беречь»
  • Знакомство с круговоротом воды в природе

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I часть: Вводная (информационно-познавательная)

 1. Организационный момент:

Придумано кем-то просто и мудро 
При встрече здороваться: "Доброе утро!" 
"Доброе утро!" – солнцу и птицам. 
"Доброе утро!" – улыбчивым лицам.

А сейчас улыбнитесь друг – другу и мне.

Раздается стук в дверь. Входит почтальон Печкин с посылкой в руках и обращается к детям и взрослым.

Печкин: -Здравствуйте! Я, почтальон Печкин, разношу письма, посылки, бандероли. На ваш адрес пришла посылка, а может и не на ваш?! Ребята, а какой у вас адрес?

Воспитатель: -Дети, давайте назовем почтальону Печкину адрес нашего детского сада, и тогда мы узнаем наша это посылка или нет?! (Дети называют: страну- Россия, Московская область, Ленинский городской округ, поселок Володарского, ул. Елохова Роща, 17, детский сад "Пчелка", группа "Радуга")

Печкин: -Да, да, здесь так и написано, значит посылка адресована именно вам. Адрес верный!

Печкин: -Дети, вы любите загадки? 

 -Тогда я загадаю вам загадку, а вы попробуйте её отгадать. Слушайте внимательно.

Загадка:

На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. 
(глобус )

Печкин: - Вот, какие молодцы!

- Распишитесь, пожалуйста, в получении (почтальон отдает посылку воспитателю)

Печкин: - Ох, извините, пожалуйста, но мне надо дальше, почту разносить.

Дети: До свидания!

  

Воспитатель: - А что такое глобус? (Глобус - это  модель Земли.)

- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля, это наша планета Земля в уменьшенном виде.

- Глобус показывает форму нашей планеты Земля.

- Какая форма у нашей планеты? Правильно круглая.

Также глобус показывает характер её поверхности (где океаны, моря, а где суша, то есть материки. (показать на глобусе) 

- Какие цвета вы видите? (Зелёный, коричневый, жёлтый).

- Что обозначено этими цветами? (Горы, леса, пустыни).

Воспитатель быстро крутит глобус и спрашивает:

- Дети, а почему на глобусе очень много синего цвета?

(Синий цвет – это вода: моря, океаны, реки , озёра )

Если на глобус посмотреть,

Земли на Земле всего одна треть.
Но странный вопрос возникает тогда,
Планета должна называться вода ?

Дети, вы согласны с автором этого шуточного стихотворения?

- Почему? (Нет, потому что в воде не могут жить люди, птицы и т.д.)

- Зачем вода нужна растениям? (Для жизни, для роста).

- А как они её получают? (Через корни, которые находятся в земле).

- Кому еще нужна вода? (Животным, человеку).

- Да, ещё в древности, когда люди научились строить корабли и стали плавать на них по морям и океанам, то узнали, что суши намного меньше, чем, воды и мы с вами в этом убедились.

Звучит запись журчания ручейка

(Чтение стихотворения о ВОДЕ)

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без неё нам не прожить!

- Дети, для жизни человека вода имеет очень важное значение.

- Вы уже знаете, что на нашей планете Земля очень много воды.  Но не вся она пригодна для употребления. Растительному, животному миру и человеку нужна вода пресная. А какая это вода пресная? Может вы знаете о ней?

- Правильно, пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода- солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду невозможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин -это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему? (Дети объясняют)

- Конечно, необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.

- А как вода поступает в реку?

- Дети, как вы думаете, что такое круговорот воды в природе? 

 Воспитатель показывает схему круговорота воды в природе.

-Капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу. Когда идёт дождь, капельки воды падают на землю. Капелек много, на земле образуются лужи, ручейки. Текут ручейки и попадают в реку, река попадает в море. В море воды много. Когда солнце греет вода испаряется, превращается в пар. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух и образуются облака, ветер дует – облака плывут по небу. Там, вверху холодно, капельки воды становятся больше, тяжелее, облака превращаются в тучи. Когда капельки становятся очень большие и тяжёлые они падают вниз. Много, много капелек падает вниз.

И что происходит?

Идет дождь, образуются лужи… и всё начинается сначала. (Жестом показать «так по кругу движется вода в природе, получается круговорот».

Физкультминутка

К речке быстрой мы спустились, (шагаем на месте)

Наклонились и умылись. (наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.(встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.(круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль. (круги руками вперед поочередно)

Все плывем мы, как дельфин. (прыжки на месте)

Вышли на берег крутой (шагаем на месте)

И отправились домой.

II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)

- Дети, сегодня мы с вами будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.

- О некоторых свойствах воды мы уже знаем. Давайте вспомним их.

1. У воды нет формы. (Дети называют).

Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются, их не видно, только земля влажная. Итак, вода не имеет формы.

2. У воды нет цвета, она прозрачная. (Дети называют).

- Дети, представьте себе, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной, как в сказке “молочная речка с кисельными берегами”. Могли бы рыбы, растения жить, развиваться в таких молочных реках? (Нет)

- Дети, непрозрачная (мутная) вода не пропускает солнечных лучей, а без этого в водоёмах: реках, озерах не смогут расти водоросли. А если не будет растительности, то нечем будет питаться животному миру, рыбам. Всем нужна чистая, прозрачная вода! Поэтому, нельзя загрязнять водоёмы, воду нужно беречь и беречь природу на нашей планете!

3. У воды нет запаха. (Дети называют).

У воды нет запаха, но она может приобретать запах другого вещества.

4. Вода – не имеет вкуса. (Дети называют).

Правильно, своего вкуса у воды нет. Давайте вспомним, как мы это узнали?

Дети: В один стакан с водой добавили сахар, и вода стала сладкой. В другой добавили соль, и она стала соленой.

5. А что случилось с веществами, которые мы  добавили в воду?

Правильно, они растворились. Отсюда следует еще одно свойство воды, которое мы уже знаем. Вода- Растворитель. (Дети называют).

- Вот как много свойств воды мы уже знаем. Но это далеко не все свойства волшебной воды. И сегодня некоторые из них мы узнаем. 

- Дети, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)

- В лаборатории ученые работают в специальной одежде. Я предлагаю вам надеть фартуки и шапочки. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе.

 Приступим к нашим исследованиям.

   

Опыт 1. «Вода – жидкая, может течь»

Перед вами стоят два стаканчика – один с водой, другой – пустой, предлагаю вам аккуратно перелить воду из одного стаканчика в другой.

Что происходит с водой?

Вода льется? Почему? Потому что она жидкая.

Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Вывод: Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.

Опыт 2 Лед- твердая вода.

А сейчас мы будем наблюдать за льдом. Перед вами тарелки, на которых лежат кубики льда. Обратите внимание на то, как постепенно уменьшается размер кубиков льда.

Что происходит со льдом? Он тает.

Почему лед тает? Потому что в группе тепло.

Что образовалось на месте кубиков льда? Правильно, образовалась вода.

Из чего состоит лед? Из воды.

Положите кубик льда на ладошку. Что происходит? (Лед начал таять быстрее, потому что ладошка более теплая)

Вывод: Лед, снег- это тоже вода. Вода может находиться не только в жидком состоянии. Снег и лед – это твердое состояние воды.

Вытирайте свои ладошки и пойдемте дальше.

Опыт 3. Пар- это тоже вода.

- Дети, посмотрите, что я делаю. В электрический чайник я наливаю жидкую воду.

- Электрический чайник это электроприбор?

- Дети, давайте вспомним правила поведения с электроприборами:

  1. Электроприборы могут ударить током и стать причиной пожара;
  2. Электрические приборы нельзя включать и выключать без взрослых;
  3. Ничего не втыкать и не засовывать в розетки.
  4. Ни в коем случае нельзя касаться оголенных проводов, по которым идет электрический ток.
  5. Нельзя защемлять провода дверями, оконными рамами, закреплять провода на гвоздях.
  6. Нельзя играть вблизи проводов, может ударить током.

- А теперь смотрим на электрический чайник.

- Вы видите, как из чайника выходит пар?

- Откуда он взялся в чайнике? Я туда наливала только воду.

Дети: - Пар появился потому, что вода стала нагреваться, а потом закипела и превратилась в пар.

Вода при нагревании превратилась в пар.

А теперь смотрите, что я буду делать дальше. У меня в руках холодное и совершенно сухое зеркало, я подношу его к струе пара, немного подержу. А теперь посмотрите, что произошло с зеркалом?

На стекле мы видим капельки воды.

Откуда она появилась? Ведь перед опытом стекло было абсолютно чистым, сухим.

Когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду.

Вывод: пар – это тоже вода. Ну или, если говорить простыми словами, пар состоит из воды. При нагревании (увеличении температуры) жидкая вода превращается в парообразное состояние – пар.

Макет Круговорота воды в природе.

Вот так происходит и в природе, каждый день жаркое солнце нагревает воду в морях, реках и озёрах, как только что она нагрелась в нашем чайнике. Вода превращается в пар. Крошечные, невидимые  капельки влаги поднимаются в воздух. У поверхности Земли воздух всегда теплее. Чем выше поднимается водяной пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Образуются облака. Когда капелек воды  набирается много, они становятся слишком тяжёлыми для облака и выпадают дождём на землю.

Снежинки образуются так же, как и капли дождя. Когда очень холодно, капли воды превращаются в кристаллики льда ─ снежинки ─ и попадают на землю в виде снега.

Дождь и растаявший снег стекают в ручьи и реки, которые несут свои воды в моря и океаны, они питают землю и дают жизнь растениям. Затем, вода возобновляет свой путь. Весь этот процесс называется КРУГОВОРОТОМ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.

Итог занятия.

Одно из замечательных свойств воды вы наблюдали уже много раз зимой на реке, на озере или на пруду. Вы видели там лёд, то есть твёрдую воду. Подо льдом ─ жидкая вода. Надо льдом ─ водяной пар, он всегда есть в воздухе.

Что же здесь необычного? А вот что. Вода ─ единственное на земле вещество, которое может в природных условиях находиться одновременно во всех трёх состояниях: твёрдом, жидком и газообразном.

Назовите мне жидкое состояние воды:

Дождь, кран, из которого бежит вода, ручей.

Твердое состояние воды: Лед, снег, град, айсберг, град.

Парообразное состояние воды: пар над чайником, облака на небе.

В природе путешествует вода

Она не исчезает никогда!

То в снег превратится, то в лёд,

Растает и снова в поход!

По горным вершинам,

По снежным долинам,

Вдруг в небо взовьётся,

Дождём обернётся.

Вокруг оглянитесь,

В природу вглядитесь!

Вас окружает везде и всегда –

Наша спутница –

Волшебница … (хором) Вода.

Дети, какие вы молодцы! Наши исследования в лаборатории завершены. Как много нового мы сегодня с вами узнали о необыкновенной воде!

Давайте аккуратно снимем одежду, в которой мы работали в лаборатории и попрощаемся с гостями.



Предварительный просмотр:

C:\Users\Ольга\Desktop\Фото для работы\Воспитатель года\IMG-20201105-WA0006.jpgC:\Users\Ольга\Desktop\Фото для работы\Воспитатель года\IMG-20201105-WA0005.jpg

C:\Users\Ольга\Desktop\Фото для работы\Воспитатель года\IMG-20201105-WA0012.jpgC:\Users\Ольга\Desktop\Фото для работы\Воспитатель года\IMG-20201105-WA0015.jpg

C:\Users\Ольга\Desktop\Фото для работы\Воспитатель года\IMG-20201105-WA0019.jpgC:\Users\Ольга\Desktop\Фото для работы\Воспитатель года\IMG-20201105-WA0025.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Вода в природе. Свойства воды»

Ознакомление детей с тем, в каком виде вода существует в природе, с  различными явлениями (дождь, снег,  лед, пар, роса, туман и т. д.) с водоемами в окружающей среде; свойствами воды; приви...

конспект кружка по экспериментальной деятельности "Удивительные превращения воды" для средней группы

И сугроб, иснегопад -Белоснежный водопад,Капля в чашечке цветка,Кучевые облака,То туман в осенней мгле,То узоры на стекле,То сосульки, то капели,Что весною зазвенели,Иней хрупкий ледяной, Что укр...

конспект совместной опытно-экспериментальной деятельности. "Удивительные свойства воды"

Данный материал предлагается для проведения опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего возраста....

Конспект НОД для подготовительной к школе группы "Вода в природе"

Конспект НОД, направленный на расширение представлений  детей о воде, её свойствах, раскрытие основных факторов загрязнения воды и мер по охране её чистоты, рациональному использованию....

Конспект занятия по экспериментально исследовательской деятельности "Свойства воды"

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности для детей средней группы (познавательное развитие)...

Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности «Свойства воды-жидкая, прозрачная»

Познакомить детей со свойствами воды,обогащать и активизировать словарь, развивать связную речь детей....

Конспект ОД по экспериментальной деятельности "Зачем растению вода?"

В данном  конспекте  представлены несложные опыты, которые могут провести дети средней группы под наблюдением воспитателя. Вперёд, к новым открытиям!...