Статья "Применение культурно-досуговой деятельности как средства развития творческих способностей старших дошкольников"
статья (старшая, подготовительная группа)

Брехт Жанна Сергеевна

Статья "Применение культурно-досуговой деятельности как средства развития творческих способностей старших дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulturno-dosugovaya_deyatelnost.docx24.03 КБ

Предварительный просмотр:

Применение культурно-досуговой деятельности как средства развития творческих способностей старших дошкольников

Уникальность детства состоит в том, что в этот период жизни идет закладка и формирование личностного потенциала человека культурно-познавательного, морально-нравственного, художественно-эстетического, формируется характер, определяется будущая творческая направленность личности.

Все виды культурно-досуговой деятельности являются творческими.

Как отмечает М. Б. Зацепина, «потребность в творчестве – универсальная общечеловеческая потребность, и каждый ребенок должен иметь возможность творить и в ходе занятий, и в свободное время» [3, с. 5].

В процессе целенаправленной культурно-досуговой деятельности формируется художественно-эстетические предпочтения и ценностные ориентации, что в итоге приводит к формированию устойчивого интереса к культурному использованию своего свободного времени.

Рассматривая культурно-досуговую деятельность как средство развития творческих способностей старших дошкольников в нашем исследовании, необходимо рассмотреть понятие «досуг».

А. Д. Жарков, исследуя культурно-досуговую деятельность, определяет досуг «…как составную часть свободного времени, затрачиваемую человеком на удовлетворение социальных потребностей, в том числе физических и духовных» [2, с. 68].

Досуг является необходимым и неотъемлемым элементом образа жизни ребенка. Организация досуговой деятельности с детьми в контексте ФГОС (ДО) – важнейший раздел работы дошкольного образовательного учреждения, который обеспечивает культурный отдых детей, их эмоциональную разрядку, что необходимо для психического и физического здоровья дошкольников [1].

Досуговая деятельность детей - это самостоятельный и специфический компонент воспитательно-образовательной работы дошкольного образовательного учреждения; важная сфера жизни детей, которая создает условия для развития культуры ребенка в процессе изучения и познания ценностей (духовных, нравственных, эстетических) различных видов искусств. В итоге это способствует формированию индивидуальных способностей и интересов, раскрытию талантов и возможностей войти дошкольнику в культуру через творчество [1].

М. Б. Зацепина рассматривает досуг в дошкольном образовательном учреждении как: «…возможность ребенка заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору» [3, с. 7].

Организацию свободного времени в дошкольной образовательной организации рассматривали Н. А. Ветлугина, Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина и другие, отмечая, что «… продуманная организация свободного времени дошкольника имеет большое значение для его всестороннего развития в процессе разнообразных занятий. У детей развивается творчество» [3, с. 7].

Творчество в данном параграфе нашего исследования мы рассматриваем как вид культурно-досуговой деятельности старших дошкольников, наиболее высокий уровень использования свободного времени, самый свободный вид деятельности.

Творчество не служит подготовкой к чему-то высшему – оно само наиболее ценный и вместе с тем естественный, органичный для дошкольника вид деятельности.

Потребность в творчестве – одна из самых глубоких и постоянных потребностей.

М. Б. Зацепина в учебном пособии «Организация досуговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении» отмечает, что «…чем выше базовая культура детей, тем более разнообразен спектр их творчества. Они свое свободное время используют не только для отдыха, удовлетворения своих интеллектуальных потребностей, получая впечатления, но и для творчества» [3, с. 9].

Автор выделяет виды и формы культурно-досуговой деятельности старших дошкольников для развития творческих способностей, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1- Виды и формы культурно-досуговой деятельности старших дошкольников в ДОУ

Виды культурно-досуговой деятельности

Формы культурно-досуговой деятельности

1.

Отдых

  • игры;
  • рисование;
  • лепка;
  • конструирование;
  • прогулки;
  • слушание музыки;
  • чтение книг;
  • просмотр ТВ и др.

2.

Развлечения

  • театрализованные (все виды театров и театрально-игровой деятельности);
  • познавательные (разнообразные викторины: о жизни и творчестве великих людей, о традициях и обычаях своей страны, экологические и др.);
  • музыкально-литературные концерты;
  • спортивные (игры, аттракционы, соревнования, эстафеты и т. д.).

3.

Праздники

  • международные;
  • государственно-гражданские;

Продолжение таблицы 1

Виды культурно-досуговой деятельности

Формы культурно-досуговой деятельности

  • народные и фольклорные;
  • православные;
  • бытовые;
  • семейные и специально организуемые.

4.

Самообразование

  • игры,
  • коллекционирование различных предметов,
  • хобби;
  • детское экспериментирование;
  • самостоятельная познавательная и художественно-продуктивная деятельность;
  • познавательные беседы;
  • экскурсии, посещения.

Детский досуг целенаправленно организуется педагогами-воспитателями для игры, праздника, развлечения, отдыха, свободного время провождения дошкольников.

В нашем исследовании мы рассмотрим такой вид досуга как праздник, где происходит взаимодействие педагога-воспитателя - ребенка - родителей (законных представителей).

Известно, что праздник – является радостным событием каждого ребенка. Развитию творческих способностей старших дошкольников способствует не только занятия, упражнения, но и организация праздников и развлечений. В проведении праздников, развлечений устанавливается сотрудничество педагогов-воспитателей с родителями (законными представителями) старших дошкольников. В сотрудничестве родители становятся активными союзниками и помощниками педагогов. В организации праздника родители участвуют в создании декораций, изготавливают костюмы.

Одной из интересных форм культурно-досуговой деятельности для привлечения родителей по традиции является участие в театрализованных представлениях в качестве актеров.

Например, ежегодно по традиции в нашем детском саду № 1 «Рябинка» поселка городского типа Промышленная проходят театрализованные представления, посвященные «Международному дню театра», где старшие дошкольники и их родители (законные представители) активно принимают участие. Старшие дошкольники и их родители (законные представители) творчески подходят к этому мероприятию, своими руками изготовляют концертные билеты, афишу, деньги, костюмы.

Кроме того, старшие дошкольники, родители и педагоги-воспитатели принимают активное участие в конкурсах детского творчества различного уровня, тематических акциях, выставках семейного творчества.

Воспитать творческую личность по силам только неравнодушным взрослым. Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги-воспитатели и родители (законные представители) станут равноправными партнерами, так как они воспитывают одних и тех же детей.

Такой системный подход побуждает и педагогов-воспитателей, и родителей (законных представителей) к дальнейшему творческому сотрудничеству и способствует конструктивному решению возникающих проблем.


СПИСОК ИСОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

  1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637. - (Дата обращения: 12.02.2018).
  2. Жарков, А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности [Текст]: учебник для студентов вузов культуры и искусств. - М.: Издательский Дом МГУКИ, 2007. - 480 с.
  3. Зацепина, М. Б. Организация досуговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении [Текст]: учебное пособие для СПО / М. Б. Зацепина. – 2 – е изд. испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 149 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая рекомендация. «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у дошкольников" (область «Художественно – эстетическое развитие в соответствии с ФГОС ДО)

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль.Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем приобретая жизненный опыт, – все это помогает ос...

Методический семинар на тему: «Нетрадиционные виды изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей у дошкольников с ОВЗ»

В настоящее время общество нуждается в  инициативных людях, способных творчески подходить к решению проблем, оригинально мыслить. Поэтому перед системой образования стоит важная задача развития...

"Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у дошкольников"

Театральная деятельность является одной из самых важных видов детского творчества. Свою выдумку и впечатление из окружающей жизни ребёнку необходимо воплощать в живые образы и действия. Входя в о...

Консультация «Конструирование как средство развития творческих способностей старших дошкольников»

Конструктивная деятельность — это, в первую очередь, самое мощное средство умственного развития ребенка. В процессе конструирования моделируются отношения между структурными, функциональными и п...

Выпускная работа "Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей старших дошкольников"

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей старших дошкольников...