Проект «Чудеса народного фольклора…»
проект
Адаптация – процесс развития приспособительных реакций
организма в ответ на новые для него условия.
Способность детей входить в новые условия жизни, принимать их,
существенно варьируется. Одни дети входят в коллектив сверстников
легко и свободно, у других же такой переход вызывает значительные
невротические и психосоматические осложнения. С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, попевки. Роль этих малых фольклор форм трудно переоценить: вслушиваясь в слова потешек их ритм, малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет и радует ребёнка, но и организовывает его поведение. Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому взрослые должны создать такие условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались бы ребёнком как безопасные.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chudesa_narodnogo_folklora.docx | 27.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Чудеса народного фольклора…» направлен на успешную
адаптацию детей раннего возраста к ДОУ, путем
использования малых форм фольклора.
Адаптация – процесс развития приспособительных реакций
организма в ответ на новые для него условия.
Способность детей входить в новые условия жизни, принимать их,
существенно варьируется. Одни дети входят в коллектив сверстников
легко и свободно, у других же такой переход вызывает значительные
невротические и психосоматические осложнения. С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, попевки. Роль этих малых фольклор форм трудно переоценить: вслушиваясь в слова потешек их ритм, малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет и радует ребёнка, но и организовывает его поведение. Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому взрослые должны создать такие условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались бы ребёнком как безопасные.
Таким образом, с помощью фольклора достаточно легко установить контакт с ребенком. Дети в раннем возрасте легко заинтересовываются играми, песенками, потешками, закличками и прибаутками. Только в раннем детстве можно привить позитивное отношение к культуре русского народа.
Актуальность проекта
Проект «Чудеса народного фольклора…» основан на использовании
малых форм фольклора.
Фольклор (англ. folklore — «народная мудрость») — народное
творчество, чаще всего устное. Художественная, коллективная,
творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения,
идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных
массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос),
народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы),
театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец,
архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
В проекте «Чудеса народного фольклора…» использованы малые
формы фольклора (сказки, песни, частушки, прибаутки, потешки,
поговорки, заклички и прочее).
Словесное русское народное творчество разнообразно. И
действительно оно вызывает интерес как у взрослых, так и у детей.
На самом деле мы с самого рождения наших детей используем его,
напевая ребенку колыбельную, чтобы он успокоился. Или ритмично
проговариваем потешку, чтобы развеселить. Ребенок несомненно
откликается на припевки и приговорки, начиная пританцовывать,
хлопать в ладоши ит.д.
Почему были выбраны малые формы фольклора как средство
успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ:
1) Это часть нашей культуры.
2) Фольклор является способом самовыражения. Природа
дала человеку голос и естественно для всякого живого чувство
моторики.
3) Это универсальное средство общения, преодоления
границ и времени.
4) Русский фольклор разнообразен и красив.
Тип проекта: познавательно—творческий.
Продолжительность: краткосрочный (сентябрь-декабрь)
Участники проекта: дети раннего возраста, воспитатели
группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Цель проекта: успешная адаптация детей раннего возраста к ДОУ, путем использования малых форм фольклора.
Задачи проекта :
Образовательные:
1.Обогащать и активизировать словарь детей
2. Познакомить детей с элементами малых форм народного фольклора.
Развивающие:
1. Развивать культурно-гигиенические навыки у детей.
2. Развивать познавательную активность у воспитанников.
Воспитательные:
1. Снизить уровень тревожности детей и родителей в период
адаптации.
2. Способствовать психо – эмоциональному развитию каждого ребёнка.
3. Используя консультативно – рекомендательные мероприятия, вызвать у родителей желание принимать активное участие в педагогическом процессе.
Гипотеза. Процесс адаптации у детей младшего дошкольного возраста будет более успешным и эффективным при целенаправленном использовании в работе малых форм фольклора.
Ожидаемые результаты проекта:
1. Благоприятное течение периода адаптации у детей.
2. Создание комфортной обстановки для детей в группе.
3. Установление доверительных отношений между ребенком и
педагогом.
4. Обогащение и активизация словаря ребенка.
Содержание программы ориентировано на детей всей группы и на каждого ребенка.
Этапы | Цели | Содержание |
Вводный | Знакомство с семьей ребенка для установления контакта, Определение уровня подготовки ребенка к посещению дошкольного учреждения. | • Подбор необходимой литературы по вопросам адаптации; • Подбор произведений русского фольклора для использования в режимных моментах, НОД, прогулках; • Анкетирование родителей; • Оформление информационного стенда на темы: «Адаптация», «Первый раз в детский сад» и др. • Организация развивающей среды в группе (музыкальный уголок, уголок ряжения, кукольного театра, игровые зоны, и пр.) |
Основной | Реализация проекта согласно плану. Создание благоприятной среды для оптимизации течения процесса адаптации. | • Игровая деятельность (русские народные подвижные игры); • Занятия (речевые игры); • Заучивание потешек, закличек, поговорок; • Прослушивание аудиозаписей русских народных песен; • Прослушивание русских народных сказок; • Изготовление родителями и детьми сувениров на тему «В тридевятом царстве…»; • Участие детей в развлечении «Как в сказке…» |
Заключительный | Подведение результатов проекта. | Анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации детей; • Проведение совместного с родителями и детьми праздника «Чудеса народного фольклора…»; • Участие детей в фольклорных праздниках, развлечениях. |
План работы
Месяц | Фольклорный материал | |||
Аудиозапись народных песен и потешек | Загадки, потешки и речевые игры. | Подвижные игры. | Сказки | |
сентябрь | «Капустка» «А я по лугу» «Весна- красна» «Березонька» | «Тюшки-тютюшки» «Скок-поскок» «Поехали по бревна…» «Водичка, водичка» | «Пузырь» «Мишка косолапый» «Вышла курочка гулять» | «Колобок» «Глиняный парень» «Маша и медведь» |
октябрь | «Сударушка» «Ягода» «На горе, горе» «Вот какая Машенька» | «Петя Петушок» «Давай коза попрыгаем » «В яму бух» «Люли, люли, люленьки…» | «Каравай» «Мишка косолапый» «Зеленая репка» «Дубок» | «Теремок» «Докучные сказочки» |
ноябрь | «Золотое яблочко» «Уж как шла коляда» «Березонька» «Сударушка» | «Этот пальчик— дедушка..» «Потягушеньки, порастушеньки…» «Поехали по бревна…» «Ладушки» | «Каравай» «Капуста» «Петух» «Карусель » | «Волк и семеро козлят» «Грибы» |
декабрь | «Барыня» «Матрена» «Завлекалочка» «Золотое яблочко» | «Кисонька- мурысонька». «Пальчик— Мальчик». «Сидит белка на тележке» «Огуречик, огуречик» | «Дубок» «Зеленая репка» «Вышла курочка гулять» | «Старик и волк» «Три медведя» |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Во время «тяжёлого» расставания с родителем можно переключить его внимание на яркую красочную игрушку (кошку, петуха, собаку), сопровождая его движения чтением потешки, например:
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись,
Наша Танечка пойдёт,
Через киску упадёт.
Вариантом такого приёма могут быть игры ребёнка со своими пальцами. Дети с удовольствием перебирают их, наделяя именами близких людей:
Этот пальчик- дедушка,
Этот пальчик- бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик- мамочка,
Этот пальчик наш малыш,
А зовут его Ванечка.
Или :
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья.
С помощью народных песенок, потешек можно воспитывать у детей положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, одеванию, укладыванию спать.
При умывании:
Ай лады, лады, лады,
Не боимся мы воды.
Чисто умываемся,
Детям улыбаемся.
При расчесывании:
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти косынька, до пят,
Все волосыньки в ряд.
Расти, коса, не путайся,
Дочка, маму слушайся.
Во время приёма пищи:
Умница Катенька, ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую, мягкую, душистую.
При одевании на прогулку:
Завяжу потуже шарф
Будем делать снежный шар,
Шар покачу, гулять хочу.
При укладывании спать:
Баю-бай, баю-бай,
Ты, собачка, не лай.
Белолапа, не скули,
Нашу детку не буди.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народный фольклор как средство развития речи детей
Известно, что количество детей с отклонениями в развитии непрерывно увеличивается. Это обуславливает необходимость дальнейшего поиска новых эффективных подходов к диагностике и коррекции их развития ....
Тема: «Не забывайте, народный фольклор. Приобщение детей к русской народной культуре младшего дошкольного возраста»
Консультации для педагогов...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию «Народный фольклор. Устное народное творчество»
Конспект занятия, которое знакомит детей с малыми формами русского устного народного творчества....
музыкальный проект «Народный фольклор, как средство приобщения детей среднего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»
музыкальный проект для детей 4-5 лет...
Приобщение детей раннего возраста к ценностям традиционной народной культуры через использование народного фольклора. Потешки, присказки и прибаутки.
Приобщение детей раннего возраста к ценностям традиционной народной культуры через использование народного фольклора. Потешки, присказки и прибаутки....
Проект "Чудеса народного творчества"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29758704","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29758713","attributes":{"alt":"","class"...
«Баю-башки-баю! Баю куколку мою …» Знакомство с русской народной куклой и русским народным фольклором (колыбельные песни)
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 146»Вечер развлечений «Баю-башки-баю! Баю куколку мою …»Знакомство с русской народной куклой...