Театрализованная деятельность в МБДОУ
проект (старшая группа)
Проект предназначен для работы с детьми и родителями для развития речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_teatralnoy_deyatelnosti_dou.docx | 24.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Театрализованная деятельность в ДОУ»
Тема: «Театр как средство формирования связной речи дошкольников»
«Театр-это волшебный мир. Он даёт уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей….»
Б.М.Теплов
Актуальность проекта
В условиях перехода на ФГОС ДО один из основных принципов дошкольного образования, отражённый в Стандарте: «Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно- эстетическое развитие ребёнка».
Театрализованная деятельность ДО – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитание творческой направленности личности.
Театрализованная деятельность это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Театральная деятельность направлена на создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
Театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребёнка сфер искусств. Театрализованная деятельность в ДОУ – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитание творческой направленности личности.
В процессе организации театрализованной игры у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки.
Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребёнка. Стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям.
У современных детей плохо развита связная монологическая речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Создание комфортной психологической атмосферы имеет важнейшее значение для развития творчества ребёнка.
Цель: приобщить детей к театральной культуре.
Задачи:
- Создать условия для развития творческой активности детей.
- Развивать воображение, фантазию, внимание, мышление.
- Обогащать и активизировать словарь, развивать диалогическую и монологическую речь.
- Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, видами театра).
- Развивать артистические и творческие способности детей через театрализованную деятельность.
- Воспитывать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству, горячо сочувствовать и сопереживать.
Принципы организации театрализованной игры:
- Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учётом индивидуальных возможностей.
- Принцип интеграции.
- Принцип координации деятельности педагога.
- Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях ДОУ и семьи.
Формы и методы работы с детьми: Чтение художественной литературы, беседы, игры-драматизации, слушание музыкальных произведений, просмотр сказки, рассматривание иллюстраций к сказкам, заучивание стихов, театрализованная деятельность.
Формы работы с родителями: совместное изготовление костюмов, декораций и пособий для организации предметно-развивающей среды; привлечение родителей к проведению совместных мероприятий; открытое театральное представление; консультирование родителей по ведущим и текущим вопросам.
Участники проекта: дети группы №11 общеразвивающей направленности детей 4-5 лет; воспитатели; музыкальный руководитель; инструктор по физической культуре; родители.
Тип проекта: долгосрочный, исследовательский, творческий, групповой.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2019г. - апрель 2020г.
Материально-технические ресурсы: сказки, иллюстрации, аудио и видео материалы, костюмы для театрализованной деятельности, атрибуты для разных видов театров.
Продукт совместной деятельности: кукольные представления, игры, этюды, игры-драматизации, праздники.
Ожидаемые результаты:
- Совершенствования всестороннего развития артистических способностей детей средствами театрализованного искусства.
- Развитие творческой самостоятельности: игровая, песенная, танцевальная импровизация, а так же импровизация на детских инструментах.
- Углубление знаний о предметах, куклах, декорациях.
- Расширить, активизировать словарь детей, воспитание культуры речевого общения.
- Закрепление навыков импровизации сказок, побуждать детей придумывать новые сюжеты.
- Воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости, формирование чувства сотрудничества и взаимопомощи.
1 этап. Подготовительный.
Изучение методической литературы, создание предметно-развивающей среды, подбор игр на развитие слуха, звукоподражание, предметно-игровых действий, формирование речи, пальчиковые, артикуляционные и дыхательные гимнастики. Разработка сценариев сказок и театрализованных игр.
Разработать картотеку бесед, постановок, игр и упражнений, разные виды театра.
Организовать выставку детских творческих рисунков по теме: «Театр».
Провести просветительную работу с родителями по теме: «Театрализованная деятельность в ДОУ по ФГОС».
Памятки и консультации для родителей.
Знакомлю детей с произведениями разных жанров (сказки, рассказы, стихотворения), с их содержанием, художественной формой, с выразительным, мудрым языком народных сказок.Осуществляю знакомство с окружающим миром в соответствии с содержанием литературного произведения. У детей развивается внимание, наблюдательность, самостоятельность и активность.
2 этап. Основной - собственно процесс детского творчества, который непосредственно связан с возникновением замысла, поисками художественных средств, освоением интонации слова, мимики, походки. Развивается речь со всех сторон: обогащается словарь образной лексикой, совершенствуется звуковая сторона речи (интонационная выразительность, дикция, сила голоса), дети обучаются навыкам диалогической речи (умение спросить, ответить, подать реплику, выслушать).
С воспитанниками провожу работу по развитию сценических навыков для воссоздания образов сказочных персонажей средствами интонации, мимики, жестов, движений; пластических этюдов.
Для успешной реализации задач проекта необходимо создание соответствующей предметно-развивающей среды.
- Мини-сцена с ширмой.
- Пальчиковые игрушки.
- Театр резиновой игрушки.
- ТЕАТР мягкой игрушки.
- Уголок ряжения.
- Теневой театр.
- Театр ложек.
- Книги-раскладушки.
- Конусные куклы.
- Музыкальные инструменты: шумовые, ударные, духовые.
3 этап — характеризуется появлением новой продукции. С детьми разыгрываю игры-драматизации и спектакли по мотивам прочитанных литературных произведений.
Таким образом, важное условие успешности драматизации – глубокое понимание литературного произведения на уровне эмоциональных переживаний и чувств. Именно в процессе восприятия произведений разных жанров у детей развиваются творческие способности, меняется их поведение. Они узнают из сказок особенности поведения тех или иных персонажей, представляют их действия и у них возникает потребность самим показать те или иные движения. На первых порах далеко не у всех детей появляется способность соединить слово и движение. Для такого понимания необходимо шире использовать упражнения и пластические этюды.
Когда дети начинают выполнять пластические этюды, их действия сопровождаю словами, характеризующими повадки зверей. Затем усложняю задачу. Уже начиная со среднего возраста, дошкольники умеют проводить этюды без речевого сопровождения.
У детей 4- 5 лет характеризуется формированием контекстной (связной) речи. Ребенка привлекает повествование-импровизация, у него проявляется интерес к творческому рассказыванию, сочинению разных типов фраз.
При этом стараюсь использовать игры на словообразование. Перед детьми ставлю цель — оформить свои мысли в виде рассказа, затем оказываю им необходимую помощь, подсказываю сюжетные ходы, логические связи, а иногда и начало предложения.
Организую театрализованные игры через такие виды деятельности как театрализованная игра в организации образовательной деятельности, в совместной деятельности воспитателя с детьми и в самостоятельной деятельности детей.
Организация театрализованной игры.
1) В ходе непрерывно образовательной деятельности. Стараюсь включать театрализацию как игровой приём (вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки).
Например: в гости приходит Лисичка, которая путает цвета, и дети ей рассказывают о них.
2) Совместная деятельность воспитателя с детьми. В своей работе использую игровые ситуации на прогулке, организовываю игры-драматизации, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов в течение дня, игры-рисования насвободную тему. Все это является толчком для творческой мысли, идеи, требующей воплощения.
3) Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей. Вечером наблюдаю, как после прочтения сказок в театрализованных играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей, как они пропускают через себя характер героев. И вижу результат своей работы. Как постепенно «растворяется» закомплексованность и дети преодолевают страхи.
А также включаю игры и речевые упражнения. Упражнения не только повышают умственную активность, но и совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность. Дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений. Правильно формулирую вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное – действие основных персонажей, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к нужным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения. Заимствуем из сказок образные выражения, меткие слова, обороты речи, пословицы и поговорки, дети обогащают свою речь, делая её интересной и выразительной.
После ответа на вопросы предлагаю детям «показать» сказку в игре-драматизации. Особенно важна игра-драматизация для детей среднего дошкольного возраста, т.е. пятого года жизни. При повторном рассказывании сказки использую настольный театр. Затем дети прослушивают аудиозапись сказки, смотрят презентацию. Каждое новое прочтение сказки вызывает у детей новые чувства, у них появляется желание снова слушать и видеть хорошо знакомую сказку в новых формах.
Наблюдение за детьми показали, что при таком подходе даже самым робким детям легче справиться с волнением участвуя в игре-драматизации.
Работа с родителями
Формирование у дошкольников устойчивого интереса к театрально-игровой деятельности невозможно без тесного контакта с семьями воспитанников. Родители являются главными помощниками. С целью привлечения родителей к решению этой проблемы, использую различные формы взаимодействия:
— Родительские собрания (традиционные и нетрадиционные формы).
— Анкетирование: «Ваше отношение к театрализованной деятельности».
— Оформление папки — передвижки: «Как играть с детьми в театр дома?», «Какие игрушки нужно приобрести ребенку?».
— «Трудовой десант»- изготовление и подбор атрибутов к праздникам.
— Консультации: «Кукольный театр дома», «Значение театрализованной деятельности в развитии речи дошкольника», «Развитие связной речи детей в театрализованной деятельности».
— «Родительские посиделки».
— Разработки памяток «Домашний театр», «Развиваем речь детей через театрализованные игры».
— Дни открытых дверей «Мы всегда вам рады!»
— Участие в психолого-педагогическом проекте по сказкотерапии с детьми и родителями «Вместе лучше» (совместно с педагогом-психологом).
По результатам учебного года наблюдения показали, что у детей повысился интерес к театрально — игровой деятельности, обогатился и активизировался словарь, усовершенствовалась интонационная выразительность речи.
Видны результаты: дети умеют проводить этюды с речевым сопровождением, повысилось исполнительское умение в создании художественных образов, могут показать небольшую знакомую сказку, умеют оценивать поступки героев.
Таким образом, овладение всеми сторонами речи, развитие языковых способностей, посредством театра, рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка-дошкольника, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ». Воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 122 Кислякова В.П.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям.Сообщение из опыта работы и ниже предложен конспект...
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ №1 МБДОУ №6 Воспитатель Майорова Ю.С.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ№1 МБДОУ №6Воспитатель Майорова Ю.С....
Собственный инновационный педагогический опыт «Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста» воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Талабаевой Марии Петровны
Решая, социально-личностные задачи воспитания, необходимо опираться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные ориентиры собственной жизнедеятельнос...
Сообщение из практики работы «Влияние театрализованной деятельности на развитие эмоционально- чувственной сферы дошкольников» педагога МБДОУ детский сад №61 Шудровой Л.А., музыкального руководителя МБДОУ детский сад №61 Пугачевой Т.А.
«Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок…»...
Аджиева Камила. Анализ проекта НИР «Формирование здоровьесберегающего поведения дошкольников средствами театрализованной деятельности» МБДОУ №6 «Лукоморье» г.Нефтеюганска
Обеспечить детей необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранить и укрепить здоровье средствами театрализованной деятельности....
ПЛАН РАБОТЫ творческой группы по театрализованной деятельности в МБДОУ № 7 на 2017 – 2018 учебный год
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7» ПЛАН РАБОТЫ творческой группы по театрализованной деятельности в МБДОУ № 7 на 2017 – 2018 учебный...
Обобщение педагогического опыта по применению элементов театрализованной деятельности в МБДОУ № 88 "Слонёнок"
Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной в связи с заметным ухудшением нравственного и духовного состояния подрастающего поколения, которое ...