Обобщение педагогического опыта по применению элементов театрализованной деятельности в МБДОУ № 88 "Слонёнок"
материал на тему

Подгорная Надежда Владимировна

Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной  в связи с заметным ухудшением нравственного и духовного состояния подрастающего поколения, которое проявляется  в искажениях нравственного сознания, эмоциональной, волевой и социальной незрелости детей. Духовно-нравственное воспитание детей средствами искусства театра способствует ознакомлению с его выразительным языком, закладывающим основу для формирования навыков восприятия, понимания и истолкования действий, из которых складываются нравственные основы, представления, поступки человека. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Доклад43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание детей посредством театрализованной деятельности (из опыта работы)

Те высокие, нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства,

которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку

 в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства, под влиянием социальных условий жизни и воспитания»

А.В. Запорожец

       Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной  в связи с заметным ухудшением нравственного и духовного состояния подрастающего поколения, которое проявляется  в искажениях нравственного сознания, эмоциональной, волевой и социальной незрелости детей.  Мы в настоящее время переживаем один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Современные дети быстрее решают задачи, но они реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще проявляют равнодушие и чёрствость. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.

            Всё это может дать театрализованная деятельность.

Духовно-нравственное воспитание детей средствами искусства театра способствует ознакомлению с его выразительным языком, закладывающим основу для формирования навыков восприятия, понимания и истолкования действий, из которых складываются нравственные основы, представления, поступки человека. Театрализованная деятельность это неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. Не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Театрализованная деятельность также позволяет формировать опыт социальных навыков, навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления.

Использование театрализованного творчества, позволяет воспитывать у дошкольников отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости. Расширять и углублять знания об окружающем мире.

 Особые требования можно предъявить и  к личности самого педагога осуществляющего воспитательно-образовательный процесс. Прежде всего, он сам должен стремиться к самосовершенствованию и собственному духовному росту, оказывать помощь своим воспитанникам в духовном взрослении. Педагог должен глубже понять себя, свое предназначение в микромире – семье, профессиональной деятельности, в служении Отечеству. Каждому человеку необходимо в жизни найти путь к своему подлинному «я»:  жить, следуя своей природе, научиться различать пласты человеческой жизни – физический, душевный, духовный. Обладая необходимым багажом знаний помочь в этом своим воспитанникам  приобщиться к национальной духовной культуре  – религии, фольклору, архитектуре, искусству, литературе, философии.

   В нашем дошкольном учреждении театрализованная деятельность занимает особое место. На протяжении ряда лет воспитатель Панова Наталья Семеновна углубленно работает по теме: «Театрализованная деятельность, как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста». В рамках данной темы она решает также задачи духовно-нравственного воспитания:

  • формирование у детей умения правильно оценивать поступки персонажей кукольных и драматических спектаклей, а также правильно оценивать свои и чужие поступки;
  • развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.
  • формирование дружелюбных чувств к людям разных национальностей, потребности делать что – то для других;
  • воспитание чувства сопричастности к жизни детского сада.

В группе созданы условия, способствующие духовно-нравственному воспитанию дошкольников средствами театрализованной деятельности. В 2014 году Натальей Семеновной был создан мини-музей «Театральная кукла»

Мини-музей расположен в специально оборудованном помещении. Экспонаты музея расставлены по принципу принадлежности к тому или иному виду тетра, и имеют специальные таблички с соответствующим названием.  Все куклы, а так же декорации и атрибуты для кукольных спектаклей постоянно доступны детям.

Кукла творит настоящие чудеса: веселит детей, обучает их, формирует определенные умения и навыки, порой корректирует поведение, развивает творческое отношение к происходящему.

 Экспонаты музея используются для постановки различных видов театров, для моделирования проблемных ситуаций с доступным нравственным содержанием, лежащие в основе театрализованных игр.

Приобщение к театру связано с подготовкой  и показом  инсценировок по мотивам художественных произведений, в том числе и сказок. Учитывается интерес детей к этому жанру, доступность детского восприятия, а также общеизвестное значение сказки для духовно-нравственного  и эстетического воспитания детей. Например, сказки «Теремок», «Зимовье зверей», «Под грибом» учат детей  дружить,  сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить — можно попасть в беду, а уж если так случилось, не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; Сказки учат слушаться родителей, старших  - это «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка». А такие черты характера как страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль»,  «Лисичка-сестричка и серый волк».

     Театрализованная деятельность является самым увлекательным направлением в дошкольном нравственном воспитании.

    Особого внимания  заслуживает  Сидюк Светлана Николаевна, воспитатель средней группы, педагог с огромным творческим потенциалом. Она не только талантливый исполнитель всех взрослых персонажей,  на  вечерах развлечений, тематических утренниках, спортивных праздниках, но и является идейным вдохновителем и художественным руководителем творческого процесса  создания театрализованных представлений и спектаклей с участием детей. Очень порадовал и в хорошем смысле удивил новогодний утренник-спектакль «Снежная королева». Мы все погрузились в удивительную атмосферу праздника, сказки и волшебства. Ребята с особым трепетом отнеслись к постановке этого спектакля – ведь произведение достаточно сложное, и результат превзошел все наши ожидания. А на утренник,  посвященный 8 Марта, Светлана Николаевна со своими воспитанниками подготовила театрализовано-музыкальное представление по мотивам сказки «Волк и семеро козлят».

Именно благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий и помогает воспитанникам постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор.      

                               

                                Нам не дано предугадать

                                Как наше слово отзовется

                                Посеять в души благодать

                                Увы, не всякий раз дается

                                Но мы обязаны мечтать!

                                О дивном времени, о веке

                                Когда цветком прекрасным стать

                                Сумеет личность человека

                                И мы обязаны творить

                                Презрев все тяготы мирские

                                Чтоб истин светлых заложить

                                Зачатки в души молодые

                                Чтоб верный путь им указать

                                Помочь в толпе не растворяться

                                Нам не дано предугадать

                                Но мы обязаны трудиться!

Спасибо за внимание!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий театральной постановки "Теремок на новый лад" из опыта работы"Использование элементов театрализованной деятельности в коррекции речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Представляю вашему вниманию авторский сценарий из опыта  работы учителя -логопеда Микрюковой Натальи Анатольевны с детьми дошкольного возраста с диагнозом общее недоразвитие речи...

Обобщение педагогического опыта "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"

Описание  опыта  работы  воспитателя  по  развитию  театрализованной  деятельности  с  детьми  младшего  дошкольного  возраста....

Обобщение педагогического опыта работы по проекту: «Театрализованная деятельность как средство развития творческого воображения детей 6-7 лет»

   Осуществляя программные задачи по музыкальному развитию на занятиях, праздниках, в развлечениях и других видах деятельности, я обратила внимание на то, что дети охотно, с удовольст...

Коррекция и развитие речи детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с применением элементов театрализованной деятельности Занятие «В гостях у сказки»

Сценарий занятия на конкурс "Учитель года 2017"Конкурсное задание «Педагогическое мероприятие с детьми»Цель: представление профессионального опыта, наглядная демонстрация тех про...

Обобщение педагогического опыта работы по теме: "Волонтёрская деятельность как средство социализации детей дошкольного возраста. Проект "Маленький волонтёр"

Мы растим новое поколение российских граждан. Пройдет время, и они начнут на различных уровнях управлять общественными и государственными процессами, открывать новые горизонты в науке, технике, искусс...

Обобщение педагогического опыта по теме «Влияние изобразительной деятельности на успешность адаптации к ДОУ детей раннего возраста»

Адаптация ребенка к новым для него условиям среды – тяжелый и болезненный процесс. Процесс, сопровождающийся рядом негативных сдвигов в детском организме, затрагивающий все его  уровни. Стр...