программа краеведения
рабочая программа (старшая группа)
Программа помогает развивать способность к саморазвитию, к осмысленному присвоению положительных навыков социального поведения, воспитывать целостную личность, осознающую себя частью единого и многообразного мира
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kraeved.docx | 81.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
«Краеведческая азбука»
Для старшей и подготовительной групп
дошкольного возраста
2020-2021 уч.год
Содержание
Паспорт программы...............................................................................с. 1-3
Пояснительная записка..........................................................................с. 3-5
Часть 1. Научно-теоретическое обоснование программы. ………… с. 5-7
1.1.Предполагаемые результаты реализации программы.…………с.. 5-6
1.2. Принципы работы по программе……………………………….. с. 6
1.3.Краеведческая культурно-образовательная среда ДОУ………… с. 6-7
Часть 2. Цель и задачи программы. Содержание программы. ……... с. 7-9
2.1. Механизм реализации ……………………………………………..с.7-8
2.2. Методы повышение познавательной активности ………………..с.8-9
2.3. Ориентация ребенка в образовательной области ………………. .с.9
2.4. Итоги освоения содержания………………………………………..с.9-10
Часть 3. Организация внешнего взаимодействия. ………………. ……с. 10-11
3.1.Работа с родителями………………………………………………….с. 10-11
3.2. Взаимодействие с социумом ……………………………………….с. 11
Часть 4. Работа с педагогами …………………………………………...с. 11
Часть 5. Оценка результативности программы …………………….....с.11-13
Часть 6. Анализ результатов практической реализации.
программы в ДОУ ………………………………………. ……с. 13-14
Заключение ………………………………………………………………с. 14
Список литературы………………………………………………………с. 14
Приложение
Паспорт программы.
Пояснительная записка.
Актуальность программы.
В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к культуре и традициям русского народа, к традициям своей семьи, родной стране, воспитания основ гражданственности. Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования.
Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.
Наравне с другими компонентами правомерно включить в содержание воспитания патриота гражданина такие составляющие, как любовь к родине, к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, проявление познавательного интереса к знаниям о ней. При этом географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развитие интереса к разным сторонам жизни родного края. Все это делает актуальным краеведческую работу в дошкольном образовательном учреждении.
Взаимосвязь программы с целями и задачами ДОУ.
Любовь к своему дому, к своему детскому саду, к городу, в котором родился, чувство восхищения родным городом, родным краем – это те чувства, которые необходимо вызвать педагогу в процессе работы с дошкольниками, это будет первым шагом на пути формирования чувства патриотизма, любви к своей родине. К культуре русского народа.
Одной из задач нашего детского сада является развитие у дошкольников представлений о человеке в истории культуры, любви семье, к родному городу, родному краю, окружающей природе. На протяжении длительного времени эта задача решалась скорее формально, отсутствовала система работы в данном направлении. Детский сад, как и многие другие дошкольные учреждения, являлся участником многочисленных конкурсов, фестивалей, акций краеведческой тематики. Проводит открытые мероприятия внутри д/с.
Уровень мотивации и интереса детей к изучению культуры и традиций родного края – из 26 детей 21 ребенок (80,7%) проявляли желания узнать о стране, о крае, о городе , в котором живут. Педагогам приходилось изыскивать возможности знакомить детей с краеведческим материалом.
Анализ имеющейся литературы показал: несмотря на то, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данной теме, ни программ, но ни методических пособий для дошкольных образовательных учреждений с использованием краеведческого содержания нет.
Таким образом, был выявлен ряд противоречий: 1) между необходимостью краеведческой работы в ДОУ, как условия формирования патриотизма у дошкольников, и отсутствием соответствующей программы и методических пособий, дидактического и наглядного материала, адаптированных к возрастным особенностям дошкольников; 2) между воспитательным, развивающим и образовательным потенциалом краеведения и не достаточным мастерством педагогов эффективно использовать его при организации познавательной активности дошкольников на занятиях, в опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности, в организованной и неорганизованной деятельности детей; 3) между необходимостью привлекать родителей и отсутствием у них интереса к данной теме.
Таким образом, выявленные противоречия определили проблему, заключающуюся в создании такой системы работы педагога в группе, которая бы наиболее успешно способствовала развитию познавательного интереса у дошкольников к знаниям о родном крае, чувства гордости и бережного отношения к нему, и, как следствие, воспитанию чувства патриотизма и любви к малой родине.
Цель обобщения опыта: создание целостной системы работы педагога в группе, направленной на полноценную реализацию воспитательного и развивающего потенциала краеведения в контексте воспитательно-образовательной работы.
Новизна, актуальность, оригинальность идеи.
Методами сбора информации для создания программы являлись: изучение научно-педагогической литературы, наблюдения, беседы, диагностические задания, анкетирование, апробирование и анализ проведенной работы.
Новизна идеи состоит в том, что программа «Краеведческая азбука» решает задачи воспитания любви и привязанности к малой родине, к культуре и традициям русского народа . Оригинальность ее состоит в тщательно продуманной интеграции краеведческой работы в систему воспитательно-образовательной работы через разные виды детской деятельности: игровую, познавательную, творческую, двигательную и др., а также в процесс взаимодействия с семьями воспитанников.
Объектом обобщения опыта, представленного в программе, система работы по формированию у детей представлений у детей о человеке в истории и культуре старшего дошкольного возраста. Предметом обобщения является организация краеведческого работы воспитателя в группе.
Работа по воспитанию любви к малой родине в рамках данной программы осуществлялась по четырём направлениям: работа с детьми, с родителями, с педагогами и работа над развитием предметно-развивающей среды.
Часть 1. Научно-теоретическое обоснование программы.
1.1.Предполагаемые результаты реализации программы.
Расширение знаний детей по краеведению, возрастание интереса к родному краю, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.
Воспитание любви и чувства гордости за малую Родину, бережного отношения к родному городу, краю.
Развитие у дошкольников познавательной активности, исследовательских умений и навыков, навыков проектной деятельности.
Повышение активной гражданской позиции семей дошкольников, увеличение количества активных участников общественной жизни города.
Рост профессионального мастерства педагогического коллектива в вопросах воспитания у дошкольников.
Система работы не ставит цель достичь высоких результатов за короткий отрезок времени путем форсирования процесса формирования патриотизма дошкольников, проявлению любви и преданности родному краю,. Главное – помочь детям максимально развить их интеллектуальный и творческий потенциал, максимально использовать образовательный и воспитательный потенциал краеведения, чтобы, взрослея, каждый из них смог проявить их собственные потенциальные возможности.
1.2. Принципы работы по программе.
Необходимость обязательного учета возрастных и психологических особенностей детей в содержании и организации краеведческой работы в рамках образовательного процесса способствовала определению принципов работы по программе:
Принцип наглядности.
Принцип энциклопедичности.
Принцип интеграции.
Принцип развивающего характера образования.
Принцип индивидуализации.
Принцип единства с семьей.
1.3.Краеведческая культурно-образовательная среда ДОУ.
Организация условий для самостоятельной деятельности детей по их выбору занимает особое место в педагогической процессе. Наличие соответствующей культурно-образовательной макро- и микросреды является непременным условием организации краеведческой работы. Формирует макросреду детского сада выставки семейного творчества, выставки детского творчества, фотовыставки, конкурсы среди педагогов, конкурсы семейного творчества, проектная деятельность, методическая библиотека, библиотека научно-популярной литературы, дидактических пособий, наглядного материала.
Активная позиция детей обеспечивается созданием в группе микросреды - уголка краеведения, в котором ребенку предоставляется возможность действовать рисовать, рассматривать книги и иллюстрации, играть в дидактические игры, создавать коллажи и макеты, играть с использованием макетов, играть в подвижные игры.
Творческое преобразование предметно-развивающей среды на основе собственных разработок.
Постоянный педагогический поиск с целью обогащения представлений дошкольников о родном крае, развития познавательного интереса к краеведческой работе привел педагогов к творческому преобразованию предметно-развивающей среды.
Собраны картотеки:
-подвижных игр русского народа.
- пословиц и загадок русского народа.
- заданий по исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности .
Реализация ряда совместных с родителями дошкольников проектов привела к созданию альбома «Город, в котором я живу», мини-музея игрушки, макета детского сада, которые дополнили содержание краеведческого уголка.
Положительное влияние на настроение детей и их желание участвовать в краеведческой деятельности оказало стремление родителей принимать активное участие в преобразовании развивающей среды в группе, их активное участие в конкурсах, фестивалях, проектах; результаты совместной продуктивной деятельности нашли свое место в краеведческом уголке.
Часть 2. Цель и задачи программы. Содержание программы.
Цели и задачи.
Цель программы – создание системы работы воспитателя в группе, способствующей формированию положительного отношения к малой родине, воспитанию интереса и любви к родному городу, с помощью организации краеведческой работы в группе.
Для реализации цели программы были поставлены следующие задачи:
Развивать у старших дошкольников интерес к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего, дать общее представление о культуре русского народа.
Познакомить детей с обычаями и традициями, народным творчеством , воспитывать чувство уважения к традициям и обычаям других пародов, воспитывать добрые чувства. Содействовать становлению желания принимать участие в традициях города. Учить устанавливать причинные связи, делать выводы, развивать умение сравнивать и мыслить логически, развивать воображение, фантазию, творческие способности, обогащать речь и словарный запас.
Способствовать повышению активности родителей в воспитании у ребенка любви к родному краю, содействовать становлению желания принимать участие в традициях города, района, региона, социальных акциях.
2.1.Механизм реализации программы.
Организация опыта освоения содержания.
Знакомство дошкольников с родным селом и родной страной - процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата в развитии целостного отношения к родному краю можно достичь только систематической работой. Краеведческие знания интегрируются.
- в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную.
Представления о малой родине успешно интегрируются практически со всеми образовательными областями основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения («Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»).
- в образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (прогулки, целевые экскурсии обеспечивают необходимую двигательную активность и способствует со хранению и укреплению здоровья дошкольников).
- в самостоятельную деятельность детей (дидактические и подвижные игры, рассматривание дидактических картинок, иллюстраций).
- в процесс взаимодействия с семьями (участие в проектной деятельности, продуктом которой являются журналы или газеты о малой родине, создание карт города, составление маршрутов экскурсий и прогулок по улицам города; коллекционирование картинок, открыток, символов, значков; участие с родителями и воспитателями в социально-значимых событиях и прочее).
Рассмотрим пример интеграции краеведческого содержания в воспитательно-образовательной работе.
Пример интеграции краеведческого содержания
в воспитательно-образовательный процесс
Формы работы | Время проведения | Ст. группа | Подгот. группа | |
Образовательная деятельность | Занятия/беседы | 1 раз в месяц | 2х25 = 50 мин | 2х30=60 мин |
Художественное творчество | 1 раз в месяц | 25-30 мин | 25-30 мин | |
Чтение художественной литературы | 1 раз в месяц | 20 мин | 25 мин | |
Просмотр познавательных видеофильмов, мультфильмов | 1 раз в 3 месяца | 20 мин | 20 мин | |
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | Подвижные игры на прогулке | 1 раз в неделю (каждый месяц вводится новая игра | 12 мин х 5 =60 мин | 14 мин х 5 = 70 мин |
Экскурсии | 1 экскурсия – в 2 месяца | 30-40 мин | 30-40 мин | |
Самостоятельная деятельность детей | Дидактические игры | По желанию детей | 5-10 мин | 10-15 мин |
Подвижные игры в группе | каждый месяц вводится новая игра | |||
Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций | 1 раз в месяц | |||
Процесс взаимодействия с семьями | Проектная деятельность совместно с родителями | 3 проекта в год | ||
Конкурсы для детей и родителей | 2 раза в год | Реализация конкурса – 2 месяца | ||
Тематические праздники | Праздники в группе | 4 раза в год | 40 мин х 2 = 80 мин | 40 мин х 2 = 80 мин |
Конкурсы для детей | 2 раза в год | Реализация конкурса – 2 месяца |
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь и стремится к активной деятельности, и педагог должен всячески способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет его развитие. Вот почему при организации краеведческой работы в группе мы планируем разнообразные виды деятельности дошкольника - игровую, изобразительную, познавательно-исследовательскую, чтение. Интеграция различных видов деятельности, а также включение методов познавательной активности – обеспечивают повышение интереса к данной теме.
Педагогические технологии, используемые в работе.
Данная программа в соответствии со стоящими перед ней задачами и с учетом с учетом специфики дошкольного возраста подразумевает использование педагогом в работе нескольких технологий: игровой технологии, технологии личностно – ориентированного обучения, проектной технологии, здоровьесберегающих технологий.
2.2Методы повышения познавательной активности.
Мотивация и активизация познавательной деятельности детей, повышение эмоциональной активности к краеведческим знаниям осуществляется через применение следующих методов:
Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей);
Экспериментирование и опыты;
Придумывание сказок, рассказов;
Сюрпризные моменты;
Элементы творчества и новизны;
Игровые и воображаемые ситуации;
Решение логических задач;
Метод моделирования и конструирования.
А также педагогу необходимо использовать такие методы обучения и развития творчества как:
Эмоциональная насыщенность окружения;
Исследование предметов живой и неживой природы;
Прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении – прошлое, настоящее и будущее);
Игровые приемы;
Проблемные ситуации и задачи;
Неясные знания (догадки);
Предположения (гипотезы).
2.3 Ориентация ребенка в образовательной области.
О нем узнают дети - шестой год жизни.
У родного города есть свое название (имя). Он находится в Воронежской области. На его территории проживают люди разных национальностей. Местный народ имеет свои традиции, свой уклад жизни. Город имеет много достопримечательностей: красивую природу, богатую историю и литературу. В городе на различных предприятиях трудятся родители. Люди берегут свою малую родину, создают и поддерживают традиции.
Результатом реализации программы должно стать освоение детьми определенного содержания краеведческих знаний.
2.4.Итоги освоения содержания.
Достижения ребенка (Что нас радует).
У ребенка преобладает эмоционально-положительное отношение к малой родине, он хорошо ориентируется в ближайшем к детскому саду и дому , в центральных улицах города. Знает и стремится выполнять правила поведения в нем.
Ребенок проявляет интерес, любознательность по отношению к родному краю, его истории, необычным памятникам, к малой родине, использует местоимение «мой» по отношению к городу, району, краю.
С удовольствием включается в проектную деятельность, связанную с познанием малой родины, в детское коллекционирование, создание мини-музеев.
Ребенок проявляет начала социальной активности: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами земляков, стремится выразить позитивное отношение к его жителям.
Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности: рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т. д.
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей
Для ребенка характерно незначительное проявление интереса и выраженного положительного эмоционального отношения к малой родине. Не задает вопросов.
Часть 3. Организация внешнего взаимодействия.
3.1. Работа с родителями.
Решение задач воспитания у дошкольников любви к своему дому, к своей родине зависит от позиции близких. Чтобы сделать процесс познания прошлого и настоящего нашей Родины творческим, развивающим и интересным для ребенка необходимо привлечение родителей, преемственность семьи и детского сада.
Цель работы с родителями: организация работы с родителями, стимулирующей повышение их активности в воспитании у ребенка любви к родному краю,городу. Традициям семьи и русского народа.
Задачи:
1.Побудить интерес со стороны родителей к истории, культуре, традициям, характеризующим национальный колорит .
2.Формировать у родителей ответственность за воспитание у детей любви к истории, культуре, природе родного края.
3.Способствовать активному участию родителей в жизни детского сада,
раскрытию творческих способностей в семье.
Из бесед с родителями стало ясно, что привлечь их внимание к совместной деятельности по воспитанию патриотических чувств у наших дошкольников можно только через определенные формы работы, те, которые пользуются наибольшей популярностью: 73% родителей группы готовы участвовать в творческих конкурсах, проявляют активный интерес к участию в проектной деятельности, созданию совместных детско-родительских проектов, 41% - готовы к участию в фестивалях семейного творчества, 54% - проявляют интерес к спортивным соревнованиям «Веселые старты», «Мама, папа, я – спортивная семья».
Формы работы с родителями.
Так, нами были определены основные формы работы с родителями, способствующие их активному включению в педагогический процесс: участие в акциях, творческих конкурсах, проектная деятельность, участие в фотовыставках, посещение занятий, участие в праздниках, викторинах. Составлен примерный план работы с родителями.
Примерный годовой план совместных мероприятий с родителями
Название мероприятия | Форма | Ответственный | Сроки проведения |
«Соберем урожай , каким порадовал нас край» | Спортивное соревнование | Воспитатели | сентябрь |
«Творческая мастерская» | Мастер-класс | Воспитатели | Октябрь, декабрь Март |
«Фейерверк талантов» | Фестиваль семейного творчества | Музыкальный руководитель | февраль |
«Моя семья в истории нашего города» | Реализация проекта | Воспитатели групп | в течение года |
«Счастливое детство» | фотоконкурс | Воспитатели | сентябрь |
«Я рисую свою семью» | Конкурс детских рисунков | Воспитатели | март |
«Праздник День Химика» | Конкурс детских рисунков | Воспитатели | май |
«Красота родного края» | Фотоконкурс среди родителей | Воспитатели | май |
3.2. Взаимодействие с социумом.
* Участие в конкурсах и других мероприятиях;
* Администрация городская;
* Окружные детский сады
* библиотеки;
*Экскурсии в детскую школу искусств, станцию юных техников, дом культуры.
Часть 4. Работа с педагогами.
Современные исследования убедительно показывают, что развитие представлений дошкольников о родной стране, родном крае, воспитание интереса к нему происходит под влиянием близкого окружения. Поэтому конструируя педагогический процесс необходимо повышать компетентность педагогов в вопросах воспитания гражданско-патриотических чувств. В контексте осуществления данной программы педагог является носителем, как общечеловеческих ценностей, так и местных культурных традиций.
Принимая во внимание, что формирование патриотизма у каждого ребенка идет индивидуально и связано с духовным миром человека, его личными переживаниями, задачей педагогов является сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог сам должен знать природные, культурные, социальные, экономические особенности региона, где он живет. Для этого в работе с педагогами ставим следующие задачи:
Актуализировать краеведческие знания педагогов.
Повысить профессиональное мастерство, стимулировать педагогический поиск в вопросах краеведческого образования дошкольников, научить педагогов максимально использовать воспитательный потенциал традиций родного региона.
Обобщить передовой опыт, обменяться собственным накопленным опытом по теме.
Обогатить предметно-развивающую среду по краеведению в каждой группе.
Примерный план работы с педагогами
месяц | 1 год реализации | 2 год реализации |
Сентябрь | Анкетирование педагогов | Памятка «Народный календарь» |
Октябрь | Консультация «Воспитание у детей нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с родным городом» | Консультация «Ознакомление дошкольников с родным краем через фольклор». |
Декабрь | Консультация «Влияние знаний о родном крае на игры детей» | Открытое занятие |
Февраль | Открытое занятие | Мастер-класс «Организация проектной деятельности совместно с детьми и родителями» |
Март | Консультация «Как знакомить детей с народным искусством?» | Совместная с воспитателями, детьми и родителями других групп реализация проекта «Твой рисунок – на календарь» |
Апрель | Открытое занятие | Викторина «Знаешь ли ты свой край?» |
Часть 5. Оценка результативности программы.
Цель диагностики: изучить особенности представлений о малой родине у детей старшего дошкольного возраста и влияние на их развитие взаимодействия педагогов и родителей.
Задачи диагностики:
Выявить особенности представлений и характер отношения к малой Родине детей старшего дошкольного возраста.
Выявить характер проявления интереса к малой Родине детей старшего дошкольного возраста.
Выявить заинтересованность родителей в воспитании интереса к малой родине у старших дошкольников и компетентность педагогов в этой проблеме.
Изучить особенности организации взаимодействия педагогов и родителей в воспитании интереса к Родине у детей старшего дошкольного возраста.
Методика диагностики включает комплекс методов, направленный на выявление особенностей представлений детей о родной стране и характер отношения к ней, развития у детей старшего дошкольного возраста интереса к событиям прошлого и настоящего, стремления сделать что-нибудь полезное для своего города, района, страны.
Методика включает комплекс диагностических методов: беседу с детьми, анализ детских рисунков.
Для выявления заинтересованности родителей в развитии представлений дошкольников о России, воспитании интереса к родной стране целесообразно провести анкетирование родителей. Вопросы анкеты позволят выяснить отношение родителей к воспитанию у детей патриотических чувств, увидеть, как в семье знакомят детей с прошлым и современностью родной страны, воспитывают интерес к ней.
Результаты анкетирования дадут возможность педагогам выявить настроенность, степень заинтересованности родителей в сотрудничестве с педагогами и очертить круг проблем, в решении которых родителям нужна помощь.
Компетентность педагогов в вопросе воспитания основ гражданских чувств у дошкольников и отношение их к взаимодействию с родителями по данной проблеме поможет определить анкетирование педагогов. Анкета содержит два блока вопросов. Первый блок позволяет выявить отношение педагогов к воспитанию основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста, второй блок — определить компетентность воспитателей по проблеме взаимодействия с родителями при воспитании основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста. Ответы педагогов на вторую часть ан кеты позволят увидеть, с какими проблемами сталкиваются воспитатели при работе с родителями и причины этих проблем, по мнению педагогов.
Для оценки технологии конструирования педагогического процесса по воспитанию интереса к родной стране в дополнение к предлагаемым методам можно провести анализ планирования работы педагогов с детьми и анализ развивающей среды группы.
Часть 6. Анализ результатов практической реализации
программы в ДОУ.
Эффективность созданной и апробированной в детском саду программы подтверждается следующей результативностью:
Особенности представлений о родном городе, родном крае стали более существенными у 73 % детей подготовительной группы, характер отношения к своей малой родине от неосознанного к устойчиво положительному стал проявляться у 82 % детей, что на 47 % выше в начале реализации программы; у детей появился интерес к истории, местной художественной литературе, природным богатствам родного края.
Детский интерес отразился в творчестве: сказках, рассказах, рисунках, поделках.
Выросло количество участников проводимых в детском саду конкурсов и акций краеведческой тематики, направленных на развитие творческих способностей, любознательности, воспитание любви к малой родине. Если в 2019-2020 учебном году участвовали в конкурсах всего 9 детей, то в 2020-2021 учебном году количество возросло до 55 человек за счет включения в конкурсы детей других групп.
У родителей возрос интерес к мероприятиям, проводимым в группе, и в детском саду(конкурсы, спортивные соревнования, дни открытых дверей), а также количественный состав их участников.
Повысился интерес педагогического коллектива к краеведческому материалу как образовательному и воспитательному источнику. Обогатился опыт использования краеведческого содержания в воспитательно-образовательном процессе. Педагогами приобретен новый опыт проведения занятий на основе краеведческого материала. Проведены открытые просмотры тематических занятий. Анкетирование показало, что удовлетворенность педагогов своей профессиональной подготовкой по теме «Формирование представлений детей о родном крае» значительно повысилась – с 45 до 76 %. Педагогами приобретен новый опыт организации предметно-развивающей среды – проведен конкурс на «Лучший краеведческий уголок в группе», который способствовал совершенствованию организации развивающей среды и обогащению методического, дидактического и игрового материала в каждой группе.
При реализации данной программы были использованы авторские разработки:
тематическое планирование, в соответствии с возрастными возможностями и
способностями дошкольников, краеведческого образования,
широкая интеграция краеведческих знаний во все образовательные области
методические разработки занятий позволили повысить интерес ребенка к получению краеведческих знаний, увлечь игровым сюжетом и необычным содержанием.
методические разработки сценариев мероприятий, акций краеведческого содержания позволили реализовать творческий и познавательный потенциал детей.
Перспективный план работы с родителями реализация ряда совместных с родителями дошкольников проектов «Альбом «Город, в котором я живу» , «Сказки о Россоши» , «Рисунки ко Дню Химика» «Мини-музей достопримечательности города».
Созданы новые локальные нормативные документы, регулирующие проведение конкурсов и других мероприятий внутри детского сада – Положение о проведении смотра-конкурса на лучший краеведческий уголок в группе. Положение о проведении фестиваля семейного творчества «Новогодняя игрушка моей семьи», Положение о конкурсе фотографий «Счастливое детство », Положение о конкурсах детских рисунков «Я рисую свою семью».
Ежегодно проводятся конкурсы и выставки рисунков.
Заключение.
Таким образом, на основе полученных положительных результатов можно утверждать, что гипотеза об успешном воспитании интереса, любви к малой родине и повышении краеведческих знаний у детей старшего дошкольного возраста с помощью интеграции краеведческого материала во все компоненты воспитательно-образовательного процесса, подтверждена. Цель и задачи программы реализованы и результативно представлены в авторской программе «Краеведческая азбука».
Список литературы:
1.Комплексные занятия по программе «Детство»
2.«Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада» Т.С.Комарова. Москва 2008 г.
3.Конспекты занятий в старшей группе «Познавательное развитие» В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова. Воронеж 2008 г.
4.«Изобразительная деятельность в детском саду» Старшая группа И.А.Лыкова. Москва 2009 г.
5.«Моя родина – Россия» К.Ю.Белая, М.А.Злобина
6.«Традиции русского фолклора» под ред. В.П.Аникина.издательство 1986 г.
7.«Воспитание ребёнка в русских традициях» Л.В.Соколова.
(Демонстрационный материал)
«Детям о народном искусстве» А.А.Грибовская.
«Дошкольникам об искусстве» Т.Н.Доронова.
«Славянская семья: родство»
«Русский традиционный костюм» (Дид.Материал + игра лото)
«Наша родина» (настольно-печатная игра)
Диагностический инструментарий
Беседа с детьми на тему «Моя Родина»
Цель — выявление особенностей представлений старших дошколь ников о родной стране и отношения к ней.
Материалы: изображения гербов и флагов разных стран.
Организация диагностической процедуры.
Беседа проводится по вопросам:
Как называется город, в котором ты живешь?
Как называется страна, в которой ты живешь?
Выбери из предложенных герб, флаг своей страны.
В каких городах нашей страны ты еще бывал?
О каких городах ты слышал?
Если бы приехал друг из другой страны, что ты ему мог бы рас сказать о своей стране?
Расскажи, что ты знаешь об истории свой страны. (Как в ней жили люди раньше?) Откуда ты это узнал?
Что бы ты мог сделать (вместе с друзьями, родителями), чтобы в твоем городе стало лучше?
Как ты думаешь, ты любишь свою страну? Почему ты так думаешь?
Если бы у тебя была волшебная палочка и ты мог бы выполнять только «большие» желания — для всей страны, для всего города, — какие бы три желания ты загадал бы?
Анализ детских рисунков на тему «Моя Родина»
Цель диагностики — уточнить представления детей о родной стране, выявить, что дети старшего дошкольного возраста вкладывают в пони мание слова «Родина», какие чувства она вызывает у дошкольников.
Методика проведения.
Детям предлагается задание: «Нарисуйте свою Родину такой, какой вы ее представляете». Для чистоты экспериментальных данных пред варительная беседа на данную тему не проводится.
Анализ детских работ проводится по следующим критериям:
- содержание рисунка;
- расположение его на листе;
- цвета, которыми пользовались дети в процессе рисования;
- комментарии к рисункам и вопросы, которые возникали у детей.
Анализ рисунков проводится по их содержанию и общим для всех рисуночных диагностик параметрам.
Диагностическая ситуация «Выбери книгу»
Цель диагностики — определить проявление интереса к особеннос тям своей страны, желание узнать о ней больше.
Методика проведения.
Детям предлагается сделать выбор из пяти разных по содержанию, но равно привлекательных по оформлению книг, например:
Моя первая книга о животных: научно-популярное издание для детей. — М.: «Россмен-пресс», 2004.
Моя первая книга о человеке: научно-популярное издание для детей.— М.: «Россмен-пресс», 2004.
Моя первая книга об искусстве: научно-популярное издание для детей.— М.: «Россмен-пресс», 2004.
Моя первая книга о технике: научно-популярное издание для детей. — М.: «Россией-пресс», 2004.
Города России. Серия «История России». — М.: «Белый город», 2005.
Инструкция.
Экспериментатор говорит ребенку: «Выбери самую интересную для тебя книгу из пяти, затем из четырех оставшихся, из трех и из двух и ответь, почему ты выбираешь эту книгу».
В протоколе фиксируется положение каждой книги в выборке.
Данная методика позволит определить, какую книгу чаще всего выбирают дети, с чем связан их выбор: привлекательный внешний вид, интересное содержание книги, наличие интереса в данной кон кретной области знаний. Анализ детских выборов даст возможность определить, проявляется ли у детей интерес к знакомству с особен ностями своей страны.
Наблюдение за деятельностью детей
в развивающем центре «Моя Родина»
В развивающих центрах старших групп детского сада представлены материалы по теме «Мы живем в России». Это могут быть: книги о городе и стране, альбомы с фотографиями достопримечательностей нашей страны, изделия народных промыслов, народные игрушки, куклы в национальных костюмах, разнообразные настольные игры (пазлы, вкладыши, кубики, настольные конструкторы «Наш город»), альбомы для раскрашивания.
В ходе наблюдения отмечаются:
как часто дети обращаются к пособиям развивающего центра; какие пособия вызывают у детей больший интерес; обращаются ли дети за разъяснениями, дополнениями к педагогу; способствуют ли представленные в центре материалы возникнове нию разговоров, игр на темы родной страны; как воспитатель использует материалы центра в совместной дея тельности.
Для изучения проявления интереса старших дошкольников к раз ным сторонам жизни родной страны целесообразно провести анализ вопросов о стране, которые дети задают в повседневной жизни.
Анализ вопросов детей
В ходе диагностики важно проанализировать вопросы, которые за дают дети старшего дошкольного возраста об истории, о современности, о разных сторонах жизни (социальной, экономической, об окружа ющем, о возможном будущем).
При этом следует обратить внимание на то, слушает ли ребенок ответ, насколько внимательно он его слушает, как часто ребенок за дает один и тот же вопрос.
При этом вопросы могут фиксироваться, анализироваться и раз деляться на группы по критериям, представленным в таблице.
Критерии для анализа вопросов детей | Количество вопросов | Критерий часто проявляется | Критерий иногда проявляется | Критерий редко проявляется |
1) Вопросы касаются: | ||||
— истории, | ||||
— современности. | ||||
— возможного будущего. | ||||
2) Вопрос задается: | ||||
— из любопытства, | ||||
— под влиянием познавательного инте реса. | ||||
— по просьбе кого-либо. | ||||
3) Отношение к ответу воспитателя: | ||||
— внимательно слушает, | ||||
— слушает невнимательно, отвлекаясь. | ||||
4) Область интереса ребенка: | ||||
— социальные отношения, | ||||
— экономика, | ||||
— окружающий мир. | ||||
— география, | ||||
— природа. | ||||
5) Как часто повторяется один и тот же вопрос: | ||||
— спустя несколько часов после того, как был задан, | ||||
— через несколько дней (для уточне ния). | ||||
— повторяется через короткий проме жуток времени, так как невнимательно слушался ответ |
Анализируя вопросы детей, педагог может определить, задают ли дошкольники вопросы о жизни страны в повседневной жизни, как часто, чем дети больше всего интересуются, что стимулировало позна вательный интерес детей к этим явлениям и насколько он устойчив.
Анализ представлений старших дошкольников о родной стране, особенностей отношений к ней может быть проведен на основе сле дующих критериев:
- особенности представлений о родной стране (существенные или несущественные; связаны с одной стороной жизни страны или разнообразны);
- характер отношения дошкольника к родной стране (осознанное, устойчивое положительное, недостаточно осознанное, неопреде ленное), способность самостоятельно отвечать на вопросы;
- проявления интереса к истории, культуре страны, желание узнать о ней больше;
- самостоятельность суждений (отвечает на вопросы с помощью взрослого, не отвечает на большинство вопросов).
Полученные с помощью комплексной методики результаты позво ляют выделить разные уровни развития основ гражданских чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Высокий уровень. Ребенок имеет разнообразные представления о род ной стране, его представления носят разносторонний характер; с удо вольствием рассказывает о ее городах, истории, природе; проявляет ак тивный познавательный интерес к знакомству со страной — задает во просы о разных сторонах жизни страны, интересуется новыми материалами в развивающем центре.
Дошкольник проявляет положительное эмоционально-окрашенное отношение к своей стране, с интересом рисует ее, может объяснить, что ему нравится в родном городе, стране, с удовольствием рассуждает, что бы он хотел изменить в своем городе (стране), чтобы сделать в ней жизнь лучше, интереснее.
Средний уровень. Ребенок имеет некоторые представления о стра не — ее символике, городах, культуре. Самостоятельно рассказывая о стране, не активен, но с удовольствием отвечает на вопросы взрослого, увлекается отдельными эпизодами. Интерес к особенностям своей стра ны неустойчив, ситуативен, проявляется под влиянием фильмов, бесед педагога, разговоров детей, кинофильмов и быстро угасает. В экспери ментальных ситуациях ребенок может выбрать игру или книгу о родной стране, но его выбор связан с внешним видом или новизной пособия.
Дошкольник проявляет положительное отношение к родной стра не, может рассказать, что ему нравится в родном городе, районе, но его отношение недостаточно осознанно, ребенок не стремится пред лагать свои идеи по улучшению жизни в районе, городе, стране.
Низкий уровень. Ребенок имеет достаточно скудные представления о родной стране, может путать названия страны и города, не знает симво лики страны, ее особенностей. На вопросы педагога отвечает однослож но, неэмоционально. У ребенка отсутствует познавательный интерес к жизни страны, он не задает вопросов о стране, не проявляет интереса к играм, книгам, разговорам детей об ее истории и современности.
Дети этого уровня в целом проявляют положительное отношение к родной стране, но оно носит неустойчивый характер.
Приложение 3
Анкетирование родителей
Вопросы анкеты позволят выяснить отношение родителей к вос питанию у детей патриотических чувств, увидеть, как в семье знакомят детей с прошлым и современностью родной страны, воспитывают ин терес к ней.
1. Считаете ли вы важным воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста? Почему?
2. Как вы развиваете представления о своей стране, отношение к ней у своего ребенка?
3. Как вы считаете, с какого возраста ребенка нужно знакомить с историей России, символикой страны?
4. Как вы воспитываете у вашего ребенка любовь к городу, стране?
5. Есть ли у вашего ребенка и у вас любимое место в городе?
6. Довольны ли вы знаниями ребенка о нашей стране, ее истории? Почему?
7. Считаете ли вы, что взаимодействие с педагогами необходимо при воспитании основ гражданственности?
8. Какие формы взаимодействия с педагогами по воспитанию со циальной компетентности маленького гражданина были бы вам инте ресны:
— «круглые столы» со специалистами по данной теме;
— совместные экскурсии, походы;
— конкурсы по темам истории и современности России;
— встречи для родителей по проблемам воспитания граждан ских чувств у современных дошкольников;
— домашнее чтение ребенку предложенной литературы, обсуж дение событий из истории страны;
— другое_______________________________________________
Результаты анкетирования дадут возможность педагогам выявить настроенность, степень заинтересованности родителей в сотрудниче стве с педагогами и очертить круг проблем, в решении которых роди телям нужна помощь.
На этом этапе диагностики важно изучить компетентность пе дагогов в вопросе воспитания основ гражданских чувств у дошколь ников и отношение их к взаимодействию с родителями по данной проблеме. Для этого можно провести анкетирование педагогов.
Приложение 4
Анкетирование педагогов
1. Что вы понимаете под воспитанием основ гражданственности в дошкольном возрасте?
2. Как вы думаете, можно ли воспитать у детей гражданские чув ства?
3. Какие формы работы вы используете (знаете) для воспитания основ гражданственности у дошкольников?
4. Какие условия (методы, приемы) будут эффективны по воспи танию патриотических чувств у современных детей?
5. В чем роль взаимодействия с семьей в воспитании основ граж данственности у дошкольников?
6. Какие формы работы могут быть эффективны при взаимодей ствии с семьей по данной теме?
7. Какие трудности во взаимодействии с родителями вы испыты ваете?
8. В чем их причина:
— недостаток интереса родителей к жизни ребенка;
— нежелание родителей обсуждать проблемы ребенка с педагогами;
— особенности характера и поведения родителей. Какие?_
— недостаточная компетентность педагога по проблеме взаимо действия с семьей.
9. Какую помощь вы хотели бы получить по теме: «Воспитание основ гражданственности у дошкольников»:
— участвовать в семинаре по проблеме;
— познакомиться с подборкой литературы по теме для взрослых (детей);
— познакомиться с практическим опытом работы по проблеме;
— другую_________________________________________________
Анкета содержит два блока вопросов. Первый блок позволяет выявить отношение педагогов к воспитанию основ гражданственно сти у детей старшего дошкольного возраста, второй блок — опреде лить компетентность воспитателей по проблеме взаимодействия с родителями при воспитании основ гражданственности у детей стар шего дошкольного возраста. Ответы педагогов на вторую часть ан кеты позволят увидеть, с какими проблемами сталкиваются воспи татели при работе с родителями и причины этих проблем, по мнению педагогов.
Приложение 5
Анализ планов воспитательной работы
Критерии:
- наличие в плане тем, связанных с воспитанием гражданских чувств у дошкольников;
- реализация содержания работы по гражданско-патриотическому воспитанию в различных видах детской деятельности (игровой, художественной, элементарном труде, наблюдениях и др);
- планирование разных форм организации деятельности детей по данной теме, групповой, подгрупповой и индивидуальной, со вместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной детской деятельности;
- системность планирования работы, взаимосвязь тем и форм рабо ты между собой.
Анализ развивающей среды в группах старшего возраста
Параметры:
- разнообразие содержания представленных материалов по истории города и краеведению: книги о городе, о природе и географии области, произведения фольклора, иллюстративный материал (кар тинки, карты, схемы), настольно-печатные игры, игрушки;
- наличие пособий, предусматривающих разные виды и формы ак тивности дошкольников (альбомы, книги, игры, карты);
- доступность материалов для детей;
- эстетичность и привлекательность оформления пособий;
- частота пополнения центра новыми материалами.
Результаты второго этапа диагностики дадут возможность увидеть особенности ориентированности педагогического процесса группы дет ского сада на воспитание основ гражданских чувств у детей старшего дошкольного возраста, проблемы, которые испытывает педагог при ор ганизации педагогического процесса и проектировании среды группы.
Примерное планирование краеведческой работы в рамках образовательной деятельности
Старшая группа
Месяц | Занятие /беседа | Художественное творчество | Подвижная игра | Чтение художественной литературы | Проектная деят-ть (совместно с родителями) | Тематические мероприятия | Конкурсы, выставки |
Сентябрь | «По родным просторам» | «Корзинка с грибами» (лепка) | «Найди свой дом» | Как времена года спорили | Мини-проект «Создание видеофильма «Красота родной природы» | «День города». Экскурсия в парк. | Конкурс рисунков «Мой любимый город» |
Октябрь | «Мой любимый город» | «Праздничный салют над нашим городом» (коллективная аппликация) | Прогулка по городу | Откуда появилась улица Тракторная | Мини-проект «Создание видиофильма «Достопримечательности нашего города» | Экскурсия в краеведческий Музей | Выставка поделок ко Дню городаВы |
Ноябрь | «Знакомство с профессиями жителей Россоши» | «Все работы хороши» (рисование) | «Где мы были, мы не скажем» | Сахарная сказка | Мини-проект «Создание фотоальбома «Я б в строители пошел..» | Экскурсия по близлежащим улицам | Конкурс рисунков «Мой дом» |
Декабрь | «Город готовится к встрече Нового Года» | «Грибы для белочки» (аппликация) | «Третий-лишний» | Двенадцать месяцев | Папка- передвижка «Праздники дома и в детском саду» | Месячник краеведения в ДОУ | Конкурс новогодних поделок |
Январь | «Знакомство с русским народным костюмом» | «Национальные узоры» (рисование) | «Замри!» | Маршак «Кошкин дом» | Мини-проект «Путешествие маленькой бусинки» (создание коллекции украшений из бисера с национальным орнаментом) | Экологическая акция в ДОУ | |
Февраль | «Щедрые дары природы» | «Лекарственные растения» (рисование) | «Живое-неживое» | Паустовский «Теплый хлеб» | Папка- передвижка «Зимние прогулки» | Экскурсия в библиотеку | |
Март | Лесные жители | «Оленёнок» (аппликация) | «Зайцы и волк» | М.Зощенко «Умная птичка» | Папка- передвижка «Моя Россия” | Экскурсия в ДК «Созвездие» | Фестиваль семейного творчества «Фейерверк талантов» |
Апрель | «Растительный мир » | «Цветочки на полянке» (рисование) | «День и ночь» | Сказка «Волшебная иголочка» | Мини-проект «Создание фотоальбома «Моя семья в истории нашего города» | День птиц «Жаворонки» | Конкурс рисунков «Я городом своим горжусь» |
Май | «Как сохранить природу?» | «Обитатели водоёмов» (рисование) | «Лягушки и цапля» | К.Ушинский «Слепая лошадь» | Мини-проект «Взаимосвязи в природе» | Месячник «Спасти и сохранить» | Выставка рисунков ко Дню Химика |
Июнь | «Мой край» | «Рыбка плавала в пруду» (рисование) | «Удочка» | Н.Носов «Ступеньки» | Р Развлечение «Свой край люби и знай» | Выставка поделок из природного материала | Конкурс рисунков «Ко Дню Защиты детей» на асфальте |
Июль | «Любуемся красотами лета» | «Утки на пруду» (аппликация) | «Паук и мухи» | Толстой А.Н «Сорочьи сказки» | Викторина «Свой край люби и знай» | «День рыбака» | |
Август | Дары нашего края» | «Обильный урожай» (аппликация) | «Кто быстрее соберет овощи в корзинки» | Н.Носов «Огурцы» |
Подготовительная группа
Месяц | Занятие /беседа | Художественное творчество | Подвижная игра | Чтение художественной литературы | Проектная деят-ть(совместно с родителями) | Тематические мероприятия | Конкурсы |
Сентябрь | «Загадки родной земли» | «Грибы на опушке» (рисование) | «Перетягивание каната» | Н.Шамсутдинов «Хлебные стихи» | Мини-проект «Музей народной игрушки» | «День города». | Конкурс рисунков « родная сторона» |
Октябрь | «Климат и природа нашего региона » | «Берёзки»( конструирование из бумаги) | «Волк и овцы» | Стихи россошанских поэтов» | Мини-проект «Знакомимся с пословицами о родной стороне» | Экскурсия в библиотеку | Конкурс чтецов |
Ноябрь | «Деревья на территории нашей области» | «Осенний ковер» (аппликация) | «К названному дереву- беги!» | «Младшая дочь Солнца» Хантыйская сказка | Мини-проект «Создание видеофильма «Защитим природу вместе» | Экскурсия в Музей детского сада №23 | Конкурс чтецов |
Декабрь | «Какие животные обитают в лесах?» | «Стрекоза и муравей»( ручной труд из природного материала) | «Мы веселые ребята» | Бианки «Как Муравьишка домой спешил» | Папка- передвижка «Сочиняем стихи и загадки об обитателях нашего края» | Месячник краеведения в ДОУ | Фестиваль семейного творчества |
Январь | «Беседа о зимовье зверей» | «Снегирь» | «Воробьи- вороны» | Н.Шамсутдинов «Зимний праздник» | Проект «Сказки об улицах нашего города»(создание альбома сказок, сочиненных детьми совместно с родителями) | Экскурсия на станцию юных натуралистов» | Конкурс фотографий «Счастливое детство |
Февраль | «Беседа о людях разной национальности» | «Птицы волшебного леса» (аппликация) | «Охотники и зайцы » | Сказ про улицу Мира | фотовыставка«Доска почета» | ||
Март | «Как живут и чем занимаются люди нашего региона?» | «Зеленые елочки» (аппликация) | Н.Шамсутдинов «Весенняя песня» В.Козлов «Таёжный капитан» | Экскурсия в школу | |||
Апрель | «Беседа о народно-прикладном искусстве» | «Красота родного края» (рисование) | «Успей поймать» | «Как у бурундука спина полосатая стала…» Хантыйская сказка | Мини-проект «Создание фотоальбома «Моя семья» | День птиц «Вороний праздник» | Конкурс детских рисунков «Я рисую свою семью» |
Май | «Историческое прошлое нашего города Россошь» | «Весна: мать-и-мачеха цветёт» | Б.А. Алмазов «Горбушка» | Проект по созданию альбома «Путешествуем с семьей по памятным местам» | Месячник «Спасти и сохранить» | ||
Июнь | Беседа «По родным просторам» | «Обитатели цветочной поляны» (рисование) | «Рыбаки и рыбки» | «Хлебушко». М.Вагатова | Экскурсия в парк | ||
Июль | «Беседа « Что возьмем с собой в поход?» | «Обитатели наших водоемов» (аппликация) | Поттер« Ухти- Тухти» | Викторина «В своём краю, каждую травинку узнаю» | |||
Август | «Беседа «Куда бы ты хотел отправиться в поход» | «Листья из волшебного леса»(апплик.) | «Найди пару» | В. Драгунский «Друг детства» | Экскурсия к реке |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа " Краеведение" для детей старшего дошкольного возраста.
Пояснительная записка.Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины –России, свя...
Презентация работы по программе Краеведение Антиповой М.А., воспитателя МБДОУ "Детский сад "Дюймовочка" г.Тамбова
Материал содержит описание работы и, как подтверждение, фотоматериал мероприятий, проведенных в процессе реализации программы "Краеведение" с детьми 5-7 лет....
парциальная программа "Краеведение"
Содержание 1.Пояснительная записка.- Цели и задачи программы-Целевые ориентиры -Направления деятельности-Формы работы 2.Раздел р...
Парциальная программа «Краеведение» средняя и старшая группа.
Парциальная программа «Краеведение» средняя и старшая группа....
Вариативная программа "Краеведение"
laquo;Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен...
Тематическое планирование организованной образовательной деятельности по программе:«Краеведение»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОГРАММЕ: «Краеведение»...