парциальная программа "Краеведение"
рабочая программа
Содержание
1.Пояснительная записка.
- Цели и задачи программы
-Целевые ориентиры
-Направления деятельности
-Формы работы
2.Раздел рабочей программы 1 младшая группа / 2 – 3 года/
- Возрастные особенности развития детей
- Содержание психолого-педагогической работы по образовательной области «Речевое развитие».
3. Раздел рабочей программы 2 младшая группа /3 – 4 года/
- Возрастные особенности развития детей
- Содержание психолого-педагогической работы по образовательной области «Речевое развитие».
4. Раздел рабочей программы средняя группа / 4 – 5 лет/
- Возрастные особенности развития детей
- Содержание психолого-педагогической работы по образовательной области «Речевое развитие».
5. Раздел рабочей программы старшая группа / 5 – 6 лет/
- Возрастные особенности развития детей
- Содержание психолого-педагогической работы по образовательной области «Речевое развитие».
6. Раздел рабочей программы подготовительная группа / 6 – 7 лет/
- Возрастные особенности развития детей
- Содержание психолого-педагогической работы по образовательной области «Речевое развитие».
7.Мониторинг
8.Учебно-методическое сопровождение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
partsialnaya_programma_kraevedenie.docx | 437.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
1.Пояснительная записка.
- Цели и задачи программы
-Целевые ориентиры
-Направления деятельности
-Формы работы
2.Раздел рабочей программы 1 младшая группа / 2 – 3 года/
- Возрастные особенности развития детей
- Содержание психолого-педагогической работы по образовательной области «Речевое развитие».
3. Раздел рабочей программы 2 младшая группа /3 – 4 года/
- Возрастные особенности развития детей
- Содержание психолого-педагогической работы по образовательной области «Речевое развитие».
4. Раздел рабочей программы средняя группа / 4 – 5 лет/
- Возрастные особенности развития детей
- Содержание психолого-педагогической работы по образовательной области «Речевое развитие».
5. Раздел рабочей программы старшая группа / 5 – 6 лет/
- Возрастные особенности развития детей
- Содержание психолого-педагогической работы по образовательной области «Речевое развитие».
6. Раздел рабочей программы подготовительная группа / 6 – 7 лет/
- Возрастные особенности развития детей
- Содержание психолого-педагогической работы по образовательной области «Речевое развитие».
7.Мониторинг
8.Учебно-методическое сопровождение
Пояснительная записка: Программа «Краеведение» разработана в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155), с учетом примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой - Москва 2014 г.; Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» утвержденная Постановлением Правительства РФ от 05.10.2010 года № 795
В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» патриотическое воспитание трактуется как «систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины».
В Концепции дошкольного образования подчеркивается необходимость организации в детском саду специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа.
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранять, приумножать богатства своей страны.
Несомненно, любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь. Краеведение играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью ДОО. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.
В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам.
Понятие патриотизм исходит из традиционной русской философской идеи, которая рассматривает патриотизм как категорию нравственную.
Под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим, толерантности.
На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Содержание патриотического воспитания дошкольников:
-приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.
-знакомство с семьёй, ее историей, родственниками, семейными традициям, составление родословной. Знакомство с детским садом, его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями. Знакомство с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, с жизнью прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;
-проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое; организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно, по необходимости-
Цель программы:
Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан страны, патриотов своего Отечества.
Задачи программы:
-Формирование познавательной активности у детей через знакомство с историей и культурой родного края, с природным, социальным и рукотворным миром.
-Развитие чувства гордости за свой родной край, его достижения и культуру.
Ожидаемые результаты:
Знает свое имя, фамилию, название города, республики, свой адрес. Называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей. Знает и узнает флаг, герб, гимн Карелии; герб города. Называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства Карелии. Заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.
Основные направления программы
- Окружающие предметы, впервые побуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными.
- Использование всех видов фольклора ( сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.).
- Животный и растительный мир Карелии
- Труд людей в Карелии
- Использование народных праздников и традиций.
- Знакомство с элементами карельского орнамента.
- Знакомство с символикой (герб, флаг, гимн);
- Столица республики, ее достопримечательности; богатства карельского края (полезные ископаемые, животный и растительный мир, реки и озера), достопримечательности;
- Народы, живущие в Карелии;
- Культура Карелии (народные промыслы, традиции и т.д.).
Формы работы:
Рассматривание, наблюдение, игра – экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развивающие игры, экскурсии, ситуативный разговор, беседа, проблемные ситуации, проектная деятельность, интегрированная деятельность, целевые прогулки; коллекционирование; моделирование; реализация проектов; хороводные игры с пением; чтение; обсуждение; драматизация и инсценирование, разучивание стихов.
Учебный план по «Краеведению»
Часть, выбранная участниками образовательных отношений (вариативная) | 1 младшая группа | 2 младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа | ||||||
Образовательные области | Парциальные программы | нед Месяц | год | нед Месяц | год | нед Месяц | год | нед Месяц | год | нед Месяц | год |
Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие Художественно-эстетическое развитие. Речевое развитие | «Краеведение» | 0,16 | 6 | 0,25 1 | 9 | 0,25 1 | 9 | 0,5 2 | 18 | 0,5 2 | 18 |
2 в кв. |
Раздел программы для детей 2-3 лет
Возрастные особенности детей
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия.
Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.
В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.
Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.
Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения , в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов.
К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.
В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями.
Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.
На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
РАЗВЕРНУТОЕ КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 младшая группа (2-3 года)
Тема | Цель | Интеграция образовательных областей (ОО) | Материал |
1. Дидактическая игра « Кто, где живет?» Дидактическая игра « Кто как кричит?». | Познакомить детей с домашними животными, где они живут. Способствовать развитию речи как средства общения. Закрепить умение детей различать на слух звукоподражания животных, повторять их, отчетливо произносить звуки. | «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие». | Дидактическая игра « Чей домик?». Предметные картинки Игрушки животных Ширма |
2. Дидактическая игра «Каждой игрушке свое место» | Совершенствовать умение детей убирать игрушки на свои места, знать местоположение каждой игрушки. Воспитывать желание поддерживать порядок в группе. | «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие». | Игрушки Дидактические игры и пособия |
3.Рассматривание картины «Таня и голуби» | Учить воспринимать изображенное на картине, отвечать на вопросы по ее содержанию, повторяя отдельные слова и несложные фразы. | «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие». | Картина |
4.Игра с разрезными картинками» Мой дом». | Учить детей складывать разные дома с помощью разрезных картинок. Развивать мыслительную деятельность, активную речь. | «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие». | Наборы разрезных картинок. |
5. Пение колыбельных песен. | Вызывать активность детей при подпевании и пении. Развивать умение подпевать фразы в песне. Вызывать у детей положительный эмоциональный настрой. | «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». | Музыкальные инструменты. |
6.Чтение потешек « Солнышко- ведрышко», « Огуречик, огуречик». | Вызвать у детей радость от прослушивания потешек и желание слушать неоднократно, поощрять попытки проговаривать слова потешек, имитировать движения. | «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие». | Книги с иллюстрациями. |
К концу года дети первой младшей группы могут:
• различать основные формы деталей строительного материала;
• с помощью взрослого сооружать разнообразные постройки, используя большинство форм;
• разворачивать игру вокруг собственной постройки;
• образовывать группу однородных предметов;
• различать один и много предметов;
• различать большие и маленькие предметы, называть их размер;
• узнавать шар и куб;
• различать и называть предметы ближайшего окружения;
• называть имена членов семьи и воспитателей;
• узнавать и называть некоторых домашних и диких животных, их детенышей;
• различать некоторые овощи, фрукты (1-2 вида);
• различать некоторые деревья ближайшего окружения, природные сезонные явления;
• поделиться информацией, пожаловаться на неудобство, на негативные действия сверстника;
Раздел рабочей программы /для детей 3-4 лет/
Возрастные особенности развития детей 3-4 лет (вторая младшая группа)
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга, Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.
Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.
Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.
Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. - В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия — переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса—и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.
Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
РАЗВЕРНУТОЕ КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2 младшая группа (3-4 года)
№ | Тема | Содержание работы | Программное содержание | Литература |
1 | «Во саду ли, в огороде» | Знакомство с овощами и фруктами. Загадывание загадок. | Закреплять представление детей о фруктах и овощах, растущих у нас в Карелии ( картофель, капуста, морковь, огурец, помидор). Познакомить с элементами русского народного фольклора – загадками. Воспитывать благодарные чувства к природе и людям, которые, благодаря своему труду, получают урожай. | О.Л. Князева, Приобщение к истокам русской народной культуры стр. 46. |
2 | « Волк и семеро козлят» | Знакомство со сказкой | Знакомить с устным народным творчеством. Воспитывать умение слушать новые сказки. Учить с помощью воспитателя инсценировать небольшие отрывки из народных сказок. | |
3 | «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча» | Знакомство с печкой, чугунком. | Познакомить детей с кухонной утварью, ее использованием. Способствовать развитию интереса к ремеслам наших предков. | |
4 | « Три медведя» | Знакомство со сказкой. | Знакомить с устным народным творчеством. Воспитывать умение слушать новые сказки. Учить с помощью воспитателя инсценировать небольшие отрывки из народных сказок. | |
5 | «Сундучок Деда Мороза» | Загадывание загадок о зиме, зимней одежде. | Знакомство с малыми фольклорными формами. Учить детей отгадывать простейшие загадки. Закрепить название предметов зимней одежды. | |
6 | Хозяйкины помощники | Знакомство детей с предметами обихода – коромыслом, ведрами, корытом, стиральной доской. | Познакомить детей с кухонной утварью, ее использованием. Способствовать развитию интереса к ремеслам наших предков. | О.Л. Князева, Приобщение к истокам русск. народ. культуры. стр. 56. В.Н. Косарева Народная культура и традиция. Стр. 94. |
К концу года ребенок может:
1. Владеет соответствующими возрасту основными движениями; сформирована потребность в двигательной активности.
2. Проявляет интерес к различным видам игр, к участию в совместных играх; интересуется предметами ближайшего окружения, их назначением свойствами; проявляет интерес к участию в праздниках, постановках, совместных досугах и развлечениях.
3. Откликается на эмоции близких людей и друзей; эмоционально заинтересовано следит за развитием действия в играх-драматизациях и кукольных спектаклях; пытается отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности.
4. Умеет в быту, играх налаживать контакты, взаимодействовать со сверстниками; умеет делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями; обращаться к воспитателю по имени и отчеству.
5. Готов соблюдать элементарные правила в совместных играх; может общаться спокойно, без крика; соблюдает правила элементарной вежливости.
6. Проявляет желание участвовать в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке; использует разные способы обследования предметов, включая простейшие опыты; умеет занимать себя игрой, самостоятельной художественной деятельностью.
7. Называет членов своей семьи, их имена; знает название родного города; знает свое имя, возраст, пол.
8. Имеет простейшие навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице; в случае проблемной ситуации обращается за помощью; проявляет интерес к книгам, к рассматриванию иллюстраций.
9. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Раздел рабочей программы для детей 4-5лет
Возрастные особенности развития детей 4-5 лет (средняя группа)
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.
К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.
Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.
Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие,
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.
Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.
У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.
Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией
РАЗВЕРНУТОЕ КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Средняя группа (4-5 лет)
Тема | Программное содержание | Литература | |
Октябрь 2 неделя | «Во саду ли, в огороде» | Закреплять представление детей об уже знакомых фруктах и овощах, растущих у нас в Карелии (картофель, капуста, морковь, огурец, помидор). Познакомить с некоторыми видами других овощей (кабачок, баклажан, лук, перец, красная свекла). Закреплять знания о том, что фрукты растут на деревьях, в саду, а овощи – на грядках, в огороде. Познакомить с элементами русского народного фольклора – загадками. Воспитывать благодарные чувства к природе и людям, которые, благодаря своему труду, получают урожай. | О.Л. Князева, Приобщение истоком русской народной культуры стр. 46. |
Ноябрь 4 неделя | «Веселые ложки» | Познакомить детей с кухонной утварью – ложкой, ее возникновением и использованием. Упражнять в ведении диалога, активизировать речь новыми словами. Способствовать развитию интереса к ремеслам наших предков. | О.Л. Князева, Приобщение к истоком руск. народ. культуры . стр. 56. В.Н. Косарева Народная культура и традиция. Стр. 94. |
Январь 2 неделя | «Пришла Коляда, отворяй ворота» | Познакомить детей с праздниками народного календаря и православными: Рождество, Святки, Коляда. Развивать активный и пассивный словарь на основе полученных и уже имеющих знаний о народных праздниках. Вызывать интерес к жизни наших предков и их обычаям, традициям. | В.Н. Косарева Народная культура и традиция. Стр. 103. |
Февраль 4 неделя | «Волшебная дудочка» | Познакомить с русскими народными музыкальными инструментами. Учить различать музыкальные инструменты по типу (ударные, струнные, духовые) и звучащие. Обогащать словарный запас новыми словами. Развивать интерес к старинным музыкальным инструментам. | В.Н. Косарева Народная культура и традиция. Стр. 67. |
Апрель 2 неделя | «Весна, весна, поди сюда!». | Познакомить с народными обрядами , обычаями, связанными со встречей весны. Развивать речь, заучивая заклички, поговорки. Воспитывать уважение и интерес к традициям русского народа. Прививать любовь к народному слову с помощью малых форм устного народного творчества (загадки, потешки, попевки). | В.Н. Косарева Народная культура и традиция. Стр. 63. О.Л. Князева, Приобщение к истоком руск. народ. культуры стр. 60. |
Май 4 неделя | Глиняный человек. | Формировать интерес к русскому прикладному искусству – глиняной игрушке. Познакомить с природным материалом – глиной, ее свойствами, использованием в быту нашими предками; активизировать в речи слова; развивать желание самим создавать и творить по мотива русского народного творчества. | В.Н. Косарева Народная культура и традиция. Стр. 49. |
Раздел рабочей программы /для детей 5-6лет/
Возрастные особенности развития детей 5-6 лет (старшая группа)
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры н строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют разные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядности моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов результате различных воздействий, представления о развитии и т. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.
Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и вповседневной жизни.
Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение общаться, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
РАЗВЕРНУТОЕ КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Старшая группа (5-6 лет)
Месяц | Тема/ Цель | 2 неделя | 4 неделя |
Сентябрь | Темы | «Капустница» | Чтение к.н.с «Красавица Насто» |
Цели | Расширение представления об осенних явлениях, о работе людей осенью на огороде, о традициях связанных со сбором урожая. | Знакомство с устным карельским творчеством. Привитие интереса к культуре карельского народа через сказки. | |
Октябрь | Темы | «Край карельский - край лесной»
| Знакомство с карельской вышивкой. |
Цели | Знакомство с природой родного края. Формирование представления о том, что лес является гордостью Карелии. Воспитание бережного отношения к лесу. | Знакомство с элементами карельской вышивки, их названиями. Привитие интереса к национальной культуре через народное творчество. Развитие творческих и познавательных способностей детей. | |
Ноябрь | Темы | Животные Карелии | Чтение карельской сказки «Ольховая Чурка» |
Цели | Продолжать знакомство детей с природой родного края, с разнообразием животных живущих в лесах Карелии. Воспитание бережного отношения к природе родного края. | Продолжать развитие интереса к культуре карельского народа через сказки, обращая внимание на речевые обороты и имена героев сказки. | |
Декабрь | Темы | Знакомство с карельским муз. инструментом - кантели | Знакомство с народным карельским костюмом |
Цели | Знакомство детей с карельским муз. инструментом – кантели, его внешним видом, звучанием. Формирование интереса к познанию национальной культуры | Знакомство детей с народным карельским костюмом, Объяснение особенностей костюма, связанных с проживанием на территории Карелии. | |
Январь | Темы | Птицы Карелии | Чтение карельской сказки «Невеста-мышь» |
Цели | Продолжать знакомство детей с природой родного края, с разнообразием птиц живущих в Карелии. Способствовать общему развитию детей, прививая им любовь к родной природе. | Продолжать знакомство детей с устным карельским творчеством. Привитие интереса к культуре, обычаям, жизненному укладу карельского народа через сказки. | |
Февраль | Темы | Экскурсия в музей | Изготовление карельской национальной куколки- оберега « рванки» |
Цели | Развитие у детей эмоционально-чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним, развитие эстетического вкуса и познавательной активности детей. | Знакомство с карельской национальной куколкой- оберегом «рванкой», её значением в жизни ребёнка в старину. Способствование освоению детьми культурно-исторического опыта. | |
Март | Темы | «Ай-да, Масленница» | Мини-музей |
Цели | Привитие интереса у детей к национальной культуре через знакомство с обычаями, народными праздниками. | Организовать в группе с помощью родителей мини-музей с произведениями народно-прикладного творчества членов семьи детей, предметами быта для создания обстановки для предстоящего праздника «Заонежские посиделки». Воспитывать интерес к народным традициям. | |
Апрель | Темы | «Онежское озеро - наша гордость» (фотовыставка) | 27.Карельская роспись |
Цели | Продолжать знакомство детей с природой родного края. Привлечь к организации фотовыставки родителей. Объединять усилия ДОУ и семьи в воспитании у детей любви к родной природе, чувство национальной гордости. | Знакомство с традиционной карельской росписью по дереву. Показать сходства и различия с росписями русского народно-прикладного промысла. Развитие творческих и познавательных способностей детей. | |
Май | Темы | «Предпраздничные посиделки» | Чтение карельской сказки «Черная уточка»
|
Цели | Подготовить детей к предстоящему празднику «Заонежские игрища»: разучивание заонежских народных игр, хороводов, песен. Продолжать прививать интерес к народной культуре. | Развитие интереса к культуре карельского народа через сказки. Знакомство со старинными предметами, упомянутыми в сказке, их названиями и назначением. Сравнение карельских сказок с русскими народными сказками. |
К концу года дети могут
- Различать и называть виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту, и предметы, создающие комфорт.
- Определять размер, цвет, форму и другие признаки предметов; на основе этого описывать предмет.
- Знать, что предметы имеют свою историю, у них есть прошлое и настоящее.
- Классифицировать предметы, определять материалы, из которых они сделаны. Самостоятельно характеризовать свойства и качества этих материалов: структура поверхности, твердость -мягкость, хрупкость - прочность, блеск, звонкость, температура поверхности.
- Знать, что любая вещь создана трудом многих людей. В каждую вещь человек вложил свои умения, творчество, аккуратность и т. д.
- Проявлять интерес к истории предмета.
- Называть профессии строителей, земледельцев, работников транспорта, связи, швейной промышленности.
- Раскрывать личностные и деловые качества человека труда.
- Знать и называть своих родственников, домашний адрес.
- Различать некоторые рода войск.
Знать некоторые правила дорожного движения: улицу переходят в специальных местах, через дорогу переходить можно только на зеленый сигнал светофора.
- Знать название родного города (поселка), страны, ее главного города.
- Анализировать, результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе.
- Знать несколько видов травянистых растений, иметь представления о способах вегетативного размножения растений.
- Знать и называть обитателей живого уголка природы; уметь рассказывать о том, как за ними ухаживать.
- Знать и называть диких и домашних животных, некоторых птиц, насекомых, земноводных.
- Делать выводы о том, как человек может беречь природу.
- Иметь представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот.
- Уметь применять полученные знания на практике.
- Знать, что нужно Делать, для того чтобы поддерживать свое здоровье и здоровье окружающих людей.
Раздел рабочей программы для детей 6-7 лет.
Возрастные особенности развития детей 6-7 лет (подготовительная группа)
В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д.
Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д,
Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.
При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.
Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.
В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.
Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.
Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер отношений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.
В результате правильно организованной образовательной работы дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
РАЗВЕРНУТОЕ КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Подготовительная группа (6-7 лет)
Месяц | Тема/ Цель | 1 неделя | 3 неделя |
Сентябрь | Темы | «Репортаж о Дне знаний в Карелии» | «Путешествие в прошлое нашего д/сада» |
Цели | Дать детям представление о понятии «репортаж»; закреплять и обогащать знания детей о Карелии; воспитывать интерес к общественной жизни родного края с помощью информационно- коммуникационных технологий. | Способствование общему развитию детей, прививая любовь к родному д/саду, развивая интерес к прошлому. | |
Октябрь | Темы | Чтение карельской сказки «Голубая важенка» | Флаг и герб Карелии |
Цели | Развитие интереса к культуре карельского народа через сказки. Знакомство со старинными предметами, упомянутыми в сказке, их названиями и назначением. | Знакомство детей с флагом и гербом Карелии, с расшифровкой цветов и символов флага и герба. Способствование общему развитию детей, прививая любовь и уважение к Родине. | |
Ноябрь | Темы | «Карельские узоры» | Виртуальное путешествие на остров Кижи |
Цели | Продолжать знакомство детей с элементами карельской вышивки, их названиями. Привитие интереса к национальной культуре через народное творчество. Развитие творческих и познавательных способностей детей. | Знакомство детей через телекоммуникационные технологии с достопримечательностью нашего района – островом-музеем Кижи, его значением для общечеловеческих ценностей культуры. Воспитание чувства гордости за свою Родину, патриотизма малой родины. | |
Декабрь | Темы | « Заонежская изба» (виртуальная экскурсия) | Чтение карельской сказки «Пряхи у проруби» |
Цели | Знакомство с традициями строительства заонежской избы, её внешним и внутренним убранством. Воспитание уважения и восхищения мастерством человеческих рук. | Продолжать знакомство детей с карельскими сказками. Способствовать знакомству с обычаями карельского народа через сказки. | |
Январь | Темы | 19. Святочные гуляния в Заонежье | Карельские узоры (продолжение) |
Цели | Привитие интереса к культуре предков через знакомство с народными праздниками и традициями. Развитие творческих и познавательных способностей детей. | Продолжать знакомство детей с элементами карельской вышивки, их особенностями и названиями. Привитие интереса к национальной культуре через народное творчество. Развитие творческих и познавательных способностей детей. | |
Февраль | Темы | Заонежское подворье (виртуальная экскурсия) | Чтение карельской сказки «Сын-медведь» |
Цели | Знакомство детей с постройками подворья (амбар, баня), их значением для жизни человека в прошлом. Развитие познавательной активности детей с помощью информационно- коммуникационных технологий. | Продолжать развитие у детей интереса к культуре карельского народа через сказки, обращая внимание на речевые обороты и имена героев сказки. | |
Март | Темы | Знакомство с архитектурными памятниками города (здание вокзала). | «Ай-да, Масленница» |
Цели | Формирование у детей знаний о здании вокзала, как об архитектурном памятнике нашего города. Показать уникальность этого строения, его красоту, Воспитание чувства гордости за родной город. | Привитие интереса у детей к национальной культуре через знакомство с обычаями, народными праздниками. | |
Апрель | Темы | Карельская роспись(2) | Карельские богатства |
Цели | Продолжать знакомство детей с традиционной карельской росписью по дереву; учить рисовать отдельные элементы, украшать ими «блюда и доски» (из бумаги) | Провести с детьми беседу о природных богатствах Карелии. Развивать познавательные способности детей с учетом их возрастных особенностей. Воспитывать бережное отношение к природе родного края. | |
Май | Темы | Национальная кухня | «Заонежские игрища» |
Цели | Познакомить детей с некоторыми блюдами карельской кухни (калитки, рыбник, шаньги, сканцы). Привлечь к приготовлению этих блюд родителей. Знакомить детей с элементами материальной национальной культуры. | Провести совместный с родителями праздник «Заонежские игрища». Формировать у детей интерес к познанию истории и культуры наших предков посредством воздействия на их эмоциональную сферу детей. |
К концу года у ребенка:
1.Сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности; самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
2.Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности); принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
3.Откликается на эмоции близких людей и друзей; сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов; эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
4.Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.
5.Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.
6. Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач; способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе.
7 Знает свое имя и фамилию, возраст, имена членов своей семьи; может рассказать о своем родном городе, назвать его; имеет представления и флаге, гербе, мелодии гимна;
8. Умеет работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
9. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Система мониторинга
Мониторинг проводится 2 раза в год ( сентябрь, май)
Характеристики инструментария образовательного мониторинга:
1. Критерии и методы проведения диагностических процедур в рамках мониторинга: интерес ребенка к содержанию бесед, игровых задач, проблемных ситуаций, адекватность детских ответов и решений; самостоятельность применения знаний, умений, навыков.
2. Мониторинг развития ребенка. Методы диагностики: наблюдение за проявлением любознательности, наблюдение за проявлениями активности в деятельности и т.д.
Учебно-методическое обеспечение:
- Князева О.А., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».С – Пб 2005
- И.А.Бойчук, Т.Н.Попушина. «Мы гордимся стариной, стала нам она родной…», М. 2004
- Сказки Заонежья», состН.Ф. Онегина. Петрозаводск 2004.
- Красная книга Карелии. Петрозаводск 2003
- Л.И. Шитикова «Край в котором ты живешь» Петрозаводск 2004.
- А.И. Зимина «Народные игры с пением», М.., 2006
- Г.В. Зимин «Животный мир Карелии», П., 2005
- А.П. Косменко «Карельское народное искусство», П.,2005.
- Л.И.Белосолова «Народное искусство Карелии», П., 2005
- В.Н. Косарева «Народная культура и традиции».
Дидактический материал:
- элементы карельского быта.
- картины «Национальные костюмы»
- куклы в национальных костюмах
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВНЕДРЕНИЕ В ПРАКТИКУ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Т.Н. ДЕВЯТОВОЙ
Обобщение опыта по внедрению парциальной программы Т.Н.Девятовой "Звук-волшебник"...
Парциальная образовательная программма для дошкольников "В гармонии с музами" (Интегрированный курс занятий синтеза музыки и живописи).
Парциальная образовательная программма для дошкольников "В гармонии с музами" (Интегрированный курс занятий синтеза музыки и живописи). Е.Н. Колесник....
Парциальные программы
ПРОГРАММА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»(Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева) Программа предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи - вос...
Парциальная программа "Маленькие фантазеры"
Программа "Маленькие фантазеры" направлена на обучение старших дошкольников творческим описаниям....
Парциальная программа "ВОЙВЫВ ДЗОРИДЗЪЯС" по обучению русскоязычных детей коми языку
Последние годы характеризуются всплеском национального самосознания у всех народов. Одна из наиболее острых проблем на сегодняшний день - сохранение родного языка.Успех в возраждении коми языка зависи...
Парциальная программа "ВОЙВЫВ ДЗОРИДЗЪЯС" по обучению русскоязычных детей коми языку
Последние годы характеризуются всплеском национального самосознания у всех народов. Одна из наиболее острых проблем на сегодняшний день - сохранение родного языка.Успех в возраждении коми языка зависи...
Анализ парциальных программ по музыкальному воспитанию в дошкольных образовательных учреждениях
Программы по музыкальному воспитанию в ДОУ...