Парциальная программа «Краеведение» средняя и старшая группа.
рабочая программа (средняя, старшая группа)

Диева Елена Геннадьевна

Парциальная программа   «Краеведение» средняя и старшая группа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл partsialnaya_programma_kraevedenie.docx29.81 КБ

Предварительный просмотр:

Парциальная программа

 «Краеведение»

 ( с 4 до 6 лет)

Пояснительная записка

       Программа составлена в соответствии с ФГОС ДО и на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образовнания «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С Комаровой. Программа отражает специфику  национальных и социокультурных условий; позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги, учитывать специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Цели и задачи программы:  

   

Приобщение детей к национальной культуре, истории Карелии – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность

 Краткая характеристика программы:

Основные направления программы:

  1. Окружающие предметы, впервые побуждающие душу ребенка,  воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными..
  2. Использование всех видов фольклора ( сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.).
  3. Животный и растительный мир Карелии
  4. Труд людей в Карелии
  5. Использование народных праздников и традиций.
  6. Знакомство с    элементами карельского орнамента.
  7.  Знакомство с символикой (герб, флаг, гимн);
  8.  Столица республики, ее достопримечательности;

Богатства  карельского края (полезные ископаемые, животный и растительный

мир, реки и озера), достопримечательности;

  1. Народы, живущие в Карелии;
  2.  Культура Карелии (народные промыслы, традиции и т.д.).

Программно-методическое обеспечение:

  1. Князева О.А., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».С – Пб 2005
  2. И.А.Бойчук, Т.Н.Попушина. «Мы гордимся стариной, стала нам она родной…», М. 2004
  3. Сказки Заонежья», сост Н.Ф. Онегина. Петрозаводск 2004.
  4. Красная книга Карелии. Петрозаводск 2003
  5. Л.И. Шитикова «Край в котором ты живешь» Петрозаводск 2004.
  6. А.И. Зимина «Народные игры с пением», М.., 2006
  7. Г.В. Зимин «Животный мир Карелии», П., 2005
  8. А.П. Косменко «Карельское народное искусство», П.,2005.
  9. Л.И.Белосолова «Народное искусство Карелии», П., 2005

 

 Учебный план:  

 

Направления  развития

Образовательные области

Непосредственно организованная образовательная деятельность

Количество

часов

«Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

«Физическое развитие»

Краеведение

6 занятий в год

Дидактический материал:  

  • элементы карельского быта.
  • Картины «Национальные костюмы»
  • Куклы в национальных костюмах 

 

Формы организации обучения:    

  Обучение  проводится на занятиях в групповых помещениях, в индивидуальной работе, повседневной жизни.  

 Диагностика компетентности детей:  

- по результатам оценки  развития и подготовленности детей ( сентябрь, май)

- по итоговым занятиям, викторинам.

Краеведенье  (6 занятий)

Тема

Программное содержание

Литература

Октябрь 2 неделя

«Во саду ли, в огороде»

Закреплять представление детей об уже знакомых фруктах и овощах, растущих у нас в Карелии( картофель, капуста, морковь, огурец, помидор). Познакомить с некоторыми видами других овощей (кабачок, баклажан, лук, перец, красная свекла).Закреплять знания о том, что фрукты растут на деревьях, в саду, а овощи – на грядках, в огороде. Познакомить с элементами русского народного фольклора – загадками. Воспитывать благодарные чувства к природе и людям, которые,  благодаря своему труду, получают урожай.

О.Л. Князева,                            Приобщениеистоком русской народной культуры  стр. 46.

Ноябрь  4 неделя

«Веселые ложки»

Познакомить детей с кухонной утварью – ложкой, ее возникновением и использованием.  Упражнять в ведении диалога, активизировать речь новыми словами.  Способствовать развитию интереса к ремеслам наших предков.

О.Л. Князева,                            Приобщение к истоком руск. народ. культуры .  стр. 56.

В.Н. Косарева                             Народная культура и традиция.    Стр. 94.

Январь   2 неделя

«Пришла Коляда, отворяй ворота»

Познакомить детей с праздниками народного календаря и православными: Рождество, Святки, Коляда.  Развивать активный и пассивный словарь на основе полученных и уже имеющих знаний о народных праздниках.  Вызывать интерес к жизни наших предков и их обычаям, традициям.

В.Н. Косарева                             Народная культура и традиция.    Стр. 103.

Февраль  4 неделя

«Волшебная дудочка»

Познакомить с русскими народными музыкальными инструментами. Учить различать музыкальные инструменты по типу (ударные, струнные, духовые) и звучащие. Обогащать словарный запас новыми словами. Развивать интерес к старинным музыкальным инструментам.

В.Н. Косарева                             Народная культура и традиция.    Стр. 67.

Апрель  2 неделя

«Весна, весна, поди сюда!».

Познакомить с народными обрядами , обычаями, связанными со встречей весны. Развивать речь, заучивая заклички, поговорки.  Воспитывать уважение и интерес к традициям русского народа.  Прививать любовь к народному слову с помощью малых форм устного народного творчества (загадки, потешки, попевки).

В.Н. Косарева                             Народная культура и традиция.    Стр. 63.

О.Л. Князева,                             Приобщение к истоком руск. народ.культуры стр. 60.

Май        4 неделя

Глиняный человек.

Формировать интерес к русскому прикладному искусству – глиняной игрушке.  Познакомить с природным материалом – глиной, ее свойствами, использованием в быту нашими предками; активизировать в речи слова; развивать желание самим создавать и творить помотиваруского народного творчества.

В.Н. Косарева                             Народная культура и традиция.    Стр. 49.

Краеведенье (18 занятий).

Месяц

Тема

Программное содержание

Литература

Сентябрь

2 неделя

«Краеведение»

«Знакомство с русской избой»  

Познакомить детей с традиционно-бытовой культурой русского народа (домашняя утварь, «изба»); расширять активный словарь; развивать интерес к посещению «избы».

 Косарева В.Н. « Народная культура и традиции» стр. 30.

Сентябрь

4 неделя

«Краеведение»                   «Что осенью родится – зимой пригодится»

Расширять представления об осенних явлениях в природе, о работе крестьян осенью.

Косарева В.Н. « Народная культура и традиции» стр. 78

Октябрь

2 неделя

«Краеведение»

 «Хлеб – всему голова»

Провести беседу с детьми «Откуда хлеб пришел?». Познакомить детей со старинными орудиями труда – цепом и серпом, пословицами и поговорками о хлебе.

Князева О.Л. « Приобщение детей к истокам русской народной культуры»  стр. 68, зан. № 4.

Октябрь

4 неделя

«Краеведение»

«Наш родной город»

Продолжать знакомить с историей родного города и его достопримечательностями. Вызывать интерес к традициям города и людям, прославившим его.  Воспитывать чувство уважения к малой родине, развивать желание принимать посильное участие в ее преобразовании.

Мосалова Л.Л. « Я и мир» стр. 63.

О.Ф. Горбатенко «Комплексные занятие» стр. 98.

Ноябрь

2 неделя

«Краеведение»

«Народная игрушка- кукла-самоделка»

Познакомить с народной игрушкой  - куклой-самоделкой, способами изготовления этой куклы;  расширять словарный запас; развивать интерес к народной игрушке,  желание изготовить игрушку самостоятельно старинным способом.

Косарева В.Н. «Народная культура и традиции» стр. 115.

4 неделя

«Краеведение»

«Столица России»

Формировать представление о том, что Москва – самый большой город в нашей стране; подвести к пониманию того, что такое главный город, столица; вызывать интерес к самому прекрасному городу нашей страны, чувство восхищения и гордости красотой столицы России – Москвой; познакомить с историческим прошлым Москва.

 Мосалова Л.Л. стр. 70.

Волчкова В.Н., Степанова Н.В. , «Познавательное развитие», стр. 118

Декабрь

2 неделя

 «ОБЖ»

«Умеешь ли ты обращаться с животными»

Формировать у детей знание о правилах поведения при встрече с различными домашними животными; учить детей понимать состояние и поведение животных, как с ними общаться.

Волчкова В.Н., Степанова Н.В. , «Познавательное развитие», стр. 192.

Белая К.Ю.  «Основы безопасности»  стр. 56.

Декабрь

4 неделя

«Краеведение»

«Мир на всей планете»

Формировать представление о том, что на Земле много стран и разных народов; воспитывать уважение к людям различных национальностей, стремление жить в мире и дружбе со всеми народами мира.

Волчкова В.Н., Степанова Н.В. , «Познавательное развитие», стр.127

Январь

3 неделя

 «Краеведение»

«У страха глаза велики»

Учить заботиться о своем здоровье; познакомить детей с характерными признаками болезни и профилактикой; учить детей самостоятельно рассказывать о различных способах защиты от вируса.

Князева О.Л. « Приобщение детей к истокам русской народной культуры»  стр.70.

Январь

4 неделя

«Краеведение»

«Павлово- посадский платок»

Познакомить с Павлово-Посадскими платками и шалями. Учить составлять узор в стиле народных традиций, использовать печатки и тычки.  Закреплять умение рисовать кистью. Развивать художественно-эстетические представления. Расширять словарный запас.

 Мосалова Л.Л «Я и мир»

 стр. 73.

Февраль

1 неделя

«Краеведение»

«Эх, лапти мои, лапти липовые»

Формировать потребность в познание  рукотворного мира; совершенствовать знание о предметах народного быта (их цвете, форме, величине, материале, назначении), о родовидовых понятиях;  развивать связную речь; упражнять в нахождении вещественно-полевых ресурсов в играх по системе ТРИЗ.

Косарева В.Н. « Народная культура и традиции»

стр. 74.

Февраль

4 неделя

«Краеведение»

«Ой ты, Масленица»

Воспитывать интерес и любовь к русской народной культуре. Познакомить с календарно – обрядовым праздником «Масленица»,  восстановить связь времен. Познакомить детей с народными обычаями и обрядами, связанными с     этим праздником.

Князева О.Л. « Приобщение детей к истокам русской народной культуры» стр. 79, зан. № 24.

Косарева В.Н. « Народная культура и традиции» стр. 112.

Март

1 неделя

«Краеведение»

«Нет милее дружка, чем родимая матушка»

Воспитание у детей уважения и заботливого отношение к матери, бабушке, оказывать им посильную помощь. Способствование воспитанию нравственных устоев семьи, уважения к старшим . Развитие творческих способностей детей, желания делать подарки маме.

Князева О.Л. « Приобщение детей к истокам русской народной культуры» стр. 79.

Март

3 неделя

 «Краеведение»

«Весна, весна, поди сюда!»

Познакомить с народными обрядами, обычаями, связанными со встречей весны; развивать речь, заучивание заклички, поговорки; воспитывать уважение и интерес к традициям русского народа; прививать любовь к народному слову с помощью малых форм устного народного творчества (загадки, потешки, попевки).

Косарева В.Н. « Народная культура и традиции» стр. 63

Апрель

1 неделя

«Краеведение»

«Светит, да  не греет»

Формировать представления о прошлом лампочки (костер, факел, лучина, свеча, керосиновая лампочка); обогащать словарный запас новыми словами; развивать ретроспективный взгляд на вещи.

Косарева В.Н. « Народная культура и традиции» стр. 155.

Апрель

4 неделя

«Краеведение»

«Великий праздник – Пасхи»

 Познакомить с народным обрядовым праздником – Пасхой, ее обычаями, традициями, новыми словами и их значением; развивать творческие способности; воспитывать уважение к традициям русского народа.

 Косарева В.Н. « Народная культура и традиции» стр. 149.

Май

2 неделя

«Краеведение»

«Победа  в воздухе не вьётся, а руками достаётся»

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста . Рассказать детям о войнах – защитниках Отечества. Расширять представления, знания детей о Великой Отечественной войне, празднике Победы. Обогащать духовный мир ребёнка через обращение к героическому прошлому нашей страны . Продолжать работать над развитием связной речи, совершенствовать диалогическую речь, закреплять умение отвечать на вопросы.

Познакомить детей со сказкой «Каша из топора».

Князева О.Л. « Приобщение детей к истокам русской народной культуры» стр.85.

Май

4 неделя

«Краеведение» «Устное народное творчество – потешки, небылицы,  считалочки»

Познакомить с устным народным творчеством – потешками, песенками, небылицами, считалками; дать почувствовать детям добрый юмор, задор небылиц; учить новую считалку, развивать умения практического использования в игровой деятельности; воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Косарева В.Н. « Народная культура и традиции» стр. 126.

                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

парциальная программа "Краеведение"

Содержание           1.Пояснительная записка.- Цели и задачи программы-Целевые ориентиры -Направления деятельности-Формы работы   2.Раздел р...

Тематическое планирование организованной образовательной деятельности по программе:«Краеведение» средняя группа

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Средняя группа.Краеведенье  (6 занятий) ТемаПрограммное содержаниеЛитератураСентябрь «Во саду ли, в огор...

перспективное планирование к парциальной программе «Социокультурные истоки» в старшей группе

перспективное планирование к парциальной программе «Социокультурные истоки»...

Программа дополнительного образования в старшей группе по краеведению "Родничок"

Программа дополнительного образования в старшей группе по краеведению "Родничок"...

Программа дополнительного образования в старшей группе по краеведению "Родничок"

Программа дополнительного образования в старшей группе по краеведению "Родничок"...

Парциальная программа "Краеведение"

В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» патриотическое воспитание трактуется как «систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной в...