Парциальная программа «Краеведение» средняя и старшая группа.
рабочая программа (средняя, старшая группа)
Парциальная программа «Краеведение» средняя и старшая группа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
partsialnaya_programma_kraevedenie.docx | 29.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Парциальная программа
«Краеведение»
( с 4 до 6 лет)
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с ФГОС ДО и на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образовнания «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С Комаровой. Программа отражает специфику национальных и социокультурных условий; позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги, учитывать специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
Цели и задачи программы:
Приобщение детей к национальной культуре, истории Карелии – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность
Краткая характеристика программы:
Основные направления программы:
- Окружающие предметы, впервые побуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными..
- Использование всех видов фольклора ( сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.).
- Животный и растительный мир Карелии
- Труд людей в Карелии
- Использование народных праздников и традиций.
- Знакомство с элементами карельского орнамента.
- Знакомство с символикой (герб, флаг, гимн);
- Столица республики, ее достопримечательности;
Богатства карельского края (полезные ископаемые, животный и растительный
мир, реки и озера), достопримечательности;
- Народы, живущие в Карелии;
- Культура Карелии (народные промыслы, традиции и т.д.).
Программно-методическое обеспечение:
- Князева О.А., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».С – Пб 2005
- И.А.Бойчук, Т.Н.Попушина. «Мы гордимся стариной, стала нам она родной…», М. 2004
- Сказки Заонежья», сост Н.Ф. Онегина. Петрозаводск 2004.
- Красная книга Карелии. Петрозаводск 2003
- Л.И. Шитикова «Край в котором ты живешь» Петрозаводск 2004.
- А.И. Зимина «Народные игры с пением», М.., 2006
- Г.В. Зимин «Животный мир Карелии», П., 2005
- А.П. Косменко «Карельское народное искусство», П.,2005.
- Л.И.Белосолова «Народное искусство Карелии», П., 2005
Учебный план:
Направления развития Образовательные области | Непосредственно организованная образовательная деятельность | Количество часов |
«Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие» «Физическое развитие» | Краеведение | 6 занятий в год |
Дидактический материал:
- элементы карельского быта.
- Картины «Национальные костюмы»
- Куклы в национальных костюмах
Формы организации обучения:
Обучение проводится на занятиях в групповых помещениях, в индивидуальной работе, повседневной жизни.
Диагностика компетентности детей:
- по результатам оценки развития и подготовленности детей ( сентябрь, май)
- по итоговым занятиям, викторинам.
Краеведенье (6 занятий)
Тема | Программное содержание | Литература | |
Октябрь 2 неделя | «Во саду ли, в огороде» | Закреплять представление детей об уже знакомых фруктах и овощах, растущих у нас в Карелии( картофель, капуста, морковь, огурец, помидор). Познакомить с некоторыми видами других овощей (кабачок, баклажан, лук, перец, красная свекла).Закреплять знания о том, что фрукты растут на деревьях, в саду, а овощи – на грядках, в огороде. Познакомить с элементами русского народного фольклора – загадками. Воспитывать благодарные чувства к природе и людям, которые, благодаря своему труду, получают урожай. | О.Л. Князева, Приобщениеистоком русской народной культуры стр. 46. |
Ноябрь 4 неделя | «Веселые ложки» | Познакомить детей с кухонной утварью – ложкой, ее возникновением и использованием. Упражнять в ведении диалога, активизировать речь новыми словами. Способствовать развитию интереса к ремеслам наших предков. | О.Л. Князева, Приобщение к истоком руск. народ. культуры . стр. 56. В.Н. Косарева Народная культура и традиция. Стр. 94. |
Январь 2 неделя | «Пришла Коляда, отворяй ворота» | Познакомить детей с праздниками народного календаря и православными: Рождество, Святки, Коляда. Развивать активный и пассивный словарь на основе полученных и уже имеющих знаний о народных праздниках. Вызывать интерес к жизни наших предков и их обычаям, традициям. | В.Н. Косарева Народная культура и традиция. Стр. 103. |
Февраль 4 неделя | «Волшебная дудочка» | Познакомить с русскими народными музыкальными инструментами. Учить различать музыкальные инструменты по типу (ударные, струнные, духовые) и звучащие. Обогащать словарный запас новыми словами. Развивать интерес к старинным музыкальным инструментам. | В.Н. Косарева Народная культура и традиция. Стр. 67. |
Апрель 2 неделя | «Весна, весна, поди сюда!». | Познакомить с народными обрядами , обычаями, связанными со встречей весны. Развивать речь, заучивая заклички, поговорки. Воспитывать уважение и интерес к традициям русского народа. Прививать любовь к народному слову с помощью малых форм устного народного творчества (загадки, потешки, попевки). | В.Н. Косарева Народная культура и традиция. Стр. 63. О.Л. Князева, Приобщение к истоком руск. народ.культуры стр. 60. |
Май 4 неделя | Глиняный человек. | Формировать интерес к русскому прикладному искусству – глиняной игрушке. Познакомить с природным материалом – глиной, ее свойствами, использованием в быту нашими предками; активизировать в речи слова; развивать желание самим создавать и творить помотиваруского народного творчества. | В.Н. Косарева Народная культура и традиция. Стр. 49. |
Краеведенье (18 занятий).
Месяц | Тема | Программное содержание | Литература |
Сентябрь 2 неделя | «Краеведение» «Знакомство с русской избой» | Познакомить детей с традиционно-бытовой культурой русского народа (домашняя утварь, «изба»); расширять активный словарь; развивать интерес к посещению «избы». | Косарева В.Н. « Народная культура и традиции» стр. 30. |
Сентябрь 4 неделя | «Краеведение» «Что осенью родится – зимой пригодится» | Расширять представления об осенних явлениях в природе, о работе крестьян осенью. | Косарева В.Н. « Народная культура и традиции» стр. 78 |
Октябрь 2 неделя | «Краеведение» «Хлеб – всему голова» | Провести беседу с детьми «Откуда хлеб пришел?». Познакомить детей со старинными орудиями труда – цепом и серпом, пословицами и поговорками о хлебе. | Князева О.Л. « Приобщение детей к истокам русской народной культуры» стр. 68, зан. № 4. |
Октябрь 4 неделя | «Краеведение» «Наш родной город» | Продолжать знакомить с историей родного города и его достопримечательностями. Вызывать интерес к традициям города и людям, прославившим его. Воспитывать чувство уважения к малой родине, развивать желание принимать посильное участие в ее преобразовании. | Мосалова Л.Л. « Я и мир» стр. 63. О.Ф. Горбатенко «Комплексные занятие» стр. 98. |
Ноябрь 2 неделя | «Краеведение» «Народная игрушка- кукла-самоделка» | Познакомить с народной игрушкой - куклой-самоделкой, способами изготовления этой куклы; расширять словарный запас; развивать интерес к народной игрушке, желание изготовить игрушку самостоятельно старинным способом. | Косарева В.Н. «Народная культура и традиции» стр. 115. |
4 неделя | «Краеведение» «Столица России» | Формировать представление о том, что Москва – самый большой город в нашей стране; подвести к пониманию того, что такое главный город, столица; вызывать интерес к самому прекрасному городу нашей страны, чувство восхищения и гордости красотой столицы России – Москвой; познакомить с историческим прошлым Москва. | Мосалова Л.Л. стр. 70. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. , «Познавательное развитие», стр. 118 |
Декабрь 2 неделя | «ОБЖ» «Умеешь ли ты обращаться с животными» | Формировать у детей знание о правилах поведения при встрече с различными домашними животными; учить детей понимать состояние и поведение животных, как с ними общаться. | Волчкова В.Н., Степанова Н.В. , «Познавательное развитие», стр. 192. Белая К.Ю. «Основы безопасности» стр. 56. |
Декабрь 4 неделя | «Краеведение» «Мир на всей планете» | Формировать представление о том, что на Земле много стран и разных народов; воспитывать уважение к людям различных национальностей, стремление жить в мире и дружбе со всеми народами мира. | Волчкова В.Н., Степанова Н.В. , «Познавательное развитие», стр.127 |
Январь 3 неделя | «Краеведение» «У страха глаза велики» | Учить заботиться о своем здоровье; познакомить детей с характерными признаками болезни и профилактикой; учить детей самостоятельно рассказывать о различных способах защиты от вируса. | Князева О.Л. « Приобщение детей к истокам русской народной культуры» стр.70. |
Январь 4 неделя | «Краеведение» «Павлово- посадский платок» | Познакомить с Павлово-Посадскими платками и шалями. Учить составлять узор в стиле народных традиций, использовать печатки и тычки. Закреплять умение рисовать кистью. Развивать художественно-эстетические представления. Расширять словарный запас. | Мосалова Л.Л «Я и мир» стр. 73. |
Февраль 1 неделя | «Краеведение» «Эх, лапти мои, лапти липовые» | Формировать потребность в познание рукотворного мира; совершенствовать знание о предметах народного быта (их цвете, форме, величине, материале, назначении), о родовидовых понятиях; развивать связную речь; упражнять в нахождении вещественно-полевых ресурсов в играх по системе ТРИЗ. | Косарева В.Н. « Народная культура и традиции» стр. 74. |
Февраль 4 неделя | «Краеведение» «Ой ты, Масленица» | Воспитывать интерес и любовь к русской народной культуре. Познакомить с календарно – обрядовым праздником «Масленица», восстановить связь времен. Познакомить детей с народными обычаями и обрядами, связанными с этим праздником. | Князева О.Л. « Приобщение детей к истокам русской народной культуры» стр. 79, зан. № 24. Косарева В.Н. « Народная культура и традиции» стр. 112. |
Март 1 неделя | «Краеведение» «Нет милее дружка, чем родимая матушка» | Воспитание у детей уважения и заботливого отношение к матери, бабушке, оказывать им посильную помощь. Способствование воспитанию нравственных устоев семьи, уважения к старшим . Развитие творческих способностей детей, желания делать подарки маме. | Князева О.Л. « Приобщение детей к истокам русской народной культуры» стр. 79. |
Март 3 неделя | «Краеведение» «Весна, весна, поди сюда!» | Познакомить с народными обрядами, обычаями, связанными со встречей весны; развивать речь, заучивание заклички, поговорки; воспитывать уважение и интерес к традициям русского народа; прививать любовь к народному слову с помощью малых форм устного народного творчества (загадки, потешки, попевки). | Косарева В.Н. « Народная культура и традиции» стр. 63 |
Апрель 1 неделя | «Краеведение» «Светит, да не греет» | Формировать представления о прошлом лампочки (костер, факел, лучина, свеча, керосиновая лампочка); обогащать словарный запас новыми словами; развивать ретроспективный взгляд на вещи. | Косарева В.Н. « Народная культура и традиции» стр. 155. |
Апрель 4 неделя | «Краеведение» «Великий праздник – Пасхи» | Познакомить с народным обрядовым праздником – Пасхой, ее обычаями, традициями, новыми словами и их значением; развивать творческие способности; воспитывать уважение к традициям русского народа. | Косарева В.Н. « Народная культура и традиции» стр. 149. |
Май 2 неделя | «Краеведение» «Победа в воздухе не вьётся, а руками достаётся» | Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста . Рассказать детям о войнах – защитниках Отечества. Расширять представления, знания детей о Великой Отечественной войне, празднике Победы. Обогащать духовный мир ребёнка через обращение к героическому прошлому нашей страны . Продолжать работать над развитием связной речи, совершенствовать диалогическую речь, закреплять умение отвечать на вопросы. Познакомить детей со сказкой «Каша из топора». | Князева О.Л. « Приобщение детей к истокам русской народной культуры» стр.85. |
Май 4 неделя | «Краеведение» «Устное народное творчество – потешки, небылицы, считалочки» | Познакомить с устным народным творчеством – потешками, песенками, небылицами, считалками; дать почувствовать детям добрый юмор, задор небылиц; учить новую считалку, развивать умения практического использования в игровой деятельности; воспитывать интерес к устному народному творчеству. | Косарева В.Н. « Народная культура и традиции» стр. 126. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
парциальная программа "Краеведение"
Содержание 1.Пояснительная записка.- Цели и задачи программы-Целевые ориентиры -Направления деятельности-Формы работы 2.Раздел р...
Тематическое планирование организованной образовательной деятельности по программе:«Краеведение» средняя группа
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Средняя группа.Краеведенье (6 занятий) ТемаПрограммное содержаниеЛитератураСентябрь «Во саду ли, в огор...
перспективное планирование к парциальной программе «Социокультурные истоки» в старшей группе
перспективное планирование к парциальной программе «Социокультурные истоки»...
Презентация Парциальных программ в средней группе с общим недоразвитием речи
Презентация для родителей...
Программа дополнительного образования в старшей группе по краеведению "Родничок"
Программа дополнительного образования в старшей группе по краеведению "Родничок"...
Программа дополнительного образования в старшей группе по краеведению "Родничок"
Программа дополнительного образования в старшей группе по краеведению "Родничок"...
Парциальная программа "Краеведение"
В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» патриотическое воспитание трактуется как «систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной в...