ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Наставничество как средство сопровождения профессионально-личностного становления молодого педагога»
материал
«Наставничество как средство сопровождения профессионально-личностного становления молодого педагога» ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА РМО
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Наставничество как средство сопровождения профессионально-личностного становления молодого педагога»
«Уча других, мы учимся сами» (Л. Сенека)
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
С введением ФГОС ДО в систему образования повышаются требования к личностным и профессиональным качествам педагога. Сегодня, именно перед педагогом - воспитателем, носителем современных общественных изменений, стоит первоочередная задача – воспитание компетентной, творческой личности, способной к продуктивной жизнедеятельностии в новых общественных условиях.
Сегодня выпускники педагогических вузов, колледжей не всегда оказываются профессионально подготовленными к работе с детьми, и к сложностям педагогической деятельности. Среди проблем и трудностей, с которыми сталкивается молодой воспитатель на практике, это и методика ведения образовательной деятельности. Поэтому очень важно поддержать, подсказать и научить молодых педагогов.
Цель наставничества – это оказание помощи педагогам в их профессиональном становлении, ознакомление с инновационными технологиями, формирование в образовательной организации своего «Я».
В нашем детском саду сложилась своя система работы с молодыми педагогическими кадрами. Выбраны те формы и методы, которые в конечном итоге эффективно содействуют дальнейшему профессиональному росту молодого специалиста.
Наставничество имеет 2 ступени:
- ступень «Методическая служба»
- ступень «Педагог-педагог», где за каждым молодым педагогом закрепляется наставник.
Второй год я являюсь наставником молодых педагогов. И сегодня хочу поделиться с Вами опытом работы по одному из направлений, в рамках решения годовой задачи учреждения в учебном году:
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Методической службой учреждения на 1 ступени были организованы и проведены ряд мероприятий: семинары, методические минутки, мастер-классы, педагогический совет и др.
- Практический семинар: «Использование технологии ТРИЗ в процессе работы со сказкой как средство развития творческого воображения ребёнка – дошкольника»
- Методическая минутка: «Мастер-класс, как форма представления педагогического опыта».
- Мастер-классы от педагогов: Игротека «ТРИЗ игры: развиваем творческие способности дошколят»
- Педагогический совет № 2 Тема: «Использование технологии ТРИЗ в деятельности ДОУ как фактор развития интеллектуальных способностей детей дошкольников»
Китайская мудрость
«Расскажи – я забуду, покажи - я пойму,
дай попробовать – и я запомню»
Я, как педагог – наставник, на 2 ступени продолжила взаимодействие с молодым воспитателем, придерживаясь китайской мудрости.
Решая годовую задачу на первой ступени наставничества, старший воспитатель Л.Н. Котко организовала со всеми педагогами учреждения практический семинар «Использование технологии ТРИЗ в процессе работы со сказкой как средство развития творческого воображения ребёнка – дошкольника»
Включаясь в решение данной задачи, сначала я углубленно изучила данную «ТРИЗ-технологию». Прежде чем начать работу наставника, по данной теме с молодым педагогом, я наметила ряд мероприятий, которые помогли ему: пополнить свои знания, повысить свои профессиональные умения и личностные качества, а также использовать эффективные формы взаимодействия сотрудничества.
Я как наставник-педагог предлагаю практическую и теоретическую помощь молодому специалисту, использую разные формы работы с ними:
- обучаю на рабочем месте,
- посещение ОС и режимных моментов молодым педагогом в роли наблюдателя и в роли дублера,
- на личном примере демонстрирую методически правильное проведение образовательной деятельности,
- отвечаю на возникающие вопросы,
- онлайн-общение,
- обсуждение видеороликов ТРИЗ - игр из канала You Tube.
Нами был составлен план взаимопосещений, в ходе которого, молодой педагог наблюдал мою образовательную деятельность с детьми, а также и я наблюдала её профессиональные умения. А затем, мы обсуждали плюсы и минусы деятельности, моменты, над которыми нужно работать или исправить, а так же я рекомендовала методическую литературу для расширения кругозора по теме.
Анализируя актуальность применения ТРИЗ технологии, я организовала и провела мастер-класс для молодых педагогов по теме «Использование ТРИЗ-игр в образовательном процессе дошкольников», где я поделилась опытом, как организовать игры интеллектуальной направленности с применением элементов ТРИЗ.
Готовясь к мастер-классу, изучая литературу, используя методические пособия, знакомясь с опытом работы других педагогов, молодой воспитатель получает много полезной информации, что, конечно же, влияет на качество его знаний и умений, на личностные и профессиональные качества.
В декабре 2019 года с целью повышения педагогической компетенции состоялась встреча в педагогической мастерской, где молодые педагоги ДОУ показали уже свои мастер – классы с использованием элементов и приёмов ТРИЗ - технологии под руководством наставников.
- «Опорные схемы для заучивания стихотворений
- «Ты моя частичка»
- «Речевая карусель»
- «Теремок»
- «Коммуникативные ассоциации»
- «Кто, где, когда, с кем?»
- «Комплименты»
- «Освоение способов постановки вопросов»
- «Светофор»
- «Взаимосвязь жизни на земле»
- «Круги Луллия»
Так в рамках недели педагогического мастерства были организованы и проведены открытые показы с участием педагогов, в том числе и молодых:
- Использование игровых методов и приёмов ТРИЗ в познавательно – речевом развитии детей младшего дошкольного возраста
- Использование игровых методов и приёмов ТРИЗ в экологическом развитии детей среднего дошкольного возраста.
- Моделирование сказочного сюжета: «Старая сказка на новый лад».
- Открытый показ совместной деятельности «Использование модельных схем и проблемных вопросов в познавательно - речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»
- Творческое рассказывание: «В поисках удивительных историй» с использованием опорных картинок.
Итогом работы над данной годовой задачей явился педагогический совет, где была представлена большая база методических пособий и дидактических игр с элементами ТРИЗ, в разработке и изготовлении которых приняли участие и молодые педагоги, представив свои находки в ТРИЗ-технологии. И, я считаю, что моя работа как наставника, дала свои положительные результаты в развитии профессионального мастерства молодого педагога.
В ходе работы я стремилась:
- заинтересовать своего подопечного,
- помогала реализовать себя,
- развить личностные качества и коммуникативные умения,
- совершенствовать педагогическую базу,
- развивать умения заинтересовать, увлечь детский коллектив в образовательную деятельность через игру.
На вопрос « Полезно ли наставничество для молодого педагога?
Я могу ответить: «Да!»
Потому что, считаю, наставничество способствует:
- адаптации молодого педагога к новым условиям труда;
- формированию его заинтересованности в работе;
- получению положительных результатов;
- развитию педагогического потенциала;
- созданию педагогической среды, в которой молодой педагог найдет себя и будет принят и востребован
- рост профессионально-личностного развития молодого педагога
Все эти слагаемые помогли в свое время и мне, как молодому педагогу. Для меня была важна в то время поддержка опытного наставника. Благодаря сотрудничеству с наставником, я росла профессионально, повышала свое педагогическое мастерство, развивала свои личностные качества. Появившаяся уверенность, позволила мне участвовать в различных конкурсах, методических мероприятиях, как ДОУ, так и района.
Так, в 2017 году, я стала победителем муниципального этапа краевого профессионального конкурса «Воспитатель года Кубани», а так также неоднократно была победителем других педагогических конкурсов.
Я считаю, что моя работа поможет молодым педагогам вырасти профессионально, поэтому хочу передать им свой опыт, умения, чтобы они также продолжали:
- развиваться и получать не только удовлетворение от своей работы, но и стремиться к высоким профессиональным результатам, а также получить любовь и уважение детей и родителей. Ведь это тоже большая награда для нас педагогов.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Наставничество – как метод профессионального становления молодого педагога».
Как маленький ребенок начинает делать свои первые шаги при поддержке взрослых, так и молодой педагог должен, в идеале, делать свои первые шаги в ДОУ при поддержке людей более опытных – пед...
Наставничество- как метод профессионального становления молодого педагога.
«Наставничество – как метод профессионального становления молодого педагога»Кныш Вера Анатольевна, воспитательМБДОУ д/с 61, Киселевский городской округ.Любое образовательное учреждение – эт...
Методическая разработка «Система методической работы по сопровождению профессионально-личностного роста педагога в условиях введения ФГОС ДО в МАДОУ «ЦРР – д/сад № 116» г.Сыктывкара»
В данной работе подробно описана Модель методической службы и основные направления проектирования методической работы в МАДОУ «ЦРР – д/сад № 116» г.Сыктывкара. Также описаны функции и структура методи...
Педагогический проект «Наставничество, как метод сопровождения процесса профессионального становления молодого педагога»
Работа с молодыми педагогами...
Педагогический проект "Наставничество, как метод сопровождения процесса профессионального становления молодого педагога" (01.06.2022)
Аттестационная работа. Педагогический проект в рамках курсов повышения квалификации "Методические и содержательные аспекты работы педагога-наставника" (13.04 - 1.06.2022)...
Организация системы наставничества в образовательном учреждении, адаптация и профессиональное становление молодых педагогов
Организация системы наставничества...