ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Наставничество как средство сопровождения профессионально-личностного становления молодого педагога»
материал

Редкозубова Людмила Сергеевна

«Наставничество как средство сопровождения профессионально-личностного становления молодого педагога» ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА РМО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Наставничество как средство сопровождения профессионально-личностного становления молодого педагога»

«Уча других, мы учимся сами» (Л. Сенека)

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

С введением ФГОС ДО в систему образования повышаются требования к личностным и профессиональным качествам педагога. Сегодня, именно перед   педагогом - воспитателем, носителем современных общественных изменений, стоит первоочередная задача – воспитание компетентной, творческой личности, способной к продуктивной жизнедеятельностии в новых общественных условиях. 

Сегодня выпускники педагогических вузов, колледжей не всегда оказываются профессионально подготовленными к работе с детьми,  и к сложностям педагогической деятельности. Среди проблем и трудностей, с которыми сталкивается молодой воспитатель на практике, это и методика ведения  образовательной деятельности.  Поэтому очень  важно поддержать, подсказать и научить молодых педагогов.  

Цель наставничества – это оказание помощи педагогам в их профессиональном становлении, ознакомление с инновационными технологиями, формирование в образовательной организации своего «Я».

В нашем детском саду сложилась своя система работы с молодыми педагогическими кадрами.  Выбраны те формы и методы, которые в конечном итоге эффективно содействуют дальнейшему профессиональному   росту молодого специалиста.

Наставничество имеет 2 ступени:

  1. ступень «Методическая служба»
  2. ступень «Педагог-педагог», где за каждым молодым педагогом закрепляется наставник.

Второй год я являюсь наставником молодых педагогов. И сегодня хочу поделиться с Вами опытом работы по одному из направлений, в рамках решения годовой задачи учреждения в учебном году:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Методической службой  учреждения на 1 ступени были организованы и проведены   ряд мероприятий: семинары, методические минутки, мастер-классы, педагогический совет и др.

  1. Практический семинар: «Использование технологии ТРИЗ в процессе работы со сказкой как средство развития творческого воображения ребёнка – дошкольника»
  2. Методическая минутка: «Мастер-класс, как форма представления педагогического опыта».
  3. Мастер-классы от педагогов: Игротека «ТРИЗ игры: развиваем творческие способности дошколят»
  4. Педагогический совет № 2 Тема: «Использование технологии ТРИЗ в деятельности ДОУ как фактор развития интеллектуальных способностей детей дошкольников»

Китайская мудрость

«Расскажи – я забуду, покажи - я пойму,

дай попробовать – и я запомню»

Я,  как  педагог – наставник, на 2 ступени продолжила  взаимодействие с  молодым воспитателем, придерживаясь китайской мудрости.

Решая годовую задачу на первой ступени наставничества, старший воспитатель Л.Н. Котко организовала со всеми педагогами учреждения практический семинар «Использование технологии ТРИЗ в процессе работы со сказкой как средство развития творческого воображения ребёнка – дошкольника»

Включаясь  в решение данной задачи, сначала я углубленно изучила данную  «ТРИЗ-технологию». Прежде чем начать работу наставника, по данной теме с  молодым педагогом, я наметила ряд мероприятий, которые помогли  ему: пополнить свои знания, повысить свои профессиональные умения и личностные качества, а также использовать эффективные формы взаимодействия сотрудничества.

Я как   наставник-педагог предлагаю практическую и теоретическую помощь молодому специалисту,  использую разные формы работы с ними:

  • обучаю на рабочем месте,
  • посещение ОС и режимных моментов  молодым педагогом в роли наблюдателя и в роли дублера,
  • на личном примере демонстрирую методически правильное проведение образовательной деятельности,
  • отвечаю  на возникающие вопросы,
  • онлайн-общение,
  • обсуждение видеороликов ТРИЗ - игр из канала  You Tube.

      Нами  был составлен план взаимопосещений, в ходе которого,  молодой педагог  наблюдал мою образовательную деятельность с детьми,  а также и я наблюдала её профессиональные умения. А затем, мы   обсуждали плюсы и минусы  деятельности, моменты, над которыми нужно работать или исправить, а  так же я рекомендовала методическую литературу для расширения кругозора по теме.

Анализируя актуальность применения ТРИЗ технологии, я   организовала и провела мастер-класс для молодых педагогов по теме «Использование ТРИЗ-игр в образовательном процессе дошкольников», где я поделилась опытом, как  организовать  игры интеллектуальной направленности с применением элементов ТРИЗ.

Готовясь к мастер-классу, изучая литературу, используя методические пособия, знакомясь с  опытом работы других педагогов, молодой воспитатель получает много полезной информации, что, конечно же, влияет на качество  его знаний и умений,   на личностные и профессиональные качества.

В декабре 2019 года с целью повышения педагогической компетенции состоялась встреча в педагогической мастерской, где молодые педагоги ДОУ     показали уже свои мастер – классы с использованием элементов  и приёмов ТРИЗ - технологии под руководством наставников.

  •  «Опорные схемы для заучивания стихотворений
  • «Ты моя частичка»
  • «Речевая карусель»
  • «Теремок»
  • «Коммуникативные ассоциации»
  • «Кто, где, когда, с кем?»
  • «Комплименты»
  • «Освоение способов постановки вопросов»
  • «Светофор»
  • «Взаимосвязь жизни на земле»
  • «Круги Луллия»

Так   в рамках недели педагогического мастерства  были организованы и проведены открытые показы с участием педагогов, в том числе и молодых:

  • Использование игровых методов и приёмов ТРИЗ в познавательно – речевом развитии детей младшего дошкольного возраста
  • Использование игровых методов и приёмов ТРИЗ в экологическом развитии детей среднего дошкольного возраста.
  • Моделирование сказочного сюжета: «Старая сказка на новый лад».
  • Открытый показ совместной деятельности «Использование модельных схем и проблемных вопросов в познавательно - речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»
  • Творческое рассказывание: «В поисках удивительных историй» с использованием опорных картинок.

Итогом работы над данной годовой задачей явился педагогический совет, где была представлена большая база методических пособий и дидактических игр с элементами ТРИЗ, в разработке и изготовлении которых приняли участие и молодые педагоги, представив свои находки в ТРИЗ-технологии. И, я считаю, что моя работа как наставника, дала свои положительные результаты в развитии профессионального мастерства молодого педагога.

В ходе работы я  стремилась:  

  • заинтересовать   своего подопечного,
  • помогала  реализовать себя,  
  • развить  личностные качества и  коммуникативные умения,
  • совершенствовать педагогическую базу,
  • развивать  умения  заинтересовать, увлечь детский коллектив в образовательную деятельность через игру.

На вопрос « Полезно  ли наставничество для молодого педагога?

Я могу ответить: «Да!»

Потому что, считаю, наставничество способствует:

  • адаптации молодого педагога к новым условиям труда;
  • формированию его заинтересованности в работе;
  • получению положительных результатов;
  • развитию педагогического потенциала;
  • созданию педагогической среды, в которой молодой педагог найдет себя и будет принят и востребован
  • рост профессионально-личностного развития молодого педагога

Все эти слагаемые помогли в свое время и мне, как молодому педагогу. Для меня была важна в то время поддержка опытного наставника. Благодаря сотрудничеству с наставником, я росла профессионально, повышала свое педагогическое мастерство, развивала свои личностные качества. Появившаяся уверенность, позволила мне участвовать в различных конкурсах, методических мероприятиях, как ДОУ, так и района.

Так, в 2017 году, я стала победителем муниципального этапа краевого профессионального конкурса «Воспитатель года Кубани», а так также неоднократно была победителем других педагогических конкурсов.

Я считаю, что моя работа поможет молодым педагогам  вырасти профессионально, поэтому   хочу передать им свой опыт, умения, чтобы они также продолжали:

- развиваться и получать не только удовлетворение от своей работы, но  и  стремиться к высоким профессиональным результатам,  а также  получить любовь и уважение детей и родителей. Ведь это тоже большая награда для нас педагогов.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Наставничество – как метод профессионального становления молодого педагога».

Как маленький ребенок начинает делать свои первые шаги при поддержке взрослых, так и молодой педагог   должен, в идеале, делать свои первые шаги в ДОУ при поддержке людей более опытных – пед...

Наставничество- как метод профессионального становления молодого педагога.

«Наставничество – как метод профессионального становления молодого педагога»Кныш Вера Анатольевна, воспитательМБДОУ д/с 61, Киселевский городской округ.Любое образовательное учреждение – эт...

Методическая разработка «Система методической работы по сопровождению профессионально-личностного роста педагога в условиях введения ФГОС ДО в МАДОУ «ЦРР – д/сад № 116» г.Сыктывкара»

В данной работе подробно описана Модель методической службы и основные направления проектирования методической работы в МАДОУ «ЦРР – д/сад № 116» г.Сыктывкара. Также описаны функции и структура методи...

Педагогический проект "Наставничество, как метод сопровождения процесса профессионального становления молодого педагога" (01.06.2022)

Аттестационная работа. Педагогический проект в рамках курсов повышения квалификации "Методические и содержательные аспекты работы педагога-наставника" (13.04 - 1.06.2022)...