"Ребячий оркестр" (программа дополнительного образования)
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Жимарева Алёна Александровна

Методологической основой программы является соединение принципов музыкально-творческой педагогики К.Орфа с методиками отечественной детской музыкальной педагогики. Суть идеи Карла Орфа – познание музыки через активное импровизационное музицирование, которое соединяет музыку, речь и движение. Программа требует широкого использования детских музыкальных инструментов,  а также самодельных шумовых инструментов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Красноярского края

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №53 «Радуга» города Лесосибирска»

Принята на заседании                                                                      «Утверждаю»

педагогического совета                                                                     Заведующий МБДОУ

от «___»____________ 2020г                                                          «Детский сад№53 «Радуга»

Протокол № ____                                                                              С.М.Буркова ___________

                                                                                                             Приказ № ______________

                                                                                                             от «___» ____________2020г

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

дополнительного образования детей

художественной направленности

«Ребячий оркестр»

                                                    Возраст детей: 5-7 лет

Срок реализации: 1 год

                                                                                      Авторы-составители:

                                                                   Жимарева Алёна Александровна,

                                                                          Оленберг Гульсум Якубовна,

                                                                          музыкальные  руководители

г.Лесосибирск 2020

                                               1.Пояснительная записка

                                                                                     «Кем бы ни стал в дальнейшем

                                                                                      ребёнок –  музыкантом или                        

                                                                                      врачом, учёным или рабочим,

                                                                                      задача педагогов – воспитывать  

                                                                                      в нем творческое начало,

                                                                                      творческое мышление»

                                                                                                                           Карл Орф

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности «Ребячий оркестр» разработана в соответствии с нормативными документами:

      1) Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

      2) Концепция  развития дополнительного образования детей    

          (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г.№1726-р);

      3) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014  № 41 «Об утверждении СанПиН  2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

       4) Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

       5) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России)  от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

       6) Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г.  № 09-3242 «О направлении информации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

     Программа разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Детский сад №53 «Радуга»,

комплексной программой «Ладушки» (И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева),

а также программой Т.Э.Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками», созданной  по системе музыкальной педагогики Карла Орфа.

Элементарное музицирование обладает большим потенциалом эмоционального, психологического, социального воздействия. Оно способно оказывать мощное влияние на развитие личностных качеств детей, тех, которые могут быть сформированы в совместной музыкально-творческой деятельности. К ним в первую очередь следует отнести способность к импровизации, спонтанность, экспрессивность, гибкую и тонкую эмоциональность, навыки невербального общения, умение сотрудничать и взаимодействовать, решать задачи и проблемы творчески, потребность, а затем и умение находить в музыке средство гармонизации своего внутреннего мира.

Актуальность программы. Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе принципа деятельности и творческой игры. Приобщение к музыке наиболее естественно происходит в активных формах совместного музицирования  (игра на музыкальных инструментах, пение, движение), которое должно составлять фундамент для музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Осуществить поставленные задачи возможно лишь на основе комплексного развития музыкальности у детей: эффективности развития метроритмического чувства, тембрового, интонационно-речевого и ладового слуха, его чуткости, реактивности, быстроты, навыков элементарного импровизационного движения, а также развития социально-коммуникативных качеств.

Новизна дополнительной образовательной программы состоит в приобщении детей к музыкальной деятельности с помощью «звучащих жестов» (шлепки, хлопки, щелчки пальцами) и игры на простейших музыкальных инструментах.

Отличительная особенность программы. Методологической основой программы является соединение принципов музыкально-творческой педагогики К.Орфа с методиками отечественной детской музыкальной педагогики. Суть идеи К.Орфа – познание музыки через активное импровизационное музицирование, которое соединяет музыку, речь и движение. Программа требует широкого использования детских музыкальных инструментов,  а также самодельных шумовых инструментов. Работа по программе предполагает вариативное её использование, педагогу открываются горизонты собственного творчества, так как программа подразумевает инициативный, самостоятельный подход к любой части её содержания.

Основной методический прием на занятиях –  импровизация.

Адресат программы. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы от 5 до 7 лет. Программа «Ребячий оркестр» разработана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста. Количество детей в группе – не более 25 обучающихся (4 подгруппы по 12-13 человек).

Формы и сроки освоения программы. Общеразвивающая программа «Ребячий оркестр» разработана на 1 год (с сентября по май). На занятиях используются индивидуальная, групповая и коллективная формы работы. Предполагаются следующие типы занятий: беседа, игра, творческая мастерская (изготовление самодельных шумовых музыкальных инструментов, атрибутов для творческой деятельности). Программой предусмотрена очная форма обучения (Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (глава 2, ст.17)

Уровень освоения программы: ознакомительный.

Режим занятий - 2 раза в неделю, продолжительностью 30 минут.

Объём программы – 72 часа.

Цель: Создание условий для творческого развития природной музыкальности

детей и формирование способности детей к творческому поведению в элементарном музицировании и  к самовыражению через все виды музыкальной деятельности.

Задачи программы:

- творческое развитие природной музыкальности и первоначальных навыков  

  музицирования;

- развитие индивидуальности детей, способности к спонтанному творческому

  поведению;

- развитие эмоциональности детей как важнейшей основы их внутреннего мира и

  способности воспринимать, переживать и понимать музыку;

- развитие навыков общения, сопереживания, контактности, доброжелательности,

   взаимоуважения;

- формирование качеств, способствующих самоутверждению личности:

  самостоятельности и свободы выбора, индивидуальности восприятия и

  самовыражения.

Музыкальная основа программы:

-  русский народный детский фольклор;

-  детский фольклор народов мира;

-  авторские стихи и музыка;

-  современная детская танцевальная музыка;

-  современные детские песни.

Планируемые результаты

Предметные результаты освоения программы:

- наличие интереса к музыкальному творчеству. Этот интерес выражается в стремлении к музыкально - творческому самовыражению (пение, игра на детских музыкальных инструментах, участие в импровизации);

- умение определять характер и настроение музыки с учётом терминов и образных определений;

- узнавание по изображениям музыкальных инструментов; игра на детских шумовых инструментах по заданному ритмическому рисунку;

- проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно исполнять музыкальные ударения, чётко и ясно произносить слова при исполнении песен, понимать дирижёрский жест).

Метапредметные результаты освоения программы:

- умение строить речевые высказывания о музыкальных инструментах,

  произведениях в устной форме;

- умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями;

- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (взаимодействие, общение) со сверстниками при решении музыкально-творческих задач.

Личностные результаты освоения программы:

- наличие широкой мотивационной основы творческой деятельности,

включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- ориентация на понимание причин успеха в творческой деятельности;

- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;

- реализация творческого потенциала в процессе коллективного  и индивидуального музицирования;

- позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей.

Учебно-тематический план

№ недели

Этап программы/тема

Кол-во часов

Форма организации

Программное содержание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

I.Деревянные истории

   Мир звуков (вводное)

  Звучащие жесты

  Деревянные звуки

       Ложки расписные

       Озорные трещотки

       Клавесы

       Ксилофоны

       Коробочки, рубель

     

  Деревянный разговор

  Деревянная посуда

  Учимся играть вместе

  Ребячий оркестр

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

беседа

занятие-игра

занятие-игра

занятие-игра

занятие-игра

занятие-игра

занятие-игра

занятие-игра

импровизация

импровизация

   

совместное

музицирование

мини-концерт

Знакомство с учащимися, обмен мнениями, музыкальные игры - тесты на выявление гармоничности межличностных взаимоотношений у детей.

Научить детей пользоваться «инструментами, которые всегда с собой»: хлопки, щелчки, шлепки, притопы и т.п.

Познакомить детей с деревянными детскими инструментами, предметами (кубики, карандаши, коробочки) и приемами игры на них; привлечь их внимание к богатству и разнообразному миру звуков.

Развивать тонкость и чуткость тембрового слуха, фантазию, изобретательность в звукотворчестве.

Учимся создавать «свою» музыку. Озвучивание стихов.

Участие в бытовом музицировании. Использование вариантов, способов звукоизвлечения на детских музыкальных инструментах.

Участие детей в итоговом концерте.  Закрепление всего пройденного  материала.

№ недели

Этап программы/тема

Кол-во часов

Форма организации

Программное содержание

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

    23

   24

II.Металлическая фантазия

    Металлические звуки

    Металлическая посуда

        Колокольчики/бубенцы

        Тамбурины

        Треугольники, тарелки

        Мелодич. колокольчики

       

        Металлофоны

        Румбы

   Металлический разговор

   Учимся играть вместе

   Учимся играть вместе

 (+деревянные инструменты)

       Ребячий оркестр

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

беседа

эксперимент

занятие-игра

занятие-игра

занятие-игра

занятие-игра

занятие-игра

  занятие-игра

импровизация

  совместное музицирование

 мини-концерт

Познакомить детей со звуками, издаваемыми металлическими  инструментами и предметами (монеты, ножницы, ключи, гвозди, крышечки от бутылок).

Дети творчески исследуют темброво-динамические возможности кухонной утвари.

Познакомить детей с металлическими (шумовыми и мелодическими) детскими инструментами.

Учимся создавать «свою» музыку. Озвучивание стихов.

Объединенный оркестр.

Участие детей в итоговом концерте.  Закрепление всего пройденного  материала.

№ недели

Этап программы/тема

Кол-во часов

Форма организации

Программное содержание

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

    36

III.Стеклянное королевство

  Стеклянные звуки

     Хрустальный колокольчик

     Весёлые бутылочки  

     Чайная полька  

     Музыка ветра и дождя

     Шуршалочки  

     Часы и часики

     Чудесные свистульки

     Стеклянный разговор

   Учимся играть вместе

   Учимся играть вместе

 (+металлич.инструменты    

   +деревян.инструменты)

     Ребячий оркестр

     

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Беседа

занятие-игра

   эксперимент

   эксперимент      

   эксперимент

   эксперимент

   занятие-игра

   занятие-игра

 

 импровизация

  совместное музицирование

мини-концерт

Познакомить детей со звуками, издаваемыми  стеклянными  предметами .

Практическое овладение детьми  элементами музыкального  языка.

Участие в бытовом музицировании.

Содержание программы

Первое ознакомление детей с такими понятиями как детский фольклор, исполнительское мастерство, средства музыкальной выразительности. Педагог формирует у детей представление о значимости музыки в повседневной жизни, как способе чувств, мыслей и настроения человека, воспитывает музыкальные вкусы и интересы учащихся, развивает музыкально-творческие способности детей. В плане исполнительского образования у детей вырабатываются умения и навыки петь и двигаться легко, свободно, не напрягаясь, естественным голосом, внимательно слушая аккомпанемент, стараться точно воспроизводить. Исполнение песен и музыкально-ритмических движений у учащихся развивают чувство ритма, способность почувствовать и передавать различные средства музыкальной выразительности: темп, его ускорение и замедление; динамику (тихо, громко, постепенно громко, тихо); регистр; характер произведения; строение песен. Звуковысотность осваивается с помощью интонации как основы музыкальной речи. К концу курса используются вокальные, ритмические, танцевальные импровизации, как итог творческого обучения детей.        

                                                Особенности РППС

Занятия проводятся преимущественно в  просторном и светлом музыкальном зале. Наличие на окнах теневых штор, а на полу ковров с небольшим ворсом делает обстановку комфортной для проведения занятий.

В музыкальном зале в достаточном количестве имеются детские музыкальные инструменты фабричного производства (деревянные ложки, тамбурин, румба, дудочка, колокольчики, музыкальный молоточек, трещотка, барабан, свистулька

и др.)

                               Материально - техническое оснащение:

1.Стулья (30 шт)

2.Столик (детский) для игры на музыкальных инструментах (2 шт)

3. Проектор+экран

4.Фортепиано

5.Баян

6.Ноутбук

7.Аккустическая установка (усилитель + 2 колонки)

                                       Список используемой литературы:  

1.Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Праздник каждый день. Программа  

   музыкального воспитания детей дошкольного возраста (старшая группа). Спб:  

   Композитор, 2010г.

2. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Праздник каждый день. Программа  

   музыкального воспитания детей дошкольного возраста (подготовительная

   группа). Спб: Композитор, 2010г.

3.Тютюнникова Т.Э. Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь,  

   движение. Программа.М.2009.

4. Тютюнникова Т.Э. Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь,  

   движение. Методика «Открыть музыку в ребёнке».,М.2009.

5. Тютюнникова Т.Э. Видеть музыку и танцевать стихи… Творческое

    музицирование, импровизация и законы бытия.

6. Тютюнникова Т.Э. Ушки на макушке. Пособие по пению.

7. Тютюнникова Т.Э.,  Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка,

    речь, движение. Игры с инструментами.

8. Тютюнникова Т.Э. Весёлая шарманка. Шумовой оркестр для детей.М.

9. Тютюнникова Т.Э. Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей. Выпуск 1.

    Игры звуками: Учебно-методическое пособие. СПб.,2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия образовательных организаций и специалистов

Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия...

Форум руководителей, педагогов и специалистов сферы дополнительного образования естественнонаучной и технической направленностей «Дополнительное образование в интересах устойчивого развития»

Форум руководителей, педагогов и специалистов сферы дополнительного образования естественнонаучной и технической направленностей «Дополнительное образование в интересах устойчивого развития&raqu...

Статья «Проблема отбора содержания дополнительного образования дошкольников «Шашки – это интересно» (из опыта работы педагога дополнительного образования).»

С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования важную роль в развитии ребенка стало играть, не только основное образование, но и дополнительное....

Автор : Саввина Наталья Геннадьевна , педагог дополнительного образования , ГБУ ДО ДООЦ "ЦГПВиБЖ"Программа "Мир прекрасного" Из опыта работы педагога дополнительного образования

Статья "Нравственно- патриотическое воспитание юного петербуржца"Методическая разработка "Площадь Александра Невского- небесного покровителя Санкт- Петербурга"...