«Основные педагогические средства и методы формирования психологического здоровья детей. Использование элементов арт-терапии в работе воспитателя с детьми»
учебно-методический материал по теме
Материал для педагогов-психологов ДОУ, который поможет им познакомить воспитателей с некоторыми техниками музыкотерапии, сказкотерапии, изотерапии, танцтерапии и пр., будет способствовать повышению психологической компетентности педагогов в формировании психологического здоровья детей и раскрытию творческого потенциала. А также материал содержит примерный вариант комплексного использования арт-терапевтических техник.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.doc | 99 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для воспитателей по теме: «Основные педагогические формы и методы формирования психологического здоровья детей. Использование элементов арт-терапии в работе воспитателя с детьми»
Цель: повышение психологической компетентности воспитателей в вопросах формирования психологического здоровья детей, формирование у воспитателей навыков использования некоторых терапевтических техник в работе с детьми, привлечение внимания педагогов к проблеме сохранения и укрепления психологического здоровья детей, раскрытие творческого потенциала педагогов
Оборудование: мяч, магнитофон, музыкальное сопровождение, 2-3 ватмана, наборы карандашей, силуэты масок из бумаги на каждого участника
Длительность: 1 час 10 минут
Количество человек: 15-20
Структура занятий:
1. Вводная часть:
- обозначение целей и задач занятия, краткое теоретическое изложение материала (знакомство с достоинствами арт-терапевтических техник) – 5 минут
2. Основная часть:
- игры и упражнения с элементами игротерапии (теоретическая часть - 3 минуты, практическая часть – 7 минут);
- игры и упражнения с элементами танцетерапии (теоретическая часть - 3 минуты, практическая часть – 7 минут);
- игры и упражнения с элементами сказкотерапии (теоретическая часть - 3 минуты, практическая часть – 7 минут);
- музыкотерапия и релаксационные паузы (теоретическая часть – 5 минут);
- игры и упражнения с элементами изотерапии (теоретическая часть - 3 минуты, практическая часть – 7 минут);
3. Заключительная часть:
- комплексное использование арт-терапевтических техник, вариант занятия для детей старшего дошкольного возраста (практическая часть – 15 минут);
- обсуждение, обмен мнениями, обратная связь – 5 минут
Ниже приводится примерный материал для использования в вводной, основной и заключительной части. Не обязательно использовать все игры и упражнения в практической части, достаточно 2-3 упражнений для каждого вида терапии (они выделены жирным шрифтом).
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
К основным педагогическим формам и методам формирования психологического здоровья детей относятся:
1. Психологические упражнения, игры, а также этюды на выражение эмоций и чувств, черт характера (психогимнастика);
2. Решение проблемно-практических ситуаций;
3. Элементы арттерапии (сказкотерапия, изотерапия, танцтерапия и пр.);
4. Игры-драматизации;
5. Подвижные игры;
6. Чтение и анализ сказок;
7. Беседы;
8. Творческие игры; в том числе и сюжетно-ролевые игры;
9. Музыкотерапия и релаксационные паузы
Хочется выделить и подчеркнуть преимущества арт-терапевтических техник:
- арт-терапевтическая среда психологически безопасна, безоценочна, свободна.
- продукт творчества ребенка – дает возможность дать ретроспективную оценку, проследить динамику развития.
- арт-терапия создает возможности осознания собственной ценности.
Немаловажным является и то, что арт-терапия является средством невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, кому сложно выразить свои мысли в словах.
Практически каждый ребенок может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Кроме того, продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей дошкольника, что позволяет использовать их как диагностику. Арт - терапия позволяет познавать себя и окружающий мир. В большинстве случаев арт-терапевтическая работа вызывает у детей положительные эмоции, помогает преодолеть пассивность и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию. Побочным продуктом терапии искусством является удовлетворение, возникающее в результате выявления скрытых умений и их развития. Техники можно использовать как в режимные моменты так и непосредственно в НОД. В таком случае, НОД строятся на игровом сюжете, где дети выполняют определенные задания педагога. Эта замечательная форма позволяет включить в него ряд речевых игр, упражнений, заданий на коррекцию разных функций. Кроме того позволяет привлечь и заинтересовать малоактивных детей, повысить индекс позитивного самочувствия и психологического комфорта. Используя арт-терапию в ходе непосредственно образовательной деятельности важно стремиться, чтобы ребенок был активным участником педагогического процесса, а не пассивным слушателем.
В результате регулярного использования арт-терапевтических техник происходит:
1 очищение от негативных переживаний
2 обучение навыкам саморегуляции психических состояний
3 развитие коммуникативных и рефлексивных навыков
4 преодоление апатии и безинициативности
5 обучение способам самовыражения, выражения своего психического состояния
6 развитие творческих способностей
Рассмотрим некоторые техники арттерапии в работе с дошкольниками.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Танцетерапия и двигательные техники
В целях коррекции в дошкольном учреждении танцетерапия строится на образно-сюжетном, народном танце (элементах индийского, испанского, узбекского, русского, танца), хореографической гимнастике, способствующей формированию правильной осанки. Может использоваться в качестве психологической разрядки, коррекции психомоторных нарушений, снятия напряжения, поднятия общего тонуса. В танцевальной терапии применяются танцы, основанные на естественных движениях тела, без строгой регламентации, танцы-импровизации или танцы по показу взрослого.
Важное значение в оказании терапевтического эффекта имеет выбор музыки. Для работы с детьми дошкольного возраста наибольший эффект оказывает народная или классическая музыка. Так, наибольший эффект на снятие психоэмоционального напряжения дает сочетание музыки П.И. Чайковского и С.И. Рахманинова, а музыка В. Моцарта, Й. Гайдна оказывают положительный эффект на эмоциональное состояние ребенка. Народная плясовая музыка повышает эмоциональный фон, активизирует, создает бодрое настроение. В.Н. Савиных выделила следующие направления танцевально-двигательной терапии:
1.Снятие психоэмоционального напряжения.
2.Нормализация межличностных отношений.
3.Оптимизация самооценки.
4.Трансформация тревожности, страхов, агрессии через движения.
Так же можно выделить организационные формы танцевальной терапии: 1.Индивидуально - все упражнения направлены на овладение экспрессией собственного тела, невербальное выражение различных состояний;
2.В парах - формируется отношение к партнеру, способность воспринимать, чувствовать и принимать его;
3.В групповых упражнениях - отрабатываются навыки взаимодействия в коллективе, совместной деятельности.
Таким образом, коррекция средствами движений может быть направлена на реабилитацию и восстановление как отклонений в моторике (общей, мелкой, артикуляционной), регуляцию мышечно-физиологического тонуса, так и нарушений в психических процессах, коммуникативной, эмоционально-волевой сфере, снятие психоэмоционального напряжения, осуществление психотерапевтического эффекта.
Данное направление в работе с детьми заключается в том, чтобы у них была возможность выразить свои эмоции через танец, «станцевать» свое настроение, ощущения.
Танцевальные занятия влияют не только на совершенствование физического развития, но и формирование психических функций (мышления, памяти, внимания, восприятия). Структура ритма, динамическая окраска музыкальных композиций, изменения темпа – способствуют развитию концентрации внимания, скорости реакции, укреплению разных групп мышц, развитию синхронизации движений, формированию положительных качеств личности (навык организованных действий, дисциплинированность, правила вежливого обращения друг с другом), а главное – способствуют оптимизации психоэмоционального состояния детей, помогая снимать напряжение в танце, получать удовольствие, радость.
Игры и упражнения
1 Повтори движения (дети встают в круг и по-очереди показывают танцевальное движение остальным участниками, которые стараются как можно точнее его скопировать)
2 Огонь и лед
3 Море волнуется
4 Танец в центре круга (дети по очереди исполняют свой танец в центре круга, остальные хлопают в ладоши)
5 Танец «змейками» (ведущие «змеек» показывают танцевальное движение, остальные участники его повторяют, по сигналу, ведущие «змеек» встают в хвост и новый ведущий показывает следующее движение)
6 Изобрази животное (вариант: изобрази сказочный персонаж, можно выполнять под музыкальное сопровождение)
7 Росток
8 Двигательные техники (упражнения «буратино», «робот», «лужица», «снежинка»)
Сказкотерапия, игротерапия
Наши предки использовали сказкотерапию для детей несознательно, через сказки передавая ребенку жизненный опыт, отношение к миру, моральные нормы и принципы, обычаи и традиции. Сказка в этом случае выполняла те же функции, что и колыбельные для детей. Современная же сказкотерапия для детей направлена не только на развитие ребенка, но и на направленную помощь в трудных жизненных ситуациях.
Сказочные сюжеты, по мнению К.Г. Юнга, являются своеобразными матрицами, отражающими основные душевные конфликты человека, суть которых неизменна на протяжении всей истории человечества. Юнг назвал их архетипическими. Независимо от того, признают или не признают люди эти конфликты, их действия от этого не уменьшаются. Сказка же в этом случае - способ вывода противоречия изнутри во внешний мир - предлагает способы его разрешения, это естественное, интуитивно применяемое лекарство.
Таким образом, сказкотерапия - это лечение сказками, при котором происходит совместное с клиентом открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими.
В сказкотерапии различают директивный и недирективный подходы. В директивной терапии терапевт руководит терапевтическим процессом: задаёт темы, наблюдает за поведением ребёнка и интерпретирует его. В недирективной сказкотерапии роль психотерапевта снижается: основная функция сводится к созданию атмосферы эмоционального принятия ребёнка и условий для спонтанного проявления его чувств.
В практической психологии можно встретить несколько способов работы со сказками как с проекцией, в зависимости от того, какие задачи ставит перед собой психолог.
- Использование сказки как метафоры. Текст и образы сказки вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной психической жизни человека, затем эти метафоры и ассоциации обсуждаются.
- Рисование по мотивам сказки. Свободные ассоциации проявляются в рисунке, дальнейшая работа идет с графическим материалом.
- «Почему герой так поступил?» - то есть более активная работа с текстом, где обсуждение поведения и мотивов персонажа служит поводом к обсуждению ценностей и поведения человека. Вводятся оценки и критерии «хорошо» — «плохо».
- Проигрывание эпизодов сказки. Участие в этих эпизодах дает возможность ребенку или взрослому прочувствовать некоторые эмоционально-значимые ситуации и «сыграть» эмоции.
- Использование сказки как притчи-нравоучения, подсказка с помощью метафоры варианта разрешения ситуации
- Переделка или творческая работа по мотивам сказки.
Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.
Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории помогающие увидеть происходящее с другой стороны. Они не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста.
Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятие психоэмоционального напряжения, создание лучших моделей взаимоотношений, развитие личностных потенциалов.
Для сказочного настроения, позволяющего вести глубокую, заинтересованную работу со сказкой, необходим «разогрев». Для «разогрева» могут использоваться тексты сказок, игры, предметы, создающие соответствующую обстановку. При переходе к работе над сказкой психолог может «изменить» внешность, добавив какую-нибудь «сказочную» деталь, или обыграть любой имеющийся предмет как сказочный. Можно предложить детям изменить обстановку в помещении, создав из мебели или любых перегородок «лес», «замок», «город» или подготовить надписи, обозначающие место действия. Если сказкотерапия проходит в течение нескольких занятий, разнесенных во времени, то можно сделать «пропуск в сказку», который дети должны получить каким-либо необычным способом. «Пропуск в сказку» может быть индивидуальным или групповым. Детей можно попросить «позвать сказку», что можно сделать, например, мелодичным, чуть монотонным пением; минутой сосредоточения в тишине, когда каждый зовет сказку про себя; придумыванием эпитетов и ласковых слов для сказки.
Игры и упражнения
1 Проигрывание психотравмирующей ситуации с ребенком, с использованием игрушек (со сменой ролей, с показом адекватного способа взаимодействия и решения конфликтов, с позитивной концовкой)
2 Составление (придумывание) сказки взрослым для конкретного случая и для конкретного ребенка в позитивном ключе
3 Коллективная сказка по кругу на определенную тематику
4 Рисование сказочных персонажей на листе, объединенных в единый сюжет (сказочный лес, королевский замок, волшебное озеро). Можно объединить с танцетерапией, музыкотерапией (танец жителей озера).
5 Создание масок персонажей, элементов сказочных персонажей.
6 Разыгрывание ролей – группа детей разыгрывает определенную ситуацию.
Музыкотерапия и релаксационные паузы
Музыкотерапия — это вид арт-терапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях. В настоящее время музыкотерапия является целым психокоррекционным направлением (в медицине и психологии), имеющим в своей основе два аспекта воздействия: психосоматическое (в процессе которого осуществляется лечебное воздействие на функции организма) и психотерапевтическое (в процессе которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоциональном состоянии). Именно катарсистическое (очищающее) воздействие музыки позволяет использовать ее в таком качестве в коррекционной работе с детьми, имеющими проблемы в развитии.
Основные задачи музыкотерапии в работе с дошкольниками:
- регулирование психовегетативных процессов, физиологических функций организма (регуляция давления, общего тонуса, мышечного напряжения и расслабления и пр.);
- регуляция психоэмоционального состояния (т.е., регуляция негативных эмоциональных состояний - депрессия, тоска и т.д.; успокоение или мобилизация);
- повышение социальной активности, коррекция коммуникативной функции;
- регуляция поведения (гиперактивность, агрессия, замкнутость, тревожность и пр.);
- активизация творческих проявлений.
Музыка оказывает влияние на чувства и настроения человека, ослабляя негативные переживания в процессе их катарсической разрядки.
Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности - "Мазурка" Шопен, "Вальсы" Штрауса, "Мелодии" Рубинштейна. Для уменьшения раздражительности, разочарования, повышениея чувства принадлежности к прекрасному миру природы - "Кантата № 2" Баха, "Лунная соната" Бетховена. Для общего успокоения - "Симфония №6" Бетховена, часть 2, "Колыбельная" Брамса, "Аве Мария" Шуберта. Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения - "Шестая симфония", Чайковского, 3 часть, "Увертюра Эдмонд" Бетховена. Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей - "Итальянский концерт" Баха, "Симфония" Гайдна. Для повышения концентрации внимания - "Времена года" Чайковского, "Лунный свет" Дебюсси, "Симфония № 5" Мендельсона.
Т.о., Музыка выступает и как средство для отвлечения от беспокоящих человека мыслей, и как средство успокоения и даже лечения. Большое значение играет музыка как средство борьбы с переутомлением. Музыка может задавать определенный ритм перед началом работы, настраивать на глубокий отдых во время перерыва.
Проведенные учеными наблюдения над людьми с различной музыкальной подготовкой показали, что сильное физиологическое воздействие на организм производят хорошо известные классические и народные мелодии. Но не рекомендуется использовать модные шлягеры или популярные новинки. Опыт показывает, что достаточно длинное и универсальное эмоциональное воздействие без эффектов «пресыщения» оказывают лишь классические произведения П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова, И.С.Баха, Ф.Шопена, К. Глюка, Л.Бетховена и др. Естественно, что нежелательно использование в процессе терапии музыкальных произведений, вызывающих ощущения тоски или скорби. Музыкальные произведения могут быть направлены на успокоение (в конце дня, либо для гиперактивных и агрессивных детей) и на мобилизацию (перед занятиями, для малоподвижных, неактивных детей). В ходе проведения сеансов релаксации музыка должна звучать очень тихо, находясь как бы за кадром, не приглушая звучания текста. Для усиления воздействия музыкального произведения можно использовать релаксационные тексты. Для детей младшего дошкольного возраста хорошо использовать образы животных – зайчат, котят, медвежат и т.д. Для детей старшего дошкольного возраста в текстах используется тематика разнообразных явлений природы (снег, дождь, радуга), стихии (ветер, шторм, постепенно стихающие), путешествий (в космос, на ковре-самолете и пр.), ландшафтов (лес, море, горы, цветочный луг и пр.).
Релаксационная пауза для детей младшего дошкольного возраста.
Тема: «Котята».
Музыкальное сопровождение: Ф. Лист «Утешение»
«Играли котята с клубочком, набегались, устали. Легли на травку отдыхать. Котик Ваня лег, котик Света лег, котик Миша лег… Солнышко пригревает, приятно ласкает ветерок… (при этих словах можно нежно дотронутся до котят, ласково провести рукой по волосам). Глазки у котят закрыты. Лень двигаться котятам, лапки у котят теплые, тяжелые. Солнышко согревает мордочку, шейку, лапки. Чувствуют котята, как нагрелись на солнышке лапки, ушки, носик, шейка, туловище. Спят котята… Но вот зачирикал воробей и проснулись котики. Глубоко вдохнули, потянулись, открыли глазки».
Релаксационная пауза для детей старшего дошкольного возраста.
Тема: «На пляже».
Музыкальное сопровождение: И. Брамс «Вальс».
«Закройте глаза. Представьте, что вы лежите на теплом песке у моря. Ласково светит солнышко, согревает вас. Послушайте, как плещутся волны… Они пенятся, и пена касается ваших ног. Вы смотрите на море. Оно красивое. Вода прозрачная, голубая. Видно как проплывают маленькие рыбки. Над волной парят чайки. Веет легкий ветерок. Солнышко ласкает вас своим теплом, ласково светит в лицо. Почувствуйте тепло лучей на лбу, на глазах, на щечках. Почувствуйте, как нагрелись на солнце руки, стали теплые и тяжелые. Ноги… Грудь… Живот… Тепло разливается по всему телу. Песочек теплый. Тело обдувает теплый ветерок. Вам хорошо…, спокойно… Как приятно лежать на пляже у воды… Мимо пролетает стрекоза. Она опускается все ниже…, села к вам на живот. Вам не хочется двигаться, так хорошо лежать на теплом песке. Вот стрекоза поднялась и полетела дальше. Вы проводили ее взглядом. Какие красивые прозрачно-голубые крылья у нее… Сделали глубокий вдох, выдох. Открыли глаза».
Изотерапия
Арт-терапия позволяет дать выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, облегчает терапевтический процесс, помогает при интерпретации символов и при психодиагностике, объединяет группу, способствует повышению самооценки участников, их способности осознавать свои ощущения и чувства, развивает художественные способности. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, сновидения. Искусство одновременно и помогает выразить такие чувства как гнев, печаль, тревога, страх и преобразовать их.
Взрослый должен как можно меньше вмешиваться в течение творческого процесса, не навязывать свои идеи, не критиковать рисунки детей. Здесь не важны художественные способности детей, это не главное, главное – творческая активность, воображение, вохможность дать выход своим эмоциям и чувствам.
Основные цели арт-терапии:
1 дать социально приемлемый выход негативным чувствам и эмоциям, разрядить напряжение;
2 выразить неосознаваемые конфликты и переживания с помощью зрительных образов
3 преобразовать негативные чувства в позитивные, или проработать их
4 сконцентрировать внимание на чувствах и ощущениях
5 развить художественные способности и повысить самооценку
6 наладить отношения между участниками
7 доставить радость, удовольствие от участия в творческом процессе
Игры и упражнения
1 Рисование страхов (рисуем страхи и превращаем их путем дорисовывания деталей в безобидные объекты, «монстров» превращаем в добрых и смешных существ, либо уничтожаем – рвем, сжигаем)
2 Техники марания (например, скрываем за нарисованной дверью объект раздражения, страха, гнева и пр.)
3 Рисование масок
4 Коллективное рисование, рисование в парах (каждый рисует своего персонажа и затем объединяют все в единый сюжет)
5 Рисование по цепочке не договариваясь
6 Превращение клякс (в центре листа очень мокрой кистью делаем несколько разноцветных хаотичных мазков и складываем точно пополам бумагу так, чтоб получилась симметричная клякса)
7 Рисуем музыку (например, с гиперактивными детьми используем рисование на спокойную тематику с использованием карандашей холодных оттенков и под спокойную музыку)
8 Используем разнообразные нестандартные техники рисования (солью, розбрызгом, по мокрому листу или стеклу и пр.)
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Пример комплексного использования арт-терапевтических техник – музыкотерапия, изотерапия, танцетерапия (вариант занятия для детей старшего дошкольного возраста)
Тема: «В подводном царстве»
Звучит релаксационная мелодия «Звуки моря».
-Давайте представим себе, что мы – обитатели волшебного подводного царства. Его могут населять красивые рыбки, дельфины, осьминоги, медузы, русалки, морские звезды. Представьте себя одним из обитателей царства. Попробуйте под музыку изобразить, как двигается этот обитатель. А теперь представим, что в подводном царстве бал и мы все приглашены. Давайте изобразим танец этого обитателя. Почувствуйте его настроение, характер (коллективный танец, возможно взаимодействие между участниками в танце, каждый двигается так, как ему нравится).
Обсуждение. Ведущий может опросить участников, каким персонажем они себя представляли, каков его характер, какое у него настроение, понравилось ли ему на балу, с кем бы он хотел потанцевать и т.д.
- Я предлагаю нарисовать волшебный подводный мир. Давайте подойдем к ватману, и каждый нарисует своего обитателя подводного мира. А затем все вместе придумайте название царства и нарисуйте подводный мир обитателей (звучит спокойная музыка, участники рисуют).
Обсуждение. Как называется мир. Кто придумал название, все ли согласны с таким названием, главные характеристики этого мира, всем ли там хорошо, как чувствует себя каждый обитатель и пр.
Можно составить сказку об обитателях подводного царства, можно использовать релаксационную паузу «У моря» и пр.
Методические рекомендации: ведущий не навязывает свое мнение (участники могут рисовать любым цветом, любых персонажей и т.д.), вмешательство допустимо в случае, если участник проявляет агрессию по отношению к другому участнику, используются косвенные методы руководства деятельностью детей, ведущий не принуждает детей выполнять задания – все зависит от желания детей, ребенок может просто наблюдать за участниками.
Приложение
Возможные вопросы иедагогам для обсуждения, обмена мнениями
- Понравилось ли вам занятие?
- Устраивает ли форма проведения, кто предпочитает теоретическое изложение материала? Кто практическое?
- Какие упражнения понравились?
- В какой роли чувствовали себя уютнее – ведущего, исполнителя?
- Возникло ли желание поскорее попробовать применить полученные знания?
- Какие чувства испытывали во время выполнения упражнений, ваше настроение в данный момент
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формы и методы формирования психологического здоровья детей».
Психическое здоровье – важная составная часть здоровья человека, поэтому нет ничего удивительного в том, что физическое и психическое здоровье связаны самым тесным образом....
использование элементов арт-терапии в работе с детьми с овз (камушки Марблс)
В статье представлен опыт работы с демьми с ОНР....
Использование элементов арт-терапии в работе педагогов ДОУ с детьми
Многие педагоги считают, что методы арт-терапии, могут использовать в своей работе только психологи. Однако, порой даже и не подозревают, что ежедневно в непосредственной образовател...
«Использование песочной терапии в работе воспитателя с детьми дошкольного возраста»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Полтавский детский сад «Родничок»...
консультация для родителей: "Использование элементов песочной терапии в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью"
консультация для родителей...
Формирование психологического здоровья детей как цель и критерий успешности работы дошкольного учреждения
В качестве одной из составляющих здоровья человека в целом выделяют психологическое здоровье.Автор термина «психологическое здоровье» Дубровина И.В. считает, что необходимым условием ...
Использование элементов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста
Арт-терапия предлагает ребенку выразить свои эмоции, чувства с помощью лепки, рисования, музыки, конструирования из природных материалов....