Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа естественно-научной направленности «Азбука природы»
рабочая программа
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
Программа естественно-научной направленности
«Азбука природы»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад № 32»
Принято Советом педагогов Утверждаю:
МБДОУ «Детский сад № 32» Заведующий МБДОУ
Протокол № _ __1_______ «Детский сад № 32»
«_30 _»__ _авг_______2018г. ________ Махиня Н. Ю.
приказ № _ _90________
«_30 _»___ав____2018г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
Программа естественно-научной направленности
«Азбука природы»
(для детей 5 – 7 лет)
Срок реализации программы 2 года.
Составитель: воспитатель 1категории
Тауэр Татьяна Анатольевна
г. Троицк – 2018
Оглавление
№ | Наименование разделов | Стр. |
1. | Целевой раздел | 3 |
1.1. | Пояснительная записка | 3 |
1.2. | Цель и задачи программы | 5 |
2. | Содержательный раздел | 7 |
2.1. | Особенности программы | 7 |
2.2. | Принципы и подходы к формированию программы | 8 |
2.3. | Направления работы по реализации программы | 9 |
2.4. | Особенности взаимодействия с семьями воспитанников | 10 |
2.5. | Планируемые результаты освоения программы | 11 |
2.6. | Учебно-тематическое планирование | 12 |
2.7. | Календарно- тематический план | 12 |
3. | Материально-техническое обеспечение программы | 32 |
4. | Диагностика | 35 |
5. | Используемая литература | 37 |
- Целевой раздел.
- Пояснительная записка
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.
Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведения в природе.
Благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.
Под экологическим образованием мы понимаем непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих ответственное (осознанно-правильное) отношение к состоянию окружающей среды.
Дополнительная общеобразовательная программа естественно-научной направленности « Азбука природы » для детей 5 – 7 лет МБДОУ «Детский сад № 32» (далее Программа) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 32», а также в соответствии с нормативными документами :
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации».
- Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Приказ Министерства образования и науки Новосибирской области от 14.04.2014 г. № 919 « О введении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. №26).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».
- Конвенция о правах ребёнка(1989 г.).
- Концепция дошкольного воспитания. 1983г.
Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе.
Педагогическая целесообразность
Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и развитие умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе.
Данная программа включает развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов. Например, выращивание рассады для цветников детского сада. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе.
Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.
Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком. Программа кружка “Азбука природы” разработана для детей 5-7 лет.
1.2 Цель и задачи дополнительной образовательной программы
Цель программы:
Содержание программы направлено на достижения цели экологического воспитания ребенка - сформировать у детей ценностный взгляд на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде, выработать навыки грамотного и безопасного поведения в природе и быту.
Задачи программы:
Обучающие:
- Дать детям системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;
- Научить применять на практике полученные знания;
- Учить детей быть ответственными за свои поступки;
- Формировать культуру поведения в природе;
- Обогащать представления об окружающем мире;
- Помочь ребенку осознать природу как среду своего обитания, необходимость использовать знания о природе с целью ее сохранения, предотвращения необратимого нарушения ее целостности.
Развивающие:
- Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение);
- Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей;
- Развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
- Формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
- Развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы;
- Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться;
- Прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;
- Воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
- Воспитывать потребность в общении с природой;
- Способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;
- Способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе;
- Воспитывать бережное, гуманное отношение ко всему живому;
- Воспитывать трудолюбие, творческое отношение к учению, труду, жизни.
Программа составлена с учётом реализации интеграции образовательных областей:
Социально – коммуникативное развитие:
- Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
- Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции.
- Развитие социального и эмоционального интеллекта.
- Формирование готовности к совместной деятельности.
Познавательное развитие:
- Развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации.
- Формирование познавательных действий, становление сознания.
- Развитие интеллектуально-речевых и общих способностей ребенка.
Речевое развитие.
- Владение речью как средством общения и культуры.
- Обогащение активного словаря.
- Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
- Совершенствование интонационной выразительности речи, дикции.
- Развитие речевого творчества.
Художественно – эстетическое развитие.
- Восприятие музыки.
- Развитие продуктивной деятельности детей.
Физическое развитие.
- Правильное формирование крупной и мелкой моторик.
- Сохранение и укрепление физического и психического здоровья.
2.Содержательный раздел.
2.1 Особенности программы.
Дополнительная общеобразовательная - общеразвивающая программа
естественно-научной направленности « АЗБУКА ПРИРОДЫ » рассчитана на детей 5 - 7 лет на 2 года обучения.
Форма работы – подгрупповая, индивидуальная.
Список детей
№ п/п | Ф.И.О. | Дата рождения |
1 | Вероника Ж. | 30.03. 2013 |
2 | Дарья Л. | 01.11. 2013 |
3 | Елизавета Ш. | 11.06. 2013 |
4 | Ильяс Д. | 23.10. 2013 |
5 | Карина Б | 01. 05. 2013 |
6 | Кирилл К. | 28.11.2013. |
7 | Мария Л. | 25.05. 2013 |
8 | Сергей С. | 12.11.2013. |
9 | Сергей Ш. | 07.02. 2013 |
10 | Элина Б. | 04.05. 2013 |
Экологическая деятельность проводится в рамках календарного плана 1 раз в неделю во второй половине дня.
Время проведения деятельности: 5-6 лет – 20-25 минут, 6-7 лет – 30 и более минут.
Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 5 – 7 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, экскурсий, целевых прогулок, слушания музыки и звуков природы, просмотр образовательных фильмов, рассматривания и сравнения.
Диагностика усвоения детьми программы проводится 2 раза в год (октябрь, апрель).
2.2 Принципы и подходы к формированию программы.
Содержание данной Программы составлено с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
В основу программы заложены следующие принципы:
• Принцип добровольности
• Принцип адекватности (учёт возрастных особенностей детей).
• Принцип систематичности и последовательности в освоении знаний и умений.
• Принцип доступности (весь предлагаемый материал должен быть доступен пониманию ребёнка).
• Принцип обратной связи (педагога интересуют впечатления детей от занятия).
• Принцип ориентации на успех.
• Принцип взаимоуважения.
• Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания (индивидуальный подход, система поощрений, опора на семью).
• Принцип связи обучения с жизнью.
• Принцип креативности (творчества) и коллективности.
• Принцип научности содержания и методов образовательного процесса.
• Принцип опоры на интерес (все занятия интересны ребёнку).
Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках программы стали:
- системно-деятельностный подход, обеспечивающий системное целенаправленное обучение детей в детских видах деятельности;
- гуманитарный подход позволяющий рассматривать развитие личности ребенка, как главную цель образовательной деятельности;
- культурологический подход, ставший основополагающим для организации культурных практик дошкольников.
Программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
2.3 Направления работы по реализации программы
В образовательном учреждении созданы условия для обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы естественно-научной направленности « АЗБУКА ПРИРОДЫ » Для детей 5-7 лет
Условия реализации программы:
- Демонстрационный материал.
- Технические средства.
- Наличие места для оборудования.
- Наличие места для проведения деятельности.
- Взаимодействие с родителями.
Формы организации совместной деятельности с детьми:
- Экологические игры
- Рассказы воспитателя о природе и ее объектах
- Организация разных видов деятельности
- Индивидуальные творческие задания
- Беседы - диалоги
- Чтение литературы
Методы и приемы работы:
- наглядный (слуховой, зрительный);
- словесный;
- практический;
- игровой;
- творческий и т.д.
2.4 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
В соответствии с ФГОС дошкольного образования социальная среда дошкольного образовательного учреждения должна создавать условия для участия родителей в образовательной деятельности, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Реализация данной программы осуществляется во взаимодействии с семьями воспитанников. Только при тесном взаимодействии семьи и детского сада экологическая деятельность будет успешной. В процессе взаимодействия с ребенком педагог прежде всего озабочен процессом воспитания, а не обучения. А воспитание детей включает и воспитание их родителей, что требует от педагога особого такта, знаний и терпения.
Основные формы взаимодействия с родителями:
- Беседы – консультации
- Выставки
- Творческие мастерские
- Совместные экологические развлечения (по инициативе родителей)
- Памятки
- Родительские собрания
2.5 Планируемые результаты освоения программы
Ожидаемый результат:
- Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.
- Выполнять правила личной гигиены.
- Различать изученные растения, животных.
- Вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка.
- Подкармливать птиц в простейших кормушках.
- Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.
- Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка.
- Выполнять правила безопасного поведения в природе, в быту, общественных местах;
- Применять свои знания в обращении с живыми организмами;
- Охранять редкие виды растений и животных;
- Наблюдать за предметами и явлениями окружающей среды по заданной схеме;
- Проводить простейшие экологические наблюдения в природе;
- Формулировать и обосновывать собственное мнение по тому или иному вопросу (экологической проблеме).
2.6 Учебно-тематическое планирование.
Количество учебных недель блока дополнительного образования: 36 недель в год.
Учебный план на 2018-2019год.
Тема: Неживая природа | Кол-во часов | Тема: Живая природа | Кол-во часов |
Занятия | 6 | Занятия | 6 |
Наблюдения | 3 | Наблюдения | 3 |
Занятие-игра | 1 | Игра | 1 |
Прогулки | 2 | Прогулка | 2 |
Занятие-опыт | 4 | Беседа | 4 |
Беседа | 2 | Экскурсия | 2 |
Всего: | 18 | 18 |
2.7.Учебный план на 2019-2020 год.
Тема | Форма занятия | Кол-во часов |
Что изучает экология? | Занятия | 3 |
Как стать юным экологом? | Развлечение | 2 |
Человек и неживая природа. | Занятия Экскурсия Наблюдения Беседа | 7 2 4 4 |
Многообразие растительного и животного мира. | Опыт Практическое занятие Развлечение Беседа | 3 7 2 4 |
Всего: | 36 |
Перспективный план работы с детьми 5 – 6 лет (1 год обучения)
№ п/п | Месяц | Тема | Задачи | Форма проведения | Методическо обеспечение и дидактический материал | Сопутствуюшие формы работы |
Неживая природа | ||||||
1 | Сентябрь | «Земля - наш дом» | Сформировать у детей представления о том, что: планета Земля -наш общий дом. | занятие | Иллюстрации, фотографии | |
2 | Сентябрь | «Угадай правило» | Описать поведение человека по отношениюк объектам природы, объяснить эти действия. | занятие | Рисунки с графическим изображением правил, стихи, | Посещение выставки рисунков старших детей |
3 | Сентябрь | Показать знания детей о животном мире; развивать логическое мышление; воспитание чувства сопричастности к окружающей природе. | беседа | Иллюстрации, фотографии | ||
4 | Сентябрь | «Мусор на нашей планете» | Рассказать как мусор влияет на природу, изготовление из одноразовых ложек поделку | беседа | Иллюстрации, фотографии. Пластиковые ложки,клей,картон. | Беседа с детьми Изготовление цветка из ложек |
5 | Октябрь | «Выбери правильно дорогу» | Уточнить экологические знания детей, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а также определяющие отношения между природой и человеком на основе конкретных правил поведения (в лесу, на лугу и в других природных сообществах) | занятие | Картинка, на которой изображены лесные тропинки. По краям тропинок расставлены маркеры с правилами поведения в лесу. | |
6 | Октябрь | «Вода - друг человека» | Продолжать знакомить детей с водой, её свойствами, вода бывает тёплой и холодной. Дать представление о важности воды в жизни человека | занятие | Дидактическая игра «Водичка, водичка, умой моё личико» | Разучивание стихов, потешек |
7 | Октябрь | «Разноцветная вода» | Продолжать знакомить детей со свойствами воды. Отметить её прозрачность, но её можно сделать цветной. | занятие — опыт | Наглядный материал, оборудование для опыта | |
8 | Октябрь | «Вода холодная и горячая» | Развивать тактильные ощущения детей кожей, учить различать холодную и горячую воду, Правильно обозначать словами. | наблюдение | Чтение стихотворения, дидактическая игра «Купание куклы» | Игры с дидактич. куклой |
9 | Ноябрь | «Удивительные приключения капельки» | Учить сохранять воду в природе,1 довести до сведения в природе, что вода нужна всем, растениям, животным, человеку. | занятие -игра | Обучающая настольная игра | |
10 | Ноябрь | «Зачем нужна вода» | Продолжать воспитывать в детях желание беречь родную природу, делать для неё что-то приятное, использовать воду по назначению | беседа-опыт | Наглядный материал, оборудование для опыта | Рассмотреть рисунки.Изучение волы на опытах |
11 | Ноябрь | «Ветер, ветер, ты могуч» | Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер. Причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов | занятие | Фрагменты «Сказки о царе Салтане...» А.С. Пушкина | Наблюдения за вентилятором |
12 | Ноябрь | «Как мы дышим» | Познакомить детей сорганами дыхания человека и некоторых животных. | занятие | Иллюстрации | |
13 | Декабрь | «Наблюдение за ветром» | Продолжать знакомить детей с явлением «ветер». По каким признакам можно узнать, есть ли он или нет. | прогулка | Наблюдения,игры сфлажками, султанчиками, вертушками | Дидактическ.игра «Поиграй с нами ветерок» |
14 | Декабрь | «Облака - белогривые лошадки» | Продолжать знакомить детей с облаками. Предложить представить на что похожи облака. | прогулка | Наблюдения, песенка «Облака –белогривые лошадки», стихотворения | Разучивание песен на муз. занятии |
15 | Декабрь | «Пусть всегда будет солнце» | Познакомить детей сявлениями неживой природы, с понятием долготы дня. | наблюдение | Опыты а) Солнце б) Солнце прогревает | |
16 | Декабрь | «У природы нет плохой погоды» | Рассказ детям : зачем меняется погода, зачем меняются времена года? | беседа | Иллюстрации, худож. слово | .Рассказ о погодах, о временах года Беседа воспитателя с детьми |
17 | Январь | «Песок - наш помощник» | Дать представления освойствах песка, о том, как человек использует его. Закреплять умения. Делать простейшие умозаключения. | занятие -опыт | Опыт а) Сыпучесть песка б)Рассматривание под лупой | |
18 | Январь | «Что у нас под ногами» | Продолжать знакомить детей со свойствами песка (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду) | занятие –опыт | ||
19 | Январь | «Целевая прогулка по территории детского сада» | Развивать у детей наблюдательность, внимание. Развивать способность замечать что-то новое, необычное в природе. Воспитывать желание любоваться красотой природы. Учить для описания явлений природы подбирать различные определения, эпитеты. | наблюдение | Худож. слово, загадки, | Наблюдение за погодой, определение её состояния
В группе сделать зарисовки . |
20 | Январь | «Зима, на улице зима» | Учить детей по признакам отличать времена года. | беседа | Иллюстрации, худож. слово, загадки | Рисунки детей. |
Живая природа. | ||||||
21 | Февраль | «Комнатные растения» | Уточнить представление детей о комнатных растениях (бальзамин, колеус). Учить различать листья,стебли, цветы. Знать что корни в земле. | занятие | Внесение кашпо сцветами. Худож. слово | |
22 | Февраль | «Как живут растения зимой» | Обобщить и систематизировать представление детей о приспособлении растений к сезонным явлениям. | занятие - беседа | Иллюстрации «Зимний лес», «Зимние забавы» | |
23 | Февраль | «Как узнать ель» | Познакомить детей с новым деревом, назвать его, объяснить, чем оно отличается от берёзы (зелёная, колючая). Дать почувствовать, что оно красивое, вызывает радостные чувства. | наблюдение | Худож. слово, загадки | Рассматривание ветки ели |
24 | Февраль | «Поможем ёлке» | Воспитывать бережное отношение к дереву на примере ели. Показать как стряхивать снег, что бы он своей тяжестью не сломал ветви. | наблюдение | худож. слово, подвижные игры | Дидактич. игра «С чей ветки детки» |
25 | Март | «Козы! Кыш от берёзы!» | Учить детей беречь деревья, вступаться за них, когда кто-либо причиняет им вред независимо от того, козы это или дети. | занятие | Песня «Берёзка» Е. Тиличеева на слова П. Воронько, худож. слово | Слушание кассеты «Голоса животных» |
26 | Март | «Корова-коза-лошадь -домашние животные» | Продолжать знакомить детей с домашними животными и их внешним видом. Объяснить детям, что домашние животные очень полезны человеку. | занятие | Иллюстрации, худож. слово, прослушивание голосов домашних животных в записи. | |
27 | Март | «Зайчик в беде» | Учить детей доброте, вызвать сочувствие к больному зайчику, желание помочь. | занятие -игра | худож. слово, хоровод «Заинька» | |
28 | Март | «Знакомство с кроликом» | Познакомить детей с кроликом. Обратить их внимание на особенности его внешнего вида. Вызвать у детей желание ухаживать за ним. | занятие | Иллюстрации худож. слово, наблюдения | |
29 | Апрель | «Сравнение собаки и кошки» | Уточнить и закрепить представление детей о собаках и кошках. Сравнение собаки и кошки, чем похожи и чем не похожи. Учить детей, что к незнакомым животным подходить нельзя | занятие | картинный материал, худож. слово | Игры с мягкими игрушками в группе |
30 | Апрель | «По экологической тропе» | Продолжать учить различать и называть деревья. Познакомить детей с деревьями, растущими на территории детского сада. | экскурсия | худож. слово, дидактическая игра «С чьей ветки детки», хоровод «Берёзка» | |
31 | Апрель | «Прогулка в лес» | Обобщить знания о том, как встречают весну звери, чем питаются. Воспитывать интерес к повадкам зверей. | прогулка на «Опушку леса» | худож. слово | Дидактич. игра «Кто как кричит?» |
32 | Апрель | «Путешествие в весенний лес» | Закреплять знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе. Развивать умения, сравнивать различные периоды весны. | Наблюдение на прогулке | худож. слово, дидактические игры | «Экскурсия –поход» |
33 | Май | «Воробей и ворона» | Расширить знания детей о жизни птиц весной об их внешнем виде, питании. Учить распознавать птиц по их способам передвижения, издаваемым звукам | занятие | худож. слово, прослушивание голосов птиц в записи | Просмотр видеофильма |
34 | Май | «Птицы» | Обобщить представление детей оптицах. | занятие | Инсценирование сказки,картинки | Наблюдения за птицами во дворе |
35 | Май | «Птичка живая и игрушка» | Выявить с детьми главные различия: декоративные экзотические птицы живут в клетке, летают чирикают, едят, пьют. Игрушечные птички очень похожи на живых, но они не летают, не пьют не едят. | наблюдение | сравнение живой и неживой птицы, худож. слово. | |
36 | Май | «Викторина о птицах» | Закреплять знания о птицах, о её внешне виде, уточнить названия птиц. | занятие | вопросы, Худож. слово, прослушивание записи птичьих голосов |
Перспективный план работы с детьми 6 – 7 лет(2 год обучения)
№ п/п | Месяц | Тема | Задачи | Форма проведения | Методическое обеспечение и дидактический материал | Сопутствующие формы работы | |
Что изучает экология? Как стать юным экологом. | |||||||
1 | Сентябрь | «Экология» | Уточнить природоведческие знания детей о факторах окружающейсреды, необходимых для жизни на Земле.Воспитывать гуманное отношение к природе желание сберечь и сохранить красоту природы. | Занятие | кукла«Инопланетянин»,предметные картинки, дерево без листьев,пособие,«Напоминающеезнаки» | ||
2 | Сентябрь | «Мы друзья природы» | Закрепить знания о правилах поведения на природе. Учить доброму и бережному отношению на природе. | занятие | Картины с изображениемобитателя леса, карта- план путешествие,стихи, загадки,дидактическая игра «Кто где живёт» | Рассматривание иллюстраций «Что хорошо,что плохо» | |
3 | Сентябрь | «Сиреневый бал природы» | Совершенствовать знания о природе,обогащать музыкальные впечатления детей.Воспитывать любовь к русской национальной культуре | развлечение | слушание музыки, грамм, запись | Разучивание стихов, песен | |
Человек и неживая природа. | |||||||
4 | Сентябрь | «Где живут капли воды в детском саду» | Закрепить знания детей, для чего нужна человеку вода. О её значимости и пользе. | экскурсия по детскому саду | наблюдения, народный фольклор | ||
5 | Октябрь | «Послушная водичка» | Продолжать знакомить со свойствами воды.Развивать любознательность,смекалку, наблюдательность | занятие- опыт | опыт: определение цвета,прозрачности,запаха, вкуса,формы воды | ||
6 | Октябрь | «Вода - кровь земли» | Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представления об охране водныхресурсов. Развивать экологическое мышление и экологическую культуру | занятие | Иллюстрация, худож. слово, | Рассматривание энциклопедии | |
7 | Октябрь | «Ходит капелька по кругу» | Закрепить знания о воде. Создать праздничное настроение.Формировать у детей представления о природных взаимосвязях | праздник | Инсцинировка по мотивам сказки «Куда делась вода после дождика» А. Дитрих | ||
8 | Октябрь | «Воздух вокруг нас» | Дать детям представление о воздухе через опыты. Показать способы обнаружения воздуха. Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха. | занятие -опыт | Опыт со стаканом и водой. Опыт на доказательство невидимости и прозрачности воздуха | ||
9 | Ноябрь | «Этот удивительный воздух» | Расширить представления овоздухе, о способах его обнаружения,учить устанавливать причинно-следственные связи. | занятие -опыт | опыты «Буря встакане», «Воздух имеет вес» | ||
10 | Ноябрь | «Вот труба, над нею дым» | Роль воздуха в жизни человека, причина его загрязнения. Дать элементарные представления об источниках загрязнения воздуха. | занятие | Художественное слово,иллюстрации | ||
11 | Ноябрь | «Где же 5-й океан» | Продолжать формировать представление о роли воздуха, познакомить с некоторыми его свойствами. Развивать способность делать умозаключения, анализировать, сравнивать, классифицировать. | занятие | плакаты, глобус, экологическая лаборатория, опыты | Беседы с детьми | |
12 | Ноябрь | «Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко» | Познакомить с явлением солнечных лучей на чёрный и белый цвет. Развивать наблюдательность и смекалку. | наблюдение | Исследовательская деятельность, вывод: солнце -тепло. | ||
13 | Декабрь | «Солнце вжизни растенийи животных» | Расширить кругозор знаний детей о влиянии солнца на живые организмы. | занятие | Иллюстрации,художественное слово, народный фольклор | Знакомство с пословицами, поговорками | |
14 | Декабрь | «От чего происходит смена дня и ночи» | Развивать у детей элементарные представления о Солнечной системе, о месте Земли в космическом пространстве.Совершенствовать представление детей о времени и частях суток. | занятие | Модель Земли и Солнца. Картинки с изображением различных времён суток. Детская энциклопедия. Игра «Путешествие на пароходе», подвижная игра «День и ночь» | Чтение худ. литературы |
15 | Декабрь | «Песок и глина -наши помощники» | Дать представления о свойствах песка и глины. О том, как человек использует их. Научить лепить из глины элементарные предметы. Формировать понятие о том, что песок и ископаемые. | занятие -эксперимент | опыты с песком,глиной вэкологической лаборатории | ||||
16 | Декабрь | «Удивительная глина» | Учить детей использовать природные материалы в жизни, быту. Воспитывать бережное отношение к объектам из неживой природы и сделанным их них предметам. | практическое занятие | художественное слово, лепка, посуда из глины | ||||
17 | Январь | «Что у нас под ногами» | Дать представление о разнообразии камней в природе. Камни - орудие труда древних людей. Как человек использует камни (строительство, памятники, альпинарии). Драгоценные камни и украшения. | занятие | иллюстрации, коллекция камней, картинный материал | ||||
18 | Январь | «Земля - наша кормилица» | Дать представление о том, что почва верхний слой Земли. В опытах познакомить с составом почвы (вода, воздух, глина, камни, перегной) | занятие -эксперимент | Экологическая лаборатория, опыты о составе почвы, о цвете почвы. | ||||
19 | Январь | «Сухая и влажная почва» | Учить определять и сравнивать сухую и влажную почвы. Фиксировать результаты исследований. | занятие -эксперимент | Художественное слово, почвы бывают разными. | Зарисовки наблюдений | |||
20 | Январь | «Знакомство с подземным царством» | Продолжать знакомить с подземными обитателями. С особенностями строения червяка и других подземных обитателей. Показать их приспособленность. | наблюдение | Экологическая лаборатория, опыты с почвой | Чтение литературы о подземных царствах | |||
21 | Февраль | «Значение почвы в жизни растений» | Формировать знания детей о том, что без почвы нет растениям жизни. Воспитывать бережное отношение к почве. | занятие | плакаты, иллюстрации, художественное слово |
Многообразие растительного и животного мира. | ||||||
22 | Февраль | «Не уставайте удивляться» | Заинтересовать детей открытием тайн и загадок природы. Учить видеть необычное и прекрасное в привычном. И на первый взгляд не приметном. | занятие | Художественное слово, загадки,приметы | Рассматривание фотоальбома «Природа глазами художника» |
23 | Февраль | «Зелёная аптека» | Дать представление целительных свойствах зелёных растений Познакомить с некоторыми из них. | занятия | стенд «Лекарственные растения», художественное слово, загадки | Изготовление и рассматривание гербария |
24 | Февраль | «Растения под нашей защитой» | Формировать познавательный интерес к миру растений, чувства ответственности за сохранение зелёного наряда планеты | беседа | иллюстрация, художественное слово | |
25 | Март | «Комнатные растения» | Уточнить представление детей о комнатных растения(бальзамин, колеус). Учить различать листья, стебли, цветы. Знать что корни в земле. | занятие | Внесение кашпо с цветами. Худож. слово | Наблюдения зацветущими растениями в дс/
|
26 | Март | «Где живут обитатели природы» | Познакомить детей с разнообразием домов- сред обитания живых организмов с зависимостью от условий существования от поведения человека. | занятие | таблица,дидактические карточки, комнатные аквариум, художественное слово дидактическая игра «Где мой дом» | |
27 | Март | «Учитесь жалеть и беречь» | Пробудить чувства сострадания и жалости к обитателям природы попавшим в беду. Учить отделять истинную жалось от ложной. | занятие | художественное слово, таблица «Прудовая лягушка», аудио запись «Голоса птиц» | |
28 | Март | «О чём поют птицы» | Развивать у детей интерес к жизни птиц, в частности, к их голосам, умение вслушиваться в их звуковые сигналы. | занятие | приметы, художественное слово, аудио запись «Голоса птиц» |
29 | Апрель | «Как нельзя относиться к братьям нашим меньшим» | Воспитывать гуманные чувства к нелюбимым и незаслуженно преследуемым людьми животным. Раскрывать необоснованность мотивов преследования людьми некоторых нелюбимых животных. Формировать правила поведения с этими животными | занятие | иллюстрации, художественное слово, картинки,легенды. | Просмотр диафильма |
30 | Апрель | «В гостях у зелёного друга» | Вызвать интерес детейк защите и изучению растений. | беседа | игра - викторинао растениях. Чтение отрывка«Не только деревья» по М.Ильину | |
31 | Апрель | «Что растёт влесу и кто живётв лесу» | Расширять представление детей о лесе, его обитателях и растениях. | беседа | художественное слово, загадки | |
32 | Апрель | «Кто главный в лесу» | Формировать у детей редставления о взаимосвязи обитателей леса, их пищевой зависимости друг у друга. Уточнить представления о том, что главное звено в лесу - растения. | занятие | художественное слово, экология в картинках, иллюстрации о растениях и животных | |
33 | Май | «Лес в жизни человека» | Углубить и обобщить представление детей о лесе и его обитателях. Познакомить детей с тем, какую роль в жизни человека играет лес. | экскурсия на выставку | панно для моделирования «Лес», предметные картинки, плакаты «Что не следует делать в лесу», экспонаты «Что делают из древесины» | |
34 | Май | «Заповеди юныхзащитников природы» | Закрепить знания о правилах поведения - запретах и предписаниях в природном окружении. | занятие | плакаты с изображением различных ситуаций, беседа. | |
35 | Май | «Природа просит защиты» | Приобщать детей к миру природы, к пониманию её универсальной ценности в жизни каждого человека. Защите природных обитателей, живущих рядом с нами в одном земном доме. | занятие | Художественное слово,иллюстрации, рисунки детей,игра инсценировка«Зимний разговор через форточку»Б. Брехт |
36 | Май | «Природа и человек» | Объяснить детям необходимость бережного отношения к первозданной чистоте природы ради блага всего живого на Земле. Привлечь их внимание к тому, что хозяйственная деятельность людей влияет на качество воды, почвы, воздуха. Показать, что природа - основной источник достатка и благополучия людей, что человек не может сделать материаллучше тех, что созданы природой. | занятие | художественное слово, иллюстрации, картины |
3.Материально-техническое обеспечение программы.
Материально-технические условия пребывания детей соответствуют санитарно-гигиеническим нормам и правилам СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и режима работы дошкольных образовательных учреждений».
Предметы расположены рационально и удобно для детей. Расположение мебели и игрового оборудования отвечает требованиям безопасности, принципам психологического комфорта, позволяет свободно перемещаться в пространстве. Материально – техническое оснащение постоянно пополняется. Организация группового пространства предусматривает свободный доступ детей к объектам природного характера, побуждает к наблюдениям, участию в элементарном труде, проведению опытов и экспериментов с природным материалом. Предметно-пространственная среда группы организована как культурное пространство, которое оказывает воспитывающее влияние на детей.
№ | Наименование | Кол-во шт. |
1 | Приборы и материалы для исследования: колбы | 3 |
2 | пробирки | 5 |
3 | свечи | 6 |
4 | воздушные шары | 10 |
5 | магниты | 6 |
6 | песок | |
7 | крупы | По1 каждого наименования |
8 | камни | 1 ведёрко |
9 | шишки | 1 ведёрко |
10 | Ёмкости для мыльных пузырей | 3 |
11 | пробки из различного материала | 2 |
12 | бумага разной толщины и размера | 2 набора |
13 | пластиковые тарелки и стаканы | 1 набор |
14 | цветное стекло | 1 набор |
15 | Фартуки: детские | 5 |
16 | взрослый | 1 |
17 | Картотека «Опыты и эксперименты» | 1 |
18 | Увеличительные стёкла | 5 |
Центр природы
№ | Наименование | Кол-во 1шт. |
1 | Комнатные растения: хлорофитум | 1 |
2 | традесканции | 2 |
3 | фикус банжемин | 1 |
4 | плющ | 1 |
5 | каланхоэ | 1 |
6 | сансевьера | 1 |
7 | алоэ | 2 |
8 | драцена | 1 |
9 | фикус | 2 |
10 | гибискус | 1 |
11 | бегонии | 3 |
12 | фиалка | 1 |
13 | денежное дерево | 1 |
14 | Альбомы: «Комнатные растения» | 1 |
15 | «Времена года» | 4 |
16 | «Растения нашего края» | 1 |
17 | Паспорт комнатных растений | 1 |
18 | Схема ухода за комнатными растениями | 2 |
19 | Календарь наблюдений природой | 1 |
20 | Макеты: «аквариум с разными видами рыб» | 1 |
21 | «модель дерева с птицами» | 1 |
22 | «времена года» | 4 |
23 | «животные разных зон» | 4 |
24 | «домашние животные» | 1 |
25 | Дидактические игры: лото «Родная природа» | 1 |
26 | домино «Животные» | 2 |
27 | домино «Фрукты и ягоды» | 1 |
28 | «Времена года» | 1 |
29 | «Дары природы» | 1 |
30 | «Где что растет» | 1 |
31 | Картотеки: «Игры с водой» | 1 |
32 | «Эколого - развивающие игры» | 1 |
33 | «Игры с песком» | 1 |
34 | Оборудование для ухода за растениями: фартуки | 2 |
35 | тряпочки | 4 |
36 | щеточки | 3 |
37 | лопаточки | 2 |
38 | грабельки | 2 |
39 | палочки | 4 |
40 | лейки | 3 |
41 | поддоны | 3 |
42 | таз пластмассовый | 1 |
43 | опрыскиватель | 1 |
44 | Гербарий | 1 |
4. Диагностика
№ | Ф. И ребенка | Животный мир | Растительный мир | Неживая природа | ||||||||||
Знание основных животных | Представление о домашних животных | Представление о диких животных | Умение различать и называть растения ближайшего окружения | Умение различать и называть комнатные растения | Трудовые умения и навыки по уходу за комнатными растениями | Знания о значении солнца и воздуха в жизни растений. | Представление о различных природных обЪектов ( воздух, вода, почва) | Представление о сезонных изменениях в неживой природе. | Представление чередование времен года, частей суток. | Значение солнца и воздуха в жизни человека | Значение и соблюдения правил поведения в природе | Уровень | ||
|
| н.к. | н.г.к.г | н.г.к.г | н.г.к.г. | н.г.к.г | н.г к.г | н.г к.г | н.г.к.г. | н.г.к.г. | н.г.к.г | н.г.к.г. | н.г. к.г. | н.г .к.г. |
1 | Вероника Ж | ++ | - + | - + | - - | - - | - + | - - | - - | - + | - + | - - | - + | н с |
2 | Дарья Л. | ++ | ++ | ++ | - - | - + | - + | - + | - + | - + | - + | + + | ++ | с в |
3 | Елизовета Ш. | - + | - + | ++ | - + | - + | - + | ++ | - - | - + | ++ | + + | - + | с в |
4 | Ильяс Д. | - + | ++ | ++ | - + | - - | ++ | - + | + + | + + | - + | - + | ++ | с в |
5 | Карина Б. | - + | - + | - + | - + | ++ | ++ | ++ | - + | - + | ++ | + + | ++ | с в |
6 | Кирилл К. | - + | - + | ++ | ++ | - - | ++ | ++ | - + | + + | - + | + + | ++ | с в |
7 | Мария Л. | + + | - + | ++ | -+ | - - | - + | - - | - + | - - | - - | - + | - + | н с |
8 | Сергей С. | - + | ++ | - + | ++ | ++ | - + | - + | + + | - + | ++ | + + | - + | с в |
9 | Сергей Ш. | - + | ++ | - + | - - | - + | ++ | ++ | - + | - + | - + | - + | - + | н в |
10 | Элина Б | - + | ++ | ++ | ++ | ++ | - + | - + | + + | + + | ++ | - + | - + | с в |
Мониторинг освоения программы естественно-научной направленности по дополнительному образованию (диагностическая карта)
- Литература.
1.Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. « Методические рекомендации Программе воспитания и обучения в детском саду». – М.: издательск ий дом «Воспитание дошкольника»
2 .Виноградова, Н.Ф. Дети, взрослые и мир вокруг [Текст] / Н.Ф.Виноградова, Т.А.Куликова. - М.: Просвещение, 1993.- с. 105-117.
3. . Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996. – 480 с.
..Дорошко О.М. Экологическая педагогика. – Гродно: ГрГУ, 2002. – 176 с.
4. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с природой. - М.: Просвещение, 1981.
5. Захлебный А., Реброва Л. “Экологическое образование: проблемы и решения”М., 1992;
6. Иванова, А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду Мир растений [Текст] / А.И.Иванова. - М:ТЦ Сфера,2004 - с. 102- 114.
7.Кондратьева Н.Н., Шиленок Т.А., Маркова Т.А., Виноградова Т.А. «Мы» Программа экологического образования детей. Санкт–Петербург «Детство-Пресс», 2005.
8. Михайлов В.В. Воспитание готовности к поведению в экологически конфликтной ситуаций/Педагогический менеджмент: Сборник материалов IY международной научно-практической конференции. Ч. 2.-Пермь: ПГПУ, 2001. -С.16-22.
9. Николаева С.Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников». Книга для воспитателей детского сада. – М. «Мозаика-синтез», 2002.
10.Николаева С.Н. «Юный эколог», Программа экологического воспитания дошкольников. – М. «Мозаика-синтез», 2004.
11..Потапова Л.М. «Популярное пособие для педагогов и родителей «Детям о природе, экология в играх». Ярославль, 2000г.
12. Попова Т. «Мир вокруг нас», М., 1998;
13. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика. М.: Академия, 2002.
14. Соломенникова О.А. «Экологическое воспитание в детском саду.»- М.: «Мозаики-Синтез», 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Веселая азбука» (социально-педагогической направленности) (срок реализации – 1 год, возраст детей – 6-7 лет)
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Веселая азбука» по содержанию является социально-педагогической направленности; по форме организации – кружковой; по в...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Шахматная азбука»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Шахматная азбука»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Социально - педагогической направленности Азбука безопасности
Обеспечение здоровья детей - основная цель. Главная задача цивилизованного общества. Правила дорожного движения едины для детей и взрослых .К сожалению, они написаны «взрослым» я...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселая азбука через занимательный скрапбукинг».
Программа «Веселая азбука через занимательный скрапбукинг» предназначена для овладения первоначальными навыками чтения; это учёба и игра. Игровая форма работы очень эффективна,...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности «Азбука дорожного движения»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности«Азбука дорожного движения»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Азбука природы"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Азбука природы"...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности «Азбука пешехода»
Направленность программыПрограмма дополнительного образования «Азбука пешехода» Программа предназначена для дошкольников, и направлена на обеспечение дополнительной подгото...