Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Шахматная азбука»
методическая разработка по физкультуре (старшая группа)

Суетова Светлана Николаевна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Шахматная азбука»

Скачать:


Предварительный просмотр:

               

                Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 5 "Улыбка"

 Карасукского района Новосибирской области

 

                                                                                   

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа физкультурно-спортивной направленности

«Шахматная азбука»

Возраст воспитанников: 6 - 7 лет

Срок реализации: 1 год

                                                                                 Автор - составитель:

                                                                   Суетова Светлана Николаевна,

                                                   воспитатель первой квалификационной категории

2020г.

 

Содержание программы

п/п

 Раздел Программы

Страница

1.

Комплекс основных характеристик программы

3

1.1

Пояснительная записка

3

1.2

Цели и задачи программы

4

1.3

Содержание программы

6

1.4

Планируемые результаты

12

2.

Комплекс организационно-педагогических условий

13

2.1

Календарный учебный график

13

2.2

Материально – техническое обеспечение

15

3.

Список литературы

16

4.

Приложение

18


 1. Комплекс основных характеристик программы

1.1. Пояснительная записка

       Современное общество живет в мире постоянного умножения потока информации, которая каждые несколько лет практически удваивается. Несмотря на то, что шахматы – одна из древнейших игр, но в тоже время и самая современная игра, привлекающая все большее число поклонников во всем мире.

     Игра в шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме. Для ребёнка это не только игра, доставляющая много радости, но и эффективное средство самовоспитания. Обучение детей шахматам помогает развитию у них способности ориентироваться на плоскости, развитию мышления, учит ребёнка сравнивать, обобщать, запоминать, содействует формированию таких ценных качеств, как внимательность, усидчивость, собранность, самостоятельность, способствует формированию основных компетенций у дошкольников и позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.

Исследования, проведенные современными российскими психологами Л.Венгером, В.Давыдовым, В.Мухиной и др., свидетельствуют о том, что возможности маленького человека велики и путем специально организованного обучения можно сформировать у дошкольников такие знания и умения, которые ранее считались доступными лишь детям значительно более старших возрастов.

Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано. Игорь Георгиевич Сухин предлагает начинать обучение игре в шахматы как можно раньше, но, безусловно, на уровне, доступном для ребенка.

Актуальность программы обусловлена тем, что выбранная технология позволит максимально дать ребенку основательную базу для формирования личности всесторонне развитой, ответственной и образованной.

1.2 Цель программы: формирование первичных умений игры в шахматы

Задачи программы:

Обучающие:

  • Познакомить с шахматными фигурами, их названиями и игровыми возможностями.
  • Познакомить с шахматным полем, основными понятиями (белые, черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр)

Развивающие:

  • Развивать умение детей играть шахматными фигурами не нарушая правил.
  • Развивать логическое мышление, память, внимательность, усидчивость.

Воспитывающие:

  • Воспитывать уважение к партнёру, умение добиваться цели.
  • Воспитывать чувство ответственности.
  • Воспитывать целеустремлённость.

На начальном этапе работы преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется:

1. При знакомстве с шахматными фигурами;

2. При изучении шахматной доски;

3. При обучении правилам игры;

4. При реализации материального перевеса.

Словесный метод даёт возможность передать детям информацию, поставить перед ними учебную задачу, указать пути его решения.

Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами. При использовании игрового метода за воспитателем сохраняется ведущая роль: он определяет характер и последовательность игровых и практических действий.

Наглядный - один из основных, ведущих методов дошкольного образования. Ведущая роль этого метода связана с формированием основного содержания знаний дошкольников – представления о предметах и явлениях окружающего мира. Наглядный метод соответствует основным формам мышления дошкольника. Наглядность обеспечивает прочное запоминание.

Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, ребёнок овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход.

Основные формы и средства обучения:

  1. Дидактические игры и задания;
  2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов;
  3. Практическая игра;
  4. Теоретические занятия, шахматные игры;
  5. Шахматные турниры.

1.3 Содержание программы

Учебный  план

месяц

неделя

содержание работы

теоритические часы

практические часы

всего

часов

сентябрь

Тема 1

«В стране шахматного королевства»

Познакомить детей с понятием «Шахматная игра», способствовать развитию интереса к игре в шахматы.

 

1

2

3

Тема 2

«В шахматной стране»

Продолжать знакомить детей с понятием «Шахматная игра», а также познакомить с новыми понятиями «Шахматная доска» и «Шахматные фигуры»

2

2

4

Тема 4

«Удивительные клетки»

Продолжать знакомить детей с понятием «шахматная доска», «белые и черные поля», чередование белых и черных полей, шахматная доска и шахматные поля квадратные

3

1

4

октябрь

Тема 5

«Шахматная доска»

Продолжать знакомить детей с понятием «шахматная доска», «белые и черные поля», чередование белых и черных полей, шахматная доска и шахматные поля квадратные, «центр» шахматной доски.

1

1

2

Тема 6

«Шахматное поле»

Продолжать знакомить детей с шахматной доской. Развивать умения правильно располагать доску между партнерами.

1

1

2

Тема 7

«Шахматные клетки»

Познакомить детей с полями шахматной доски: «Вертикаль», «Горизонталь»

1

1

2

Тема 8

«Волшебная доска»

Повторить понятие горизонтальных и вертикальных линий и познакомить с новым понятием «Диагональ».

1

1

2

ноябрь

Тема 9

 «Шахматные фигуры»

Познакомить детей с понятием «шахматные фигуры», формировать умения сравнивать между собой, делить на белые и черные.

1

1

2

Тема 10

«В стране шахматных чудес»

Формирование первоначальных представлений о понятиях: пешка, фигура; развитие слухового и зрительного восприятия, мыслительных операций анализа и синтеза

2

1

3

Тема 11

«Мудрец»

Развитие умения различать пешки и фигуры. Формирование первоначальных представлений о начальном положении, понятиях: ход, партнер, последовательности ходов

1

2

3

Тема 12

«Шахматные фигуры»

Продолжать знакомить детей с шахматными фигурами, белыми и черными, развивать умения сравнивать между собой, упражнять в нахождении той или иной фигуры в ряду остальных.

1

2

3

декабрь

Тема 13

Ладья

Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой – ладья. Формировать умения сравнивать с другими фигурами, упражнять в нахождении ее в ряду остальных.

1

1

2

Тема 14

Слон

Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой – слон. Развивать умения сравнивать с другими фигурами, упражнять в нахождении ее в ряду остальных.

1

1

2

Тема 15

Конь

Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой – конь.  сравнивать с другими фигурами, упражнять в нахождении ее в ряду остальных.

1

1

2

Тема 16

Ферзь

Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой – ферзь. Развивать умения сравнивать с другими фигурами, упражнять в нахождении ее в ряду остальных.

1

1

2

январь

Тема 17

Король

Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой – король. Формировать умения сравнивать с другими фигурами, упражнять в нахождении ее в ряду остальных.

1

1

2

Тема 18

«Шахматные фигуры»

Продолжать закреплять знания детей о шахматных фигурах (ладья, слон, конь, ферзь, король) белые и черные, развивать умения сравнивать между собой, упражнять в нахождении той или иной фигуры в ряду остальных.

1

        2

3

Тема 19

«Пешка»

Познакомить детей с шахматной фигурой «Пешка». Место в начальном положении.

1

1

2

Тема 20

«Пешка»

Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «Пешка», вспомнить место в начальном положении, ход пешки. Взятие.

1

1

2

февраль

Тема 21

«Пешка»

Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «Пешка», вспомнить место в начальном положении, ход пешки. Играть по правилам, уточнить что победы можно добиться тремя способами: добраться до конца доски быстрее соперника, срубить все пешки противника, лишить ходов пешки противников

1

2

3

Тема 22

«Пешка»

Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «Пешка», вспомнить место в начальном положении, ход пешки, взятие, правило «взятие на проходе». Познакомить с новым понятием «Превращение пешки»

1

2

3

Март

Тема 23

«Начальная расстановка фигур»

Познакомить детей с новым понятием «начальное положение» или «начальная позиция»: черные и белые фигуры расположены друг напротив друга; слева направо: ладья, конь, слон, ферзь, король, слон, ладья, следом за ними одним рядом выстраиваются пешки.

1

2

3

Тема 24

«Начальная расстановка фигур»

Продолжать знакомить детей с новым понятием «начальное положение» или «начальная позиция»: черные и белые фигуры расположены друг напротив друга; слева направо: ладья, конь, слон, ферзь, король, слон, ладья, следом за ними одним рядом выстраиваются пешки.

1

2

3

апрель

Тема 25

«Партия»

Продолжать знакомить детей с понятиями «начальное положение» или «начальная позиция». Познакомить с понятием «партия», запомнить правило «ферзь любит свой цвет»

2

1

3

Тема 26

«Шахматные фигуры»

(закрепление)

Закрепить знания детей о шахматных фигурах. Упражнять в правильном названии фигур. Формировать умения определять ту или иную фигуру в ряду остальных.

1

2

3

Тема 27

«Шахматные фигуры»

(закрепление)

Закрепление знаний о правильном расположении доски м/у партнерами, расстановкой фигур перед игрой; развитие интереса к игре, памяти, внимания творческих  способностей.

1

1

2

Тема 28

«Шахматные фигуры»

(закрепление)

Продолжить закрепление знаний о правильном расположении доски м/у партнерами, расстановкой фигур перед игрой; развитие интереса к игре, памяти, внимания творческих  способностей.

1

1

2

май

Тема 29

Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.

1

2

3

Тема 30

«Шахматные фигуры»

(закрепление)

Продолжить закреплять полученные знания игрой короткими партиями всеми фигурами из начального положения.

Тема 32

Развлечение «Шахматный праздник»

Развлечение «Шахматный праздник». Закрепить пройденный материал.

1

1

2

Всего 74 часа

  1.  Планируемые результаты

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • шахматные фигуры, их названия и игровые возможности.
  •  шахматное поле, основные понятия (белые, черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр)
  • начальную расстановку фигур на шахматном поле.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • играть шахматными фигурами не нарушая правил.
  • фантазировать, логически и аналитически мыслить, быть внимательными, усидчивыми
  • быть творчески  активными. 

2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1 Календарный учебный график

№ п/п

Название темы

Коли-во занятий

1

Тема 1

«В стране шахматного королевства»

1

2

Тема 2

«В шахматной стране»

1

3

Тема 4

«Удивительные клетки»

1

4

Тема 5

«Шахматная доска»

1

5

Тема 6

«Шахматное поле»

1

6

Тема 7

«Шахматные клетки»

1

7

Тема 8

«Волшебная доска»

1

8

Тема 9

 «Шахматные фигуры»

2

9

Тема 10

«В стране шахматных чудес»

2

10

Тема 11

«Мудрец»

2

11

Тема 12

«Шахматные фигуры»

2

12

Тема 13

Ладья

1

13

Тема 14

Слон

1

14

Тема 15

Конь

1

15

Тема 16

Ферзь

1

16

Тема 17

Король

1

17

Тема 18

«Шахматные фигуры»

1

18

Тема 19

«Пешка»

1

19

Тема 20

«Пешка»

1

20

Тема 21

«Пешка»

1

21

Тема 22

«Пешка»

1

22

Тема 23

«Начальная расстановка фигур»

1

23

Тема 24

«Начальная расстановка фигур»

1

24

Тема 25

«Партия»

1

25

Тема 26

«Шахматные фигуры»

(закрепление)

2

26

Тема 27

«Шахматные фигуры»

(закрепление)

2

27

Тема 28

«Шахматные фигуры»

(закрепление)

2

28

Тема 29

1

29

Тема 30

«Шахматные фигуры»

(закрепление)

2

30

Тема 32

Развлечение «Шахматный праздник»

2


  1. Материально – техническое обеспечение

 - столы для игры в шахматы;  

- шахматные доски с набором шахматных фигур;

- демонстрационная шахматная доска с набором магнитных фигур;  

- наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии);

Информационное обеспечение программы:

 - ноутбук;

- учебная и научная литература;

 - карточки, дидактический и контрольно-диагностический материал.

3. Список литературы

  1. Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.
  2. Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре. – М.: ГЦОЛИФК, 1984.
  3. Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980.
  4. Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985.
  5. Князева В. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992.
  6. Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.
  7. Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.
  8. Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения.
  9. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
  10. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.
  11. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.
  12. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
  13. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
  14. Шахматы – школе/ Сост. Б. Гершунский, А. Костьев. – М.: Педагогика, 1991.
  15. Веселых Инна, Веселых Иржи. Шахматный букварь.– М: Просвещение 1983.
  16. Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре.– М.: ГЦОЛИФК, .1984.
  17. Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука.– М.:. Детская литература, 1980.

 

Художественная литература для детей по шахматной тематике

 

  1. Булычев К. Сто лет тому вперед.
  2. Велтистов Е. Победитель невозможного.
  3. Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания.
  4. Крапивин В. Тайна пирамид.
  5. Кэрролл Л. Алиса в Зазеркалье.
  6. Лагин Л. Старик Хоттабыч.
  7. Надь К. Заколдованная школа.
  8. Носов Н. Витя Малеев в школе и дома.
  9. Носов Н. Незнайка в Солнечном городе.
  10. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль.
  11. Раскатов М. Пропавшая буква.
  12. Семенов А. Ябеда-Корябеда и ее проделки.
  13. Сухин И. Страна Грез // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 4, 5.
  14. Томин Ю. Шел по городу волшебник.
  15. Чжан-Тянь-И. Секрет драгоценной тыквы.

4. Приложение

Мониторинг реализации программы

Количественный анализ результатов мониторинга

№ п\п

Фамилия, имя ребенка

Знание шахматных фигур

Проявление фантазии в игре с шахматными фигурами

Увлечение игрой

Итог

Умение отличать фигуры по цвету и форме

Знает некоторые названия шахматных фигур (королева, пешка, конь)

Условные обозначения:

2- высокий уровень.

1 – средний уровень

0 – низкий уровень

Критерии уровней развития детей 

 

9 – 12 Высокий уровень – Дети с интересом рассматривают шахматные фигуры, сами ставят рядом одинаковые фигуры, сравнивают две группы фигур по цвету: черные и белые, размеру: длиннее – короче, выше – ниже, больше – меньше. Различать левую и правую руку и пространственные направления от себя: справа, слева, впереди, позади, вверх, вниз. Знают некоторые названия шахматных фигур, с удовольствием по – своему играют в них.

6 - 8 Средний уровень – Интерес у детей к шахматной игре не продолжительный, затрудняются найти две одинаковые фигуры. Сравнивают две группы фигур по цвету: черные и белые, размеру: длиннее – короче, выше – ниже, больше – меньше с небольшой помощью взрослого. Допускают ошибки при различии левой и правой руки. Игра с шахматными фигурами однообразная.

0 – 5 Низкий уровень – Самостоятельно не проявляют интерес к шахматной игре. Сравнивают две группы фигур по цвету: черные и белые, размеру: длиннее – короче, выше – ниже, больше – меньше с помощью взрослого. Не умеют различать левую и правую руку. Не хотят играть с шахматными фигурами.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Фитбол - гимнастика»

В последнее время отмечается тенденция использования разнообразных инновационных средств физической культуры с оздоровительной и лечебно – профилактической направленностью на занятиях с детьми р...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно – спортивной направленности «СА – ФИ – ДАНС» (танцевально – игровая гимнастика)

Оздоровительно – развивающая программа «Са – Фи – Данс» по танцевально-игровой гимнастике (автор Фирилёва Ж.Е, Сайкина.Е.Г) направлена на всестороннее, гармоничное развит...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Школа мяча»

Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа мяча»Направленность: физкультурно-спортивнаяУровень: базовыйВозраст обучающихся: 5-7 летСрок реализации: 1 г...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Фитбол-гимнастика"

Данная программа создана для работы по укреплению здоровья детей, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Физкультурно-спортивная направленность Возраст обучающихся 5-7 лет «Спортивная страна «Игралия»

       1.Пояснительная записка.Данная программа предусматривает реализацию ФГОС дошкольного образования, которая предполагает развитие личности, мотивации и способности...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО - СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Физкультурная сказка»

В дошкольном возрасте опорно –двигательный аппарат находится в стадии интенсивного развития его формирование ещё не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к...