ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Веселая азбука» (социально-педагогической направленности) (срок реализации – 1 год, возраст детей – 6-7 лет)
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Веселая азбука» по содержанию является социально-педагогической направленности; по форме организации – кружковой; по времени – годичной. Программа разработана на основе требований учебно-методического комплекта С.П. Цукановой, Л.Л. Бетц, дополнена развивающими упражнениями, кроссвордами Гавриной С.Е., Кутявиной Н.Л., Топорковой И.Г., Щербининой С.В., Мамаевой В.В. в соответствии с требованиями к программам дополнительного образования детей. В программе  заложены  возможности  создания  условий  для  совершенствования содержания и технологий образования, формирования у воспитанников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Адресная направленность программы – предназначена для обучения детей от 6 до 7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dop_obrazovaniya.doc322 КБ

Предварительный просмотр:

МКУ «Управление образования Администрации города Бийска»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 65 – Центр развития ребенка»

города Бийска

РАССМОТРЕНО

на педагогическом совете,

протокол от 29.08.2018 г. № 1

УТВЕРЖДЕНО ПРИКАЗОМ

МБДОУ «Детский сад № 65 – ЦРР»

№   от  «28» августа 2018 г.

Заведующий ________Н.Ю. Крысова

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

«Веселая азбука»

(социально-педагогической направленности)

(срок реализации – 1 год, возраст детей – 6-7 лет)

Авторы-составители:

Фоменко Надежда Петровна,

Зубарева Светлана Владимировна,

учителя-логопеды

МБДОУ «Детский сад №65 – ЦРР»

Бийск

 2018

Ι. Пояснительная записка

1.1. Направленность дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Веселая азбука».

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Веселая азбука» по содержанию является социально-педагогической направленности; по форме организации – кружковой; по времени – годичной. Программа разработана на основе требований учебно-методического комплекта С.П. Цукановой, Л.Л. Бетц, дополнена развивающими упражнениями, кроссвордами Гавриной С.Е., Кутявиной Н.Л., Топорковой И.Г., Щербининой С.В., Мамаевой В.В. в соответствии с требованиями к программам дополнительного образования детей. В программе  заложены  возможности  создания  условий  для  совершенствования содержания и технологий образования, формирования у воспитанников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Адресная направленность программы – предназначена для обучения детей от 6 до 7 лет.

1.2.Новизна дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Веселая азбука».

Идущее в настоящее время обновление содержания дошкольного образования и результаты многолетнего опыта работы подвели нас к необходимости внести изменения в существующую программу. Суть предполагаемых изменений сводится к следующему:

- несколько  изменена последовательность изучения звуков: изучение согласных звуков начинается со звуков «м» - «мь», так как характер их звучания, обеспечивает по нашему мнению, доступность усвоения и выделения согласного звука из состава слова;

- включены упражнения по развитию просодической речи, так как в речевой группе большинство детей со стёртой формой дизартрии;

- в занимательной форме представлен материал для чтения: отгадывание ребусов, решение кроссвордов;

- предусмотрены специальные упражнения для развития психических процессов.

1.3. Актуальность дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Веселая азбука».

Актуальность программы продиктована требованиями Концепции развития дополнительного образования, направленными на наиболее полное раскрытие индивидуальных потребностей ребенка, связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющих особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.

Овладение грамотой – предполагает усвоение определенной системы знаний,  которые  формируют  основополагающие средства родного  языка. В настоящее время проблема подготовки детей к овладению  грамотой является особо   актуальной. Уже на первых порах обучения чтению и письму  неподготовленные дети испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками,   и как результат плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонение в поведении, повышенная утомляемость и невроз. Этого можно избежать с помощью организации  целенаправленной работой по обучению  детей дошкольного возраста  навыкам чтения и письма.

Вторая причина актуальности этой проблемы –  изменившиеся  требования    при поступлениях в  школу, а особенно гимназий и лицеев, к будущим первоклассникам,   такие как готовность к овладению грамотой, которая включает   в себя овладение ребенком звукобуквенным, звуко-слоговым и лексико-синтаксическим анализом и синтезом до поступления в школу.  

Программа  социально-педагогической  направленности ориентирована на изучение психологических особенностей  личности. Социально-педагогическая  направленность  включает  следующее: развитие  дошкольников, логопедия, подготовка к школе.

Основанием для разработки данной программы послужили следующие нормативно-правовые документы:

- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;

- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мерах по реализации государственной социальной политики»;

- Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии в интересах детей на 2012-2017 годы»;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- письмо Министерства культуры Российской Федерации от 19.11.2013 № 191-0139/06-ГИ «Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств»;

- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (зарегистрировано в Минюсте РФ 20.08.2014, per. № 33660);

- закон Алтайского края от 04.09.2013 № 56-ЗС «Об образовании в Алтайском крае»;

- постановление Администрации Алтайского края от 13.11.2012 №617 «Об утверждении стратегии действий в интересах детей в Алтайском крае на 2012-2017 годы»;

- Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 65 - Центр развития ребенка».

1.4. Практическая целесообразность дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Веселая азбука».

Раннее обучение основам родного языка, когда у ребенка еще сохранно интуитивное «чувство языка», позволяет эффективно и осознанно освоить языковые и речевые умения, что впоследствии успешно скажется на обучении ребенка в школе, позволит ему комфортно ощущать себя в обществе

1.5. Цели и задачи дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Веселая азбука».

 Цель: Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы дошкольников. Формирование предпосылок для обучения письму и чтению.

Задачи:

- Формировать фонетическое и фонематическое  восприятие;

- Учить определять место звука в слове,  называть слова с определённым звуком;

- Упражнять детей   согласовать слова  в предложении;

- Учить подбирать однокоренные слова;

- Формировать представление о  структуре   предложений;

- Учить составлять слова из слогов и  делить слова на слоги;

-  Формировать предпосылки письменной речи,  готовить руку к письму.

1.6. Отличительные особенности дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Веселая азбука».

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Веселая азбука» разработана на основе требований учебно-методического комплекта С.П. Цукановой, Л.Л. Бетц, дополнена развивающими упражнениями, кроссвордами Гавриной С.Е., Кутявиной Н.Л., Топорковой И.Г., Щербининой С.В., Мамаевой В.В. Основой для данной программы является учебно-методический комплект С.П. Цукановой, Л.Л. Бетц, который   способствует   формированию  фонематической базы родной  речи и  помогает в обучении  грамоте детей старшего дошкольного возраста:

- Учим ребёнка говорить и читать. Конспекты занятий (1,2,3 период)

- Я учусь говорить и читать. Альбомы (1,2,3) для индивидуальной работы.

Образовательная деятельность программы по подготовке к обучению грамоте поможет усвоить понятия «речь», «слово», «предложение»,  «слог», «ударный слог».  Программа включает в себя материал, который поможет в  усвоении детьми дошкольного возраста  понятий о звуках и буквах  и  научит дифференцировать   этих понятий, сформирует умения  группировать звуки и буквы по «блокам» и давать отдельную характеристику каждому из блоков. Составлять предложения по заданной схеме, из заданного количества слов, составлению схемы слова, делению слов на слоги, с целью усвоения правильного написания этих слов в будущем и определения ударного слога.

Программа построена на ведущих принципах логопедической науки:

- принципе системного подхода;

- онтогенетическом принципе;

- принципе особого подбора речевого материала;

- принципе опоры на сохранные анализаторы.

1.7. Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Веселая азбука».

Занятия проводятся в сформированных группах (по 25-30 детей) два раза в неделю, продолжительность занятия 30 минут.

Возраст дошкольников 6 - 7 лет.

1.8. Сроки реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Веселая азбука».

Образовательный процесс дополнительной программы рассчитан на 1 год обучения  с детьми 6-7 лет. Программа рассчитана на 70 занятий в течение учебного года  (2 занятия в неделю), длительность одного занятия 30 минут.              

1.9. Формы и режим занятий по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Веселая азбука».

 Форма организации деятельности детей – занятия. Занятия проводятся два раза в неделю. Подготовительная группа: 6 -7 лет -  продолжительность одного занятия 30 минут; 60 минут в неделю, 70 занятий в год.

1.10. Прогнозируемые результаты и способы их проверки

Воспитанник будет иметь: 

- теоретические языковые представления;

- Речь N (или - речевые дефекты  сглажены при ФФН диз. м.п., ОНР)

Воспитанник будет знать:

- основы певческой гигиены и самоконтроля голосового аппарата.

-  гласных и согласные (твердые - мягкие, звонкие – глухие) звуки;

- о слове как семантической единице, в которой порядок следования звуков определяет его значение;

- о слове как структурной единице предложения;

- о слове как грамматической единице;

- о слове как членимой единице состоящей из слогов;

- об ударном слоге;

- о предложении как синтаксической единице;

- о предложении как структурной единице текста.

Воспитанник будет уметь:

- владеть общими речевыми навыками (речевое дыхание, темп, ритм,  интонационная выразительность речи);

- воспринимать звучащее слово как последовательность звуков-фонем (выполняют анализ слова);

- различать функциональные характеристики звуков в слове, отмечая их  соответствующей фишкой;

- понимать смыслоразличительную функцию звуков-фонем (находят и различают на слух акустически близкие звуки-фонемы);

- определять количество слогов в слове;

- определять ударный слог в слове;

- читать открытые слоги, опираясь на знание особенностей позиционного принципа чтения;

 - составлять модель предложения.

1.11. Формы подведения итогов дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Веселая азбука».

Открытые занятия для педагогов МБДОУ и родителей в течение года, выступление на утренниках и развлечениях, на отчётном концерте, на городских конкурсах и фестивалях.

ΙΙ. Учебно-тематический  план дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Веселая азбука».

№ п.п.

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теоретич. занятия

Практич. занятия

1.

Вводное занятие

1

0,2

0,8

2.

Первый период обучения

2.1.

Тема Понятие о речи. Понятие о предложении.

1

0,2

0,8

2.2.

Тема Понятие о слове. Слова, называющие предметы, действия, признаки предметов

1

0,2

0,8

2.3.

Тема Понятие о звуке

1

0,2

0,8

2.4.

Тема Звук У. Буквы У,у. 

1

0,2

0,8

2.5.

Тема Звук А. Буквы А,а.

1

0,2

0,8

2.6.

Тема Звук О. Буквы О,о.

1

0,2

0,8

2.7.

Тема Звук и. Буквы И,и.

1

0,2

0,8

2.8.

Тема Звук Э. Буква Э. 

1

0,2

0,8

2.9.

Тема Звук ы. Буква ы.

1

0,2

0,8

2.10.

Тема Понятие о слоге. Деление слов на слоги.   Слогообразующая роль гласных звуков.

1

0,2

0,8

2.11.

Тема Понятие об ударении. Смыслоразличительная роль ударения.

1

0,2

0,8

2.12.

Тема Звуки м мь. Буквы М, м.

1

0,2

0,8

2.13.

Тема Звуки в, вь. Буквы В,в.

1

0,2

0,8

2.14.

Тема Звуки н,нь. Буквы Н,н.

1

0,2

0,8

2.15.

Тема Звуки п, пь. Буквы П, п.

1

0,2

0,8

2.16.

Тема Звуки т, ть. Буквы Т, т 

1

0,2

0,8

Всего

16

3,2

12,8

3.

Второй период обучения

3.1.

Тема Звуки к, кь. Буквы К, к.

1

0,2

0,8

3.2.

Тема Звуки с, сь. Буквы С, с. 

1

0,2

0,8

3.3.

Тема Звуки х, хь. Буквы X, х   

1

0,2

0,8

3.4.

Тема Звуки з, зь.  Буквы 3, з.

1

0,2

0,8

3.5.

Тема Звуки с, сь, з,зь. Буквы с - з

1

0,2

0,8

3.6.

Тема Звуки б, бь. Буквы Б, б.

1

0,2

0,8

3.7.

Тема Звуки б – п, бь – пь. Буквы п - б.

1

0,2

0,8

3.8.

Тема Звуки д, дь. Буквы Д, д.

1

0,2

0,8

3.9.

 Тема Звуки: д – т, дь – ть. Буквы т - д

1

0,2

0,8

3.10.

Тема Звуки г, гь. Буквы Г, г.

1

0,2

0,8

3.11.

Тема Звуки: г –к, гь – кь.

1

0,2

0,8

3.12.

Тема Звук ш. Буквы Ш, ш.

1

0,2

0,8

3.13.

Тема Звуки с - ш. Буквы с - ш. 

1

0,2

0,8

3.14.

Тема Буква Я в начале слога.

1

0,2

0,8

3.15.

Тема Буква Я после согласных. Буквы А - Я

1

0,2

0,8

3.16.

Тема Звук ж. Буквы Ж, ж. 

1

0,2

0,8

3.17.

Тема Звуки   ш - ж.   Буквы ш - ж. 

1

0,2

0,8

3.18.

Тема Звуки ж - з Буквы ж - з

1

0,2

0,8

3.19.

Тема Звуки л, ль. Буквы Л, л 

1

0,2

0,8

3.20.

Тема Буквы Е, е в начале слога.

1

0,2

0,8

3.21.

Тема Буква е после согласных.

1

0,2

0,8

3.22.

 Тема Буквы Ё, ё в начале слога

1

0,2

0,8

3.23.

Тема Буква Ё после согласных. Дифференциация о - ё

1

0,2

0,8

3.24.

Тема Звуки р, рь. Буквы Р, р.

1

0,2

0,8

3.25.

Тема Звуки р, рь- л, ль. Буквы Р - Л

1

0,2

0,8

Всего

25

5

20

4.

Третий  период обучения

4.1.

Тема Звуки Ф, Фь. Буквы Ф, ф.

1

0,2

0,8

4.2.

Тема Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Дифференциация звуков «в, вь – ф, фь».

1

0,2

0,8

4.3.

Тема  Звуки  йу. Буквы Ю, ю в начале слова.  

1

0,2

0,8

4.4.

Тема Обозначение мягкости согласных буквой  ю. Дифференциация  у-ю.  

1

0,2

0,8

4.5.

Тема Звук  Ц.  Буквы  Ц, ц. 

1

0,2

0,8

4.6.

 Тема Звук й.  Буквы  Й, й. 

1

0,2

0,8

4.7.

Тема Звук  Ч.  Буквы  Ч, ч. 

1

0,2

0,8

4.8.

Тема Звук щ. Буквы  Щ, щ.  

1

0,2

0,8

4.9.

Тема Буква Ь  на конце слова.

1

0,2

0,8

4.10.

Тема Дифференциация твердых и мягких согласных звуков на конце слова

1

0,2

0,8

4.11.

Тема Буква Ь в середине слова.

1

0,2

0,8

4.12.

Тема Дифференциация твердых и мягких согласных звуков в середине слова.

1

0,2

0,8

4.13.

Тема Разделительный  Ъ. 

1

0,2

0,8

4.14.

Тема Разделительный Ъ.  

1

0,2

0,8

4.15.

Тема Дифференциация сходных по написанию букв: Ъ, Ы, Р, Ь

1

0,2

0,8

4.16.

Тема Алфавит

1

0,2

0,8

4.17.

 Тема Задания для проверки выполнения программы.

1

0,2

0,8

4.18.

Тема Восполнение пробелов в знаниях.

1

0,2

0,8

4.19.

Тема Составление и письмо  предложений по опорным словам.

1

0,2

0,8

4.20.

Тема Составление и письмо предложений по схемам.

1

0,2

0,8

4.21.

Тема Ребусы. Кроссворды.

1

0,2

0,8

4.22.

Тема Занимательные упражнения.

1

0,2

0,8

4.23.

Тема Составление предложений по опорным словам и объединение их в рассказ.

1

0,2

0,8

4.24.

Тема  Объединение предложений в небольшие рассказы.

1

0,2

0,8

4.25

Тема Повторение предлогов.

1

0,2

0,8

Всего

25

5

20

5.

Итоговое занятие.

2

-

2

ИТОГО

69

13,4

55,6

ΙΙΙ. Содержание курса рабочей программы

Этапы работы по реализации рабочей программы

Рабочая программа социально-педагогической направленности реализуется по пяти разделам:

- 1-й раздел «Вводное занятие (1 час).  

- 2-й раздел  «Звук» (16 часов). На данном этапе дети осваивают речевые игры; решаются следующие задачи: выработка правильных артикуляционных навыков; развитие просодической стороны речи; формирование системы четко различаемых, противопоставленных звуков; формирование фонематического восприятия, навыков анализа и синтеза звукового состава слова.

- 3-й раздел  «Буква» (25 часов). Раздел «Буква» связан с формированием у детей произносительных навыков.

- 4-й  раздел «Говори правильно» (25 часов). В игровой форме предлагаются упражнения для развития лексико-грамматического строя речи.

- 5-й раздел «Итоговое занятие» (2 часа).

Первоначально ребенку дается элементарное представление о назначении речи. Далее он получает знания о строении языка: знакомится с понятиями «предложение», «слово», «звук». Вводится графическое обозначение этих понятий. Знакомство с понятиями «слово, называющее предмет», «слово, называющее действие», «слово, называющее признак предмета» является основой для формирования грамматических категорий «существительное», «глагол», «прилагательное».

В разделе «Звук» решаются следующие задачи: выработка правильных артикуляционных навыков; развитие просодической стороны речи; формирование системы четко различаемых, противопоставленных звуков; формирование фонематического восприятия, навыков анализа и синтеза звукового состава слова. Последовательность изучения звуков определяется их артикуляционной и акустической сложностью. Работа начинается с изучения гласных звуков, которые являются звуковой основой слова. После изучения гласных звуков дается понятие «слог». Ребенок знакомится со слогообразующей ролью гласных звуков, обучается составлению слоговых схем, в которые вводятся гласные звуки или буквы. Позднее ребенок учится ставить ударение, определять ударный слог, выделять ударный гласный звук. После знакомства со звуком ребенок готовится к чтению обратных и прямых слогов. В целях предупреждения смешения звуков (близких по способу и месту образования) в речи и букв при письме предлагаются специальные упражнения по их дифференциации.

Раздел «Буква» связан с формированием у детей произносительных навыков. Порядок изучения букв соответствует последовательности усвоения ребенком произношения звуков. Обучение ведется звуковым аналитико-синтетическим методом с опорой на артикуляцию. Для усвоения характеристики звуков и букв предлагаются «Домики букв». С введением буквы рекомендуется выполнять звуко-буквенный анализ слов (для этого используются кассы букв), что способствует формированию фонематического восприятия навыка письма.  В разделе «Буква» даются образ буквы, печатное изображение буквы и способ ее конструирования из пальцев рук. Для усвоения графического образа буквы предлагаются упражнения «Сколько букв», «Найди букву», «Полубуковка». Особо обращается внимание на буквы е, ё, ю, я: в начале слова или слога буквы читаются так, как называются. В прямом слоге они указывают на мягкость согласного. Звуковой анализ слов с йотированными гласными не проводится. Проводится устная подготовка к употреблению на письме разделительного ъ и ъ знаков; При обучении ребенка чтению предусмотрены разнообразные виды упражнений: дополнить слог до целого слова; «собрать» слово из «рассыпанных» букв или слогов; вставить букву и назвать слово — «Буква заблудилась»; соотнести слова и картинки; исправить деформированные предложения; прочитать текст, выполнить задания по его содержанию: решить логическую задачу, пересказать текст, озаглавить, продолжить; прочитать пиктографический текст; выполнить упражнение «Математическая грамота»; выучить стихи, пословицы, скороговорки; отгадать загадки, ребусы, решить кроссворды.

В разделе «Говори правильно» предлагаются упражнения для развития лексико-грамматического строя речи. Материал этого раздела подобран в соответствии с изучаемым звуком. Работая над лексико-грамматической темой, ребенок закрепляет в речи изучаемый звук. Составлен учебно-тематический план и содержание курса.

Раздел 1. Вводное занятие (1 час).

Теоретическая часть:  Расписание занятий. Знакомство с планом на учебный год. Постановка целей и задач перед детьми. Инструктаж по правилам поведения на занятии, технике безопасности.

Практическая часть. Проведение мониторинга на выявление представлений.

Раздел 2.  Звук. Первый период обучения (16 часов).

Тема 2.1.  Понятие о речи. Понятие о предложении.

Теоретическая часть:  Понятие «речь», функции речи. 

Практическая часть:  Составление предложений из двух слов, называть 1-е и 2-е слово. Беседа   по сюжетной картине.

Тема 2.2. Понятие о слове. Слова, называющие предметы, действия, признаки предметов.

Теоретическая часть:  Дать понятие «слово», слова, называющие предметы, действия, признаки предметов.

Практическая часть: Схема предложения; составление простых предложений по картине, по опорным словам, по схеме; определение количества слов в предложении.  Игра «живой – неживой». Выделение лишнего предмета. Выкладывание предложения с помощью моделей  и вычерчивание схемы предложения в тетради.

Тема 2.3. Понятие о звуке.

Теоретическая часть:  Понятие о звуке, звуковой структуре слова.

Практическая часть: Выделение начального гласного звука и конечного согласного звука. Работа с картинками – звуки животного мира, звуки окружающего мира.

Тема 2.4. Звук У. Буквы У, у.

Теоретическая часть:  Понятие о гласном звуке.  Называние слов с заданным ударным  гласным звуком. Знакомство с буквами у, У.

Практическая часть: Чтение и письмо букв У, у. Чтение схем предложений с предлогом у.  Отгадывание    ребуса. Работа с корректурной таблицей.

Тема 2.5. Звук А. Буквы А, а.

Теоретическая часть:  Называние слов с заданным ударным  гласным звуком. Анализ звукового ряда: ау, уа. Знакомство с буквами А, а.

Практическая часть:  Чтение и письмо букв А, а. Ребус «лак». Работа с корректурной таблицей.

Тема 2.6. Звук О. Буквы О, о

Теоретическая часть:  Анализ звукового ряда: аоу, ауо. Называние слов с заданным ударным  гласным звуком. Знакомство с буквами О, о.

Практическая часть: Чтение и письмо букв О, о. Определение места звука «О» по схеме. Звуко – буквенный анализ. Чтение схем сложных предложений с предлогом о. Ребус. Работа с корректурной таблицей.

Тема 2.7. Звук и. Буквы И, и

Теоретическая часть:  Анализ звукового ряда: аои, аио. Называние слов по заданной модели. Знакомство с буквами и, И, правилом  написания после мягких согласных звуков.

Практическая часть:  Чтение и письмо букв И, и. Определение места звука «И» по схеме. Определение места звука «О» по схеме. Звуко – буквенный анализ. Чтение схем  предложений с союзом и. Работа с корректурной таблицей.

Тема 2.8. Звук Э. Буква Э. 

Теоретическая часть:  Анализ звукового ряда.  Образование сложных слов. Называние слов по заданной модели. Знакомство с буквами э, Э.

Практическая часть. Звуко – буквенный анализ. Чтение слов, чтение ряда гласных букв. Ребус «Эхо» Работа с корректурной таблицей.

Тема 2.9. Звук ы. Буква ы.

Теоретическая часть:  Анализ звукового ряда: а, о, у, и, ы.   называние слов. 

Практическая часть:  Составление предложений из трех слов с  союзом и. Ребус. Кроссворд. Чтение звукового ряда: а, о, у, и, ы. Определение места звука в слове по схеме. Отгадывание ребуса «дым». Работа с корректурной таблицей.

Тема 2.10. Понятие о слоге. Деление слов на слоги.   Слогообразующая роль гласных звуков.

Теоретическая часть:  Понятие о слоговом составе слова. Выполнение слогового анализа.

Практическая часть: Слоговый анализ. Составление  слоговых схем.

Тема 2.11. Понятие об ударении.   Смыслоразличительная роль ударения.

Теоретическая часть:  Проведение звукового анализа слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука.

Практическая часть:  Выделение голосом ударного гласного звука Работа со слоговой схемой. Рассматривание схем и соотнесение слова со схемой.

Тема 2.12. Звуки м, мь. Буквы М, м

Теоретическая часть:  Понятие  согласный  звук,  звонкий, мягкий, твердый. Звукобуквенный анализ слогов типа: ам, ма, слова: мама. Знакомство детей с буквой м и тем, что она обозначает звуки «м» и «мь».

Практическая часть:   Выделение звука м из состава слова. Составление  и преобразование обратных и прямых слогов типа: ам, ма, слова: мама. Печатание. Работа с корректурной таблицей.

Тема 2.13. Звуки в, вь. Буквы В, в.

Теоретическая часть:  Звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука. Знакомство с буквами в, В и тем, что они обозначают звуки в и вь. Большая буква в именах.  

Практическая часть:  Звукобуквенный анализ слова Вова. Чтение и составление схемы предложения с предлогом  в.  Большая буква в именах. Печатание. Решение кроссворда. Работа с корректурной таблицей.

Тема 2.14. Звуки н, нь. Буквы Н, н.

Теоретическая часть:  Понятие  согласный  звук,  звонкий, мягкий, твердый. Звукобуквенный анализ слов он, она, оно, они. Знакомство детей с буквой Н и тем, что она может обозначать  звуки «н» и «нь». 

Практическая часть:  Чтение слогов и слов с буквами Н, н. Ребус «ниточка». Работа с корректурной таблицей.

Тема 2.15. Звуки п, пь. Буквы П, п.

Теоретическая часть:  Понятие  согласный  звук,  глухой, мягкий, твердый. Звукобуквенный анализ слогов типа: ап, па; слов: папа. Знакомство с буквами п, П и тем, что они обозначают звуки п, пь.

Практическая часть:  Проставление ударения в словах и чтение их с использованием ударения. Отгадывание ребуса. Составление предложений с предлогом «по». Работа с корректурной таблицей.

Тема 2.16. Звуки т, ть. Буквы Т, т. 

Теоретическая часть:  Звукобуквенный анализ слов Том, Тим, там, тут. Соотнесение слова и схемы.  Называние слова с заданными звуками. Знакомство с буквами т, Т и тем, что они обозначают звуки т, ть.

Практическая часть:  Проставлять ударение в напечатанных словах и чтение слов с ударением. Называние слов с заданными звуками. Отгадывание ребусов «поэт», «вата». Работа с корректурной таблицей.

Раздел 3. «Буква» Второй период обучения (25 часов).

Тема 3.1. Звуки к, кь. Буквы К, к. 

Теоретическая часть:  Выделение звуков к, кь из состава слова. Дифференциация звуков к, кь. Звуко-слоговой анализ слова кап, мак. 

Практическая часть: Составление из букв разрезной азбуки слогов типа  ка и дополнение их до целого слова. Чтение слогов и слов. Ребусы кони, окно. Выкладывание схемы  предложения в соответствии с правилами. Работа с корректурной таблицей.

Тема 3.2. Звуки с, сь. Буквы С, с.

Теоретическая часть:  Выделение звуков с, сь из состава слова. Дифференциация звуков с, сь. Звуко -  слоговой анализ слова сани, Сима, сваи.

Практическая часть: Составление из букв разрезной азбуки слогов типа  са, слов типа сук. Преобразование слов сук – сок – сом. Ребусы носок, аист. Чтение. Кроссворд.  Письмо слогов типа са. Образование сложных слов. Родственные слова (снег). Работа с корректурной таблицей.

Тема 3.3. Звуки х, хь. Буквы X, х.   

Теоретическая часть:  Выделение звуков х, хь из состава слова. Дифференциация звуков х, хь. Анализ слогов ха, хи. Звуко-слоговой анализ слов типа мох, уха. Работа с корректурной таблицей.

Практическая часть:  Составление из букв разрезной азбуки слогов ох, ха и дополнения их до целого слова. Письмо  слогов типа ха, слов уха, муха. Ребусы  уха, духи. Чтение. Родственные слова к слову хвастун. Работа с корректурной таблицей.

Тема 3.4. Звуки з, зь  Буквы 3, з. 

Теоретическая часть:  Выделение звуков з, зь из состава слова. Дифференциация звуков з, зь. Соотнесение слова и схемы. Звуко -  слоговой анализ слова коза.

Практическая часть:  Составление из букв разрезной азбуки слогов за, зво и дополнения их до целого слова. Правописание  безударных гласных (коза). Ребусы ваза, зима. Чтение. Работа с корректурной таблицей.

Тема 3.5. Звуки с, сь, з, зь. Буквы с – з.

Теоретическая часть:  Дифференциация  звуков с, сь, з, зь. Дифференциация букв с – з. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Слова  с пропущенной буквой. Работа с корректурной таблицей.

Практическая часть:  Чтение.

Тема 3.6. Звуки б, бь. Буквы Б, б.

Теоретическая часть:  Выделение звуков б, бь из состава слова. Дифференциация звуков б, бь.  Звуко -  слоговой анализ слова бусы, бант.

Практическая часть: Составление из букв разрезной азбуки слов бусы, бант, кабина. Письмо слов типа Бобик, кубики, изба. Ребусы кабан. Чтение. Работа с корректурной таблицей.

Теоретическая часть:  Дифференциация звуков п, пь б, бь. Дифференциация букв п - б. Слова   с пропущенной буквой. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.

Практическая часть: Написание парных согласных в конце слова. Чтение. Работа над деформированным предложением. Работа с корректурной таблицей.

Тема 3.8. Звуки д, дь. Буквы Д, д.

Теоретическая часть:  Выделение звуков д, дь из состава слова. Дифференциация звуков д, дь. Звуко -  слоговой анализ слов дубок, диван.

Практическая часть:  Составление из букв разрезной азбуки слов дом, дубок, посуда. Письмо слогов типа да, слов дом, дымок. Правописание  безударных гласных (дома). Ребусы дом, дочка. Родственные слова (дым) предлоги под, из — под, над.   Работа с корректурной таблицей.

Тема 3.9. Звуки: д – т, дь – ть. Буквы т – д.

Теоретическая часть:  Дифференциация звуков  д – т, дь – ть, букв т - д  Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.

Практическая часть:  Чтение текста. Написание парных согласных в конце слова. Работа с корректурной таблицей.

Тема 3.10. Звуки г, гь. Буквы Г, г.

Теоретическая часть:  Выделение звуков г, гь из состава слова. Дифференциация звуков г, гь. Звуко -  слоговой анализ слова  гуси, Ганс.

Практическая часть: Составление из букв разрезной азбуки слов: книга, бумага, магазин. Письмо слогов типа га; слов гном, гамак, нога, бумага. Ребусы гвоздика, газон, гуси, гамак. Чтение. Работа с корректурной таблицей.

Тема 3.11. Звуки: г – к, гь – кь.

Теоретическая часть:  Дифференциация звуков к, кь - г, гь. Дифференциация букв к - г. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.

Практическая часть:  Чтение. Написание парных согласных в конце слова. Работа с корректурной таблицей.

Тема 3.12. Звук ш. Буквы Ш, ш.

Теоретическая часть:  Выделение звука ш, из состава слова. Звук  ш - твёрдый. Звуко -  слоговой анализ слов: шуба, мышка, камыш.

Практическая часть:  Составление из букв разрезной азбуки слова шуба. Преобразование  слов кошка – мошка - мушка - пушка - пышка - мышка. Ребусы Наташа, Маша. Чтение. Кроссворд. Правила письма предложения. Это наша Машка. Работа с корректурной таблицей.

Тема 3.13. Звуки с-ш. Буквы с-ш.  

Теоретическая часть:  Дифференция  звуков с – ш. 

Практическая часть:  Чтение. Ребусы сушка, суша. Работа с корректурной таблицей.

Тема 3.14. Буква Я в начале слога.

Теоретическая часть:  Буква Я - гласная. Слог я, слово Я. Соотнесение  слов и слоговых схем.

Практическая часть:  Составление из букв разрезной азбуки слов Яша, Яна. Письмо слов Яша, Яна. Рассыпанное предложение Яна видит Яшу. Ребусы пояс, яки, язык. Кроссворд «я» Работа с корректурной таблицей.

Тема 3.15. Буква Я после согласных. Буквы А - Я .

Теоретическая часть:  Обозначение мягкости согласных буквой Я. Дифференциация  а - я. 

Практическая часть: Составление из букв разрезной азбуки слов Катя, Вася и предложения: У кошки котята. Чтение. Работа с корректурной таблицей.

Тема 3.16. Звук ж. Буквы Ж, ж.  

Теоретическая часть:  Выделение звуков ж из состава слова. Звук  ж - твёрдый. Звуко -  слоговой анализ слова типа пижама.

Практическая часть:  Составление из букв разрезной азбуки слов жук, сижу, вижу; предложения: Жук видит жабу. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.  Письмо предложения: Вот жук, жаба, и уж. Предлог между. Работа с корректурной таблицей.

Тема 3.17. Звуки   ш - ж.  Буквы ш - ж.  

Теоретическая часть:  Дифференциация звуков ш - ж, букв ш - ж. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Правописание слогов ши-жи.

Практическая часть: Ребусы ужин, машина. Письмо слогов ши - жи. Чтение. Работа с корректурной таблицей.

Тема 3.18. Звуки ж - з. Буквы ж – з.

Теоретическая часть:  Дифференциация звуков ж-з, букв ж - з.

Практическая часть:  Чтение. Печатание слов с пропущенными буквами. Работа с корректурной таблицей.

Тема 3.19. Звуки л, ль. Буквы Л, л.  

Теоретическая часть:  Выделение звуков л, ль из состава слова.  Звуко -  слоговой анализ слов лампа, клумба, волна, лиса. Дифференциация согласных по твёрдости - мягкости. Превращение  слов (замена звука л на ль). Звуковой анализ слова  липа. Работа с корректурной таблицей.

Практическая часть:  Составление из букв разрезной азбуки слов лак, лук, волны, лодки; предложений Лодки плывут. Волны шумят. Ребусы липа, сила. Письмо  слогов типа ал, ла; слов зал, ходули, клоун; предложения Клоун много шутил.  Чтение.

Тема 3.20. Буквы Е, е в начале слога.

Теоретическая часть:  Буква е — гласная. Согласование прилагательных с существительными. Образование сравнительной степени прилагательных.

Практическая часть:  Кроссворд. Чтение. Работа с корректурной таблицей.

Тема 3.21. Буква е после согласных.

Теоретическая часть:  Обозначение мягкости согласных буквой е.  Употребление глаголов надел, одел

Практическая часть:  Письмо слов  лес, небо, снег; предложения  Дети идут в лес. Чтение. Работа с корректурной таблицей.

Тема 3.22. Буквы Ё, ё в начале слога

Теоретическая часть:  Буква ё - гласная.

Практическая часть:  Составление из букв разрезной азбуки слов ёжик, даёт; предложения Ёжик даёт нам яблоко. Чтение. Ребусы ёжик, ёлка. Письмо предложения Ёжик бежит под ёлку. Работа с корректурной таблицей.

Тема 3.23. Буква Ё после согласных. Дифференциация о - ё

Теоретическая часть:  Обозначение мягкости согласных буквой ё. Дифференциация  о - ё.

Практическая часть: Составление из букв разрезной азбуки предложения Тёма везёт Тому. Чтение. Работа с корректурной таблицей.

Тема 3.24. Звуки р, рь. Буквы Р, р.

Теоретическая часть:  Выделение звуков р, рь из состава слова. Дифференциация звуков р - рь. Звуковой анализ слов: Марс, Уран. Звуко -  слоговой анализ слова Сатурн.

Практическая часть:  Составление из букв разрезной азбуки предложения Ракета на старте. Ребусы народ, ворота, пирог. Письмо слогов типа ра; слов Рекс, Шарик, предложения. Мухтар берёт след. Чтение. Работа с корректурной таблицей.

Тема 3.25. Звуки р, рь - л, ль. Буквы Р – Л.

Теоретическая часть:  Дифференциация звуков р, рь - л, ль.

Практическая часть:  Ребус   браво. Письмо предложения Река текла. Рябина росла. Чтение.  Работа с корректурной таблицей.

Раздел 4. «Говори правильно» Третий период обучения (25 часов).

Тема 4.1. Звуки Ф, Фь. Буквы Ф, ф.

Теоретическая часть:  Знакомство со звуками  Ф, Фь с буквой  «Ф». Согласование прилагательных с существительными.

Практическая часть: Проставление ударения в словах и чтение их с использованием ударения. Составление из букв разрезной азбуки слов: фея, фиалка, филин, фазаны.   Ребусы: жираф, финиш. Кроссворд. Совершенствовать навык чтения детей. Работа с корректурной таблицей.

Тема 4.2. Дифференциация звуков «в, вь – ф, фь». 

Теоретическая часть:  Дифференциация звуки «в – ф», «вь – фь»   по твёрдости – мягкости, по глухости – звонкости. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Называние слов определенной звуковой структуры.

Практическая часть:  Письмо. Чтение слогов, предложений. Работа с корректурной таблицей.

Тема 4.3. Звуки  йу. Буквы Ю, ю в начале слова.  

Теоретическая часть:  Буква «Ю» - гласная. Буква ю может обозначать два звука - «йу» в начале слова или после гласного звука. Знакомство с буквами Ю, ю. 

Практическая часть:  Ребус: юмор. Кроссворд. Составление предложения из трех слов с  союзом и. Составление из букв разрезной азбуки слов: юла, Юля, Юра, Юпик. Работа с корректурной таблицей.

Тема 4.4. Обозначение мягкости согласных буквой  ю. Дифференциация  у - ю.  

Теоретическая часть:  Буква ю  может обозначать звук «у» и пишется после мягких согласных звуков. Буква ю может обозначать два звука («й», «у» в начале слова или после гласного звука). Называние слов с заданным ударным гласным звуком.

Практическая часть:  Чтение, отгадывание ребусов «люк», «верблюд». Работа с корректурной таблицей.

Тема 4.5. Звук  Ц.  Буквы  Ц, ц.  Дифференциация звуков С - Ц. 

Теоретическая часть:  Дифференциация звуков С - Ц. Звук Ц, буква Ц, ц.  Правило: звук «ц» - согласный, всегда твердый. Чтение. «Рассыпанные» слова.

Практическая часть:  Отгадывание слов, выложенных фишками. Чтение. Составление из букв разрезной азбуки слов цыпленок, курица, звуко-буквенный анализ. Составление предложений с этими словами. Работа с корректурной таблицей.

Тема 4.6. Звук й.  Буквы  Й, й.  

Теоретическая часть:  Звук й — мягкий. Выделение звука й из состава слова. Звук «й» - самый короткий звук в нашей речи и всегда мягкий согласный. Буква й. Родительный падеж имен существительных в форме множественного числа.

Практическая часть:  Отгадывание слов, представленных моделью. Кроссворд. Чтение. Работа над дикцией: Март с водой, апрель с травой, май с грозой. Составление из букв разрезной азбуки слов:  мойся, муравей, лишний, Незнайка. Звуко-слоговой анализ слова зайка.  Работа с корректурной таблицей.

Тема 4.7. Звук  Ч.  Буквы  Ч, ч.

Теоретическая часть:  Знакомство с буквами  ч, Ч. «Ч» всегда мягкий согласный звук.  Выделение звука ч из состава слова. Правописание ЧА, ЧУ. Сложноподчиненное предложение с союзом потому что.

Практическая часть:  Составление цепочки слов, производя в данном слове только одну замену для получения нового слова. Составление из букв разрезной азбуки слов чай, очки, чайник, вечер, чистый, кричит.  Предложения: Мы пили горячий чай. Кроссворд. Чтение. Работа над дикцией: Печка печет, речка течет. Работа с корректурной таблицей.

Тема 4.8. Звук щ. Буквы  Щ, щ. 

Теоретическая часть:  Звук щ — мягкий. Выделение звука щ из состава слова. Объяснение, что звук «щ» - всегда мягкий согласный.  Знакомство с буквами щ, Щ. Образование существительных с помощью суффиксов -щик-, -ищ-. Написание сочетаний ща, щу. Работа с корректурной таблицей.

Практическая часть:  «Рассыпанные» слова. Ребусы. Чтение. Составление из букв разрезной азбуки слова: пища,  пещера, защита, ищу.

Пересказ прочитанного рассказа. Чтение скороговорок.

Тема 4.9. Буква Ь  на конце слова – показатель мягкость согласного звука. Теоретическая часть:  Знакомство с буквой ь. Слова с пропущенными буквами.

Практическая часть:  Составление из букв разрезной азбуки слов: пень, день, дверь, шерсть. Чтение. Отгадывание слова представленного моделью  (по  вопросам).

Тема 4.10. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков на конце слова.

Теоретическая часть:  Выкладывание предложений с применением пройденных правил.

Практическая часть:  Чтение. Решение  кроссворда.

Тема 4.11. Буква Ь в середине слова

Теоретическая часть:  Знакомство с разделительной функцией буквы ь. Притяжательные прилагательные.

Практическая часть:  Преобразование слов типа: пень — пеньки, день – деньки, огонь - .. Чтение. Звуко-буквенный анализ.

Тема 4.12. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков в середине слова.

Теоретическая часть:  Составление цепочки слов, производя в данном слове одну замену для получения нового слова.

Практическая часть:  Чтение.

Тема 4.13. Разделительный  Ъ.

Теоретическая часть:  Знакомство с Ъ. 

Практическая часть:  Называние слов с  определенной звуковой структуры. Отгадывание слов, выложенных фишками.

Тема 4.14. Разделительный Ъ. 

Теоретическая часть:  Знание  функции разделительного знака ъ. Приставочные глаголы.

Практическая часть: Произнесение слоговых пар типа: се - съе. Составление цепочки слов, производя в данном слове одну замену для получения нового слова. Составление предложений по опорным словам и объединение их в рассказ.

Тема 4.15. Дифференциация сходных по написанию букв: Ъ, Ы, Р, Ь.

Теоретическая часть:  Называние слов определенной звуковой структуры.  Дифференциация сходных по написанию букв: Ъ, Ы, Р, Ь.

Практическая часть:  Проведение звукового анализа слов. Нахождение неправильно написанных букв. Дописывание элементов букв сходных по написанию. Работа с корректурной таблицей.

 Тема 4.16. Алфавит.

Теоретическая часть:  Знакомство с алфавитом. Полное «имя» буквы.

Практическая часть: Работа с кассой. Звуко-буквенный анализ. Чтение. Разгадывание буквенных кроссвордов, ребусов, загадок. Графический диктант.

Тема 4.17. Задания для проверки выполнения программы.

Теоретическая часть:  

Практическая часть:  В игровой форме провести проверочную работу.

Тема 4.18. Восполнение пробелов в знаниях.

Теоретическая часть:  Называние слов с заданным звуком.

Практическая часть: Звуко-буквенный анализ слов. Определение места заданного звука в слове, составление предложений, подсчёт слов, составление схемы предложения. Работа с деформированным предложением.

 Тема 4.19. Составление и письмо  предложений по опорным словам.

Теоретическая часть:  повторение понятий «слово», «предложение»

Практическая часть:  Составление и письмо  предложений по опорным словам, картинкам.

Тема 4.20. Составление и письмо предложений по схемам.

Теоретическая часть:  Деление предложения на слова.

Практическая часть: Составление предложений, подсчёт слов, составление схемы предложения, черчение в тетради, написание предложений по схеме.

 Тема 4.21. Ребусы. Кроссворды.

Теоретическая часть:  

Практическая часть:  Отгадывание ребусов и кроссвордов.

Тема 4.22. Занимательные упражнения.

Теоретическая часть:  Называние слов определенной звуковой структуры.

Практическая часть: Называние слов определенной звуковой структуры. Составление кроссвордов.

Тема 4.23. Составление предложений по опорным словам и объединение их в рассказ.

Теоретическая часть:  Опорные слова.

Практическая часть: Составление предложений по опорным словам и объединение их в рассказ

      Тема 4.24. Объединение предложений в небольшие рассказы.

Теоретическая часть:  Предложение.

Практическая часть:   Объединение предложений в небольшие рассказы.

Тема 4.25. Повторение предлогов.

Теоретическая часть:  предлоги в, на, под, из – под, за, из - за.

Практическая часть:  составление предложений по схемам, картинкам.

Раздел 5. Итоговое занятие (2 часа).

Развлечение «Веселый букварик». Концертные выступления.

Краткая характеристика форм занятий по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Веселая азбука».

Все занятия состоят из игр и игровых упражнений, что очень близко и понятно дошкольникам. На каждом занятии используются различные формы работы, сочетаются подача теоретического материала и практическая работа. Все формы работы логично сменяют и дополняют друг друга. Обучение по курсу осуществляется следующим образом:

- несколько изменена последовательность изучения звуков: изучение согласных звуков начинается со звуков [м]-[мъ], так как характер их звучания обеспечивает, по нашему мнению, доступность усвоения и выделения согласного звука из состава слова;

- параллельно с анализом обратного слога дается анализ прямого слога;

- буква изучается параллельно с изучаемым звуком;

- изучаются все буквы алфавита;

- после изучения нового звука проводится работа по воспитанию внимания к изменению грамматических форм слова, способам словообразования, а также по коррекции недостатков в формировании лексико-грамматического строя речи;

В занятие включены упражнения по развитию просодической стороны речи, так как в группе большинство детей со стертой формой дизартрии;

- последовательно введено знакомство с понятиями «речь», «предложение», «слово», «звук», «слог», «ударение»;

- предусмотрены специальные упражнения для развития психических процессов.

Методическое обеспечение курса рабочей программы

  1. Иллюстрации.                                              
  2. Игровые атрибуты;
  3. Наглядно - дидактический материал;      
  4. Стихи, загадки.
  5. Карточки с заданием.                                  
  6. Рабочая тетрадь.

Список литературы

  1. Гаврина, С.Е. Обучающие кроссворды. Рабочая тетрадь./ Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. – ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2005 . с. 19
  2. Гаврина, С.Е. Слова и предложение. Тетрадь дошкольника по обучению грамоте / Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. – ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2002 . с. 19
  3. Гаврина, С.Е. Буквы и слоги. Тетрадь дошкольника по обучению грамоте / Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. – ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2002 . с. 19
  4. Мамаева, В.В.  Развиваем речь. – СПб.: Издательская Группа «Азбука-классика», 2009. – 80 с.
  5. Мамаева, В.В.  Речь. – СПб.: Издательская Группа «Азбука-классика», 2010. – 32 с.
  6. Мамаева, В.В.  Учимся читать. – СПб.: Издательская Группа «Азбука-классика», 2010. – 80 с.
  7. Цуканова,  С.П. Учим ребёнка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. I период обучения / С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц. - М.: Издательство FHOM и Д, 2008. - 160 с.
  8. Цуканова,  С.П.Учим ребёнка говорить и читать.  Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. II период обучения /  С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. - 184 с.
  9. Цуканова,  С.П. Учим ребёнка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. III период обучения / С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. - 112 с.
  10. Цуканова,  С.П. Я учусь говорить и читать. Альбом 1 для индивидуальной работы / С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц.    - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006. - 64 с.
  11. Цуканова,  С.П. Я учусь говорить и читать. Альбом 2 для индивидуальной работы / С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006. - 64 с.
  12. Цуканова,  С.П. Я учусь говорить и читать. Альбом 3 для индивидуальной работы / С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. - 32 с.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Учимся играя» социально – педагогической направленности для детей 3 – 7 лет

Презентация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Учимся играя» социально – педагогической направленности для детей 3 – 7 лет...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Веселые ножки» для детей младшего и среднего возраста (1-2 МОДУЛЬ)

В основу настоящей программы художественной направленности положены методические рекомендации программы по ритмической пластике для детей дошкольного возраста А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЧУДО - МИР» социально - педагогической направленности для дошкольников 6-7 лет

Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «ЧУДО - МИР» (далее - Программа) для детей 6 -7 лет социально - педагогической направленности составлена на...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселая азбука через занимательный скрапбукинг».

Программа «Веселая азбука через занимательный скрапбукинг»  предназначена для овладения  первоначальными навыками чтения; это учёба и игра. Игровая форма работы очень эффективна,...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Веселый счет" для детей 4-5 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Веселый счет" является программой социально- педагогического направления, по функциональному назначению- учебно- познавательная,...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Веселый счет" для детей 4-5 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Веселый счет" является программой социально- педагогического направления, по функциональному назначению- учебно- познавательная,...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Веселый счет" для детей 4-5 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Веселый счет" является программой социально- педагогического направления, по функциональному назначению- учебно- познавательная,...